Конспект занятия постановка звука р 1 класс

Обновлено: 02.07.2024

б) развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую , общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

3. Коррекционно – воспитательные:

а) формировать положительную установку на участие в занятии;

б) формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование:

Зеркало; разрезные шероховатые квадратики, кубики с изображением эмоций, коктейльная трубочка, емкость с водой, цифры от 1 до 9, карточки с буквами.

1. Орг. момент

2. Объявление темы

3. Развитие общей моторики

4. Развитие мелкой моторики

5. Мимическая гимнастика

6. Артикуляционная гимнастика

7. Развитие дыхания

8. Анализ артикуляции звука

9. Постановка звука Р

10. Развитие фонематических процессов

11. Закрепление звука Р

12. Итог занятия

14. Домашнее задание

- Здравствуй, Саша! Как твои дела? Как настроение?

Сегодня мы продолжим работу над звуком [Р] и попытаемся вызвать у тебя этот звук.

- Сначала проведем разминку

Представь, как будто мы с силачи. Мы поднимаем тяжёлую гирю сначала правой рукой, сильно напрягаем руку, затем левой, а теперь поднимаем штангу. У нас напряжены не только руки, но и ноги и всё тело. После такой нагрузки надо расслабиться.

- Сейчас я дам тебе квадратики, они шероховатые, тебе нужно выложить их в порядке увеличения шероховатости бумаги.

- А теперь проверь себя, переверни квадратики и посмотри на цифры, они должны идти в порядке возрастания.

- Посмотри, это кубики. Выбери три кубика и попробуй изобразить настроение каждого из них.

Удивление, радость, испуг, волнение, злость.

- Чтобы подготовить язычок к работе, выполним артикуляционную гимнастику. Многие из упражнений ты уже знаешь.

Упражнения для губ:

Сидя перед зеркалом, тянуть кончик языка к альвеолам.

- Скажи, какой звук [р] гласный или согласный? Мягкий или твердый? Звонкий или глухой? Почему?

- Посмотри внимательно на положение губ, они открыты, раскрой губы так же. Молодец.

- Зубки тоже открыты, открой зубки на небольшое расстояние.

- Кончик языка поднят к альвеолам за верхние зубки, а боковые края прижаты к коренным зубам. Кончик язык и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Показать рукой, какой язычок?

Что он напоминает? (чашечку).

- Мягкое небо поднято, прижато к задней стенки глотки. Закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот. Поработай с небом, смыкай и размыкай.

- Посередине языка идет воздушная струя, подуй так, чтобы струя воздуха шла посередине языка. Поставь ладошку, ощути ее.

- Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Используем прием постановки от звука Д.

У ребенка цифры от 1 до 9. Я буду произносить слова, а ты определи какой по счету звук Р в слове, и подними соответствующую букву.

Примерные слова: пирамида, кобура, рука, ведро, костер, сахар, артист, кобра, космодром, командир, рот, горы, кобра.

- Я буду называть слова: рыба, жаба, портфель, лампа, жираф, лопата, вертолет, ежик, бегемот, виноград. А ты подними букву Р, если в слове есть звук Р.

- Потренируемся произносить звук [Р]. Повторяй за мной:

- Чему мы сегодня учились на занятии? (Сегодня мы учились произносить звук [Р])

-Что происходит с губами, зубами, языком? (Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят)

-Дай характеристику этому звуку (Звук [Р] – согласный, звонкий может быть твердым и мягким)

- Ты сегодня хорошо занимался, Саша, молодец.

Развитие артикуляционной моторики
Развитие фонематического восприятия
Активизация словаря прилагательных
Развитие зрительно пространственных представлений
Развитие умения контролировать темп и ритм речи, силу голоса.
Развитие мелкой моторики

Застучали в ворота:

Открывайте ворота!
Скажи пожалуйста, какой звук я произносила чаще?
Звук [Р].
Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р].

К нам на занятие пришел баран из стихотворения , он хочет посмотреть как ты будешь заниматься

Губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к бугоркам (альвеолам), сильная воздушная струя заставляет кончик языка вибрировать, голос работает.

2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

Вкусное варенье .
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

Индюк .
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

Барабанщики .
Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук д.Сначала звук следует произносить медленно, постепенно убыстрять темп.
1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

2. Следить, чтобы звук д носил характер четкого удара – не был хлюпающим.

3. Кончик яыка не должен подворачиваться.

4. Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

Развитие фонематического восприятия:

Повтори за мной слоги:
Ша-ша-жа
Зу-су-зу
Ты-ды-ты
Ка-ка-ка
Жи-ши-жи

Логопед отстукивает на парте ритмический рисунок, ребёнок его воспроизводи т:
Та-та-татата, тата-та-та-тата-та

Ребёнок рисует линии, в тетради в клетку, под диктовку логопеда:
3 клетки влево, 2 вверх, 3вправо, 2 вверх, 6 вправо, 2 вниз, 3 вправо, 2 вниз, 3 влево.
Что получается? Машина. Дорисуем колёса.
Какая бывает машина? Быстрая, грязная, новая, красная, красивая, большая, грузовая.

Сегодня ты отлично позанимался, давай вспомним, какие упражнения мы делали. Дома повтори их перед зеркалом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Для 1-х классов

Учитель - логопед Постернак Людмила Павловна

Коррекционно-образовательные:

- закрепление кинестетического образа звука [р];

Коррекционно-развивающие :

- выполнять артикуляционные упражнения для постановки звука;

- формировать направленную воздушную струю;

- учить правильно произносить звук [р], опираясь на слуховой и зрительный контроль;

- учить выделять звук в слове из потока других звуков;

- развивать фонематическое восприятие и фонематический слух;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к занятиям через игровые приемы;

Оборудование: зеркало, Су- джок шарик для дыхательного упражнения, картинка барашки, карточка с буквой Р, предметные картинки: ромашки, карты,, костёр, радуга профиль звука, картинка тигра. Игрушка барашек.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед: Какое у тебя настроение? Хорошее? Давай улыбнемся и передадим свое хорошее настроение друг другу. Молодец!

Мы будем проговаривать, и будем выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно. ( Написано красным цветом на альбомном листе.)

Логопед: Я сейчас прочитаю тебе стихотворение, а ты обрати внимание, какой звук я пропускаю в словах:

Ст..игут ба.ашку под машинку

Бочок куд..явенький и спинку,

- Не плачь ба..ашек че..ез год

погуще шо..стка от..астёт.

Логопед : Правильно, я пропускаю звуки [р], [р’]

Логопед : Как ты думаешь, с каким звуком мы сегодня будем работать?

Логопед : Правильно сегодня мы будем учиться произносить звук [р]

Логопед : Чем мы ещё будем заниматься? Правильно, выполнять артикуляционную гимнастику. И ещё учиться определять место звука в с ловах.

Логопед : Ты любишь по утрам делать зарядку? Наш язычок сегодня будет делать зарядку.

К нам в гости пришёл Барашек он посмотрит, как у тебя всё будет получаться.

- Как зовут смешарика барашка? (бараш) Опиши его какой он. Что он делает

Выполнение упражнений:

Артикуляция звука Показ картинки профиля звука [р] Какие органы участвуют в произнесении звука р? Давай дадим характеристику этому звуку. (рисунок)

Постановка звука [Р].

Ставится механическим способом от звука [Д].

Выдыхаем воздух, улыбаемся и произносим звук [Д].

Повторяем слоги

ра-ра-ра, ро-ро-ро, ру-ру-ру, рэ-рэ-рэ, ры-ры-ры

Пальчиковая гимнастика ( Су- ждок шарами)

Я мячом круги катаю, взад вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, как сжимает в лапке кошка.

В тетради заштрихуем букву ЭР( И рычим ).

Развитие звукового анализа.

Логопед: Определи место звука в слове. (Показ картинок)

Ромашка, костер, карта.

Логопед : повтори за мной слова- мир, пир, костер

Логопед: Послушай ряды слов и определи лишнее слово.

Рука, радуга, ракета, комар

Пожар, рак, костер, помидор

Развитие фонематического слуха

Игра поймай звук.

Логопед : услышишь звук [р] хлопни в ладоши.

Горка, удар, качели, пар, полка, Рома, дырка,костёр.

Стригут барашку под машинку

Бочок кудрявенький и спинку,

- Не плачь барашек через год

погуще шерстка отрастёт.

Из тёплой шерсти детям нашим

Одежду тёплую мы ………. (свяжем.)

Логопед: Что изменилось в стихотворении?

- Сегодня я научился……

- Мне больше всего понравилось…

-У меня не получилось……

Какой смайлик выбираешь?

Домашнее задание:

Подбери слова со звуком [р] и нарисуй три картинки , чтобы в словах был звук [р]

http://www.playcast.ru/uploads/2015/01/05/11446316.jpg

http://ped-kopilka.ru/images/photos/medium/article224.jpg
http://shkolazhizni.ru/img/content/i46/46626.jpg
http://images.myshared.ru/5/477665/slide_3.jpg
https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTNMuxBcOaY0YfRXtz_J_NvrvT789fATwEMJuKioGYmPGLqMBb-xA

http://logoped18.ru/images/konspekt-avtomatizatsiya-r-1.jpg

http://defectus.ru/statii/zvukR.jpg
http://fs1.ppt4web.ru/images/1563/51091/640/img2.jpg

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 751 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 05.09.2015 9359
  • DOCX 567.4 кбайт
  • 81 скачивание
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Постернак Людмила Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель занятия : постановка звука [Р].

- формировать правильный уклад артикуляционного аппарата при постановке звука [Р];

- формировать зрительный, слуховой образ звука.

- развивать умение контролировать силу и выразительность голоса;

- развивать артикуляционную моторику;

- учить выделять звук “Р” среди других звуков;

- формировать сильную, длительную воздушную струю;

- развивать фонематическое восприятие;

- совершенствовать мелкую моторику рук.

- вызвать у детей интерес к правильной речи, воспитывать любовь к родному языку;

- повышать самооценку ребенка.

Оборудование: зеркало, картинки, прищепки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

3. Артикуляционная гимнастика:

На вдохе поворачиваем голову направо, на выдохе налево.

4. Определение темы урока.

( На доске картинки: паук, жираф, рак.)

Хвостом гребет, когда плывет, да только задом наперед.

А чаще движется ползком на дне речном или морском.

- Какой первый звук в этом слове?

- С каким звуком будем сегодня работать?

- Правильно, со звуком [Р].

– Сейчас мы рассмотрим положение артикуляционных органов при произнесении звука Р.

Положение губ: они открыты.

– Зубки тоже открыты, открой зубки на небольшое расстояние.

– Кончик языка поднят к альвеолам за верхние зубки, а боковые края прижаты к коренным зубам. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Покажи рукой, какой язычок? Что напоминает язычок? (Чашечку)

– Посередине языка идёт воздушная струя, подуй так чтоб струя воздуха шла посередине языка. Подставь ладошку, ощути ее.

– Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Постановка звука [Р].

Используется приём постановки звука от звука [Д].

Развитие фонематического восприятия:

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Р] :

рыба, жаба, лампа, жираф, лопата, вертолет, бегемот, ежик, виноград.

Дифференциация Д и Т.

Теперь поиграем в такую игру:

- Я называю слова на Д, а ты меняешь его на Т.

Дом, дрова, доска, удочка, день.

- А теперь наоборот.

Трель, прутик, зонтик, катушка.

( Собираем с помощью прищепок цветы: к готовой серединке цветка прицепляем лепестки.)

Логопед отстукивает на парте ритмический рисунок, ребё нок его воспроизводит: Та-та-татата, тата-та-та-тата-та

Работа в тетрадях.

В жаркой Африке гуляет,

Длинной шеей удивляет,

Сам высокий, будто шкаф,

Жёлтый, в пятнышках …

- Есть в этом слове звук [Р]? Где находится?

- Запишем слово в тетрадке.

Физминутка. Зарядка для глаз.

- А теперь нарисуем жирафа в тетрадке.

5. Заключение. Итог.

- О чем мы сегодня говорили?

- Какой звук учились говорить?

- Как считаешь, как мы поработали? (Оцениваем карточками, зеленый - хорошо, красный - плохо).

- Поблагодарим себя за работу, погладим свои ручки, щечки, голову.

6. Домашнее задание: записать названия растений, в названиях которых присутствует звук [Р]. Делать артикуляционную гимнастику.

Дидактические пособия для проведения занятия по постановке звука [с]

Дидактические пособия для проведения занятия по постановке звука [с] Для проведения занятия в увлекательной игровой форме потребуются игрушка: слон Семен, горка, карточки с картинками со звуком С, Ш, бутылочка.

Индивидуальное занятие по постановке и дифференциации звука [С]

Индивидуальное занятие по постановке и дифференциации звука [С] Тема: “Звук [С]”. Цели: 1. Постановка и автоматизация звука [С]. 2. Закрепление звука в изолированном положении, в слогах, в словах.

Читайте также: