Конспект урока связь животных и растений

Обновлено: 06.07.2024

Урок 8. Какие бывают растения и животные. Невидимые связи человека и природы.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Глоссарий по теме

Птица-покрытое перьями и пухом позвоночное животное с крыльями, двумя конечностями и клювом.

Зверь - дикое животное.

Насекомое - маленькое беспозвоночное членистоногое животное.

Рыба-позвоночное водное животное с конечностями в виде плавников, дышащее жабрами.

Земноводные-класс позвоночных животных, приспособленных к жизни в воде и на суше.

Пресмыкающиеся - класс позвоночных животных, передвигающихся преимущественно ползком или волоча брюхо по земле рептилии.

Дерево-многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону.

Ключевые слова

Птицы, звери, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, деревья, кустарники, травы.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1.Окружающий мир 2 кл.:учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. С.56-59

2.Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 2 кл.:учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017. С.9-10

Теоретический материал для самостоятельного изучения

1.В нашей стране очень разнообразная флора и фауна. Здесь растёт много видов растений и обитают различные животные. Среди растений есть деревья, кустарники и травы.Мы с вами знаем, что деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, дают плоды. А какие деревья растут в парках, вдоль дорог, в лесу? Это -берёза, дуб, ива, каштан. Они поражают своим величием и могуществом.

2. У трав стебли мягкие и сочные.У деревьев и кустарников они твёрдые. У дерева от корня отходит один твёрдый стебель – ствол. А у кустарника несколько тоненьких стеблей – стволиков. Деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные. У лиственных –листья бывают в виде пластинок, а у хвойных – в виде иголок (хвоинок)




3.. А животные подразделяются на насекомых, рыб, птиц и зверей.

4. На нашей большой и красивой планете Земля живет множество видов живых существ:

люди, животные, деревья, цветы. У каждого из этих видов есть свои индивидуальные

особенности, которые отличают один от другого. На каждом континенте нашего огромного мира растёт большое количество растений, и до сих пор далеко не все они известны людям.

Растения отличаются между собой формой, ароматом, окраской, в этом и состоит их красота.

5. Деревья – жители нашей земли. Они живут очень долго. У них есть своя память. Она заключена в годовых кольцах. Широкие кольца говорят об обильных годах. Узенькие кольца расскажут о годах засушливых. По количеству колец можно определить возраст дерева. Сколько колец – столько и лет

6.. Рядом с нами живёт мир существ, так мало похожих на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты. Эти удивительные существа — насекомые. У нас четыре конечности — у них шесть. У нас два глаза, а у многих из них, кроме двух больших глаз, бывает ещё по три маленьких — на лбу, У нас орган слуха — уши — на голове, а у насекомых он может быть в любом месте; у кузнечиков, например, в ноге.


7. Каких только рыб нет! Тонкие и длинные, как хлыст, круглые, как мячик, крохотные — с муравья и огромные — больше слона. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт — и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт — и

колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и сколько лет.



9. К зверям относятся очень разные внешне существа: крылатые летучие мыши и похожие на рыб дельфины, изящные жирафы и тучные слоны.


10. К особой группе животных — земноводным — относятся лягушки и жабы.


11. К другой группе — пресмыкающимся — принадлежат змеи, ящерицы, черепахи,


12. Наш окружающий мир, живая, неживая природа не могут существовать по отдельности друг от друга. Например, растения относятся к объектам живой природы и не могут

выживать без солнечного света и воздуха, так как именно из воздуха растения получают для своего существования углекислый газ. Как известно, он в растениях запускает процессы

питания. Получают питательные вещества растения из воды, а ветер помогает им

размножаться, разнося их семена по земле.

13. Животные также не могут обходиться без воздуха, воды, еды. Например, белка питается орехами, которые растут на дереве. Она может дышать воздухом, она пьёт воду и так же, как растения, не может существовать без солнечного тепла и света.

Разбор типового тренировочного задания

Сортировка элементов по категориям -распределите, какие растения являются деревьями, кустарниками и травами

Цель урока : Формировать у детей целостный взгляд на мир, определять в нём место человека.

1. Дать учащимся не только теоретические знания о человеке, обществе и природе, но и развивать их творческое мышление, умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определённые выводы.

2. Расширить знания учеников о связи животных и растений в природе, рассмотреть цепи питания животных; изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов. 3. Воспитывать любовь к знаниям.

Тип урока: урок усвоения новых знаний;

Методы преподавания : информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___________________________

Методы учения : исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___________________________________________________

Оборудование, наглядность, ТСО:

Этапы и структура урока.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Опрос по материалу, изученному на предыдущем уроке:

- Перечислите группы животных, с которыми познакомились на прошлых уроках.

- Назовите одного-двух представителей каждой из перечисленных групп.

- Как вы понимаете, что такое виды животных? Приведите примеры.

- Вспомните признаки жизни животных. (Дышат, питаются, двигаются, растут и развиваются, размножаются, умирают.)

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале.

Вправо, влево повернись!

Наклонись и поклонись!

Лапки вверх и лапки в бок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы, мои зайчишки!

Знакомство с новой темой.

- Разные животные питаются разной пищей. Как вы думаете, как называют животных, которые питаются другими животными ? (Хищные животные, или хищники.)

- Чем еще питаются животные? (Растениями.) Приведите примеры.

- Как называются животные, которые питаются растительной пищей? (Такие животные называются растительноядные.)

- А как будут называться животные, которые питаются насекомыми ? (Насекомоядные животные.)

- А вот насекомые, которые поедают других насекомых, называют хищниками. А еще есть животные, которых называют всеядными.

Учитель вывешивает на доске схему:

Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.

Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания.

Цепи питания начинаются с растения. Это первое звено. Так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.

Второе звено цепи — это растительноядные животные.

- Как вы думаете, почему?

Третье звено — насекомоядные или хищные животные.

- Давайте попробуем составить возможные цепи питания лисицы:

Работа с учебником

- Какие пищевые цепочки представлены в учебнике?

- С чего начинаются все пищевые цепочки?

- Как приспособились хищники к добыванию пищи? (Лиса — тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы. Сова — мягкое оперение делает полет бесшумным, огромные глаза, которые прекрасно видят ночью, острые когти, изогнутый клюв.)

- А как приспособились животные защищаться от хищников? (Заяц — быстрые ноги, цвет шубки (зимой — белый, летом - серый). У ежа - иголки. Ящерицы отбрасывают свой хвост. У божьей коровки — едкая кровь.)

- Что произошло бы, если бы исчезли на Земле лягушки, змеи, совы, стрекозы?(Не стало бы растений на Земле, их съели бы растительноядные животные.)

1. Как можно одним словом назвать дождевого червя, речного рака, ласточку деревенскую, бурого медведя?

2. Что общего у животных и растений?

3. Как одним словом можно назвать животных (лося, зайца, кролика): домашние, дикие или растительноядные?

4. Можно ли в одну группу по способу питания определить бабочку, паука, жабу?

5. Какое животное по способу питания лишнее в ряду: белка, медведь, зубр?

6. Верно ли, что все крупные животные — хищники?

7. У кого выбор пищи богаче — у совы или дрозда?

8. На сколько групп по способу питания можно разделить перечисленных животных (лось, шмель, сова, лиса, дятел): на одну, две, три?

1. Животные. 2. Все они дышат, питаются, растут, размножаются, умирают. 3. Растительноядные. 4. Нет, бабочка — растительноядное животное, паук и жаба — хищные (плотоядные) животные, они питаются другими животными. 5. Зубр — растительноядное животное, белка и медведь — всеядные. 6. Нет, к примеру, лось, слон — растительноядные животные. 7. У дрозда — это всеядная птица, питающаяся и растениями и животными, а сова питается только животными. 8. На три: растительноядные — лось, шмель; хищные — сова, лиса; всеядные — дятел.

Про всех на свете

Все-все на свете

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны.

Без чудищ нелепых

И даже без хищников

Злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

И кто делает яд.

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то

Не очень дружны —

Мы все-таки очень

Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь

Стр. 98 – 100 читать, отвечатьна вопросы учебника

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по познанию мира во 2 классе. Тема: Весна в родном краю. Правовое, экологическое и патриотическое воспитание младших школьников.

Конспект урока познания мира во 2 классе.


разработка урока по познанию мира"Многообразие животных"

полный конспект открытого урока по познанию мира"Многообразие жвотных",использование ИКТ на уроке(видеоролик+слайды.презентации).


Конспект урока предмет "Познание мира" тема"Как зимуют дикие животные"

Цель урока: формировать представление учащихся о том, как зимуют дикие животные; раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой природой зимой; развивать умение правильно и последовательн.


Цель: выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном) Задачи:  формировать представление о растениях и животных леса как ценнос.


Урок по окружающему миру на тему "Разнообразие растений в природе. Дикорастущие и культурные растения."

Цели: - дать представление о разнообразии растений; - учить детей различать культурные и дикорастущие растения; - познакомить со значением растений в жизни людей.


конспект урока по познанию мира "Растения и животные лугов. Охрана лугов" (4 класс)

На уроке создана учебная ситуация для формирования естественнонаучной грамотности через формирование знаний о значении растенияй и животных лугов для человека, о влиянии человека на луг и об охр.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Связь животных и растений в природе

1. Обобщить знания учащихся о растениях и животных ; создать на уроке условия для определения учащимися связей между растительным и животным миром, формировать представления о круговороте веществ в природе, о цепи питания;

2. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза, пополнять активный словарь учащихся, познавательные способности;

3. Воспитывать основы экологической культуры.

I Организационный момент.

II Проверка домашнего задания:

1.Что такое среда обитания?

2.Перечислите среду обитания животных?

3.Каково значение окраски животных?

4.Почему крупные животные не обитают на лугу?

5.Зачем обитателям водной среды обтекаемая форма?

7.Как водоплавающие птицы приспособились к своей среде обитания?

8.Объясни на примере любого животного, как оно приспособилось к окружающей среде.

III Работа по теме урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт?
(Медведь)

На дереве – мячики:

Ответ: Яблоня

Столбик маленький стоит,

И тоскливо так свистит.

Ближе только подойдешь,

Юркнет в норку, не найдешь.

Ответ: Суслик

Что, скажите, за растенье

Все считают сорняком?

У кого цветки-колючки

Кто в природе повсеместно

Сам себя распространяет

И нередко, при болезнях,

Многим людям помогает?

От детишек до старух

Как зовут его? . (Лопух)

На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк)

Б) Учитель: Посмотрите внимательно на доску. Что вы видите? (предметы живой природы). На какие группы вы бы их разделили? (растения и животные).

Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (о растениях и животных)

2. Целеполагание

СтВиЯоЗбЬ ЖтИуВыОфТмНйЫмХ И РоАлСмТнЕуНяИкЙ В ПшРтИвРцОеДшЕ

3.Определение отправной точки

Распределите данных животных по типу питания.

- Разные животные питаются разной пищей. Как называют животных, которые питаются другими животными? (Хищные животные, или хищники.)

- Чем еще питаются животные? (Растениями.) Приведите примеры.

- Как называются животные, которые питаются растительной пищей?

( растительноядные)

- Как называют животных, которые поедают других животных? (хищные)

Есть животные, которые поедают и растения, и других животных. Как их называют?

Б) построение диаграммы Венна

РАСТЕНИЯ - ЖИВОТНЫЕ

-Как животные связаны с растениями?

Цепи питания

Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.

Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания.

Цепи питания начинаются с растения. Это первое звено. Так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.

Второе звено цепи — это растительноядные животные.

- Как вы думаете, почему?

Третье звено — насекомоядные или хищные животные.

- Давайте попробуем составить возможные цепи питания лисицы:

В) работа по схеме

hello_html_m74ee2638.jpg

Питательные вещества животные берут в растениях или других животных.

Деревья, травы, кустарники из воды, углекислого газа, минеральных питательных веществ строят на свету свои листья. Тут как тут любители зеленых листочков — травоядные животные. Это зайцы и белки, да и многие птицы. Все они с удовольствием едят эти растения. Но на каждом шагу травоядных животных подстерегают хищники — волки, лисы и рыси. Но ведь и волк, и лиса, и рысь тоже не бессмертны. Проживут свое и умрут. А после смерти органические вещества, из которых состоят их тела, под действием бактерий разлагаются и превращаются как раз в те минеральные питательные вещества, которые поступают в почву и которые так необходимы растениям.

Так и происходит круговорот веществ в природе, в котором каждое растение или животное как бы дополняет всех остальных и не сможет без всех остальных прожить.

Первичное закрепление знаний:

А) работа с учебником: чтение текста стр. 115. Понятие о цепи питания.

Овес - суслик – лиса.

Составление с картинами цепи питания у доски и в тетради.

Дуб – кабан - рысь

Осина – заяц - волк

Запись в рабочей тетради.

… (листья) - лось – волк

комар - … (лягушка) - цапля.

Кора дерева- насекомые - …

Г) устная работа у доски: чтение слов

- Объясните, как связаны между собой эти слова? Расставьте их в логической последовательности.

гнездо – птица- сухая трава

белка – дупло – мох

еловые ветки – берлога - медведь

1 – группа: Значение растений для животных

Кислород, питательные вещества, материал для жилища, убежище

2 – группа: Что дают животные растениям

Органические вещества для перегноя, распространяют семена

IV Обобщение: Интересны связи между растениями и животными. С одной стороны, растения служат животным пищей (пищевая связь) ; создают среду их обитания (насыщают воздух кислородом) ; дают им убежище; служат материалом для построения жилищ (например, птичье гнездо). С другой стороны, животные тоже влияют на растения. Например, распространяют их плоды и семена, в связи, с чем у некоторых плодов имеются специальные приспособления (семена лопуха).

V Рефлексия

-Что вы запомнили на уроке?

-Что нового узнали?

Про всех на свете

Все-все на свете

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны.

Без чудищ нелепых

И даже без хищников

Злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

И кто делает яд.

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то

Не очень дружны —

Мы все-таки очень

Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь

(Б. Заходер)

VI Домашнее задание: стр. 113-116 прочитать, выполнить задание № 4 на стр. 116

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметная лексика и терминология: опыление растений, распространение спор, дупло, гнездо.

Серия полезных фраз для диалога/письма

Что собой представляет хищничество?

Материал прошедших уроков:

Учащиеся знают, что у животных в природе существуют определенные взаимоотношения: симбиоз, нахлебничество, хищничество, нейтрализм, конкуренция

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Создание положительного эмоционального настроя:

Приветствие учителя и учащихся на трех языках.

Создание комфортной психологической обстановки на уроке.

Снятие внутреннего напряжения учащихся, деление на группы.

делятся на группы путем составления формы из пазлов. Для

ускорения работы пазлы можно сделать разных цветов

Карточки с надписями

на трех языках.

Пазлы разных цветов

Середина урока

Актуализация субъективного опыта учащихся

Работа по вопросам:

– Что вы знаете о том, какие связи существуют между жи-вотными и растениями?

– Как вы думаете, могут ли существовать животные, которые

способны жить без растений?

Формулирование целей урока совместно с учащимися.

Учащиеся предлагают свои варианты целей урока, записывают их и совместно с учителем корректируют формулировку.

Работа по учебнику.

Перед знакомством с новым материалом учащиеся отвечают на вопросы для повторения.

1. Какой тип взаимодействия между животными зовется

нейтрализмом (с примерами)?

2. Что собой представляет хищничество (с примерами)?

Изучение нового материала

– Учимся проводить исследования. Знакомимся с материалом,

необходимым для исследования. Это рисунки с изображением

цветов, плодов и семян на деревьях, травы.

На листе рисунки с изображением насекомых (шмелей, пчел),

коровы, птицы. Учащиеся формулируют гипотезу. Начинают

Во время изучения нового материала учитель напоминает о том,

что можно также пользоваться глоссарием в конце учебника при

знакомстве с новыми определениями.

Учащиеся под музыку выполняют движения, которые показывает

учитель или дежурный ученик.

Работа с заданиями по учебнику

Учащиеся рассматривают рисунки и объясняют, какая связь

существует между этими животными и растениями. Учащиеся

Учитель предлагает учащимся поиграть в игру. Одна группа

учащихся – это какие-нибудь животные, а другая – растения

должны выбрать свое.

Учащиеся формулируют и записывают выводы после иссле-дования (задание 1). Учащиеся записывают названия насекомых-опылителей (задание 2)

Дует тёплый южный ветер,
Снег чернеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает
Что за месяц? Кто узнает?

– Верно, март

– Этот месяц ещё называют утром года. Почему? (ответы детей).

– Вы услышали в сочинении о весенних изменениях в неживой природе.

А что относится к неживой природе?

(солнце, воздух, вода, полезные ископаемые, почва).

III. Живая природа. Фронтальная работа.

Дети: Растения дают кислород, дом, пищу животным. А животные опыляют растения, разносят семена, удобряют, рыхлят почву.

Вывод…

Связь…

  1. Как изменилась жизнь растений с приходом весны? (Растения проснулись, стали набухать почки, сокодвижение, цветение ольхи, первые цветы).
  2. У какого дерева раньше других начинается сокодвижение? (У берёзы)
  3. Какое дерево зацветает самым первым в наших краях? (Ива)
  4. Какие раннецветущие растения вы знаете? (Мать-и-мачеха, медуница, ветреница, первоцвет).
  5. Как меняется жизнь животных с приходом весны? (Появляются насекомые, возвращаются птицы, просыпаются многие животные, происходит линька, появляются детёныши).
  6. Какие насекомые появляются первыми? (Мухи, божьи коровки, бабочки, муравьи).
  7. Какие птицы прилетают первыми?
  8. Какие животные просыпаются весной?

А почему происходят эти изменения в природе?

ВЫВОД! Изменения в неживой природе→изменения в живой природе. СВЯЗЬ!

III. Работа в парах.

По горизонтали:

  1. Дерево, которое зацветает раньше других. (Ива)
  2. Состояние реки, когда вода заливает большие территории. (Половодье)
  3. Перелётная птица. (Скворец)
  4. Изменение густоты и окраски у животных. (Линька)

По вертикали:

IV. Физкультминутка. Элемент дыхательной гимнастики.

V. Природа и человек.

  1. Ребята, мы живём в лесной зоне. Какое значение для человека имеют растения леса?
  2. Сколько видов лекарственных трав растёт в нашем районе? (33 вида).
  3. Короткий рассказ о крапиве, подорожнике, мать-и-мачехе, пижме.
  4. Какое значение имеют для человека культурные растения?
  5. Как называется наука, которая изучает растения?
  6. Какое значение имеют для человека домашние животные?
  7. Какое значение имеют для человека дикие животные?

Взять из конверта цветную карточку.

Каждый ученик покупает свои продукты (выбирая карточки с нужными ему продуктами).

Читайте также: