Проезд перекрестков план конспект

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 1594 0

Технологическая карта урока

ФИО Селиванов Валерий Николаевич

Дата 18.04.2015г.

Предмет Основы законодательства в сфере дорожного движения

-обучающая: формирование основ безопасного управления транспортными средствами при проезде перекрестков;

изучить правила проезда нерегулируемых перекрестков равнозначных дорог;

изучить правила проезда регулируемых перекрестков;

содействовать усвоению обучающимися правил проезда перекрестков.

-развивающая: укрепление знаний по соблюдению Правил дорожного движения;

развивать мыслительные навыки и профессиональную интуицию;

формировать познавательные умения при проезде перекрестков;

-воспитательная: воспитание культуры вождения на дороге и уважения прав участников дорожного движения;

Формирование внимательности и ответственности обучающихся за безопасность к жизни пешеходов и других участников дорожного движения;

Тип занятия: комбинированный.

Вид занятия: рассказ, беседа.

Методы обучения: устного изложения, наглядный.

Средства обучения: тренажер, макет, плакаты, мультимедийный пректор.

Технологическая карта урока:

Этапы проведения занятия

Организационный момент

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Проверяет наличие обучающихся.

Вводная беседа. Актуализация опорных знаний.

Вступительное слово преподавателя.

Преподаватель начинает беседу с проблемной задачи по будущей теме урока.

Задает обучающимся наводящие вопросы (приложение №1).

Участвуют в беседе с преподавателем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры.

Изучение нового материала

Проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных дорог.

1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам.

2. Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.

Проезд регулируемых перекрестков.

4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо и направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии , водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.

8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

Проезд нерегулируемых перекрестков неравнозначных дорог.

9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.

10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

13. Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.

Вместе с обучающимися определяет цель урока, доводит тему, учебные вопросы и порядок их отработки.

Объясняет новую тему, важные моменты диктует под запись, отвечает на возникающие вопросы, показывает на стенде.

Внимательно слушают, запоминают, записывают, отвечают на заданные вопросы, интересуются, задают вопросы, внимательно смотрят, запоминают.

Закрепление нового материала

Преподаватель проводит тестирование по карточкам- заданиям.

самостоятельную работу (решаю тестовые задания).

Подведение итогов занятия.

Преподаватель побуждает к высказыванию мнения: чему мы сегодня научились? Выставляет оценки.

конечный результат своей работы на уроке и называют основные

позиции нового материала и как они его усвоили.

Домашнее задание

Дает информацию и инструктаж по домашнему заданию

Обучающиеся записывают в тетрадях.

Преподаватель: В.Н. Селиванов

Вопросы для актуализации опорных знаний.

Какие бывают перекрестки?

Сколько перекрестков необходимо вам проехать по пути следования к месту учебы в техникум?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка урока

Лавров Андрей Эдуардович

Обучающая: изучить правила Проезда перекрестков , сформировать умения действовать в различных ситуациях в соответствии с правила Проезда перекрестков , действовать согласуясь с обстановкой на перекрестке, обеспечивая безопасность также и на других участках движения.

Развивающая: развивать внимание, память, коммуникативные навыки.

Воспитательная: прививать будущим водителям убеждение в необходимости точно исполнять правила Проезда перекрестков .

Тип урока: комбинированный урок.

Формы работы на уроке: коллективная, устная, письменная.

Материально-техническое обеспечение: Компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядные пособия: плакаты ПДД, фигуры транспортных средств, макет

Структура урока:

Проверка домашнего задания ( устный опрос ).

Изучение нового материала (рассказ-демонстрация).

Закрепление материала (работа по карточкам).

Первичный контроль усвоения материала ( компьютерное тестирование ).

Постановка домашнего задания.

Подведение итогов урока.

Организационный момент.

Постановка целей и задач урока.

Наша задача сегодня разобрать правила Проезда перекрестков .

2.Проверка домашнего задания (устный опрос).

3.Изучение нового материала (рассказ-демонстрация).

Перекрестком называют пересечение нескольких дорог на одной уровне, поэтому, проезды под мостами, въезды в тоннели не считаются перекрестками. Также перекрестками не считаются выезды с прилегающих территорий.

Благодаря перекресткам строятся развязки различных транспортных потоков. Иногда перекрестки бывают достаточно большими и сложными. Чтобы водитель всегда уверенно себя чувствовал на перекрестке, не путался, не терялся, создавая при этом аварийно-опасную ситуацию, он должен в совершенстве знать правила проезда регулируемых, нерегулируемых перекрестков, и перекрестков равнозначных дорог.

Первое правило, которое следует четко усвоить, и всегда помнить:

Наивысшим приоритетом на перекрестке являются сигналы регулировщика, которые отменяют сигналы светофора и знаки приоритета;

hello_html_m479eec43.jpg

В том случае, если вместе со светофором на перекрестке установлены знаки приоритета, но при этом работает светофор, то водитель обязан выполнять сигналы светофора, игнорируя при этом знаки приоритета;
Пример:

В случае, если не работает светофор (постоянно мигает желтый сигнал), водитель обязан руководствоваться знаками приоритета, которые установлены на перекрестке, в случае их отсутствия перекресток считается пересечением равнозначных дорог (при одинаковом типе их покрытия).

Второе правило, которое должен запомнить водитель - в случае образования за перекрестком затора, выезд на такой перекресток (пересечение проезжих частей) запрещен, если такой маневр заставить водителя остановиться на перекрестке, создав препятствие для движения других транспортных средств (ТС).

hello_html_m5fc985e0.jpg

Правило третье - при повороте (развороте) на перекрестке водитель всегда должен уступть дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, а также велосипедистам, пересекающим перекресток по велосипедной дорожке.

hello_html_58e1cda5.jpg

Регулируемый перекресток

Регулируемым называется перекресток, движение на котором определяется сигналами регулировщика или светофора.

hello_html_m7e6b50e0.jpg

При левом повороте (развороте) на разрешающий сигнал основной секции светофора водитель обязан уступить дорогу ТС, движущимся навстречу прямо или направо, и только после этого выполнять маневр.

hello_html_58f54579.jpg

При движении в направлении стрелки дополнительной секции светофора, которая включена одновременно с желтым (красным) сигналом основной секции, водитель обязан уступить дорогу всем ТС, движущихся с других направлений.

hello_html_7c764b40.jpg

Это же правило касается и трамвая.

hello_html_700cc903.jpg

В случае равных условий, когда сигналы светофора (регулировщика) разрешают движение трамваю и безрельсовым ТС, трамвай всегда перед ними имеет преимущество независимо от направления его движения.

hello_html_5f32aa40.jpg

Водитель, который выехал на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен покинуть перекресток в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выезде с перекрестке, при условии, что на пути его следования на перекрестке нет стоп-линии.

hello_html_50aaa3b8.jpg

hello_html_7a073120.jpg

В случае, если зажегся разрешающий сигнал светофора, но на перекрестке еще находится ТС, завершающее маневр или пешеходы, заканчивающие переходить проезжую часть, водитель должен уступить им дорогу и только после этого начинать движение.

Нерегулируемые перекрестки

Если порядок движения на перекрестке регулируется только установленным дорожными знаками приоритета, такой перекресток называется нерегулируемым перекрестком неравнозначных дорог.

На таких перекрестках, водитель, находящийся на второстепенной дороге, должен уступить дорогу ТС, которые приближаются по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.

hello_html_c00c671.jpg

hello_html_m12058963.jpg

На нерегулируемых перекрестках неравнозначных дорог трамвай всегда имеет преимущество перед безрельсовыми ТС, которые движутся с ним в попутном (встречном) направлении по равнозначной дороге, независимо от направления движения трамвая.

В том случае, если главная дорога на перекрестке меняет направление своего движения, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Также этими правилами должны руководствоваться водители, которые движутся по второстепенным дорогам.

hello_html_5b653675.jpg

В том случае, если перед перекрестком с круговым движением установлен знак 4.3 "Круговое движение" в сочетании со знаком 2.4 "Уступите дорогу" или 2.5 "Движение без остановки запрещено" , водитель ТС, находящегося на перекрестке, имеет преимущество перед выезжающими на такой перекресток ТС.

Если перекресток не регулируется сигналами светофора (реглуировщика), и на нем не установлены знаки приоритета (либо знак 1.6 "Пересечение равнозначных дорог"), такой перекресток называется нерегулируемым перекрестком равнозначных дорог.

На таких перекрестках водитель безрельсового ТС обязан уступить дорогу ТС, которые приближаются справа (правило "помехи справа"). Этим же правилом руководствуются и водители трамваев при разъездах между собой.

hello_html_3e6d4fa0.jpg

На нерегулируемых перекрестках равнозначных дорог трамвай всегда имеет преимущество перед безрельсовыми ТС независимо от направления движения.

hello_html_71cc840b.jpg

При левом повороте (развороте) водитель безрельсового ТС обязан уступить дорогу ТС, которые движутся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом руководствуются между собой водители трамваев.

hello_html_m75d6457c.jpg

ВАЖНО ! В том случае, если водитель по каким-либо причинам не может определить принадлежность дороги по которой он движется (является ли она главной или второстепенной), всегда следует считать, что он находится на второстепенной дороге, и уступать дорогу всем ТС, движущимся с других направлений, считая, что они движутся по главной дороге.

Пройти онлайн экзамен по данной теме:

4. Закрепление материала

Закрепление изученного материала проведем по карточкам.

Работа будет проводиться в парах. Необходимо письменно ответить на поставленный вопрос.

5. Первичный контроль усвоения материала ( компьютерное тестирование ).

Задание выполняется на компьютерах, ваша работа будет оценена.

6. Постановка домашнего задания.

Выучить раздел 13 Правил дорожного движения.

7. Подведение итогов урока.

Сегодня мы рассмотрели тему проезд перекрестков и действия водителя при них. Компьютерное тестирование показало, что основная часть группы усвоила новый материал.


Перекрёсток является зоной повышенной опасности, поэтому, при проезде перекрёстка следует быть ещё более внимательным, чем обычно. Существует ряд правил, которые необходимо знать, чтобы не создать аварийную ситуацию на дороге.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Проезд перекрёстка"

Водитель является главным участником дорожного движения, поэтому, он должен проявлять внимательность и ответственность. Надо сказать, что большинство аварий происходит из-за ошибок водителей, хотя в некоторых случаях всему виной бывает техническое состояние транспортного средства или же неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, светофоров, знаков и тому подобное. Тем не менее, статистика говорит о том, что есть места с явно выраженным повышенным уровнем опасности.


Одним из таких мест является перекрёсток. Перекрёстком называется пересечение дорог или полос движения на одном уровне. Приближаясь к перекресту, водителю надлежит снизить скорость, а также обратить внимание на дорожные знаки (если таковые имеются).


В случае если вам требуется повернуть, то следует заблаговременно занять соответствующую полосу. И, наоборот, если вы не планируете поворачивать, то не нужно занимать полосы, предназначенные для поворотов. И, конечно, не следует забывать о том, что необходимо своевременно включать поворотные указатели.


Рассмотрим некоторые правила, которые необходимо соблюдать при проезде перекрёстка. При повороте (неважно, налево или направо), водитель должен уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим ту часть дороги, на которую он поворачивает. На регулируемых перекрёстках пешеходы при пересечении проезжей части должны руководствоваться сигналами светофора (или регулировщика). Останавливаться на перекрёстках нельзя, так как это может образовать затор или, того хуже, создать аварийную ситуацию.


Перекрёстки бывают регулируемые и нерегулируемые. Регулируемый перекрёсток – это перекрёсток, который регулируется сигналами светофора. Если водитель поворачивает налево (или разворачивается), то он обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. На некоторых светофорах есть дополнительная секция со стрелкой, которая может быть зелёной одновременно с жёлтым и красным сигналом светофора. В этом случае при повороте водитель должен уступить дорогу всем транспортным средствам, движущимся с других направлений. Но, ещё раз акцентируем внимание на том, что на перекрёстке останавливаться нельзя: даже если сигнал светофора сменился на жёлтый или красный, всё равно водитель должен завершить движение (то есть, проехать перекрёсток). Соответственно, даже если загорелся зелёный свет, водитель должен сначала пропустить те транспортные средства, которые завершают движение и только потом трогаться.


Что касается нерегулируемых перекрёстков – это перекрёстки, которые не регулируются светофорами. Как вы, наверное, знаете, существуют главные и второстепенные дороги. Двигаясь по второстепенной дороге, водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, двигающимся по главной дороге. Главные и второстепенные дороги обозначаются соответствующими дорожными знаками. Если же такие знаки отсутствуют, то приоритет дороги определяется её покрытием. То есть, например, водитель, находящийся на грунтовой или гравийной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, находящимся на асфальтированной дороге.


Если же нет никаких знаков и обе дороги, образующие перекрёсток, имеют одинаковое покрытие, то такие дороги называются равнозначными. На этих дорогах безрельсовые транспортные средства должны уступать рельсовым (то есть, например, автомобиль пропускает трамвай). Также, водитель обязан пропускать транспортные средства, движущиеся справа.


На некоторых перекрёстках в определённое время суток светофор не работает (просто мигает желтый свет). В этом случае нужно считать перекрёсток нерегулируемым и действовать в соответствии с правилами на нерегулируемом перекрёстке.


Также, иногда трудно определить наличие покрытия на дороге (например, если дорога заснежена). В таком случае, водителю следует считать, что он находится на второстепенной дороге. Это делается, исходя из соображений безопасности: ведь если оба водителя посчитают, что находятся на главной дороге, то может произойти авария.


Итоги урока:

· Перекрёсток – это пересечение дорог или полос движения на одном уровне. Перекрёстки бывают регулируемые и нерегулируемые.

· Регулируемый перекрёсток – это перекрёсток, который регулируется сигналами светофора.

· Нерегулируемый перекрёсток – это перекрёсток, который не регулируется светофорами.

· Если нет возможности определить приоритет той или иной дороги, то водитель, в целях безопасности, должен считать, что он находится на второстепенной дороге.

· Выехав на перекрёсток, необходимо завершать движение, независимо от сигналов светофора. Соответственно, следует уступать дорогу транспортным средствам, завершающим движение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающая: ознакомить обучающихся с общими правилами проезда регулируемых перекрестков.

Развивающая: способствовать развитию у обучающихся понимания различия уровней регулирования перекрестков, правильной оценки дорожной ситуации на перекрестке; развивать умение доказывать и отстаивать своё мнение, делать выводы; расширять словарный запас технических терминов и понятий;

Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к технике, понимание необходимости бережного отношения к окружающей среде; воспитывать умение выслушать и принять во внимание мнение окружающих;

Методическая: связь теоретического обучения с практическими навыками.

Методы и формы обучения:

Основной метод: объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ.

Тип урока: комбинированный.

Используемые педагогические технологии:

1. Личностно-ориентированное обучение.

2. Проблемное обучение.

Методы стимулирования и мотивации учения:

Создание ситуации познавательной новизны.

Проблемная ситуация и поиск самостоятельного ответа.

Методы контроля знаний:

Тема: Рулевое управление.

ТО и ремонт автомобиля:

Тема: Ежедневное техническое обслуживание

мультимедийный проектор и экран;

курс лекций по правилам и безопасности дорожного движения;

опорные конспекты, плакаты.

I. Организационный момент.

(Цель этапа: развитие ученического самоуправления. Быстрое включение обучающихся в рабочий ритм. Воспитание ответственности за порученное дело.)

Проверка готовности обучающихся к уроку

II. Повторение пройденного материала.

(Цель этапа: актуализация опорных знаний, умений и мотивационных состояний)

1. Преподаватель напоминает обучающимся материал, пройденный на предыдущем уроке.

Прежде чем мы с Вами начнём изучение новой темы, давайте вспомним материал предыдущего занятия.

1. Какие виды светофоров существуют? (транспортные, пешеходные, реверсивные, железнодорожные, для регулирования движения трамваев и других маршрутных транспортных средств, для обозначения нерегулируемых пешеходных переходов). Вызвать к доске учащегося.

2. Какие две основные группы перекрестков существуют? (Регулируемые и нерегулируемые.) Ответ с места.

3. Какой перекресток называется регулируемым? (очередность проезда определяется сигналами светофора или регулировщика) Ответ с места.

4 Назовите разрешенные направления движения безрельсовых транспортных средств и трамваев при различных положениях регулировщика. (1- руки вытянуты в сторону или опущены; 2- правая рука вытянута вперед; 3- рука поднята вверх) Фронтальный опрос.

Каждый обучающийся индивидуально работает с заданием. На выполнение заданий отводится 10 минут.

По ходу урока преподаватель заполняет опросный лист.

Диалог с обучающимися

В каком случае перекресток, оборудованный светофором, считается регулируемым? (Светофор работает в основном трехцветном режиме).

Как поступить, если сигналы регулировщика противоречат сигналам светофора? (Выполнять требования регулировщика).

Где останавливаются водители на регулируемом перекрестке при запрещающем сигнале светофора или регулировщика? (Перед стоп-линией, а при ее отсутствии перед краем пересекаемой проезжей части).

Как поворачивать налево на регулируемом перекрестке при зеленом сигнале светофора? (Уступить дорогу ТС, движущимся со встречного направления прямо или направо).

Какая очередность разъезда с трамваем на регулируемых перекрестках при разрешающем сигнале? (Трамвай имеет преимущество независимо от направления движения).

Знания по этой теме будут вам необходимы для понимания последовательности действий при проезде регулируемых перекрестков, правильного интерпретирования сигналов светофора и регулировщика, выработке алгоритма безопасного проезда регулируемых перекрестков.

Сегодня мы с вами рассмотрим следующие вопросы:

Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик.

Проезд перекрестков со светофорным регулированием.

Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках.

По ходу проведения урока вы будете заполнять опорные конспекты, которые находятся у вас на столах.

IV. Изучение нового материала

Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик.

Регулировщик - лицо, наделенное полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных правилами, и непосредственно осуществляющих такое регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде. Обязанности регулировщика могут выполнять сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Сигналы регулировщика для водителей транспортных средств имеют следующие значения.

РУКИ ВЫТЯНУТЫ В СТОРОНУ ИЛИ ОПУЩЕНЫ

- со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо;

- со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено (рис.1).


Рис.1 Руки вытянуты в сторону или опущены.

ПРАВАЯ РУКА ВЫТЯНУТА ВПЕРЕД

- со стороны левого бока трамваю разрешено движение налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях;

- со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо;

- со стороны правого бока и спины движение всех транспортных

средств запрещено (рис.2,3).


Рис.2 Правая рука вытянута вперед.


Рис.3 Правая рука вытянута вперед.

РУКА ПОДНЯТА ВВЕРХ

- движение транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях;

- водители, которые не могут остановиться в установленных местах, не прибегая к экстренному торможению, разрешается дальнейшее движение (рис. 4).


Рис.4 Рука поднята вверх.

На многополосных дорогах при определении разрешенных направлений в соответствии с сигналами регулировщика водителю следует учитывать расположение его транспортного средства на проезжей части. В общем случае перед поворотом или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенное для движения в данном направлении, кроме въезда на перекресток с круговым движением.

Знаки 5.15.1, 5.15.2 или разметка 1.18 (направление движения по полосам) вносят коррективы в это правило.

Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения.

Требования об остановке транспортного средства подается с помощью жеста руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.

Проезд перекрестков со светофорным регулированием.

Перед поворотом налево или развороте водитель обязан заблаговременно занять крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении. Знаки 5.15.1, 5.15.2 и разметка 1.18 могут установить свои требования к расположению транспортных средств перед поворотом.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево или разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1, 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При наличии знаков 5.15.1, 5.15.2 или разметки 1.18 выезжать на трамвайные пути для поворота налево (разворота) запрещено.

Если транспортное средство из-за своих габаритов не может выполнить поворот из крайнего левого положения, то допускается не занимать его при условии обеспечения безопасности движения и, если это не создаст помех другим транспортным средствам.

При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

При интенсивном транспортном потоке для поворота налево водитель при зеленом сигнале светофора и отсутствии стоп-линии выезжает на перекресток и останавливается на нем для пропуска встречных транспортных средств. Когда встречный транспорт при запрещающем сигнале светофора прекратит движение, водитель сможет завершить свой маневр. Это возможно потому, что водители транспортных средств, находящихся на пересекаемой дороге перед началом движения на зеленый сигнал светофора обязаны уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

Этим правилом должны руководствоваться как водители безрельсовых транспортных средств, так и водители трамваев. То есть при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

Прежде чем въехать на перекресток при включении разрешающего сигнала в дополнительной секции светофора, водители безрельсовых транспортных средств и трамваев, должны определить какой сигнал включен в основных секциях светофора. Если горит запрещающий сигнал, то прежде чем въехать на перекресток нужно убедиться, что при этом не возникнет помех транспортным средствам, движущимся в других направлениях. Поворачивая в направлении включенной стрелки в дополнительной секции при любом основном сигнале светофора, водитель должен уступить пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим эту проезжую часть по велосипедной дорожке.

Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках.

Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения.

Обратим внимание на то, что трамвай имеет преимущество только при одновременном праве на движение с безрельсовым транспортным средством, возникающем при одинаковом разрешающем сигнале светофора или жесте регулировщика (рис.5).


Рис.5 Преимущество трамвая при разрешающем сигнале светофора.

Общие правила проезда перекрестков:

1- при повороте налево водитель обязан пропустить ТС, движущиеся во встречном направлении прямо или направо;

2- при поворотах направо и налево водитель обязан пропускать всех пешеходов;

3- при заторе на перекрестке водитель ТС не имеет права на него въезжать;

4- при равных условиях водитель трамвая имеет преимущественное право проезда перекрестка.

Общий алгоритм проезда перекрестков представлен на рис. 6.


Рис.6 Общий алгоритм проезда перекрестков.

Далее все обучающиеся решают тематические задачи из задачника на проезд регулируемых перекрестков. На данную тему в задачнике приведено 40 задач. Каждый учащийся получает выборочно по 10 задач. Время 10 мин. После этого коллективно разбираем решения, которые вызвали ошибки и затруднения.

Теперь заполните опорные конспекты. Отметьте, какие перекрестки являются регулируемыми, уровни регулирования, общие правила проезда перекрестков, сигналы регулировщика и особенности движения по этим сигналам трамваев и безрельсовых транспортных средств. Обратите внимание на общий алгоритм проезда перекрестков.

Работаем с опорным конспектом

V. Закрепление пройденного материала.

На листах бумаги рисуем пять окружностей, нумеруем их.

Я вам зачитываю пять предложений. Если вы со мной соглашаетесь, кружок оставляете чистым, если вы со мной не согласны – кружок заштриховываете.

1. Если перед перекрестком стоит светофор и он работает в основном (трехцветном) режиме, то такой перекресток считается регулируемым.

2. Для поворота налево или разворота нельзя заезжать на трамвайные пути.

3. Водитель всегда должен поворачивать налево или разворачиваться из левого ряда.

4. При одновременных разрешающих сигналах светофора трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

5 Трамвай на всех перекрестках имеет преимущество.







После выполнения задания учащиеся обмениваются тетрадями. Проверка работы ведется у доски. Рассмотреть ответы на примере одного из обучающихся. Выставление отметок на листах.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Понравился вам урок?

Что не понравилось на уроке?

Отметить общие ошибки при ответах обучающихся.

Отметить активность отдельных учащихся.

Объявить лучших учащихся, выставить оценки.

Домашнее задание: (даётся дифференцировано).

Законспектировать сигналы регулировщика (Выдается более слабым учащимся).

2. Определить очередность проезда ТС на регулируемых перекрестках (Выдаётся в виде схем перекрестков более сильным учащимся, с целью применения опережающего обучения на следующем уроке).

Читайте также: