Наука дело молодых конспект

Обновлено: 06.07.2024

Итак, после окончания обучения в аспирантуре сегодня выдается диплом об освоении программы подготовки научно-педагогических кадров (программа высшего образования). И этот диплом не связан с защитой диссертации и получением диплома кандидата наук. Защита диссертации и получение диплома кандидата наук прописаны отдельно. Аспирант, успешно защитивший диссертационную работу и прошедший обучение в аспирантуре, получает два диплома – об окончании аспирантуры и диплом кандидата наук.

Такое положение дел вызывает споры в научном сообществе. Президент Российской академии наук Александр Сергеев считает, что такой статус аспирантуры не открывает аспирантам путь в науку. Сегодня в стране, по его словам, в исследовательском секторе работает около 700 тыс. человек, из них половина – ученые. В аспирантуре обучается около 20 тыс. человек, а диссертацию защищают на выходе только 13%. Это крайне мало.

Аспиранты в наибольшей степени не удовлетворены занятиями по развитию научно-исследовательских компетенций, связанных непосредственно с проведением эмпирических исследований. Не удовлетворяют их также полученные навыки обработки данных, анализа результатов эмпирических исследований и способности организовать научную коммуникацию на современном уровне.

Исследование показало, что 74,2% аспирантов оптимистично оценивают свои личные перспективы, 23,5% – сомневаются в том, что их жизнь сложится удачно, и лишь 2,2% испытывают однозначные негативные эмоции в связи со своим будущим.

При изучении миграционных установок аспирантов выяснилось, что работать за границей на постоянной основе хотели бы 20,7%. Не желают переезжать на постоянное место жительства за рубеж 58,2% аспирантов, а 21,1% о жизни в другой стране не задумывались. Ученые поясняют, что аспиранты, планирующие жить и продолжать работать в России, существенно чаще указывают на значимость для них профессионального развития в науке.

Для 64,5% российских аспирантов в области педагогических наук решение пойти после окончания вуза в науку связано с желанием профессионально развиваться, еще 41,6% видят в прохождении этого этапа обучения возможности для карьерного роста, а 39% замотивированы материальным вознаграждением. Главным же препятствием к тому, чтобы выбрать для себя карьеру ученого, 61,9% российских аспирантов в области наук об образовании считают низкую заработную плату.

Ритмичность и легкочитаемость фразы Люди, читая, мысленно произносят текст. Надо, чтобы он произносился легко. Ив этом случае основное — в расстановке слов, в построении фразы. Не следует злоупотреблять придаточными предложениями.
Стремитесь писать короткими фразами, заботясь о том, чтобы переходы от фразы к фразе были легкими. Имя существительное (пусть и повторенное) лучше, чем местоимение. Избегайте выражений в последнем случае, как выше сказано и прочее.
Бойтесь пустого красноречия Язык научной работы должен быть легким, незаметным, красивости в нем недопустимы, а красота его — в чувстве меры.
А в целом следует помнить нет мысли вне ее выражения в языке, и поиски слова — это, в сущности, поиски мысли. Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли.
Поэтому ученому, инженеру, экономисту — человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и дает легкость стиля. Язык должен быть прост (я говорю сейчас об обычном и научном языке — не о языке художественной литературы Надо воспитывать в себе вкус к языку. Дурной вкус губит даже талантливых авторов (Письма о добром и прекрасном М, Мыс вами много говорили о том, каким должен быть научный текст. Но давайте коснемся еще одной проблемы какими качествами должен обладать автор научного произведения Что пишут об этом сами ученые. Прочитайте текст. Дополните его содержание, опираясь на известные вам факты и фамилии.
Наука — дело молодых
Многие представляют себе, что научные работы, открытия,
формулировка законов природы, о которых пишут в учебниках, это результат работы маститых ученых, те. людей почтенного возраста, накопивших знания и большой опыт в своей специальности. В действительности, как показывает история науки,
дело обстоит как раз наоборот.
Большинству людей хорошо знаком портрет Галилея старца с большой бородой. Галилей действительно жил долго


93
(1564—1642), но первое свое крупное открытие в физике он сделал в возрасте до 20 лет. Это открытие послужило основанием для создания часов.
Профессором Галилей стал в возрасте 26 лети вскоре экспериментально установил свои знаменитые законы падения тел под действием силы тяжести.
Классическая механика, которая в течение двух с лишним веков служила основой физики, была создана Ньютоном, который родился в год смерти Галилея. Ньютон, как и Галилей,
одно из крупнейших своих открытий — закон всемирного тяготения сделал влет. (По случайным обстоятельствам опубликован он был позже.)
Теоретической основой всей современной электротехники, радиотехники и оптики служат четыре знаменитых уравнения Максвелла. На этом основании Максвелла справедливо называют Ньютоном в электричестве. Свои первые научные работы Максвелл) опубликовал, когда ему едва исполнилось 19 лет.
Д.И. Менделеев (1834—1907) свою первую научную работу опубликовал в 21 год, еще будучи студентом, а влет был избран профессором. Свой знаменитый периодический закон, принесший ему всемирную славу, Менделеев опубликовал, когда ему было 35 лет.
В возрасте 36 лет Мария Кюри получает одну из первых Нобелевских премий, совместно с Пьером Кюрии Беккерелем.
В 1905 году появились три статьи одного итого же автора,
каждая из которых могла бы обеспечить ему бессмертие. Автором этих работ был Альберт Эйнштейн, которому было всего лишь 26 лет. Еще 10 лет спустя Эйнштейн разработал общую теорию относительности, после чего его слава утвердилась на века.
В 1913 году была совершена вторая революция в физике.
Она ознаменовалась выходом в свет работы 28 летнего датского физика Нильса Бора.
Эта работа положила начало квантовой теории света.
Можно привести немало других имени из всего сказанного становится ясным, что человек, решивший посвятить себя научной работе, должен начать ее как можно раньше. Наукой следует заниматься еще в студенческие годы. Разумеется, все сказанное не умаляет роль научных работников старшего поколения,
которые в свое время вошли в науку, будучи молодыми (поста iiтье академика ИК. Кикоина).


94
55. Прочитайте текст. Выпишите в виде тезисов советы, которые дает молодым Д.С. Лихачев.
Учитесь учиться!
Мы вступаем ввек, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, также как чертежи, расчеты, отчеты,
планирование и т.д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужны будут общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность,
которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится ввек науки. Это ясно.
Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть непросто человеком, а человеком науки, человеком,
нравственно отвечающим за все, что происходит ввек машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего,
человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.
Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно, к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственными отчасти его стимулирующим.
Умейте не терять времени на пустяки, на отдых, который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной информации. Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость.
Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать

умные, способные также чему то научить, развить в нас какие то способности, которые понадобятся в жизни.
А если не нравится учиться Быть того не может. Значит,
вы просто не открыли той радости, которую приносит ребенку,
юноше, девушке приобретение знаний и навыков. Читайте стоящие книги, а непросто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что тоне нравится в каком либо предмете — напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости — радости приобретения нового.
Учитесь любить учиться (Письма о добром и прекрасном. М, 1985).
56. Прочитайте текст. Выпишите основные черты (качества, которыми, по мнению академика Константина Ивановича Скрябина, должен обладать истинный ученый.
Качества истинного ученого
Наиболее знающие и талантливые ученые отличаются кругозором и творческой инициативой, владеют как силой синтеза,
так и чувством перспективы, умеют смотреть далеко в будущее.
Это люди огромной трудоспособности, сильной воли, великого творческого подвига. Они принципиальные оптимисты, верящие в силу научного познания, способные не только мечтать, но и дерзать. Таких людей сравнительно немного они составляют алмазный фонд человечества.
Какими качествами должен обладать человек, готовый к научно исследовательской деятельности?
Прежде всего необходима беззаветная, самоотверженная любовь к науке, к избираемой специальности. Эта любовь должна быть страстной, бескорыстной, способной на преодоление стоящих на пути трудностей и препятствий.
Необходима также уверенность в правильности выбранного пути. Это рождает целеустремленность, которая позволяет исследователю не только видеть отдаленную перспективу работы,
но и четко планировать отдельные ее этапы.
Обязательным качеством ученого является честность. Речь идет не только о плагиате — использовании и присвоении себе











Чтобы развивать в стране науку, необходимо оказывать поддержку молодым учёным. В России с этой целью работает целый ряд программ.

Мегагранты и не только


В течение ближайших трёх лет на поддержку проектов с участием студентов и молодых учёных из Российского научного фонда (РНФ) будет направлено дополнительное финансирование, которое поможет повысить результативность их научных работ. В настоящее время ежемесячное вознаграждение аспиранта за счёт гранта РНФ составляет в среднем 34 тыс. рублей. В прошлом году в финансируемых РНФ проектах принимало участие около 37,5 тыс. исследователей. Большинство из них было не старше 39 лет.


Премия президента

В прошлом году премии президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых учёных были присуждены за работы в области биологии, искусственного интеллекта, медицины и физики.

Сотрудники Всероссийского научно-исследовательского института сельскохозяйственной микробиологии Кирилл Антонец и Антон Нижников были награждены за открытие амилоидных белков у растений и симбиотических бактерий, а также за объяснение их функционального значения.


Читайте также: