Конспект урока по русскому языку для детей с овз 5 класс

Обновлено: 07.07.2024

образовательная - познакомить учащихся с единственным и множественным числом существительных; формирование умения определять, изменять число существительного; закрепить знания, умения и навыки учащихся об имени существительном;

воспитательная – воспитывать у учащихся интерес к предмету, толерантность друг к другу; формирование самостоятельности и уверенности в своих силах;

коррекционно-развивающая – развитие связной устной и письменной речи; слухового и зрительного восприятия, логического мышления, внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Оборудование: учебник, презентация, интерактивная доска, алфавит, индивидуально-дифференцированные карточки, мяч.

1. Организационный момент

Приветствие учителя, проверка учебных принадлежностей, положительный настрой на урок.

2. Проверка домашнего задания. ( Собрать тетради, раздать новые).

Какое упражнение было задано на дом?

Возникли ли у вас затруднения в выполнении домашнего задания ?

3. Актуализация знаний учащихся.

Какую часть речи мы проходим? (Имя существительное)

Что такое имя существительное? (правило)

На какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные? (Кто?) Привести примеры.

На какой вопрос отвечают неодушевленные имена существительные? (Что?) Привести примеры.

Какие существительные называются собственными?

С какой буквы они пишутся? Привести примеры.

Какие существительные называются нарицательными?

С какой буквы они пишутся? Привести примеры.

4. Минутка чистописания.

Запись в тетради: Двадцать четвёртое января. Классная работа. Изменение существительных по числам.

Офтольмотренинг

5. Объяснение нового материала.

Работа с картинками (книга, книги, яблоко, яблоки, рыба, рыбы).


Назовите один предмет и несколько одинаковых предметов.

Запишите имена существительные, которые обозначают один предмет в первый столбик, несколько предметов во второй столбик.

Правило, стр. 111.

Работа с загадками, отгадки распределить по 2 столбикам: ед.ч. или мн.ч.











1) Учитель называет существительные ед.ч. учащиеся в ответ изменяют существительное во мн.ч.

Собака, дом, тетрадь, река, шкаф, доска, лес, животное, поле.

2) Учитель называет существительные мн.ч. учащиеся в ответ изменяют существительное в ед.ч.

Дни, дела, озёра, двери, листы, грибы, травы, лучи, гнёзда.

6. Физкультминутка

Учитель называет существительные, если оно ед.ч. учащиеся поднимают руки вверх, а если мн.ч. – приседают.

7. Словарная работа

Составить из букв слово.

Что такое озеро?



  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Различение признаков, обозначаемых прилагательными.

Цель: Формирование навыка различения предметов по признакам и по вопросам какой? какая? какое? какие?

Образовательные: учить определять название признаков предметов по вопросам.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь обучающихся.

Воспитательные: воспитывать любовь к предмету.

Ребята, на уроке нам сегодня предстоит серьёзная работа, чтобы преодолеть все трудности, нам нужен серьёзный настрой на работу и хорошее настроение.

Проверим готовность к уроку, на столах должны лежать учебник русского языка, тетрадь, письменные принадлежности .

2.Пальчиковая гимнастика.

Чтоб красиво написать, надо пальцы нам размять.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать, (пальцы сжимаем в кулачок, разжимаем).

А потом они в тетради

Будут буковки писать, (руки вверх, потряхивание кистями рук)

Вот помощники мои,

Их, как хочешь, поверни.

Раз, два, три, четыре, пять

Не сидится им опять.

И работать захотели.

Ребята, а сейчас откройте свои рабочие тетради. Запишите число, классная работа.

3.Чистописание.

Выполним минутку чистописания.

Запишите в своих тетрадях: пр, рп.

4.Актуализация знаний.

Наша русская речь состоит из частей, и каждая часть имеет свое название.

Как называется часть речи, которая обозначает предмет?

Что такое имя существительное?

Назовите какой-либо предмет и опишите его.

Значит доска - предмет

(зеленая, прямоугольная, классная)-признаки этого предмета, при помощи этих признаков мы более точно описали предмет т.е. доску какая она.

Ребята, посмотрите на картинку. Назовите предмет.

Какой он внутри?

Какого он цвета?

Назовите его признаки?

Арбуз (какой?) зеленый/большой/вкусный.

Итак, как называется часть речи, которая обозначает признак предмета? (прилагательное).

Что же такое имя прилагательное?

Наглядность вывешивается на доску.

И темой нашего сегодняшнего урока будет:

Различение признаков, обозначаемых прилагательными.

Мы научимся сравнивать предметы по их признакам.

Мы сможем задавать вопросы к предметам.

Запишем прилагательное ОГРОМНЫЙ с.148.

6.Работа по теме.

с.149, упр.205

7.Физминутка.

Дружно хором повторяем.

Мы вопросы эти знаем.

И на них мы отвечаем:

У меня, и у тебя.

Хором дружно повторяем:

«Не забудем никогда

8.Игра по теме.

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть вам признаки, а вы должны догадаться о каком предмете идет речь.

Например: небольшие, вкусные, шоколадные … конфеты

1.круглый, футбольный, кожаный … мяч

2.овальное, белое, куриное…яйцо

3.большая, светлая, чистая… комната.

Отгаданные слова вывешиваются на доску в виде картинок и к ним подставляются признаки ( круглый, футбольный, кожаный и т.д.), затем к ним подставляем вопросы , которые уже на доске ( какой, какая, какое, какие).

По каким признакам мы определили предметы?

(по форме, по цвету, по материалу)

Молодцы, вы справились.

9.Работа по учебнику.

с.149, упр.206.

10.Итог урока.

11.Д/З с.149, упр.207.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 849 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.02.2022 42
  • DOCX 15.7 кбайт
  • 4 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Харитонова Екатерина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разаработан по общей теме: "Имя существительное". У 5 класса по программе тема: "Грамматические признаки имени существительного". У 6 класса тема: "Правописание окончаний существительных в единственном числе".

Конспект урока в классе-комплекте

Тип урока - урок закрепление знаний.

Грамматические признаки имени существительного

Правописание окончаний существительных в единственном числе.

Цель урока: закрепление знаний детей о таких грамматических признаках имен существительных, как собственные и нарицательные имена существительные, род и число имен существительных, одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Задачи урока:

Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания учащихся об изученных признаках имени существительного;

- закреплять умения и навыки учащихся в определении грамматических признаков имен существительных.

Коррекционные:

- развивать речь, память, внимание учащихся;

-способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению словарного запаса;

- прививать навыки самоконтроля, письма по правилу.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и увлечённость к изучению предмета;

- воспитывать положительные черты характера учащихся (усидчивость, трудолюбие, самостоятельность).

Цель урока: закрепление знаний детей о правописании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Задачи урока:

Образовательные:

- актуализировать знания учащихся об изученных признаках имени существительного;

- отработать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений.

Коррекционные:

- развивать речь, память, внимание учащихся;

-способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению словарного запаса;

- прививать навыки самоконтроля, письма по правилу.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и увлечённость к изучению предмета;

- воспитывать положительные черты характера учащихся (усидчивость, трудолюбие, самостоятельность).

Оборудование: металлическая доска, магниты, таблички, изображение елки на ватмане, бумажные шары, на которых написаны признаки существительного, разноцветные шарики из бумаги для призов, (с обратной стороны на шарах прикреплен маленький магнит) карточки с заданиями на столах детей, цветные карандаши на столах детей, тетради, ручки.

(На доске написано число. Классная работа. Закрыто ватманом).

1. Организационно-подготовительный этап

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Какое сейчас время года? (Зима) Какой месяц? (Декабрь). А какой месяц зимы по счету? (Первый). Какое сегодня число?

Правильно, двадцатое! (Педагог открывает число на доске). Запишите в тетрадь число, классная работа. (Дети записывают).

- Какой праздник мы с вами будем скоро праздновать, в конце декабря? Правильно, Новый год. А без чего невозможно представить празднование Нового года? Без какого атрибута? Правильно, без новогодней ёлки!

Давайте подумаем, слово ЁЛКА к какой части речи относится?

(Прикрепляет табличку ЁЛКА магнитами к доске)

- Правильно, елка – существительное. А как вы определили, что это слово относится к части речи СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ? (Ответы детей: Потому что ёлка обозначает предмет и отвечает на вопрос что?)

(Крепит к доске нарисованную ёлку на ватмане вместо табл. со словом )

- Представим, что вот эта ёлка - существительное. И сегодня на уроке мы будем наряжать нашу ёлочку. А чем мы можем её нарядить? (Ответы детей) Не простыми шариками, а шариками, обозначающими признаки существительного. Вы будете работать в паре. Каждая парта – это команда. Та команда, которая первая правильно выполнит задание, будет получать от меня приз в виде елочной игрушки. А в конце урока вы этими игрушками тоже украсите нашу ёлочку, дополните образ.

2. Основной этап

1 задание:

- У вас на партах есть карточки. На одной карточке написано: кто?, на другой: что?

Каждой команде надо придумать по пять слов, отвечающих на этот вопрос и вписать в карточку. Кто справится быстрее, получает от меня приз. (Дети выполняют задание).

- А теперь договоритесь, кто из команды будет отвечать. Кто-то один зачитает то, что вы написали. Молодцы! (Тем кто первыми выполнил задание педагог даёт приз).

- Итак! Первый признак имени существительного, это то, что он обозначает предмет и отвечает на вопрос: Кто? Что? Первые шарики (ёлочные украшения) с надписью вопросов отправляются на ёлку.

2 задание:

- Обычно под ёлку принято класть подарки. А подарки кладут в коробки. Вот у нас сейчас на доске прикреплены как будто три коробки с подарками. Каждая коробка – это род имени существительного. Сейчас мы с помощью жеребьёвки решим, какая коробка достанется какой команде.

(Проводит жеребьёвку с помощью маленьких квадратиков рубашкой кверху. Дети переворачивают листик, там написан род. Три команды, три рода.)

- Ваша задача: по сигналу, придумать и записать по пять слов к каждому роду на доске, под коробкой.

- Молодцы! (Тем кто первыми выполнил задание педагог даёт приз).

- Итак! Второй признак имени существительного, который мы сегодня вспомнили - это род. Продолжаем украшать нашу ёлочку. (Шарик с надписью РОД отправляется на ёлку).

Физ.минутка:

- А теперь я попрошу все команды встать. Выйти из-за парты в проход м/ду партами. Будем определять следующий признак имени существительного. Это одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Когда я вам буду называть существительное одушевлённое, вы должны хлопнуть в ладоши, а когда неодушевленное, топнуть ногой один раз. Начали: стол, дом, кот, кукла, птица, тетрадь, воробей, конь, дерево, петух, окно. Молодцы! Присаживайтесь тихонько за парты. А мы снова украшаем нашу ёлочку шариками с двумя признаками имени существительного.

(Можно разместить на доске перфокарту на которой будет написано одушевленное и изображены ладошки, неодушевленное и изображены сапоги).

- Вам даны карточки.

- Какие имена существительные записаны в 1 столбик? Как они пишутся?

- А какие слова во 2 столбике? Как они пишутся в русском языке?

- Соедините стрелками слова первого столбика со словами второго столбика:

(Дети выполняют задания в карточке)

- Спишите в тетрадь слова в столбик парами, имя собственное с нарицательным вместе. Большую букву в собственных именах существительных подчеркните. (Дети выполнили задание).

- Молодцы! (Тем, кто первыми выполнил задание, педагог даёт приз).

- А на ёлку отправляется еще два шарика с названием признаков имени сущ. Как называются эти признаки? – имя собственное и нарицательное.

- А теперь обратите внимание на нашу ёлку. Что мы можем сказать о тех признаках, которыми мы украсили её. Какие это признаки? (Постоянные). Правильно! Мы с вами украсили постоянными признаками нашу елку. А какие еще бывают признаки?

Правильно! Изменяющиеся! И к ним относится число и падеж.

- Вам даются всем карточки с одинаковым текстом. Только задания будут разные для каждой команды. Первая команда из 5 У класса должна выписать из текста существительные в ед.ч, вторая команда выпишет сущ. во мн.ч., а третья команда из 6 У класса определит с помощью памятки в каком падеже употреблено имя существительное река в тексте и сверху над этим словом напишет падеж.

Карточка с текстом:

Около нашей деревни красивая река. Дорога к реке идёт через рощу по узкой дорожке. Вокруг травы и яркие цветы. Вода в речке чистая. Через воду видны рыбки, камешки, песок.

- От каждой команды один отвечающий. Встаём и с места отвечаем. Молодцы! (Тем, кто первыми выполнил задание, педагог даёт приз).

- А на ёлку отправляется еще два шарика с названием изменяющихся признаков имени существительного. Как будут называться наши шары? – число и падеж.

Посмотрите на нашу ёлку, какая она стала нарядная! Давайте еще раз прочитаем названия признаков имени сущ., которые мы с вами изучили, а 6 класс повторил…. (перечисляют все, что есть на елке). Команда 6 У класса. Обращаюсь к вам. Какой постоянный признак имени существительного мы еще на елку не поместили? 5 У класс еще эту тему не изучал, а вы знаете. (Ответы детей). Правильно! Склонение! (Прикрепляет шар с названием – склонение).

Примечание: шары с постоянными признаками были выполнены в синем цвете, а шары с изменяющимися признаками в красном цвете.)

- Обратите внимание на нашу ёлку, почему шары на ёлке разного цвета? (Потому что признаки имени существительного бывают постоянными и изменяющимися.) Каких признаков больше, постоянных или изменяющихся? Правильно! Постоянных.

А теперь я предлагаю выйти по одному представителю от каждой команды и поместить на ёлку ваши призовые шарики! (Дети украшают елку. У детей шарики разного цвета).

- Дальше вы будете работать самостоятельно. Благодарю команды за активное участие!

5 задание (индивидуальное)

5 задание (индивидуальное)

Возьмите карточку с заданием № 5, пользуясь памяткой, сделайте грамматический разбор существительных:

страна, дом, степь.

Название части речи; на какой вопрос отвечает в тексте.

Начальная форма (поставить в И.п., ед. ч.):

Изменяющиеся признаки (Форма, в которой слово употреблено в предложении):

Роль в предложении (главный или второстепенный член).

В огороде стоит пугало.

В огороде – в чём?, имя сущ.

М.р., 2 скл., неодуш., нариц.

Пугало – что?, имя сущ.

С.р., 2 скл., неодуш., нариц.

- Давайте проверим, как вы выполнили это задание! (Дети отвечают с места).

Возьмите карточку с заданием № 5.

- Перед вами группы слов. Найдите в каждой группе лишнее слово. Подчеркните. Обоснуйте свой ответ устно. Кто первый задание выполнит, поднимает руку.

Весна, река, стекло.

Стена, сверло, озеро.

Скворец, гора, звонок.

Вьюга, дочь, рысь.

- Умницы! А теперь послушайте меня внимательно и ответьте устно.

В первом склонении,
Помню даже во сне,
В предложном и дательном
Пишется ….е

И во втором склонении
В предложном падеже
Пишу я без сомнения,
Окончание…е

А в третьем склонении,
Не ошибись, смотрИ,
В родительном, дательном,
Даже в предложном
Всегда я пишу
Окончание …и

6 задание (индивидуальное)

- Открывайте учебник на стр. ___ Самостоятельно выполняйте упражнение №________ .

Потом поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Карандашиком исправьте ошибки у соседа.

6 задание (индивидуальное)

- Возьмите карточку № 6

Задание: пользуясь памятками № 2 и № 3, определи склонение и падеж существительных, вставь окончание.

(Пока дети выполняют это задание педагог проверяет у 5 кл выполнение 5 задания)

На площад…, о побед…, на берёз…, о берез…, в очеред…, об опасност…, на служб…, к ноч…, у застёжк…, в памят…, о мир…, на сирен…, о мудрост….

- Напоминаю, для того чтобы нам правильно выполнить это задание, нужно определить падеж, затем поставить существительное в Н.ф.

Например, на площад… - на чём? Предложный падеж, Н.ф. - площадь, ж.р., нулевое окончание, значит 3 склонение. Смотрим в памятку-подсказку где мы склоняли существительное в 3 склонении. Какое окончание у существительных в 3 склонении в предложном падеже? Правильно – И

(Дети выполнили задание)

- Давайте проверим, как вы выполнили это задание! Кто будет первым отвечать?

- Ребята, давайте подумаем, над какой темой мы с вами весь урок работали сегодня? Что мы определяли, вспоминали? Наша ёлочка была сегодня чем? (Именем существительным), а наряжали мы ее чем? Шариками с признаками имени существительного. Значит тема нашего урока будет звучать как? Грамматические признаки имени существительного.

- А с вами мы сегодня чем занимались? (Повторили вместе с пятым классом признаки имени существительного.) Ещё с чем мы работали. Что вы делали? Определяли окончания имён существительных. В каком числе были эти существительные? (В единственном) Значит тема нашего урока будет звучать как. Правописание окончаний существительных в единственном числе.

3.​ Заключительный этап

После того, как дети выполнили всю классную работу

- Ребята, я вам предлагаю украсить эти шарики так, чтобы я и наши гости могли понять с каким настроением вы заканчиваете этот урок? Если у вас хорошее настроение, вам было интересно на уроке, можете нарисовать улыбку. Если вам грустно или что-то вам не понравилось, изобразите грустный смайлик. У вас есть на столах карандаши. Можете раскрасить свои шарики разными цветами. А на обратной стороне шарика написать для меня короткую записку. В ней вы можете описать, то, что хотели бы сказать о нашем сегодняшнем уроке, но при гостях, стесняетесь.

(После того как дети нарисовали смайлики.)

- На этом урок закончен. Скажите до свидания нашим гостям и выходите на перемену!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока – обобщение и систематизация знаний.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся о правописании частицы НЕ с глаголами и с глаголами и слов, которые без НЕ не употребляются.

Задачи урока:

продолжить формирование умения употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения;

совершенствовать грамматико-орфографические умения и навыки.

продолжить работу по формированию умения работать в группах.

развивать навыки самостоятельного и творческого мышления, умения слушать, вести диалог, применять знания и делать умозаключения;

продолжать формировать умение находить глагол и определять его грамматические признаки;

развивать и обогащать устную и письменную речь;

воспитывать интерес к русскому языку.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют учащиеся в ходе урока: нахождение глаголов в тексте.

Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят учащиеся в ходе урока: правописание частицы НЕ с глаголами, правописание глаголов, которые без НЕ не употребляются. Роль частицы НЕ в речи; раздельное написание частицы НЕ с глаголами; написание глаголов, которые без НЕ не употребляются.

Планируемые результаты:

предметные: уметь правильно писать не с глаголами; знать глаголы, которые без не не употребляются.

Организационный момент.

Сконцентрировать внимание обучающихся на начальном этапе урока.

Создание проблемной ситуации.

На доске написано: (слайд № 2)

« Долгожданный дан звонок,

Сегодня надо нам сказать,

Обучающиеся сами формулируют цель и задачи урока (систематизация и обобщение изученного материала, закрепление знаний и умений по правописанию не с глаголами).

Задание направлено на формирование регулятивных (целеполагание), коммуникативных (определение цели), познавательных (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели) универсальных учебных действий.

Проверка домашнего задания (дома обучающиеся рисовали портреты глагола, писали сказки о глаголе):

1) защита рисунков;

2) чтение придуманных сказок.

Чтение обучающейся сказки о глаголе, демонстрация рисунков, иллюстрирующих правило.

Подготовка к обобщению понятий, правил.

Обучающиеся делятся на три группы.

Вспомните орфограмму написания не с глаголами; обратите внимание
на слова-исключения. Запишите ответы на карточках.

не ? бывать

не ? ходить

не ? спать

не ? писать

не ? говорить

не ? навидеть

не ? годовать

не ? доумевать

не ? волить

не ? взлюбить

Задание 1. Подберите однокоренные глаголы к данным существительным. Объясните лексическое значение глаголов.

Задание 2. Работая в паре, обучающиеся должны стрелочками правильно указать значения глагола. (слайд №5)

принуждать что-либо делать против желания

испытывать возмущение, крайнее недовольство

сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чем дело

Задание 1. Распределите части пословиц по смыслу.

Слово не воробей:

вылетит – не поймаешь

Не смажешь колеса-

не будет и обеда

не вырубишь топором

Что написано пером,

урожай не соберешь

Хочешь есть калачи-

в лес не ходить

не сиди на печи

Задание 2. Ребята, перед вами отрывки из сказок. В одном из них есть глагол, который пишется с не слитно. Найдите и выделите его.

Буратино (не) годовал и возмущался, слушая рассказ папы Карло.

- Ну вот, еще чего (не) хватало!- сказала Алиса себе довольно строго. Нет уж, лучше (не) буду спрашивать.

Задания направлены на формирование регулятивных (планирование и организация деятельности), коммуникативных (организация и планирование в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение) и познавательных (поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий) универсальных учебных действий.

Обобщение понятий и правил темы, и определение их роли в речи.

1.Кто мать сыру землю любит, тот голоден (не) будет.

2.Где (не) было начала, (не) будет и конца.

3.Дело делать и за себя (не) может, а кричит за всех.

4.Лентяю всё (не) можется да (не) здоровится.

5.Дважды в год лета (не) бывает.

6.Дело лени (не) любит.

7. Без труда (не) проживешь.

8. Кто поздно встает, у того хлеба (не) достает.

Глагол без не употребляется (пишется отдельно)

Глагол без не не употребляется (пишется слитно)

На этапе проверки обучающиеся доказывают правила выбора слитного и раздельного написания не с глаголами в форме связного монологического ответа, определяют место изученного языкового явления в речи.

Задания направлены на формирование регулятивных (планирование и организация деятельности), коммуникативных (владение монологической формой речи при выборе правила), познавательных (выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий) универсальных учебных действий.

Самостоятельная работа.

Комплексный анализ текста (текст распечатан для каждого обучающегося).

Максим Горький каждый день получал не меньше пяти-шести писем. И ни одно из них (не) оставлял без ответа. Горький знал: (не) ответить на письмо – значит незаслуженно обидеть человека. Письма Горького кажутся напечатанными, такой четкий был у него почерк. А какой почерк у тебя? Если ты пишешь небрежно, неразборчиво, то (не) бережешь время того, кому ты пишешь, (не) щадишь глаза читающего. ( По А.А. Дорохову)

Задания к тексту:

Прочитайте текст изучающим чтением.

Докажите, что это текст.

Определите его тему и основную мысль.

Объясните выделение второй части в абзац.

Укажите предложение, в котором выражено авторское отношение к написанному.

Выпишите из предложений глаголы с частицей не.

На данном этапе урока проверяются умения учащихся находить изученное языковое явление в тексте.

Задания направлены на формирование регулятивных (составление плана и последовательности действий), коммуникативных (овладение средствами решения коммуникативных задач) и познавательных (смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текста, переработка и структурирование информации, умение находить изученное языковое явление в тексте) универсальных учебных действий.

Подведение итогов урока. ( Слайд № 10)

Учитель: Ребята, научились ли мы правильно писать частицу не с глаголами? Значимы ли те знания, которые мы приобрели в ходе урока?

- Какую учебную задачу мы ставили в начале урока? Встаньте те, кто считает, что решил поставленную задачу.

Учащиеся отвечают на вопросы и сами делают вывод.

Таким образом, мы подведём итог той работе, которую мы проделали и пришли к выводу, что слитное и раздельное написание не с глаголами является важным языковым явлением в речи.

На этом этапе урока у обучающихся формируются регулятивные (оценивание обучающимися своей деятельности), познавательные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, оценка действий) универсальные учебные действия.

Задание на дом.

Оценивание. Рефлексия.

- Вспомните, как оценивали себя на протяжении всего урока после каждого задания, подведите итог и оцените себя за весь урок.

- Какой момент урока, на ваш взгляд, наиболее яркий, удачный?

Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2011.(Стандарты второго поколения).

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под редакцией А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2011.

Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений

/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростецова и др.- М.: Просвещение, 2011.

Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова и др.- М.: Дрофа, 2009.

Читайте также: