Проблема выбора в экономике конспект урока 10 класс

Обновлено: 05.07.2024

Полный и неограниченный доступ ко всем материалам методической библиотеки на год с момента подачи и оплаты заявки. Доступ стоит 500 руб в год

Если Вы уже подавали заявку – тогда войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем же email-адресом, на который оформляли доступ

Участники клуба получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.

Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.

Материал содержит конспект урока, презентацию и дидактические материалы к уроку.

урок физики в 10 классе. Урок – виртуальная компьютерная лабораторная работа.

Войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем email-адресом, под которым Вы загружали данный материал. После этого Вы сможете:

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об авторском праве и смежных правах.

Автор: Саловская Наталья Сергеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №53
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Проблема выбора в экономике
Раздел: полное образование

План-конспект урока

1. Предмет – экономика

2. Класс – 10 класс

3. Количество часов в неделю – 2 часа

4. Тема и номер урока в теме – Проблема выбора в экономике. Тема 1, уроки№3-4.

5. Учебник – Иванов С.И., Линьков А.Я., Скляр М.А. Экономика. Основы экономической

теории. Профильное обучение, 10-11 класс, М., ВИТА, 2015.

6. Примерная программа среднего (полного) общего образования по экономике (профильный

уровень). Сборник нормативных документов. Экономика. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев.

– М., Дрофа, 2012г.

7. Учебная задача – формулирование основной проблемы выбора в экономике.

8. Тип урока – комбинированный урок.

9. Цели урока

I. Организационный момент
( ознакомление с темой урока, постановка целей и задач урока).
II. Актуализация знаний учащихся.

изменяются со временем. Потребности всегда растут. Потребности

безграничны. Степень удовлетворения потребностей зависит…

от дохода от ресурсов

НО: доход всегда ограничен. НО: ресурсы ограничены

Почему? Почему?

Проблема выбора:

Как при ограниченных ресурсах Какие потребности удовлетворить в

удовлетворить неограниченные ресурсы. первую очередь?

Компромиссный выбор: частично отказаться от чего-либо, чтобы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(Экономика, 10 класс)

Познакомить учащихся с главной проблемой экономики – проблемой выбора. Научить учащихся строить кривую производственных возможностей и определять альтернативную стоимость.

Способствовать экономическому воспитанию учащихся и бережному отношении к природным ресурсам.

Развивать умения сопоставлять, анализировать, сравнивать.

Изучение нового материала.

Таблицы, схемы, графики по теме.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Вопросы для беседы.

1.Что изучает экономика?

2. Какова главная цель любой экономической системы?

III.Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.

Вводное слово учителя.

«Мы живём в молодом независимом государстве. Наша страна сейчас решает чрезвычайно важную задачу – создание экономики, способной обеспечить достойную жизнь народу.

Рыночная экономика требует от нас делать свой экономический выбор и принимать важные экономические решения, при этом, полагаясь на собственные силы и способности, именно поэтому время требует от нас экономические знания. Каждый из нас ежедневно вступает в экономические отношения. Мы живём в мире экономических явлений, покупаем и продаём, получаем доход и платим налоги, управляем и подчиняемся управленческим решениям.

IV. Изучение нового материала.

Учитель предлагает вспомнить:1. Что такое потребности?

2. Как классифицируются потребности?

3. Назвать основное свойство потребностей.

Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся.

1. Человеческая фантазия.

2. Конкуренция производителей, которые постоянно предлагают новые блага.

3. Средства информации стимулируют стремление человека к новым и новым потребностям и новым способам удовлетворения старых.

Учитель предлагает учащимся вспомнить:

1. Что такое производство?

2. Назовите факторы производства.

3. Назовите основное свойство экономических ресурсов.

Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся.

«Труд, земля, капитал, предпринимательская способность – основные виды экономических ресурсов (факторов производства). Все они участвуют в производстве благ для удовлетворения наших потребностей. Но в отличие от потребностей главным свойством экономических ресурсов является их ограниченность .

Ограниченность рабочей силы связана с тем, что число трудоспособных жителей любой страны строго фиксировано в любой момент времени. Ограниченность земли и природных ресурсов определяется географией страны и наличием в её недрах месторождений полезных ископаемых. Ограниченность капитала определяется предыдущим развитием страны, тем какой производственный капитал она успела накопить. Ограниченность предпринимательского таланта обусловлена тем, что природа такими способностями по некоторым оценкам, одарила лишь 3-5% трудоспособного населения.

Наши желания всегда превосходят наши возможности. Между ресурсами и потребностями людей разнообразны и постоянно растут, а ресурсы ограничены. В этом заключается главная проблема экономики (на доске вывешивается схема).

Ограниченность производственных ресурсов, имеющихся у людей для
удовлетворения их неограниченных потребностей, делает необходимым выбор между различными способами использования имеющихся ресурсов. Этот выбор основывается на сравнении затрат и результатов, соответствующих каждому из возможных вариантов. Для оценки лучшего варианта вводится понятие альтернативной стоимости (наилучшим является вариант с наименьшей альтер­нативной стоимостью)

Объяснять взаимосвязь между потребностями и производственными ресурсами. Понимать фундаментальный характер концепции ограниченности ре­сурсов.

Понимать сущность проблемы выбора.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированный, с элементами деловой игры и работы в группах.

Задачи: - увеличить объем знаний;

- усилить прикладную направленность;

- добиться вовлечения всего класса в учебный процесс.

Альтернативная стоимость: сущность понятия, предпосылки возникновения.

Фундаментальная триада экономической науки

Базовые понятия и термины: ограниченность ресурсов, альтернативная стоимость.

Мотивация и актуализация полученных на предыдущих уроках знаний - 15 мин.

Основная часть (деловая игра) - 20 мин.

Закрепление - 8 мин.

Мы живем в мире ограниченных возможностей, редких и платных благ.

Вспомните, что такое неэкономические блага? Экономические блага? Приведите примеры.

То есть большинство благ, удовлетворяющие наши ежедневные потребности - экономические или платные. Из этого следует, что нам постоянно приходится выбирать из имеющихся вариантов использования благ. Очень плохо, когда у человека нет выбора, и он должен делать то, к чему его принуждают (вспомните, например, рабский труд). Но и свободный выбор труден: выбирающий человек всегда от чего-то отказывается. В классической ситуации выбора находится ребенок, пришедший с родителями в магазин игрушек: он хотел бы купить все или почти все, а родители ограничили стоимость подарка определенной суммой.

Выбор существует всегда. Даже, когда человек говорит, что у него не было выбора и он вынужден был поступить именно так, то с экономической точки зрения это означает, что выбор был, но кроме избранного варианта, другие его просто не устраивали в силу определенных причин. При этом выбор делают все: отдельные люди, семьи, правительства, фирмы, общество. Например, из нефти можно произвести бензин, лекарства, синтетические материалы и т.д. И если общество решило, что из добытой нефти необходимо производить бензин, то исчезает возможность использовать ее для изготовления синтетических материалов. Это и будет стоимостью общественного выбора, которую экономисты называют альтернативной стоимостью. То есть любой выбор предполагает как следствие какие-то откинутые решения.

Если бы ресурсы были неограниченными, как и потребности, необходимость выбора не стояла бы перед человеком, фирмой, страной или человечеством. Тогда не существовало бы экономики как науки, поскольку экономика - наука о выборе в условиях ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов, выбор и альтернативная стоимость считаются фундаментальной триадой экономической науки.

Экономисты часто используют выражение: There is no such thing as a free lunch (не существует такой вещи, как бесплатный обед). То есть речь идет о том, что ничего нельзя получить просто так, за все нужно платить - каждый выбор имеет свою цену. Отсюда:

Цена выбора (или альтернативная стоимость) - это стоимость (ценность) наиболее приоритетного среди благ, от которого пришлось отказаться ради осуществления собственного выбора.

Давайте попробуем привести примеры, когда выбор осуществляет семья, государство, органы местного управления (мэрия), администрация школы, коллектив класса. (Делю класс на 5-6 групп, по 4 человека, объединяя сидящих за соседними партами; каждая группа получает одно из перечисленных заданий, и через 3 минуты один из группы презентует ответ с обязательным определением цены выбора).

2. Основная часть (экономическая игра)

- Набор конфетти четырех различных цветов. Они должны распределяться по цветам в следующем соотношении: черный (уголь) - 50%, голубой (нефть) - 35%, белый (природный газ) - 10%, красный (уран) - 5%. Цветовая гамма может быть произвольной, главное условие - сохранение пропорции.

- Сетка принятия решения. (Демонстрационный слайд)

1. Общая мощность всех существующих энергетических источников неизвестна, поступление же энергии для обеспечения жиз­недеятельности общества строго ограничено.

- С чем связаны эти ограничения? В ходе совместного обсуждения постараюсь добиться по­нимания следующего факта: реальное предложение энергии, потребности общества в которой постоянно растут, определяется не ее запасами, а тем количеством, которое производители хотят и могут выставить на продажу (поставить на рынок).

Разделим класс на 4 команды. Каждая команда будет искать конфетти одного цвета. Иными словами, каждая команда представляет собой компанию по преимущественной добыче одного из энергетических ресур­сов.

3. Я заранее определяю число раундов игры. Рационально проводить не менее двух-трех одноминутных раундов, в течение которых компании будут собирать (добывать) энергоресурсы.

Еще раз напоминаю компаниям, что их конкретная цель - добыть максимальное количество конфетти-ресурсов соответствующего цвета.

Начинаю первый раунд игры.

Замечание, если какая-либо команда станет собирать конфетти разных цветов или использовать приспособления (лист бумаги, щетку и т.п.), воз­держиваюсь от вмешательства или комментариев.

1. Начинаю обсуждение с наиболее наглядных фактов. Ставлю учащимся ряд вопросов:

- Какие источники энергии легче было обнаружить? Какие труднее? Почему?

- Какие обобщения можно сделать, анализируя добы­чу компаний? Очевидно, количество обнаруженного угля (черные конфетти) и нефти (голубые) превысит остальные виды, что связано с меньшей альтернативной стоимостью их добычи.

- Какие производственные ресурсы были задействованы при по­иске и добыче энергоносителей? Вероятно, в первую очередь, школьники на­зовут трудовые ресурсы. Прошу их привести конкретные примеры. Обращаю внимание на возможность использования различных приспособлений при добыче энергоресурсов (щетка, лист бумаги и пр.). Если никто из иг­рающих не применял таких приспособлений, выясняю, какие технические усовершенствования могли бы быть использованы в данном процессе (как игровом, так и реальном).

2. Возможно, какая-нибудь группа собирала не один вид конфетти. Эти действия были вполне оправданы, ведь на практике производители энергии обычно разрабатывают все доступные им источники. Например, нефтяные компании добывают природный газ как попутный. Другой причиной является сравнительная оценка фирмами выгод, которые они могут получить в результате своей деятельности. При этом возникает проблема выбора между различными вариантами производства, происходит сравнение затрат и вы­год, связанных с каждым из вариантов.

3. Ставлю перед аудиторией следующую проблему: Добыча полезных ископаемых связана с нанесением ущерба окружающей среде (в игре это иллю­стрируется сдвинутой мебелью, замусоренным полом и т.п.). Каким образом общество решает эту проблему? (Общество делает выбор между потребно­стью в большем объеме энергии и желанием сохранить природную среду, вкладывая средства в природоохранные мероприятия). Возникает вопрос о величине этих вложений. Как принимаются решения? Спрашиваю у уча­щихся, есть ли среди них желающие участвовать в уборке класса (т.е. в охране окружающей среды). Предлагаю за каждый собранный конфетти оплату, например, в 1 коп. Повышаю цену до тех пор, пока весь класс не захочет помочь. Обсуждаем, почему в конечном итоге все согласились участвовать.

Прошу школьников сформулировать возможные варианты решения проблемы, сто­явшей перед ними (Проблемы сохранения окружающей среды), используя модель принятия решения (демонстрационные слайды). Например: не собирать мусор; собирать бесплатно; соби­рать за плату.

Обсуждаем критерии оценки рассматриваемых вариантов, т.е. те цели, которые надеемся достичь, принимая решение (полезность для здоровья; минимальные затраты времени; материальная заинтересованность и т.д.).

Читайте также: