Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе на тему дикие животные

Обновлено: 06.07.2024

• учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы.

Развивающие:

• продолжить упражнять в образовании существительных в единственном и множественном числе с уменьшительно-ласкательными суффиксами; притяжательных прилагательных мужского, женского рода и множественного числа;

• закрепить умение образовывать имена существительные с числительными;

• развивать слуховое и зрительное восприятие.

Воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к природе;

• формировать навыки самостоятельности, доброжелательности и сотрудничества.

Оборудование:

Картинки с изображением диких животных, их жилищ и частей тела, мяч, жетоны трёх цветов на каждого ребёнка.

Словарная работа :

Имена существительные : белка, медведь, лиса, ежик, заяц, волк, лось; лосёнок, волчонок, ежонок, бельчонок, лисёнок, зайчонок, медвежонок.

Имена прилагательные: ловкий, неуклюжий, злой, голодный, серый, большой, лохматый, хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая, трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой, запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая.

Притяжательные прилагательные: лисья, волчье, беличье, заячий и т.д

Предварительная работа:

- запоминают новую информацию на слух (чтение художественной литературы);

Ход занятия

Организационный момент:

В: -Ребята, проходите в круг, давайте поприветствуем друг друга.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой) .

В: -Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда и к кому вы узнаете, отгадав загадки:

Этот зверь живет в бору,

У стволов грызет кору.

Летом в шубке серенькой,

А зимою — в беленькой. (Заяц)

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Уши серые торчком. (Волк)

С ветки на ветку могу я летать.

Рыженький хвост никому не поймать.

Некогда летом в лесу мне играть –

Надо грибы для зимы собирать. (Белка)

В деревне кур крадет. (Лиса)

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Всю зиму между елками

Проспал мешок с иголками.

«Ф-ф-ф — хватит спать,

- А вот и самая последняя загадка

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко. (Лось)

В: -Ребята, про кого были эти загадки? Правильно, про диких животных.

-А почему их так называют? (они живут самостоятельно и обходятся без помощи человека, сами добывают себе пищу, воспитывают детенышей, строят жилища ).

-Где живут дикие животные? (В лесу).

-Как вы уже догадались, мы отправляемся в лес в гости к диким животным.

-Ну что в путь? А пока мы идём, будем выполнять разные задания, вы готовы? Проходите, садитесь на пенёчки (дети садятся на стульчики).

-Итак, первое задание:

В: -Ребята, посмотрите пожалуйста на картинки, звери ушли далеко от своих домиков и не могут найти дорогу обратно. Помоги им найти дома (дети рисуют дорожку от животного к домику), и отвечают на вопрос полным предложением.

Где живет белка? (Белка живёт в дупле) . Значит это чье дупло? (Это беличье дупло) , все дети хором повторяют…беличье.

Где живет волк? (Волк живёт в логове) . Это чье логово ? (Это волчье логово) .

Где живет лиса? (Лиса живёт в норе) . Это чья нора? (Это лисья нора) .

Где живет медведь? (Медведь живёт в берлоге) . Это чья берлога (Это медвежья берлога) .

Где живёт заяц? (Заяц живёт под кустом). Это чей домик? (Это заячий домик).

В: - Молодцы, справились и с этим заданием.

В: -Ребята, а сейчас животные хотят, чтобы мы их назвали ласково.

В: - Ну а сейчас пора немного отдохнуть, вставайте и выходите на полянку.

(Дети выполняют движения согласно тексту).

В:- Захотели наши животные пить и отправились на водопой. Вокруг себя покружись и в зверят превратись (дети идут по кругу).

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой (Идут по кругу друг за другом) .

За мамой лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая) .

За мамой лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках) .

За мамой ежихой катился ежонок, (Двигаются на присядках) .

За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку) .

За мамою белкой скакали бельчата, (Двигаются прыжками) .

За мамой зайчихой – косые зайчата, (Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней) .

Волчица вела за собою волчат, (Крадутся большими шагами) .

В: -Ну что, отдохнули? Тогда продолжаем играть.

В: -Ребята, а знаете ли вы детенышей животных? Сейчас я проверю. Я буду кидать мяч и называть маму, а вы кидать мне мяч обратно и называть их детенышей.

У мамы лисы-лисёнок, а если их много-лисят

У мамы белки-бельчонок, а если их много-бельчат

У мамы волчицы-волчонок, а если их много-волчат

У мамы ежихи-ежонок, а если их много-ежат

У мамы лосихи-лосёнок, а если их много-лосят

У мамы медведицы-медвежонок, а если их много-медвежат

У мамы зайчихи-зайчонок, а если их много-зайчат.

В: - А сейчас давайте посчитаем наших животных:

В: - Один медведь, два медведя, три медведя, четыре медведя, пять медведей; Один волк, белка, лиса, лось, заяц.

Молодцы. А мы продолжаем наше путешествие, проходите на места.

В: -Ребята, а сейчас мы попробуем описать животных.

Волк (какой?) - злой, голодный, серый, большой, лохматый…

Медведь (какой?) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый.

Лиса (какая?) - хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…

Заяц (какой?) - трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…

Белка (какая?) - запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…

Для этого вы должны взять каждый по жетону и разделиться на группы из трёх человек так, чтобы получился светофор.

- Первый светофор идёт к этой карточке, и т.д (пока все дети не займут место у карточек).

- На карточках изображены части тела животных, жёлтый и зелёный цвета будут называть части тела, а красный их проверять и в конце игры сказать, правильно ли дети справились с заданием.

Чьи уши? – заячьи уши

Чей хвост? – заячий хвост

Чьи лапы? – заячьи лапы

Чья голова? – заячья голова

- А теперь давайте проверим, как вы справились. Молодцы.

Итог занятия:

В: - Ребята, вам понравилось путешествие? ( Да )

- А давайте вспомним, кого мы встретили в лесу? ( Белку, медведя, волка, лису, зайца, лося, ёжика ).

1. Закрепление знаний детей о диких животных и их детенышах.

2. Совершенствование грамматического строя речи (образование имени сущ. с помощью суффиксов: -нок, -онок, -ат, -ят.

3. Развитие связной речи, развитие общих речевых навыков (четкости дикции, интонационной выразительности речи).

4. Совершенствование навыков звукового анализа слова.

5. Развитие слухового и зрительного восприятия.

6. Развитие внимания и памяти, творческого воображения.

7. Воспитание бережного отношения к природе.

Материал к занятию :

Предметные картинки с изображением диких животных : лиса, медведь, волк, заяц, белка, олень, барсук, еж.

Конверты с разрезными карточками; мнемотаблицы к сказке; демонстрационный материал жилья животных : дупло, нора, берлога, куст; фланелеграф; декорация леса; маски- шапочки диких животных

Лисенок, ежонок, медвежонок, бельчата, зайчата, волчата; медведица, ежиха, зайчиха, барсучиха, лисица, волчица, лосиха.

Работа по мнемотаблицам.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

-Ребята, посмотрите сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся… Подарим свою улыбку и хорошее настроение…

-Ребята, вы любите сказки? Назовите, какие вы знаете…

-Молодцы, много сказок!

-Из нескольких частей одну целую картинку.

-Маша, кто получился у тебя? Назови (волк) (спросить каждого ребенка)

-А теперь посчитайте, из скольких частей сложили картинку. (из 6 частей)

-Как назвать их одним словом? (дикие животные)

-Давайте уточним, почему они называются дикими? (живут в лесу, добывают пищу, строят себе жилье)

-Итак, ребята, сегодня мы встретимся с дикими животными. И я вас приглашаю на стульчики.

-Мы прослушали сказку и давайте вспомним ее. В этом нам поможет волшебная табличка.

-Ребята, какая сказка здесь спряталась? Как она называется?

-С чего начинается сказка? Куда однажды собралась девочка? (однажды девочка собралась на прогулку в лес) (Дети отвечают полными предложениями).

-Что неожиданно услышала девочка? (девочка услышала, что кто- то жалобно плачет)

- Кто же это был? (плакал малыш)

-Какой был малыш? (тоненькие ножки, огромные глаза и крошечный дрожащий хвостик)

-Кто пришел на помощь малышу? (на помощь малышу пришли лесные мамы)

-Чем закончилась сказка? (на полянку выскочила мама оленуха и увидела своего детеныша. Все лесные мамы очень обрадовались, а больше всех обрадовалась девочка, которая с улыбкой пошла домой.)

-Ребята, вам понравилась сказка?

-Сейчас работали ваши ушки и глазки, а теперь пусть поработают ваши ручки и ножки. Выходите в круг. Представьте, что мы превратились в диких животных.

«Как-то раз лесной тропой звери шли на водопой.

За мамой лосихой- топал лосенок (топают,

За мамой лисицей- крался лисенок (на носочках крадуться,

За мамой ежихой- катился ежонок (в полуприсяди,

За мамой медведицей- шел медвежонок (в перевалку,

За мамою белкой- скакали бельчата (прыгают,

За мамой зайчихой- косые зайчата (прыгают, делают ушки).

Волчица вела за собою волчат (крадутся большими шагами,

-Ребята, куда пошли лесные звери? (на водопой)

-Ребята, мы хорошо отдохнули, но у меня есть еще задание: мамы диких животных прислали фотографии и хотят, чтобы вы узнали их. Готовы? (показ карточек фото-теней диких животных)

-Кто это? (лиса, медведь, заяц….)

6. Разыгрывание сценки по ролям.

-А сейчас я вам предлагаю стать артистами и попробовать обыграть сказку по ролям. (раздача ролей, шапочек)

7. Итог занятия.

-Как называется сказка, в которой мы побывали?

-Чем закончилась лесная сказка?

-Как зовут маму олененка? (у олененка мама- оленуха)

-Олененок нашел свою маму оленуху и все лесные мамы отправились по домам.

-Ребята, где живет белка? (в дупле)

-Белка отправилась в дупло к своим… (бельчатам)

-Где живет зайчиха? (под кустом)

-Зайчиха отправилась к своим (зайчатам) и т. д.

-Чем мы сегодня занимались? (играли, рассказывали сказку, встретились с дикими животными, показали спектакль, учились слушать друг друга). Спасибо за работу, все хорошо поработали!

Действия воспитателя.

Действия детей.

Мотивационно-побудительный.

Организационно-поисковый.

Рефлексивно-корригирующий.

Ребята, давайте вспомним, каки е стихи мы учили в мини-центре о животных .
Воспитатель выставляет картинки с изображением животных;
Баю-баюшки-баю-
Медвежатам пел аю.
Он медведь совсем не злой,
Но поблизости не стой.
- Аю-это (медведь )?
-Почему нельзя стоять близко к медведю?

В зоопарке карантин.
Заболела вдруг тиі н.
Дети помните не надо,
Кормить белку шоколадом.
-Ти ін- это ?
- А чем можно кормить белку?

Пробежал немало стран,
Путешественник қ оян.
Но не видел их красы,
Заяц бегал от лисы.
-Коян-это (заяц)?
-Почему зайцу приходится быстро бегать? (Стихи Ольги Григорьевой)

Ох, хитра т ү лке плутовка,
Обманет лиса ловко.
-Т үлке- - это?
Словарная работа над словами плутовка и облик.( объяснение значения слов)

-В каких сказках встречаются эти животные?
-А какие еще животные живут в лесу?

-Подумайте и скажите, почему народ называет зайчика побегайчиком, медведя – косолапым?
-Как характеризуют в народе лису?
-Мы с вами вспомнили диких животных, их повадки, внешний облик.
-А теперь посмотрим, как вы это усвоили и отгадаем загадки про диких животных:

С ветки на ветку,

Летом ульи ворошит.

Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её … .

Угадайте, что за шапка:

Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору.
У ствола грызёт кору.

Беседа по прочитанному:
-О чём этот рассказ?
-Кто его главные герои?
-Какое событие в рассказе главное?
-Расскажите, как мать медведица купала своих маленьких медвежат.
-Как вы думаете, зачем она это делала?
-Понравилось ли медвежатам купание?
-Как они себя вели при этом?
-Кто, по-вашему, стал свидетелем этого события?
-Подумайте и скажите, как автор относится к героям своего рассказа.
-А вы как?

Повторное чтение рассказа воспитателем с установкой на пересказ.

Подробный пересказ детьми.
Воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы при пересказе они постарались отразить точку зрения автора и свою собственную, используя для этого те художественные средства, которые использовал автор.

Работа в азбуке-тетради.

-О чём мы говорили на занятии?
-С каким рассказом познакомились?
-Кто автор этого рассказа?
-Выберите в волшебном сундучке книги с произведениями В.Бианки и прочитайте дома с родителями

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Класс предшкольной подготовки Становской начальной школы

Технологическая карта организованной учебной деятельности для предшкольного класса.

Образовательные области: Социум.

Разделы: Художественная литература.

Словарная работа: облик, плутовка.

Билингвальный компонент: аю – медведь; жануарлар – животные, тиін – белка ; т ү лкі – лиса; қ оян – заяц.

Читайте также: