Нормы ударения в наречиях 7 класс конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
4. Если ударение в полной форме падает на суффикс -ЁНН-, то в краткой форме оно сохраняется только в мужском роде, а в остальных формах переходит на окончание:
включЁнный – включЁн, включенА, включенО, включенЫ
довезЁнный – довезЁн, довезенА, довезенО, довезенЫ
заселЁнный – заселЁн, заселенА, заселенО, заселенЫ.
По той же схеме изменяются причастия:
наделЁнный, низведЁнный, ободрЁнный, отключЁнный, повторЁнный, поделЁнный, приручЁнный.
5. В полных формах причастий с суффиксом -Т—, образованных от глаголов с суффиксами -О- и -НУ- в инфинитиве, ударение падает на один слог вперёд:
полОть – пОлотый, колОть – кОлотый, согнУть – сОгнутый, завернУть – завЁрнутый.
балОванный включённый-включЁн, см. низведЁнный,довезЁнный зАгнутый зАнятый-занятА зАпертый-запертА заселЁнный-заселенА избалОванный, см. балОванный кормЯщий кровоточАщий молЯщий нажИвший нАжитый-нажитА налИвший-налитА нанЯвшийся начАвший | нАчатый-начатА низведЁнный-низведЁн, см. включЁнный… ободрённый-ободрЁн-ободренА обострЁнный отключённый определЁнный-определЁн отключЁнный повторЁнный поделЁнный понЯвший прИнятый приручЁнный прожИвший снЯтый-снятА сОгнутый |
Правила постановки ударений в деепричастиях.
1. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в инфинитиве глагола, от которого они образованы:
задАть – задАв, залИть – залИв, занЯть – занЯв, начАть – начАв, поднЯть – поднЯв, предпринЯть – предпринЯв, создАть – создАв.
исчЕрпав (НЕЛЬЗЯ: исчерпАв)
2. В деепричастиях с суффиксом -ВШ-, -ВШИ- ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этими суффиксами:
начАв, отдАв, поднЯв, прибЫв, начАвшись.
балУясь закУпорив начАв начАвшись отдАв | поднЯв понЯв прибЫв создАв |
Правила постановки ударений в наречиях.
Ударение в наречиях в основном следует изучать путём запоминания и обращения к орфоэпическому словарю.
1. На приставку ДО- ударение падает в следующих наречиях:
дОверху, дОнизу, дОсуха.
НО: добелА, донЕльзя.
2. На приставку ЗА- ударение падает в словах:
зАгодя, зАтемно, зАсветло.
НО: завИдовать – завИдно.
На данном занятии продолжим разговор о русском ударении. Поговорим о постановке ударения в глаголах, причастиях, наречиях. Обобщим свои знания о русском ударении.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Орфоэпические нормы. Постановка ударения. Часть 2"
· Продолжим разговор о русском ударении.
· Поговорим о постановке ударения в глаголах, причастиях, наречиях.
· Обобщим свои знания о русском ударении.
Итак, мы говорили о задании 4 на ЕГЭ по русскому языку. В этом задании нам нужно найти слово, где допущена ошибка в постановке ударения – неверно выделен ударный гласный звук. Слов пять, и среди них мы можем встретить слова разных частей речи.
Мы говорили о том, как ставится ударение в существительных и прилагательных. Но ведь есть ещё глаголы, причастия и деепричастия, а также наречия!
И если мы говорим про ударение в глаголах – какое слово первым делом приходит на ум?
Почему это слово настолько важное? Потому что это – одна из основных проблем ударения в глаголах.
Ударения во всех формах ставится на окончание.
Достаточно часто у нас возникают проблемы с ударениями глаголов на -ить.
Здесь озвучивается та же проблема. Конечно же, вручАт.
Потому что в большинстве глаголов на -ить место ударения не меняется.
включИть – включИт
углубИть – углубИт
облегчИть – облегчИт
повторИть – повторИт
ободрИть – ободрИт
наделИть – наделИт
убыстрИть – убыстрИт
углубИться – углубИтся
Во всех формах таких глаголах ударение ставится на окончание.
Но есть глаголы, где ударение во всех формах, наоборот, падает на корень слова. Например:
принУдить – принУдит
озлОбить – озлОбит
закУпорить - закУпорит
освЕдомиться – освЕдомится
упрОчить – упрОчат
плЕсневеть – плЕсневеет
Их лучше запомнить.
Особое внимание нужно обратить на глагол кАшлять – в нём тоже во всех формах ударение падает на корень. кАшляем, кАшляет.
Проблемой для нас могут стать и глаголы с подвижным ударением. Особенно это касается односложных и двусложных глаголов с приставками. В них ударение может часто изменяться, особенно в формах прошедшего времени.
понЯть – пОнял – пОняли
начАть – нАчал – нАчали
прибЫть – прИбыл – прИбыли
принЯть – прИнял – прИняли
понЯть – пОнял – пОняли
задАть – зАдал – зАдали
прибЫть – прИбыл – прИбыли
отдАть – Отдал – Отдали
Можно увидеть, что в начальной форме глагола ударение падает на корень. А вот в форме прошедшего времени – приставка перетягивает ударение на себя. Это будет работать для форм мужского и среднего рода, единственного числа и для формы множественного числа.
А вот женский род – это особый случай. В форме женского рода в таких глаголах ударение ставится на окончание. Окончание -а перетягивает на себя ударение.
Такое ударение ставится в большинстве односложных глаголов. И в глаголах, образованных с помощью приставок.
Но есть и исключения. В некоторых глаголах ударение всё равно падает на корень. Например:
клАсть – клАла
крАсть – крАла
упАсть – упАла
послАть - послАла
И в однокоренных с этими глаголами словах тоже будет такое ударение.
Однако у нас могут возникнуть и проблемы с глаголами на -ать, -еть, -уть.
И глагол, который попадается нам чаще всего – это баловАть. Обратите внимание на ударение – балУет, балУешь, балУем, баловАла, баловАли. Ударение повсюду падает не на корень.
И все однокоренные слова, например, забаловАть – будут иметь такое же окончание.
При этом есть много похожих глаголов, в которых ударение ставится по той же схеме. Например:
нормировАть – нормирУет
пломбировАть – пломбирУет
премировАть – премирУет
бомбардировАть – бомбардирУет
экипировАть - экипирУет
Тут ударение тоже ставится не на корень.
Внимание нужно обратить и на глаголы-исключения. Мы произносим пАмятовать и дозИровать. И такое же ударение будет сохраняться при изменении этих слов.
Вопросы могут возникнуть и при постановке ударения в глаголах с постфиксами.
Дело в том, что постфикс обычно как бы притягивает ударение к себе.
Так что в таких глаголах ударение может смещаться на постфикс. Или же ударение просто смещается на один слог к концу слова, на корень.
Посмотрим на примеры:
принЯться – принялсЯ – принялОсь – принялИсь
начАться – началсЯ – началОсь – началИсь
задАться – задалсЯ – задалОсь – задалИсь
обнЯться – обнялсЯ – обнялОсь – обнялИсь
занЯться – занялсЯ – занялОсь – занялИсь
Мы видим, что в форме прошедшего времени, мужского рода – ударение перемещается на постфикс. А в форме среднего рода и множественного числа ударение просто смещается на один слог, потому что постфикс -сь не может быть ударным. Так что оно ставится на ближайший к нему слог.
В формах женского рода, как и раньше, ударение будет падать на последний слог.
И теперь время поговорить об ударениях в причастиях.
Как мы помним, причастия образуются от глаголов. И основной вопрос, на который нам предстоит ответить – так насколько же изменяется ударение, когда из глагола получается причастие?
Например, в действительных причастиях настоящего времени место ударения чаще всего не меняется. Например:
манИть – манЯщий
молИть – молЯщий
кровоточИть – кровоточАщий
звонИт – звонЯщий
И так далее. Ударение падает на тот же слог от начала слова.
Исключения – причастия чЕртящий и чЕрпающий. В них ударения по-прежнему падают на первый слог корня.
И в действительных причастиях прошедшего времени место ударения тоже чаще всего такое же, как в инфинитиве.
манИть – манИвший
звонИть – звонИвший
залИть – залИвший
начАть – начАвший
Эти причастия образуются от основы инфинитива, и ударение при этом не смещается!
А что же страдательные причастия?
Если в инфинитиве окончание ударное, то страдательное причастие прошедшего времени будет образовываться при помощи суффикса -ённ, и этот суфффикс будет ударным. Например:
заключЁнный
облегчЁнный
повторЁнный
накренЁнный
У нас нечасто возникают проблемы с такими словами.
Ну, а если в инфинитиве ударение падает на основу, то суффикс -енн в страдательном причастии прошедшего времени будет безударным. Это относится таким глаголам, как:
исчЕрпанный
закУпоренный
Опять же, ударение в них ставится, как в инфинитиве.
Но иногда страдательные причастия образуются при помощи суффикса -тэ. При этом ударение очень часто перетягивает на себя приставка.
залИть – зАлил - зАлитый
вогнУть – вогнУл – вОгнутый
согнУть – согнУл – сОгнутый
нажИть – нАжил – нАжитый
нАчатый – нАчал – нАчатый
воткнУть – воткнУл – вОткнутый
Мы видим, что во всех случаях при образовании причастия ударение перемещается на один слог к началу слова – в нашем случае, на приставку.
Могут у нас возникнуть вопросы и по поводу ударений в кратких причастиях. Обычно в них ударение подвижное. И оно остаётся на основе в формах мужского и среднего рода и множественного числа.
Посмотрим на примеры.
зАлит – зАлито – зАлиты
вОгнут – вОгнуто – вОгнуты
нАжит – нАжито – нАжиты
нАчат – нАчато – нАчаты
зАдан – зАдано – зАданы
Все ударения по-прежнему стоят на приставках.
Но в формах женского рода окончание перетягивает ударение на себя, как и в прошедшем времени глагола. Например:
Ну, а что же деепричастия? Они ведь тоже образуются от глагола.
Обычно деепричастия сохраняют окончания глаголов, от которых они образованы. Поэтому с ними проблем обычно не возникает.
начАв,
ходАтайствовав
Но ведь есть ещё наречия. А они очень разнородны по своему происхождению. И иногда у нас с ними возникают проблемы, и такие слова нужно просто запомнить.
Например, есть группа наречий, ударение в которых падает на приставку.
Реже в наречиях с приставкой ударение падает на корень.
Этим словам нужно уделить особенное внимание.
Но есть и наречия, ударение в которых ставится на последний слог: докраснА, добелА.
Итак, какой алгоритм мы можем построить для любой части речи?
· Сначала мы выясняем слова, ударения которых нам известны. Ставим ударения в них.
· Определяем, какой части речи остальные слова.
· Вспоминаем, по каким правилам расставляются ударения в этой части речи – если такие правила есть.
· Расставляем ударения и находим слово, в котором ударение изначально поставлено неверно.
· На этом работа закончена.
А теперь выведем несколько общих правил про ударения в глаголах, причастиях, деепричастиях:
· Во многих глаголах на -ить ударение ставится на последний слог. При изменении формы глагола место ударения не меняется.
· Во многих одно- и двусложных глаголах с приставками ударение подвижное. Чаще всего оно перемещается на приставку.
· В формах глаголов прошедшего времени и кратких страдательных причастиях окончание -а перетягивает на себя ударение.
· Постфикс -ся притягивает к себе ударение, так что ударение или переходит на постфикс или сдвигается на один слог в сторону постфикса.
· В действительных причастиях и деепричастиях чаще всего сохраняются окончания глаголов.
Наталия Фитискина запись закреплена
В помощь учителям русского языка и литературы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
- развивать коммуникативные способности учащихся; формировать умение правильно употреблять наречия в речи.
- воспитывать интерес и любовь к родному языку;
- воспитывать собранность, чёткость в работе, умение работать коллективно.
Дидактическое пространство урока: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация, листы бумаги А4, А3; фломастеры, веселая музыка, раздаточный материал для обучающих структур, Эй Ар Гайд, Сималтиниус Раунд Тэйбл, Финк – Райт – Раунд .
- Организационный момент. - Добрый день. Я рада видеть вас всех здоровыми и красивыми на нашем уроке. И надеюсь, что наше сегодняшнее сотрудничество будет плодотворным и приятным для всех. Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу, партнеры по лицу. Итак, начинаем нашу работу. Садитесь.
- Целеполагание. Этап повторения ранее изученного
Тему нашего сегодняшнего урока нам поможет определить загадка: попробуйте назвать подряд 5 дней недели, не называя ни названия дня, ни чисел.
– Загадка эта разгадывается очень просто:
– 5 дней недели перечислили, а какой частью речи являются все эти 5 слов? (наречием)
Давайте вспомним, что нам уже известно об этой части речи.
Обучающая структура ЭЙ АР ГАЙД .
Наречие – самостоятельная часть речи
Частицы не, ни в некоторых случаях пишутся через дефис
Наречия с одинаковыми основами пишутся всегда раздельно
В наречиях после шипящих под ударением пишется О
В предложении наречие чаще всего бывает обстоятельством
Суффиксы то, либо, нибудь пишутся раздельно у местоимений и через дефис у наречий
Наречия отвечают на вопросы как? где? чей?
Приставка по и суффиксы и, ому(ему) в наречиях пишутся через дефис
НЕ с наречиями пишется только слитно
Наречия имеют степени сравнения
Просмотрите правила на страницах учебника. Используйте данные утверждения, чтобы проверить истинность своей точки зрения.
1 задание. Материал, который мы сейчас повторили, поможет вам выполнить следующее задание.
Обучающая структура ФИНК – РАЙТ – РАУНД РОБИН подумай, запишите, обсудите в команде .
Во время выполнения данной структуры учащиеся обдумывают высказывание или ответ на вопрос, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде.
- Лошади быстро мчались - …(вскачь)
- Распахнуть до конца - …(настежь)
- Лист бумаги, сложенный в четыре раза ( вчетверо)
- Кода три человека остаются дома? ( втроем)
- Равнина, разделенная оврагом пополам ( надвое)
- Выходить из убежища по два человека сразу ( по двое)
- Ударить, размахнувшись - …(наотмашь)
- Вверх лицом - …(навзничь)
- Испокон века - …(издавна)
- Уклониться в сторону - …(вбок)
- Запомнить надолго - …(навек)
- Сделать быстро и плохо - …(наспех)
- Прийти в нужное время - …(вовремя)
- Бежать, догоняя кого-то - …_вдогонку)
- Разбить на мелкие кусочки - …(вдребезги)
- На какие правила не даны наречия (при ответе можно использовать таблицу с утверждениями)
Обучающая структура СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ . Структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу по кругу.
Тексты на столах. Задание: отредактировать статью - заметку о природе, нужно в пропуски вставить наречия, чтобы получилась правдоподобная картина осени.
С начала сентября воздух начинает (понемножку…) холодеть. (Утром…) замечаешь, что трава (чуть-чуть…) побелела. Свежо. Лужи (сплошь…) засыпаны листьями. (По-осеннему…-…) мелкие дожди (совсем…) не похожи на летние. Ветер дует (без устали…), разнося (далеко-далеко…-…) созревшие семена деревьев. Листья начинают (кое-где…) желтеть.
3 задание. Кодированный диктант.
а) в первой группе наречий надо выписать такие, которые пишутся через дефис:
б) в каких наречиях нет дефиса
1. волей (неволей)
4 задание. Сейчас в командах прочитайте текст и постарайтесь понять текстообразующую роль наречий. Найдите в тексте наречия, выделяя их маркером. (текст на столах)
Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над ними и тотчас повторился уже немного впереди. Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь… Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались, и было что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре.
- В этом тексте писатель использовал 17 наречий, которые относятся к глаголам, деепричастиям и одно к прилагательному. И это неслучайно. Для чего так много наречий?
(- Писателю было важно передать действия птиц в полёте и с помощью наречий более точно и выразительно охарактеризовать эти действия).
- На какие правила использованные автором наречия
- Рефлексия. Подведение итогов урока , выставление оценок, объяснение домашнего задания.
Обучающая структура ТЭЙК ОФ
- Чему вы научились на данном уроке? (правильному написанию наречий)
- Встаньте те, кто понял, когда наречия пишутся через дефис. (При наличии времени 1 ученик объясняет). Садитесь.
- Встаньте те, кто понял, когда на конце наречий пишется Ь. (При наличии времени 1 ученик объясняет). Садитесь.
- Встаньте те, кто понял, когда на конце наречий пишется -О, когда -А . (При наличии времени 1 ученик объясняет). Садитесь.
Те, у кого остались вопросы, еще раз внимательно прочитайте правила в учебнике с.71-89, если что-то будет непонятно, подойти ко мне до начала уроков.
Домашнее задание : Написать 9 предложений из любых произведений русских поэтов и писателей, где встречаются наречия, которые пишутся через дефис, слитно и раздельно.
Читайте также: