Формирование гражданского правосознания основные течения общественной мысли конспект кратко

Обновлено: 02.07.2024

Основные особенности развития общественной мысли России при Николае I

Духовная сфера жизни российского общества при Николае I развивалась также под пристальным контролем государства. Однако, этот пристальный контроль и давление не только не ослабили прежних тенденций к развитию либеральных и даже радикальных воззрений, но усилили их, ведь, как известно, сила действия равна силе противодействия.

При Николае I российское общество начало фундаментально меняться, превращаясь из традиционного в индустриальное. Эта метаморфоза потребовала серьезного осмысления и переосмысления всех прежних и новых ценностей. В связи с этим в общественной мысли России того времени всё отчетливее стали проявляться различные направления, прежде всего такие как: консервативное, либеральное и радикальное.

Важно отметить, что общественная мысль в России второй четверти XIX века развивалась в условиях усиленного государственного контроля, ставшего результатом восстания декабристов. Всё больше усугубляются противоречия между реформаторскими устремлениями правительства и революционными протестами. Именно в этот период консервативное направление общественной мысли России оформляется впервые в целостную идеологию, однако, одновременно с этим, набирают популярность как либеральные, так и социалистические идеи. Одной из важнейшей особенностей развития общественной мысли России данного периода является также и тот факт, что представители тех или иных направлений общественной мысли фактически не имели возможности реализовывать свои идеи на практике, а могли лишь влиять на общественное сознание в целом через агитацию и пропаганду, как бы подготавливая российское общество к переменам.

Консервативное направление

Под православием С.С. Уваров понимал особую религиозность русского человека, резко отличающуюся от той католической или протестантской религиозности, которую можно наблюдать в Европе. Православная религиозность всегда придавала особое значение коллективизму, отказу от материальных ценностей, страданиям как средствам очищения души и даже некоему мистицизму в осмыслении человеком своего места в мире в противоположность протестантско-католическому рационализму, стремлению к выгоде и индивидуализму.

Самодержавие , по мысли С.С. Уварова, это не только неограниченная власть российского монарха, но власть, основанная на единстве народа и монарха, защищающего и любящего свой народ подобно тому, как отец защищает и любит своих детей.

В целом, по закону жителям России разрешалось исповедовать любую религию, если она признавала власть императора и существующие в стане порядки. Однако, православие, безусловно, находилось в привилегированном положении. Поощрялся и переход из других религий в православие. Большим почетом и уважением пользовались православные старцы. Как раз именно на данный период пришлась жизнь и основная деятельность прославленного православного старца Серафима Саровского (1760-1833 гг.).

Помимо самого графа С.С. Уварова, яркими представителями российского консерватизма были и такие общественные деятели как историки Н.Г. Устрялов и М.П. Погодин , писатели Н.В. Кукольник , Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч , М.Н. Загоскин . Они не только развивали концепцию С.С. Уварова, но и доказывали исключительность и уникальность особого российского пути исторического развития, считая именно этот путь единственно правильным для России.

Либеральное направление

Так, П.Я. Чаадаев фактически дал начало дискуссии о том, должна ли Россия следовать за более прогрессивной Европой, или у России всегда был, есть и будет свой собственный, уникальный и единственно верный путь развития. Первой точки зрения и стали придерживаться западники , второй – славянофилы .

Яркими представителями западничества были такие историки как Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев , юрист К.Д. Кавелин , литераторы П.В. Анненков , В.П. Боткин, И.С. Тургенев . Западники в своих воззрениях исходили из идеи о единстве человеческой цивилизации. Выделение из этого единства какой-то одной страны ведет, по мысли западников, только к упадку и регрессу, но никак не к процветанию. В этой связи самую положительную оценку западники давали преобразованиям Петра Великого, благодаря реформам которого, Россия встала на путь подлинно цивилизованного, по мнению западников, развития. Западники настаивали на том, что Россия должна не отделяться от Европы мнимой уникальностью, а примкнуть к ней, образовав тем самым единую общечеловеческую культурную семью.

В противовес западникам, славянофилы отстаивали самобытность каждого народа, в том числе и русских. Славянофилы утверждали, что Россия не может примкнуть к Европе и составить вместе с ней некую единую семью, так как Россия и Европа слишком сильно отличаются по религии, быту, государственному устройству и, в конце концов, менталитету. В связи с этим, славянофилы крайне негативно оценивали деятельность Петра I, считая, что он своими ненужными реформами повел Россию по чуждому ей пути развития, что, в свою очередь и стало причиной многочисленных социальных проблем в стране. Таким образом теперь, в середине XIX века (когда жили сами славянофилы), Россия должна наконец вернуться в своё самобытное состояние, в котором только и возможно обретение общественной гармонии. Некоторые славянофилы были настроены столь решительно, что предлагали исключить из русского языка все иностранные заимствования. Яркими представителями славянофильского движения были такие публицисты как А.С. Хомяков , братья И.В. и П.В. Киреевские , братья К.С. и И.С. Аксаковы , Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев .

Несмотря на фундаментальные противоречия, и западники, и славянофилы всё же были представителями российского либерализма, так как их объединяли следующие общие черты: негативное отношение к крепостному праву, бюрократическому произволу, отсутствию в России демократических прав и свобод. И западники, и славянофилы были уверены в необходимости широкомасштабных преобразований в стране. Более того, и те, и другие надеялись, что необходимые преобразования начнутся без потрясений и будут исходить от самого правительства, и потому реформы будут постепенными, осторожными и мирными. И конечно же, как западники, так и славянофилы верили, что Россия обладает всеми необходимыми силами и ресурсами для осуществления таких важных преобразовании. Они искренне верили в лучшее будущее для России, которое вот вот должно настать.

Радикальное направление

Радикальное направление общественной мысли проявлялось в эти годы поначалу в формировании многочисленных тайных кружков, вынашивающих те или иные незаконные планы. Так, в 1827 г. властями был раскрыт кружок братьев Критских , в 1831 г. – кружок Н.П. Сунгурова . Оба кружка замышляли вооруженное восстание.

В знаменитый кружок Н.В. Станкевича (1833-1839 гг.) входили не только революционеры, но также представители западничества и славянофильства. С 1831 по 1834 гг. просуществовал кружок Герцена-Огарёва .

Однако, члены разгромленных кружков не прекращали свою общественную деятельность, а переходили в новые кружки, уезжали за границу и действовали оттуда или начинали заниматься публицистикой как средством донесения собственных идей.

Окончательно радикальное (или иначе говоря, революционное) движение в России оформилось лишь к середине XIX века. Очагами революционных движений порой становились не только крупные центральные города, но и национальные окраины, где революционные требования сливались с стремлением к национальной независимости. Так, в 1846-1847 гг. на Украине возникло Кирилло-Мефодиевское общество во главе с известным историком Н.И. Костомаровым . Еще одним известным лидером данного общества стал украинский поэт Т.Г. Шевченко . Кирилло-Мефодиевское общество требовало отмены крепостного права и сословных привилегий, но главной целью общество было создание федерации славянских республик. Н.И. Костомаров выступал за применение умеренных средств в борьбе за осуществление задач Общества, Т.Г. Шевченко был настроен гораздо более радикально. Уже в 1847 г. Общество было разгромлено властями.

Примерно в тот же период в Санкт-Петербурге существовал кружок М.В. Буташевича-Петрашевского , куда входили М.Е. Салтыков, Ф.М. Достоевский и многие другие поэты, писатели, деятели культуры и науки. Члены кружка изучали социалистические идеи и возможность их осуществления в России, в том числе революционным путем. В 1849 г. кружок был также раскрыт и ликвидирован правительством. Интересно отметить, что Ф.М. Достоевский разочаровался впоследствии в социалистических идеях.

Несмотря на все усилия государственной пропаганды и III отделения в борьбе с инакомыслием, в стране всё более и более распространялись как либеральные, так и более опасные для властей революционные настроения. Недостатки самодержавно-крепостнической системы стали абсолютно очевидными для наиболее передовой части российского общества.

В следующей статье начнем рассматривать внешнюю политику Николая I.

Обязательно вступайте в нашу группу в vk ! Там еще много интересного и полезного для подготовки к ЕГЭ по истории!

Спонсор данного выпуска - сайт stoneworkshop . Stoneworkshop - это мастерская изделий из искусственного камня для квартир, домов, офисов и приемных зон.


Постсоциалистические преобразования в стране открыли путь к формированию гражданского общества.

Современное гражданское общество - это правовое, либерально-демократическое, плюралистическое, открытое общество, основным субъектом которого является свободный индивид, реализующий свои интересы в рамках единого для всех закона и общего правопорядка. Человек как член гражданского общества является полноправным и вместе с тем ответственным (соблюдающим свои обязанности и уважающим права других) участником различных общественных отношений – экономических, духовных, информационных и т.д. Основы такого общества, необходимые его структурные компоненты нашли свое закрепление в Конституции 1993 г.

Определяющее значение для всего процесса формирования в стране гражданского общества имеют конституционные положения о правах и свободах человека и гражданина, о прирожденном и неотчуждаемом характере основных прав и свобод человека. Без такого гуманитарного компонента – свободных, полноправных индивидов – невозможно само возникновение гражданского общества. Конечно, практическое осуществление прав и свобод людей зависит от многих субъективных и объективных факторов и во многом определяется уровнем их правосознания.

Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву. Правосознание является областью человеческого сознания. Оно может принадлежать индивидам, социальным группам и обществу. Содержание правосознания составляют правовые знания, эмоции, установки, ценности, ценностные ориентации. Правовые знания – это информация о различных сторонах правовой системы общества.

Правовые эмоции – это чувственное отношение к праву в форме позитивных и негативных переживаний. Правовая установка – это предрасположенность личности (группы, общества) определенным (негативным или позитивным) образом воспринимать и оценивать правовые явления и готовность в соответствии с этим действовать. Правовая установка может нацеливать как на правомерное, так и на противоправное поведение. Правовые ценности – это представления людей о равенстве, свободе, справедливости, законности, правопорядке и других социально – позитивных правовых явлениях. Правовые знания, установки и ценности организуются в систему ценностных ориентаций. Они становятся основой человеческой жизни.

Ценностные ориентации – это система установок личности, определяющих ее жизненную программу. По мере развития и обогащения ценностно – ориентационная область сознания личности приобретает все большую самостоятельность, постоянство, и независимость от внешних воздействий.

Гражданское общество жизнеспособно тогда, когда его члены имеют высокий уровень социального и интеллектуального развития, правосознания, и как результат, реализуют свои частные интересы в рамках общего для всех правопорядка. Поэтому работа по формированию правового сознания граждан является залогом становления и развития гражданского общества.

Работа по формированию правового сознания граждан является достаточно сложной, но перспективы для полного формирования правосознания в российском обществе в настоящее время есть. Основными методами, применение которых целесообразно для формирования правового сознания, как на общественном, так и групповом и индивидуальном уровнях являются воспитательные (информационные), предупредительные и принудительные.

Воспитательные (информационные) методы, являющиеся базой воспитательного воздействия, основаны на сознательном восприятии членами общества правовых знаний, установок и представлений. Использование их целесообразно в ходе организации работы по формированию положительного правосознания. Предупредительные методы направлены на выявление и устранение негативных факторов социальной среды, которые выступают в качестве причин и условий трансформации правосознания. Эти методы целесообразно использовать по формированию общественного и группового правосознания. Они могут применяться и на индивидуальном уровне для формирования индивидуального правосознания путем раскрытия ее причин и условий. Их использование должно сопровождаться системой экономических, политических, правовых, организационных и иных мероприятий, проводимых государством и обществом в целях повышения правосознания.

Особое место среди других путей формирования правового сознания занимают методы принуждения, которые связаны с применением к правонарушителям мер уголовно-правового, административно-правового и иного характера. Использование их возможно лишь по отношению к лицам с перерожденным правосознанием, искаженные правовые взгляды и представления которых проявляются в совершении преступлений и иных правонарушений.

Методы принуждения, связанные с применением наказания или иного взыскания, играют роль, как общего, так и специального формирования трансформации правосознания. Применяемые с соблюдением принципов законности, неотвратимости и справедливости, они способствуют закреплению в общественном, групповом и индивидуальном сознании требований правовых норм, т.е. они выступают в качестве рычагов повышения правосознания. А через правосознание индивидов они воздействуют и на их поведение. Причем, такое возможно лишь в случаях, когда поведение индивида подконтрольно сознанию и воле. В противном случае наказание либо иное взыскание являются бессмысленными и безнравственными.

Важнейшим способом, направленным на выработку позитивного правового сознания, выступает социально – нормативное воспитание. Оно представляет комплексный процесс, включающий в себя в качестве важнейших элементов прежде всего правовое, а также неразрывно связанные с ним моральное, трудовое, физическое, эстетическое и другие формы воспитания. Сущность данного воспитательного комплекса заключается в том, что постепенно, по мере получения индивидом определенных знаний о жизни в обществе элементы воспитательного процесса усложняются.

Социально – нормативное воспитание начинается с рождения субъекта, с освоения элементарных норм, среди которых сугубо правовых мало. Например, в раннем возрасте разъясняется, что нельзя без разрешения брать чужие вещи, нельзя обижать маленьких детей, нельзя издеваться над животными. Постепенно количество нормативно – правовой информации становится больше. По мере социализации поведенческие акты субъекта, соответствуя или не соответствуя действующим правовым моделям, начинают воплощать трансформированные им образцы нравственного (или соответственно безнравственного), экологического эстетического и т.д. плана. Следует отметить, что если малолетние дети улавливают образцы поведения только поверхностно и это является основным способом получения ими информации о существующих способах общения, то по мере взросления начинается его правовое воспитание в прямом смысле этого слова. В этот период особенно возрастает роль воспитателей индивида, на которых должна ложиться ответственность в т.ч. и юридическая, если она предусмотрена законом.

Следует учитывать, что социально – нормативное воспитание не может сводиться к массированному внедрению социальных норм в сознание субъекта. Нужно последовательно воспитывать личность, готовую к добровольному соблюдению общественных требований. Важной чертой такого воспитания является не просто усвоение воспитуемым позитивной информации, а наполнение ее мощным зарядом добра, который может преодолеть возможное зло. Это необходимо учитывать всегда, когда осуществляется правовое воспитание населения. Осуществляя правовое воспитание, необходимо помнить, что одной из его целей является нейтрализация либо смягчение противоправного воздействия на сознание подопечных лиц. Особенно это является актуальным в настоящее время, когда отрицательные эмоции и ситуации лавиной обрушиваются на граждан, особенно молодых. Общество должно помочь молодому человеку, пришедшему в него, не оказаться подвергнутым санкциям, не остаться в изоляции и подготовить гражданина к адекватному восприятию требований и программных установок к своему поведению.

Важной составляющей правового воспитания является наращивание правовой информированности субъектов, что способствует получению ими достаточного количества правовых знаний и представлений, которые помогают формированию позитивного правосознания и позволяют им правильно ориентироваться в общественной жизни. Правовые нормы должны быть доведены до субъектов воспитания, это, прежде всего, нормы, регулирующие отношения гражданина и государства по поводу прав, свобод и обязанностей личности. Знание гражданином своих прав и обязанностей по отношению к государству, равно как и знание ответственности государства по отношению к своим гражданам – важнейшая предпосылка формирования у него позитивного правового сознания.

Содержимое разработки

Формирование правового сознания граждан как фактор становления и развития гражданского общества

МБОУ ДОД ЦИР ЮВЕНТА

Елена Николаевна Клишина,

педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Постсоциалистические преобразования в стране открыли путь к формированию гражданского общества. Современное гражданское общество - это правовое, либерально-демократическое, плюралистическое, открытое общество, основным субъектом которого является свободный индивид, реализующий свои интересы в рамках единого для всех закона и общего правопорядка. Человек как член гражданского общества является полноправным и вместе с тем ответственным (соблюдающим свои обязанности и уважающим права других) участником различных общественных отношений – экономических, духовных, информационных и т.д. Основы такого общества, необходимые его структурные компоненты нашли свое закрепление в Конституции 1993 г.

Определяющее значение для всего процесса формирования в стране гражданского общества имеют конституционные положения о правах и свободах человека и гражданина, о прирожденном и неотчуждаемом характере основных прав и свобод человека. Без такого гуманитарного компонента – свободных, полноправных индивидов – невозможно само возникновение гражданского общества. Конечно, практическое осуществление прав и свобод людей зависит от многих субъективных и объективных факторов и во многом определяется уровнем их правосознания.

Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву. Правосознание является областью человеческого сознания. Оно может принадлежать индивидам, социальным группам и обществу. Содержание правосознания составляют правовые знания, эмоции, установки, ценности, ценностные ориентации. Правовые знания – это информация о различных сторонах правовой системы общества. Правовые эмоции – это чувственное отношение к праву в форме позитивных и негативных переживаний. Правовая установка – это предрасположенность личности (группы, общества) определенным (негативным или позитивным) образом воспринимать и оценивать правовые явления и готовность в соответствии с этим действовать. Правовая установка может нацеливать как на правомерное, так и на противоправное поведение. Правовые ценности – это представления людей о равенстве, свободе, справедливости, законности, правопорядке и других социально – позитивных правовых явлениях. Правовые знания, установки и ценности организуются в систему ценностных ориентаций. Они становятся основой человеческой жизни. Ценностные ориентации – это система установок личности, определяющих ее жизненную программу. По мере развития и обогащения ценностно – ориентационная область сознания личности приобретает все большую самостоятельность, постоянство, и независимость от внешних воздействий. Гражданское общество жизнеспособно тогда, когда его члены имеют высокий уровень социального и интеллектуального развития, правосознания, и как результат, реализуют свои частные интересы в рамках общего для всех правопорядка. Поэтому работа по формированию правового сознания граждан является залогом становления и развития гражданского общества.

Работа по формированию правового сознания граждан является достаточно сложной, но перспективы для полного формирования правосознания в российском обществе в настоящее время есть. Основными методами, применение которых целесообразно для формирования правового сознания, как на общественном, так и групповом и индивидуальном уровнях являются воспитательные (информационные), предупредительные и принудительные. Воспитательные (информационные) методы, являющиеся базой воспитательного воздействия, основаны на сознательном восприятии членами общества правовых знаний, установок и представлений. Использование их целесообразно в ходе организации работы по формированию положительного правосознания. Предупредительные методы направлены на выявление и устранение негативных факторов социальной среды, которые выступают в качестве причин и условий трансформации правосознания. Эти методы целесообразно использовать по формированию общественного и группового правосознания. Они могут применяться и на индивидуальном уровне для формирования индивидуального правосознания путем раскрытия ее причин и условий. Их использование должно сопровождаться системой экономических, политических, правовых, организационных и иных мероприятий, проводимых государством и обществом в целях повышения правосознания.

Особое место среди других путей формирования правового сознания занимают методы принуждения, которые связаны с применением к правонарушителям мер уголовно-правового, административно-правового и иного характера. Использование их возможно лишь по отношению к лицам с перерожденным правосознанием, искаженные правовые взгляды и представления которых проявляются в совершении преступлений и иных правонарушений. Методы принуждения, связанные с применением наказания или иного взыскания, играют роль, как общего, так и специального формирования трансформации правосознания. Применяемые с соблюдением принципов законности, неотвратимости и справедливости, они способствуют закреплению в общественном, групповом и индивидуальном сознании требований правовых норм, т.е. они выступают в качестве рычагов повышения правосознания. А через правосознание индивидов они воздействуют и на их поведение. Причем, такое возможно лишь в случаях, когда поведение индивида подконтрольно сознанию и воле. В противном случае наказание либо иное взыскание являются бессмысленными и безнравственными.

Важнейшим способом, направленным на выработку позитивного правового сознания, выступает социально – нормативное воспитание. Оно представляет комплексный процесс, включающий в себя в качестве важнейших элементов прежде всего правовое, а также неразрывно связанные с ним моральное, трудовое, физическое, эстетическое и другие формы воспитания. Сущность данного воспитательного комплекса заключается в том, что постепенно, по мере получения индивидом определенных знаний о жизни в обществе элементы воспитательного процесса усложняются.

Следует учитывать, что социально – нормативное воспитание не может сводиться к массированному внедрению социальных норм в сознание субъекта. Нужно последовательно воспитывать личность, готовую к добровольному соблюдению общественных требований. Важной чертой такого воспитания является не просто усвоение воспитуемым позитивной информации, а наполнение ее мощным зарядом добра, который может преодолеть возможное зло. Это необходимо учитывать всегда, когда осуществляется правовое воспитание населения. Осуществляя правовое воспитание, необходимо помнить, что одной из его целей является нейтрализация либо смягчение противоправного воздействия на сознание подопечных лиц. Особенно это является актуальным в настоящее время, когда отрицательные эмоции и ситуации лавиной обрушиваются на граждан, особенно молодых. Общество должно помочь молодому человеку, пришедшему в него, не оказаться подвергнутым санкциям, не остаться в изоляции и подготовить гражданина к адекватному восприятию требований и программных установок к своему поведению.

Важной составляющей правового воспитания является наращивание правовой информированности субъектов, что способствует получению ими достаточного количества правовых знаний и представлений, которые помогают формированию позитивного правосознания и позволяют им правильно ориентироваться в общественной жизни. Правовые нормы должны быть доведены до субъектов воспитания, это, прежде всего, нормы, регулирующие отношения гражданина и государства по поводу прав, свобод и обязанностей личности. Знание гражданином своих прав и обязанностей по отношению к государству, равно как и знание ответственности государства по отношению к своим гражданам – важнейшая предпосылка формирования у него позитивного правового сознания.

Фемида2

Правосознание – это форма общественного сознания, которая отражает существующие в обществе представления о правовых явлениях. Это совокупность взглядов на действующую систему права и отдельные её нормы, а также на то, какой должна быть идеальная правовая система. Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой правосознание, как оно устроено, какими характерными чертами обладает и какие функции выполняет, а также рассмотрим несколько примеров.

Что такое правосознание?

Правосознание – это система взглядов, идей, оценок и суждений представителей определённого общества о правовых явлениях данного общества. Другими словами можно сказать, что это субъективное восприятие людьми действующей правовой системы и представление о том, какой должна быть идеальная правовая система.

Правосознание является одной из форм общественного сознания. Его суть заключается в том, что большинству представителей одной социальной группы, класса, слоя или другой общности свойственно одинаковое отношение к правовой действительности (к правам и обязанностям граждан, действующим правовым институтам).

Правосознание выполняет регулирующую функцию. Оно способствует тому, чтобы человек поступал в соответствии со своими представлениями о праве, даже если в настоящий момент это противоречит его интересам. Влияние на поведение людей, оказываемое правосознанием, сопоставимо с влиянием, которое оказывает сама правовая система. При этом в некоторых ситуациях оно заставляет людей поступать не в соответствии с действующими нормами права, а вопреки им.

Характерные черты правосознания

Чтобы лучше понимать, что такое правосознание и чем оно отличается от других форм общественного сознания, полезно запомнить его характерные черты. В первую очередь оно характеризуется следующими особенностями:

  • оно является отражением государственной и мировой правовой системы в коллективном сознании определённой группы людей;
  • носителем правосознания является как общность людей, так и каждый отдельно взятый человек;
  • правосознание носит оценочный характер (подразумевает оценочное отношение к действующему законодательству, правам и обязанностям граждан, законопослушанию, правоохранительным органам и прочим элементам правовой системы);
  • в повседневной жизни и поведении людей оно выражается через эмоции, идеи и переживания;
  • оно взаимосвязано с другими формами общественного сознания (моральным, политическим).

Структура правосознания

Правосознание состоит из трёх составляющих элементов, каждый из которых является достаточно самостоятельным и обособленным:

Все перечисленные элементы органично сочетаются между собой, переплетаются и взаимодействуют друг с другом, формируя правовое сознание людей и общества. В зависимости от обстоятельств, они могут способствовать совершенствованию правовой системы либо, наоборот, сдерживать её развитие.

Функции правосознания

Правосознание влияет на то, насколько успешно личность интегрируется в общество и насколько соответствует ожиданиям этого общества в повседневной жизни. С точки зрения психологии, это достигается за счёт таких функций как:

  • Оценочная. Суть оценочной функции правосознания заключается в том, что человек анализирует элементы правовой жизни общества, давая им оценку по шкале, которая формируется у него на основе имеющихся правовых знаний и жизненного опыта.
  • Регулятивная. Данная функция заключается в воздействии на поведение людей. Правосознание помогает им определять правильность своих взглядов, поступков и решений, выбирать себе ориентиры и цели, правильно выстраивать свою модель поведения.
  • Познавательная. Эта функция заключается в накоплении знаний о правовой действительности, увеличении правовой осведомлённости человека. В большинстве государств познавательная функция правосознания реализуется через правовое просвещение.
  • Прогностическая. Суть данной функции заключается в формировании модели поведения, которая является правильной, социально необходимой или ожидаемой (с точки зрения индивида). Также эта функция подразумевает способность предвидеть правовые последствия поступков.

Благодаря этим функциям правосознание является важнейшим механизмом, обеспечивающим соблюдение большинством членов общества действующих правовых норм.

Виды правосознания

Существуют разные подходы к классификации видов правосознания. Наиболее интересными являются два из них: по субъекту и по глубине отражения.

1. Классификация по субъекту включает следующие виды правосознания:

  • массовое – правосознание всего человечества или большой общности (например, отдельно взятой нации или отдельно взятого поколения);
  • групповое – правосознание социальной группы или социального слоя (рабочие, военнослужащие, учителя, студенты);
  • индивидуальное – правосознание отдельно взятого человека.

2. Классификация по глубине отражения включает следующие виды:

  • доктринальное – правосознание, основанное на глубоком знании права и его идеологической концепции (присутствует у ученых и исследователей, работающих в данной области);
  • профессиональное – правосознание, формирующееся у людей, которые занимаются практической деятельностью в сфере права (адвокаты, прокуроры, следователи, судьи);
  • обыденное – правосознание, которое формируется у обычных людей на основании информации, полученной из СМИ и массовой культуры, а также из собственного опыта.

Примеры правосознания

Рассмотрим примеры для каждого вида правосознания в рамках классификации по глубине отражения.

Пример обыденного правосознания

Каждый человек в повседневной жизни обязан соблюдать законы и уважать права людей, с которыми ему приходится взаимодействовать. Это обеспечивается обыденным правосознанием. При этом никто не обязан знать все тонкости законодательства, если это не является его профессиональной обязанностью.

Для соблюдения законов человеку достаточно знать базовые вещи: нельзя убивать и воровать, а также причинять какой-либо иной ущерб другим людям. В этом и заключается обыденное правосознание, присутствующее у большинства людей.

Пример профессионального правосознания

Данный вид правосознания присутствует людей, работающих в правовой системе (адвокатов, прокуроров, судей). Как правило, они обладают исчерпывающими знаниями в данной сфере, прекрасно ориентируясь не только в законодательстве своей страны, но и в исторических предпосылках его формирования.

Их знания подробны и детализированы, они очень точно отражают взаимосвязь между нарушением закона и возможными последствиями. При этом вследствие профессиональной деформации правосознание прокурора сильно отличается от правосознания адвоката, несмотря на приблизительно одинаковую теоретическую базу знаний.

Пример научного (доктринального) правосознания

Этой формой правосознания обладают, например, учёные-правоведы. В отличие от адвокатов, прокуроров и судей, они практически не подвержены профессиональной деформации. Их деятельность заключается в изучении и совершенствовании действующей правовой системы. Доктринальное правосознание может существовать только у эксперта в данной области, обладающего огромной базой теоретических знаний о праве. Этой формой правосознания обычно обладают ученые, занимающиеся правом как наукой, но не адвокаты или прокуроры.

Значение правосознания

Правосознание – это важнейший механизм поддержания правопорядка в обществе. Кроме того, от правосознания зависит и сам процесс формирования правовой системы. Таким образом, качество действующих в стране правовых норм сильно зависит от уровня правосознания тех, кто создаёт и утверждает эти правовые нормы.

Также от правосознания зависит правильная реализация правовых норм. Все требования, предусмотренные действующей системой права, обращены к правосознанию индивида. И для того, чтобы соблюдать их, от этого индивида требуются определённые волевые усилия. Чем выше уровень правосознания граждан, тем выше общая правовая культура в стране. Следовательно, от правосознания зависит то, насколько дисциплинированно общество соблюдает требования правовой системы.

Таким образом, регулятивная функция правосознания является наиболее важной и оказывает влияние на все сферы жизни общества. Она способствует консолидации граждан, поддержанию правопорядка и уважению к действующему законодательству. А это необходимо для формирования эффективной правовой системы в государстве. Кроме того, правосознание влияет и на уровень личной ответственности, заставляя людей соблюдать условия договорённостей и выполнять взятые на себя обязательства, укрепляя таким образом целостность общества.

Ещё в начале правления Николая I стало понятно – он не готов к серьёзным переменам. Его реформы были направлены на преобразование текущей системы, а отменять крепостное право и ограничивать самодержавие император не желал. Последствия выступлений декабристов привели к тому, что люди стали искать другие пути освобождения. Сформировавшиеся общественные движения при Николае 1 в таблице изобразить лучше всего, указав в ней их основные цели и период существования.

Общественные движения при николае 1

Общественные объединения XIX века

Николай 1

Развитие общественных движений в первой половине 19 века проходило в строгих рамках. Новые объединения поняли, какие в своё время допустили ошибки декабристы, и старались не повторить их. В 20—50 годах XIX века было сформировано несколько политических кружков. Практически все они придерживались мнения, что самодержавная власть в стране должна быть ликвидирована. России нужен новый путь развития, где больше не будет места крепостничеству, а все граждане будут уравнены в правах.

Кружки 1820—1830 гг

  • решить вопросы крепостного права;
  • введение новых порядков в армейскую службу.
  • За свободу граждан.
  • За принятие конституции.
  • За образование республиканского строя.

По причине того, что все общественные объединения находились под жёстким контролем государства в кружки вступало очень мало людей. Некоторые просуществовали недолгое время и потерпели неудачу.

Течения с 1830 до 1850 год

К середине XIX века образовались новые общественные течения. Их цели во многом совпадали с целями предшественников.

Течение Участники Взгляды
Консервативное Погодин, Шевырев, Уваров, Греч и др. Общественное объединение выступало за самодержавие. Они придерживались традиционных порядков и не поддерживали отмену крепостного права.
Славянофилы Братья Аксаковы, Хомяков, Кириевский Объединение считало, что Россия должна идти по естественному пути развития. Крепостное право нужно ликвидировать. Кроме того, участники требовали возобновить работу Земского Собрания и наделить его совещательной функцией.
Западники Чаадаев, Катков, Кавелин, Грановский. Представители общественного течения хотели, чтобы Россия пошла по либеральному пути развития. В новом государстве крепостного права быть не должно. А также участники говорили о необходимости созыва парламента.
Радикальный кружок Достоевский, Буташевич-Петрашевский, Дебу. Кружковцы выступали за учреждение однопалатного парламента и отмены крепостной зависимости. Требовали уравнять всех граждан перед судом и ввести всеобщее избирательное право.

К сожалению, деятельность кружков была приостановлена, а некоторые их участники были отправлены на каторгу и казнены.

Общественное движение при николае 1

Значение политических движений

Несмотря на всё происходящее в стране во время правления Николая I, именно благодаря появлению различных движений удалось сохранить внутреннюю свободу. Общественная мысль была заметно усложнена, появились новые идейные течения. Начался процесс разделения политических направлений, каждое из которых разрабатывало программу дальнейшего развития России.

Общественное движение при николае 1 таблица

В направлении общественной мысли появилась освободительная атмосфера и благодаря этому началась долгожданная подготовка к ликвидации зависимости людей.

Различные общественные движения внесли незаменимый вклад в развитие русской культуры, в особенности на литературу. Авторы в своих произведениях придавали художественную форму новым общественно-политическим идеям и, благодаря этому, воздействие на общество усиливалось.

Тема общественных движений XIX века очень важная и интересная. Чтобы лучше запомнить материал, можно сделать конспект и указать кратко, почему люди выступали за нововведения и каковы были итоги.

Читайте также: