Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему осень щедрая пора

Обновлено: 30.06.2024

- закрепление представлений о приметах осени.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развитие связной речи;

- развитие тонкой и общей моторики, развитие.

артикуляционной моторики ( укрепление мышц языка);

- дальнейшее формирование навыка употребления глаголов при помощи приёма мнемотехники;

- развитие диафрагмального дыхания.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности;

- воспитывать умение видеть прекрасное в природе.

Оборудование.

Ход занятия.

I. Организационный момент: ( 2 мин. )

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети: Осень.

Логопед: Давайте поприветствуем Осень и друг друга.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться.

- Доброе утро Осени, птицам!

-Доброе утро приветливым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

II. Основная часть. (15 мин.)

Логопед:

Давайте вспомним названия осенних месяцев(Сентябрь, Октябрь, Ноябрь) . А какая бывает осень? (Дождливая, красивая , ветреная, золотая, пасмурная, …)

Логопед: Осенью у людей много забот и много работы в садах и на полях. Ребята, а где растут фрукты? Правильно, в садах. Давайте вспомним, какие фрукты созревают в садах? (Сливы, яблоки, груши…..)

А где зреют овощи? Правильно, в огороде. Какие овощи? (Свекла, морковь, капуста, перец….)

Осень - пора сбора урожая.

Логопед: А чтобы вырастить овощи и собрать богатый урожай нужно много работать на огороде. Что нам нужно для этого?

Дети: (-Сажать, -поливать, -пропалывать, -рыхлить, -собирать урожай).

Дети по очереди отвечают и выбирают соответствующую мнемотаблицу.

Давайте ещё раз повторим, что же нужно для выращивания овощей?

Вы хорошо отвечали, а теперь садитесь на стулья.

(Садятся на стульчики).

Осень, осень, - трем ладошки друг о друга

Приходи! – по очереди сжимаем кулачки

Осень, осень, - трем ладошки друг о друга

Погляди! – положить ладошки на щеки

Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз

Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки

Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки

Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны

К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками

Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам

Шапки, куртки надеваем – делаем вид

И ботинки обуваем – постучать ногами

Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь.

Логопед: Молодцы! А теперь мы отправляемся в путешествие.

В огород пойдем Маршировать на месте

Урожай соберем! Идти по кругу, взявшись за руки.

Мы морковки натаскаем Имитировать, как срезают, таскают, копают.

И картошки накопаем.

Срежем мы качан капусты

Круглый, сочный, очень вкусный! Показать руками.

Щавеля нарвем немножко.

И вернемся по дорожке! Шагают по кругу.

Логопед: Молодцы! Посмотрите, где мы с вами оказались?

Дети: На огороде!

Логопед: Давайте посмотрим, какие же овощи выросли на нашем огороде?

Капуста. Какая она?( Круглая, зелёная, сочная). А сок из капусты какой?

А этот овощ как называется? Морковь. Какая она? (Оранжевая, длинная, сладкая) А сок из морковки какой? Правильно, морковный.

Еще один овощ перед нами. Правильно, это лук. Какой он? (Золотой, круглый, красивый). А на вкус? Горький. Бывает и сладкий. ) А сок из лука какой? Правильно, луковый.

А этот овощ как называется? Картофель. Какой он? (Овальный, гладкий, розовый) А сок из картофеля какой? Правильно, картофельный.

Логопед: Давайте присядем на осенний коврик, немного отдохнем.

(Хоровое и индивидуальные повторения.)

Логопед: А помните, ребята, мы учили загадки про овощи? Давайте загадаем их нашим гостям.

Что копали из земли,

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили? ( Картошка).

Говорит коза, что козы

Очень любят нюхать розы.

Только почему-то с хрустом

Нюхает она ….( Капусту).

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая. (Морковь).

Под землею подрастала,

Круглой и бордовой стала,

Под дождём на грядке мокла

И попала в борщ к нам…(Свёкла).

Скинули с Егорушки

Плакать и без горюшка. (Лук).

Логопед:

Ешьте овощи и фрукты

Это – лучшие продукты!

Вас спасут от всех болезней,

Нет вкусней их и полезней!

Логопед: А теперь, мы с вами возвращаемся из нашего путешествия в группу.

III. Заключительная часть. (3 мин.)

Ребята, вам понравилось наше занятие? А где мы с вами были? А что больше всего вам понравилось, запомнилось?

Нажмите, чтобы узнать подробности

закрепить сезонные признаки, создавать радостное настроение.

Занятие по развитию речи

Воспитатель: С.В. Махмудова

Жасаралық топ: Екінші сәбилер тобы

Возрастная группа: 2 младшая группа

Бiлимберу саласы:

Образовательная область: коммуникация

Раздел: развитие речи

Цель: закрепить навыки правильного составления предложения, небольшого рассказа; отвечать на вопросы воспитателя; характеризовать предметы по их существенным признакам; развивать связную речь, внимание, наблюдательность, память. Активизировать в речи обобщающие слова. Создавать условия для положительного эмоционального восприятия.

Сөздiк жұмысы:

Словарная работа: осень, листопад

Полилинггвалды компонент:

Полилингвальный компонент: куз –осень- autumn

Корнекиликтер:

Материалы: осенний листочек, сюжетные картинки с изображением осенних явлений, ёжик, 2 корзинки, фрукты, овощи.

(На полу лежит осенний лист)

Воспитатель: Дети, посмотрите! Что это?

Ответ детей: Листик

Воспитатель: А на нем тут что-то написано! Сейчас прочитаем:

Я приготовила вам сюрприз.

Воспитатель: А вот и первое задание для нас!

(Воспитатель показывает детям картину)

Нужно рассмотреть картину и рассказать, какие осенние явления на ней нарисованы.

Беседа по содержанию картины

- Каким цветом становятся листья на деревья?

- Почему их становится мало?

- Вам нравится осень?

- Чем она вам нравится?

- Какая погода бывает осенью?

Послушайте мой рассказ.

Наступила золотая осень. Осень раскрасила листья в разные цвета. Осень щедрая, приносит нам подарки. А еще у осени есть ветерок. Он обрывает листья с деревьев. Ветерок играет с листиками. Осень очень красивая.

А теперь расскажите, что вы знаете об осени.

Закрепление сезонных признаков

Осенью растут цветы? (Нет)

Осенью растут грибы? (Да)

Жаркий ветер прилетает? (Нет)

Туманы осенью плывут? (Нет)

Ну, а птицы гнезда вьют? (Нет)

К нам букашки прилетают? (Нет)

Звери норки закрывают? (Да)

Урожай люди собирают? (Да)

Птичьи стаи улетают? (Да)

Часто – часто идут дожди? (Да)

Достаем мы сапоги? (Да)

Солнце светит очень жарко? (Нет)

Можно детям загорать? (Нет)

Ну, а что же надо делать – шорты, шляпки надевать? (Нет)

Или лучше в теплой куртке погулять по переулку? (Да)

Сюрпризный момент. В гости к детям приходит ёжик

Воспитатель: Ой, ребята! А ёжик – то грустный, да он плачет…

Воспитатель: дети спросите у ежика, почему же он плачет.

- Данель, а теперь ты спроси.

- Артём, спроси и ты у ежика.

Воспитатель: Ёжик нес две корзинки с овощами и фруктами, но они упали и все смешалось. Давайте поможем Ёжику разложить по корзинкам отдельно овощи и фрукты!

Воспитатель: что у нас лежит в этой корзинке? (Овощи.)

- А в этой? (Фрукты.)

- Давайте назовем их.

(Дети перечисляют овощи и фрукты в корзинках)

Воспитатель называет овощи или фрукты, а дети называют их цвет.

Помидор - (красный).

Яблоко - (красное).

Груша - (желтая).

Огурец -(зеленый).

Итог ОУД: что мы знаем про осень? Почему осень – щедрая пора?

Воспитатель: Молодцы ребята! Все задания осени выполнили, и ёжик нам очень благодарен! Но ему уже пора. Попрощайтесь с ним.

Автор: Смоленцева Марина Александровна

Организация: МКДОУ д/с №8

Населенный пункт: Челябинская область, г. Коркино

Описание материала: данный конспект рассчитан на детей 4 — 5 лет (средняя группа). Может быть использован воспитателями для работы по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром. Развивает у детей любознательность, наблюдательность, эстетическое восприятие природных явлений.

Цель: формирование представлений об осени, на основе ознакомления с существенными признаками сезона.

  1. Развивать любознательность, творческое воображение, координацию движений с речью, слуховое и зрительное восприятие, умение различать листья разных деревьев, ловкость.
  2. Учить понимать содержание поэтических текстов, упражнять в образовании разных форм глаголов, совершенствование грамматического строя речь (образование множественного числа существительных), активизация обогащения словарного запаса по теме осень.
  3. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру.

Словарная работа: осень, воет, гудит, стонет, ревет, льёт, идёт, моросит.

Предварительная работа: рассматривание на прогулке листьев деревьев, наблюдение за осенним небом, деревьями, за явлениями неживой природы.

Если на деревьях, листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льется,

Это время года (и теперь все вместе)осенью зовется.

Чем хороша осень, что она дарит нам? (овощи, фрукты, грибы, ягоды) Что происходит осенью с природой? (солнце не такое яркое, часто идет дождь, опадают листья, дует ветер, птицы улетают в теплые края)

Осень словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы.

Дети, как вы думаете, какого цвета осень? (жёлтая, красная, оранжевая).

А можно сказать, что осень разноцветная? (да). Расскажите, еще какая погода осенью?

Если идет дождь –.. (дождливая), если сильный ветер –..(ветреная), если очень холодно-..(холодная), а сыро-то..(сырая), небо все заволокло тучами-..(пасмурная)..Но вот показалось солнышко и стало тепло-..(солнечная, теплая), на небе ясно, ни тучки- ..(ясная), осень на дворе, погода -..(осенняя). Что происходит с листьями. (опадают, цвет меняют)

Посмотрите какое чудо этот осенний букет из листьев (на столе осенний букет из листьев). Лист клена называется- ..(кленовый), лист березы –(березовый), рябины(рябиновый), осины(осиновый), дуба-(дубовый).

Ой, ребята, вы чувствуете, подул ветерок? Какой ветер дует осенью? (холодный, пронизывающий, злой). А что делает ветер? (воет, гудит, стонет, ревёт). И вдруг подул осенний ветерок. Листочки разлетелись. Я вам, ребята, предлагаю поиграть с листочками.

Листья осенние тихо кружатся (кружатся на месте, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо — влево)

Будто опять закружиться хотят (кружатся на месте, на носочках). (Присаживайтесь, ребята на стульчики)

Осенью цветут цветы? (нет).

Осенью растут грибы? (да).

Тучки солнце закрывают? (да).

Часто — часто льют дожди? (да).

Туманы осенью плывут? (да).

Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).

Звери норки закрывают? (да).

Урожай все собирают? (да).

Птичьи стаи улетают? (да).

Солнце светит очень жарко? (нет).

Все купаются в реке? (нет).

Можно детям загорать? (нет).

Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).

Сапоги всем обувать? (да).

Молодцы! Вы знаете приметы осени, справились с заданием.

Загадаю вам загадку, слушайте внимательно. Загадка:

«Появилась в небе клякса

Если клякса заревёт,

Осенью часто идут дожди. А что делает дождь? (моросит, идёт, шумит, льёт). Посмотрите, стало пасмурно, кажется, дождик начинается (воспитатель раскрывает зонтик).

Капля раз, (прыжок на носочках, руки на поясе)

Капля два, (прыжок на носочках, руки на поясе)

Очень медленно сперва (четыре прыжка на носочках, руки на поясе)

А потом, потом, потом (восемь прыжков на носочках, руки на поясе)

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, (развести руки в стороны)

От дождя себя укрыли. (сомкнуть руки над головой полукругом).

Ход занятия в средней группе детского сада:

Птицы к югу потянулись,

Значит, осень на дворе.

Рано утром мы увидим

Белый иней на траве.

Сбросили деревья листья.

Словно в зеркале холодном,

Воспитатель ДОУ. — Скажите, какое сейчас время года?

— Осень какая? (дети называют: щедрая, богатая, разноцветная, золотая, дождливая…).

— Вспомните, какая бывает осень? (холодная, яркая, золотая, красочная).

— А что осень дарит людям? (урожай)

— Какой урожай дарит осень? (осень приносит огурцы, помидоры, яблоки, груши, лук, чеснок, капусту…)

— Хорошо! Как назвать одним словом яблоки, груши – это … (фрукты); помидоры, огурцы – это … (овощи) Молодцы!

— Что можно приготовить из фруктов? (сок, варенье, джем, компот, испечь пирожки…); из овощей? (рагу, борщ, винегрет, салат, икру, просто сварить овощи)

Воспитатель. Видите, какие замечательные слова характеризуют время года-осень.

Давайте вместе рассмотрим, какой лес осенью.

лес осенью

— Какой лес изображен на картине?

— Какие деревья осенью?

— Какие листочки осенью?

— Какие цвета у осени?

А теперь рассмотрим какой сад осенью.

сад осенью

— Какие ягоды растут в нашем саду?

— Какие фрукты растут в нашем саду?

— А овощи растут в саду?

А куда же еще пожаловала осень? Где оставила для на свои дары? Осень пришла на огород.

огород осенью

— Что растет на огороде?

— Как назвать все это, одним словом?

— Какие овощи растут в земле?

— Какие над землей?

  1. Яблоки, груши, сливы, черешни, абрикос это – (фрукты).
  2. Картофель, капуста, помидор, огурец, чеснок это — (овощи).
  3. Земляника, малина, смородина это – (ягоды).

А теперь отгадаем интересные загадки. Готовы?

Загадки об овощах и фруктах для детей:

Тот, кто ест его, тот знает –

Всех микробов он убивает.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук)

С меня листья обдирают,

Меня квасят, в борщ бросают,

В пирогах меня пекут

И в салат меня секут! (Капуста)

В бочке мы их засолили,

А потом всю зиму ели.

Свежий и соленый

Он всегда зеленый. (Огурцы)

Из неё мы на обед

Сварим борщ и винегрет.

Так румяна и кругла

И полезна нам … (Свекла)

Расту в земле на грядке я,

Оранжевая, длинная, сладкая. (Морковь)

Под землей родился

И для супа пригодился.

Меня чистят, режут, трут,

Жарят, варят и пекут. (Картофель)

Зеленый чуб, красный бок,

Вкусный из него давят сок.

Летом зеленеет,

К осени краснеет. (Помидор)

Очень вкусная, желтая, медовая,

Ест ее малый Андрюша.

Догадались, что это? (Груша)

Сочное, красненькое,

Круглобокое, сладенькое. (Яблоко)

и т.п.

Молодцы! Дети вы хорошо поработали ,загадки отгадали и у меня есть для вас подарки от осени (в корзине лежат фрукты и овощи).

(дети закрывают глаза, воспитатель дает им кусочек овощей или фруктов, дети узнают их по вкусу и называют).

Читайте также: