План конспект принципов комплектации медицинских групп обучающихся для занятий физической культурой

Обновлено: 06.07.2024


Актуальность проблемы физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья в настоящее время несомненна. Школьникам, перенесшим какие-либо заболевания или часто и длительно болеющим, особенно необходима двигательная активность, благотворно влияющая на ослабленный организм. А их зачастую просто освобождают от занятий физической культурой. Такие дети, относящиеся по медицинским показателям к специальным медицинским группам (СМГ), должны заниматься по специальным программам, ориентируемым на медицинские показатели здоровья современных школьников, методикам, учитывающим возраст, физическую подготовленность, функциональное состояние организма занимающихся, специфику заболеваний, противопоказания (из Программ по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений / Авт.-сост.: А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина. — М.: Дрофа, 2004).

Изучив доступную нам научную литературу по вопросам организации и проведения занятий физической культурой со школьниками, отнесенными к СМГ, мы должны отметить, что мнение врачей и педагогов в этой области различно, а единая система взглядов на данную проблему отсутствует. Имеются разногласия в вопросах комплектования групп, методики проведения занятий, дозирования физической нагрузки, в выборе средств и методов физической культуры, применяемых на уроках.

Организация работы в СМГ начинается с комплектования групп.

Комплектование СМГ перед новым учебным годом должно осуществляться с учетом возраста, показателей физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса по данным медицинского обследования, проведенного в апреле-мае текущего года, и завершаться к 1 июня. Наполняемость групп — 10 — 15 человек. Списки детей с указанием диагноза медицинской группы, завизированные медицинской сестрой и врачом школы, с печатью детской поликлиники передаются директорам школ, учителям физкультуры и во врачебно-физкультурные диспансеры. Директора до 1 сентября должны оформить ходатайство в районный отдел образования (РОО) об открытии групп. На основании приказа РОО издать приказ по школе о создании специальных медицинских групп и назначении учителя в СМГ.

Среди вопросов, которые приходится решать учителю физической культуры, всегда возникает вопрос о распределении учащихся по учебным группам в соответствии с показаниями их здоровья.

Методы комплектования СМГ и критерии внутригруппового подразделения школьников на подгруппы в зависимости от клинических особенностей и течения их заболевания, функциональных возможностей, уровня развития двигательных навыков были обоснованы рядом ученых и практиков [1 — 10]. Существуют различные мнения о том, что принимать за основу при распределении учащихся на группы — функциональное состояние организма, характер заболевания, физическую подготовленность или возраст занимающихся. В связи с этим при комплектовании учебных групп для занятий физической культурой детей с ослабленным здоровьем применяют разные подходы.

Практика показывает, что, как правило, детей делят либо по возрасту, либо по заболеваниям.

Авторы [4] рекомендуют формировать СМГ с учетом медицинских показаний, физической подготовленности и пола.

Они же считают, что в условиях крупных городов целесообразно объединять учащихся близкорасположенных школ для занятий по возрастному принципу: в одной школе дети младших классов, в другой — средних, в третьей — старших. При этом они отмечают, что эта форма организации занятий сложнее в организационном, но наиболее эффективна в методическом плане.

По мнению Э. Г. Булич (1986), Е. А. Бабенковой (2003), для эффективных занятий исключительно важен правильный подбор учащихся в группах. Они считают, что лучше всего, если группа состоит из учащихся, однородных по диагнозу перенесенных заболеваний. Вместе с тем важно учитывать, что еще более важным условием правильного комплектования учебных групп является примерно одинаковый уровень функциональных возможностей учащихся. Вот почему допускается зачисление в группу для совместных занятий учащихся, перенесших различные заболевания, при условии сходного уровня их подготовленности к выполнению нагрузок.

С точки зрения ряда авторов [5], наиболее благоприятен для занимающихся с отклонениями в состоянии здоровья нозологический принцип деления на группы (деление по заболеваниям).

Однако, по мнению педагогов, данный принцип имеет определенные недостатки:

  1. при комплектовании групп по нозологическому принципу занятия можно проводить только вне расписания, что создает определенные трудности в организации занятий, так как сложно объединить в одну группу учащихся разного возраста (в одну группу могут попасть учащиеся как 1-х, так и 11-х классов);
  2. значительные различия в уровне физической работоспособности разновозрастных лиц с одинаковыми заболеваниями, что приводит к несоответствию нагрузок функциональным возможностям отдельно взятого занимающегося;
  3. трудности в подборе средств и методов физической культуры, адекватных уровню функциональных возможностей всех групп занимающихся.

Другие авторы [7, 9, 10] придерживаются мнения, что СМГ для занятий физической культурой комплектуются с учетом возраста, состояния здоровья независимо от заболевания. Объединение школьников, страдающих различными заболеваниями, в одну группу возможно потому, что приспособление их организма, и в частности органов кровообращения и дыхания, к физической нагрузке во многих отношениях одинаково.

Еще один из вариантов комплектования групп предлагает В. К. Велитченко (1989). С целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов он рекомендует делить учащихся СМГ на две подгруппы:

  • подгруппа А — школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями; таких детей большинство;
  • подгруппа Б — школьники, имеющие тяжелые, необратимые изменения в деятельности органов и систем (органические поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной системы, печени, высокая степень нарушения зрения с изменениями глазного дна и др.).

При комплектовании СМГ школьный врач и учитель физической культуры кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии обучающихся должны также знать уровень их физической подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов. В качестве тестов используются только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся.

Включение учащихся в СМГ может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида и тяжести заболевания и других отклонений в состоянии здоровья).

При получении положительных результатов в процессе занятий физической культурой учителем совместно с медицинским работником может осуществляться перевод из специальной в подготовительную, а затем в основную группу.

Правильно организованные систематические занятия физическими упражнениями являются важнейшим средством укрепления здоровья ослабленных детей. Регулярные занятия физической культурой улучшают физическое развитие, функциональные возможности организма школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Чтобы организовать полноценные занятия с учащимися, отнесенными к СМГ, следует в первую очередь вооружить необходимым объемом знаний и научными рекомендациями по организации и методике проведения уроков физической культуры.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Урок физкультуры — это неотъемлемая часть учебного процесса. Физическая нагрузка просто необходима современным детям. Увеличение количества детей с хроническими заболеваниями, избыточная масса тела детей, зависимость от компьютерных игр, как следствие сидячий образ жизни нуждаются в коррекции. В расписании каждого образовательного учреждения предусмотрены 3 урока физического воспитания.

С целью укрепления здоровья, содействие гармоничному развитию и закаливанию организма школьника необходимо обеспечить каждому ученику полноценный, всесторонний двигательный режим. Решение данной задачи зависит от правильности выбора медицинской группы для конкретного ученика, и активного использования всех средств физического воспитания с целью оздоровления молодежи.

Давайте сразу же уясним для себя, что группа здоровья и медицинская группа здоровья для занятий физкультурой — это разные вещи.

В соответствии с Приложением № 2 Приказа МЗ РФ № 1346 н от 21.12.2012 г. оценка здоровья детей производится по следующим критериям:

- степень функционирования основных систем организма;

- отсутствие или наличие хронических заболеваний;

- степень сопротивления неблагоприятным воздействиям;

- степень гармоничности физического развития;

- уровень физического развития.

В соответствии этих критерий 5 групп здоровья:

Группа здоровья

Характеристика

I группа состояния здоровья

здоровые несовершеннолетние, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений

II группа состояния здоровья

- несовершеннолетние: у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;
- с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;
- часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;
- с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем организма;

III группа состояния здоровья

- несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния);
- с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда

IV группа состояния здоровья

- несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций;
- с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения;
- с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда

V группа состояния здоровья

- несовершеннолетние: страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений и требующими назначения постоянного лечения;
- с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда;
- дети-инвалиды.

На основании результатов профилактического осмотра и данных групп состояния здоровья врач, ответственный за проведение профилактического осмотра, определяет медицинскую группу для занятий физической культурой. Этих групп 3: основная, подготовительная и специальная.

Медицинская (физкультурная) группа

Характеристика

Занятия физкультурой

Основная медицинская группа
(I группа)

это здоровые дети, у которых нет хронических заболеваний, с физическим развитием, что соответствует их возрасту (совпадает с 1-й группой).
- без нарушений состояния здоровья и физического развития;
- с функциональными нарушениями, не повлекшими отставание от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности.
Разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.

занятия проводятся по государственной программе ФВ в полном объеме, предусмотрена сдача определенных нормативов, разрешаются занятия в спортивных секциях и участие в соревнованиях. Итогом успешности освоения программы является определенная соответствующими критериями оценка.

Подготовительная медицинская группа
(II группа)

это дети, у которых нет отклонений в состоянии здоровья (либо есть незначительные отклонения), но с недостаточным физическим развитием (совпадает со 2-й группой).
- имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные;
- входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний);
- с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии, длящейся не менее 3-5 лет.
Отнесенным к этой группе детям разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.
Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физ-культурных мероприятиях не разрешается без дополнительного медицинского осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.

Занятия проводятся по общей программе физического воспитания при условии более постепенного ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных испытаний (нормативов) и норм на срок до одного года. Непосредственно на занятиях школьники данной группы нуждаются в более тщательном контроле со стороны учителя ФК и медицинского работника образовательного учреждения. Помимо обязательных уроков физкультуры для таких школьников рекомендуются занятия в секции общей физической подготовки. Итоговая оценка, в отличие от школьников основной группы, преимущественно определяется учителем физкультуры в соответствии с установленными для данного этапа обучения индивидуальными критериями.

Специальная медицинская группа А
(III группа)

это дети, которые есть отклонения нормального состояния здоровья и имеют ограничения в физической нагрузке (совпадает с 3-й и иногда 4-й группами).
- с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки разви-тия, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера;
- с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок.
- разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии).

Занятия проводятся по особой программе или отдельным видам государственной программы, срок подготовки удлиняется, а нормативы.
Переход из СМГ в подготовительную группу возможен при условии положительной динамики результатов лечения и успехов в занятиях физкультурой.

Специальная медицинская группа Б
(IV группа)

- имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия.

- рекомендуются в обязатель-ном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятель-ных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.

- с хроническими заболеваниями. Форма тяжелая. Ремиссии редкие, обострения частые. Наличие осложнений. Функции органов и систем организма не компенсированы. Требуется постоянное лечение.
- с физическими недостатками, возникшими в следствие травм и операций, с нарушенными функциями органов и систем организма. Значительно ограниченные в возможности обучения и труда.
- инвалиды.
- Больные дети, принадлежащие к 5-й группе здоровья, обычно наблюдается в специальных лечебницах.

рекомендованы занятия лечебной физкультурой на базе лечебных учреждений и физкультурных диспансеров, под наблюдением врача ЛФК. А также дополнительные занятия на дому по специально разработанному комплексу упражнений.

По данным медицинского работника школы состояние групп здоровья за последние три года меняется.

Комплектование медицинских групп осуществляется на основании заключения о состоянии здоровья, оценки функциональных возможностей организма и уровня физической подготовленности обучающегося. Результирующим основанием для зачисления обучающегося в специальную медицинскую группу является заключение специалистов как медицинского, так и педагогического профилей. Учет мнения специалистов одного профиля снижает результативность деятельности по здоровьесбережению [ 45,58 ] .

В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем общей физической подготовленности в ходе организации занятий по физической культуре обучающихся распределяют по трем медицинским группам. Дифференциация осуществляется на основе заключения, которое включает: диагноз (основное и сопутствующие заболевания), оценку физического развития и функционального состояния организма, резистентность организма к заболеваниям . Указанные параметры оцениваются медицинским персоналом учреждения здравоохранения, за которым закреплено учебное заведение, либо медицинским работником образовательной организации на основании заключения профильных специалистов. При проведении профилактических врачебных осмотров специалистами учитывается нозологическая форма заболевания, стадия болезни, степень выраженности нарушений функций организма и вероятность развития осложнений и рекомендации относительно физической нагрузки, а также обязательно указывается медицинская группа для занятий физической культурой.

Педагог, реализующий физическое воспитание, оценивает физическую подготовленность обучающихся. Уровень физической подготовленности определяется ежегодно преподавателем по физической культуре в начале и в конце учебного года по результатам выполнения контрольных упражнений. В отдельных случаях отдельные параметры физической подготовленности могут оцениваться в течение учебного года (по критериям балльно рейтинговой системы). Уровень физической подготовленности оценивается при наличии допуска от врача.

На основании полученных результатов обучающегося определяют в одну из трех групп:

2. Подготовительная медицинская группа. В указанную группу

К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой также относится контингент, имеющий следующие особенности:

• без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, благоприятным типом кардиореспираторной системы на дозированную физическую нагрузку и уровнем ФП, не соответствующим возрасту и полу;

• с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, удовлетворительным или неблагоприятным типом реакции кардиореспираторной системы на дозированную физическую нагрузку;

• часто болеющие (3 и более раз в год);

• реконвалесцентов из основной медицинской группы после перенесенных заболеваний, травм и окончания сроков освобождения от занятий физической культурой на период, определяемый индивидуально медицинским учреждением.

3. Специальная медицинская группа. В указанную группу включают обучающихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. В частности, к специальной медицинской группе относят лиц с низким уровнем физического развития, с хроническими формами заболеваний (3-я группа здоровья), с низкой резистентностью организма. Указанная

При комплектовании медицинских групп обучающихся для занятий физической культурой следует руководствоваться перечнем отклонений в состоянии здоровья, представленным в прил. 1.

При необходимости уточнения диагноза обучающегося следует направлять на дополнительное медицинское обследование. В случаях затруднения при назначении медицинской группы для занятий физической культурой необходима консультация специалистов врачебнофизкультурного диспансера. Обучающиеся, не прошедшие медицинское обследование, к занятиям физической культурой не допускаются.

Комплектование медицинских групп для занятий физической культурой на предстоящий учебный год 2-3 курсов обучения должно быть завершено к 30 июня. Списки обучающихся, отнесенных к медицинским группам, утверждаются локальным актом образовательного учреждения. Комплектование медицинских групп студентов 1 курса должно быть завершено к 1октября нового учебного года либо согласно графику прохождения ежегодного медицинского осмотра.

Для понимания педагогом сути предстоящих мероприятий по физическому воспитанию, здоровьесбережению и профилактике рецидивов нозологических форм, а также подбору средств физической культуры и рациональной дозировки физической нагрузки в списках обучающихся специальных медицинских групп должны быть указаны системы организма, в которых обнаружены отклонения или диагноз. Прежде всего, это необходимо для корректного подбора средств и методов направленного воздействия, на организм обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья.

Изменения в состоянии здоровья (функциональные нарушения, заболевания, травмы) и функциональных возможностях организма, возникшие за летний период, учитываются при распределении на медицинские группы на текущий учебный год по результатам обследования в сентябре.

Лица, перенесшие заболевание или травму, временно освобождаются от занятий по физическому воспитанию на установленные сроки (прил. 2). Однако при этом не исключаются занятия физическими упражнениями в определенных формах лечебной физкультуры. При организации занятий студент переводится в группу, наиболее подходящую его функциональному статусу.

Сроки возобновления занятий физической культурой обучающихся после перенесенных заболеваний устанавливаются индивидуально лечащим врачом медицинского учреждения [ 40,54,55,56,74 ] .

2.2. Врачебно-педагогические наблюдения на занятиях физической культурой

Важным разделом врачебного контроля за лицами, занимающимися физкультурой и спортом, являются врачебно-педагогические наблюдения (ВПН) − совместные наблюдения врача и преподавателя непосредственно в условиях занятий физической культурой

При реализации ВПН устанавливаются отклонения в состоянии здоровья, функциональном состоянии, уточняется степень подготовленности и способность выполнять запланированные физические нагрузки, а также принимаются меры в случае недостаточной эффективности занятий.

Преподаватель определяет работоспособность занимающегося, выполнение им намеченного плана занятия, результативность и качество выполнения движений, а врач оценивает состояние занимающегося, его реакцию на нагрузку и восстановление.

позволяет наиболее точно

охарактеризовать нагрузку занятия и ее соответствие

необходимые изменения в образовательный процесс.

Исследования проводят до занятия, в ходе и по окончании его, а также на различных этапах восстановления. Методика обследования зависит от конкретных задач и условий, количества обследуемых, наличия аппаратуры и др. Однако во всех случаях необходимо стремиться к тому, чтобы исследование было комплексным и отражало сдвиги в состоянии основных функциональных систем, обеспечивающих работоспособность организма в определенном виде мышечной деятельности [ 70 ] .

К числу наиболее простых методов исследования, применяемых на занятии, относятся: опрос, оценка координации движений, частоты пульса

и дыхания, артериального давления, температуры и массы тела и т.д. Подбор методов в значительной степени определяется задачей исследования, контингентом, спецификой и характером выполняемой работы. До и после занятия оцениваются одни и те же показатели. Во время занятия комплекс методов сокращается, с тем чтобы не нарушать нормальный ход занятия. Помимо изучения реакции организма на нагрузку при врачебно-педагогических наблюдениях используют и специальные приемы − обследование занимающихся при выполнении им специальных тестов и контрольных упражнений, функциональных проб.

В процессе врачебно-педагогических наблюдений врач знакомится с планом занятий и условиями, в которых они проводятся (температура и влажность воздуха, состояние мест занятий, спортивного инвентаря, одежды и обуви занимающихся, наличие необходимых защитных приспособлений), контингентом занимающихся (возраст, пол, здоровье, уровень подготовленности), оценивает правильность комплектования групп. Кроме этого, изучает режим труда и отдыха занимающихся, время сна, время предшествовавшего приема пищи, ее характер и др. Так, например, занятие должно проводиться не ранее чем через 2 − 2,5 ч после

и заканчиваться не менее чем за 1 − 1,5 ч до приема пищи.

Физиологическая кривая занятия определяется по ЧСС одного из обучающихся перед занятием, после окончания вводной части, в основной части (не менее трех раз) и в конце заключительной части занятия или по схеме, указанной на рис. 13.

Рис. 13. Физиологическая кривая

Примечание. 1 − перед началом занятия; 2 − 15мин занятия;

3 − 30 мин; 4 − 35 мин; 5 − 40 мин; 6 − 45 мин.

превышать 120 − 130 уд/мин в начале учебного года с постепенным увеличением физических нагрузок до 130 − 150 уд/мин к концу первого

полугодия. Выполнение физических упражнений при ЧСС 130 − 150 уд/мин является наиболее оптимальным для кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и дает хороший тренирующий

Осуществляя контроль, медицинский работник и педагог должны обращать внимание на внешние признаки утомления и степень их выраженности (табл. 1) [ 33 ] .

пределах 120 − 130 уд/мин. Оценивается характер физиологической кривой и внешние признаки утомления в течение занятия, гигиенические условия его проведения, а также одежда и обувь занимающихся.

Определение плотности занятия

Плотность занятия − понятие педагогическое. Под указанным определением понимают степень рационального применения учебного времени на занятии в целом − общая плотность и двигательная деятельность обучающихся − моторная плотность. Показатели плотности вычисляются в процентах.

Комплектование медицинских групп обучающихся для занятий физической культурой. Медицинские противопоказания и ограничения к выполнению физических упражнений. Образовательные программы физического воспитания для обучающихся различных медицинских групп.

Рубрика Педагогика
Предмет Педагогика
Вид методичка
Язык русский
Прислал(а) incognito
Дата добавления 06.08.2015
Размер файла 97,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Влияние физических упражнений на организм учащихся с ослабленным здоровьем. Врачебно-педагогическая характеристика школьников. Методика проведения занятий при распространенных заболеваниях. Принципы комплектования медицинских групп. Гиподинамия.

дипломная работа [77,5 K], добавлен 06.06.2008

Научно-методическое обоснование физического воспитания студентов вуза, относящихся к СМГ. Средства и формы его осуществления в специальных медицинских группах. Динамика уровня физической и функциональной подготовленности студенток первого курса.

дипломная работа [616,2 K], добавлен 02.06.2014

Влияние физических упражнений на организм учащихся с ослабленным здоровьем. Организация физического воспитания школьнико с ослабленным здоровьем. Особенности Методика проведения занятий при распространенных заболеваниях.

дипломная работа [68,2 K], добавлен 06.06.2008

Анализ и оценка физической подготовленности младших школьников. Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физической культурой при некоторых отклонениях в состоянии здоровья. Некоторые упражнения, связанные с развитием определенных мышц.

реферат [1,6 M], добавлен 12.12.2010

Физическая культура в системе образования. Форма и средства физического воспитания. Виды спорта и двигательной активности, методика занятий физической культурой на базе государственной образовательных стандартов и норматива физической подготовленности.

Читайте также: