9 типов интеллекта по гарднеру конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Мы часто слышим фразы про то, что все люди разные и каждый талантлив по-своему. Так вот, это не отговорки для успокоения самолюбия. Существует множество концепций, которые говорят нам о том, что все люди умны по-разному. В этой статье мы расскажем о теории множественного интеллекта американского психолога Говарда Гарднера. Он выделяет девять типов интеллекта, которые влияют на то, как мы работаем с информацией. Его теория объясняет, почему все по-разному справляются с одинаковыми задачами. Кроме того, мы оставили ссылку на тест и подготовили описание по каждому типу интеллекта, чтобы вы смогли определить свои преимущества.

Для многих получить комплимент по поводу выдающихся умственных способностей или просто услышать, что он умный, очень важно. Умный человек возвышается над всеми остальными, так как его интеллект сравнивается с интеллектом других людей. Интеллект часто определяется и как наш умственный потенциал, то, с чем мы рождаемся, что можно измерить, и как способность, которую трудно изменить. Умным быть приятно, однако в этом определении есть и обратная сторона. Называя кого-то умным, как и красивым, мы исходим из своего опыта и понимания этих концепций. Поэтому такое прилагательное может считаться ограничивающим и оказывать на нас большое давление. Ведь для каждого мы умны и красивы по-своему. В попытках измерить интеллект была придумана концепция IQ тестирования. Однако существует и другие теории, не измеряющие интеллект и не пытающиеся свести всех людей к определенной планке. Например, теория множественного интеллекта, предложенная гарвардским психологом Говардом Гарднером.



Основные тезисы теории

  • Гарднер считает, что традиционные психометрические взгляды на интеллект слишком ограничены. У всех людей есть разные виды интеллекта.
  • Чтобы охватить весь спектр способностей и талантов, которыми обладают люди, Гарднер выделили девять типов интеллекта: натуралистический, музыкальный, логико-математический, лингвистически-вербальный, экзистенциальный, межличностный, внутриличностный, телесно-кинестетический и визуально-пространственный.
  • У каждого человека преобладающим будет один тип интеллекта, но несколько других могут быть также хорошо развиты. Например, преобладающим у вас является музыкальный интеллект, но вы имеете развитые лингвистически-вербальные способности.

Критика и влияние

Теория Гарднера подверглась критике со стороны как психологов, так и педагогов. Критики утверждают, что определение интеллекта Гарднера слишком широкое, и что его девять типов интеллекта просто представляют таланты, личностные качества и способности. Теория Гарднера также страдает от недостатка поддержки эмпирических исследований. Несмотря на это, она пользуется значительной популярностью в образовательной сфере. Многие учителя используют эту концепцию для индивидуального подхода к ученикам. Теория множественного интеллекта также популярна в области образования, потому что она подтверждает повседневный опыт педагогов: ученики и студенты действительно думают и учатся по-разному.

Чтобы узнать, какой тип интеллекта является для вас основным, нужно пройти тест. Он доступен по ссылке. Продолжайте читать, чтобы узнать об основных характеристиках каждого типа интеллекта и понять, какая профессия вам подходит лучше всего.

1. Визуально-пространственный интеллект

Не каждый может создавать в своей голове 3D-модели, решая геометрическую задачу или рисуя объемное изображение. Такая способность характерна для людей с визуально-пространственным интеллектом.

Сильные стороны: создание визуальных и пространственных образов, легкое оперирование ими.

  • любит читать, писать, рисовать;
  • быстро собирает пазлы;
  • хорошо интерпретирует картинки, графики и диаграммы;
  • запоминает карты и ориентируется на местности.
  • архитектор;
  • художник;
  • инженер.

Этот вид интеллекта относится к способности человека эффективно использовать слова, чтобы выразить то, что он имеет в виду.

Сильные стороны: эффективная работа с информацией, быстрое изучение языков и письма.

  • хорошо запоминает письменную и устную информацию;
  • любит читать и может написать хороший текст;
  • произносит убедительные речи;
  • умеет хорошо объяснять;
  • часто использует юмор, рассказывая истории.
  • писатель или журналист;
  • юрист;
  • учитель.

Обычно наиболее очевидными показателями, используемыми при определении интеллекта, являются логические и математические способности. В концепции Гарднера — это один из типов интеллекта.

Сильные стороны: способность распознавать закономерности и анализировать информацию, концептуальное мышление и быстрое решение математических задач.

  • отличные навыки решения проблем;
  • мыслит абстрактно;
  • любит проводить научные эксперименты;
  • хорошо решает сложные вычисления.
  • ученый;
  • математик;
  • программист;
  • инженер;
  • бухгалтер.

Высокая координация сознания и тела присуща людям с телесно-кинестетическим интеллектом.

Сильные стороны: высокая двигательная активность, четкая координация, ловкость, тактильная память.

  • хорошо танцует и любит спорт;
  • любит создавать вещи своими руками;
  • отличная физическая координация;
  • физическая выносливость.
  • танцовщик;
  • строитель;
  • скульптор;
  • актер.

5. Музыкальный интеллект


Если у человека есть талант разбирать музыкальные композиции на элементы и отслеживать все звучащие в ней инструменты, то он обладатель музыкального интеллекта.

Сильные стороны: чувство ритма, слух и музыкальный талант.

  • любит петь и играть на музыкальных инструментах;
  • легко угадывает музыкальные композиции;
  • хорошо запоминает песни и мелодии;
  • понимает музыкальную структуру, ритм и ноты.
  • музыкант;
  • композитор;
  • певец;
  • учитель музыки.

Эмоции тесно связаны с вашим интеллектом. Межличностный интеллект относится к способности ощущать чувства других людей, а также понимать мотивы их поведения.

Сильные стороны: эмпатия и взаимодействие с другими людьми.

  • умеет оценивать эмоции, мотивы, желания и намерения окружающих;
  • хорошо коммуницирует;
  • имеет навык в невербальном общении;
  • видит ситуации с разных точек зрения;
  • создает позитивные отношения с другими;
  • способен разрешать конфликты.
  • психолог;
  • консультант;
  • коуч;
  • продажник;
  • политик.

Самосознание также является формой интеллекта. Если человек понимает себя, свои желания, знает, что чувствует и почему он это чувствует, то с уверенностью можно сказать, что он обладает внутриличностным интеллектом.

Сильные стороны: самоанализ и саморефлексия.

  • хорошо понимает свои сильные и слабые стороны;
  • любит анализировать теории и идеи;
  • отличное самосознание;
  • четко определяет свое эмоциональное состояние.
  • философ;
  • писатель;
  • ученый.

Сильные стороны: способность к изучению окружающей среды.

  • интересуется такими предметами, как ботаника, биология и зоология;
  • хорошо разбивает информацию на категории;
  • может наслаждаться кемпингом, садоводством, походами и прогулками на свежем воздухе;
  • не любит изучать незнакомые темы, не имеющие отношения к природе.
  • биолог;
  • защитник природы;
  • садовник;
  • фермер.

Натуралист, кинестетик, логико-математик, музыкант или всё вместе? Разбираемся в типах множественного интеллекта: как определить, развить и применять в жизни.

Что такое теория множественного интеллекта и как она может помочь в обучении

Почему некоторые дети не могут усидеть на месте и хотят постоянного общения, а другие — наоборот, лучше уединятся и будут молча разглядывать лужи? Объяснить это может теория множественного интеллекта Говарда Гарднера. Согласно теории, все люди предрасположены к разным занятиям. Каждый человек обладает несколькими типами интеллекта, но доминируют обычно три-четыре. Разбираемся с экспертом, какие бывают типы интеллекта и как понять, каким из них обладает ваш ребёнок.



ОЛЬГА ЗУЕВА,

педагог-психолог,
преподаватель английского языка, сертификация в Principles of Project Management, Human Resources (Open Training Institute);
руководитель филиала English Nursery and Primary School;
автор и ведущий курсов повышения квалификации для педагогов

Суть теории множественного интеллекта Говарда Гарднера

Понятие множественного интеллекта впервые было введено в 1983 году профессором Гарвардского университета — Говардом Гарднером. Он занимался исследованием одарённых людей и людей с поражениями мозга более 20 лет. В противовес IQ (intelligence quotient — коэффициент интеллекта), который, по сути, измеряет только логико-математический, вербальный и визуально-пространственный интеллект, Гарднер выдвинул теорию множественного интеллекта. Эта теория рассматривает интеллект в различных конкретных условиях, а не как доминирование одной общей способности к чему-либо.

Типы интеллекта Гарднер выделил, наблюдая за тем, как человек воспринимает мир и информацию, какая у него мотивация к действиям и как он принимает решения. Изначально в модели было семь типов интеллекта, но в дальнейшем сам же Гарднер расширил модель до девяти типов.

Типы множественного интеллекта


Визуально-пространственный

Дети с этим типом интеллекта обладают ярким воображением. Они, любят фантазировать. Им довольно легко сориентироваться в новом пространстве, запомнить и нарисовать карту или визуализировать в голове фигуры и модели. Такой тип интеллекта пригодится в профессии художника, архитектора, скульптора или мультипликатора.

Лингвистический

Дети с преобладающим лингвистическим типом мышления любят читать книги и рассказывать истории. У них большой словарный запас и талант к написанию сочинений. Таким детям нравится изучать иностранные языки. Обладатели лингвистического интеллекта станут успешными писателями, редакторами, переводчиками.

Музыкальный

Люди с этим типом интеллекта хорошо воспринимают музыку и ритм. Им легко даются пение и игра на музыкальных инструментах. Часто они сами сочиняют песни и пишут стихотворения, быстро запоминают на слух мелодии. Люди с развитым музыкальным интеллектом могут стать профессиональными артистами, преподавателями музыки, дирижёрами.

Межличностный

Межличностный тип интеллекта доминирует у тех, кто хорошо умеет выстраивать коммуникацию с другими людьми, понимает настроение окружающих и продуктивно работает в команде. Из них получаются профессиональные лидеры, эти дети умеют доказывать свою точку зрения и вступать в дискуссии. Развитый межличностный тип интеллекта поможет ребёнку стать менеджером, дипломатом, психологом или политиком.

Внутриличностный

Внутриличностный интеллект помогает детям различать и анализировать собственные эмоции. Такие дети обычно молчаливы, они предпочитают проводить время в одиночестве: за книгой или на прогулке. Их способность к рефлексии и осознанность помогут им стать писателями, философами, журналистами.

Натуралистический

Если у ребёнка преобладает натуралистический тип интеллекта, то его больше всего интересует устройство окружающего мира. Ему нравятся биология, химия, физика. Он обожает проводить эксперименты, наблюдать за природой и ухаживать за растениями. Из таких детей получаются успешные геологи, химики, защитники природы, путешественники.

Телесно-кинестетический

Благодаря телесно-кинестетическому типу интеллекта дети умеют передавать эмоции с помощью тела, оно для них является основным способом самовыражения. У них хорошая координация и мелкая моторика. Им нравятся спорт и активные игры. Такие дети в будущем могут стать профессиональными спортсменами, танцорами, скульпторами, актёрами, моделями.

Логико-математический

Обладатели такого типа интеллекта быстро работают с цифрами, умеют оперативно анализировать информацию и визуализировать данные. Их рассуждения логичны, им нетрудно запомнить номер телефона или другую информацию. Дети с таким типом интеллекта вырастают в математиков, бухгалтеров, программистов, инженеров.

Экзистенциальный

Выделен позже других, так как это тип, который свойствен людям изначально. Он характеризуется глобальным мышлением с точки зрения законов мироздания и вселенной. Это тип духовных лидеров, которые задаются вопросами смысла жизни.

Ведущий тип интеллекта и повышение эффективности

Зная свои сильные стороны, можно опираться на сильные стратегии и постоянно находиться в ресурсном состоянии. Именно поэтому сначала стоит определить ведущие типы интеллекта у ребёнка, а затем — развивать в нём другие.

Понять преобладающий тип интеллекта можно просто наблюдая за ребёнком в той среде, которая предлагает ему выбор между несколькими активностями. Важно фиксировать свойственные ребёнку черты. Кинестетик никогда не будет сидеть на месте: даже когда занят какой-нибудь игрушкой, он будет ходить с ней по комнате, постоянно переносить. Визуально-пространственные дети любят тестировать окружающий мир, поэтому они будут ходить разными способами, пытаясь ощутить и понять пространство. Натуралистические постоянно стремятся к общению с живыми объектами, если более конкретно — хотят, например, не на площадку, а просто в парк — слушать птиц или смотреть на облака.

Нужно постоянно фиксировать, где находится фокус внимания, чтобы заметить черты того или иного типа интеллекта. Ведущие типы, преобладающие изначально, дают ресурсы и упрощают многие сложные задачи, в том числе процесс обучения и подготовки к экзаменам.

Например, если ребёнок — логико-математик, а надо заниматься литературой, то эффективнее всего ему будет составлять схемы произведений, разбирать их по плану. Если ребёнок — кинестетик, ему не надо сидеть в библиотеке, а лучше пойти на пробежку, включив в наушниках аудиокнигу.

Развитие множественного интеллекта

Любой тип интеллекта можно развить. Вот советы эксперта по каждому из них: чем надо заниматься и как менять фокус внимания, чтобы прокачать те типы, которые не являются ведущими.

Визуально-пространственный

Знакомство с визуальными произведениями искусства, подбор иллюстраций и графических изображений, рисование, занятия дизайном, прокачка насмотренности.

Лингвистический

Чтение, изучение языков, развитие письменной речи и монологической устной речи (участие в дебатах и различных дискуссиях с предварительным изучением материалов).

Музыкальный

Прослушивание музыки, игра на музыкальных инструментах, но помимо этого — прочувствование музыки и попытки вникнуть в глубокие произведения, понять их ритм, настроение. Сильно помогает и знакомство с поэзией.

Межличностный

Развитие коммуникации, общение с другими людьми, решение задач в группе, интерес к тому, чем живёт общество и к последним тенденциям (от моды до технологий).

Внутриличностный

Постановка целей, ведение дневника, планирование, саморазвитие, рефлексия, познание себя, выяснение: чего я хочу, где мои сильные и слабые стороны.

Натуралистический

Интерес к природе, наблюдения за закономерностями и развитие в себе понимания того, как устроена живая среда, живые организмы. Первым делом стоит понять, как работает собственный организм: сон, питание и выживание, а затем переносить эти знания на окружающий мир и изучать это взаимовлияние.

Логико-математический

Построение пошаговых инструкций, алгоритмов, поиск доказательств и обоснование точки зрения, организация своей жизни: составление планов и расписаний.

Телесно-кинестетический

Координация, постоянное движение, физическое развитие тела, забота о здоровье, спорт, танцы. Дополнительно — социальная активность: решение практических проблем, активное участие в обсуждениях.

Экзистенциальный

Изучение религии и философии, исследования космоса, изучение взаимосвязи живых объектов между собой, развитие глобального мышления, попытка увидеть противоречия в системе, но пытаться не избавиться от них, а примирить.

Что важно запомнить

  • Классификация Говарда Гарднера — это теория, согласно которой у каждого человека есть предрасположенность к разным занятиям в зависимости от их доминирующих типов интеллекта. Важно: теория не учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка. Все люди разные, и не каждый соответствует строгой типологии.
  • Зная свой ведущий тип интеллекта, можно опираться на сильные стороны и строить стратегии, которые будут давать ресурс для развития и дальнейших действий. Определить ведущий тип интеллекта можно в процессе наблюдения и фиксирования мотивации, фокуса внимания.
  • Любой тип интеллекта можно развить и прокачать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Задумывались ли вы, почему дети в одном классе так по-разному усваивают программу? Или почему, закончив одну и ту же языковую школу, ребята выбирают совершенно разные профессии? Конечно, скажете вы, у всех разные способности. И будете правы. Но дело не в уровне IQ, а в направленности мышления и восприятия мира.

Сущность теории множественных интеллектов Говарда Гарднера

типы интеллекта по Говарду Гарднеру

Гарднер подчеркивает, что интеллект это не предмет и не некий механизм в нашей в голове. Это ресурс, который дает использовать различные формы мышления. Интеллект — способность к решению задач или созданию продуктов, обусловленная культурной и социальной средой.

Семь видов интеллекта, выделенных психологом, равноценны между собой. Они не зависят друг от друга, а работают как самостоятельные системы. Каждый вид представляет собой способ взаимодействия с миром, и оценивание одних интеллектов выше, чем других — это исключительно культурная традиция.
Множественный интеллект, по мнению его открывателя, имеет следующие виды:

  • лингвистический;
  • логико-математический;
  • музыкальный;
  • пространственно-визуальный;
  • телесно-кинестетический;
  • межличностный;
  • внутриличностный.

Позже, продолжая работу над своей теорией, ученый добавил еще два:

Таким образом, мы видим 9 типов мышления. Давайте разберем каждый из них.

Лингвистический или вербально-лингвистический интеллект

Лингвистический или вербально-лингвистический интеллект

Это способность использовать речь в разных ее проявлениях, устно и письменно. Люди, для которых характерен этот тип, прекрасные ораторы. Они умеют интересно рассказывать обо всем, удерживая внимание публики. Им легко запоминать тексты, писать сочинения.

Малыши с этим типом мышления легко учат стихи и с удовольствием их рассказывают. Им легко дается азбука. Они рано начинают читать и писать, любят книги. Такие дети быстро осваивают иностранные языки, любят словесные игры. Им нравится участвовать в спектаклях.

Обладатели этого типа интеллекта становятся писателями, политиками, журналистами, редакторами, переводчиками. Им также подходят профессии учителей словесности, тренеров, телеведущих, юристов.

Логико-математический интеллект

Логико-математический интеллект

Это проявление логического и абстрактного мышления, умение сопоставлять объекты мысленно, не имея их в поле зрения. Это любители математической точности и вычислений, метода дедукции и анализа, нахождения причинно-следственных связей.

Дети с логико-математическим типом быстро учатся классифицировать, понимать абстрактные понятия и делать выводы и умозаключения. Им нравятся логические задачки, головоломки, игры с цифрами и всяческие подсчеты. Они обожают научные эксперименты и книги с уклоном в науку.

Выбор будущей профессии также обычно связан с наукой. Такие люди становятся математиками, физиками, астрономами, инженерами, бухгалтерами, программистами.

Музыкальный интеллект

Музыкальный интеллект

Это способность к игре на разных музыкальных инструментах, пению, понимаю ритмичной картины, силы и высоты звуков. Люди с музыкальным интеллектом прекрасно разбираются в музыке. У них великолепный слух, позволяющий различать чистоту, высоту, тембр звука. Они хорошо передают и чувствуют ритм.

Малыши с этим типом уже с первых месяцев жизни прислушиваются к музыке, реагируют на нее эмоционально. Они предпочитают музыкальные игрушки остальным. Становясь старше, они легко запоминают и воспроизводят музыку. Могут начинать обучение в музыкальной школе раньше сверстников. В обучении для них лучше применять методы слушания, аудирования. Уроки им легче делать под музыку.

Это будущие композиторы, музыканты, певцы, артисты, диджеи, звукорежиссеры.

Пространственный или пространственно-визуальный интеллект

пространственно-визуальный интеллект

Говорит о способности модифицировать информацию, преобразовывать ее в зрительные образы. Умение мысленно действовать с этими образами в трех измерениях.

Взрослые прекрасно чувствуют цвет и форму, линии и размеры. У них прекрасная зрительная память. Они с легкостью запоминают лица, предметы, картины и даже страницы с текстом. Легко находят дорогу по карте, запоминают что, как и где расположено.

Дети с преобладающим пространственным мышлением легко представляют любые образы и переносят их в свой мир: фантазий, игр, поделок, рисунков.

Это скульпторы, художники, дизайнеры, фотографы, архитекторы, строители. Этот тип интеллекта присущ шахматистам и инженерам, стилистам и имиджмейкерам, а также водителям.

Телесно – кинестетический интеллект

Телесно – кинестетический интеллект

Это способность использовать все части тела для выполнения поставленных задач. Сюда входит управление крупной и мелкой моторикой, движения тела, ловкость, равновесие, координация в пространстве. А также использование предметов окружающей среды.

Люди этого типа много двигаются, занимаются спортом и танцами. Чаще всего обладают спортивной фигурой. Они следят за своим телом, с помощью которого пытаются самоутверждаться.

Дети с раннего возраста очень гибкие, ловкие, активные. Они могут хорошо контролировать и координировать свои движения. Например, они начинают кататься на двухколесном велосипеде раньше сверстников. Они любят подвижные игры, беготню, не могут долго усидеть на месте.
Обычно этим типом интеллекта обладают спортсмены, танцоры, жонглеры, хирурги, пожарные.

Межличностный интеллект

Способность распознавать чувства людей, улавливать их настроение, понимать язык их поведения и настроения.
Это люди, которые быстро сходятся с другими, чувствуют их состояние, поддерживают. Они испытывают высокую эмпатию к окружающим, понимают, чем им можно помочь. Они добры и внимательны к близким, а свои эмоции хорошо контролируют.

Из них вырастают прекрасные чуткие руководители, общественные деятели, учителя, врачи, психологи, волонтеры, спасатели.

Внутриличностный интеллект

Внутриличностный интеллект

Это также способность распознавать чувства, но уже не других людей, а свои. Это нужно для определения самосознания, саморазвития, восприятия себя в мире и с другими людьми.

Чаще всего это интроверты, которые стремятся развивать себя, делать жизнь упорядоченной, следовать правилам. Они способны договариваться с собой, чтобы изменить свое отношение к каким-то ситуациям.

Такие дети очень организованны с ранних лет. Они могут давать оценку своим действиям, поступкам, видеть свои сильные и слабые стороны. Они понимают, чего действительно хотят. Благодаря этому способны решить, будут они это делать или нет.

Как и люди с межличностным типом, эти выбирают похожие профессии. Психолог, учитель, философ, историк и другие, где необходимы качества этого интеллекта.

Натуралистический интеллект

Натуралистический интеллект

Способность человека взаимодействовать с природой, чувствовать ее значимость и влияние на людей и мир вокруг. Таким людям интересно изучать все живое, а также наблюдать за погодой, собирать камни, изучать изменения экологии.

Раньше это были те, кто собирал ягоды, грибы, травы. Сейчас это в основном экологи, натуралисты, зоологи.

Раньше было принято выводить детей на уроки по окружающему миру в ближайшие парки. Такие занятия лучше всего помогают детям с этим типом интеллекта усваивать программу.

Экзистенциальный интеллект

Экзистенциальный интеллект

Это способность воспринимать и изучать мир через религию, философию и медитацию. Обычно этим типом интеллекта, по мнению Говарда Гарднера, обладают дети, которые с рождения воспитываются в религиозных семьях. Но бывает, что ребенок и сам начинает интересоваться этими темами.

Такие дети часто задают вопросы о смысле жизни, о смерти, о боге или высших силах. Они любят историю, священное писание, беседы о духовности. Вырастая, они идут учиться на философов, журналистов, аналитиков. Становятся общественными деятелями, преподавателями йоги, священниками.

Итак, по мнению автора теории множественного интеллекта, он включает 9 типов или направленностей. Редко бывает, чтобы человек обладал только одним из них. Как правило, люди имеют несколько способностей, которые проявляются уже в детстве. Точнее, в каждом из нас в той или иной степени есть все виды интеллекта. Но, в зависимости от окружающей среды, развиваются только некоторые из них.

Как применить теорию к отдельному ребенку

Как применить теорию множественных интеллектов

Для чего важно знать, какие именно типы интеллекта преобладают у ребенка? Прежде всего, для того, чтобы подобрать тот способ обучения, который ему подходит. Да, в обычных школах практически нереально организовать учебный процесс, опираясь на индивидуальные особенности каждого ученика. Тем не менее, родители и учителя должны понимать, как ребенку легче воспринимать материал.

С другой стороны, Гарднер считает, что у ребенка будут развиваться те способности, которые наиболее часто используются. Так, если увлекать ребенка с ранних лет счетом, чтением, словесными играми, то с большой вероятностью можем предположить, что у него будет формироваться интеллекты логико-математический вместе с вербально-лингвистическим.

Выводы на основе теории Говарда Гарднера

автор теории множественного интеллекта Г.Гарднер

В заключении подчеркнем, что:

  • все типы интеллекта связаны между собой и их можно развивать. Развивая одну способность, мы будем помогать развиваться другим, смежным этой, способностям. Обычно у детей хорошо развиты два или три типа интеллекта. Другим надо немного помочь включиться. Для некоторых потребуются серьезные усилия.
  • Тип интеллекта указывает не только на способности человека. Это также подсказка, какой именно стиль и способы обучения подходят, чтобы лучшим образом развить эту способность.
  • Используя удобный нам способ познания, мы во много раз увеличиваем эффективность обучения. Подбирая ребенку задания с учетом его особенностей, мы помогаем ему не только познать новое, но и с радостью учиться.
  • Плохие оценки в школе говорят не о низком интеллекте ребенка и его неспособности к обучению. Это прежде всего показатель недоработанной системы образования.
  • Ученик с плохими оценками имеет в будущем равные с отличниками шансы на успех, если будет развивать свой тип интеллекта.
  • Тесты на уровень IQ не могут достоверно оценивать интеллект и способности человека. Каждый из нас умен и развит в своей области.

Теория множественного интеллекта Гарднера показывает природу и механизмы работы нашего разума, как он взаимодействует и развивается под воздействием окружающей действительности. Пока это только теория, по поводу которой еще ведутся исследования, и которая еще претерпевает изменения. Но благодаря Говарду Гарднеру мы можем узнать, каким типом интеллекта обладаем, и подобрать нужные методы и способы обучения. А это во многом залог успеха.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Практическое применение теории множественного интеллекта Г.Гарднера.

hello_html_7bed6ca6.jpg

Типы интеллекта по Говарду Гарднеру:

Лингвистический интеллект — способность к порождению речи, умение говорить и рассказывать.

Пространственный интеллект — способность воспринимать зрительную и пространственную информацию.

Телесно -кинестетический интеллект — способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями.

Межличностный интеллект — способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей

Внутриличностный интеллект — способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.

Логико-математический интеллект — способность к абстрактному мышлению.

Музыкальный интеллект — способность к порождению, передаче и пониманию звуков и ритмов.

Интеллект натуралиста – способность к изучению явлений природы, к их систематизации.

Для того, чтобы понять, какие типы интеллекта у них преобладают, вторым заданием я предложила пройти тест, состоящий из 24 вопросов. Этот тест имеет практическую ценность, на его основании каждый может понять, какие методики для изучения новой информации лучше ему использовать. Кому-то необходим наглядный материал, кому-то то использование сводных таблиц, проговаривание вслух или дискуссия по теме с друзьями, либо самостоятельная работа над проблемой в библиотеке, а кому-то знания легче даются в движении и прослушивании музыки (вы заметили, что некоторые студенты на уроках могут рисовать, при этом они вовлечены в учебный процесс). Эта информация полезна и для учителя при планировании форм работ в разных группах.

В данном эксперименте приняли участие 37 человек, я проанализировала результаты в разных группах (МКИП-1, ОЦИ-1, ТСН-1, ГД-1) отдельно, затем только в группах технического профиля, затем составила сводную таблицу по всем группам.

По первому заданию я получила следующий результат: пальму первенства студенты единодушно отдали ученому Эйнштейну, а на последнее место поставили боксера Мухаммеда Али (см. диаграмму 6). В группах технического профиля я получила одинаковый результат, большинство студентов расположили имена в следующем порядке: Эйнштейн, Маргарет Тетчер, Моцарт, Микеланджело, Мухаммед Али (см. диаграммы 1-4). В группе ГД-1 результаты были иные, хотя первое и пятое место осталось неизменным. Из-за малочисленности групп нетехнического профиля, не считаю показательным полученный результат в этой группе (см. диаграмму 5).

Это говорит о том, что в обществе к умным людям прежде всего относят ученых или хотя бы выдающихся политиков (представителей логико-математического, а также межличностного интеллекта). Деятели искусств занимают промежуточную нишу. Спортсменов (представителей телесно-кинестетического интеллекта) же стереотипно считают людьми неумными.

Диаграмма 1. ТСН-1.

hello_html_3792d9be.jpg

Диаграмма 2. ОЦИ-2.

hello_html_14ccbabb.jpg

Диаграмма 3. МКИП-1

hello_html_m1318552d.jpg

Диаграмма 4. Группы технического профиля.

hello_html_40191136.jpg

Диаграмма 5. ГД-1.

hello_html_mf22f6d5.jpg

Диаграмма 6. Общие данные по колледжу.

hello_html_511f71e2.jpg

Результаты второго задания говорят о том, что у наших студентов преобладает преимущественно межличностный интеллект, а также лингвистический, внутриличностный и музыкальный интеллект (см. диаграммы 7-12).

Диаграмма 7. ТСН-1.

hello_html_m7a76700.jpg

Диаграмма 8. ОЦИ-1.

hello_html_m35bc86f5.jpg

Диаграмма 9. МКИП-1.

hello_html_m1c674cd1.jpg

Диаграмма 10. ГД-1.

hello_html_6d425a8c.jpg

Диаграмма 11. Технический профиль.

hello_html_m57207fa3.jpg

Диаграмма 12. Общие данные по колледжу.

hello_html_44f75c00.jpg

Три года назад я проводила такое же исследование у студентов Кандалакшского индустриального колледжа. Там результаты немного отличались. У студентов КИК был больше развит, так же, как и у наших студентов межличностный и лингвистический интеллект, но многие в своих ответах подтвердили наличие у них развитого пространственного интеллекта.

О чем говорят эти результаты? Эти данные могут служить опорой для самих студентов для понимания своих сильных сторон, а также в организации своей работы в изучении предметов и для преподавателей, которые будут выбирать те или иные методы обучения в работе со студентами. Основываясь на полученных данных, могу предположить, что для наших студентов будут полезны групповые формы работы, работа в парах (задействуется межличностый интеллект). Преподавателям следует по возможности больше опираться в работе на личный опыт студента и его интересы, задавать вопросы, которые заставят студента рефлексировать и выражать свои эмоции по поводу того или иного события или явления (задействуется внутриличностный и лингвистический интеллект). Метод дискуссии позволит реализовать целых три ведущих типа интеллекта. Наличие музыкального интеллекта у наших студентов также может сигнализировать о том, что они лучше воспринимают информацию на слух, однако игнорировать средства наглядности также нельзя.

Я надеюсь, что мой доклад будет полезен коллегам в их дальнейшей работе. Благодарю за внимание!

Читайте также: