Конспект урока капитанская дочка система уроков

Обновлено: 03.07.2024

3 Пугачев Емельян Иванович родился в 1740 или 1742 году в донской станице Зимовеевской. Казак, грамоте обучен не был. В 17 лет участвует в Семилетней войне – 1770 годы – участвует в русско-турецкой войне. Заслуживает звание хорунжего за храбрость год – дезертирует из армии после отказа в увольнении. Его трижды арестовывают, но он бежит из- под стражи.

4 ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА ВТОРАЯ ВЕЛИКАЯ - российская императрица (с 1762 г.) 1773 год – Пугачев доставлен в тюрьму Казани. Приговор утверждает Екатерина II – пожизненные каторжные работы, Пугачев в шестой раз совершает удачный побег из острога.

7 17 сентября 1773 года – начало восстания, пополняет свои отряды за счет казаков, беглых крестьян и солдат, обещает крестьянам освобождение от крепостничества, войско составляет около 10 тысяч человек. Октябрь 1773 года – Емельян Пугачев осаждает Оренбург. Осада длится до 23 марта следующего года. Март 1774 года – войско Пугачева терпит поражение.

8 Пугачев умело уходит от преследования, используя тактику партизанской войны. Повстанцы без особого труда набирают сотни людей в свои отряды. 25 августа 1774 года под Царицыным самозванца Пугачев разбит, но снова бежит от ареста в Заволжье. Среди его казаков появляются предатели. Они решают схватить Пугачева и передать его властям, надеясь на помилование.

9 8 сентября 1774 года – Пугачев схвачен. Он несколько раз пытается бежать, но это ему не удается. В Москву Емельяна Пугачева доставляет А.В. Суворов. 9 января 1775 года – Пугачеву вынесен смертный приговор. 10 января 1775 года – Емельян Пугачев казнен (четвертован) на Болотной площади в Москве.

10 Крепость Корела расположена в месте впадения реки Вуоксы в Ладожское озеро. В Пугачевской башне сидели в заточении жены и дети Емельяна Пугачева.

13 "Что же такое "Капитанская дочка"? Всем известно, что это одно из драгоценнейших достояний нашей литературы. По простоте и чистоте своей поэзии это произведение одинаково доступно, одинаково привлекательно для взрослых и детей. На "Капитанской дочке" русские дети воспитывают свой ум и свое чувство, так как учителя, без всяких посторонних указаний, находят, что нет в нашей литературе книги более понятной и занимательной и вместе с тем столь серьезной по содержанию и высокой по творчеству". Н.Н.Страхов

14 Два чувства дивно близки нам В них обретает сердце пищу Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Животворящая святыня! Земля была б без них мертва, Как … пустыня И как алтарь без божества. А.С. Пушкин 1830 г.

15 Береги честь смолоду Пословица

17 Глава I. Семья Гриневых Ирония отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл высказывания замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что подразумевается.

18 Андрей – мужественный, храбрый Петр – скала, утес, каменная глыба

19 Долг то же, что обязанность. Человек долга тот, кто честно выполняет свои обязательства. Совесть чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Со спокойной совестью делать что-нибудь (будучи уверенным в своей правоте). Честь 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы. Долг чести. Суд чести (офицерский). 2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. 3. Целомудрие, непорочность. 4. Почет, уважение. Благородство высокая нравственность, самоотверженность и честность.

41 Какие качества русского национального характера можно выделить в образе Пугачева? Пугачев – злодей или народный герой?

42 Литература – это объективное отражение жизни или вымысел, фантазия художника?

44 Вставные эпизоды повести Сон Гринева Калмыцкая сказка

45 По дороге с Гриневым в Белогорскую крепость Пугачев рассказывает калмыцкую сказку. Сказка эта имеет иносказательный смысл, она о возможности выбора жизненного пути: долгого, размеренного, небогатого яркими событиями, и другого: яркого, насыщенного, но краткого. Символическую роль играют и герои сказки: орел - птица вольная, царственная, любящая высоту, простор; ворон - птица мудрая, но прозаичная, некрасивая, земная. Пугачев и Гринев высказывают свое отношение к жизни благодаря этой истории. Для Пугачева лучше короткий, но яркий путь, напоминающий жизнь орла. Гриневу отвратительны разбой и злодейство, не зря он называет бунт бессмысленным и беспощадным, он создан для мирной семейной жизни среди дорогих людей.

46 Эпиграф Проследите смысловое значение эпиграфов от главы к главе и сделайте вывод об их роли в повести. 1.У древних греков - надпись на надгробном памятнике. 2. Короткий текст (обычно цитата откуда-нибудь, пословица, изречение и т. п.), помещаемый автором впереди своего произведения или его отдельной части, и придающий своеобразное освещение основной идее произведения.

47 История создания образа главного героя. Варианты создания образа: 1 ВАРИАНТ Шванвич офицер, подпоручик 2-го гренадерского полка, перешедший на сторону Пугачева (союз дворянина и Пугачева был нетипичен для того времени, а также предатель не может стать положительным героем). 2 ВАРИАНТ Башарин офицер, помилованный Пугачевым за хорошее отношение к солдатам, потом, вернувшись в правительственную армию, борется против Пугачева (облик героя двоится, Пушкина не удовлетворяет герой, даже временно перешедший на сторону Пугачева). 3 ВАРИАНТ Валуев современник Пушкина, купеческий сын (этот герой также не удовлетворяет писателя). 4 ВАРИАНТ Гринев. Как вы думаете, почему Гринев был выбран Пушкиным в качестве главного героя повести?

49 Критерий сравнения ГринёвШвабрин 1. Отношение к семье капитана Миронова С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, искренне любит и считает своей семьёй. Насмешливо, с издёвкой, распространяет клевету. 2. Поведение на поединке Сражается честно, отважно, защищая честь девушки. Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича. 3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами Отказывается принести присягу самозванцу. Готов мужественно умереть. Отказывается целовать Пугачёву руку. Становится на сторону бунтовщиков, нарушает военную присягу. 4. Отношение к Маше Мироновой Любит её, но даёт свободу выбора, уважает её решение, ни к чему не принуждает. Готов отдать жизнь за неё. Рискует собой, спасая её из лагеря пугачёвцев. Наконец, не называет её имя на следствии, не желая впутывать Машу в разбирательство. Описывает Машу совершенною дурочкою, клевещет на неё. Держит взаперти, морит голодом. И в последний момент выдаёт Пугачёву. 5. Поведение с Пугачёвым Держится смело, честно, искренне отвечая на опасные вопросы. Ведёт себя достойно дворянина и человека. Унижается, выкручивается, ползает в ногах у Пугачёва, вымаливая прощение.

51 Пугачев справедлив, великодушен, отзывчив. Он кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой. Пушкин наделяет героя чертами русского национального характера: умом, сметливостью, широтой натуры, способностью совершать благородные поступки, смелостью и отвагой.

52 Но в то же время автор не идеализирует бунтовщика. За свою свободу Пугачев платит чужими жизнями. Изображая сцены расправы, Пушкин откровенно протестует против жестокости и насилия.

53 Композиция повести своеобразна. В ней можно условно выделить две части: историческая повесть о Пугачевском восстании семейно-бытовой роман обе части неразрывно связаны между собой



Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. Художник В. Боровиковский. 1794
Екатерина II в повести "Капитанская дочка"

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

АЛЕКСАНДР СЕГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 12-18

В пособии Н.В.Беляевой представлены уроки чтения,
обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Историческая правда и художественный вымысел в романе.
Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю

IV. Особенности композиции романа
Аналитическая беседа:

краткие сведения об авторах и названиях произведений,
откуда взяты эпиграфы,
выявление пафоса эпиграфов (иносказание, созвучие, ирония и т. п.).

— Комментирование основных элементов сюжета романа: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки.

— Какова композиционная роль портретов в романе? Какова динамика портретов Гринёва и Швабрина?

— Какую роль играют пейзажи в композиции романа: буран в степи, морозная ночь, императорский сад и др.?

V. Фольклорные мотивы в романе
Аналитическая беседа:

— Какие произведения фольклора использованы в эпиграфах?

— Какова смысловая роль народных песен, сказок, пословиц и поговорок, включённых в структуру романа?

— Какие принципы фольклора использованы в системе образов и сюжете романа?
(Чтобы соединиться с возлюбленной, герой Гринёв преодолевает испытания; герою Гринёву противостоит антигерой Швабрин; у героев есть верные помощники и слуги: Савельич у Гринёва, Палашка у Маши; в судьбах героев решающую роль играют случайные обстоятельства: встреча Гринёвым Зурина и вожатого, чудесное спасение Гринёва от виселицы и др.)

И т о г о в ы е в о п р о с ы:

Домашнее задание

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания.

Групповые задания.

Подготовить коллективный учебный проект.

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с. (вернуться)

ИСТОРИЧЕСКИЙ ТРУД А. С. ПУШКИНА

Давно известно, что Пушкину в высшей степени присуще историческое чувство и историческое мышление. Историзм — одно из тех свойств художественного гения поэта, которое легло краеугольным камнем в основание его реализма.

Можно сказать, что историю, особенно русскую, Пушкин воспринимал исключительно лично, интимно, и это нисколько не мешало, наоборот, помогало ему видеть истинный, хотя подчас затаенный, отнюдь не лежащий на поверхности ее смысл. Свою жизнь Пушкин вписывал в историю России, которую. в свою очередь, просматривал и через призму своей судьбы человека и поэта. Это органическое слияние личного удела и исторического движения покоилось на убеждении Пушкина в неостановимости исторического процесса, который определяет вполне постигаемые чувством и разумом законы, побуждающие людей, участников исторического действа, выбирать ту или иную позицию, не оставаться пассивными и равнодушными зрителями.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

2. Внимательно прочитайте статью об историческом труде Пушкина и постарайтесь пересказать по содержание.

4. Главный из семи холмов, на которых расположен Рим; здесь находилась цитадель города и центр его политической жизни. (вернуться)

Здесь вы найдёте видеофрагменты из кинофильмов, презентации к урокам и другой полезный материал к изучению повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка".

На странице "Емельян Пугачёв в истории и литературе" вы сможете познакомиться с конспектом интегрированного урока по повести А. С. Пушкина.

История создания "Капитанской дочки"

Пугачёв в крепости. Фрагмент фильма

Гринёв и Швабрин. Фрагмент фильма

Аудиозапись Сказка Пугачёва

Фрагменты из кинофильма "Русский бунт"

Фрагменты уроков литературы

На уроке по теме "Три встречи Гринёва и Пугачёва" мы обсуждаем тему милосердия в повести и образ Пугачёва. Ребята дома заполняли обобщающую таблицу. В ней 4 колонки: вопросы сравнения, первая встреча - глава "Вожатый", вторая встреча - главы "Приступ" и "Незваный гость", третья встреча - глава "Мятежная слобода". Вопросы сравнения: портрет, речь, поступки, выводы о качествах характера.

Перед уроком также от каждого ряда готовилась группа "артистов". Для первого ряда было задание инсценировать фрагмент из главы "Вожатый", для второго - из главы "Незваный гость", для третьей - из главы "Мятежная слобода". Вот что у нас получилось.

Ольга (Tuesday, 22 October 2013 16:49)

Не первый раз пользуюсь материалами Вашего сайта. Огромное спасибо за творческое отношение к преподаванию предмета. Учительское спасибо за уважение к посетителям сайта, очень благодарна Вам за подбор видеоматериалов к урокам

Татьяна (Sunday, 10 November 2013 17:10)

Огромное спасибо за видеоматериалы. Использую в работе очень часто, а Ваш сайт помогает.Ребята с большим интересом прослушали и просмотрели "Историю создания "Капитанской дочки". Потом до конца урока дополняли и обсуждали материал.

Сандугаш (Thursday, 05 February 2015 14:12)

Инесса Николаевна, здравствуйте! Я молодой учитель русского языка и литературы из Северного Казахстана. Хочется выразить Вам огромную благодарность за Ваш труд. И, конечно, за то, что безвозмездно помогаете таким, как я.

Ирина (Friday, 02 October 2015 14:15)

Я Вам очень благодарна! Дай Бог Вам здоровья, радости от успешной творческой работы.

Гульзия (Sunday, 06 November 2016 08:48)

Инесса Николаевна, огромное спасибо. Первый раз на Вашем сайте. Восхищена мастерством Учителя! Здоровья, творческих открытий!

Ольга (Thursday, 05 October 2017 19:11)

Это нечто потрясающее!
Инесса Николаевна - вы ЧУДО!
Спасибо Вам!
Дай Бог здоровья Вам на долгие-долгие годы!

Извините, что так сумбурно - эмоции переполняют от впечатления :-)

Мария (Sunday, 12 November 2017 04:24)

Инесса Николаевна,спасибо Вам за такие интересные уроки.Здоровья Вам и творческих открытий

Ирина (Sunday, 07 October 2018 15:14)

Инесса Николаевна,спасибо Вам за такой чудесный материал.Здоровья и Всех благ.

Ольга (Tuesday, 15 October 2019 13:34)

Инесса Николаевна, ваш сайт открыла для себя год назад, теперь часто использую ваши материалы на своих уроках и советую своим коллегам познакомиться с ним, т.к. здесь много интересных идей. Огромное вам спасибо за Ваше творчество и огромный труд, за безвозмездную помощь своим коллегам. Дай Бог Вам здоровья и творческих успехов!

Людмила Николаевна (Friday, 23 October 2020 11:12)

Инесса Николаевна, здравствуйте,
спасибо за интересные уроки, творчество и учебный материал, который Вы создаёте.

Нина (Sunday, 15 November 2020 03:36)

Инесса Николаевна, спасибо за выложенный материал к урокам по творчеству А.Пушкина

Вы, конечно, уже знаете, что каждое литературное произведение является законченным целостным единством, где всё подчинено воле автора. Нам, читателям, нужно обращаться с текстом бережно, чтобы постигнуть авторский замысел, ведь даже если произведение зашифровано, писатель даёт нам ключики к его открытию, пониманию. Одна из наших задач сегодня и будет заключаться в том, чтобы отыскать авторские ключики к пониманию произведения.

Скажите, пожалуйста, на что мы прежде всего обращаем внимание при выборе книги?

Правильно, на название.

(О восстании под предводительством Емельяна Пугачёва.)

Так почему же произведение, посвящённое, прежде всего, пугачёвскому восстанию, носит такое название?

Согласны ли вы с решением этого вопроса?

Я думаю, что получить более обстоятельный ответ мы сможем в ходе дальнейшей работы с текстом на ближайших уроках.

Назовите мне ещё одну сильную позицию текста.

Совершенно верно. Несомненно, сильной позицией текста являются его первое и последнее предложения. Давайте зачитаем их.

«Мы решились, с разрешения родственников, издать её особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена.

В первой главе перед нами предстаёт семья. Семья Гринёвых. Старшее и младшее поколения. Следовательно, самым острым в этой семье оказывается вопрос воспитания.

Исходя из всего выше сказанного, как мы могли бы определить тему сегодняшнего урока?

В средние века считалось, что ребёнок – это взрослый в миниатюре, поэтому к детям предъявлялись те же требования, что и ко взрослым.. Это касалось и внешнего вида, и моральных устоев, и правил этикета. Отношение к воспитанию изменилось позже.

Такое воспитание в домашних условиях с приглашением учителя-гувернёра было обычным явлением в русском дворянском обществе. Особо ценились учителя-французы. Правда, абсолютное большинство таких гувернёров никогда не собиралось стать педагогами, поэтому они были непригодны к педагогической деятельности. По роду своих занятий в отечестве своём эти люди были портными, шорниками. А помните ли вы, кем по профессии был мосье Бопре? (Парикмахером.)

Тема воспитания гувернерами была близка Пушкину, ведь в детстве у него было несколько гувернеров. Именно поэтому так часты иностранные учителя в его произведениях. Вспомним гувернера Дубровских.

Мосье Аббе, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

(Работа по нахождению общего между двумя гувернерами.)

А как вы думает, серьезно ли сам Петруша Гринев относится к своему воспитанию? А может быть, насмешливо? Как называется такой прием в литературном произведении? Можете ли вы объяснить, почему появляется авторская ирония? (Это взгляд человека пожилого, умудренного опытом. Он пересматривает свою жизнь и рассказывает о ней, ничего не приукрашивая.)

Для ответа на этот вопрос давайте обратимся к эпиграфу к первой главе.

«Был бы гвардии он завтра ж капитан.

Того не надобно; пусть в армии послужит.

Изрядно сказано! пускай его потужит…

Да кто его отец?

На формирование любого ребёнка очень сильное влияние оказывают те, кто живёт рядом, самые близкие люди. Что мы знаем об Андрее Петровиче, отце Петруши?

Значит, это не очень высокое положение, где-то серединка. Почему же не дослужился Андрей Петрович до более высокого чина? Помните ли вы, о чём он читает в Придворном календаре?

Мы видим, что подчинённые Андрея Петровича смогли дослужиться до более высоких чинов, добиться более высокого положения. Почему? Отгадка кроется в первом предложении повести. Отец Петруши Гринёва служил при графе Минихе, который был полководцем и политическим деятелем. На службу он был принят ещё при Петре первом. Он попал в немилость Екатерины второй, поскольку оказался противником её воцарения. Помните, при каких условиях она заняла трон? При дворцовом перевороте 1762 года, пользуясь поддержкой части дворянства и военных сил. Её воцарение было незаконным. Тогда был убит её муж, Пётр третий, и многие историки считают, что Екатерина самолично принимала участие в этом убийстве. Престол должен был наследовать её сын, Павел первый, но на трон взошла Екатерина. Часть родовитого дворянства не приняла этого. Среди таких людей был и граф Миних. По тексту мы догадываемся, что и отставка Андрея Петровича не была случайной. Приняв однажды присягу, Миних и подчинённый ему Гринёв своему слову не изменили.

А кто из вас может рассказать об отношении Андрея Петровича к крестьянам? Как он обращается с Савельичем? Упоминается ли где-нибудь в тексте о насилии, применяемом к крестьянам?

О каких же качествах, присущих Андрею Петровичу Гринёву, мы можем говорить? (Честность, строгость, суровость, отсутствие подхалимства.)

Вспомним, какая военная служба была изначально уготована для Петруши? (Записан в Семёновский полк сержантом.)

Какое отношение к этому факту прослеживается в тексте? (Ирония.) Да и в самом названии 1-й главы мы тоже можем почувствовать иронию: неродившийся мальчик уже является сержантом гвардии. Служа в таких привилегированных войсках, через год можно было получить офицерский чин. Но, как мы видим, Андрей Петрович выбирает другой путь для сына. Какой? Найдём в тексте.

А почему отец настроен столь решительно? (Он хочет, чтобы сын стал настоящим человеком, достойным звания дворянина.)

Какие слова из только что прочитанных нам уже встречались в тексте ранее? (Береги честь смолоду.) Эти слова являются эпиграфом ко всему произведению. Какой смысл вкладывает отец в эту пословицу? (Военная честь.)

Читайте также: