Конспект занятия по развитию речи домашние птицы

Обновлено: 03.07.2024

1. Продолжать развивать подвижность щек, губ, языка.
2. Закрепить работу по развитию речевого дыхания.
3. Продолжать работу над формированием правильной голосоподачи и плавности речи.
4. Развивать мелкую и общую моторику.
5. Закрепить словарь по теме.
6. Систематизировать представления детей о домашних птицах, местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека.
7. Совершенствовать умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе.
8. Отрабатывать у детей умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать относительные и притяжательные прилагательные.
9. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги.
10. Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными.
11. Закрепить умение детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
12. Продолжать отрабатывать с детьми способы словообразования глаголов.
13. Продолжать работу над образованием и употреблением в речи глаголов с различными приставками.
14. Продолжать совершенствовать умение детей образовывать существительные с размерно-оценочными суффиксами.
15. Повторить счет до 10.
16. Развивать память, внимание, мышление, речь.
17. Воспитывать доброе отношение детей к птицам, труду людей на птицеферме.

Оборудование.

1. Маленькие зеркала на подставке для каждого ребенка.
2. Фланелеграф.
3. Кукла в платочке и с ведерком.
4. Мячик.
5. Птичий двор из игрушек.
6. Картинки и иллюстрации по теме.
7. Цифры на карточках.
8. Указка.

Существительные: гусь, гуси, гусик, гусыня, гусыни, гусенок, гусята, утка, утки, уточка, селезень, селезни, утенок, утята, петух, петухи, петушок, курица, курицы, курочка, куры, хохлатка, цыпленок, цыплята, цыпленочек, индюк, индюки, индюшка, индюшки, индюшечка, индюшонок, индюшата, индюшоночек, голубь, голуби, голубочек, голубка, голубки, голубок, голубята, курятник, насест, гнездо, гребешок, шпоры, голубятня, яйцо, птенец, птенчик, поилка, кормушка, корм, пшено, зерно, хлебные крошки, червяки, мошки, жучки, гусеницы, птичий двор, птицеферма, птичница, птичник, голосище, лапищи, шеища, крылище, глазищи, клювище, перище;

Глаголы: кукарекает, кудахчет, квохчет, крякает, шипит, болбочет, воркует, кормит, покормит, накормит, перекормит, закроет, откроет, прикроет, накроет, строит, откладывает, высиживает, выводит, выкармливает;

Прилагательные: длинношеий, красноклювая, краснобородый, маленький, беспомощный, желтый, крикливый, недовольный, шустрый, куриный, сизый, утиный, голубиный, индюшачья, петушиный, гусиный, цыплячий.

I. Организационный момент.

– Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на птичий двор и еще раз встретим петушка с его семейством, индюка, гусей, уток, заглянем в голубятню к голубку, вместе с птичницей покормим всех домашних птиц, вспомним, какой у кого голос, и чем домашние птицы помогают нам.

– А теперь – в гости на птичий двор!

II. Артикуляционная гимнастика для выработки правильного звука [ р ].

– Ребята, когда вы встречаете своих друзей, знакомых, вы улыбаетесь?

– Улыбнемся мы и домашним птицам при встрече. Но прежде, давайте почистим наши зубки, чтобы улыбки были у нас красивыми. Поиграем в игру "Чьи зубы чище? ": рот откроем, губы растянем в улыбке, широким кончиком языка "почистим" верхние зубы с внутренней стороны, делая языком движения вверх-вниз. Следите, чтобы губы не закрывали зубы, а нижняя челюсть не двигалась (дети выполняют упражнение вместе с логопедом каждый перед своим зеркалом).

– А теперь улыбнемся друг другу и птичнице Варе, которая работает на птичьем дворе и нас встречает.

III. Работа над речевым дыханием.

– А я про Варю знаю стишок:

"Тары-бары, растабары,
У Варвары куры стары".

– Давайте и вы его расскажите (дети рассказывают хором). Этот стишок можно рассказывать очень тихо (дети рассказывают хором тихо); можно рассказывать грустно (дети рассказывают грустно фронтально).

IV. Закрепление пройденного.

1. Беседа по вопросам на изученную тему.

– Ну, вот мы и на птичьем дворе. Чей это дом? (Домашних птиц)

– А что еще называют их домом? (Птицеферму)

– Кто здесь ухаживает за домашними птицами? (Птичница)

– Еще кто-то может? (Птичник)

– А что делают птичница и птичник? (Кормят, поят, убирают, ухаживают)

– Из чего едят здесь птицы? (Из кормушки)

– Из чего пьют? (Из поилки)

– Что едят домашние птицы? (Специальный корм, зерно, пшено, хлебные крошки, червяков, мошек, жучков, гусениц)

2. Дидактическая игра "Посмотри и назови".

– Каких же домашних птиц мы здесь встретили? (Логопед показывает картинки с: петухом, курицей, гусем, уткой, индюком, голубем)

– Давайте вспомним, что есть у петуха. (Логопед показывает указкой на картинке части тела петуха, а дети называют: голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка)

3. Дидактическая игра "Кто как разговаривает?".

– Ребята, а как же птицы разговаривают друг с другом?

петух – кукарекает,
курица – кудахчет, квохчет,
цыпленок – пищит,
утка – крякает,
гусь – шипит,
индюк – болбочет,
голубь – воркует.

4. Дидактическая игра "У кого кто в семье?".

– А теперь давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы. (Логопед показывает картинки, а дети называют)

петух – курица – цыпленок. Где они живут? (В курятнике)
гусь – гусыня – гусенок;
утка – селезень – утенок;
индюк – индюшка – индюшонок;
голубь – голубка – голубок. Где они живут? (В голубятне)

Пальчиковая гимнастика "Утята". (Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов "пи-пи-пи" ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)

Первый, второй – шли утята.
Третий, четвертый – за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый испугался.
Громко-громко запищал:
– Пи-пи-пи!
– Не пищи, поищи!

5. Дидактическая игра "Один – много". (Логопед бросает мяч со словом, ребенок возвращает мяч, отвечая)

– На птичьем дворе я увидела курицу, а когда их будет не одна, то как скажем?

курица – курицы, куры,
петух – петухи,
цыпленок – цыплята,
гусь – гуси,
гусыня – гусыни,
гусенок – гусята,
утка – утки,
селезень – селезни,
утенок – утята,
индюк – индюки,
индюшка – индюшки,
индюшонок – индюшата,
голубь – голуби,
голубка – голубки,
голубок – голубята.

6. Дидактическая игра "Что сначала, что потом?".

– Ребята, давайте заглянем в курятник и посмотрим, как появляются детки у кур. (Логопед предлагает детям выложить последовательно картинки, выполняют коллективно, результат проговаривают)

Образец: насест – гнездо – яйцо – птенец.

– Что курица сначала делает? (Откладывает яйца)

– А дальше? (Высиживает птенцов)

– А потом? (Выводятся, вылупляются птенцы)

– А затем? (Выкармливает птенцов)

7. Дидактическая игра с мячом "Подбери признак".

– Посмотрите, какие красивые домашние птицы вырастают из птенцов.

петух (какой?) – краснобородый, крикливый,
гусь – длинношеий,
птенец – беспомощный,
индюк – недовольный,
утка (какая?) – красноклювая,
голубка – маленькая, быстрая,
утята (какие?) – шустрые,
голуби – сизые.

8. Дидактическая игра "У кого что?".

– А давайте посмотрим на наших птиц внимательнее. Чем они могут похвалиться? (Дети рассматривают игрушки или картинки)

у петуха (что есть?) – красный гребешок,
у индюка – красивый хвост,
у курицы – пестрые перья,
у гуся – длинная шея,
у голубя – маленький клюв,
у утки – широкие лапы.

9. Дидактическая игра с мячом "Назови ласково".

– Ребята, покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково.

птенец – птенчик,
петух – петушок,
курица – курочка,
гусь – гусик,
утка – уточка,
цыпленок – цыпленочек,
голубь – голубочек,
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек.

10. Дидактическая игра "Считайка":

– А теперь мы попробуем посчитать домашних птиц. (Логопед на фланелеграф ставит карточки с цифрами от 1 до 5 и картинку с домашней птицей, указкой указывает последовательность и очередность счета)

Образец: один петух – два петуха – три петуха – четыре петуха – пять петухов,

один голубь –
одна утка –
одна курочка –
одна гусыня –
одно гнездо –

– Давайте посчитаем птиц по порядку.

Образец: первый гусь – второй гусь – третий гусь – четвертый гусь – пятый гусь,

первый птенец –
первая индюшка –
первое яйцо –

V. Физминутка.

Вышла курочка-хохлатка,
(дети по кругу идут за логопедом)
С нею желтые цыплятки.
Квохчет курочка: "Ко-ко!
Не ходите далеко!
На скамейке у дорожки
(дети садятся на корточки,
руки прикладывают к щеке,
глаза закрыты)

Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
(затем глаза открывают,
встают, пальцы рук сцепляя в замок)

И цыпляток догоняет."

VII. Закрепление пройденного (продолжение).

11. Дидактическая игра "Чья, чей, чье?".

– Ой, ребята, чей это хвост? – петушиный. (Логопед показывает картинку)

чье перо? – куриное,
чей след? – утиный,
чей пух? – гусиный,
чье воркование? – голубиное,
чей писк? – цыплячий,
чья кормушка? – индюшачья.

12. Дидактическая игра"Помощники":

– Ребята, а как мы можем помочь птичнице Варе кормить птиц? Давайте вспомним все действия со словом "кормить":

Образец: покормить, накормить, перекормить.

– А со словом "закроет"?

Образец: откроет, прикроет, накроет.

13. Дидактическая игра "Потерялись слова".

– А теперь вам, ребята, надо помочь птичнице Варе найти нужные предлоги, чтобы рассказать нам стишки про домашних птиц. (Логопед указкой на картинках или на игрушечном птичьем дворе подсказывает детям отгадку)

Куры желтой детворе
Ищут зерна … (НА земле)
Показал индюк индюшке
Много зернышек … (В кормушке)
– Завтра солнце выйдет снова! –
Прокричал петух … (С забора)
Утятам будет спать тепло,
Когда их спрячет утка … (ПОД крыло)
Голубочек сизый мой
Пролетел …(НАД головой)
Птенчикам шалить нельзя –
Можно выпасть … (ИЗ гнезда)
Красивое перо индюшки
Достала птичница … (ИЗ-ПОД подушки)
Когда гулять решил ты босиком,
Стоять не надо … (ПЕРЕД индюком)
Идут утята весело гуськом
На дальний пруд … (ЗА червяком)
Цыпляток маленький отряд
Букашек ищет … (МЕЖДУ гряд)
Как только положат в кормушку зерна,
Выйдет петух … (ИЗ-ЗА угла)

14. Дидактическая игра "Хвастуны".

– Ой, ребята, посмотрите, как заважничали домашние птицы. Они чем-то хвастаются. (Логопед указкой на картинке или на игрушке показывает называемую им часть тела птицы)

Образец: у петуха (что?) – не голос, а голосище,

у индюка – не хвост, а хвостище,
у утки – не лапы, а лапищи,
у гуся – не шея, а шеища,
у курицы – не крыло, а крылище,
у голубя – не глаза, а глазищи,
у селезня – не клюв, а клювище,
у гусыни – не перо, а перище.

– Ну вот, пришло время прощаться нам с птицами. Скажем им и птичнице Варе спасибо и до свидания. (Дети проговаривают хором, логопед убирает картинки с фланелеграфа, убирает игрушечный птичий двор)
– Ребята, а у каких птиц в гостях мы сегодня были?
– Кому помогали?
– Кого из домашних птиц встречали?
– Полезны ли для человека домашние птицы?
– Чем? (Они дают мясо, яйца, перо, пух)
– Надо ли человеку ухаживать за птицами?
– Почему?
– Мы многое сегодня вспомнили и повторили. Молодцы.

Литература:

1. Лопухина И.С."Логопедия. Речь, ритм, движение."–СПб.:КОРОНА принт, 2004.

2. Петрова Т.И., Петрова Е.С."Игры и занятия по развитию речи дошкольников"– М.:Школьная Пресса, 2004.

Цель: Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, расширение словарного запаса.

1. Учить детей образовывать существительные родительного

2. Развитие диалогической речи, зрительного и слухового внимания.

3. Расширить и закрепить словарь по теме, учить подбирать признаки.

4. Упражнять в построении фразы и учить согласовывать слова в роде, числе, падеже.

5. Работать над словообразованием.

6. Развивать психические процессы: мышление, память, внимание, переключаемость.

7. Формировать речевую активность и доброе отношение к животным.

8. Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами (за, на, под).

9. Учить детей составлять предложения с данными предлогами.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к домашним птицам

Ход занятия:

Всех ребят всех ребят собрать велит

Подходите, подходите и на это поглядите

Ведь сегодня на рассвете

Распахнул оконце ветер

И забросил в группу к нам

Хоть поверьте, хоть проверьте,

Всем вам шлют привет в конверте.

Кто же, кто прислал привет?

Загляните-ка в конверт!

Дети говорят предложения, используя Р. падеж:

Воспитатель: Я получила привет от селезня.

Дети: 1. Я получил привет от утки

2. Я получил привет от петуха

3. Я получил привет от курицы

4. Я получил привет от индюка

5. Я получил привет от индюшки

6. Я получил привет от гуся

7. Я получил привет от гусыни

(Дети выставляют картинке на мольберте.)

Воспитатель: Ребята, как можно одним словом назвать всех, тех от кого мы получили

Дети: Это птицы.

Воспитатель: Почему вы решили, что это птицы?

Дети: Потому что у них есть клюв, крылья, тело, покрытое перьями, 2 лапы.

Воспитатель: Где живут эти птицы, где берут корм?

Дети: Живут эти птицы рядом с человеком, он ухаживает за ними.

Воспитатель: Какую пользу приносят эти птицы человеку?

Дети: Птицы несут яйца, дают перья, мясо.

Воспитатель:Значит, это какие птицы?

Дети: Домашние

3 Воспитатель: Где можно встретить всех домашних птиц?

Дети: в деревне, на птичьем дворе

Воспитатель: Ребята, сейчас я скажу волшебные слова…

Раз, два, три обернись

И на птичьем дворе очутись.

Воспитатель: Здесь большое оживленье –

Птицы в разном оперении

Объясните, дети, всем

Где родители, где дети?

Кто отдельно, а кто вместе?

Соедините на картинке родителей и их деток

Дети соединяют каждый на своем листочке, один ребенок работает у доски

строят предложения, согласовывая все слова:

У петуха с курицей – цыплята.

У утки с селезнем – утята.

У гусыни с гусем – гусята.

У индюшки с индюком – индюшата.

- Как назвать всех деток у домашних птиц? (птенцы)

- Откуда они появляются? (из яиц)

Воспитатель: Ребята,птенцы, как и детки любят поиграть

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем, я говорю вам одну птицу, а вы говорите, что их на

птичьем дворе много.

утка – много уток,

селезень – много селезней,

курица – много кур,

петух – много петухов,

цыпленок – много цыплят,

гусь – много гусей,

гусыня – много гусынь,

гусенок – много гусят,

утенок – много утят,

индюк – много индюков,

Физминутка (с показом движений и звукоподражанием) .

Вышли уточки на луг, кря-кря-кря! (шагают)

Пролетел веселый жук, ж-ж-ж! (машем руками – крыльями)

Гуси шеи выгибают, га-га-га! (круговые вращения головой)

Клювом перья расправляют! (повороты туловища влево – вправо)

Ветер ветки раскачал (какчае поднятыми руками вверх)

Шарик тоже зарычал, р-р-р! (руки на поясе, наклонившись вперед смотрим перед собой)

Зашептал в воде камыш, ш-ш-ш! (подняли вверх руки, потянулись).

И опять настала тишь, ш-ш-ш! (присели).

Учить произносить звукоподражание в соответствии с жестом взрослого.

Я буду называть и показывать домашних птиц, а вы мне ответите, кто как голос подает. Для этого разделимся на две команды: девочки будут мамами, а мальчики – птенцами. Мамы будут звать своих деток громко, а детки громко кричать не умеют, они будут отвечать тихо.

(Воспитатель жестом показывает на мальчиков или девочек).

Наши уточки с утра – кря-кря-кря. А утята отвечают тихо: кря-кря-кря.

А гусыни у пруда –га-га-га. А гусята тихо повторяют.

Наши курочки в окно –ко-ко-ко. А цыплята тихо повторяют.

А индюки средь двора – бл-бл-бл. А индюшата тихо повторяют.

А как Петя – Петушок нам поет (все вместе) КУ-КА-РЕ-КУ!5.

6. (Крик петуха)

Воспитатель: Что случилось? Что стряслось?

Ребята как вы думаете О чем просит вас петух?

Дети: Петуха напугал кто-то.

Воспитатель: Ребята, семью петуха напугал кот, курочка и цыплята спрятались и петушок не может их найти. Помогите отыскать ему курочку и цыплят.

Выставить панно, где курица с цыплятами спрятаны за разными предметами.

Дети говорят предложения с разными предлогами:

Воспитатель: Курица спряталась за деревом. Я достану ее из-за дерева.

Дети: Цыпленок спрятался в траве. Я достану его из травы.

Дети: Цыпленок залез на камушек. Я достану его с камушка.

Дети: Цыпленок спрятался в корзину. Я достану его из корзины.

Дети: Цыпленок спрятался за забор. Я достану его из-за забора.

Воспитатель: - Кем будет цыпленок, когда вырастет?

Дети: Петухом или курицей

Воспитатель: Петушок очень рад, что нашлась его семья, и дарит вам на выбор фотографии своих цыплят

Кто все хорошо запомнил тот берет фотографию в зеленой рамочке, кому было сложно тот берет фотографию в желтой рамочке, а кто ничего не запомнил, и не понял берет в подарок фотографию в красной рамочке.

Раз, два, три обернись

И в детском саду очутись

Воспитатель: Ребята, где мы сегодня были?

Дети: Мы были на птичьем дворе.

Воспитатель: А кого мы видели на птичьем дворе?

Дети: Мы видели домашних птиц.

Воспитатель: каких домашних птиц вы видели?

Дети: Мы видели кур, уток,гусей, индюков.

Воспитатель: Ребята, а какие фотографии вы принесли с собой?

Маша: Я выбрала … потому что…

Ваня: Я выбрал … потому что…

Эвелина: Я выбрала … потому что…

Арсений: Я выбрал … потому что…

Соня: Я выбрала … потому что…

Кира: Я выбрала … потому что…

Лиза: Я выбрала … потому что…

Ø Уточнить и расширить представления о домашних птицах, их образе жизни.

Ø Углубить знания детей, используя опыты.

Ø Формировать связную речевую активность в обучении пересказу сказки, передачи ее содержания без пропусков и искажений.

Ø Развивать мышление, зрительное внимание, творческое воображение.

Ø Формировать навыки сотрудничества, доброжелательных отношений между детьми, чувства ответственности, инициативности, любви и бережного отношения к живой природе.

Методические приемы: беседа, вопросы, загадки, опыт, игра, пересказ сказки по опорным картинкам, зрительная гимнастика, сюрпризный момент.

Обогащение словаря: куртки – пуховики, тонкий лед проломится, перепонки.

Предварительная работа: заучивание загадок о домашних птицах, беседа о домашних птицах, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто изображен на иллюстрациях? Назовите одним словом. (Домашние птицы).

- А вы хотите больше узнать о домашних птицах? (Да).

- тогда мы сейчас поиграем в интересную игру, которая называется

· Почему домашние птицы летают только на короткое расстояние? (У них слабые крылья и тяжелое тело).

· Зачем домашние птицы проглатывают камни? (Для перетирания пищи, так как у них нет зубов).

· Какую пользу приносят человеку домашние птицы? (Мясо, яйца, пух).

Явился в желтой шубке –

Прощайте, две скорлупки!

Квохчет, квохчет, детей созывает,

Всех под крыло собирает.

Не будильник, а разбудит,

Запоет – проснутся люди.

В воде купался, а сух остался.

· Почему у гусей и уток не намокают перья? (Они их смазывают жиром, который находится в хвостике, и она скатывается с перышек).

- Хотите проверить? (Да).

Вот у вас лежат по две полоски. Одна простая, чистая. А другая смазана воском. Возьмите первую и намочите ее. (полоска промокла). А теперь, возьмите другую полоску и намочите ее. (с нее вода скатывается). А теперь возьмите по перышку и намочите его. (перышко тоже осталось сухим).

Вывод: У водоплавающих птиц вода скатывается с перышек, перья не намокают.

- А что еще помогает этим птицам плавать? (У них на лаках есть перепонки и они гребут лапками, как веслами). Вот поэтому куры, индюки и петухи не могут плавать.

- Почему курочка покачала головой? (Ответы детей).

Дети по - желанию пересказывают сказку.

Вышли утром как-то в ряд (Шагают на месте)

Десять маленьких утят.

Посчитались, (Руки вверх, вперед, в стороны)

Удивились, (Руки внизу, поднимать плечи)

На две группы разделились. (Покружились)

Головкой повертели. (Повороты головы)

Червячка склевали, (Наклон вперед)

К речке побежали. (Бег на месте)

Перед детьми лежат черно-белые изображения, и на них накладывают цветные разрезные части этой картинки.

Автор: Белик Элеонора Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №53 детский сад комбинированного вида
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: конспект занятия по развитию речи "Домашние птицы"
Раздел: дошкольное образование

Образовательные:

Закрепление знаний детей о характерных признаках домашних птиц, их

внешнем виде, образе жизни.

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме.

Совершенствование грамматического строя речи, связной речи.

Развивающие:

Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха,

зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики,

Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества,

Материалы: предметные картинки домашних птиц, фасоль и горох

перемешанные, тарелочки, червячки из пластилина, игрушка курочки и

цыплёнка, раскраски домашних птиц.

- Сегодня к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы выросли,

повзрослели, чему научились. Но сначала нужно поприветствовать гостей.

(дети хором приветствуют гостей).

К детям приходит курочка. Здравствуйте ребята!

Пришла я к вам за помощью. Пропал у меня ребёнок маленький

цыплёнок. Бегаю заву его, не откликается, наверно заблудился, на нашем

птичьем дворе. Двор у нас большой, где искать не знаю.

В – ль: Ребята поможем Курочке.

Поспешим на птичий двор.

- Три раза вокруг себя повернись и на птичьем дворе очутись.

Поворачиваю доску, на ней картинка домик деревья.

Ну вот ребята оказались мы на птичьем дворе.

Только кто же здесь живёт? Здесь ли наш цыплёнок?

Загадка про гуся.

Длинная шея, красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки. (гусь).

В-ль: Правильно ребята здесь живёт семья гусей

На магнитной доске появляется картинка с гусиной семьёй.

В – ль: Это гусиная семья!

Как папа называется? (гусь) А как мама? (гусыня) А как называется их малыш

(гусёнок), а если малышей много (гусята)?

В – ль: Задаёт вопросы по описанию гусей – дети отвечают, если

затрудняются помогает и дети повторяют.

Описание гусей – гуси большие, у них длинные шеи, на голове красный

длинный клюв, два глаза, два больших крыла, маленький хвост, две красные

лапы, а на лапах перепонки – по этому, гуси водоплавающие птицы, а чем

покрыто тело гусей (перьями, а под перьями пух). Перья у гусей серого или

белого цвета. А гусята жёлтого цвета.

А характер у гусей вздорный, они любят пощипать и поиграть. Давайте с

Развитие тонкой моторики речь с движениями.

Есть у нас драчливый гусь

(поочерёдно прикоснуться большим пальцем к остальным)

Очень я его боюсь (руки в кулачки и прижать к телу)

Выгнет шею и гогочет (правая рука вверх в щепотку)

Гуси, гуси вы не видели моего цыплёнка?

- Да курочка забегал твой сынок с моими гусятами поиграл – зёрнышки

поклевал и убежал…

- да на двор где живут утки побежал…

Ну что ребята на двор к уткам отправимся….

- Три раза вокруг себя повернись и на утином дворе очутись…

На магнитной доске появляются картинки утиной семьи.

В – ль: Это утиная семья.

Как папа называется? (селезень) А как мама? (утка) А как называется их

малыш (утёнок), а если малышей много (утята)?

В – ль: Задаёт вопросы по описанию уток, сравнивают маму и папу – дети

отвечают, если затрудняются помогает, а дети повторяют.

Утки чуть поменьше гусей. На голове два маленьких глаза. Широкий,

оранжевый и длинный клюв. Шея у уток короче чем у гусей. На туловище два

крыла, короткий хвост и две лапки. На лапках перепонки. Перепонки для того

чтобы утки могли плавать – это водоплавающие птицы. Туловище уток

покрыто перьями, а под перьями пух. Утка пёстренькая, а селезень яркий у

него зелёная или синяя голова, белый галстучек на шее, и на крыльях есть

зелёные полоски. А утёнок жёлтенький.

В – ль: Ребята посмотрите какие утята маленькие, они очень любят играть

давайте с ними поиграем!

Вышли уточки на луг

Вышли уточки на луг,

Пролетел веселый жук,

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал,

Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)

И опять настала тишь,

В – ль: - Уточки вы не видели цыплёнка? потерялся бедненький.

Утки отвечают: Кря – кря – кря забегал он к нам с утра, водицы попил и убежал.

В – ль: А куда же он побежал?

Утки отвечают: А на двор к индюкам.

Ну что ребята на двор к индюкам отправимся….

- Три раза вокруг себя повернись и на индюшинном дворе очутись…

На магнитной доске появляются картинки индюшинной семьи.

В – ль: Это индюшинная семья.

Как папа называется? (индюк) А как мама? (индюшка) А как называется их

малыш (индюшонок), а если малышей много (индюшата)?

В – ль: Задаёт вопросы по описанию индюков, сравнивают маму и папу –

дети отвечают, если затрудняются в – ль помогает, а дети повторяют.

Индюки крупные птицы, папа побольше, а мама поменьше. На голове у

индюка бородавчатый не оперённый носовой отросток. У индюка он

большой и ярко красный, а у индейки поменьше. У индюка большой хвост –

как веер, а у индюшки поменьше, на лапках у индюков нет перепонок,

поэтому они плавать не умеют – они сухопутные птицы. Туловище индюков

покрыты перьями они пёстрые. Индюшка светлая, а у индюка больше чёрных

пёрышек. Индюшата тоже желтенькие, а на крылышках чёрненькие пятна.

В – ль: Индюки вы не видели, куда наш цыплёнок побежал?

Индюки: видели, конечно! Он искал червячков для мамы, нашёл и помчался

домой с гостинцами!

В – ль: Ребята посмотрите Индюшка грустная какая то. Индюшка что

Индюшка отвечает: Да вот принесла нам хозяйка обед индюшатам горох, а

мне с индюком фасоль, только индюшата мои разбаловались и рассыпали и

перепутали горох и фасоль. Вот теперь боюсь их кормить – поперхнуться

фасолью она крупная.

Ребята давайте поможем индюкам! На столах стоят три чашки в одной

перепутанные горох и фасоль, а две другие пустые. В одну нужно положить

горох в другую фасоль. И тогда индюшата смогут спокойно пообедать

горохом, а индюк и индюшка фасолью.

Дети за столами перебирают фасоль и горох.

Индюки благодарят детей и прощаются!

Ну что ребята на двор к курам отправимся….

- Три раза вокруг себя повернись и на курином дворе очутись…

На магнитной доске появляются картинки куриной семьи.

В – ль: Ну вот ребята мы и пришли к курочке в гости.

Как папа называется? (петух) А как мама? (курица) А как называется их

малыш (цыплёнок), а если малышей много (цыплята)?

В – ль: Задаёт вопросы по описанию кур, сравнивают маму и папу – дети

отвечают, если затрудняются, воспитатель помогает, а дети повторяют.

Ребята посмотрите на курочку и петушка они одинаковые или разные?

Да они разные – у петушка на голове гребешок большой и бородка большая,

а у курочки маленькая. У петушка хвост большой и пышный, а у курочки

маленький, у петушка пёрышки яркие, разноцветные, а курочка скромница

пёстренькая. А на лапках перепонок нет по этому, куры плавать не умеют они

Ой, Ребята посмотрите а вот и цыплёнок прибежал, да с гостинцами для

мамы и папы (в – ль показывает тарелочку с червячками из пластилина).

Пи-пи-пи угощайтесь мама и папа я так старался вас порадовать!

Курица: спасибо сыночек!

В – ль: Ой какой же у курочки хороший цыплёнок. Мне он очень нравится! А

вам он нравится? Давайте скажем почему нам нравится цыплёнок.

Воспитатель говорит пример предложения (цыплёнок мне нравится, потому

что он красивый!) передаёт цыплёнка в руки следующему ребёнку. Дети по

очереди говорят своё предложение. – Цыплёнок мне нравится потому, что……

Цыплёнок: Ой ребята вы такие добрые, помогали моей маме искать меня и

не бросили её в беде, подарю я вам раскраски в память о нашем птичьем

В – ль: Ребята нам пора прощаться и возвращаться в группу.

- Три раза вокруг себя повернись и в группе очутись…

Ну вот мы и в группе. Ребята, где мы с вами побывали? А кого там видели? А

птицы эти были дикие или домашние? Путешествие наше закончилось!

Теперь можно и раскраски раскрасить…

Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки.

Закрепление знаний детей о характерных признаках домашних птиц, их

внешнем виде, образе жизни.

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме.

Совершенствование грамматического строя речи, слоговой структуры слов,

Образовательные: Закрепление знаний детей о характерных признаках

домашних птиц. Расширение представлений детей о птицах, их внешнем

виде, образе жизни.

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование

грамматического строя речи, слоговой структуры слов, связной речи.

Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха,

зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики,

Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества,

Материалы: предметные картинки домашних птиц., аудио запись голоса

- Сегодня к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы выросли,

повзрослели, чему научились. Но сначала нужно поприветствовать гостей.

(дети хором приветствуют гостей).

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю,

Всех я вас приветствую!

Здравствуйте милые дети, вы лучше всех на свете. Вот таких хороших я

приглашаю в путешествие. Хотите? Подумайте и скажите, на чём можно

путешествовать? (выслушиваем ответы детей).

поезде) (включается весёлая музыка).

2. Речевая зарядка.

Вот мы приехали на птичий двор (воспитатель включает звуки домашних

птиц ) Кого вы услышали? (ответы детей). Я предлагаю вам поиграть.

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ле-ле-ле- много птиц у нас в селе.

Ал-ал-ал- наш цыплёнок очень мал.

Ол-ол-ол - индюшонок сел на пол.

Лу-лу-лу- гусёнок спрятался в углу.

Ре-ре-ре- много уток во дворе.

Лю-лю-лю- я домашних птиц люблю.

Развитие фонематического слуха.

К нам пришёл волшебник злой, Он ужасный и большой.

Он руками замахал,

Птичек всех заколдовал.

Но пришли друзья – детишки,

Стали думать и гадать,

Как друзей расколдовать!

- Я сейчас буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите

Бетух, петюх, пытух, петух.

Усыня, гузыня, гусиня, гусыня.

Интюк, индук, интук, индюк.

Закрепление название частей тела птицы.

- Ребята, как одним словом назвать петуха, индюка, утку, гуся? Почему

их так называют?

Какую пользу приносят домашние птицы человеку?

Развитие координации речи с движением.

Ах ты, Петя – Петушок,

На макушке гребешок,

А под клювом – то бородка,

Очень гордая походка.

Рано – рано по утру

(Дети повторяют слова и соответствующие движения).

звукоподражание в соответствии с жестом взрослого.

показывать домашних птиц, а вы мне ответите, кто как голос подаёт.

Для этого разделимся на две команды: девочки будут – мамами, а мальчики

Мамы будут звать своих деток громко, а детки громко кричать не умеют, они

Читайте также: