Конспект занятия по развитию речи грачи прилетели

Обновлено: 02.07.2024

Занятие по развитию речи в детском саду. Старшая группа

Цель: развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;

учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине; обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры.

Ход занятия

- Ребята, отгадайте загадку:

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает?

- Правильно, это весна.

Весна

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

- После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля. Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники - грачи. Над высокими березами разносится радостный гомон.


- Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине? (Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда.)

- Расскажите о грачах. Что они делают? (Поправляют, ремонтируют гнезда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые. Смешные, шумливые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о своих планах на будущее, как они обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать и т.д.)

- Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд? (Здесь спокойно, тихо, здесь красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.)

- Какие деревья выбрали грачи? (Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева.)

- Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце? Как вы догадались? (Солнце скрылось за облаками. Оно еще неяркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-желтого цвета. На снегу видны тени от берез. Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака.)

- Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо? (Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное. Но лучи солнца освещают облака, и, кажется, что вот-вот облако растает, и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.)

- Какие облака? (Голубовато-серые, серо-желтые, пушистые, задумчивые, прозрачные, немного хмурые и т.д.)

- Ребята, расскажите, каким вы видите снег? (Потемневшим, рыхлым, серым, холодным, мокрым, подтаявшим, печальным, талым и т.д.)

- Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? (Немного холодно, радостно, чувствуется свежесть, бодрость, трепетное ожидание солнца, тепло весны, легкая печаль по уходящей белоснежной зиме.)

- Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ? Рассказать о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать, не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам.

Дети по желанию рассказывают по картине, придумывают название рассказам.

Развивающая : развивать речь детей, расширять словарный запас, следить за правильным использованием лексико-грамматических категорий.

Воспитательная: воспитывать умение слушать друг друга, помогать в случае затруднений; воспитывать любовь к животным, интерес к их образу жизни и повадкам.

Методы и приёмы.

1. Вопросно-ответное упражнение (беседа).

4. Д/и «Кто больше назовёт действий.

Ход занятия.

Дети подходят к картине, рассматривают её, а затем воспитатель задаёт вопросы.

Воспитатель: Какое время года изобразил на картине художник?

Воспитатель: Какая это весна?

Дети: Это ранняя весна

Воспитатель: Как вы догадались, что это ранняя весна?

Дети: Снег еще не весь растаял, деревья без листочков, солнышко слабо греет.

Воспитатель: Обратите внимание на небо, посмотрите на землю. Какие слова можно подобрать для описания неба

Дети: Серое, хмурое, затянутое тёмными тучами.

Воспитатель: Какая земля?

Дети: Мокрая, тёмная, покрыта грязным снегом, появились чёрные проталины.

Воспитатель: Какой месяц изображён на картине?

Воспитатель: Как называют его в народе?

Воспитатель: А за мартом, какие идут весенние месяцы

Дети: Апрель - снегогон, май – травень.

Воспитатель: Перелётная птица с чёрным оперением металлически-фиолетового отлива

Дети: Грач.

Воспитатель: Буро-серая птичка из отряда воробьиных, отличающаяся красивым пением

Воспитатель: У этого красивого дерева белый ствол с чёрными пятнами.

Воспитатель: Расскажите о березах, которые находятся на переднем плане. Какие они?

Дети: Старые, изогнутые

Воспитатель: Что творится на берёзах?

Дети: Грачи устраивают гнёзда.

Воспитатель: Что делают грачи?

Дети: Кричат, летают, вьют гнёзда, клюют, ловят жуков, возвращаются, шумят.

Ещё кругом снег лежит, а грачи уже прилетели. Выберут грачи себе парк или рощу. Целый день шумят, сучья для гнёзд ломают. Одни старые гнёзда чинят, другие новые вьют. Спешат — пора грачихам птенцов выводить.

Грачата — ранние птенцы. На деревьях листочки распустятся, а они кричат, есть просят.

1) Чёрный, крикливый (грач)

2) Старая, изогнутая (берёза)

3) Хмурое, серое (небо)

4) Ранние, шумные (грачата)

Воспитатель: Что ещё изображено на картине?

Воспитатель: Что виднеется вдали за берёзами?

Воспитатель: Что больше всего понравилось в этой картине? Какие краски использовал художник?

Дети: деревья, грачи, небо, белокаменная церковь.

Воспитатель: Мы рассмотрели картину, а теперь давайте составим рассказ по картине. Воспитатель рассказывает один из вариантов, затем просит детей рассказать самостоятельно.

1. На картине изображена ранняя весна. Ещё лежит снег, но появились первые проталины. Прилетели первые вестники весны - грачи. Они поселились на старых, высоких берёзах. Шумят, кричат грачи, вьют гнёзда. Небо пасмурное, серое, а земля тёмная, покрыта грязным снегом. Выглянет солнце и своими тёплыми лучами растопит остатки снега, согреет землю и появится зелёная трава. Да, весна не за горами.

Воспитатель: Что вам понравилось сегодня на занятии?

Дети: рассматривать картину, составлять рассказ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Развивать эмоциональный отклик на весенние проявление природы, эстетические чувства и переживания.

-Учить художественному видению пейзажной картины;

-Учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине;

-Обогащать словарный запас определениями;

-Активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры.

. - Как сегодня тепло и светло! Посмотрите-ка за окошко, какое сейчас время года?

- А какие весенние месяцы вы знаете?

- Март, апрель, май.

- Ребята, а зиму с весной не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы)

Зима ушла, а весна - …- пришла.

Зима холодная, а весна - …- тёплая.

Зимой солнце морозит, а весной - …- греет.

Зимой сугробы высокие, а весной - … - низкие.

Зимой надевают шубы, а весной - … - куртки.

Летит скворец – зиме …..-конец!

- Всё правильно ответили, молодцы.

-Ребята отгадайте загадку:

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает?

-Правильно это весна.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

(Алексей Николаевич Плещеев)

- После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля. Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего снега. В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники-грачи. Над высокими березами разносится радостный гомон.

- Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине?

(Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда.)

-Расскажите о грачах. Что они делают? (Поправляют, ремонтируют гнезда; грачи радостные, веселые. Смешные, шумливые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке. Они счастливы что наконец-то вернулись домой.)

-Как вы думаете почему грачи выбрали именно это место для гнезда?

(здесь спокойно, тихо, здесь красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.)

- Какие деревья выбрали грачи? (Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева.)

- Ребята, а посмотрите внимательно есть ли на картине солнце? Как вы догадались? (Солнце скрылось за облаками. Оно еще не яркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно- желтого цвета. На снегу видны тени от берез. Чувствуется что снег тает под теплыми лучами солнца.)

-Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо?

(Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное. Но лучи солнца освещают облака, и, кажется, что вот-вот облако растает, и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.)

- Какие облака? (Голубовато-серые, серо-желтые, пушистые, задумчивые, прозрачные, немного хмурые.)

- Ребята, расскажите, каким вы видите снег? (Потемневшим, рыхлым, серым, холодным, мокрым, подтаявшим, печальным, талым.)

-Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? (Немного холодно, радостно, чувствуется свежесть, бодрость, трепетное ожидание солнца, тепло весны, легкая печаль по уходящей белоснежной зиме.)

Физкультминутка “Подснежники”.

- Ребята, какие цветы первыми распускаются весной в лесу? (подснежники)

Сейчас мы с вами превратимся в весенние цветочки.

Вот подснежники проснулись,

Раз – росой они умылись,

Два – изящно покружились,

Три – нагнулись и присели,

А четыре – зазвенели,

Пять - они остановились

И тихонько опустились.

Молодцы, ребята, какие замечательные подснежники расцвели в нашей группе. Посмотрели друг на друга и улыбнулись

-Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ? Рассказать о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать, не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам.

Дети по желанию рассказывают по картине, придумывают название рассказам.

- Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?

- Какие весенние месяцы вы знаете?

- Март, апрель, май.

- Как называлась картина, по которой вы составляли рассказ?

- Кто автор этой картины?

- Какие признаки весны вы знаете?

- Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, тает снег, прилетают птицы из тёплых стран.

- Молодцы, все сегодня хорошо поработали, но вот Даша сегодня всем помогала, быстро отвечала на вопросы молодец если ты так будешь и дальше работать то ты будешь очень умная и в школе будут хорошие оценки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с картиной "Грачи прилетели"А.К. Саврасова. Формировать способность видеть изобразительные средства, которые использует художник для передачи своих впечатлений и чувств при перелете грачей.

413110, Саратовская область, Энгельсскийрайон, р.п. Приволжский, ул. Аткарская тел. (8453) 75-27-44

Выполнила: воспитатель 1 категории

Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, речевое, социально-эстетическое , физическое развитие.

Программное содержание:

Образовательная:

-познакомить с великим русским пейзажистом А.К.Саврасовым.

-стимулировать желание внимательно рассматривать пейзажную картину, составлять описательные рассказы по ней, отвечать на вопросы, развивать связную речь.

-закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе.

Развивающие:

-развивать эмоциональный отклик на весеннее изображение природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы;

-уточнить представления о перелетных птицах-грачах, об их жизни в весенний период;

-обогащать словарный запас, формировать связную речь.

-осуществлять развитие слухового и зрительного восприятия, мышления, памяти, внимания, наблюдательность;

Воспитательные:

-воспитывать желание внимательно рассматривать и понимать содержание картины;

-способствовать выработке у детей стремления активного участия, самостоятельности при составлении рассказа по картине.

-воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.

Материал и оборудование:

Словарная работа:

-обогащение: грачевник, пашня, гнезда, передний план картины, хмурое, окраина села, голубовато-серый, рыхлый, потемневший.

-активизация: слова-действия: кричат, тает, щумят, ремонтируют, скрылось;

слова-определения: радостные, шумливые, старая корявая береза, ветки упругие, белокаменная церковь, на грачином языке, неяркое.

Предварительная работа:

Методические приемы: художественное слово, вопрос-ответ, беседа по картине, помощь в составлении рассказа, дидактические игры, прослушивание DVD-записи.

Воспитатель:

-Что у нас необычного появилось в группе? Посмотрите вокруг себя (ответы детей).

-Как вы думаете, что на ней может быть изображено? (ответы детей) Предлагаю открыть пазл, чтобы увидеть картину.

-Сегодня я приглашаю вас в прекрасный мир искусства. (на картине -1 пазл зеленого цвета с изображением весны)

Воспитатель: чтобы открыть 1 пазл нужно отгадать загадку:

Когда это бывает?(Дети отгадывают и пазл открывается)

(на картине 2 пазл силуэт птицы с изображением птиц)

Воспитатель: чтобы наша картина открылась полнее, давайте вспомним перелетных птиц, которые прилетают к нам весной. Дети называют перелетных птиц и 2 пазл открывается.

( на картине 3 пазл с изображением ООО)

1. Тает снег, улетают на юг перелетные птицы, начинается капель, появляются проталины.

2. Набухают почки, созревают яблоки, грачи начинают строить гнезда, солнце не только ярко светит, но и грет.

3. Прилетают перелетные птицы, часто идет снег, становиться теплее.

(Дети определяют лишнее словосочетания и пазл открывается.)

(на картине 4 пазл с изображением птицы)

Прилетает он весной.

Без него весны не будет!

И зовут его все люди,

Что-то вроде слова врач..

Да не врач! А птица-…!(Грач)

Воспитатель : (хвалит детей) Эту картину написал художник Алексей Кондратьевич Саврасов (показ портрета) (дети рассматривают портрет, затем он убирается)

-Сегодня мы будем рассматривать эту картину, а как она называется, я пока вам не скажу. Попробуйте догадаться. (показ картины. Молчаливое, целостное восприятие картины)

-Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей).

-Ребята, посмотрите, как ярко изобразил он в своей картине прилет грачей.

Солнце греет у порога

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам … (грачи)

Воспитатель: Ребята, что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине?

Дети: Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они галдят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда.

Воспитатель: Ребята, расскажите о грачах. Что они делают?

Дети: Поправляют, ремонтируют гнезда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые, смешные, шумливые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о своих планах на будущее, как они обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать и т.д.

Воспитатель: Как вы ребята думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд?

Дети: Потому что здесь спокойно, тихо, здесь красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных серых домиков, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.

Воспитатель: Ребята, а какие деревья выбрали грачи? А как вы думаете, почему?

Дети: Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не видно в густой коре дерева и там они смогут спрятать своих птенцов.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце?

Воспитатель: А почему вы так думаете? А как вы догадались? А какое оно?

Дети: Оно еще неяркое, скрылось за облаками, оно ленивое, можно сказать спящее. То выглянет, то опять спрячется за облака.

Воспитатель: Ребята, а что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо?

Дети: небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, холодное, грустное. Но лучи солнца освещают облака, и, кажется, что вот-вот облако растает, и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.

Воспитатель: Ребята, а обратите внимательно на облака, какие они? На что они похожи?

Дети: Голубоватые, серые, серо-желтые, пушистые, задумчивые, прозрачные, немного хмурые, грустные.

Воспитатель: Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? Какие чувства она у вас вызывает?

Дети: Немного холодно, радостно, чувствуется свежесть, радость, бодрость, трепетное ожидание солнца, тепло наступившей весны.

Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)

Черные сидят грачи (присели)

Разместились в гнездышке, (показать руками гнездо перед собой)

Распустили перышки, (встать , руки в стороны)

Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)

Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)

Полететь хотят. ( руки в стороны-взмах)

Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)

Полетели, прилетели (летают)

И опять все в гнезда сели. (присели)

Воспитатель: Ну, а теперь ребята, хотите побывать в роли художника? Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ? Рассказ о солнце и о небе, о наступающей весне и уходящей зиме, о снеге и облаках, о березах и о крикливых грачах.

Постарайтесь рассказать, выразительно, не спеша, передавая голосом свое настроение и отношение к главным персонажам.

(Дети по желанию рассказывают по картине, а воспитатель записывает их на диктофон)

(2-3 рассказа детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята у вас получился хороший коллективный рассказ, который вместе с нами могут послушать ребята из соседних групп.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, картину какого художника мы рассматривали ?

Дети: Саврасова

Воспитатель: Как называется картина?

Воспитатель: В роли кого вы смогли побывать?

Дети: в роли художников.

Читайте также: