Народные промыслы городец работа с бумагой аппликационные работы 2 класс конспект и презентация

Обновлено: 06.07.2024

– Ну всё равно, – не отставала женщина. – Ты же из этой школы? – И она махнула рукой в сторону серой бетонной коробки.

– Ну да, – буркнул Данила.

Данька положил протянутый свёрток в ранец и заспешил в школу – рядом она, в двух шагах, чего не передать.

И опять отвлёкся, задумался о своём, о наболевшем – об автомобилях. Забыл, кому свёрток надо было передать – просто выскочила фамилия из головы. Так до звонка и не вспомнил – склероз!

Прошёл первый урок. Началась перемена. Одноклассники кинулись в коридор. Данька, было, дёрнулся следом, но тут из открытого ранца на пол свёрток шлёп – карандаши раскатились во все стороны. А в дверях друг Васька Харитонов сигналит во всё горло:

– Светлов, на выход!

– Погоди, – отвечает Данька, а сам на четвереньках карандаши собирает.

– Чего годить? Побежали на перемену! – поторопил друга Васька.

– Не могу, – показывая на свёрток, стал объяснять Данька. – Мне это хозяйство отдать надо. А кому – фамилию забыл…

– А ты напрягись! – Васька нахмурил брови, сделал серьёзное лицо и сжал ладонями голову. – Вот так! Хочешь помогу?

– Чего‑то не хочется – голова всё‑таки, это тебе не кочан капусты, – уныло заметил Данька.

– Ну тогда попробуй вспомнить, к чему эта фамилия привязана.

– Скажешь: привязана! Фамилия тебе что, собака на поводке?

– Ну не привязана. Чего она, фамилия эта, напоминает?

Данила задумался. Даже глаза зажмурил.

– Вроде как… стоматологию.

– Ничего себе! Флюсова, что ли?

– Да нет же! – Данька от огорчения даже крикнул.

– Ты чего нервничаешь, Светлов! Спокойно. Может… Пломбирова?

– А причём тут мороженое?

– Ну и балбес ты, Харитонов!

– Чего? Я ему помогаю, а он! Сейчас как дам в зубы!

– Стой! Точно! Васька, ты гений! Настоящий друг.

Васька непонимающе крутанул пальцем у виска:

– Ты чего, Данила, того?

Схватив злополучный свёрток, Данька бросился к двери, Васька за ним. Времени оставалось как раз на одно доброе дело.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с особенностями городецкой росписи и её историей. Расширение представлений о народном творчестве.

Тема :Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликационные работы

Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями городецкой росписи, ее историей; расширить представления о народном творчестве; развивать умения анализировать готовое изделие по заданной схеме и экономно расходовать материалы; закреплять умение работы с шаблонами; воспитывать любовь к народному творчеству с помощью работы над оформлением изделия городецкой росписью.

Планируемые результаты: знать особенности городецкой росписи, научиться составлять композицию на основе аппликации, выполнять орнамент по мотивам городецкой росписи.

Основные термины и понятия: городецкая роспись, розан, купавка, подмалевок, оживка.

Оборудование. У учителя: учебник, рабочая тетрадь, цветы городецкой росписи: розан, купавка; образцы изделий, украшенных городецкой росписью, план последовательности росписи, памятка № 2 из приложения. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, цветная бумага, картон, клей, ножницы.

Анализ учащимися работ друг друга по фотографиям, принесенным из дома. Учитель обязательно контролирует работу учащихся.
Путешествуем во времени.

-На прошлом уроке мы с вами начали изучать народные промыслы с разговора о хохломской росписи. Сегодня мы познакомимся с другим видом росписи — с городецкой росписью. Знакомо ли вам такое понятие? Приходилось ли встречать предметы, расписанные таким образом?
- А сейчас мы с вами прочитаем текст учебника на с. 26

Беседа по иллюстрациям учебника

-Что в учебнике сказано о происхождении городецкой росписи? Где она зародилась? (Городецкая роспись по дереву — знаменитый народный промысел Нижегородской области. Этот промысел получил свое развитие в деревнях близ города Городца.)

-Что украшали такой росписью, какие предметы? (Росписью украшали крестьянские прялки, лубяные лукошки и коробки для хранения пряжи, солонки, детские стульчики.)

Беседа об основных особенностях городецкой росписи.

-В чем различие цветов? (У розана сердцевина в центре, а у купавки смещена.) Еще одной особенностью такой росписи является то, что каждый элемент расписывается (можно спросить у детей, как они понимают значение этого слова в данном случае) в определенной последовательности:

1. Выполнение подмалевка — накладываются основные цветовые пятна.

2. Подробная прорисовка элементов — пятна дополняются элементами: сердцевиной, лепестками цветов, листочками.

Первый этап работы над поделкой проводится в виде фронтального опроса учащихся: форма изделия (форма разделочной доски), орнамент, выполненный на доске (растительный: купавки, листики; птица), как расположены элементы, т. е. какова композиция (птица в центре, по краям растительный орнамент), используемая техника выполнения (аппликация), используемые материалы (картон для основы — доски, цветная бумага для элементов композиции), возможное применение поделки (для украшения кухни).
Планирование:прочитать план работы в учебнике (с. 27), проанализировать его вместе с учителем и составить свой план:

1. Подготовка шаблонов.

Анализ работ учащихся ( взаимоанализ и оценка работ учителем).

Ответы на вопросы учебника на с. 26:

-Какие основные краски используются в городецкой росписи?

-Есть ли яркий фон на предметах с росписью?

Оценить 830 0

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями городецкой росписи, её историей

1. Расширение представления о народном творчестве;

2. Развитие умения выполнять орнамент по мотивам городецкой росписи;

3. Воспитание любови к народному творчеству;

Познавательные: учащиеся познакомятся с особенностями городецкой росписи;

Регулируемые: научатся составлять композиции на основе аппликации, выполнять орнамент по мотивам городецкой росписи, работать по плану;

Коммуникативные: научатся сотрудничать в паре, слушать и слышать друг друга;

Личностные: разовьют навыки самооценки и самоконтроля.

для учителя: оформление; музыкальное сопровождение;

1. Оргмомент. Упражнение для снятия напряжения: вдох на счет от 1до 7, задержка дыхания на 4 счета, медленный выдох – до 8

- Ребята, вам понравилась песня, которая сейчас звучала в нашем классе?

2. Актуализация знаний (связь с другими предметами: литературное чтение, изо):

- Мы с вами уже знакомы с некоторыми видами народных промыслов.

Отгадайте загадку и вы вспомните один из видов:

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки…

А ну, назовите меня! (Дымковская игрушка) – показывается изображение дымковской игрушки

- Незатейливы филимоновские игрушки. Но игрушка радует - значит, делали ее добрые руки

3. Самоопределение к деятельности

- Гжель, дымковская, филимоновская игрушки и др. - это народные промыслы.Сегодня мы узнаем о другом виде народного промысла.

- Переставьте слоги местами, и вы узнаете его название:

Го-ро-дец.(карточки на доске)

Тема урока: Городецкая роспись (запись на доске)

Какие цели мы поставим на урок?

1. Познакомиться ….. (с особенностями городецкой росписи, её историей)

2. Узнать …(какие предметы украшали такой росписью, какой материал и краски использовали городецкие мастера, что изображали народные умельцы на своих изделиях)

3. Выполнить … (орнамент по мотивам городецкой росписи)

5. Работа по теме урока

- Откуда мы можем получить информацию о городецкой росписи? (из учебника, энциклопедии, Интернета, у взрослых)

Карточки с вопросами для поиска информации:

Взять информацию в:

1. Где возник и получил развитие знаменитый народный промысел – Городецкая роспись?

2. Что такое промысел?

Школьном толковом словаре

3. Что такое роспись?

Словарике юного технолога в учебнике с.94

4. Какие предметы украшали росписью городецкие мастера?

Популярном энциклопедическом словаре

5. Какой материал использовали городецкие мастера?

Какие основные краски применяли городецкие мастера?

6. Что изображали городецкие мастера на своих работах?

Обобщение полученной информации:(с использованием Электронного приложения к учебнику)

вопрос 1: учебник, диск ч.2, изображение карты Новгородской области

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славиться по всей России

Своей росписью, творец.

вопрос 2: толковый словарь

вопрос 3: словарик юного технолога в учебнике с. 94

вопрос 4: учебник, диск ч.2, изображение предметов с городецкой росписью (1)

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Тонко вывела рука!

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

вопрос 6: учебник, диск ч.3, изображение предметов с городецкой росписью (3)

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

6. Творческая работа. Мотивация учебной деятельности

- Ребята, вам нравится городецкая роспись? А вы хотите побыть в роли городецких мастеров?

- Какими качествами характера должен обладать настоящий мастер? Как называется эта профессия?

- Для успешной работы нам нужно приготовить свои пальчики и провести пальчиковую гимнастику:

Городецкие узоры хороши!

Дети сжимают пальчики в ладошке

Погляжу я на картинки,

Улыбаюсь от души!

Самомассаж уголков губ

Красные, жёлтые, синие, зелёные,

Прищипывают большой и указательный пальчик на правой и левой руке

На доске берёзовой.

Сложили ладошки тыльной стороной

А купавки нежные

Нажимают поочерёдно на серединку ладошки

А бутоны толстые распускаются!

Показывают раскрывающийся бутон

-Но образец моей разделочной доски отличается от того, который предлагается в учебнике. Вы должны выбрать свой вариант орнамента

- Что такое разделочная доска? (предмет кухонной утвари, предназначенный для нарезания продуктов питания)

- Что представляет собой орнамент, выполненный на разделочной доске? (птица, гирлянда из цветов, травка)

- Отгадайте, о каких цветах идет речь?

Словно чудо тут и там распускается… (розан).

Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка).

Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка).

Он не броский, круглый он – нераскрывшийся … (бутон).

На лугу растут цветы
Небывалой красоты.

Потягивание — руки в стороны

Ветер дует иногда,
Только это не беда.

машут руками, изображают ветер

Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.

А потом опять встают
И по-прежнему цветут.

Потягивание — руки в стороны

- Как и где можно применить нашу поделку?

- Поработайте в паре и поставьте этапы работы по порядку (работа в паре по разрезным карточкам)

Организовать рабочее место

Материалы и инструменты:

цветной картон, цветная бумага, клей, кисточки для клея, подкладной лист, салфетка, притирочный лист, гуашь, кисточка для рисования

орнамента на разделочной доске

С помощью компьютера (Электронное приложение к учебнику)

Раскрасить изображение птицы

Подмалевка, прорисовка, оживка

Вспомнить правила при работе с клеем

Проверка: (таблица на доске)

Организовать рабочее место

Материалы и инструменты:

цветной картон, цветная бумага, клей, кисточки для клея, подкладной лист, салфетка, притирочный лист, гуашь, кисточка для рисования

орнамента на разделочной доске

С помощью компьютера (Электронное приложение к учебнику)

Раскрасить изображение птицы

Подмалевка, прорисовка, оживка

Вспомнить правила при работе с клеем

Работа по этапам:

Проверка организации рабочего места

Составление композиции орнамента с помощьюЭлектронного приложения к учебнику:

Что выполнить вперед: раскрасить изображение птицы или приклеить детали? Если сначала раскрасить, то нужно будет подождать, пока рисунок подсохнет. Если сначала приклеить, при раскраске птицы можно поставить пятно.

Детям даётся право выбора для определения порядка 3 и 4 этапов работы.

Работай на подкладном … (листе).

Работай точно и чисто, не оставляя … (излишков клея).

Бери клея понемногу, излишки клея убери … (с помощью салфетки).

Намазывай деталь от середины к …(краям), а затем проведи по краям заготовки.

Проглаживай склеенные детали через … (притирочный лист) салфеткой.

После работы все склеенные детали высуши под … (прессом).

7. Самостоятельная работа

Приклеивание деталей орнамента городецкой росписи на разделочную доску

Кто рисует Городец

Ах, какой он молодец!

И листочки и цветы –

Это всё для красоты.

8. Подведение итогов урока:

Рефлексия:(карточки)

воздушный шар (легко), гиря (трудно)

Веселый колокольчик, если справился вовремя и грустный колокольчик, если не успел

Вопросы по целям к уроку:

- Мы познакомились с особенностями городецкой росписи, её историей?

- Какие предметы украшали такой росписью, какой материал использовали, что изображали городецкие мастера на своих работах?

- Трудно ли вам было быть мастерами? Понравилось ли создавать узоры? Вы очень старались и у вас все получилось

Читаем хором: (карточки)

Городецкая роспись – как её нам не знать:

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать,

Здесь такие букеты, что нельзя описать,

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать,

Посмотрите на роспись – сочность красок манит.

Городецкая роспись душу нам веселит!

Домашнее задание: рассказать о городецкой росписи дома и подарить свою разделочную доску маме

В подарок - раскраски с городецкой росписью

Уборка рабочего места

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Материал поможет расширить представления детей о весеннем празднике – 8 Марта.Учащиеся познакомятся . Подробнее.

Спасибо большое за Ваш отзыв, нам очень приятно! Цели и задачи непосредственно прописаны в конспекте. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

В рамках проекта "Страна мастеров" у нас прошёл день "Веселый Городец", на котором ребята продолжили знакомиться с народными промыслами, познакомились с изделиями городецких мастеров.

- расширять знания детей о городецкой росписи как об одном из народных промыслах;

- закреплять знания детей о её характерных особенностях: элементах, цветочных узорах, сказочных букетах;

- формировать умения создавать композиции по мотивам городецкой росписи;

- развивать умение вырезывать предметы круглой формы;

- знакомство с городецкой росписью и её историей;

- рассматривание изделий Городца из мини-музея и иллюстрации альбома "Весёлый Городец" - подносы, игрушки, деревянные доски, шкатулки

Сегодня мы продолжили путешествие по стране мастеров. Побывали в городе Городец нашей родной Нижегородской области у мастеров городецкой росписи.




Ребятам рассказали о зарождении городецкого промысла. Обратили внимание детей на отличительные особенности росписи. Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах. Сюжетами старинной городецкой росписи были всадники на конях, барышни в кринолинах, свадьбы, застолья, чаепития и другие торжественные сцены из жизни горожан.

Особое внимание уделили сказочным букетам, без которых не обходится ни одно городецкое изделие. Основные цветочные элементы - розан, ромашка, купавка. Выделили основные отличия и разобрали технику рисования каждого цветка.


Прочитали стихотворение Э. Межелайтис "Городец"

Знает каждый молодец,

Чем прославлен Городец,

Знает каждый мальчуган

Про купавку и розан.

В росписи у мастеров,

Много красочных цветов.

Самый яркий и прекрасный,

Это цвет, конечно (красный).

Можешь цвет найти любой:

Синий, желтый (голубой).

Нарисуем кистью ловко

Для цветов два подмалевка.

После замысел свой смелый,

Оживим мы краской (белой).

Можно в сказке очутиться,

И цветы здесь есть и (птицы).

Мы сегодня будем с вами

Просто чудо-мастерами.

Доски чем украсить знаем,

И к работе приступаем.


Ребятам было предложено стать на время юными городецкими мастерами. И изготовить разделочную доску с элементами городецкой росписи.

И вот что у нас получилось!


А теперь небольшой мастер-класс.

- тонированная бумага желтого цвета

- цветная бумага (красная, синяя, желтая, зеленая)

- гуашь белого и чёрного цвета

Вырезаем заготовку разделочной доски из тонированной бумаги желтого цвета.


Городецкие цветы всегда рисуются на цветных кружочках. Когда начинают расписывать работу, вначале рисуют только цветные кружочки (это и есть подмалевок).

Мы цветочные элементы вырезаем из цветной бумаги.

2 розана из красной, 2 ромашки из синей, 1 купавка из желтой бумаги.


Располагаем цветы на разделочной бумаге.

Что не хватает? Листочков!

Вырезаем из цветной бумаге зелёного цвета 3 больших листика и 6 маленьких.

Все детали готовы.


А теперь приклеиваем и получаем:



Рисуем черной гуашью с помощью ватной палочки носики нашим цветам.

Теперь перейдем к следующему этапу: осталось на цветах сделать оживки. Оживки на цветах делают белой краской с помощью кисточки.




И вот результат.


Спасибо всем за внимание!

Мастер-класс аппликация из природного материала с элементами городецкой росписи.

Мастер-класс аппликация из природного материала с элементами городецкой росписи. Предлагаю вашему вниманию нетрадиционный подход в создании аппликации из природного материала с элементами городецкой росписи. Цель работы:.

Читайте также: