Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему мебель

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Охотникова Татьяна Викторовна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №21 г. Выборга
Населённый пункт: г. Выборг
Наименование материала: Авторская педагогическая разработка
Тема: Занятие по развитию речи на тему "Мебель" в старшей группе
Раздел: дошкольное образование

Конспект непосредственно образовательной

деятельности

в старшей группе

образовательной области

Охотникова Татьяна Викторовна

дидактических игр и упражнений и развитие грамматического строя речи с

Образовательные: уточнение и расширение представлений о мебели, ее назначении;

Развивающие: развивать навык отвечать на вопросы с помощью картинок, полными

ответами, правильно употреблять предлоги; активизация речевой деятельности детей;

активизировать прилагательные в речи детей, учить образовывать прилагательные от

существительных по признаку назначения предмета, по материалу из которого

изготовлена мебель. Совершенствовать умение составлять небольшие описательные

рассказы о видах мебели.

Воспитательные: воспитание навыков сотрудничества, бережного отношения к

мебели; инициативности и самостоятельности; воспитывать доброту, умение

сочувствовать, желание помогать.

Оборудование: КТ, картинки предметные с изображением мебели, презентация к

Словарная работа:

Слова, обозначающие предметы мебели и их назначение: кресло и стул, чтобы сидеть;

диван и кровать, чтобы лежать; тумбочка, чтобы ставить на неё телевизор; стол, чтобы

на него что-нибудь положить; шкафы, чтобы хранить одежду, посуду, книги,

Материал к непосредственно образовательной деятельности:

картинки мебели для расстановки в соответствующие комнаты, карточки по теме

Предшествующая работа:

Ход занятия:

1. Вводная часть.

— Ребята, посмотрите, сколько к нам гостей пришло.

Давайте поздороваемся с гостями. Еще у нас сегодня есть одна необычная гостья,

к нам пришла девочка, посмотрите – кто это? Это Маша (появляется на слайде 2).

С какого мультика она к нам пришла, кто помнит? Конечно, из мультфильма «Маша и

Ребята, с ней случилась неприятная история. Однажды Маша пришла в гости к

Медведю и разбегалась по его домику так сильно, что переломала ему всю мебель. Вы

хотите узнать, посмотреть, что стало с мебелью? (да)

2. Основная часть

- У стула нет чего? (нет спинки) Значит, стул без чего? (стул без спинки)

- У кресла нет чего? ( нет подлокотника ) Значит, кресло без чего? (кресло без

- У стола нет чего? (нет ножки) Значит, стол без чего? (стол без ножки)

- У комода нет чего? (нет ящика) Значит комод без чего? (комод без ящика)

- У шкафа нет чего? (нет дверцы) Значит шкаф без чего? (шкаф без дверцы)

- У дивана нет чего? (нет подлокотника) Значит, диван без чего? (диван без

- Ребята, а можно ронять, царапать, ломать мебель? (нет)

Для чего нам нужна мебель? Мебель нужна для того, чтобы сидеть (лежать, спать,

отдыхать, сидеть, есть, читать, писать, вешать, хранить, ставить, что-то

Маша поняла, что поступила неправильно и теперь она хочет купить Медведю

новую мебель, поможем ей? (поможем)

- Кто знает, из чего делают мебель?

- Если мебель из стекла, то она какая? (мебель из стекла - стеклянная) (слайд 6)

- Если мебель из дерева, то она какая? (мебель из дерева - деревянная) (слайд 7)

- Если мебель из металла, то она какая?

(мебель из металла - металлическая) (слайд 8)

- Если мебель из пластмассы, то она какая?

(мебель из пластмассы - пластмассовая) (слайд 9)

- Диван из кожи - значит он какой? (Диван из кожи – значит, он кожаный) (слайд 10)

Маша такой навела беспорядок в доме, что запуталась, какая мебель в какой комнате

должна стоять. Поможем ей разобраться?

Мебель для спальни…

Мебель для гостиной…

Мебель для кухни…

Мебель для прихожей…

-Куда же отправимся за новой мебелью? (в магазин). Какой? (мебельный)

Хорошо, а как же мебель попадает в магазин? (Мебель делают на фабрике, поставляют

в магазины). Хорошо, а как же мебель попадает на фабрику? (Из леса)

Физминутка + дыхат. разминка

Мы отправляемся в магазин вместе с Машей, заодно и разомнёмся. (шагаем на ковер)

и в пути дыхат. Разминка

Ветер дует высоко (понимаете голову вверх и дуете)

Ветер дует низко (наклоняете голову вниз и дуете)

Ветер дует далеко (дуете на свои ладони)

Ветер дует близко (дуете себе на нос).

Пришли мы в магазин, а в нем не

Один диван, а много … ( диванов )

Один стол, а много … ( столов )

Один новый диван, а много … ( новых диванов )

Один деревянный стол, а много … ( деревянных столов )

Одно кожаное кресло…

Один железный стул …

Одна двухярусная кровать … и т.п.

Вот пришли мы в магазин,

В магазине нет корзин.

В магазине этом

Крупные предметы:

Стол, диван и табуреты,

Шкаф, сервант и стеллажи.

Что ты выберешь,

Скажи? (на мольберте картинки мебели)+одежда продавца для воспитателя

Воспитатель предлагает выбрать карточку с изображением предмета мебели.

Пользуясь схемой, опиши этот предмет

Схема описания:

2. Из чего сделан (а)?

3. Из каких частей состоит?

4. Для чего нужен (а)?

Если твой рассказ понравится продавцу, он даст тебе смайлик . Если рассказ окажется

неполный, то продавец мебели дополнит его, но смайлик оставит себе.

Ребята, Маше мы помогли разобраться с закупкой и расстановкой мебели? (да).

Давайте поможем, и навести порядок, разложить предметы на свои места

(картинка с предметами на листочках и картинки мебели)

- Куда мы повесим рубашку? (В шкаф)

- Куда мы поставим лампу? ( На стол)

- Куда поставим книги? (На полку)

- Куда мы положим подушку? (На кровать)

- Куда мы поставим обувь? (В шкаф, на пол)

- Куда уберем платье? (В шкаф)

- Куда уберем ложку? (На стол, буфет).

3. Заключительная часть.

- А вот и Медведь с Машей пришли, смотрите, им понравилась ваша помощь,

улыбаются. Появляются картинки Маши и Медведя (слайд 10)

- А что мы для них сегодня сделали на занятии? А вам понравилось сегодня играть и

помогать Маше в покупке мебели? (нарисуйте смайлик на вашем листочке,

соответствующий вашему настроению на протяжении занятия)

- Молодцы, все хорошо поработали!

- У вас есть до прогулки свободное время. Вы можете из конструктора, кукольной

мебели, палочек Кюзенера или нарисовать свою обстановку комнаты для Медведя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составила воспитатель: Сёмина О.П.

Цели: развивать речевую активность детей.

Задачи: Познакомить детей с историей появления мебели, люди каких профессий участвуют в изготовлении мебели.

Грамматические. Учить образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами; формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа; прилагательные от существительных по признаку назначения предмета, по материалу из которого изготовлена мебель.

Связная речь. Совершенствовать умение составлять небольшие описательные рассказы о видах мебели.

Оборудование: демонстрационный материал - картинки с изображением мебели и материал, из которого она изготовлена, мяч.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, без чего человеку трудно обходиться в квартире?

Сегодня мы с вами поговорим о мебели. Какую мебель вы знаете? Для чего нужна мебель? Всегда ли была мебель у людей?

Рассказ воспитателя, показ иллюстраций:

Воспитатель: Давным-давно, когда не было ни деревень, ни городов, люди жили в пещерах. Спасаясь от дождя и холода, они разжигали костры и грелись у огня. Как вы думаете, на чем отдыхали люди?

Дети: На полу, на земле, на камнях

Воспитатель: Представьте, что вы сейчас в пещере, устали и решили отдохнуть: садитесь, ложитесь, как вам удобно. Что вы чувствуете?

Дети: Жестко лежать на полу, ноги устают сидеть на корточках, спине неудобно.

Воспитатель: Вот и древним людям было неудобно, полы были влажными, холодными, жесткими, камни острыми. Если долго лежать на холодном, что будет?

Дети: Можно замёрзнуть, простудиться, заболеть.

Воспитатель: И вот однажды, охотники, возвращаясь с добычей, сели отдохнуть на упавшее дерево. Представьте, что вы в лесу, садитесь на дерево. Удобно? Лучше, чем на земле?

Дети: Лучше, потому что дерево не сырое, не холодное, но все равно неудобно, дерево качается, катается, занозу можно посадить.

Воспитатель: Вот тогда-то человек задумался, из чего же ему сделать мебель? Вокруг пещеры были только камни и дерево. Предлагаю обследовать камни и дерево (потрогать, приложить к щеке, понюхать, попилить, забить гвоздь, построгать).

Дети: Камни холодные, тяжелые, острые, шершавые, крепкие; гвоздь гнется, не забивается, не пилится. Дерево приятное на ощупь, теплое, крепкое, его можно построгать и станет гладким, в него хорошо забивается гвоздь, в нем можно просверлить отверстия.

Вывод: Человек выбрал для изготовления мебели дерево, потому что оно приятное на ощупь и хорошо поддается обработке.

Воспитатель: Вы знаете, люди, каких профессий участвуют в изготовлении мебели?

Дизайнер придумывает мебель, делает чертежи. Лесорубы заготавливают брёвна для изготовления мебели, на мебельной фабрике плотники и столяры выпиливают детали, склеивают их, а сборщики мебели помогают качественно и быстро собрать крупногабаритную мебель.

Беседа о мебели

- Где делают мебель? (Мебель делают на мебельной фабрике.)

- Кто знает, из чего делают мебель?

- Мебель - это предметы, изготовленные в основном из дерева, пластика или пластмассы. Мебель может быть обтянута кожей, дерматином, тканью.

- Где мебель продают? (Мебель продают в мебельном магазине.)

В магазине продают много разной мебели. Здесь можно увидеть мебель для кухни, мебель для спальни, мебель для гостиной, мебель для прихожей, мебель для детей, мебель для школы, мебель для офиса и др.

- Для чего нужна мебель? Мебель нужна для того, чтобы сидеть (лежать, кушать, читать, писать, отдыхать, работать, вешать, ставить и т. д.)

Психогимнастика: Изобразить лесорубов, которые пилят деревья, обрубают сучья; лесовозы-машины, которые еле-еле везут огромные брёвна; столяра, который склеивает стул; плотника, который старательно стругает доски; людей, которые радуются новой мебели.

слива - груша – стул; помидор - стол – огурец; кукла – юла – кровать; грузовик – табуретка- автобус; кроссовки- сапоги – шкаф; диван – синица – снегирь; тополь- берёза- тумбочка; тарелка – половник- кресло; полка-свитер - пальто; роза – мак – кушетка.

Выставить карточки с изображением мебели: стул, стол, кровать, табуретка, шкаф, диван, тумба, кресло, полка, кушетка.

Давайте рассмотрим на наборном полотне предметы мебели и назовем их ласково.

Словарный материал: стул – стульчик; стол - столик; кровать – кроватка; шкаф – шкафчик; диван - диванчик; тумба – тумбочка; кресло – креслице; полка - полочка; кушетка - кушеточка.

Выставить карточки с изображением материала, из которого изготовлена мебель. Материал: дерево, стекло, пластмасса, кожа, велюр.

Кровать из дерева – деревянная кровать. Стол из стекла - стеклянный стол. Кресло из велюра - велюровое кресло. Диван из кожи - кожаный диван. Тумба из дерева – деревянная полка. Стул из пластмассы - пластмассовый стул. Мебель для кухни - кухонная мебель. Мебель для спальни – спальная мебель. Мебель для гостиной - гостиная мебель. Мебель для детей – детская мебель. Мебель для кукол - кукольная мебель. Мебель для школы - школьная мебель. Мебель для офиса - офисная мебель. Полка для книг - книжная полка. Шкаф для книг - книжный шкаф. Стол для кухни - кухонный стол. Стол для письма – письменный стол. Стол для журналов – журнальный столик. Столик для детей - детский столик. Кровать для детей – детская кровать.

4. Рассмотрим несколько предметов мебели и назовем их детали.

У стола четыре ножки и крышка. У стула четыре ножки, спинка и сиденье. У кресла спинка, сиденье, подлокотники и четыре ножки. У дивана спинка, сиденье, подлокотники и четыре ножки. У комода ящики, ручки, крышка, стенки.

Стола без крышки, стула без спинки, шкафа без дверцы, дивана без сиденья, табуретки без ножки, кресла без подлокотника, буфета без полок. и т. д.

6. Составление рассказа по плану-схеме.

– К какой группе относится? (К мебели.)

– Из чего сделан предмет?

– Какого цвета, формы, величины?

– Где можно приобрести?

О б р а з е ц . Это стол. Стол – это мебель. Стол квадратный, коричневый. У стола четыре ножки и крышка. Стол нужен в быту. За этим столом обедают. Стол – обеденный. Делают столы на мебельной фабрике. Купить его можно в мебельном магазине.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мебель. Расширение представления детей о мебели, откуда она поступает в магазины, из какого материала сделана.

Программные задачи:

1. Развивать артикуляционную моторику;

2. Активизировать моторику рук;

4. Закрепить название всех видов мебели, ее составных частей и назначения;

5.Совершенствовать грамматический строй речи: составление предложений с предлогами;

6.Развивать мыслительную деятельность, умение обобщать и делать выводы;

7.Воспитывать у детей навык самоконтроля за речью;

8. Продолжать учить детей составлять описательный рассказ по опорной схеме.

Словарь: Лесоруб, лесовоз, дизайнер, столяр, сборщик, плотник, обивка, ткань, собирать, заготавливать, мебельная фабрика, столешница, подлокотники.

Методы и приемы:

- наглядные: картинки с изображением предметов мебели;

- словесные: загадки, дидактические игры.

Материалы и оборудование:

Мягкая игрушка тигренок.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята!

Дети приветствуют воспитателя.

Воспитатель: Готовы к занятию? (Дети – да)

- Улыбнулись, потянулись, друг на друга посмотрели и на стулья тихо сели.

Воспитатель: Сегодня у нас с вами занятие не простое, а волшебное. Мы с вами отправимся в царство мебели, но путешествовать мы будем не одни. С нами отправится тигренок. Он говорит, что знает все названия мебели. Давайте –ка его проверим. Я буду загадывать загадки, а вы с тигренком их будете отгадывать.

1 загадка:

Не зря в квартире он стоит;

Когда к обеду он накрыт,

Он собирает всю семью.

За ним я чай и кофе пью,

Уроки делаю, читаю (Стол)

2 загадка:

В кухне нашей тесновато,

Там для стульев места нет,

Мы под стол обычно став

3 загадка:

На нем сидят, когда он сложен.

Когда разобран он – лежат.

Когда же день рожденье,

Он разместит гостей.

О чем стихотворенье,

Ответь ты по скорей (Диван)

4 загадка:

Михаил Потапыч спать

Лег в большущую ….(Кровать)

Воспитатель: Ну вот, а тигренок говорил, что все названия мебели не знает.

Ребята, а вы подскажите тигренку, как одним словом можно назвать слова – отгадки? (Дети – да, МЕБЕЛЬ)

Правильно. Ребята, молодцы! А как мебель попадает в дома людей? (Покупают в магазине). Хорошо, а как же мебель попадает в магазин? (Мебель делают на фабрике, поставляют в магазины). Хорошо, а как же мебель попадает на фабрику? (Из леса)

Воспитатель: Ребята, тигренок вспомнил, что когда он был маленький, всегда обращал внимание на красивые, блестящие ножки табуретки из метала. Давайте с вами поиграем в игру:

- Стол из дерева – значит он какой? (Стол из дерева – значит, он деревянный)

- Стул из пластмассы – значит он какой? (Стул из пластмассы – значит, он пластмассовый)

- Кресло из соломы – значит оно какое? (Кресло из соломы – значит, оно соломенное)

- Диван из кожи - значит он какой? (Диван из кожи – значит, он кожаный)

- Ножки табуретки из железа – значит, они какие? (Ножки табуретки из железа – значит, они железные)

- Дверцы шкафа из стекла – значит они какие? (Дверцы шкафа из стекла – значит, они стеклянные)

Вот идем мы по квартире, раз, два, три, четыре. Дверь за ручку открываем, и в гостиной побываем. Видим шкаф большой, широкий, рядом с ним комод высокий, в середине стол стоит, а вокруг четыре стула, в кресле кошка прикорнула. На диване посидим и в окошко поглядим. Песню весело споем, как уютно мы живем.

Молодцы, ребята! А теперь я хочу предложить вам помочь тигренку сказать слова наоборот, а для этого мы поиграем в игру:

- Шкаф высокий, а тумбочка … низкая.

- Шкаф большой, а тумбочка … маленькая.

- Диван мягкий, а табурет … жесткий, твердый.

- Кресло мягкое, а стол … жесткий, твердый.

- Тумбочка низкая, а шкаф … высокий.

- Тумбочка маленькая, а шкаф … большой.

- Табурет жесткий, а диван … мягкий.

- Стол жесткий, а кресло … мягкое.

Воспитатель: Я думаю тигренок сможет теперь различать предметы по величине. Но у мишки новая беда, он не знает, какая мебель для чего нужна. Поможем ему ребята? (Дети – Да).

Давайте поиграем в игру:

- Обеденный стол для чего? (для обеда)

- Журнальный стол для чего? (для журналов)

- Письменный стол для чего? (для письма)

- Компьютерный стол для чего? (для компьютера)

- Книжный шкаф для чего? (для книг)

- Посудный шкаф для чего? (для посуды)

- Платяной шкаф для чего? (для одежды)

- Обувная тумбочка для чего? (для обуви)

Ребята, но тигренок не знает для чего разные предметы мебели нужны, поможем?

Игра:

- Это книжная полка. Книжная полка для кабинета.

- Это кровать. Кровать для спальни.

- Это диван. Диван для гостиной.

- Это посудная полка. Посудная полка для кухни.

- Это платяной шкаф. Платяной шкаф для спальни.

- Это буфет. Буфет для кухни.

- Это кухонный стол. Кухонный стол для кухни.

- Это табуретка. Табуретка для кухни.

- Это стул. Стул для гостиной (для кабинета) 1.Организационный.

Молодцы ребята! С мебелью мы познакомились. Теперь открываем тетради, рассмотрите рисунок. Что это? Как называется магазин, в котором продают мебель? ( Мебельный магазин) Назовите предметы мебели которые вы видите на картине? Какой новый звук вы услышали? (С). 2. Обведи предметы, в названии которых слышатся звуки (с) (сь). В каком слове слышится мягкий звук (сь)? Что делают губы, когда произносим (с)? Где находится язык и какой он _ широкий или узкий? Звук (с) произносится с голосом или без? ( Рука на горлышке. Произносится без голоса – всегда глухой.) Он звучит твердо или мягко? (И твердо и мягко).


Цель: Обогащение, закрепление словарного запаса по теме.
Задачи:
1. Обогащать словарный запас детей: сиденье, подлокотник, столешница;
2. Уточнить и закрепить правильное произношение частей мебели;
3. Формировать умение образовывать прилагательные;
4. Развивать мыслительную деятельность, умение рассуждать;
5. Развивать внимательность, воображение;
6. Развивать графомоторные навыки;
7. Воспитывать усидчивость, интерес к деятельности на занятии.

Ход НОД:
Организационный момент.
Загадки.
Есть спина, а не лежит никогда.
Есть четыре ноги, а не ходит.
Сам всегда стоит, а другим сидеть велит.
(Стул)

Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать, —
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать.
(Диван)

На рассвете и закате
Сладко спится на…
(Кровати)

Четыре брата
Под одной шляпой стоят.
(Стол)

Воспитатель: Загадки вы отгадали, а как все это можно назвать одним общим словом?
Дети: Мебель
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы поговорим о мебели и ее частях.

Мозговой штурм.
- Для чего нужна мебель?
- Что было бы если бы не было мебели?
- Чем отличается мебель для спальни и для кухни?

Воспитатель: Рассмотрите внимательно картинки, которые расположены на мольберте. Какая мебель подходит для зала (прихожей, спальни, кухни)
Дети выбирают картинки


Воспитатель: Назовите предметы мебели.
Дети по очереди называют предметы мебели, воспитатель обращает внимание на четкость произношения.

Воспитатель: Молодцы. Присмотритесь, вся мебель сделана из разного материала. Из какого?

Например: кровать из дерева – деревянная, стол из стекла – стеклянный, стул из металла – металлический и т.д.

Воспитатель: Предлагаю вам внимательно посмотреть на картинки.
Стул состоит из частей: спинка, сиденье и ножки.




Повторяют новые слова: Сиденье, столешница, подлокотник.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно назвать части шкафа, кровати, тумбочки, табуретки.


Воспитатель: Давайте закрепим полученные знания. Соедини линией мебель с ее частью, проговаривая предмет и часть мебели вслух.


Физминутка
Мебель.
На кровати можно спать,
(руки согнуть в локтях, соединив ладоши, поднести их к правому уху)
Стулья, стол – переставлять.
(руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд, сжав пальцы в кулаки)
В шкаф я книги буду ставить,
(поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их вниз)
Кресла буду застилать.
(руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернув ладони вверх)
С полки буду пыль стирать,
(правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью)
Тумбу – в чистоте держать.
(левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди)
И скажу вам без прикрас,
(две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд, подняв)
Эта мебель – просто класс!
(большие пальцы вверх)

Воспитатель: Приглашаю вас за столы. На ваших столах лежать тетради. Нам нужно выполнить графический диктант. Начинаем от точки в вашей тетради:
10 вниз; 1 вправо; 4 вверх; 4 вправо; 4 вниз; 1 вправо; 5 вверх; 5 влево; 5 вверх; 1 влево.


Читайте также: