Личность и общество 8 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

1.Сформировать у учащихся устойчивые знания по основным понятиям урока.

2. Развивать навыки критического мышления, учить анализировать, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, вырабатывать навыки работы с таблицей, мультимедийной презентацией.

3. Стимулировать учащихся к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию.

Оргмомент . Мотивация учебной деятельности.

Ребята, зная тему урока , какие задачи мы перед собой поставим?

-познакомиться с новыми терминами и научиться понимать их;

-учиться работать с текстом учебника, с документами, словарями;

-учиться обобщать и анализировать;

учиться применять знания на практике.

Какие ключевые понятия и темы мы должны выяснить на уроке?

Всякого ли человека можно считать личностью? Как социальная среда, моральные и духовные ценности влияют на становление личности.

Человек, индивидуальность, личность.

Роль семьи и социальной среды в становлении личности.

Первый этап урока- изучение материала.

Работа с понятиями человек, индивид, индивидуальность, личность.

Человек- это биосоциальное существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно- исторической деятельности и общения.

Основные характеристики человека:

-особое строение организма;

-способность к трудовой деятельности;

Индивид- это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Основные характеристики индивида:

-целостность психофизической организации организма;

-устойчивость по отношению к окружающей действительности;

Индивидуальность- это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных способностей, проявляющихся в поведении, деятельности, общении.

Личность- это результат развития индивида. Это социальная сущность человека.

Личность-это конкретный человек, способный к познанию, переживаниям, преображению окружающего мира и строящий определённыё отношения с этим миром.

История знает немало фактов проявления одарённости у детей.

Одарённость -это прирождённое качество, но оно может развиться, а может угаснуть.

Что необходимо для того, чтобы талант не угас?

(Необходимы сила воли, трудолюбие, цель)

Что делает человека талантливым, гениальным?

Что делает человека великим?

Вывод : Личность- это результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта.

На протяжении 19 века учёные полагали, что личность существует, как нечто сформировавшееся от рождения Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гением, преступником или рыцарем. Но в начале 20 века накопилось много фактов, доказывающих, что врождённая гениальность автоматически не гарантирует того, что из человека получится великая личность.

- Ребята, давайте задумаемся над вопросом.

-Какую роль в формировании личности выполняет семья?

Семья - это среда, которая влияет на развитие личности, её будущее духовное и душевное благополучие.

Потребность индивида стать личностью у одних развита в большей степени, у других- в меньшей.И именно родители могут сформировать и развить эту потребность в своём ребёнке в наивысшей степени.

-А какое влияние на формирование личности оказывает социальная среда?

Социальная среда может развить, а может и заглушить природные качества. Общество и социальная среда влияют на личность в обоих направлениях- подавляя и развивая её. Чем выше культурный уровень общества, тем выше человек ценится как личность. Между развитием личности и общества существует прямая зависимость.

Поддаваться чувствам, страстям, страхам- значит вести себя неразумно. Проявлять здравомыслие, рассудительность, целеустремлённость- ощущать в себе более высокое нравственное начало.

Личностью можно стать только в том случае, если развивать в себе нравственное начало.

Немецкий философ Иммануил Кант очень выразительно определял личность: это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным принципам.

Что это значит? Это значит обладать развитым сознанием человеческого достоинства и ответственности, быть свободным от диктата других людей. Личность должна иметь твёрдые принципы- это такие моральные и гражданские качества человека как честность, порядочность, совесть, уважение к закону, порядку и справедливости. Кант полагал, что все эти качества должны быть выработаны добровольно при условии доброго желания самого человека. Степенно усваивая опыт поколений, язык, знания, умения, мораль, право, обычаи. Нормальный человек всю жизнь формирует себя: пополняет свои знания, культуру, совершенствуется духовно и морально.

Нравственное воспитание включает в себя такие понятия как долг, честь, совесть, достоинство. Эти качества формируются как в коллективе, так и в самостоятельных действиях. Накапливая нравственный опыт, вы можете ошибаться, неправильно поступать. Ориентироваться на хорошие поступки вам помогут учителя, родители, старшие наставники. Если вы научитесь правильно оценивать свои и чужие поступки- это правильный шаг к становлению личности.

Второй этап урока- осмысление материала.

-Ребята! Мы сегодня говорили о личности и социальной среде. Давайте вернёмся к проблемному заданию. Как бы вы ответили на вопрос

- Всякого ли человека можно назвать личностью?

-Как семья и социальная среда влияют на формирование личности?

-Какие моральные качества необходимы для становления личности?

Верны ли суждения о роли общества в формировании личности?

А. Общество способно как развивать личность, так и подавлять её.

Б.Чем выше культурный уровень общества, тем меньше в нём человек ценится как личность.

1) верно только А

2)верно только Б

3) верны оба суждения

4)оба суждения неверны.

Задание2 Завершите фразы:

1.Талант и гениальность это…

2.Великим человека делает…

3.Личностью нельзя назвать…

Какие особенности потребления духовных ценностей нашли отражение в пословицах.

1.Хороша книга, да чтец плох.

2.кто много читает, тот много знает.

3.Не на пользу читать, коли только вершки знать.

Распределите слова на две группы: позитивные и негативные моральные качества.

Гуманизм, человечность, честь, чванство, цинизм, совесть, скромность, грубость, тунеядство, скромность, трусость, верность.

Третий этап урока- рефлексия.

-На уроке мы говорили о человеке, индивиде, личности. Где вы видите себя в этой цепочке?

-Мы рассмотрели процесс становления личности. К чему вы будете стремиться? Останетесь на прежнем уровне, будете стремиться вверх, вниз?

- Упражнение1 Что вы можете предложить?

-Для того, чтобы тебя уважали?

-Для того , чтобы совесть была чиста?

-Для того, чтобы в семье был мир.

-Согласны ли вы с этим утверждением?

-скука ослабляет умственные способности

-порок- это пьянство, наркомания, преступный образ жизни

-нужда объясняется нежеланием заработать деньги.

Написать о себе несколько слов, которые ярко характеризуют черты характера.

Упражнение 4.Надпись на пальцах руки.

Большой- какие качества ценю в себе?

Указательный- какие качества ценю в других?

Средний- чему хочу научиться у других?

Безымянный- над чем стоит задуматься?

Мизинец- что пожелать другим?

Итак, сегодня на уроке я узнала….

На уроке я работала…, своей работой я довольна…, моё настроение стало лучше, материал был лёгким , Я всё усвоила.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Способствовать повторению и обобщению изученной информации и применению в практической деятельности.

- систематизировать и конкретизировать качество знаний обучающихся по изучаемому разделу; - продолжить формирование умений работать с текстом, в группе. Задачи:

Развивающие:

продолжать формировать интеллектуальные умения (развивать навыки анализа, синтеза, сравнения);

способствовать развитию коммуникативных качеств у учащихся;

развивать навыки умственного труда и умение его организовывать;

Образовательные:

углубить знания учащихся об уникальности каждого человека;

формировать теоретические знания по вопросам: индивид, индивидуальность, личность;

Воспитательные:

воспитывать стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку;

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Методы и формы обучения:

Методы: наглядный, практический, контроля.

Формы: фронтальная, групповая.

Основные понятия урока: Человек, индивид, индивидуальность, личность, общество.

Оборудование: карточки с заданиями.

Организационный момент.

Здравствуйте ребята, садитесь. Итак, мы закончили изучение большой и интересной темы: о чём мы с вами говорили на предыдущих уроках? (Личность и общество) Совершенно верно, на уроках мы часто обращаемся к притчам и рассказам из прошлого, текстам. Сегодняшний урок не исключение.

Учитель спрашивает у детей о теме сегодняшнего урока - объявляет тему урока (записывают на доске и в тетрадях). Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (обучающиеся предполагают цели урока, учитель обобщает и озвучивает их)

Актуализация знаний.

Давайте ещё раз проанализируем, что мы относим к личности, а что к индивидуальности.

Перед вами список характеристик(Приложение№1) некоторые из них присуще только личности, другие относятся к индивидуальности человека.

Характеристики относящиеся к

Индивидуальности

Ребята, как же происходит становление личности?

Я попрошу Вас назвать три основные фазы становления личности (адаптация, индивидуализация, интеграция). Молодцы! Каждая из названных фаз помогает человеку стать личностью. Становление личности происходит только в обществе. В этом процессе человеку помогает множество факторов. Эти факторы – агенты социализации. Кого называют агентами социализации (семья родственники, друзья, приятели.)

Все агенты социализации живут в обществе.

Так значит может ли человек жить вне общества? ( Нет человека – нет общества.) (рассказ про Робинзона Круза).

И так, общество - это всё человечество. Структура общества ( большие и малые группы).

Назовите основные сферы жизни общества? (экономическая – промышленное и сельскохозяйственное производство, социальная - семья, нации и национальные отношения, медицинские и образовательные учреждения, политическая - политика, право, государство, политические партии духовная - наука, религия, искусство, эрмитажи и музеи).

Общество прошло длительный исторический путь и выделяют три ступени развития общества. Какие ? Перечислите и охарактеризуйте каждую ступень общества ( аграрное, индустриальное, постиндустриальное).

На уроках истории вы неоднократно убеждались в том, что с течением времени усложняются формы общественного устройства, меняется образ жизни людей. Это свидетельствует о развитии общества. Другой важнейшей чертой развития современного общества является информационная революция .(охарактеризуйте эту черту общества- интернет ресурсы, телефон, телевидение).

В обществе существуют и проблемы – какие? (загрязнение и разрушение природной среды обитания, угроза мирового терроризма, экологическая)

Вы все молодцы, успешно справились со всеми заданиями, а теперь, чтоб узнать, как вы усвоили пройденный материал, я предлагаю вам выполнить небольшое тестовое задание Приложение №2. (выполнение теста)

Я предлагаю вам сделать взаимопроверку, обменяйтесь своими листочками, я даю Вам верные ответы, проверьте и выставьте друг другу оценки.

Синквейн. Личносьт и оббщество

Логическое завершение. Выводы. Подведение итогов.

Достигли ли мы поставленных в начале урока целей? Понравился ли вам сегодняшний урок? Что особенно? Чему научились? Практическое применение полученных знаний?

(Отметить учеников, которые хорошо работали на уроке, поблагодарить всех за работу) Выставление отметок по итогам выполнения всех заданий.

я34

Человек – биосоциальное существо, так как он является частью природы (биологическое в человеке) и в то же время – частью общества (социальное в человеке).

Биологическая природы человека:

  • анатомо-физиологические черты,
  • строение систем и органов,
  • наличие инстинктов, рефлексов,
  • особенности памяти, мышления и др.

Человек – индивид , то есть единичный представитель человеческого рода.

Социальная природы человека:

  • умение жить в обществе,
  • ответственность за дела, слова, поступки.
  • постановка целей их достижение,
  • способность и готовность к труду,
  • создание произведений культуры, занятие творчеством.

Запомните!

Биологические признаки человека – прирождённые, а социальные – приобретённые.

Личность – это человек как носитель сознания, наделённый рядом социальных качеств, позволяющих ему жить, трудиться в обществе, учиться, общаться с другими людьми, иметь духовные интересы, заниматься творчеством.

Социальные и биологические качества человека делают его индивидуальностью.

Индивидуальность – это неповторимость каждой личности, его оригинальность, уникальность.

Социальные качества человека:

  • честность
  • доброта,
  • уважение других,
  • милосердие,
  • трудолюбие,
  • бережливость,
  • любознательность,
  • любовь к прекрасному,
  • инициативность и многие другие.

Социальные качества формируются только в обществе, при общении с другими людьми – в процессе социализации.

Социализация – это процесс формирования личности, это усвоение культурного богатства общества, норм и правил поведения, это формирование умения жить в обществе.

Автор: Макарова Рена Васильевна

Населенный пункт: Чувашская Республика, с. Яльчики

Цель:

- способствовать повторению и обобщению изученной информации и применению в практической деятельности.

- систематизировать и конкретизировать качество знаний обучающихся по изучаемому разделу;

- продолжить формирование умений работать с текстом.

Задачи:

Развивающие:

  • продолжать формировать интеллектуальные умения (развивать навыки анализа, синтеза, сравнения);
  • способствовать развитию коммуникативных качеств у учащихся;
  • развивать навыки умственного труда и умение его организовывать;

Образовательные:

  • углубить знания учащихся об уникальности каждого человека;
  • формировать теоретические знания по вопросам: индивид, индивидуальность, личность;

Воспитательные:

  • воспитывать стремление к индивидуальной самореализации.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока.

Этот урок будет подготовкой к олимпиаде и ОГЭ. Задания взяла из материалов олимпиад прошлых лет и типовых тестовых заданий ОГЭ по этой теме.

На уроках мы часто обращаемся к притчам и рассказам из прошлого. Сегодняшний урок не исключение (Слайд 2).

Вопрос: - Кого искал философ Диоген? (ответы учеников)

- Почему Диогену было так трудно найти человека, отличающегося от других?

-Кого же он хотел найти индивидуальность или личность? (ответы детей) Вы неплохо справились с решением этой задачи.

Все задания выполнить в тетради по обществознанию, сфотографировать и прислать на электронную почту [email protected] или по сетевому городу.

Задание 1. Давайте ещё раз проанализируем, что мы относим к личности, а что к индивидуальности (Слайд 3).

Некоторые из них присуще только личности, другие относятся к индивидуальности человека.

Характеристики, относящиеся к

Личности

Индивидуальности

Характеристика: 1) лидерство; 2) сильный; 3) походка; 4) альтруизм; 5) надёжность; 6) красивый; 7) искренний; 8) добросовестный; 9) блондинка; 10) телосложение.

Задание 2 (Слайд 4).

О каких понятиях идёт речь?

1) ……………………. - это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.

2) ………………. - отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств.

3)………………. - то человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями.

4)…………………. - качества или характеристики, отличающие одну личность от другой, любое психологическое своеобразие и особенность индивида (индивидуальность)

1. Общество возникло раньше, чем появилось государство.

2. Индивидуальностью можно назвать человека, который отличается творческим подходом к жизни.

3. Воспитание является частью процесса социализации.

4. Процесс социализации человек проходит только в раннем дошкольном возрасте.

5. Личность человека проявляется в первую очередь в его внешних данных.

6. Формирование личности человека завершается в юности.

7. Человек становится личностью только в процессе общественной жизни.

8. Обществом можно назвать население страны, континента, мира в целом.

9. Человек, в отличие от животных, способен действовать сознательно.

10. Духовная сфера общества объединяет науку, образование, искусство, мораль, религию.

Задание 4. Заполнение пропущенных слов и словосочетаний (Слайд 6).

Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова, сочетания слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы. Запишите ПОРЯДКОВЫЕ НОМЕРА выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.

Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

1.социализация 6.биологические и социальные 11.социально значимые

2.роль 7. индивид 12. в детские годы
3.родители 8.на протяжении жизни 13.индивидуальность
4. личность 9.социальная регуляция 14.статус

5. группа сверстников 10.только биологические 15.адаптация

Задание 5. Прочитайте определения известных Вам из курса обществознания понятий, принадлежащих мыслителям, учёным, политикам и запишите эти понятия (Слайд 7).

Задание 6. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином (Слайд 8).

1. Условия жизни и принятие индивидом в процессе социального взаимодействия определенных норм и ценностей, взглядов и образа действий, в закрытых культурах таковы, что если индивид отступит от норм, то попадет в сложную ситуацию.

2. Сторонники социального происхождения системы воззрений на жизненное назначение человека, охватывающее понятия добра и зла, справедливости, совести, смысла жизни считали, что идеал единства отражает потребность любого сообщества в стабильности, порядке и взаимопомощи.

Задание 7. Ниже приведены высказывания известных мыслителей прошлого, касающиеся одного и того же понятия (в тексте оно обозначено как […]; возможны вариации изменяемых частей данного слова) (Слайд 10).

Что это за понятие? Ответ:_______________________

Читайте также: