Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений космические приключения

Обновлено: 30.06.2024

Хомка, Хомка, хомячок.
Хомка пестренький бочок.
Хомка раненько встает
Ушки трет, а шейку мнет
Моет глазки, моет нос.
Подметает Хомка хатку,
Хомка делает зарядку:
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка сильным хочет стать!

Слышится голос: “Всем, всем, всем! Отзовитесь, кто меня слышит. Мой космический корабль потерпел бедствие, и с огромной скоростью приближается к какой-то неизвестной планете. Она большая, круглая, голубая и живая. А кто на ней проживает и как она называется, я не знаю”.

- Ребята, а Вы не знаете, как называется эта планета? Какие планеты Вы еще знаете? А кто живет на планете Земля?

- Здравствуйте! Меня зовут Тор. Я прилетел с Альфа планеты. А мы, оказывается, очень похожи. Ребята, я хочу пригласить Вас в космическое путешествие, но мой космический корабль сломался.

- Ребята, давайте покажем нашему гостю, как Мы умеем решать примеры и задачи; составлять числа 4,5,6 из двух меньших чисел; знаем соседей этих чисел и геометрические фигуры, решаем математические цепочки, логические задачи.

- Садитесь поудобней. Тор, садись в нашу ракету. И давайте представим, что Мы находимся в космической ракете.

“Ждут нас новые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим:
Есть один всего секрет:
Неумейкам места нет”.

- Внимание! Приготовьтесь к запуску ракеты. Считаем обратно от десяти. Пуск! Наша ракета поднимается высоко вверх. Будьте внимательны! Ведем наблюдение за космическими объектами в иллюминатор.

Задание: у всех детей листы голубого цвета (это космическая орбита).

- Внимание! В левом верхнем углу Мы видим солнце, обозначьте его желтым цветом (кружок). В нижнем левом углу находится планета Земля – голубой круг. В правом верхнем углу, Мы видим полярную звезду – белый круг; в правом нижнем углу я вижу планету Марс, обозначьте его красным кружком.

  1. Земля
  2. Солнце
  3. Полярная звезда
  4. Марс

- Ребята, а пришелец не исчезает. Он подает нам тревожные сигналы. Он предупреждает нас, что на нашем пути может встретиться метеоритный дождь. Но мы можем избежать его, если правильно выполним все задания. Приступаем к решению космических задач.

Вывешиваю картину. Прошу детей составить по картине задачу, решите её. Закрепляем структуру задачи.

Здравствуйте, ручки! Хлоп, хлоп, хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щёчки! Чмок, чмок, чмок!
Пухленькие щёчки: плюх, плюх. Плюх!
Здравствуйте, зубки (постучать)
Здравствуйте, губки (поцелуй)
Здравствуйте, Гости! Привет! (помахать рукой)

- Ребята, я вижу в иллюминаторе парашютистов. Сколько их много! Они приземляются на Землю. Вот они.

Задание: решить примеры со стрелкой. Указать, куда приземлиться каждый парашютист.

- Ребята, смотрите, сколько ярких огней светится на новогодних ёлках в окнах домов. Все люди на планете Земля готовятся к какому-то празднику. Вы не знаете? Давайте у себя на космическом корабле тоже нарядим ёлочку.

Задание: на составление чисел 4,5,6 из двух меньших чисел (дети украшаю ёлочку шарами). Есть одно слагаемое, нужно найти другое слагаемое, чтобы получилось 4,5,6.

Пока дети выполняют задание у доски, проводится игра “В какой руке сколько?”

- Какая красивая ёлочка у нас получилась! Но чего-то не хватает. Чего? Давайте украсим ёлочку гирляндами.

  • назвать только четырехугольники
  • назвать только многоугольники
  • объяснить почему

- Кто это? (Звездочет). Он любит считать звезды, изучать их ,и наблюдать за ними в свою подзорную трубу. Но он не умеет определять, какое число больше, какое число меньше, и какие числа равны, расставлять между ними знаки , =. Помогите ему.

Задание: расставить вместо точек знаки и прочитать числовые выражения:

Автор: Пятикова Ирина Геннадьевна

Населенный пункт: Псковская область, г. Псков

Задачи:

-образовательные

  • совершенствование навыков порядкового счёта в пределах 10;
  • развитие представлений о связях и отношениях между рядом стоящими числами;
  • знание предыдущего и последующего числа;
  • совершенствование представлений о времени (дни недели);
  • закрепление в речи названий геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал;
  • совершенствование навыка сооружения постройки из плоскостных фигур по заданному образцу;
  • развитие навыков ориентировки на листе бумаги.

-развивающие

  • развитие математического мышления, слухового и зрительного восприятия и внимания, речевого слуха, слуховой памяти, конструктивных навыков, общей моторики.

-воспитательные

  • формирование навыков сотрудничества в игровой деятельности, активности, инициативности, самостоятельности.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

-Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся? (ответы детей)

-А вот там нас ждут интересные задания!

II. Основная часть.

-Что может помочь путешественнику, который очень хочет что-то отыскать? (ответы детей). Правильно, карта.

-Давайте познакомимся с маршрутом нашего путешествия (рассматривание карты). Что вы здесь видите? (ответы детей).

-Что это? (книга). Интересно, зачем она здесь. Давайте откроем её, может, найдём подсказку. Что вы видите? (цифры). А что ещё перед вами? (луноход) Чего на нём не хватает? Как вы думаете, что нам надо сделать?

Выстраивать цифры мы будем по порядку. Как? (слева направо) Начинаем называть? (слева направо)

-Молодцы! С этим заданием справились.

-И жители этой планеты тоже просят вас о помощи, так как они путаются в названиях дней недели. Они оставили вам вопросы и хотят получить ответы. Поможем?

-С какого дня начинается неделя?

-Каким днём заканчивается?

-Сколько всего дней в неделе?

-Назови их по порядку.

-Назови первый, четвёртый день недели.

-Сколько дней в неделю мы ходим в детский сад?

-Сколько выходных дней?

-Какой сегодня день недели?

-Какой был вчера?

-Какой будет завтра?

-Молодцы! Вы справились с этим заданием.

-Что это за корабли? (космические ракеты)

-Космическая ракета-это сложная конструкция. Сегодня вы тоже попробуете построить космическую ракету. На прежде посмотрите на неё и скажите, из каких геометрических фигур она состоит (ответы детей).

-Оля, сколько ты видишь треугольников на этой ракете?

-Сколько квадратов? Сколько прямоугольников? (ответы детей)

-А у каких фигур на этой ракете нет углов? Сколько их? и. т. д.

-На этой планете сейчас вы будете конструкторами. Пройдите в конструкторское бюро и займите рабочие места. Перед вами конверт с геометрическими фигурами, попробуйте из них сконструировать космическую ракету. (во время выполнения задания-индивидуальная работа) Давайте сравним ракеты (найдём различие, сходство). По окончании работы сравниваем с образцом.

-Молодцы! Вы-настоящие изобретатели!

-Пригласить детей в центр группы, попросить встать в круг и сделать упражнения.

-А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись.

А потом руки вниз.

Раз, два, потянись.

Вот летит ракета ввысь.

-А вот и сундучок. Только его не открыть. Но если мы справимся с заданием, то сможем открыть волшебный сундучок и посмотреть, что там. Согласны? (да) (работа по индивидуальным листам, на столе сундучок со звёздами)

-Тогда садитесь за столы, где для вас приготовлены листы с изображением ракеты, звёзды и цветные карандаши-зелёный, жёлтый.

-Будьте внимательны при выполнении задания. Приготовились?

-В тёмном небе звёзды светят

Космонавт летит в ракете.

-Положите в левый верхний угол звезду жёлтого цвета.

-В правый верхний угол-звезду красного цвета.

-В правый нижний угол-звезду зелёного цвета.

-В левый нижний угол-звезду розового цвета.

-Над ракетой положите звезду синего цвета.

-Под ракетой-звезду оранжевого цвета.

-Справа от ракеты-звезду белого цвета.

-Слева от ракеты-звезду голубого цвета.

1. В каком углу жёлтая звезда?

2. Какая звезда находится в нижнем правом углу?

3. Где у тебя звезда красного цвета?

4. Где по отношению к ракете горит звезда оранжевого цвета?

5. Какая звезда расположена справа от ракеты?

6. Где сияет звезда синего цвета?)

-А теперь посмотрите на правильно выполненное задание и сравните его со своей работой. У кого нет ошибок, раскрасьте в ракете круг зелёным цветом. У кого 1 ошибка-жёлтым цветом (самооценка детей)

-Молодцы! Вы справились с очень трудным заданием.

-Ты чудесный сундучок

Всем ребятам ты дружок.

Очень хочется нам знать,

Что ты нам принёс опять.

(В сундучке звёзды)

-Есть такая примета-когда увидишь падающую с неба звезду и загадаешь желание, то оно обязательно сбудется. Я хочу вас всех поблагодарить и подарить по звёздочке. Гостям тоже. Загадывайте желание и никому не говорите, тогда оно обязательно сбудется. Спасибо всем.

III. Итог.

-Вам понравилось путешествие?

Что понравилось больше всего?

Если вам понравилось, тогда в следующий раз мы снова с вами отправимся путешествовать. Согласны?

Автор: Милиева Елена Владимировна

Населенный пункт: Ростовская обл, г. Морозовск

Программное содержание:

  • Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
  • Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.
  • Закрепить знания о последовательности дней недели.
  • Закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки

больше, меньше, равно.

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методические приёмы:

Психологический настрой перед занятием.

Игровой (использование сюрпризных моментов).

Наглядный (использование иллюстрации).

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Поощрение, анализ занятия.


Раздаточный материал:

- геометрические фигуры (плоские)

Предшествующая работа воспитателя:

Структура занятия:

Ход занятия

2. Беседа о космосе.

-Ребята, сегодня я получила письмо от жителей галактики

( открывает письмо рассказывает содержимое)

- На планетах живут цифры, геометрические фигуры, загадки, и все там

считают и любят, выполняют математические задания.

- Что вы знаете о космосе? (ответы детей)

- Кто летает в космос? (космонавты)

- Какое путешествие совершают космонавты? (космическое путешествие)

- Что нам понадобиться для космического путешествия? (ракета) -

- А где же нам взять ракету? (ответы детей)

( по образцу дети выкладывают ракету из геометрических фигур )

Ждет нас быстрая ракета

Для полетов на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим.

- Для управления ракетой нужен пульт, его нужно изготовить самостоятельно.

4. Изготовление пульта управления ракетой. У детей на столах листочек и фломастер, воспитатель дает задание (все дети выполняют за столом, один ребенок у доски).

- нарисуйте в центре листа большой круг;
- в правом верхнем углу нарисовать квадрат;

- в левом верхнем углу – прямоугольник;

- в нижнем правом – треугольник;

- в нижнем левом – овал.

- Теперь у вас есть пульт управления ракетой, а у меня свой (показывает пульт – образец), проверьте, правильно ли вы изготовили пульт управления.

- На ракету надо подняться по мостику и для этого нам нужно построить его

- Перед вами символы-свойства фигур (4 символа). Нужно из них построить мостик.

- треугольник желтого цвета, большой, толстый;

- квадрат красного цвета, большой, толстый;

- круг желтого цвета, большой, тонкий;

- прямоугольник красного цвета, маленький, толстый.

- Как вы думаете, какая фигура лишняя? Почему?

- По какому свойству эти фигуры отличаются друг от друга? (по форме)

- Молодцы, справились с заданием…

А сейчас давайте немного расслабимся.

6. Физкультминутка для глаз

(Ребята закрывают глаза)

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

(Частое моргание глазами)

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

7. Обратный счет.

- Ребята, для того чтобы ракета взлетела, нужно, как настоящие космонавты отсчитать от 10 до 0

- Ваня, начни отсчет! А мы вместе с тобой (дети считают от 10 до 1).

- 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0, пуск!

- Молодцы, вот мы взлетели.

Звучит музыка космоса.

- Тысячелетиями люди восхищались звездным небом, (1 картинка)

ясной ночью, (2 картинка)

прекрасные звезды выделяются подобно сверкающим драгоценным камням, на черном космическом пространстве. (3 картинка)

(демонстрация картинок- космос, под муз. сопровождение)

- А теперь прислушайтесь, вы слышите звуки космоса?

8. Первая планета

Молодцы, полетели дальше!

9. Вторая планета

Поступил сигнал бедствия. Кому необходима помощь? Соединив точки на рисунке мы это и узнаем.

(дети, поочерёдно, соединяют числа в порядке возрастания, от 1 до 10. Узнают, что помощь нужна космическому существу, придумывают ему имя)

- Я вижу какую-то планету, будем приземляться.

10. Физкультминутка

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали, А теперь мы все покажем как мы бегаем и пляшем.
В понедельник я купался, (плаваем)

А во вторник - рисовал. (рисуем)

В среду долго умывался, (умываемся)

А в четверг в футбол играл. (бегаем)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал. (кружимся)

А в субботу, воскресенье (хлопаем)

Целый день я отдыхал. (На корточках, ручки сложили под щёчку и засыпаем)

- Отдохнули и полетели дальше, на планету:

Чтобы космонавтом стать,

Чтобы в небо взлетать,

Надо много знать,

И при этом, и при этом,

- Жители этой планеты любят считать и отгадывать загадки.

- назовите соседей числа 5 (4,6)

- назовите соседей числа 3 (2,4)

- назовите соседей числа 8 (7,9)

- назовите соседей числа 6 (5,7)

- назовите число перед цифрой 7 (6)

-назовите число после цифры 3 (4)

- назовите число до 10 (9)

- назовите число за цифрой 2 (3)

- назовите число между цифрой 4 и 6 (5)

Загадки

У пеструшки пять цыплят.

У крякушки пять утят.

Это ж вместе будет сколько?

Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали -
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет?
(четыре)

Два больших, три маленьких,
Маленьких, удаленьких -
Целая семья опят,
Сколько их под кочкой.

- Полетели дальше, а пока мы добираемся до следующей планеты, я предлагаю вам поиграть с пальчиками

12.Пальчиковая гимнастика "Замок"

На двери висит замок.

(соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог?

(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

(покрутить сцепленные руки в запястьях)

(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

13. Четвёртая планета.

- Как вы думаете, какой формы могут быть космические существа?

- Какого человечка не хватает в третьем ряду?

- Молодцы, справились с заданием.

- Давайте разделимся на 2 команды. Каждая команда должна рассмотреть свои фигуры и разделить их на 2 группы. Подумайте внимательно, как.

- Перечислите, какие фигуры лежат перед вами? (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).
- А у вас какие фигуры? (Желтый треугольник, желтый квадрат, синий квадрат, синий овал, желтый круг). Надо разложить эти фигуры на 2 части.
(В итоге дети приходят к выводу, что у них фигуры разные по цвету, желтые и синие, либо фигуры, у которых есть углы и нет углов).

14. Итог занятия.

- А это уже наша планета Земля.

- Вот мы и прилетели.

- Скажите, ребята, где мы сегодня были? - Чем занимались? - Вам понравилось?

Звонок сотового телефона.

- Ребята, за нами наблюдали жители Галактики, они сказали, что вы очень умные и сообразительные ребята и прислали вам гостинцы, которые находятся у каждого из вас в шкафчиках (подарки).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия.

Обучающие:

• Продолжать закреплять умение детей строить из простейших геометрических фигур новые, более сложные постройки.

• Упражнять в счете в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

• Формировать умение сравнивать числа и пользоваться знаками .

• Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

• Закреплять представления о временах года и днях недели.

• Закреплять умение различать понятия: выше - ниже, длиннее - короче, толще – тоньше, старше – младше.

Развивающие:

• Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

• Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

• Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Демонстрационный материал:

геометрические фигуры для строительства ракеты, карточки для сравнения чисел, знаки ,

Раздаточный материал: двухполосные карточки, картинки ягодок и грибочков для счета , цифры, чистый листок, простой карандаш.

Методы: вопросы, указания, упражнения, игры, тематическая физкультминутка, показ, практические задания.

Ход образовательной деятельности

Вводная часть. (Дети стоят на ковре полукругом).

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие по космосу, где вы должны показать все свои математические знания, умения и сообразительность. Я думаю, вы все любите математику, и это путешествие будет для вас интересным. Желаю удачи!

Воспитатель: проведем разминку:

- если стол выше стула, то стул?. (ниже стола)

- если линейка длиннее карандаша, то карандаш? … (короче линейки)

- если веревка толще нитки, то нитка? … (тоньше веревки)

- если сестра старше брата, то брат? … (младше сестры)

Молодцы! Команда готова. Но на чем же мы отправимся в космос? На ракете.

II. Основная часть

Давайте вспомним, какие вы знаете геометрические фигуры?

1. Строительство ракеты

Воспитатель: Приступаем к строительству. В основание ракеты поставим трапецию, выше квадрат, треугольник и круг. Вот и готова наша ракета. Молодцы, вы оказались умелыми строителями. Итак, отправляемся. Приготовьте пульт управления. Начнем отсчет (от 1 до 10). Вот мы и в космосе. (Дети садятся за столы).

2.Воспитатель: Мы прилетели на планету под номером 1. (Работа с двухполосными карточками).

На верхней полоске выложите 5 ягодок подряд, поставьте нужную цифру. На нижней полоске расположите 4 грибочка подряд, поставьте нужную цифру. Сравните количество грибочков и ягодок. Чего больше, чего меньше? На сколько? Как сделать так, чтобы на верхней и нижней полоске предметов стало поровну? (Сравнение чисел).

Почему ты поставил знак или7? Молодцы!

4. Воспитатель: Следущая планета под номером 3.

Работа с числовыми веерами.

Воспитатель: Я хлопаю в ладоши, а вы показываете на веере цифру, соответствующую количеству хлопков.

Раз, два – стоит ракета.(Руки вверх)

Три, четыре – самолет.(Руки в стороны)

Раз, два – хлопок в ладоши,(Хлопки в ладоши)

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре –(Хлопки в ладоши)

И на месте походили.(2 раза)

6. Ориентировка на листе бумаги

Хочу проверить ваши знания и внимание. (Один ребёнок у доски, остальные за столами).

Разместите на листе бумаги в правом верхнем углу треугольник. В левом нижнем углу квадрат. В нижнем правом углу круг, в верхнем левом углу прямоугольник. И посередине листа овал.

У кого получилось по-другому? У кого так же? Молодцы дети!

- Какое сейчас время года? Сколько месяцев у весны? Назовите их.

- Сколько всего дней в неделе? Перечислите их. Какой сегодня день недели? Какой день недели будет завтра? Какой день недели был вчера?

-Назовите число, следующее за числом 5? Какое число находится между числами 6 и 8? После какого числа идет число 4?

Воспитатель: Я довольна вашими знаниями, умениями.

III. Заключительная часть

Воспитатель: Пора нам, ребята, возвращаться в детский сад. Возьмите пульт управления в руки и дальше обратный отсчет (от 10 до 0). Вот мы и вернулись в детский сад и наше путешествие закончилось.

- Скажите, пожалуйста, где вы были? А что там делали?

- Какие задания вы выполняли?

- Что было для вас сложным, интересным?

Ребята, спасибо вам за то, что вы были внимательны, послушными, сообразительными и выполнили все задания!

Читайте также: