Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе на тему дикие животные
Обновлено: 06.07.2024
• учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы.
Развивающие:
• продолжить упражнять в образовании существительных в единственном и множественном числе с уменьшительно-ласкательными суффиксами; притяжательных прилагательных мужского, женского рода и множественного числа;
• закрепить умение образовывать имена существительные с числительными;
• развивать слуховое и зрительное восприятие.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к природе;
• формировать навыки самостоятельности, доброжелательности и сотрудничества.
Оборудование:
Картинки с изображением диких животных, их жилищ и частей тела, мяч, жетоны трёх цветов на каждого ребёнка.
Словарная работа :
Имена существительные : белка, медведь, лиса, ежик, заяц, волк, лось; лосёнок, волчонок, ежонок, бельчонок, лисёнок, зайчонок, медвежонок.
Имена прилагательные: ловкий, неуклюжий, злой, голодный, серый, большой, лохматый, хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая, трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой, запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая.
Притяжательные прилагательные: лисья, волчье, беличье, заячий и т.д
Предварительная работа:
- запоминают новую информацию на слух (чтение художественной литературы);
Ход занятия
Организационный момент:
В: -Ребята, проходите в круг, давайте поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой) .
В: -Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда и к кому вы узнаете, отгадав загадки:
Этот зверь живет в бору,
У стволов грызет кору.
Летом в шубке серенькой,
А зимою — в беленькой. (Заяц)
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Уши серые торчком. (Волк)
С ветки на ветку могу я летать.
Рыженький хвост никому не поймать.
Некогда летом в лесу мне играть –
Надо грибы для зимы собирать. (Белка)
В деревне кур крадет. (Лиса)
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Всю зиму между елками
Проспал мешок с иголками.
«Ф-ф-ф — хватит спать,
- А вот и самая последняя загадка
Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко. (Лось)
В: -Ребята, про кого были эти загадки? Правильно, про диких животных.
-А почему их так называют? (они живут самостоятельно и обходятся без помощи человека, сами добывают себе пищу, воспитывают детенышей, строят жилища ).
-Где живут дикие животные? (В лесу).
-Как вы уже догадались, мы отправляемся в лес в гости к диким животным.
-Ну что в путь? А пока мы идём, будем выполнять разные задания, вы готовы? Проходите, садитесь на пенёчки (дети садятся на стульчики).
-Итак, первое задание:
В: -Ребята, посмотрите пожалуйста на картинки, звери ушли далеко от своих домиков и не могут найти дорогу обратно. Помоги им найти дома (дети рисуют дорожку от животного к домику), и отвечают на вопрос полным предложением.
Где живет белка? (Белка живёт в дупле) . Значит это чье дупло? (Это беличье дупло) , все дети хором повторяют…беличье.
Где живет волк? (Волк живёт в логове) . Это чье логово ? (Это волчье логово) .
Где живет лиса? (Лиса живёт в норе) . Это чья нора? (Это лисья нора) .
Где живет медведь? (Медведь живёт в берлоге) . Это чья берлога (Это медвежья берлога) .
Где живёт заяц? (Заяц живёт под кустом). Это чей домик? (Это заячий домик).
В: - Молодцы, справились и с этим заданием.
В: -Ребята, а сейчас животные хотят, чтобы мы их назвали ласково.
В: - Ну а сейчас пора немного отдохнуть, вставайте и выходите на полянку.
(Дети выполняют движения согласно тексту).
В:- Захотели наши животные пить и отправились на водопой. Вокруг себя покружись и в зверят превратись (дети идут по кругу).
Как-то раз лесной тропой
Звери шли на водопой (Идут по кругу друг за другом) .
За мамой лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая) .
За мамой лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках) .
За мамой ежихой катился ежонок, (Двигаются на присядках) .
За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку) .
За мамою белкой скакали бельчата, (Двигаются прыжками) .
За мамой зайчихой – косые зайчата, (Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней) .
Волчица вела за собою волчат, (Крадутся большими шагами) .
В: -Ну что, отдохнули? Тогда продолжаем играть.
В: -Ребята, а знаете ли вы детенышей животных? Сейчас я проверю. Я буду кидать мяч и называть маму, а вы кидать мне мяч обратно и называть их детенышей.
У мамы лисы-лисёнок, а если их много-лисят
У мамы белки-бельчонок, а если их много-бельчат
У мамы волчицы-волчонок, а если их много-волчат
У мамы ежихи-ежонок, а если их много-ежат
У мамы лосихи-лосёнок, а если их много-лосят
У мамы медведицы-медвежонок, а если их много-медвежат
У мамы зайчихи-зайчонок, а если их много-зайчат.
В: - А сейчас давайте посчитаем наших животных:
В: - Один медведь, два медведя, три медведя, четыре медведя, пять медведей; Один волк, белка, лиса, лось, заяц.
Молодцы. А мы продолжаем наше путешествие, проходите на места.
В: -Ребята, а сейчас мы попробуем описать животных.
Волк (какой?) - злой, голодный, серый, большой, лохматый…
Медведь (какой?) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый.
Лиса (какая?) - хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…
Заяц (какой?) - трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…
Белка (какая?) - запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…
Для этого вы должны взять каждый по жетону и разделиться на группы из трёх человек так, чтобы получился светофор.
- Первый светофор идёт к этой карточке, и т.д (пока все дети не займут место у карточек).
- На карточках изображены части тела животных, жёлтый и зелёный цвета будут называть части тела, а красный их проверять и в конце игры сказать, правильно ли дети справились с заданием.
Чьи уши? – заячьи уши
Чей хвост? – заячий хвост
Чьи лапы? – заячьи лапы
Чья голова? – заячья голова
- А теперь давайте проверим, как вы справились. Молодцы.
Итог занятия:
В: - Ребята, вам понравилось путешествие? ( Да )
- А давайте вспомним, кого мы встретили в лесу? ( Белку, медведя, волка, лису, зайца, лося, ёжика ).
1. Закрепление знаний детей о диких животных и их детенышах.
2. Совершенствование грамматического строя речи (образование имени сущ. с помощью суффиксов: -нок, -онок, -ат, -ят.
3. Развитие связной речи, развитие общих речевых навыков (четкости дикции, интонационной выразительности речи).
4. Совершенствование навыков звукового анализа слова.
5. Развитие слухового и зрительного восприятия.
6. Развитие внимания и памяти, творческого воображения.
7. Воспитание бережного отношения к природе.
Материал к занятию :
Предметные картинки с изображением диких животных : лиса, медведь, волк, заяц, белка, олень, барсук, еж.
Конверты с разрезными карточками; мнемотаблицы к сказке; демонстрационный материал жилья животных : дупло, нора, берлога, куст; фланелеграф; декорация леса; маски- шапочки диких животных
Лисенок, ежонок, медвежонок, бельчата, зайчата, волчата; медведица, ежиха, зайчиха, барсучиха, лисица, волчица, лосиха.
Работа по мнемотаблицам.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
-Ребята, посмотрите сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся… Подарим свою улыбку и хорошее настроение…
-Ребята, вы любите сказки? Назовите, какие вы знаете…
-Молодцы, много сказок!
-Из нескольких частей одну целую картинку.
-Маша, кто получился у тебя? Назови (волк) (спросить каждого ребенка)
-А теперь посчитайте, из скольких частей сложили картинку. (из 6 частей)
-Как назвать их одним словом? (дикие животные)
-Давайте уточним, почему они называются дикими? (живут в лесу, добывают пищу, строят себе жилье)
-Итак, ребята, сегодня мы встретимся с дикими животными. И я вас приглашаю на стульчики.
-Мы прослушали сказку и давайте вспомним ее. В этом нам поможет волшебная табличка.
-Ребята, какая сказка здесь спряталась? Как она называется?
-С чего начинается сказка? Куда однажды собралась девочка? (однажды девочка собралась на прогулку в лес) (Дети отвечают полными предложениями).
-Что неожиданно услышала девочка? (девочка услышала, что кто- то жалобно плачет)
- Кто же это был? (плакал малыш)
-Какой был малыш? (тоненькие ножки, огромные глаза и крошечный дрожащий хвостик)
-Кто пришел на помощь малышу? (на помощь малышу пришли лесные мамы)
-Чем закончилась сказка? (на полянку выскочила мама оленуха и увидела своего детеныша. Все лесные мамы очень обрадовались, а больше всех обрадовалась девочка, которая с улыбкой пошла домой.)
-Ребята, вам понравилась сказка?
-Сейчас работали ваши ушки и глазки, а теперь пусть поработают ваши ручки и ножки. Выходите в круг. Представьте, что мы превратились в диких животных.
«Как-то раз лесной тропой звери шли на водопой.
За мамой лосихой- топал лосенок (топают,
За мамой лисицей- крался лисенок (на носочках крадуться,
За мамой ежихой- катился ежонок (в полуприсяди,
За мамой медведицей- шел медвежонок (в перевалку,
За мамою белкой- скакали бельчата (прыгают,
За мамой зайчихой- косые зайчата (прыгают, делают ушки).
Волчица вела за собою волчат (крадутся большими шагами,
-Ребята, куда пошли лесные звери? (на водопой)
-Ребята, мы хорошо отдохнули, но у меня есть еще задание: мамы диких животных прислали фотографии и хотят, чтобы вы узнали их. Готовы? (показ карточек фото-теней диких животных)
-Кто это? (лиса, медведь, заяц….)
6. Разыгрывание сценки по ролям.
-А сейчас я вам предлагаю стать артистами и попробовать обыграть сказку по ролям. (раздача ролей, шапочек)
7. Итог занятия.
-Как называется сказка, в которой мы побывали?
-Чем закончилась лесная сказка?
-Как зовут маму олененка? (у олененка мама- оленуха)
-Олененок нашел свою маму оленуху и все лесные мамы отправились по домам.
-Ребята, где живет белка? (в дупле)
-Белка отправилась в дупло к своим… (бельчатам)
-Где живет зайчиха? (под кустом)
-Зайчиха отправилась к своим (зайчатам) и т. д.
-Чем мы сегодня занимались? (играли, рассказывали сказку, встретились с дикими животными, показали спектакль, учились слушать друг друга). Спасибо за работу, все хорошо поработали!
Действия воспитателя.
Действия детей.
Мотивационно-побудительный.
Организационно-поисковый.
Рефлексивно-корригирующий.
Ребята, давайте вспомним, каки е стихи мы учили в мини-центре о животных .
Воспитатель выставляет картинки с изображением животных;
Баю-баюшки-баю-
Медвежатам пел аю.
Он медведь совсем не злой,
Но поблизости не стой.
- Аю-это (медведь )?
-Почему нельзя стоять близко к медведю?
В зоопарке карантин.
Заболела вдруг тиі н.
Дети помните не надо,
Кормить белку шоколадом.
-Ти ін- это ?
- А чем можно кормить белку?
Пробежал немало стран,
Путешественник қ оян.
Но не видел их красы,
Заяц бегал от лисы.
-Коян-это (заяц)?
-Почему зайцу приходится быстро бегать? (Стихи Ольги Григорьевой)
Ох, хитра т ү лке плутовка,
Обманет лиса ловко.
-Т үлке- - это?
Словарная работа над словами плутовка и облик.( объяснение значения слов)
-В каких сказках встречаются эти животные?
-А какие еще животные живут в лесу?
-Подумайте и скажите, почему народ называет зайчика побегайчиком, медведя – косолапым?
-Как характеризуют в народе лису?
-Мы с вами вспомнили диких животных, их повадки, внешний облик.
-А теперь посмотрим, как вы это усвоили и отгадаем загадки про диких животных:
С ветки на ветку,
Летом ульи ворошит.
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её … .
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору.
У ствола грызёт кору.
Беседа по прочитанному:
-О чём этот рассказ?
-Кто его главные герои?
-Какое событие в рассказе главное?
-Расскажите, как мать медведица купала своих маленьких медвежат.
-Как вы думаете, зачем она это делала?
-Понравилось ли медвежатам купание?
-Как они себя вели при этом?
-Кто, по-вашему, стал свидетелем этого события?
-Подумайте и скажите, как автор относится к героям своего рассказа.
-А вы как?
Повторное чтение рассказа воспитателем с установкой на пересказ.
Подробный пересказ детьми.
Воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы при пересказе они постарались отразить точку зрения автора и свою собственную, используя для этого те художественные средства, которые использовал автор.
Работа в азбуке-тетради.
-О чём мы говорили на занятии?
-С каким рассказом познакомились?
-Кто автор этого рассказа?
-Выберите в волшебном сундучке книги с произведениями В.Бианки и прочитайте дома с родителями
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Класс предшкольной подготовки Становской начальной школы
Технологическая карта организованной учебной деятельности для предшкольного класса.
Образовательные области: Социум.
Разделы: Художественная литература.
Словарная работа: облик, плутовка.
Билингвальный компонент: аю – медведь; жануарлар – животные, тиін – белка ; т ү лкі – лиса; қ оян – заяц.
Читайте также: