Развернутый план конспект урока по русскому языку

Обновлено: 06.07.2024

Тема урока: Грамматические нормы современного русского языка и их функционирование в речи.

2. Выработка умений находить и различать грамматические ошибки.

3. Формировать навыки использования нормированной речи.

4. Анализ типовых заданий ЕГЭ, связанных с речевыми нормами и культурой речи (А3, А4, А5).

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Оборудование урока: раздаточный материал (по типу заданий ЕГЭ), компьютер, проектор, диск со слайдами мультимедиа.

Организационный момент: проверка готовности к уроку, настрой на работу.

Актуализация опорных знаний. Мотивационный этап.

- Слово учителя. Беседа: Дорогие ребята, наш урок я хочу начать с высказываний о русском языке:

- Как вы думаете, ребята, что объединяет эти высказывания?

- А всегда ли можем слышать грамматически правильную речь?

- Где чаще всего мы встречаем речевые ошибки? Приведите примеры (реализация домашнего задания проблемно-поискового характера)

- Итак, актуальна ли на сегодняшний день проблема чистоты и правильности русской речи?

- Исходя из всего сказанного, как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?

(Оформление тетрадей: запись темы занятия; постановка цели и задачи)

Работа по теме (анализ содержания учебного материала, выделение главных связей)

(Возможны ответы учащихся, так как материал им уже известен)

Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

Основные признаки нормы: 1) относительная устойчивость;

- Ряд заданий ЕГЭ как раз и проверяет уровень владения нормами русского литературного языка. Вспомним классификацию основных языковых норм (анализ диаграммы) :

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта к уроку

русского языка во 2 классе по теме:

«Слова с безударными гласными

Тип урока : открытие нового знания

Разработала : Ибракова Заира Ибрагимовна

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

Планируемый

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;

подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;

расширить словарный запас учащихся

Личностные:

осознание алгоритма учебного действия;

способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные:

освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;

формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

принимать на себя ответственность за результат своих действий;

наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия

Орфограмма, корневая орфограмма, безударные гласные, предложение, текст.

Межпредметные связи

Русский язык – развитие речи – литературное чтение

-дополнительные

Полякова А.В. Русский язык. Учебник для 2 класса. Часть 2

Карточки с творческим заданием.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

ЦИКЛОГРАММА

1. Мотивация к учебной деятельности-1 М .

2. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений-5 М.

3. Постановка учебной задачи-5 М.

4. Построение проекта выхода из затруднения- 4 М.

5. Реализация построенного проекта-10 М .

6. Обобщение новых знаний-5 М.

7. Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону-3 М.

8. Включение в систему знаний- 5М.

9. Рефлексия деятельности- 2 М

Формируемые

универсальные учебные действия

Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой ритм

Готовятся к работе

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

- Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

Минутка чистописания

Запишите букву, которая следует в алфавите за буквой М. (н)

Вторая буква состоит из длинной наклонной линии и короткой с закруглением вверху и внизу. (р)

Буква, которая обозначает гласный звук [э] после мягких согласных. (е)

Буква, которая звука не обозначает, но указывает на мягкость предыдущего согласного . ( ь)

Буква, которая обозначает глухой согласный звук, парный звонкому звуку [г]. (к)

Буква, которая обозначает звук [о] после твердого согласного. (о)

- Какие буквы записали? (н, р, е, ь, к, о)

- На какие группы можно разделить эти буквы? ( 1 группа - гласные, 2 группа – согласные, 3 группа – буквы, не обозначающие звука, 4 группа – буквы, элементы которых выходят за границу строки, 5 группа – буквы, в написании которых есть овал)

Постановка учебной задачи

Анализирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели;

логические – формулирование проблемы.

2) Работа в парах

- Составьте слова, используя только эти буквы. (Конь, корь, корень)

- В каком слове не совпадает произношение с написанием слова? (В словах конь, корь все звуки слышим отчетливо , а в слове корень при написании гласной во 2 слоге можно ошибиться)

- Почему возникло затруднение? (Во втором слоге – слабая позиция)

- В какой части слова гласная в слабой позиции? (В корне)

- Что такое корень? (1 уч. -корень – часть растения, 2 уч. – общая часть родственных слов, 3 уч. – главная часть в слове)

Построение выхода из затруднения

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

- Какую цель ставим? (Узнать какая орфограмма в этом слове, как ее проверить)

-Какое наше действие следующее? (1. Назвать орфограмму.

2. Составить алгоритм проверки данной орфограммы.

3. Сравнить наш алгоритм проверки с правилом в учебнике.

4. Поупражняться в написании таких слов.)

Реализация построенного проекта

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Работают в соответствии с составленным планом

Регулятивные : целеполагание, прогнозирование, коррекция.

Познавательные: общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества.

- Какое название вы предлагаете для данной орфограммы? 1 уч. - путанные буквы, 2 уч. – буква без ударения, 3 уч. – сомнительные гласные)

- Давайте проверим, чей вариант был точнее. Откройте учебник на странице 83 и прочитайте название темы.

(Слайд 3) Безударные гласные в корне слова.

(Слайд 4) Алгоритм

- Составим алгоритм проверки слов с безударными гласными.

2. Определяю ударение.

3. Подбираю однокоренные слова.

4. Выделяю корень.

5. Подбираю проверочное слово.

- Сравним наш алгоритм с правилом на странице 87. Какой вывод сделаете?(Наш алгоритм верный)

- Докажите, что в слове корень надо писать безударный гласный е. ( Проверочное слово: коренья )

Физкультминутка

Обобщение новых знаний

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Выполняют задания с объяснением

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные : управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.

Познавательные : общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

На доске слова:

- Что скажете? (Здесь записаны слова с безударными гласными)

- По составленному алгоритму найдем безударную гласную в каждом слове.

-Запишите слова в столбик.

- Какие шаги выполним? ( Поставим ударение, выделим корень в слове, опасное место обозначим точкой)

Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний

Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные : самоопределение.

Выполнение упражнения 416 на странице 87

Проверка в парах

Физкультминутка для глаз

Включение в систему знаний

Организует выполнение творческого задания

Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение.

Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

Познавательные : общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Работа в группе

1) Вставь пропущенную букву в слова, объясняя свой выбор.

бер…г д…ревья

2) Составьте с данными словами рассказ из 3-4 предложений

Защита проекта

Проверка написания безударной гласной в слове и составление предложений осуществляется по группам.

Рефлексия деятельности

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

- С какой орфограммой познакомились на уроке?

- Как проверить безударную гласную в корне слова?

- Подберите устно слово на эту орфограмму?

У каждого ученика лист с двумя шкалами

Интересный урок Моё участие

- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

- Спасибо за работу на уроке!

Карточка для работы в группе

Вставь пропущенную букву в слова,

допиши проверочное слово

д…ревья - ______________________________

Составьте с данными словами

рассказ из 3- 4 предложений

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

Интересный урок Мое участие

Интересный урок Мое участие

Интересный урок Мое участие

Интересный урок Мое участие

Интересный урок Мое участие

Интересный урок Мое участие

Урок- открытие новых знаний. Цели урока были достигнуты. Все этапы урока взаимосвязаны данной темой. При объяснении нового материала были повторены ранее изученные знания. Дети сами определили тему урока, сделали вывод. В ходе самостоятельной работы использованы:ф ронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа, также были использованы здоровьесберегающие технологии (физминутка, упражнения для глаз.) Была применена наглядность, карточки со словами, текст для каждого ученика, иллюстрации.) На протяжении всего урока осуществлялась обратная связь с учеником. Большое внимание уделялось на уроке развитию речи учащихся и обогащению словарного запаса. Применялись разнообразные виды работ: самостоятельная, коллективная, творческая, работа с текстом. Учащиеся были активны на уроке. Они сравнивали, группировали, доказывали свое мнение.

- повторить и закрепить: сведения об определении, известные по курсу 5-7 классов.

Развивающие:

- формировать языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенцию учащихся

Воспитательные:

- содействовать воспитанию интереса к русскому языку;

- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению; требовательное отношение к себе и своей работе;

- формировать навыки контроля и самоконтроля.

Формы работы учащихся : индивидуальная, парная, коллективная

1. Организационный момент (приветствие, запись в тетрадях даты и классной работы, тема урока не известна, учащиеся сами по ходу выполнения заданий формулируют тему урока, цели и задачи)

2. Вводная часть

  1. Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.
  2. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

На доске эпиграф к уроку:

“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык ”. (К. Г. Паустовский).

- Я хочу начать наш урок с высказывания великого русского писателя К. Г. Паустовского (чтение эпиграфа).

- Какими словами Паустовский характеризует наш язык? (Самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный)

- Как вы понимаете эти слова?

- на предыдущих уроках русского языка мы говорили о главных членах предложения, о способах выражения подлежащего и сказуемого. Кроме главных членов предложения, какие ещё бывают? (Второстепенные члены предложения)

- Сегодня мы узнаем новое об одном из второстепенных членов предложения.

- Как вы будете узнавать новое? (Будем анализировать предложения, заниматься исследованием синтаксических конструкций).

3. Словарный диктант

До начала знакомства с новым материалом проведём словарный диктант с дополнительным заданием: указать вид подчинительной связи в словосочетаниях. (Один человек пишет за доской, остальные на местах, затем учитель проверяет работу, выполненную учащимся. На местах – взаимопроверка)

  1. Не видимый для охотника,
  2. не тронутая инеем трава,
  3. нестерпимая боль,
  4. нисколько не раскаявшийся,
  5. непоправимый поступок,
  6. не тронутые июльским зноем,
  7. не покрашенный заново,
  8. никем не выучены,
  9. неумолкаемый шум,
  10. непоправимый поступок,
  11. ненавидевший всех,
  12. незастроенный пустырь,
  13. не освещенная солнцем,
  14. негромко вскрикнула.

- Что вы повторили? (Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи; виды подчинительной связи в словосочетаниях).

- А теперь, используя материал, который мы только что повторили, выполните задание: найдите в данных словосочетаниях слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ?

4. Изучение нового материала.

- Определение темы урока учащимися: О чём мы будем говорить на уроке? Какая перед нами стоит задача? Какие части речи могут выступать в качестве определения? Давайте попробуем разобраться в этом, проанализировав следующие предложения и параллельно составляя схему.

1. Я подошёл к огромному дубу.

2. На диван прилёг утомившийся малыш.

3. Я живу на третьем этаже.

4. Этот рассказ мне понравился.

5. Её вещи лежали в шкафу.

6. Каждая травинка пробуждается с наступлением весны.

5. Работа с учебником. Самостоятельное чтение материала учебника.

- Чтение материала § 17 (с. 59, 1-2 абзац, примеры)

- А сейчас вы будете работать в группах. Представьте свой вариант алгоритма для работы с второстепенным членом предложения - определением.

Одна из групп представляет свой вариант, остальные дополняют, уточняют.

  1. Найти в предложении слова, которые обозначают предмет.
  2. Поставить от них вопросы какой? какое? какая? чей? чья? чьё?
  3. Определить, есть ли в предложении слова, которые обозначают признак предмета, свойство, качество, отвечают на вопросы какой, какая, какое, какие, чей. чья. чьё, чьи
  4. Вывод: значит, это определение.
  5. Определения в предложении подчёркиваются волнистой линией

- Что вы сейчас открыли? (Алгоритм действий при работе с определением)

- Что теперь вы должны сделать? (Потренироваться)

6. Ребята! Наши глазки устали, давайте проведём небольшую физкультминутку – гимнастику для глаз:

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки).

И вдруг проснулся (поморгать глазами).

Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки).

Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох).

Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).

7. Закрепление нового материала

Работа по учебнику – упражнение 98 (предложения 1, 2, 4, 5) . Запишите предложения, найдите по алгоритму, только что вами составленному определения.

8. Работа по рядам:

Вам даны имена существительные (по рядам), подберите к ним определения

Цветок, дерево, море

9. Самостоятельная работа

Цель: Организовать усвоение детьми нового материала.

Запишите предложения под диктовку, подчеркнуть определения, укажите, чем они выражены

1. В голосе его подрагивали нотки смеха.

2. Приказ прекратить огонь был выполнен незамедлительно.

3. Я помню мамин голубенький платок из ситца.

4. Капитан пригласил нас перебраться в каюту попросторнее.

5. В момент вспышки молнии Алеша заметил у дома напротив незнакомую девочку лет десяти.

10. Подведение итогов урока:

- Чему вы сегодня учились?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие цели ставили перед собой?

- Вы достигли поставленных целей?

- Проанализируйте свою работу на уроке и заполните карточку рефлексии.

- карточка для рефлексии:

Я знаю, как определить определения

Я знаю, какие части речи могут выступать в качестве определения

Самостоятельную работу я выполнил без ошибок.

В самостоятельной работе я допустил ошибки.

11. Домашнее задание:

Из повести Пушкина “Капитанская дочка” выписать по 5 предложений с определениями, выраженными разными частями речи. Определения подчеркнуть.


План конспект урока по русскому языку тема: Однокоренные слова.

Содержимое разработки

Конспект урока по русскому языку.

Класс: 2

Учитель: Борамбаева А.А.

Тип урока: закрепление изученного.

Цель урока: Обобщить и закрепить представления учащихся о признаках однокоренных слов.

1. Формировать навыки грамотного написания орфограмм в корне слова.

2. Способствовать развитию словарного запаса, мышления, умения давать ответы на проблемный вопрос.

3. Воспитывать умение работать в группах (коммуникативные

умения), воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль.

4. Воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование:

плоские звёзды из бумаги, на оборотной стороне которых написано задание;

макет дерева для каждого ученика;

карточки с корнями слов;

мультимедиа-проектор, презентация “Однокоренные слова”;

интерактивная доска.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Организационный момент.

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Название: ДА-НЕТ

Время: 5-7 минут

Размер группы: любой

Возьмите лист бумаги и, не показывая друг другу, напишите на нем имя сказочного героя, литературного персонажа или героя мультфильма, имеющего свою пару. Например, Крокодил Гена (Чебурашка), Чип (Дейл).

А теперь возьмите скотч и прикрепите ваш лист на спину своего соседа.

Все прикрепили своих персонажей?

У вас есть вопросы по данному упражнению?

Мотивация учебной деятельности.

(После игры дети не рассаживаются, а остаются возле доски, встают в круг).

- Сегодня мы подводим итог нашему знакомству с однокоренными словами, корнями слов.

Отгадайте загадку: Рассыпалось к ночи золотое зерно,

Глянули утром – нет ничего.

- Что это? (звёзды на небе) (слайд № 1)

- Звёзды всегда привлекали внимание людей. Люди могут часами смотреть в небо, любоваться звёздами, а когда видят падающую звезду, то загадывают желание. Говорят, что оно исполнится.

3. Актуализация опорных знаний.

- А сейчас ребята, я предлагаю вам повторить домашнее задание и тему прошлого урока.

- У меня в руках коробка, в этой коробке капсулы, а в капсулах слова. Вы берете одну капсулу, и каждый читая свое слово про себя думает в какую ракету он сядет. В трех капсулах лежат не слова, а звезды - это капитаны двух ракет и один капитан, который останется в космосе с теми, кто не найдет свою ракету дожидаясь следующей ракеты.

(Дети достают капсулы ).

(Дети ищут свои ракеты; слова, которые в капсуле: водитель, водный, море, морской, мороз, вода, водяной, мореплаватель, морж, моряк, водить, водопровод, водянистый, мореход, морозить).

Проверка: объяснение каждым учеником почему он выбрал именно эту лодку или остался на корабле. (проверка по слайду № 2)

- А теперь дети сядьте за парты по группам так как вы распределились.

(Учитель ставит на парту таблички с названием ракеты, дети рассаживаются).

4. Орфографическая пятиминутка.

- Открываем тетради и записываем число, классная работа.

- Разгадайте тайну первой звезды.

- Назовите, одним словом словосочетания и запишите эти слова, выделяя общую часть.

Небольшая, мелкая рыба. (Рыбка, рыбёшка).

Рыбная ловля. (Рыбалка).

Ловить рыбу. (Рыбачить).

Человек, занимающийся рыбной ловлей. (Рыбак).

(На экране появляется запись “Рыбка, рыбёшка, рыбалка, рыбачить, рыбак”, слайд №3). Дети проверяют.

Работа по теме урока.

Упражнение на внимание. (слайд №4)

- А вторая звезда дарит нам сказку. Послушайте сказку “Родственница”. Найдите два признака родственных слов.

– Я – гусь? Это – гусыня, это наши гусята. А ты кто?

– А я ваша родственница – гусеница.

– Права ли гусеница? Назовите два признака родственных слов. (Однокоренные слова имеют общий корень и общее основное значение)

БЕЛКА, БЕЛЕНЬКИЙ, БЕЛИТЬ.

ЛОСЬ, ЛОСКУТ, ЛОСЕНОК.

ГОРНЫЙ, ГОРА, ГОРОДОК.

СЕМЯ, СЕМЕЧКО, СЕМЬЯ.

ТРАВА, ТРАВУШКА, ТРАВЫ.

- Запишите эти группы слов. Выделите корень.

- Четвёртая звёздочка предлагает нам отдохнуть.

Физминутка.

Всё готово для полёта, поднять руки вперёд, затем вверх.

Ждут ракеты всех ребят. соединить пальцы над головой,

Мало времени для взлёта, марш на месте.

Космонавты встали в ряд. встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс.

Поклонились вправо, влево, наклоны в стороны.

Отдадим земной поклон. наклоны вперёд.

Вот ракета полетела. прыжки на двух ногах

Опустел наш космодром. присесть на корточки, затем подняться.

Работа в группе.

- Пятая звёздочка просит вас поработать в группе.

У каждого на партах задание.

Двор, бег, дворик, дворовый, беглый, дворник, беглец, беготня, дворняга, побег, подворье, дворня, бегунок, бегство,

- Выделить группы однокоренных слов. Поставить “+” у одной группы,

а “-”у другой. Обменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

- Запишите данные слова по группам, выделите корень.

- Давайте назовём группы образовавшихся однокоренных слов. (проверка слайд № 6).

6. Закрепление.

Упражнение в распознавании однокоренных слов. Работа в группах.

- Шестая звёздочка просит вас заселить домики.

Проверка слайд № 7

Индивидуальная работа.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

А был садик - словом.

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Гулять в саду словесном.

7. Рефлексия учебной деятельности.

- Вот мы и разгадали тайны семи звёзд. А у меня к вам ещё загадка:

В тёмном небе звёздной ночью

Я нашёл семь ярких точек,

Семь горящих глаз нашёл,

- А как ещё называют ковш из семи звёзд? (Созвездие, Большая Медведица).

- Оно интересуется, что же такое родственные слова? Что такое корень слова?

8. Выставление и комментирование оценок.

9. Домашнее задание.


-75%

Читайте также: