Нормы ударения в наречиях 7 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

4. Если ударение в полной форме падает на суффикс -ЁНН-, то в краткой форме оно сохраняется только в мужском роде, а в остальных формах переходит на окончание:
включЁнный – включЁн, включенА, включенО, включенЫ
довезЁнный – довезЁн, довезенА, довезенО, довезенЫ
заселЁнный – заселЁн, заселенА, заселенО, заселенЫ.
По той же схеме изменяются причастия:
наделЁнный, низведЁнный, ободрЁнный, отключЁнный, повторЁнный, поделЁнный, приручЁнный.

5. В полных формах причастий с суффиксом , образованных от глаголов с суффиксами -О- и -НУ- в инфинитиве, ударение падает на один слог вперёд:
полОть – пОлотый, колОть – кОлотый, согнУть – сОгнутый, завернУть – завЁрнутый.

балОванный
включённый-включЁн,
см. низведЁнный,довезЁнный
зАгнутый
зАнятый-занятА
зАпертый-запертА
заселЁнный-заселенА
избалОванный, см. балОванный
кормЯщий
кровоточАщий
молЯщий
нажИвший
нАжитый-нажитА
налИвший-налитА
нанЯвшийся
начАвший
нАчатый-начатА
низведЁнный-низведЁн,
см. включЁнный…
ободрённый-ободрЁн-ободренА
обострЁнный
отключённый
определЁнный-определЁн
отключЁнный
повторЁнный
поделЁнный
понЯвший
прИнятый
приручЁнный
прожИвший
снЯтый-снятА
сОгнутый

Правила постановки ударений в деепричастиях.

1. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в инфинитиве глагола, от которого они образованы:
задАть – задАв, залИть – залИв, занЯть – занЯв, начАть – начАв, поднЯть – поднЯв, предпринЯть – предпринЯв, создАть – создАв.

исчЕрпав (НЕЛЬЗЯ: исчерпАв)

2. В деепричастиях с суффиксом -ВШ-, -ВШИ- ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этими суффиксами:
начАв, отдАв, поднЯв, прибЫв, начАвшись.

балУясь
закУпорив
начАв
начАвшись
отдАв
поднЯв
понЯв
прибЫв
создАв

Правила постановки ударений в наречиях.

Ударение в наречиях в основном следует изучать путём запоминания и обращения к орфоэпическому словарю.

1. На приставку ДО- ударение падает в следующих наречиях:
дОверху, дОнизу, дОсуха.
НО: добелА, донЕльзя.
2. На приставку ЗА- ударение падает в словах:
зАгодя, зАтемно, зАсветло.
НО: завИдовать – завИдно.


На данном занятии продолжим разговор о русском ударении. Поговорим о постановке ударения в глаголах, причастиях, наречиях. Обобщим свои знания о русском ударении.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Орфоэпические нормы. Постановка ударения. Часть 2"

· Продолжим разговор о русском ударении.

· Поговорим о постановке ударения в глаголах, причастиях, наречиях.

· Обобщим свои знания о русском ударении.

Итак, мы говорили о задании 4 на ЕГЭ по русскому языку. В этом задании нам нужно найти слово, где допущена ошибка в постановке ударения – неверно выделен ударный гласный звук. Слов пять, и среди них мы можем встретить слова разных частей речи.

Мы говорили о том, как ставится ударение в существительных и прилагательных. Но ведь есть ещё глаголы, причастия и деепричастия, а также наречия!

И если мы говорим про ударение в глаголах – какое слово первым делом приходит на ум?

Почему это слово настолько важное? Потому что это – одна из основных проблем ударения в глаголах.

Ударения во всех формах ставится на окончание.

Достаточно часто у нас возникают проблемы с ударениями глаголов на -ить.


Здесь озвучивается та же проблема. Конечно же, вручАт.

Потому что в большинстве глаголов на -ить место ударения не меняется.

включИть – включИт

углубИть – углубИт

облегчИть – облегчИт

повторИть – повторИт

ободрИть – ободрИт

наделИть – наделИт

убыстрИть – убыстрИт

углубИться – углубИтся

Во всех формах таких глаголах ударение ставится на окончание.

Но есть глаголы, где ударение во всех формах, наоборот, падает на корень слова. Например:

принУдить – принУдит

озлОбить – озлОбит

закУпорить - закУпорит

освЕдомиться – освЕдомится

упрОчить – упрОчат

плЕсневеть – плЕсневеет

Их лучше запомнить.

Особое внимание нужно обратить на глагол кАшлять – в нём тоже во всех формах ударение падает на корень. кАшляем, кАшляет.

Проблемой для нас могут стать и глаголы с подвижным ударением. Особенно это касается односложных и двусложных глаголов с приставками. В них ударение может часто изменяться, особенно в формах прошедшего времени.

понЯть – пОнял – пОняли

начАть – нАчал – нАчали

прибЫть – прИбыл – прИбыли

принЯть – прИнял – прИняли

понЯть – пОнял – пОняли

задАть – зАдал – зАдали

прибЫть – прИбыл – прИбыли

отдАть – Отдал – Отдали

Можно увидеть, что в начальной форме глагола ударение падает на корень. А вот в форме прошедшего времени – приставка перетягивает ударение на себя. Это будет работать для форм мужского и среднего рода, единственного числа и для формы множественного числа.

А вот женский род – это особый случай. В форме женского рода в таких глаголах ударение ставится на окончание. Окончание -а перетягивает на себя ударение.

Такое ударение ставится в большинстве односложных глаголов. И в глаголах, образованных с помощью приставок.

Но есть и исключения. В некоторых глаголах ударение всё равно падает на корень. Например:

клАсть – клАла

крАсть – крАла

упАсть – упАла

послАть - послАла

И в однокоренных с этими глаголами словах тоже будет такое ударение.

Однако у нас могут возникнуть и проблемы с глаголами на -ать, -еть, -уть.

И глагол, который попадается нам чаще всего – это баловАть. Обратите внимание на ударение – балУет, балУешь, балУем, баловАла, баловАли. Ударение повсюду падает не на корень.

И все однокоренные слова, например, забаловАть – будут иметь такое же окончание.

При этом есть много похожих глаголов, в которых ударение ставится по той же схеме. Например:

нормировАть – нормирУет

пломбировАть – пломбирУет

премировАть – премирУет

бомбардировАть – бомбардирУет

экипировАть - экипирУет

Тут ударение тоже ставится не на корень.

Внимание нужно обратить и на глаголы-исключения. Мы произносим пАмятовать и дозИровать. И такое же ударение будет сохраняться при изменении этих слов.

Вопросы могут возникнуть и при постановке ударения в глаголах с постфиксами.

Дело в том, что постфикс обычно как бы притягивает ударение к себе.

Так что в таких глаголах ударение может смещаться на постфикс. Или же ударение просто смещается на один слог к концу слова, на корень.

Посмотрим на примеры:

принЯться – принялсЯ – принялОсь – принялИсь

начАться – началсЯ – началОсь – началИсь

задАться – задалсЯ – задалОсь – задалИсь

обнЯться – обнялсЯ – обнялОсь – обнялИсь

занЯться – занялсЯ – занялОсь – занялИсь

Мы видим, что в форме прошедшего времени, мужского рода – ударение перемещается на постфикс. А в форме среднего рода и множественного числа ударение просто смещается на один слог, потому что постфикс -сь не может быть ударным. Так что оно ставится на ближайший к нему слог.

В формах женского рода, как и раньше, ударение будет падать на последний слог.

И теперь время поговорить об ударениях в причастиях.

Как мы помним, причастия образуются от глаголов. И основной вопрос, на который нам предстоит ответить – так насколько же изменяется ударение, когда из глагола получается причастие?

Например, в действительных причастиях настоящего времени место ударения чаще всего не меняется. Например:

манИть – манЯщий

молИть – молЯщий

кровоточИть – кровоточАщий

звонИт – звонЯщий

И так далее. Ударение падает на тот же слог от начала слова.

Исключения – причастия чЕртящий и чЕрпающий. В них ударения по-прежнему падают на первый слог корня.

И в действительных причастиях прошедшего времени место ударения тоже чаще всего такое же, как в инфинитиве.

манИть – манИвший

звонИть – звонИвший

залИть – залИвший

начАть – начАвший

Эти причастия образуются от основы инфинитива, и ударение при этом не смещается!

А что же страдательные причастия?

Если в инфинитиве окончание ударное, то страдательное причастие прошедшего времени будет образовываться при помощи суффикса -ённ, и этот суфффикс будет ударным. Например:

заключЁнный

облегчЁнный

повторЁнный

накренЁнный

У нас нечасто возникают проблемы с такими словами.

Ну, а если в инфинитиве ударение падает на основу, то суффикс -енн в страдательном причастии прошедшего времени будет безударным. Это относится таким глаголам, как:

исчЕрпанный

закУпоренный

Опять же, ударение в них ставится, как в инфинитиве.

Но иногда страдательные причастия образуются при помощи суффикса -тэ. При этом ударение очень часто перетягивает на себя приставка.

залИть – зАлил - зАлитый

вогнУть – вогнУл – вОгнутый

согнУть – согнУл – сОгнутый

нажИть – нАжил – нАжитый

нАчатый – нАчал – нАчатый

воткнУть – воткнУл – вОткнутый

Мы видим, что во всех случаях при образовании причастия ударение перемещается на один слог к началу слова – в нашем случае, на приставку.

Могут у нас возникнуть вопросы и по поводу ударений в кратких причастиях. Обычно в них ударение подвижное. И оно остаётся на основе в формах мужского и среднего рода и множественного числа.

Посмотрим на примеры.

зАлит – зАлито – зАлиты

вОгнут – вОгнуто – вОгнуты

нАжит – нАжито – нАжиты

нАчат – нАчато – нАчаты

зАдан – зАдано – зАданы

Все ударения по-прежнему стоят на приставках.

Но в формах женского рода окончание перетягивает ударение на себя, как и в прошедшем времени глагола. Например:

Ну, а что же деепричастия? Они ведь тоже образуются от глагола.

Обычно деепричастия сохраняют окончания глаголов, от которых они образованы. Поэтому с ними проблем обычно не возникает.

начАв,

ходАтайствовав

Но ведь есть ещё наречия. А они очень разнородны по своему происхождению. И иногда у нас с ними возникают проблемы, и такие слова нужно просто запомнить.

Например, есть группа наречий, ударение в которых падает на приставку.

Реже в наречиях с приставкой ударение падает на корень.

Этим словам нужно уделить особенное внимание.

Но есть и наречия, ударение в которых ставится на последний слог: докраснА, добелА.

Итак, какой алгоритм мы можем построить для любой части речи?

· Сначала мы выясняем слова, ударения которых нам известны. Ставим ударения в них.

· Определяем, какой части речи остальные слова.

· Вспоминаем, по каким правилам расставляются ударения в этой части речи – если такие правила есть.

· Расставляем ударения и находим слово, в котором ударение изначально поставлено неверно.

· На этом работа закончена.

А теперь выведем несколько общих правил про ударения в глаголах, причастиях, деепричастиях:

· Во многих глаголах на -ить ударение ставится на последний слог. При изменении формы глагола место ударения не меняется.

· Во многих одно- и двусложных глаголах с приставками ударение подвижное. Чаще всего оно перемещается на приставку.

· В формах глаголов прошедшего времени и кратких страдательных причастиях окончание -а перетягивает на себя ударение.

· Постфикс -ся притягивает к себе ударение, так что ударение или переходит на постфикс или сдвигается на один слог в сторону постфикса.

· В действительных причастиях и деепричастиях чаще всего сохраняются окончания глаголов.

Наталия Фитискина

Наталия Фитискина

Наталия Фитискина запись закреплена
В помощь учителям русского языка и литературы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

- развивать коммуникативные способности учащихся; формировать умение правильно употреблять наречия в речи.

- воспитывать интерес и любовь к родному языку;

- воспитывать собранность, чёткость в работе, умение работать коллективно.

Дидактическое пространство урока: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация, листы бумаги А4, А3; фломастеры, веселая музыка, раздаточный материал для обучающих структур, Эй Ар Гайд, Сималтиниус Раунд Тэйбл, Финк – Райт – Раунд .

  1. Организационный момент. - Добрый день. Я рада видеть вас всех здоровыми и красивыми на нашем уроке. И надеюсь, что наше сегодняшнее сотрудничество будет плодотворным и приятным для всех. Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу, партнеры по лицу. Итак, начинаем нашу работу. Садитесь.
  2. Целеполагание. Этап повторения ранее изученного

Тему нашего сегодняшнего урока нам поможет определить загадка: попробуйте назвать подряд 5 дней недели, не называя ни названия дня, ни чисел.

– Загадка эта разгадывается очень просто:

– 5 дней недели перечислили, а какой частью речи являются все эти 5 слов? (наречием)

Давайте вспомним, что нам уже известно об этой части речи.

Обучающая структура ЭЙ АР ГАЙД .

Наречие – самостоятельная часть речи

Частицы не, ни в некоторых случаях пишутся через дефис

Наречия с одинаковыми основами пишутся всегда раздельно

В наречиях после шипящих под ударением пишется О

В предложении наречие чаще всего бывает обстоятельством

Суффиксы то, либо, нибудь пишутся раздельно у местоимений и через дефис у наречий

Наречия отвечают на вопросы как? где? чей?

Приставка по и суффиксы и, ому(ему) в наречиях пишутся через дефис

НЕ с наречиями пишется только слитно

Наречия имеют степени сравнения

Просмотрите правила на страницах учебника. Используйте данные утверждения, чтобы проверить истинность своей точки зрения.

1 задание. Материал, который мы сейчас повторили, поможет вам выполнить следующее задание.

Обучающая структура ФИНК – РАЙТ – РАУНД РОБИН подумай, запишите, обсудите в команде .

Во время выполнения данной структуры учащиеся обдумывают высказывание или ответ на вопрос, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде.

  1. Лошади быстро мчались - …(вскачь)
  2. Распахнуть до конца - …(настежь)
  3. Лист бумаги, сложенный в четыре раза ( вчетверо)
  4. Кода три человека остаются дома? ( втроем)
  5. Равнина, разделенная оврагом пополам ( надвое)
  6. Выходить из убежища по два человека сразу ( по двое)
  7. Ударить, размахнувшись - …(наотмашь)
  8. Вверх лицом - …(навзничь)
  9. Испокон века - …(издавна)
  10. Уклониться в сторону - …(вбок)
  11. Запомнить надолго - …(навек)
  12. Сделать быстро и плохо - …(наспех)
  13. Прийти в нужное время - …(вовремя)
  14. Бежать, догоняя кого-то - …_вдогонку)
  15. Разбить на мелкие кусочки - …(вдребезги)

- На какие правила не даны наречия (при ответе можно использовать таблицу с утверждениями)

Обучающая структура СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ . Структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу по кругу.

Тексты на столах. Задание: отредактировать статью - заметку о природе, нужно в пропуски вставить наречия, чтобы получилась правдоподобная картина осени.

С начала сентября воздух начинает (понемножку…) холодеть. (Утром…) замечаешь, что трава (чуть-чуть…) побелела. Свежо. Лужи (сплошь…) засыпаны листьями. (По-осеннему…-…) мелкие дожди (совсем…) не похожи на летние. Ветер дует (без устали…), разнося (далеко-далеко…-…) созревшие семена деревьев. Листья начинают (кое-где…) желтеть.

3 задание. Кодированный диктант.

а) в первой группе наречий надо выписать такие, которые пишутся через дефис:

б) в каких наречиях нет дефиса

1. волей (неволей)

4 задание. Сейчас в командах прочитайте текст и постарайтесь понять текстообразующую роль наречий. Найдите в тексте наречия, выделяя их маркером. (текст на столах)

Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над ними и тотчас повторился уже немного впереди. Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь… Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались, и было что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре.

- В этом тексте писатель использовал 17 наречий, которые относятся к глаголам, деепричастиям и одно к прилагательному. И это неслучайно. Для чего так много наречий?

(- Писателю было важно передать действия птиц в полёте и с помощью наречий более точно и выразительно охарактеризовать эти действия).

- На какие правила использованные автором наречия

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока , выставление оценок, объяснение домашнего задания.

Обучающая структура ТЭЙК ОФ

- Чему вы научились на данном уроке? (правильному написанию наречий)

- Встаньте те, кто понял, когда наречия пишутся через дефис. (При наличии времени 1 ученик объясняет). Садитесь.

- Встаньте те, кто понял, когда на конце наречий пишется Ь. (При наличии времени 1 ученик объясняет). Садитесь.

- Встаньте те, кто понял, когда на конце наречий пишется -О, когда -А . (При наличии времени 1 ученик объясняет). Садитесь.

Те, у кого остались вопросы, еще раз внимательно прочитайте правила в учебнике с.71-89, если что-то будет непонятно, подойти ко мне до начала уроков.

Домашнее задание : Написать 9 предложений из любых произведений русских поэтов и писателей, где встречаются наречия, которые пишутся через дефис, слитно и раздельно.

Читайте также: