Конспект занятия прогулка в зимний лес старшая группа

Обновлено: 04.07.2024

Воспитатель: - Скажите, как назвать одним словом всех, кого вы перечислили?
Дети: - Птицы!
Воспитатель: - Почему их называют птицами?
Дети рассказывают о строении птиц.
Воспитатель: - Если птицы остаются у нас зимовать, значит, это какие птицы? (зимующие). Давайте рассмотрим их внимательно. Какие они все разные!

Дети: - Снегиря!
Воспитатель: - Хотите, я превращу вас в снегирей? Вокруг себя повернись, в снегирей ты превратись!

Воспитатель: - Трудно живется птицам в зимнем лесу. Стараются они в холодные и лютые морозы прилететь поближе к жилью человека, подкормиться. А ведь мы взяли с собой кормушку и угощение для птиц. Я думаю, надо их угостить!

Игровое упражнение «Кто как голос подает?
Ворона – каркает;
Сорока – стрекочет;
Воробей – чирикает;
Голубь – воркует и т.д.
Воспитатель: - Давайте оставим птиц в их птичьей столовой, а нам пора возвращаться домой!

После перерыва можно предложить детям сконструировать кормушки из подручного бросового материала и на прогулке развесить их на участке детского сада.

Задачи: 1. Развивать познавательный интерес к миру природы.

2. Формировать навыки бережного отношения к окружающей природе.

3. Закреплять знания детей о зимующих птицах и животных в зимнем лесу.

4. Воспитывать у детей желание оказывать помощь природе при необходимости, сохранять её.

Актуальность: в дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и знаний детей о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных патриотических чувств и интеллектуальных способностей.

Ход занятия:

1. Можно ли шуметь в лесу? Почему?

Ответы детей : Нельзя, можно распугать всех птиц и зверей.

2. Можно ли ломать ветки у деревьев? Почему?

Ответы детей : Нельзя, дерево может погибнуть.

3. Можно ли разводить костёр в лесу?

Ответы детей : Если развел костёр, то потом затуши.

4. Можно ли оставлять мусор на полянках после себя?

Ответы детей : Загрязнять лес нельзя

Воспитатель : Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

Если я съем пирожок, выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)

Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)

Если мусор уберу, банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю? (да)

Молодцы ребята, верно ответили! А сейчас отправляемся на лыжах в лес

Мы на лыжах в лес идём, (дети шагают)

Мы взбираемся на холм

Палки нам идти помогут, (дети идут скользящим шагом, опираясь на палки)

Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер (машут ладонями на себя)

Он деревья крутит, вертит (делаем вращающие движения руками)

И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит (хлопки над головой)

На экране появляется картинка зимнего леса, слышится шум ветра в лесу.

Воспитатель : Вот мы с вами и в лесу! Летом здесь пели птицы и выводили своих птенцов. А сейчас они улетели на юг, остались только зимующие птицы. Ребята, кто знает и назовёт зимующих птиц?

На экране поочерё дно появляются картинки: воробья, вороны, синички, свиристели, клеста. Дети по очереди называют птиц.

Воспитатель : 1. Ребята, какая птица выводит своих птенцов зимой? (Клёст)

2. Назовите любимое лакомство синичек? (сало)

3. Чем любят лакомиться свиристели? (рябиной)

Про птиц мы поговорили, а сейчас поговорим о животных. Я буду загадывать загадки о лесных жителях, а вы отгадывать. (На экране по очереди появляются картинки животных)

1. Летом серый, зимой белый (заяц)

Чем питается заяц? (корой деревьев)

2. Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)

Чем питается волк? (ловит больных зайцев)

3. Он зимой в берлоге спит, потихонечку храпит,

А проснётся, ну реветь, как зовут его (медведь)

4. Всех зверей она хитрей, шубка тёплая на ней.

Пышный хвост-ее краса, а зовёт её(лиса)

5. Кто с высоких толстых сосен, в ребятишек шишку бросил,

А в кусты через пенёк

Промелькнул как огонёк? (белка)

Ребята, наша прогулка подходит к концу. На прощанье мы оставим небольшой подарок для птиц-рябину. В лесу есть дерево, но оно не весёлое. Давайте с помощью гроздей рябинок, которые мы изготовим, украсим его и оживим. Дети рисуют гроздья рябины при помощи гуаши карандаша. (как будто карандаш оставляет свои следы в виде круглых ягод)

Воспитатель : Ребята, к нам на рябину прилетели гости, поклевать наши ягоды, они нас благодарят за вкусное угощение. Ну а нам пора возвращаться в д/с.

Мы на лыжах в лес идём, (дети шагают)

Мы взбираемся на холм

Палки нам идти помогу, (дети идут скользящим шагом, опираясь на палки)

Будет нам легка дорога!

Вот мы и опять в детском саду.

Прикреплённые файлы:


Воспитатель: На улице – самое красивое и волшебное время года, скажите какое сейчас время года? Какой месяц? Ребята, хотите побывать в зимнем лесу? Ну, что отправимся в путешествие? В зимнем лесу нас ждёт много интересного.


Знакомство с белочкой.
Кто в лесном дупле живет?
Кто орешки всё грызет?
Кто грибы на ветках сушит?
С кисточками ее уши.
Пушистый теплый хвост, как грелка,
Ну, конечно, это – Белка.


Дети за столами выполняют задание. Затем на экране появляется ответ, и дети проверяют правильность выполнения задания. Молодцы!

Знакомство с ежиком.
Кто колюч? Живет в лесу?
Не боится кто лису?
От нее он не бежит:
В клубок свернется и лежит,
Не видать ни глаз, ни ножек?
Ты узнал? Ведь это ежик.


Воспитатель: Пока ежик бежал, потерял все свои иголки. Надо ему помочь.
Дети прикрепляют прищепки-колючки к силуэтному изображению ежа.

Знакомство с зайчиком
Зимой он в шубке белой,
А летом серым стал.
Весь день по лесу бегал,
Но даже не устал.
Страшна лиса-плутовка
Ему и серый волк.
Любитель грызть морковку.
В капусте знает толк.
А, кто он? Угадай-ка!
Зовём его мы зайка.


На экране картинка с записью решения задачи.
Воспитатель: Вам нужно составить задачу и записать ее решение в тетради. Зайчики поели и приглашают вас поиграть вместе с ними. У них очень необычные глаза, за это их и прозвали косыми. А вы бережёте свои глаза?


Воспитатель: Какие фигуры нужны, чтобы выложить изображение лисы, зайца. Из скольких фигур состоит изображение лисы, зайца.


Знакомство с медведем
Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его? – Медведь.

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Если вам оно понравилось, поднимите зеленый кружок и расскажите, что вам понравилось? Если вам какое-нибудь из заданий показалось трудным, поднимите красный кружок. Расскажите, что было трудным. Нам пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель: Мы пойдём сейчас направо, а потом пойдём налево. На одной ноге поскачем и кругом мы повернёмся, в детский сад опять вернёмся. Где мы сегодня побывали? Кого видели? Я предлагаю вам дома вместе с родителями подумать, как мы, люди, могли бы помочь диким животным зимой и составить рассказ о диком животном по схеме.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о диких животных.

- Воспитывать любознательность, любовь к живой природе родного края.

- Учить детей мыслить самостоятельно.

- Расширять и систематизировать представления детей об обитателях леса и их жизни в зимний период.

- Закрепить с детьми признаки зимы.

- Воспитывать культуру общения, умение слушать говорящего, не перебивая; взаимодействовать друг с другом и с взрослым, отвечать на вопросы.

- Упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме.
- Закреплять навык образования уменьшительно-ласкательных суффиксов имен существительных.

- Учить сочетать речь с движениями.

Предварительная работа:

Дни ее всех дней короче

Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга

До весны легли снега.

-О каком времени года говорится в загадке? (о зиме)

- А какое сейчас время года? Какой месяц?

- Почему вы так думаете? Докажите (выпал снег, холодно, день короче ночи, люди одеваются очень тепло, можно покататься на коньках, лыжах, на санках).

-Вы любите зиму? Зимой все вокруг белое красивое, снежинки искрятся и переливаются. Давайте превратимся в снежинки.

Ну-ка, детки, покружитесь

И в снежинки превратитесь.

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

Кружатся снежинки в воздухе морозном,

Падают на землю кружевные звёзды.

Вот одна упала на мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко!

- Ой, а что это за большая снежинка? Да это не просто снежинка. Это письмо. Вот оно. (Показывает детям).

«Срочно приходите, срочно помогите!

Происходят чудеса, не поделим мы леса.

Нас волшебник напугал, нас он всех заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть, что нам пить и что нам есть.

Как нам зиму пережить? Вас хотим мы попросить:

Жители леса.

- От кого пришло письмо? Откуда? Как называются животные, которые живут в лесу? Почему их называют дикими?

Дикие животные с человеком не живут,
Постоянной помощи от него не ждут.
А живут они в лесах, на горах, в лугах, в степях,
Сами пищу добывают, сами деток охраняют,
Строят прочное жилище, для зимовки место ищут.

Всех их не пересчитать, обо всех не рассказать.
По своим живут законам, их всем людям надо знать,
Чтобы не вредить животным, их повсюду охранять.

- Ну что, отправимся на помощь к животным?

- Давайте мы тоже превратимся в снежинки и полетим в зимний лес.

Дети кружатся под музыку и опускаются на ковер перед экраном.

- Смотрите внимательно и отвечайте мне тихонько, кого из животных вы увидели в зимнем лесу.

Во время просмотра фильма комментировать и задавать вопросы.

Воспитатель: Навостри-ка уши, тишину послушай! Слышишь?

День и ночь по лесу рыщет, день и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит волк молчком, уши серые торчком.

Воспитатель: Навостри-ка уши, тишину послушай! Слышишь?

То по веточкам пройдёт, то обратно повернёт.
Не распутать этот след – ни конца, ни края нет.
Только если очень тихо будем мы гулять в лесу,
То, быть может, повезёт нам встретить хитрую лису.

Воспитатель: Навостри-ка уши, тишину послушай! Слышишь?

Лось – рога ветвистые да копыта быстрые.

Головой качая, он задевает небосклон.

Воспитатель: Навостри-ка уши, тишину послушай! Слышишь?

Шебуршатся где-то мыши? Нет, не мыши.

Это белочка шуршит, в дупле шишку шелушит.

Воспитатель: Навостри-ка уши, тишину послушай! Слышишь?

Что это за зверь лесной встал, как столбик под сосной?

Уши выше головы, это зайка, посмотри.

Прокатился шум лесной – под кустом притих косой.

Уши длинные прижал, долго эхо провожал.

- Каких животных вы увидели в зимнем лесу? (лису, лося, белку, зайца, волка)

- А каких животных вы не увидели? (медведя, ежа)

- Как вы думаете, почему?

- Как живется животным зимой в лесу?

- Да, им холодно, голодно, а тут еще злой волшебник напугал бедных зверюшек, они все разбежались и спрятались, кто куда.

Вот чтобы звери больше не пугались и не прятались, давайте поиграем с ними.

Воспитатель кидает мячик и называетживотных, а дети называют их ласково и говорят какие они. Например, зайчишка – быстрый, ловкий, пушистый, трусливый и т.д.

- Молодцы, хорошо зверюшек похвалили. И они решили вам показаться.

Открываю доску с картинками лесных зверей.

- Но в лесу приключилась еще одна беда: злой волшебник тайком заманил детенышей зверей в чащу леса, и они там заблудились, потеряли своих мам. Давайте им поможем детенышам вернуться к мамочкам.

Кто это? Как зовут его маму? Где ждет бельчиха бельчонка?

Нажимают на детеныша и от него проводится линия к маме.

И опять вы молодцы, помогли лесным жителям. Но вы не только хорошие добрые ребята, но еще и сильные, потому что каждое утро делаете зарядку. Давайте и зверей этому научим.

Физкультминутка.


Раз - присядка, два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся, кулачками потереть глаза
Любят долго потянуться, потянуться
Обязательно зевнуть, зевнуть, прикрывая рот ладошкой
Ну и хвостиком вильнуть. движение бедрами в стороны
А волчата - спинку выгнуть прогнуться в спине вперед
И легонечко подпрыгнуть. легкий прыжок вверх
Ну, и мишка косолапый, руки полусогнуты в локтях
Широко расставив лапы, ноги на ширине плеч
То одну, то обе вместе переступание с ноги на ногу
Долго топчется на месте раскачивание туловища в стороны
А кому зарядки мало- развести руки в стороны
Начинает все сначала! на уровне пояса ладонями вверх.

- Ну вот, зарядку делать мы животных научили. Но злой волшебник не унимается. Он заколдовал бедных животных опять и они стали все сердитые, злые, недовольные, плаксивые(?) – по ходу перечисления эмоций попросить детей показать их. Но на самом деле ведь они не такие. Зайка какой? А белочка? Лиса? И чтобы расколдовать зверей, вам нужно правильно ответить на мои вопросы.

Например: Заяц зимой меняет шубку на белую и теплую? Медведь зимой спит в избушке? Волк живет под кустом? Белка зимой спит в дупле? Лиса дружит с зайцем? Волк припас в дупле без спешки шишки, желуди, орешки? Белка летом и осенью рыжая, а зимой – серая? Еж зимует в хатке? Тело диких животных покрыто шерстью? Волк – хищное животное? У белки есть рога и копыта?

- А мы что им ответим? (Пожалуйста)

- Ну, теперь можно и в садик возвращаться. Давайте опять превратимся в снежинки. А пока мы летим обратно скажите, где мы сегодня побывали? Кого там видели? Какие добрые дела сделали?

- Вы добрые, хорошие ребята, поэтому я думаю вы не будете обижать ни зверей, не птиц, а будете только им помогать.

Читайте также: