Античные цивилизации средиземноморья конспект урока 10 класс

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Конспект урока №4

Тема : Античные цивилизации Средиземноморья

Вопросы по теме:

1. Античная эпоха в истории человечества;

2. Признаки, место и время появления античных цивилизаций;

3. Кризис поздней Римской империи.

Античность – греко-римская древность – цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всем многообразии ее исторических форм.

Полис – поселение (город) и прилегающие к нему земельные угодья.

Демократия – политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

Римское право – правовая система, существовавшая в Древнем Риме и в Византийской империи с VIII века до н. э. по VI век н. э.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

«Здесь вспомнится Рим,

Карфаген и Афины,

Красу мифологии не с чем сравнить.

А как величава минойцев кончина,

История античного мира издавна привлекала внимание исследователей. События этой эпохи нашли отражение в эпосе. Так в чем же особенность цивилизации, которая стояла у истоков европейских традиций?

Первый очаг древнегреческой цивилизации зародился на о. Крит на рубеже III–II тыс. до н. э. По имени мифического правителя – царя Миноса ее называют минойская. Около XV в. до н. э., после извержения вулкана критская культура трагически погибает и на смену ей приходит новая культура – ахейская. Племена ахейцев распространились на большую часть Греции и островов Эгейского моря. В XIII–XII вв. до н. э. ахейская культура была уничтожена во времена нашествия северных народов, среди которых, были греки-дорийцы. Эпохи критской и ахейской культур можно считать своего рода предварительным этапом, после которого начинается история собственно греческой цивилизации.

В Элладе (так греки называли Грецию) более благоприятные условия были для садоводства и скотоводства, чем для земледелия. Греки разводили коз и овец, сажали виноград и оливки. Страна была богата полезными ископаемыми: серебром, медью, свинцом, мрамором и золотом. Еще одним богатством было море: удобные бухты и многочисленные острова создавали условия для мореплавания и торговли. Постепенно страна превратилась в сильную морскую державу. Греческая цивилизация постоянно расширяла свои границы.

С VIII по VI вв. до н. э. Греция занимала юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии.

Около 500 г. до н. э. в истории Греции происходит важный перелом – начинается великая греческая колонизация побережья Малая Азии, Причерноморья, Италии. В античной Греции на основе родоплеменных общин сложилось несколько сот небольших самостоятельных государств – полисов. Полис – город-государство, оно состояло из самого города и прилегающих к нему территорий. Каждый полис имел свои законы и систему управления.

Античную Грецию принято считать родиной демократии, здесь был введен принцип выборности верховного правителя – архонта. Защита демократии и участие в делах полиса были важнейшим правом и обязанностью граждан. В Афинах на собраниях решались вопросы войны и мира и избирались должностные лица.

Другой путь развития полиса продемонстрировала Спарта. Это государство на юге Пелопоннесского полуострова превратило местное население в рабов – илотов. Спартанцы считали, что единственным заслуживающим уважения занятием для мужчин может быть война. Поэтому Спарта вела постоянные войны против соседних полисов. Труд рабов был основой экономики.

Римская цивилизация во многих своих чертах была похожа на древнегреческую. Север Италии завоевали этруски, которые пришли с Востока и покорили местное население.

В 753 г. до н. э. тремя племенами латинов был основан город Рим. В 451–450 гг. до н.э. в Риме впервые были приняты единые законы для всех. В итоге в V веке, как и в Афинах, сложилась новая политическая система. Потомки основателей города называли себя патрициями, а пришлое население, поселившееся в Риме, называлось плебеями. В 494 году плебеи, в результате протестов, получили право выбирать народных трибунов, которые отстаивали их интересы перед сенатом.

Рост экономического значения и прибыльности средиземноморской торговли спровоцировал правителей древних городов на господство над побережьем Средиземного моря. Первую попытку установления контроля над этой территорией предприняла персидская военная деспотия. Война с персами продолжалась около тридцати лет и завершилась освобождением греческих полисов Малой Азии от их власти. Но многие греческие политики, особенно выдающийся афинский оратор Демосфен, считали Македонию более опасным врагом, чем Персию. Во второй половине IV в. до н. э. благодаря походам (334–324 гг. до н. э.) Александра Македонского возникла гигантская империя, охватывающая Малую, Переднюю, частично Среднюю и Центральную Азию до нижнего течения Инда и Египет. Александру не удалось создать греко-персидскую империю, но его завоевания оказали большое влияние на развитие Средиземноморья.

Наиболее масштабная попытка создания обширной империи была предпринята Римом. В результате завоеваний Рим установил свою власть во всем Средиземноморье. Произошло образование большого государства с множеством провинций с колоссальным притоком рабов в Италию. Но в ходе войн, которые вел Рим с Карфагеном, он вступил в кризис, из которого долго выбирался. Благодаря реформам, проведенным Тиберием Гракхом, Рим смог оправится, и вступил на путь становления.

На роль властителей Рима могли претендовать лишь полководцы, добившиеся крупных побед и популярные в армейской среде. Одним из самых известных, был Гай Юлий Цезарь (102–44 г. до н. э.). Помимо качеств победоносного полководца этот выдающийся деятель, происходивший из патрицианской семьи, проявил себя и как политик, в конечно итоге став пожизненным диктатором. За свое правление Гай Юлий Цезарь вместе со своими соратниками провел множество реформ. Наиболее известной является реформа римского календаря. С 45 года до н. э. появился известный сегодня всем юлианский календарь.

Первым человеком, который приблизился к получению объема власти, свойственному императору, был Октавиан Август, занимавший пост принципа, то есть первого сенатора. В 27–23 годах до н. э. Октавиан сконцентрировал в своих руках ряд обычных и чрезвычайных должностей, позволивших ему управлять Римским государством, избегая установления открытой монархии. В его компетенции находились отношения с иностранными державами и судебные решения государственной важности. За время своего правления Октавиан значительно расширил границы Римского государства, включив в его состав большие территории на Рейне и Дунае, в Испании, а также Египет, Иудею и Галатию.

Теоретический материал для углубленного изучения:

«Археологи из Университета Лестера нашли на берегу залива Пегуэлл в графстве Кент остатки сооружений I века до н. э., которые они считают лагерем на месте высадки войск Юлия Цезаря.

Тренировочные задания:

1. Восстановите последовательность.

  • Захват Рима галлами
  • Земельный закон Тиберия Гракха
  • Марафонская битва
  • Начало Восточного похода Александра Македонского
  1. Марафонская битва
  2. Захват Рима галлами
  3. Начало Восточного похода Александра Македонского
  4. Земельный закон Тиберия Гракха

Подсказка: обратитесь к хронологии истории Античного мира

Разбор задания:

Самым ранним событием из списка является Марафонская битва, произошедшая в 490 г. до н. э. Спустя сто лет галлы захватили Рим. Начало Восточного похода Александра Македонского относится к 334 г. до н. э. Земельный закон Тиберия Гракха появился в 133 г. до н. э.

2. Заполните пропуски.

1. ________ (Перикл, Александр Македонский, Демосфен) – выдающийся полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти.

2. _____ (Сулла, Октавиан Август, Цезарь) – древнеримский политический деятель, превративший Римскую республику в Римскую империю, выдающийся полководец, оратор, писатель, реформатор, ставший пожизненным диктатором.

3. ____ (Ганнибал, Ксеркс, Константин) – карфагенский полководец, один из величайших полководцев и государственных деятелей древности. Был заклятым врагом Римской республики и последним значимым лидером Карфагена перед его падением в серии Пунических войн.

1. Александр Македонский

Разбор задания:

В тексте задания мы видим 3 характеристики и 9 личностей. Цель – правильно сопоставить данные сведения друг с другом. Плюсом подобных заданий является то, что всегда есть выбор, так как соединить отдельные части гораздо проще, чем дать самостоятельный ответ.

Основная литература по теме урока:

1. История. Россия и мир. 10 класс. Базовый уровень. Волобуев О.В., Клоков В.А. и др. (2013, 400с.), Дрофа, 2013.

2. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. (2007, 352с.) Просвещение, 2007.

Дополнительная литература по теме урока:

2. Уткина Э.В. История России. Единый государственный экзамен. Анализ исторического источника (задания типа С). - М.: Айрис-пресс, 2006. - 176с.


Цель: сформировать представление об особенностях античных цивилизаций
Ход урока.

Проверка знаний.

Концепции, взгляды ученых, закономерности становления самой исторической науки изучает

Эволюционную теорию происхождения человека создал

Вид людей под названием homo sapiens переводится с латинского языка, как

Самые древние объединения людей носили название

Религиозное учение, до настоящего времени преобладающее на территории Индии, получило название

Зарождение китайской цивилизации произошло в долине реки

Государство, в котором возникла алфавитная система письма

Установите соответствие между народами и их достижениями

1) возникновение буддизма
2) создание клинописи
3) изготовление шелка

а) шумеры
б) египтяне
в) индийцы
г) китайцы

Авторство, время и место создания письменного источника изучает наука

Первые люди на нашей планете появились на территории

Большую часть свободного времени первобытный человек тратил на

Развитие земледелия и животноводства подтолкнуло к переходу человечества от присваивающего хозяйства – к

Титул правителя Древнего Египта носил название

Шумерская система письма получила название

Вера в одушевленность окружающего мира, в существование духов природы и людей

Установите соответствие между народами и их достижениями

1) создание шестидесятеричного счета
2) создание алфавита
3) строительство гигантских усыпальниц-пирамид

а) шумеры
б) китайцы
в) финикийцы
г) египтяне

Мотивационный этап, целеполагание.

Вы никогда не задумывались откуда пошла вся Западная цивилизация? Откуда к нам пришли основы философии, математики, драматургии? Все научное знание, моральные и эстетические нормы западного общества, к которому нужно заметить, мы принадлежим? Ответ находится в периоде, именуемом Античность. Греко-Римская цивилизация.

- Что вам уже известно по теме урока?

Информационно-деятельностный этап.

- Как вы думаете, что означает термин античный?

Теория “Малых воздействий с большими последствиями”, цепь незначительных, на первый взгляд случайных событий, приводящая к масштабным и значительным результатам, хорошо иллюстрируется известным детским стихотворением в переводе С. Я. Маршака:

Не было гвоздя – подкова пропала,

Не было подковы - лошадь захромала.

Лошадь захромала – командир убит,

Конница разбита – армия бежит.

Враг вступает в город, пленных не щадя.

Оттого, что в кузнице не было гвоздя.

И начнем мы наш разговор с проблемы, связанной с факторами, оказавшими влияние на формирование цивилизации. Проблема эта возникла в связи с отсутствием единой точки зрения на этот процесс, ибо каждый ученый предлагает свою трактовку, считая, что на процесс становления цивилизации оказывает тот, а не иной фактор.

- Какая точка зрения вам ближе?

1. Первичные цивилизации возникли там, где климатические и географические условия были благоприятны

1. Влияние религии и церкви на жизнь общества и деятельность государства было огромным

2. Наличие или отсутствие рек, близость морей, плодородные почвы, строительный материал – определяли занятия, характер труда и уровень организации их жизни

2. Большое значение в развитии цивилизации принадлежит человеческому фактору

3. Форма рельефа местности оказывает влияние на обороноспособность страны, на дальнейшее развитие

3. Важную роль играют цивилизационные традиции

4. Климат оказывал влияние на характер производства

4. Влияние других народов, возникновение цивилизаций на окультуренной почве

5. Сформировался своеобразный тип личности под влиянием особых географических условий

Античная цивилизация делится на две локальных цивилизации:
а) древнегреческую (VIII в. до н. э. -I в. до н. э.)
б) римскую (VIII в. до н. э. - V в. н. э.).

Между этими локальными цивилизациями выделяется особенно яркая эпоха эллинизма, которая охватывает период с 23 г. до н. э, до 30 г. до н. э.

Древнегреческая цивилизация возникла на Балканском полуострове, и также она включала западное побережье малой Азии (западная часть нынешней Турции). Балканский полуостров с трех сторон омывается тремя морями: с запада Ионическим, с юга - Средиземным, с востока - Эгейским морем.
Прекрасная природа Эллады не была слишком щедрой, особенно для земледельцев. Плодородной земли немного. Климат здесь засушливый, крупных рек нет, оросительную систему, как на Востоке, создать было невозможно. Земледелие стало основной отраслью хозяйства в некоторых областях страны, почва быстро истощалась. Более благоприятные условия были для садоводства и скотоводства: греки разводили коз и овец, сажали виноград и оливки. Страна была богата полезными ископаемыми: серебром, медью, свинцом, мрамором и золотом.

Еще одним богатством было море, удобные бухты, многочисленные острова – это создавало условия для мореплавания и торговли, постепенно страна превратилась в сильную морскую державу.

Греческая цивилизация постоянно расширяла свои границы.

Легендарным родоначальником греков считается царь Эллин. Поэтому греки себя называли эллинами, а свою страну – Элладой. Эллины не были первыми жителями юга Балкан. В древности здесь жили племена пелазгов, которые раньше всех в Европе освоили земледелие. Греческие племена тогда обитали на севере, на Дунае. Примерно с 2000 г. до н.э. часть из них стала переселяться на юг. С XII в. до н.э. вся Греция была населена лишь греками.

В исторической науке существует мнение, что древнегреческая цивилизация сложилась не одномоментно, что было как бы две попытки формирования цивилизации.
- Что же собой представлял переход к древнегреческой цивилизации?

Первый очаг древнегреческой цивилизации зародился на о. Крит на рубеже III – II тыс. до н.э. По имени мифического правителя – царя Миноса ее называют минойская. Около XV в. до н.э. критская культура трагически быстро погибает (очевидно, после извержения вулкана).

На смену пришла новая культура – ахейская. Племена ахейцев распространились на большую часть Греции и острова Эгейского моря. В XIII – XII вв. до н.э. ахейская культура погибла, уничтожена во времена нашествия северных народов, среди которых, были греки-дорийцы.

Эпохи критской и ахейской культур можно считать своего рода предварительным этапом, после которого начинается история собственно греческой цивилизации.

Запись в конспект:

I этап: III – II до н.э. - критская цивилизация.

II этап: XV – XIII вв. до н.э. - ахейская цивилизация.

III этап: V – VI вв. до н.э. - классическая греческая цивилизация.

IV этап: IV в. до н.э. - период эллинизма.

В древние времена Апеннинский полуостров населяло множество племен (лигуры, умбры, венеты, латины) – эта область называлась Лаций. Именно здесь возник центр будущей римской цивилизации.

Рядом с ними жили и другие народы, стоявшие на более высокой ступени развития, - греческие, карфагенские поселенцы и племена этруссков.

Римская цивилизация во многих своих чертах была похожа на древнегреческую. Поэтому меду историками давно уже идет спор: существует ли самостоятельная римская цивилизация? О. Шпенглер и А. Тойнби считали, что история Рима – это всего лишь последняя стадия жизни единой Греко-римской (античной) цивилизации. Они не видели оригинальности в римской духовной культуре и называли ее подражательной и слишком утилитарной (практичной). По их мнению, главные достижения римлян – в технике, прикладных науках, в законодательстве. А литература, искусство, философия были всецело под греческим влиянием.

Другие историки, утверждают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, систему ценностей и государственность, резко отличающие его от Древней Греции.

Римская цивилизация, как и древнегреческая, была морской. Аппенинский полуостров, отгороженный от материка Альпами, омывается с запада Тирренским морем, а с востока – Адриатическим. В отличие от Греции береговая линия Италии изрезана гораздо меньше: там нет большого количества удобных гаваней и островов.

Климат в Италии мягкий и теплый, только на севере бывают суровые зимы. Самыми плодородными были долины рек По, Тибра, Арно. Условия для земледелия были не так благоприятны, как например, в Египте или в Междуречье

Древнегреческую цивилизацию еще называют полисной цивилизацией, так как основной ячейкой общества в Древней Греции являлась община полисов.

- Вспомните, что такое полис. Каковы особенности полисной системы древности?
Полис - это город-государство с прилегающей к нему территорией.

Задание: Опираясь на текст учебника, сравните города-государства Афины и Спарта. Вопросы для сравнения сформулируйте сами.

- Что было общего и различного в их развитии?

Далее – работа с текстом параграфа – пункты 3, 4, 5, 6 – чтение и выявление главной мысли.

3 момента, которые лучше всего удались вам на уроке

1 действие, которое может улучшить работу на следующем уроке.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Огромную роль в становлении человеческой цивилизации играет история Древней Греции. На сегодняшний день трудно встретить человека, ничего не знающего о древнегреческой культуре и истории. Именно это государство стало основоположником европейских ценностей, касающихся политики, философии, литературы и многого другого.


Если посмотреть на карту Древней Греции, то можно увидеть, что расположена она на юге Балканского полуострова. Граничила Греция с такими государствами, как Иллирия и Македония. Со временем ее территории увеличивались благодаря колонизации.


Для того, чтобы кратко рассмотреть историю Древней Греции, исследователи подразделяют ее на определенные периоды.

Самым первым периодом является Крито-микенский. В это время происходит становление первых государственных образований, активно развивается мореплавание и устанавливаются дипломатические отношения с соседними странами. Первыми греческими государствами можно назвать образования, появившиеся на острове Крит, а также на Пелопоннесском полуострове. Эта эпоха, называющаяся крито-микенским периодом, также принято разделять две цивилизации - минойскую и микенскую. Начиная с конца 3 тысячелетия до н.э., и до начала второго, Критское царство являлось самым могущественным. Это было связано с удачным географическим положением, занимаемым этим государством.


Также этому способствовал прекрасно развитый флот, а островные мастера неплохо владели искусством обработки железа. Центром политической жизни был Кносский дворец. До наших дней сохранились руины, поражающие своей красотой. Это сооружение было разрушено в результате извержения вулкана, после чего Критское царство потеряло свое доминирующее положение. Однако примерно с середины второго тысячелетия главенствующее положение заняли Микены. Считается, что эта культура исчезла после того, как на них напали дорийские племена. Их нашествие и порабощение местных жителей привело к упадку культурной жизни, так как дорийцы были первобытными племенами с господством родового строя.


После Темных веков начался Архаический период, связанный с наступлением железного века. Родоплеменные отношения стали разлагаться, так как дешевые орудия труда позволили отдельно взятой семье успешно вести хозяйство, независимо от всего рода. Начались формироваться полисы, представляющие собой небольшие города-государства, связанные между собой только религиозными и культурными связями. В этот период развивается древнегреческая колонизация, в качестве рабочей силы использовались рабы. Рабство к концу архаического периода распространилось во всех полисах, независимо от их политической организации.

Наибольшего расцвета Древняя Греция достигла во времена классической эпохи. Влиятельнейшим центром политической и культурной жизни стали Афины. По сути, они стали столицей древнегреческого государства.

В 431 году до нашей эры началась Пелопоннесская война, которая длилась более 70 лет. В результате которой ПЕЛОПОНЕССКИЙ СОЮЗ потерпел поражение, но и Афины нельзя назвать победителем. Противостояние настолько ослабило все греческие города, что начался кризис полисов, вызванный противостоянием бедных и богатых слоев населения.


Следующий период в древнегреческой истории – эллинистический.

Он начался с походов знаменитого Александра Македонского. Остановимся на нем более подробно. Во время Пелопонесских воин были широко распространены - заложничества, т.е. государство - победитель, забирало себе детей из знатных семей государство - проигравшего. Государства заключали соглашение о мере, проигравшие должны были выплачивать дань, а залогом этого были дети, которые жили под присмотром государства-победителя. Так, одним из детей был Филипп II – СЫН ЦАРЯ МАКЕДОНИИ. Территория Македонии представляла гористую местность, которую населяли пастухи и земледельцы. МАКЕДОНИЯ в ходе воин была захвачена ПЕЛОПОНЕССКИМ СОЮЗОМ. Пока Филипп II жил в качестве заложника он изучал греческое военное искусство. Так Македония не участвовала в воинах и была мирным государством, все это для Филиппа 2 было в новинку, вернувшись в Македонию он начал свое царствование с реорганизации армии. Он обучал пастухов и земледельцев военному делу, в то же время изготавливались металлические доспехи и длинные копья - САРИСЫ. Филипп второй выстраивал свое войско в строй - в первых рядах, которого - были воины в доспехах, а в последних - тяжелая конница! МАКЕДОНИЯ начала войну с греческими полисами, в ходе которой Филипп второй проявил себя талантливым полководцем. Разгромив ослабленные силы греков, царь Македонии созвал в КОРИНФЕ общественный конгресс, предложив, объединить силы и объявить войну персидской военной ДЕСПОТИИ. Поскольку у греческих властей страх перед Филиппом вторым был слишком велик, они заключили союз с Македонией и предоставили войска для войны с Персией. Через 2 года войска выдвинулись на персидское царство и войдя в малую Азию, Филипп II был убит. Во главе армии стал его 20-летний сын Александр. Греческие войска в составе союза учинили бунт, Александр подавив бунт для устрашения союзников, полностью разгромил 1 из крупнейших полисов Греции – ФИВЫ. И всех людей продал в рабство. После чего продолжил наступление на ПЕРСИЮ. Многочисленные, необученные войска персов разбегались при столкновении с ровными, плотными, смертоносными рядами македонцев. В малой Азии армия Александра освобождала греческие города персидским царством. Для подчиненных народов Александр был буквально сыном Бога. Войска персов постепенно отступали, углубляясь в центр Средней Азии. Преследуя царя персов Дария III, войска Александра Македонского достигли Индии. В Индии греки взбунтовались, потому что поход длился 8 лет, была непривычно жаркая погода, и Александру пришлось развернуть войска обратно. Вернувшись в Вавилон в возрасте 32 лет, Александр умер по неизвестной причине.

Про религию

Объединяющим звеном в древнегреческой культуре являлась религия. Главенствующее место занимал бог Зевс, являющийся царем всех остальных богов, а также людей. Местом обитания богов греки считали священную гору, называемую Олимп, где помимо Зевса обитали еще 11 божественных существ.

- Это Гера, супруга Зевса – богиня семейного очага,


- бог Посейдон – покровитель водной стихии, морей и океанов.

У главного бога были сестры – богиня плодородия, которую звали Деметра, и Гестия, покровительствующая домашнему быту. Дочерью Зевса была Афина, воинствующая покровительница мудрости, а также ремесла.

- Также, кроме Афины, войне покровительствовал бог Арес. Богиня Артемида поначалу покровительствовала земледелию, но потом стала почитаться как богиня, ответственная за беременных женщин и целомудрие. Её брат, Аполлон у древних греков выполняет роль бога солнца. Он покровительствовал медицине, образованию, искусству.

Что касается Гермеса, то изначально он считался покровителем скотоводства, но потом стал почитаться как бог вестник. Одна из дочерей Зевса – Афродита, была рождена из морской пены, чтобы стать богиней любви и красоты. Древние греки представляли своих божественных покровителей в человеческом образе, причем им были свойственны человеческие черты поведения и характера. Богам были известны человеческие чувства, желания, и они даже имели свои пороки.

Также в древнегреческой мифологии были популярны герои, отличавшиеся от богов тем, что они были смертными. Как правило, бессмертными их пытались сделать божественные родители, например мать Ахиллеса, богиня Фетида, закалила своего сына в огне, но оставила лишь одно уязвимое место – пяту. Одним из любимых героев у греков был Геракл, совершивший 12 подвигов, и в конце концов, получивший бессмертие в качестве награды

Кроме богов и героев в древнегреческой мифологии были популярны различные мифические существа. Это существа неперсонифицированные – сатиры, нимфы, оры. Сатиры – лесные козлоногие существа, ведущие распутный образ жизни. Охотятся на нимф, которые представляют собой девушек, олицетворяющих стихии. Оры – дочери Зевса, ответственные за порядок в природе и покровительствующие временам года.

Разработка урока

Разработка урока "Античные цивилизации Средиземноморья"

Разработка урока

Античные цивилизации Средиземноморья

Разработка урока "Античные цивилизации Средиземноморья"

Разработка урока

Зарождение античной цивилизации

Разработка урока "Античные цивилизации Средиземноморья"

Разработка урока

Античная цивилизация – это полисная цивилизация

(В разных источниках)

Разработка урока "Античные цивилизации Средиземноморья"

Разработка урока

Древнейший в Европе очаг цивилизации появился на рубеже III-II тыс. до нашей эры на острове Крит.

Разработка урока "Античные цивилизации Средиземноморья"

Разработка урока

Дворец в Кноссе

Разработка урока "Античные цивилизации Средиземноморья"

Разработка урока

Крит являлся центром Минойской цивилизации, которая завершила существование около 1400 г. до н.э. Причиной гибели считается извержение вулкана.

Разработка урока "Античные цивилизации Средиземноморья"

Разработка урока

Микены – один из центров греческой цивилизации.

Разработка урока "Античные цивилизации Средиземноморья"

Разработка урока

Ахейцы совершали военные походы в Малую Азию и Восточное Средиземноморье. Один из известных – Троянская война (в нынешней Турции).

Разработка урока "Античные цивилизации Средиземноморья"

Разработка урока

Микенская цивилизация погибла при загадочных обстоятельствах в XII в. До н. э.
Предполагают: пала под давлением воинственных греков-дорицев, которые знали железо, использовали лошадей и боевые повозки (они были лучше вооружены, но хуже развита культура).

Разработка урока "Античные цивилизации Средиземноморья"

Разработка урока

Много мелких государственных образований с монархическим устройством составляло минойскую и микенскую цивилизации.

Состав:
Город-дворец
Резиденция правителя
Администрация
Жречество
Родовые общины

Разработка урока "Античные цивилизации Средиземноморья"

Разработка урока

Сходства с цивилизациями Древнего Востока:

Производственная основа общества – централизованное дворцовое хозяйство (земледелие и скотоводство).
Излишки поставлялись царскому дворцу и аристократии.
Строгая иерархия.

Как говорилось ранее, в составе цивилизации мелкие государства с монархическим устройством (самоуправление).
Примитивные монархии принимали минимальное участие в организации производства.

Разработка урока "Античные цивилизации Средиземноморья"

Разработка урока

минойская и микенская цивилизации были близки к цивилизациям Древнего Востока, окраиной которых они являлись;

однако у них также была своя специфика, которая повлияла на своеобразие античности в Средиземноморье .

Разработка урока "Античные цивилизации Средиземноморья"

Разработка урока

Главным богатством античных цивилизаций являлось море.
Поэтому развивались
торговля
мореплавание
средства коммуникации
ремесла
скотоводство
земледелие (оливки, виноград, садоводство)

Не было нужды в ирригационной системе, в жестком контроле со стороны гос-ва за поддержанием ее исправных работ, в организации коллективных работ.

Разработка урока "Античные цивилизации Средиземноморья"

Разработка урока

Разработка урока "Античные цивилизации Средиземноморья"

Разработка урока

Разработка урока "Античные цивилизации Средиземноморья"

Разработка урока

Разработка урока "Античные цивилизации Средиземноморья"

Разработка урока

Характеризуется
упадком культуры
утратой письменности
окончательным разрушением остатков микенской цивилизации
возрождение и господство родоплеменных отношений

переходом от бронзы к железу
который и изменил отношения между людьми:

стремление к наживе
непочтение к старшим
себялюбие и жестокость

развитием социальных отношений (привело к формированию уникальных предполисных общественных структур)

Разработка урока "Античные цивилизации Средиземноморья"

Разработка урока

Великая греческая колонизация

Массы людей покидали родные города и переселялись, следуя путям финикийцев (по побережьям).

Разработка урока "Античные цивилизации Средиземноморья"

Разработка урока

Быстрый демографический рост
Нехватка земли
Политическая борьба (поражение вынуждало проигравших переселиться на новое место)
Стремление контролировать торговые пути

Разработка урока "Античные цивилизации Средиземноморья"

Разработка урока

Расширение территории цивилизации
Развитие торговли, ремесел, земледелия, денежного обращения, рынка
Снизился уровень социального противостояния
Приглушен протест безземельного населения
возросло влияние слоев, готовых бросить перчатку притязаниям наследственной родовой аристократии

Разработка урока "Античные цивилизации Средиземноморья"

Разработка урока

Личная инициатива
Деятельное участие в преобразовании окружающего мира и собственной судьбы

Разработка урока "Античные цивилизации Средиземноморья"

Разработка урока

Удалось ликвидировать перенаселение континентальной Греции
Значительно увеличить объём торговли
Создать предпосылки для господства греческих торговцев в Средиземноморье
Расширить сферу распространения греческой культуры

Разработка урока "Античные цивилизации Средиземноморья"

Разработка урока

Разработка урока "Античные цивилизации Средиземноморья"

Разработка урока

Демос — в Древней Греции свободные граждане, имеющие гражданские права, но не принадлежащие к аристократии.

Разработка урока "Античные цивилизации Средиземноморья"

Разработка урока

Тирания – единоличная власть правителя, тирана.

Разработка урока "Античные цивилизации Средиземноморья"

Разработка урока

Около 800 г. до н. э.
Греция в сущности деревенский мир, мир самообеспечивающихся малых общин.
Общество – простая примитивная социальная структура с преобладанием крестьянства, не отличающейся от него аристократией, малым количеством рабов.
Нет храмов, театров, стадионов.

Около 500 г. до н. э.
Греция – масса небольших городов с местными рынками, денежными отношениями.
Раб становится одним из главных элементов социальной структуры, наряду с крестьянством – другие социопрофессиональные группы.
Множество общественных зданий

Читайте также: