Конспект урока по скорочтению 1 класс

Обновлено: 06.07.2024

Ответ на эти вопросы дает программа "Развиваем свои способности (программа по скорочтению).. В данной публикации предлагается Вашему вниманию вводное занятие по программе. Занятие может проводиться как в системе офлайн, так и в системе онлайн обучения.

Оценить 1257 0

Вводное занятие по скорочтению.

Тема: Секретные упражнения в скорочтении (1 час)

Цель: формирование мотивации быстрого чтения.

- освоение приёмов и техник скорочтения;

- развитие памяти и внимания;

- улучшение понимания прочитанной информации;

-развитие познавательной активности, интеллектуальных способностей

Вид занятия: пробный тренинг (2-е занятие из краткосрочного курса по формированию навыков скорочтения, 30 часов)

Принципы обучения:

- принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности ребёнка при руководящей роли педагога;

- принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного обучения скорочтению, улучшению зрительной и слуховой памяти, как выражение комплексного подхода;

- принцип связи обучения с жизнью.

Приемы и методы обучения:

- словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение;

- практические: упражнения, выполнение тренировочных упражнений;

- аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ.

Результаты работы

-более высокий уровень концентрации и распределения внимания;

- развитие памяти: зрительной, фотографической, логической;

-синхронизация обоих полушарий;

-расширение поля зрения;

-увеличение скорости чтения;

-развитие артикуляции и моторики.

Планируемые результаты освоения

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

-новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы,

-мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: обучающийся научится:

-- управлять своим вниманием

- использовать технику дыхательных упражнений

Познавательные УУД: обучающийся научится:

-выделять в тексте самое важное и необходимое

-- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации

Коммуникативные УУД: обучающийся научится:

- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

Структура занятия

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 45

минут. Занятия включают в себя упражнения определенной направленности:

1. Упражнение на развитие артикуляции и дикции.

2. Упражнения на внимание.

3. Упражнения на расширение поля зрения.

4. Чтение с указкой.

5. Упражнения на синхронизацию обоих полушарий.

6. Упражнения на развитие интеллектуальных способностей.

Целевая аудитория: групповая работа с детьми 6-7 лет (до 10 человек). Также занятие может проводиться индивидуально.

Форма обучения: онлайн занятие в системе видеоконференции ZOOM (работа детей проводится в сопровождении родителей)

Дидактический материал: слайды презентации, на которых размещены матеиал для упражнения.

Ход занятия.

Добрый день, дорогие ребята.

В нашем онлайн-классе побывали марсиане и оставили нам целую инструкцию для нашего будущего учения по скорочтению. Сейчас я вам покажу карту, на которой 15 станций нашего уникального путешествия. Вы согласны со мной следовать на тропе нашего внеземного гостя? Выполняя с вами каждое задание, мы будет открывать секреты того, как развить способность быстрого восприятия текстовой информации и как показать нашему гостю марсианину, что нам это по силам!! На карте мы будем обводить контур рисунка, двигаясь от 1 до 15 и в конце занятия посмотрим, что получилось. Вы согласны? Тогда в путь…

Педагог показывает на карте цифру 1 и зачитывает правила упражнения.

1. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (игра-мотивация).

Ребята, чтобы Вам понять нас марсиан, предлагаю прочитать необычные стихи, марсианские.

Примечание для родителей: следят за правильным чтением стихотворения без искажения.

2. Упражнение на внимание (струп-тест)

Инструкция для детей «Данное упражнение основано на различиях зрительного и логического восприятия цвета. Вам надо называть нужно внимательно читать про себя и называть не само слово, а цвет, которым это слово написано.

Примечание для родителей: следят за тем, чтобы ребенок правильно назвал цвет

3. Упражнения на расширение поля зрения. Таблицы Шульте

Инструкция для детей

Таблицы Шульте — это таблицы со случайно расположенными символами, обычно это числа или буквы, применяемые для проверки и развития скорости их визуального поиска в определенном порядке. Поставит указательный палец на середину таблицы, передивигайте его в соответствии с заданием. Затем повторите задание только сосредотачивая свой взгляд на символах. Итак, за короткое время вам надо:

Найти буквы в алфавитном порядке

Найти цифры от 1 до 9

Примечание для родителей: засекают время и контролируют правильность работы ребенка. Затем записывают результат.

4.Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

Инструкция ля детей:

Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечку.

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как много больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Выдох со счётом. Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух

Сделайте глубокий вдох и на выдохе давайте вместе читать 15 согласных одного ряда:

Примечание для родителей. следит за правильностью выполнения упражнения и произношением согласных.

5. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.

Читаем быстро, смотрим внимательно.

Примечание для родителей. Следит за правильным чтением, исправляет при ошибочном чтении.

6. Упражнение со слоговыми таблицами. Инструкция для детей: Читают по 1 минуте слоги на 2 буквы в столбик и в строчку.

Примечание для родителей: Следят за чтением ребенка, исправляют, если при чтении искажает слоги. Отмечают на листочке последние прочитанные слоги.

7. Упражнение на синхронизацию обоих полушарий

Примечание для родителей: наблюдают за движением пальцев ребенка и их синхронностью.

8. Упражнение на улучшение дикции и активизации мыслительных процессов.Работа со скороговорками.

Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка

На опушке леса расцвела ива. Листьев на дереве ещё нет, а ветви в цветах - в жёлтых пушистых шариках. Вся ива кажется одним жёлтым шариком.
Жёлтый шар гудит - так много пчёл берут в нём первый мёд. К вечеру захолодало. Шар умолк. Одни пчёлы успели улететь в ульи. Другие остыли - нет сил махать крылышками. Остались ночевать на цветах.

Примечание для родителей:Проверяют чтение текста, исправляют при искажении слов и записывают в читательском дневнике результат чтения.

1 столбик 2 столбик

Примечание для родителей: слушают, какие слова ребенок запомнил

11. Упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд.

Не отводя взгляда от ПОРТФЕЛЯ перечислить предметы, которые попадают в поле зрения справа, слева, сверху, снизу

Примечание для родителей: следят за правильным выполнением задания.

На опушке леса расцвела ива. Листьев на дереве ещё нет, а ветви в цветах - в жёлтых пушистых шариках. Вся ива кажется одним жёлтым шариком.
Жёлтый шар гудит - так много пчёл берут в нём первый мёд. К вечеру захолодало. Шар умолк. Одни пчёлы успели улететь в ульи. Другие остыли - нет сил махать крылышками. Остались ночевать на цветах.

Примечание для родителей:Проверяют чтение текста, исправляют при искажении слов и записывают в читательском дневнике результат чтения и сравнивают результат с предыдущим.

13. Упражнение на развитие логического мышления. Умение составлять из частей слова, целое слово.

Примечание для родителей: проверяют выполнение задания.

Если сегодня – понедельник, то завтра-вторник.

Если сегодня – 28 февраля, то завтра будет1 марта.

Если дорога мокрая, то идёт дождь.

Если идёт дождь, то дорога мокрая.

Если идёт снег, значит это – зима.

Если мы тепло одеты, то это – зима.

Если это зима, то мы тепло одеты.

Инструкция для детей

«Шторка закрывает некоторые буквы слова , тем самым, учит наш мозг додумать, что же за слово написано. При длительных тренировках со шторкой глаза будут узнавать слово по первым и последним буквам, а мозг будет тратить меньше времени на осмысление этого слова . Тем самым, сокращая время обдумывания, мы увеличиваем скорость чтения ! Интересно?

Примечание для родителей:контролируют правильность прочитанного

1 ТЕКСТ (более знакомый для данного возраста)

В течение занятия педагог соединял цифры на рисунке от 1 до 15. Остались 5 точек.

Ребята давайте ответим на вопросы и соединим оставшиеся точки в нашем рисунке, чтобы узнать какой подарок нам оставил Марсианин.

Как называется способность быстрого восприятия текстовой информации? (Скорочтение)

Как называются таблицы, с помощью которых расширяют поле зрения? (Таблицы Шульте)

Что такое инструкция? (У казания, устанавливающие порядок и выполнения задания)

Какие наши способности помогают нам лучше запоминать и понимать текст? (внимание, память, мышление)

Вот мы с вами и закончили наше путешествие по секретным упражнениям в скорочтении. Это лишь маленькая часть того, что нам показал Марсианин.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Кружок по скорочтению в 1 классе. МБОУ средняя школа №24 с углублённым изучением отдельных предметов. Открытое урок .

Учитель: Строганова Ю.Н.

Цель: Показать способы повышения качества и техники чтения.

План занятия

Установка на чтение

hello_html_6edaeab9.jpg

-На наших с вами занятиях мы каждый раз говорим об этом. С самого раннего детства вся жизнь человека неразрывно связана с книгами. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины, бабушкины сказки или прибаутки. А сказки и прибаутки – из книг. Мы вырастаем, идём учиться в школу, в институт, и целое море знаний, которое мы черпаем из книг, подхватывает нас. Через книги мы узнаём о том, чего еще никогда не видели (и, возможно, никогда не увидим). Через книги мы узнаём, какие мысли были у наших предков. Через книги мы имеем возможность обратиться к нишам правнукам, которые будут жить спустя века после нас. И всё это благодаря книгам.

Книги играют очень важную роль в нашей жизни, и поэтому к ним нужно относиться бережно, с любовью.

Но в нашем мире сейчас так много информации для этого нужно не только уметь читать, но и быстро читать. А для того чтобы увеличить скорость чтения есть много замечательных упражнений, некоторые из которых мы с вами сегодня выполним и покажем нашим гостям.

2. Артикуляционная гимнастика.

- А что нам помогает читать ?

Дети: Зрение, сосредоточенность, артикуляционный аппарат.

- Сейчас я предлагаю нам размять наш язычок с помощью конечно же скороговорки.

Варит буква К картошку
Для козленка и для кошки.
Кошки не едят картошку,
Дайте кашки ей немножко.

Молодцы! Прежде чем приступить к чтению давайте выполним несколько упражнений на развитие внимания.

Упражнение цветные слова. Назвать не слово а цвет.

hello_html_m13f5a9af.jpg

hello_html_m288f115d.jpg

Филворд

Задание на межполушарное развитие

-рисование двумя руками

5.Работа в Буквандии стр.35

- лабиринт левой рукой

- кто ещё имеет колючки

- чтение текста на 20 сек. (3 раза)

hello_html_m574808c7.jpg

-

Материалы можно использовать как при проведении индивидуальных, так и групповых занятий по скорочтению.

Благодаря занятиям у учеников не только увеличится темп чтения, но и зрительная, слуховая память. За счет выполнения разнообразных упражнений концентрируется внимание, расширяется поле зрения, синхронизируются оба полушария.

Цель проведения занятий: создание условий для эффективного обучения быстрому чтению; формирование навыков быстрого и устойчивого восприятия большого объёма информации; повышение скорости осмысленного чтения.

Наступил новый век, когда информация управляет во всех сферах деятельности.

Мы разработали модульно-временную комплексно-комбинированную программу – ускоритель сегодняшнего дня.

Программа построена как модульно - комбинированный комплекс по развитию:

скорости восприятия и обработки информации,

развития зрительной, наглядно – образной памяти,

логически – пространственного мышления,

развития вербального интеллекта,

развития левой руки, что в комплексе – дает увеличение скорости чтения, запоминания нужного объема информации, сканирование информации и управление ею.

Особенностью модульно-временной комплексно-комбинированной программы является – Тренировка развития интеллекта. Подведения собственного результата.

Предлагаем Вашему вниманию несколько занятий по Скорочтнению и развитию памяти.

Занятия расчитаны на детей от 6 до 10 лет.

Занятие № 1.

Сделали. Проверили, как лежат головки спичек. Подсчитали количество спичек.

Рисуем правой рукой. Карандаш держим выше стержня на 2 пальца. Рисуем только по контуру фигуры.

Найди слова между буквами и обведи их кружочками.

Лев могуч, красив и гладок,

Любит он во всём порядок.

Лишь причёска подкачала –

Льву одной расчёски мало.

Посмотреть внимательно. Запомнить детали. Месторасположение. Закрыть картинки. Воспроизвести.

1. Книга, портфель, чемодан, кошелек;

2. Печка, керосинка, свеча, электроплитка;

3. Трамвай, автобус, трактор, троллейбус, маршрутка;

4. Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;

5. Река, мост, озеро, море, океан;

2 минуты (1 минута – запоминаем, 1 минута - воспроизводим)

Дается матрица в клетках 3х3 с картинками

1. По диагонали – книги. Пальчиком по таблице проводим - диагональ

2. По углам – лист клевера. Пальчиком по таблице проводим – угол.

1. Язык вибрирует над верхней губой

) Максимально быстро и четко произносить слова.

По таблице читаем слова - столбиками – с 3, 4, 5 и более буквами.

) Максимально быстро и четко проговариваем скороговорки.

Тары-бары растабары у Варвары куры стары.

Коля колья колет, Поля полет полит.

Гостю щей не жалей, а погуще лей.

У ленивой пряхи, нет для себя рубахи.

Часовщик прищурив глаз, чинит часики для нас.

Вслух – 1 минута. Про себя – 1 минута

) Чтение со стуком.

Читается текст максимально быстро, так же как и скороговорки. Быстро. Четко.

Одновременно производится стук карандашом в правой руке.

Пересказ. – 1 минута. Кратко. Точно.

) Чтение про себя: следить, чтоб слова не проговаривались (подавление речи артикуляционного аппарата) шепотом. Работают только глаза. Тренер должен постоянно за этим следить.

Упражнение № 13 Пишем левой рукой. Каждое задание по 1 минуте.

1. Буквы: б, ю, г, е, з, к, м, ц, ы, х, о – повторяем столько раз, сколько успеем за 1 минуту.

2. Пишем одновременно двумя руками:

Левая рука Правая рука

Время – 1 минута. Подсчет.

1. Работаем по таблице с картинками 3х3. Составляем нелепую связь. Запоминаем. Воспроизводим. Подсчитываем.

Соедини слова между собой нелепой ассоциацией. Запомни. Воспроизведи.

Дается 2 картинки одинаковые с 10 отличиями.

Дается легкий лабиринт.

Повторяем стихотворение, которое учили вначале занятия.

Дидактические игры для развития связной речи, внимания, памяти и мышления детей младшего возраста Дидактические игры для развития связной речи, внимания, памяти и мышления детей младшего возрастаИгра "Чудесный мешочек" ЦЕЛЬ: учить детей.

Игры на развитие внимания и памяти Игры на развитие внимания и памяти Умение сосредоточивать и удерживать внимание нуждается в постоянной тренировке. Этому способствуют игры,.

Настольные дидактические игры на развитие мышления, внимания для детей 2–3 лет

Настольные дидактические игры на развитие мышления, внимания для детей 2–3 лет Татьяна Владимировна Мизева, Елена Николаевна Ярусова Настольные дидактические игры на развитие мышления, внимания для детей 2-3 лет. Настольные.

Нажмите, чтобы узнать подробности

У начинающего читателя понимание прочитанного слова часто идёт не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд. Постепенно глаз получает возможность забегать вперёд, и понимание осуществляется вместе с чтением.

1. Первый этап каждого урока чтение по кругу целыми словами столбиков и строчек слов, повторяя после каждого все предыдущие слова максимально быстро. НАПРИМЕР: ДОМ, ДОМ – ЗУЬ, ДОМ – ЗУБ – НОС, ДОМ – ЗУБ – НОС – ЛЕС, …

2. Читай как одно слово служебные слова с тем словом, к которому они относятся. НАПРИМЕР: В ЛЕСУ, ПО РЕКЕ, …

3. Читай скороговорку многократно от начала до конца по кругу, постепенно увеличивая скорость чтения, показывая пальцем читаемое слово. Устройте соревнование с помощью секундомера.

5. Выполни упражнения на расстановку логического ударения (выделяя голосом наиболее важные по смыслу слова)

6. Прочитай, расставляя логические ударения:

а) БА БЯ БЬЯ? БА БЯ БЬЯ? БА БЯ БЬЯ?

б) Прочитай, расставляя логические ударения в вопросе и ответе:

Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.

Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.

Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.

в) Прочитай, определи логическое ударение в вопросе соответствии с ответом.

Они были вчера в кино? - Да, они.

Они были вчера в кино? - Да, были.

Они были вчера в кино? - Нет, позавчера.

Они были вчера в кино? - Нет, они были в театре.

Ласково, мягко попроси. Проси досадуя. Резко прикажи.

7. Выполни упражнения регулирующие темпы чтения.

Темп чтения: МЕДЛЕННО, но целыми словами, плавно.

СРЕДНЕ – норма чтения со всеми правилами выразительности.

8. Совместное хоровое чтение небольших отрывков. Дети, читающие по слогам, работающие с читающими бегло, значительно увеличивают темп чтения и начинают читать целыми словами.

9. Чтение отрывков в разных темпах.

а) Чтение, с изменением силы звучания голоса: ТИХО – ОБЫЧНО – ГРОМКО; ГРОМКО – ТИХО – ОБЫЧНО;

б) Комбинация силы звучания голоса и темпа чтения:

МЕДЛЕННО – ГРОМКО; БЫСТРО – ТИХО;

10. Читай только вперёд, не повторяя прочитанное. Читая предложение, старайся вспомнить подобные картины и постарайся передать своё отношение к прочитанному.

а) Выбери 2-3 предложения. Ребёнок первый раз читает их вслух медленно. Запиши время. Второй раз он читает на 2-3 секунды быстрее, третий ещё быстрее и т. д. Доведи скорость чтения до предела возможностей.

б) Выбери 2 – 3 предложения и читай их по очереди со взрослым, записывая время:

Читайте также: