Конспект наблюдений на расширение кругозора детей

Обновлено: 05.07.2024

Цель занятия: расширять и систематизировать знания и представления о зимующих птицах.

Задачи:

  • закреплять знания детей об отличительных признаках птиц: окраска перьев, способ передвижения;
  • продолжать совершенствовать умение составлять сравнительный рассказ по плану о зимующих птицах;
  • упражнять в образовании существительных в форме именительного и родительного падежей множественного числа;
  • развивать интерес к подвижным играм и потребность в двигательной активности.

Оборудование и материалы: презентация "Зимующие птицы", две деревянные кормушки для птиц, разрезная картинка для игры "Каких птиц много зимой в городе?", аудиофайл "Птичьи голоса".

Литература: И.А. Морозова "Ознакомление с окружающим миром".

Ход занятия

Организационный момент

Звучат голоса птиц.
Дефектолог: Ребята, давайте представим, что мы сегодня пришли с вами в зимний детский парк, вокруг деревья и слышны голоса?
- Чьи это голоса? (голоса птиц)

- Здесь живет много птиц. А еще где можно встретить птиц? (в лесу)
– Давайте с вами попробуем отгадать какие птицы прилетели в зимний парк. (ворона, дятел, синица, сова)

- Как назовем их, одним словом? (зимующие птицы)
- Почему их так назвали? (потому что не улетели в теплые края, а остались зимовать)

Зимующие птицы

Зимующие птицы

Основная часть

Игра "Отгадайте загадки"

Дефектолог: Присаживаетесь на "скамеечку". Я вам загадаю загадки о зимующих птицах, и если вы правильно ответите, то на экране появится эта птица. (дети отгадывают загадки)

Загад про птиц

Хоть я не молоток по дереву стучу,
В нем каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дятел)

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива.
Стрекотунья, белобока.
А зовут ее. (Сорока)

Озорной мальчишка.
В сером пальтишке.
По двору шныряет.
Крошки собирает. (Воробей)

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут. (Снегирь)

Спинкою зеленовата
Животиком желтовата
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

Как лиса среди зверей, Эта птица всех хитрей.
Прыгает она у дома, А зовут ее? (Ворона)

Днем спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза. (Сова)

Выносливая птица,
Усердно ищет корм,
И крошки подбирает,
Воркуя под окном! (Голубь)

Игра "Четвертый лишний"

Дефектолог: А сейчас мы с вами попробуем найти лишнюю картинку и объяснить почему она не подходит к трем другим. (дети находят лишнюю картинку, объясняя принцип классификации)

  1. Воробей – так как он не умеет ходить, он только прыгает, а остальные птицы умеют и ходить, и летать.
  2. Сорока – так как она изображена летящей, а остальные стоящими.
  3. Журавль – так как это перелетная птица, а остальные зимующие.
  4. Петух – так как это домашняя птица, а остальные зимующие.

- Вы все молодцы! Отлично справились с заданием.

Игра "Собери картинку"

Дефектолог: Ребята у каждого из вас под скамейкой находится кусочек картины, которую нам предстоит собрать. Доставайте и начнем собирать. (дети собирают картину)
– Каких птиц много у кормушки? (Воробьев, синиц, снегирей. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей)

Физминутка

- Ребята, перед вами две кормушки. Сейчас вы разделитесь на две команды: "Голуби" и "Снегири" и будете изображать своих птиц, каждый на своем месте у кормушки.
- По команде "Голуби" - "голуби" меняются местами, по команде "Снегири" - "снегири", а если услышите команду "зимующие птицы" - нужно будет поменять птицам свои кормушки.

Игра "Найди сходства и отличия"

После рассматривания слайда, картинка вывешивается на доску, и дети составляют рассказы – сравнения опираясь на нее.

Например: "Это сова и синичка. Сова большая, а синичка маленькая птица. У совы пестрое оперенье, у синички грудка желтого цвета, на голове – черная шапочка. У них есть туловище, голова, два крыла, хвост, клюв, две лапы. Их тело покрыто перьями.

Сова – ухает, синица - тенькает. Сова – хищная птица, питается грызунами, синица – зернами и крошками. Эти птицы умеют ходить, летать, прыгать. Живут в лесу. Сова в дупле, а синица может свить гнездо где угодно. Птенцы появляются весной. И сова, и синица - это зимующие птицы".

По аналогии проводится сравнительный анализ: вороны - сороки, дятла – снегиря, воробья – голубя.

Игра "Кого не стало?"

Дефектолог: Посмотрите внимательно на картинку, запомните всех зимующих птиц.
- А здесь кокой-то птицы не стало, какой? (вороны, голубя, совы, снегиря, дятла, синицы и т.д.)

Ольга Жукова
Конспект занятия по формированию целостной картины мира, расширению кругозора в подготовительной к школе группе.

Проблема: Для чего необходимо знать правила дорожного движения?

Цель: Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.

1. Выяснить и закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге. Учить различать знаки, знакомить с их назначением.

2. Развивать умение определять возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

3. Развивать специальные способы ориентации – моделирование.

4. Развивать культуру общения во время беседы, отвечая на вопросы воспитателя.

5. Обогащение и закрепление словарного запаса детей новыми словами: автодорога, проезжая часть, тротуар, пешеход, пассажир, дорожные знаки: указательные, запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса.

6. Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении.

Оборудование: жезл, макет дороги, чемоданчик, дорожные знаки (пешеходный переход, место остановки автобуса, осторожно дети, главная дорога, уступите дорогу, место стоянки, дома, машины, магнитная доска.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, ваш детский сад находится между двумя большими дорогами. Вы знаете, как они называются?

Дети: Это улицы В. Терешковой и Цвиллинга.

Воспитатель: На этих улицах очень оживлённое автомобильное движение. Чтобы не попасть в беду надо знать правила. Как вы думаете, что это за правила?

Воспитатель: Чтобы не попасть в сложное положение, надо знать правила дорожного движения. А вы выполняете правила дорожного движения?

Предлагаю провести разминку. Давайте разделимся на две команды: команда мальчиков и команда девочек. Я буду задавать вам вопросы, а вы по очереди будете отвечать на них.

1. О чем нам говорит красный сигнал светофора?

2. Почему пешеходам нельзя гулять по проезжей части дороги?

3. На какой сигнал все начинают движение?

4. Почему нельзя перебегать дорогу?

5. Почему взрослые должны крепко держать за руку детей?

6. Где можно переходить дорогу?

Воспитатель: Вот мы с вами вспомнили некоторые правила безопасного поведения на улице. Ребята, а как можно закрепить эти правила, не выходя из детского сада?

Дети: поиграть в игры.

Воспитатель: А еще для закрепления правил дорожного движения можно сделать макет дороги и играть с ним в группе.

Воспитатель: Я предлагаю вам подойти к столу и посмотреть, что я для вас приготовила. Как вы думаете, что это такое?

Воспитатель: Да, ребята, это схема улицы Терешковой, на которой стоит ваш детский сад.

Из каких частей состоит дорога?

Дети: Проезжая и тротуар.

Воспитатель: Верно, машины на дороге движутся по проезжей части, а пешеходы по тротуару. А вы знаете, когда появился первый тротуар?

Воспитатель: Ребята, а на нашем макете, где находится проезжая часть, а где тротуар?

Воспитатель: Молодцы. Давайте поставим вот эти машины на проезжую часть, а пешеходов – на тротуар.

Воспитатель: как вы считаете, наш макет готов для изучения правил дорожного движения? Всё ли на нём хватает?

Дети: Здесь не хватает домов, зданий.

Воспитатель: Совершенно верно, чтобы наш макет был похож на настоящую улицу, давайте расставим эти дома на нем.

Дети расставляют дома.

Воспитатель: У каждого дома есть свой номер, адрес. А вы все знаете свой домашний адрес?

Воспитатель: Молодцы. Знание своего домашнего адреса вам всегда пригодится.

Чтобы не случилось беды, каждый участник дорожного движения должен соблюдать специальные правила. Помогают нам в этом дорожные знаки. Они предупреждают об опасности, запрещают, разрешают, информируют. Знаки различаются не только изображением, но и размером, формой, цветом.

Посмотрите, какие дорожные знаки у меня есть. О чем они нам рассказывают.

Дети берут дорожные знаки, рассматривают и объясняют их назначение.

Воспитатель: Где на нашем макете мы можем их поставить?

Дети расставляют знаки на макете.

Воспитатель: Вот такой замечательный макет мы с вами сегодня сделали. Этот макет вы заберете с собой после нашей встречи и в группе сможете поиграть с ним и закрепить правила дорожного движения.

Давайте еще раз проговорим для чего нужно соблюдать правила дорожного движения?

Дети: Чтобы не было аварий.

Воспитатель: А всё ли вы знаете о правилах дорожного движения, о знаках?

Воспитатель: Я предлагаю вам сесть на стульчики и подумать, что вы хотите узнать нового?

Все ваши вопросы я запишу на этот лист бумаги, чтобы вы не забыли, что хотите узнать.

Дети: Кто придумал светофор?

Дети: Как выглядели первые дорожные знаки?

Дети: Когда появились правила дорожного движения?

Дети: Когда появилась первая пешеходная зебра?

Дети: Как раньше выглядел жезл у регулировщика?

Воспитатель: Ребята, а теперь подумайте и скажите, где вы можете найти ответы на свои вопросы?

Дети: В книгах, журналах, в интернете, по телевизору.

Воспитатель: А еще можно обратиться за помощью к взрослым: спросить родителей, воспитателей, бабушек или дедушек и т. п.

Воспитатель: Этот лист вы возьмете с собой, и вместе с Татьяной Николаевной и родителями будете находить ответы на свои вопросы. Ребята, вы меня очень порадовали своими знаниями. Но, к сожалению, наша встреча подошла к концу. Мне было очень приятно с вами работать. И напоследок я хочу загадать вам загадку:

Тёмным вечером и ночью

Защитить вас сможет точно.

Ведь шофёру с сотни метров

Станет сразу вас заметно.

Дети: Светоотражательный элемент (значок, браслет)

Воспитатель: Правильно. С такими значками вы будете заметней для водителей в темное время суток. Чтобы с вами не случилась беда на дороге, помните, и соблюдайте правила дорожной безопасности.

Задачи: продолжать знакомить с явлениями неживой природы, их происхождением, влиянием на все живое, отражать свои впечатления в рисунках, при выполнении заданий договариваться между собой, работать парами, развивать любознательность, наблюдательность, мышление, воспитывать любовь к природе, закрепить правила безопасного поведения. Знать характерные особенности всех времен года, устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы.

Ход занятия:

Организационный момент.

- Давайте, посмотрим на это чудо природы в окно. Что вы можете о них рассказать? (белые, как вата, пух, мягкие, воздушные, разные…)

- Облака – это вода, которая испарилась – превратилась в пар – из морей, океанов и с поверхности земли. Легкий пар поднялся высоко в небо и превратился в маленькое облачко. Оно плывет над землей, сливается с другими облаками, собирает водяной пар и превращает его в дождевые капли.

Раздаю детям кусочки белого поролона разных форм.

- Природа предлагает вам поиграть с её друзьями облаками. Какие они на ощупь? (лёгкие, белые, приятные…)

В ёмкость с водой опускаю руки с поролоном.

- Искупаем их в воде. Посмотрите, они такие же белые? (нет потемнели)

- Правильно, когда облака напитываются водой, становятся тёмными тучами.

- А теперь поднимите их, и отожмите. Что вы услышали? (звуки)

- Эти звуки с чем можно сравнить? (с дождём).

- Природа не спроста вас об этом попросила. Чтобы вы увидели и услышали звонких друзей природы - капли дождя.

- А ведь у природы есть и грохочущие друзья. Постучим по столу кулаками, как по барабану. С чем можно сравнить этот звук? (с громом)

- Это ещё не все игры природы, продолжаем. И превращаемся в ветры, они тоже друзья природы.

-. Возьмите в обе ладони конфетти, поднимите руки вверх и отпустите конфетти, подувая на них. Что произошло?(они полетели)

- Как красиво. Молодцы, ребята, вы дули, как настоящие ветры.

- Белые, летящие конфетти о чём вам напомнили? (о летящем снеге)

- Вот и о белых своих друзьях снежинках напомнила нам природа.

- Ребята, играя, что мы увидели и услышали? Как назвать это одним словом?

- Правильно, явления природы.

- А ведь это ещё не все друзья природы, попробуйте отгадать.

При отгадывании вывешиваю соответствующую иллюстрацию.

На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина

У неё теперь ангина. (Град)

За блеском — треск,

За треском — плеск. (Гроза)

В небе сверкнула огненная стрела,

Непростая раскалённая стрела.(Молния)

На минуту в землю врос

Мост высокий без перил. (Радуга)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем — не найдём. (Роса)

Он всегда дружит с дождём

Белой мглой покроет дом.

Мы с тобой пойдём вдвоём

И друг друга не найдём

Вился, вился белый рой,

Сел на землю стал горой.

Все убежали. (Дождь)

Белая вата плывет куда-то. (Облако)

- Ребята, давайте немного подвигаемся.

Облака плывут над нами, (поднимаем руки вверх)

Собираясь в тучи. (Разводим руки над головой)

Дождик звонко простучал,

Пролился из тучи. (опускаем руки вниз шевеля пальчиками)

Солнца луч на капли упал, (ведём указательным пальцем сверху вниз)

Нам в небе радугу нарисовал! (перед собой в воздухе рисуем радугу)

Ветер веет над полями,

Разгоняет тучи (качаем руками над головой.)

Солнце не заставит себя ждать

Будет землю согревать (рисуем в воздухе солнце)

- Каждое утро мы узнаем прогноз погоды: будет сегодня солнечно или дождливо, тепло или холодно, ветрено или тихо. Откуда мы узнаем о погоде? (из интернета, телефона, телевизора, от диктора радио)

- Как вы думаете, что же влияет на погоду? Почему она меняется? (ответы детей)

- Верно, ребята на изменения в погоде влияют природные явления: солнце, ветер и вода.

Выставляю соответствующую иллюстрацию.

- Солнце каждый раз разное: утром светлое, днём яркое, вечером тускнеет висит над горизонтом огромным шаром. Цвет солнца постоянно меняется то жёлтое, то оранжевое, к вечеру тёмно-красным становится на горизонте. Раньше люди по цвету восхода и заката солнца определяли, какая будет погода.

Красный закат – к ветреной погоде

Чистый закат – к ясной хорошей погоде.

Солнце на горизонте село в облака – завтра дождь будет.

- После того, как пролился дождь, что можно увидеть в небе? (радугу)

- Радуга - это ещё одно природное явление.

- Радуга появляется, когда после дождя солнечные лучи проникают сквозь капельки воды, находящиеся в воздухе. Эти капельки изменяют (преломляют) направление лучей, тем самым образуется спектр разных цветов – радуга. Округлую-сферическую форму радуга принимает из-за того, что капельки воды такой формы.

- Из каких цветов состоит радуга? (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

- Белый свет солнечного луча, разбивают капельки дождя, на разные цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

- Как вы думаете по радуге люди могли предсказывать погоду? (ответы детей).

- Люди приметили, если радуга высокая и крутая, то будет хорошая ясная погода, а если она низкая и пологая, то погода испортится.

- Мы выяснили, что после дождя радуга, а вот после жаркого дня возникает ещё одно природное явление - роса и даже туман. Как вы думаете почему? (ответы детей)

- После жаркого дня капли воды, находящиеся в воздухе, прохладной ночью остывают и опускаются на землю, превращаясь в капли росы. Утром выйдя на улицу, мы замечаем, что трава за ночь покрылась каплями росы. Днём жаркое солнце поднимется высоко, высушит траву и снова превратит росу в пар.

- Туманы можно наблюдать в безветренную погоду в любое время года. Летние туманы теплые, благодатные. Вечером после захода солнца над оврагами, низинами, речками начинает клубиться дымка молочного цвета. Постепенно она заволакивает и скрывает от глаз всё вокруг. Это рождается туман. Утром жаркое солнце и легкий ветерок разгонят туман, и он бесследно тает.

- Скажите, а по утренним каплям росы можно узнать о погоде? (ответы детей).

- Люди заметили, что, если утром обильная роса или туман – днем будет хорошая погода.

Итог:
- О каких природных явлениях мы сегодня говорили?
- Какие природные явления влияют на состояние погоды?
- Что нового и интересного вы узнали?
- Какие моменты вам больше понравились и почему?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Направление: Познавательно – речевое развитие

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Максимова Александра Петровна

Цель – формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста путем моделирования проблемных ситуаций.

- Дать детям представление о значении чистых водоемов в жизни их обитателей.

-формировать способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде. Развивать экологическое мышление в процессе опытнической деятельности.

- закреплять умение выполнять аппликацию по образцу.

- воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, у меня есть необычный сундучок – в нем находятся загадки и буквы. За каждую правильно отгаданную загадку я буду давать вам по одной букве. Если вы правильно отгадаете все загадки, то из букв получится нужное слово, и вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем беседовать.

Прямо из - под ног,

Воспитатель: Загадка вторая:

Течет, качая лодки,

Воспитатель: Загадка третья

Соберутся в кучу,

Ты увидишь черную

Воспитатель: Загадка четвертая

На него из тучи

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску и скажите, какое слово мы собрали из букв?

Воспитатель: А что вы знаете о воде?

Дети: Вода течет, она прозрачная, вода есть в реках, озерах, морях и океанах, в кране…

Воспитатель: Вы все правы, но сегодня мы поговорим не о той воде, которая течет из крана, а о речной воде. Я предлагаю вам пройти к доске и сесть на стульчики.

Основная часть:

Воспитатель : Перед вами карта нашего округа (показывает слайд). Кто знает, как он называется?

Дети : Город Якутск.

Воспитатель : Обратите внимание: всю территорию нашего округа пронизывают голубые нити. Как вы думаете, что могут они обозначать?

Дети : Они обозначают реки.

Воспитатель : Как называется главная большая река нашего округа(показывает слайд).

Дети : река Лена

Воспитатель : Совершенно верно, Лена. Скорее всего, вы вместе с папами и мамами часто бывали на ее берегах, отдыхали и ловили рыбу. Какая рыба водится в реке Лена?

Дети : Крась, окунь, ерш, налим…

Воспитатель демонстрирует слайд.

Воспитатель: Как вы считаете, какие условия должны быть для рыбы, чтобы ей в реке было хорошо, комфортно?

Дети: Чистая вода, без мусора

Воспитатель демонстрирует слайды-изображения того, что нельзя делать у водоемов. Дети объясняют, почему это нельзя делать.

Воспитатель : Молодцы, проходим на коврик и немного отдохнем.

Воспитатель: Отдохнули – отправляемся в лабораторию (дети надевают белые халаты). Ребята, посмотрите на аквариум и представьте себе, что это озеро. Вы видите, что с ним произошло?

Дети: Он грязнен, в нем много мусора.

Воспитатель: Может ли в такой воде обитать рыбы и почему?

Дети: Нет, не может, потому что в воде много мусора.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы вода стала чище?

Дети: Убрать мусор.

Воспитатель: С помощью чего можно собрать мусор?

Дети: С помощью сачка.

Ответы детей.

Дети : Нет, оно так и осталось плавать на поверхности воды.

Воспитатель : Могут ли в такой воде обитать рыбы и почему?

Дети : Нет, вода пахнет маслом, рыбам будет нечем дышать.

Воспитатель : Верно, такая вода не пригодна для речных обитателей. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

Дети : Ее нужно очистить от масла.

Воспитатель : Это можно сделать с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами из обычной салфетки. Посмотрите, как это сделаю я ( делает фильтр и устанавливает его в стаканчик ). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.

Дети делают фильтры.

Воспитатель: Молодцы, у всех все правильно получилось. Давайте испробуем наши фильтры. Возьмите пластиковые баночки с масляной водой и очень осторожно перелейте эту воду в стаканчики с фильтром. ( Дети выполняют задание). Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?

Дети: Вода стала чистой.

Воспитатель: Куда же делось масло?

Дети: Все масло осталось на фильтре.

Воспитатель: Вот, так мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Если нефтепродукты попадут в реку, то на помощь приходит специальная техника. Как вы думаете, что случится, если люди и дальше будут загрязнять Лену?

Дети: Погибнуть рыбы, растения, животные, люди.

Воспитатель: Чтобы этого не произошло, нужно соблюдать правила поведения у водоемов. На берегу рек, озер располагают специальные запрещающие знаки. Я предлагаю вам сейчас их самостоятельно изготовить – на столах лежат необходимые для этого предметы (дети подходят к столам). Разделитесь на команды из двух человек и выполните задание.

Дети изготавливают запрещающие знаки.

Заключительная часть:

Воспитатель предлагает ответить на вопросы.

- Что вам сегодня показалось особенно интересным?

- Что нового вы узнали?

- Кто помнит, с помощью чего можно очистить воду в емкости? А воду в реке?

- Что людям важно помнить, когда они приходят отдохнуть на реку?

Воспитатель : Спасибо за вашу активность на занятии, мне было приятно с вами общаться.

Читайте также: