Конспект греция и рим

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по истории Древнего мира 5 класс

"Урок - игра по античной истории "

Образовательные: углубить представление учащихся о древнегреческом полисе, и о Древнем Риме. Вызвать интерес к материалу, повторить и обобщить знания учащихся по Древней Греции и Древнему Риму.

Развивающие: развить логическое мышление.

Воспитывающие: воспитать эстетическое чувство красоты античной культуры.

Оборудование:

Тип урока: Изучение нового материала и систематизация знаний.

1. Организационный момент.

3. Подведение итогов.

1. Организационный момент.

Приветствие. Отметка отсутствующих. (Класс делится на 2 команды, придумывают название и выбирают капитана. Заранее командам дается домашнее задание подготовить экскурсию по Древнему Риму и Афинам с использованием плана города, картин, рисунков или в виде презентации. Отбираются и приглашаются члены жюри. ) .

Приглашение:

Две тысячи с лишним лет назад,

Чему не только греки рады,

Старт взял огонь олимпиад

Под солнцем пламенной Эллады.

Теперь не раз в четыре года, а ежегодно, чаще в мае,

Олимпиада ждет прихода

Историков со школьной парты!

Вам, пришедшим сюда, к состязанью

Слово привета свое я обращаю.

Вам пожелаю я, о сыновья Геродота:

Честно сражаться под сводами храма науки

И благородством блистайте не меньше,

Чем жаждою схватки.

Пусть же дарует великая Ника

Победу тем, кто достоин будет

И знанья покажет искусней.

Муза истории – Клио-

Вас приглашает – идемте.

Оценка – за каждый правильный ответ -1 балл. За правильный ответ на вопрос противника – 2 балла.

Когда вулкан помог людям?

(Везувий, восстание Спартака)

Второе имя Октавиана

Как звали последнего римского императора-завоевателя?

Назовите богача-покровителя искусств.

Город, названный в честь великого римского полководца.

(от основания Рима в 723 году)

(Нет, педагог- «водитель ребенка)

Город, где греки собирались 1 раз в четыре года

Какая лошадь выйграла войну?

Когда в Греции прекращались все войны?

По рисунку №36 определить, какое сражение здесь изображено? Как назывались греческие корабли?

(От Олимпийских игр 776 г. до н.э.)

Назовите имя девочки в классе, которая носит одно из имен Цезаря (Юлия)

Экскурсия по Древнему Риму и Афинам. (Домашнее задание)

Задание: Провести экскурсию с использованием плана города, картин, рисунков или в виде презентации

Оценка: 6 баллов (1 балл – использование плана города

1 балл – использование картин и рисунков

2 балла – использование презентации

2 балла – устный рассказ о городе)

3.Объяснить крылатые выражения .

Оценка: 2 балла за полный ответ (объяснить как возникло и что означает) (всего 6 баллов)

(Спартанки, победить или умереть)

(Пирр одержал победу такой ценой, что она была равносильна поражению)

(Ксеркс, необузданный гнев, ярость)

(Александр Македонский, разрешить все проблемы)

(Цезарь, предательство близкого друга)

4 . Как вы знаете исторических деятелей, знаменитых людей.

Задание: Определить, кто сказал эти слова.

Оценка: по 1 баллу за каждый правильный ответ (всего 3 балла).

«На родину в Афины,

В наш прекрасный город

Мать черная земля

С которой сбросил я позорные

Рабыня раньше, а теперь

На родину в Афины, в наш

Вернул я многих на чужбину

5. Греческие и латинские слова вокруг нас.

Задание: Написать слова латинского и греческого происхождения.

Оценка: 1 слово – 1 балл.

6. Конкурс стратега и консула . (соревнование проводится между капитанами команд)

Оценка: по 1 баллу за каждый правильный ответ (всего 4 балла).

1. Город, 10 лет осаждавшийся греками

2. Место, где были собраны все статуи римских богов

2. Прекрасное творение греческой архитектуры, посвященное богине Афине

3. Месяцы, носящие имена римских императоров

3. Имя богатейшего царя, которого Солон так и не назвал самым счастливым человеком

4. Раб, выступавший на арене в показательных поединках

4. Как называли участников Олимпийских игр?

Историческая путаница

Задание: В данном вам тексте найдите исторические ошибки

Оценка: 1 ошибка – 1 балл

Фермопильское сражение.

В начале 5-го века до н.э. Греция вела борьбу с персами. Во главе персов стояли братья Чжан (1), а во главе греков - Тутмос III (2). В 408 (3) году до н.э. у Фермопил в Пелопонессе (4) произошло сражение. В бою участвовали боевые слоны (5), колесницы (6), лучники. Греки держались мужественно, персы не смогли их одолеть. Тогда изменник по приказу царя Хаммурапи (7) повел отряд в обход по горам и вышел в тыл афинянам (8). Битва закончилась поражением греков. И царь Дарий (9) занял всю страну.

Битва при Каннах.

Шла 3-я Пуническая (3)война. Римляне и карфагеняне встретились у города Канны на Сицилии (2) в 206 году н.э. (3). Римскими войсками командовал Антоний (4) и Октавиан(5), а во главе пунов стоял Филипп II (6).

Битва была трудной. Римлянам удалось прорвать строй пунов. Но рано радовался Хаммурапи (7) победе. В бой вступили быстроногие колесницы (8) карфагенян. Римское войско было окружено и войска пунов заняли Рим (9).

Как вы знаете легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима .

А) Объясните название г. Рим и г. Афины.

Оценка: по 1 баллу за правильный ответ.

Б) Кто из героев мифов и легенд мог бы сказать о себе:

Оценка: по 1 баллу за каждый правильный ответ.

В) Расскажи один из мифов или легенд Древней Греции и Древнего Рима, не встречающиеся в учебнике.


Первая часть урока знакомит с мифологией Древней Греции, с её архитектурой и письменностью. Особое внимание уделяется тому, что Древняя Греция является родиной Олимпийских игр. Вторая часть урока посвящена Древнему Риму. В ней описываются памятники архитектуры, дошедшие до нашего времени, – Колизей, Римский форум, Пантеон.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Мир древности. Древняя Греция. Древний Рим"


Сегодня мы продолжим знакомиться с историей Древнего мира, которая (как вы уже знаете) длилась несколько тысяч лет и закончилась в V веке нашей эры. На прошлом уроке мы говорили о Древнем Египте, а сейчас я расскажу вам о других древних государствах. Эти государства (а говорить мы сегодня будем о Древней Греции и Древнем Риме) возникли намного позже.

Современная Греция — наследница культуры Древней Греции. Географическое положение этой страны (а расположена Греция в Южной Европе и омывается несколькими морями), а также богатое культурное наследие делают её сегодня одной из самых посещаемых стран мира. Столица современной Греции — город Афины — никого не может оставить равнодушным, а появился этот город ещё в те далёкие времена, о которых мы сегодня и поговорим.


Богиней мудрости и справедливой войны у древних греков была Афина. Между ней и Посейдоном, богом морей, однажды вышел спор. Как-то построили греки новый город, но никак не могли решить, как его назвать. Боги знали, что этот город ждёт долгая жизнь, поэтому Афина захотела дать городу своё имя, а Посейдон — своё. Решение о том, кто будет покровителем города, должен был принять первый легендарный царь Афин Кекроп. Он был наполовину человеком, наполовину змеёй. Два бога — Афина и Посейдон — должны были сделать подарок Кекропу. Тот, чей подарок окажется лучшим, и становился покровителем города.


Первым ударил своим трезубцем перед Кекропом Посейдон, и тотчас из земли забил источник. Греция — страна жаркая, горная, вода там нужна, но она оказалась морской, солёной. Негодным оказался подарок Посейдона. После же удара Афины из земли выросло маленькое оливковое дерево. Плоды этого дерева — оливки — и сейчас греки едят свежими, солёными, маринованными, выдавливают из них масло.

Кекроп был впечатлён подарком Афины и выбрал её в качестве покровителя города. Таким образом Афины и взяли имя великой богини.

Уже много веков сердцем Афин является Акрополь.


Так называется расположенный на высоком холме с обрывистыми склонами неповторимый архитектурный ансамбль — прекрасное творение древних греков. Время и люди не пощадили храмы Акрополя, в том числе самый знаменитый — Парфенон. Когда-то внутри храма стояла мраморная статуя богини Афины — покровительницы города. Но несмотря на это, Парфенон и сегодня производит удивительное впечатление. Мы можем восхищаться лёгкими, стройными колоннами, которые чётко вырисовываются на фоне неба, видеть прекрасный город, лежащий у подножия холма, море и горы вдали.

Древняя Греция известна ещё и тем, что является родиной Олимпийских игр. Греки начали проводить их ещё в восьмом веке до нашей эры. Проходили Олимпийские игры один раз в четыре года в городке Олимпия, считавшимся у древних греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр.


Олимпийские игры представляли собой религиозный и спортивный праздник. На время их проведения объявлялось перемирие, в это время враждующим сторонам запрещено было вести войну. Спортсмены со всех уголков Греции съезжались на эти великие соревнования. Правда, олимпиады были чисто мужским праздником – женщин на них не допускали даже в качестве зрителей. Игры длились пять дней. В первый день атлеты приносили жертвы богам и давали клятву бороться честно, а судьи клялись принимать справедливые решения. Следующие три дня проходили спортивные состязания. А в пятый день награждали победителей. Им возлагали на голову наградные венки.

Олимпийские игры в Греции проводились с семьсот семьдесят шестого года до н. э. по триста девяносто четвёртый год н. э. Всего было проведено 293 Олимпиады.

А вот возрождена традиция проводить Олимпийские игры была не так уж и давно, в конце девятнадцатого века. Инициатором был французский общественный деятель Пьер де Кубертен.


И сейчас спортсмены со всех стран мира собираются раз в четыре года на этот праздник спорта.

Говоря о Древней Греции следует ещё рассказать и о том, что у греков был свой алфавит. Они создали его ещё в восьмом веке до н. э. на основе финикийского алфавита (Финикия — это государство, которое существовало в древности на восточном побережье Средиземного моря). В финикийском алфавите каждый знак (буква) передавал определённый согласный звук. Древние греки придумали буквы, которые служили для обозначения гласных звуков. Это позволило более точно передавать при письме звуковую речь. Кстати, буквы современного русского алфавита произошли от древнегреческих букв!

А сейчас пришло время рассказать и Древнем Риме. Древний Рим был одной из ведущих цивилизаций Древнего мира и одним из величайших государств, которое получило своё название по названию своего главного города (Рим). Датой основания Рима считается 753 год до нашей эры. Со временем римляне создали могущественное государство. Они завоёвывали огромные территории. На этих территориях они основывали новые города, прокладывали дороги, сооружали храмы.

В современном городе сохранилось немало древних построек, которые рассказывают нам о прошлом. Это Колизей — наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира.


Строительство этого самого большого из всех римских амфитеатров велось на протяжении восьми лет. В середине амфитеатра находилась арена. Вокруг неё располагались места для зрителей. Сиденья были разделены на уровни, каждый из которых был предназначен для определённого сословия или группы людей. В дождливые или очень жаркие дни над амфитеатром натягивали навес из парусины. Управляли им несколько тысяч специально обученных матросов, которые ранее служили на флоте. Согласно современным подсчётам, Колизей мог вместить до пятидесяти тысяч человек. В этом грандиозном сооружении было 80 входов, равномерно расположенных по всему периметру. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5.

Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких как бои гладиаторов, охота на диких зверей, а также морские сражения на залитой водой арене.

Очень интересен Римский форум — центральная городская площадь с прилегающими зданиями.


Римский форум был центром общественной жизни города. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Здесь же принимали законы, чествовали победителей.



Изнутри Пантеон отделан мрамором. Внутренняя отделка хорошо сохранилась — во многом благодаря тому, что на протяжении своего существования здание не закрывалось и продолжало выполнять функции храма.

В Пантеоне погребены некоторые известные люди Италии, в частности, великий итальянский художник Рафаэль.

О том, как выглядели римские города, можно узнать, побывав в Помпеях, городе, открытом археологами. Помпеи были погребены под слоем вулканического пепла во время извержения вулкана Везувий в 79-м году нашей эры. Сейчас на этом месте располагается музей под открытым небом.


История Древнего мира длилась несколько тысяч лет и закончилась в пятом веке нашей эры. В эпоху истории Древнего мира существовало много разных государств.

О тех временах рассказывают знаменитые постройки. Великим изобретением того времени стала письменность.

А сейчас выполните небольшое задание. Найдите верные ответы на вопросы и подчеркните их.

1. Какое из перечисленных древних государств возникло раньше остальных?

а) Древний Рим б) Древняя Греция в) Древний Египет

2. Какое древнее государство было родиной Олимпийских игр?

а) Древний Рим б) Древняя Греция в) Древний Египет

3. В каком древнем государстве был создан алфавит, в котором были буквы для обозначения гласных звуков?

а) в Древнем Риме б) в Древней Греции в) в Древнем Египте

4. В каком городе находится Парфенон?

а) в Риме б) в Помпеях в) в Афинах

5. Какого бога нет в древнегреческой мифологии?

а) Ра б) Зевс в) Посейдон

А сейчас проверьте свою работу.

Древний Египет возник раньше, чем Древняя Греция и Древний Рим.

Родина Олимпийских игр — Древняя Греция.

В Древней Греции был создан алфавит, в котором были буквы для обозначения гласных звуков.

Урок 2. Античное искусство: Древняя Греция и Древний Рим

Античное искусство – одно из красивейших и совершеннейших во всей истории человечества. Именно во времена Античности были заложены традиции искусства, получившие развитие в последующие периоды истории.

На первое место вышел человек во всей своей красоте и совершенстве. И, если раньше поклонялись божествам, мифологическим существам и священным животным, в античном искусстве даже боги изображены в виде людей. Древнегреческая мифология дала огромный импульс развитию всех видов искусства, да и саму мифологию тоже можно считать искусством.

Цель урока: изучить развитие искусства в период Античности, познакомиться с основными трендами в искусстве Древней Греции и Древнего Рима.

Изучив урок, вы получите представление, как развивались архитектура, скульптура, живопись, литература, музыка и зрелищные искусства в древнегреческий и древнеримский периоды истории.

Содержание:

Как вы уже поняли, начнем мы с истории искусства Древней Греции.

Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции – это все произведения искусства, созданные собственно в Греции, греческих колониях, на территории эллинистического побережья Передней Азии и в части Скифии, испытывавшей влияние древнегреческой культуры, до момента, когда Греция оказалась под властью Рима, т.е. до 2 века до нашей эры.

В истории древнегреческого искусства принято выделять несколько основных этапов:

  • Эгейская, она же Крито-Микенская культура – 3-2 тыс. лет до нашей эры.
  • Гомеровский, он же геометрический период – 12-8 века до нашей эры.
  • Архаический период – 7-5 века до нашей эры.
  • Классический период – конец 5-4 век до нашей эры.
  • Эллинизм – конец 4 века до нашей эры – 2 век нашей эры.

Каждому из периодов свойственны свои черты и закономерности. Мы посмотрим, как развивались различные виды искусства в каждый из периодов. Пойдем по уже привычной и отработанной нами схеме:

  • Архитектура.
  • Скульптура.
  • Живопись.
  • Письменность и литература.
  • Музыка и зрелищные искусства.

Архитектура

Памятники архитектуры древнегреческого периода сохранились достаточно хорошо и в большом количестве, что позволяет увидеть определенные тренды и закономерности в развитии.

Крито-Микенский период

Крито-Микенский период характеризуется активными контактами со странами Востока, заимствованием восточной культуры и адаптацией ее к западным традициям. Как вы помните, в Древнем Египте особое внимание уделяли погребальным сооружениям, а примером адаптации к западным традициям могут служить микенские гробницы:

Микенские гробницы

Примером адаптации традиций строительства может служить Кносский дворец, названный так по наименованию древнего города Кносс на острове Крит:

Кносский дворец

К слову, Кносский дворец считается первым в истории человечества образцом многоэтажного строительства с водопроводом, канализацией, искусственным освещением, подземными сооружениями (лабиринтом), вентиляцией и даже отоплением. Схема лабиринта была воспроизведена на монетах Римского периода, когда Греция оказалась под властью римлян.

В целом, древнегреческие архитектурные традиции были более светскими, чем восточные, и у греков было меньше кричащей вызывающей роскоши. Этот тренд сохранился и в последующие периоды.

Гомеровский период

Архаический период

Архаический период характеризуется зарождением двух определяющих стилей и направлений – ионического и дорического. Они во многом похожи, поэтому разницу, малозаметную для неспециалиста, лучше изобразить схематически:

Основные различия ионического и дорического стиля

Классический период

В классический период господствует дорический стиль, который изначально отличается некоторой тяжеловесностью, но затем прогрессирует до легких изящных форм. Образцы дорического стиля – это, например, храм Геры в Олимпии и храм Зевса в Афинах:

Храм Зевса в Афинах

В конце классического периода получает развитие такое направление в архитектуре, как коринфский стиль, который занимает господствующее положение в следующий период эллинизма.

Эллинизм

Период эллинизма в архитектуре Древней Греции прошел под эгидой коринфского стиля. Его красота и изящество стали определяющими для всей эпохи, а присущие ему тренды сохранились и в последующие периоды истории. Одним из красивейших образцов коринфского стиля является мавзолей в Галикарнасе на территории современного Бодрума в Турции:

Мавзолей в Галикарнасе

Мавзолей в Галикарнасе по сей день открывает все новые и новые тайны, что находит отражение в научных исследованиях 21 столетия [К. Jeppeson, 2002].

Напомним, границы влияния Древней Греции были намного шире, нежели территория современной Греции, а культурный обмен благодаря тому, что Эгейское и Средиземное моря были судоходными, шел достаточно интенсивно.

И прежде, чем мы продолжим, предлагаем вам выполнить небольшое, но очень интересное задание.

Выше вы познакомились с основными периодами развития архитектуры Древней Греции и наверняка в общих чертах уловили характерные их признаки и черты. На этом и основывается следующее задание.

Скульптура

Теперь о скульптуре и, как и в предыдущем разделе, пройдемся по всем периодам. Памятники самого древнего периода истории не столь многочисленны, как более поздних, но от того не менее прекрасны.

Крито-Микенский период

Интереснейшим образцом скульптуры Крито-Микенской культуры является барельеф, венчающий Львиные ворота на входе в акрополь в Микенах. Мы можем видеть элементы заимствования из египетских скульптурных традиций, однако греческой скульптуре свойственны более плавные линии:

Львиные ворота

Гомеровский и архаический период

Голова юноши

Классический период

Эллинизм

Лаокоон

Живопись

Начнем, как обычно, с Крито-Микенской культуры, она же Эгейская. В живописи, как и в архитектуре и скульптуре, прослеживается тема заимствования восточных традиций.

Крито-Микенский период

Как и в предыдущих разделах, обратимся к наиболее сохранившемуся и потому наиболее информативному памятнику искусства. Элементы сходства в росписи Кносского дворца видны невооруженным глазом, однако силуэты не такие строгие и симметричные, как у египтян, а линии более плавные:

Фрески Кносского дворца

Гомеровский период

Амфора с геометрической росписью

Архаический период

В архаический период, помимо геометрической росписи, стали чаще использоваться изображения людей и животных, особенно лошадей. Тут мы вновь видим явное заимствование из египетской культуры. Люди часто изображены с выставленной вперед ногой, что было свойственно изображениям людей в Древнем Египте. Например, как на работах мастера вазописи Евфрония:

Работа вазописца Евфрония

Классический период


Эллинизм

В эпоху эллинизма художники традиционно старались не только изобразить событие, реальное или мифическое, но и максимально убедительно передать эмоции. Примером может служить картина Тимомаха, изображающая Медею в момент сомнений – убивать или не убивать своих детей:

Письменность и литература

Литература Древней Греции начала развиваться до момента появления и распространения письменности. Так, мифы и легенды Древней Греции, связанные с религиозными представлениями, изначально передавались в устной форме.

  1. Развитие эпоса, лирики, возникновение драмы, комедии, зарождение прозы.
  2. Расцвет драмы, комедии, философии, красноречия, всех видов поэзии и прозы.

Рубиконом считается 5 век до нашей эры, т.е. архаический период. В классический период мощного расцвета достигли драматургия и комедия. Произведения Софокла, Эсхила, Аристофана, Еврипида по сей день пользуются популярностью.

Музыка и зрелищные искусства

Положение человеческих фигур на некоторых фресках Кносского дворца позволяет предположить, что уже тогда древним грекам были известны танцы и единоборства. Состязания спортсменов организовывались в присутствии зрителей, и спорт в Древней Греции изначально был зрелищным мероприятием. Возможно, это и стало предпосылкой к появлению Олимпийских игр.

Не менее захватывающим зрелищем были лошадиные бега или скачки. В 680 году до нашей эры гонка на колесницах была включена в программу олимпийских соревнований.

О развитии музыки известно из греческой мифологии. В частности, из мифа об Орфее и Эвридике. Согласно мифу, музыка Орфея очаровывала не только людей, но даже зверей и птиц. В распоряжении древних греков было множество музыкальных инструментов: арфа, лира, форминга, многоствольная флейта (сиринга), самбука и прочие.

Амфитеатр в Ларисе

В рамках темы зрелищных искусств стоит затронуть тему костюмов, которые шили для театральных постановок. Ткани почти никогда не сшивались, а вся красота форм достигалась за счет драпировки. Этот же тренд был характерен для повседневной одежды.

Искусство Древнего Рима

История искусства Древнего Рима ведет отсчет со 2 века до нашей эры, т.е. с момента, когда в результате 2-й Македонской войны римлянам удалось подчинить Грецию, и вплоть до падения Западной Римской империи в 476 году нашей эры. История Древнего Рима имеет свою периодизацию:

  • Царский период.
  • Республика.
  • Империя.

Ввиду того, что тренды в искусстве для всех периодов имели много общего, мы будем рассматривать виды искусства только по направлениям, без разделения на периоды. Мы рассмотрим все основные тренды в искусстве на территории Римской империи, которая во время своего расцвета во 2 веке нашей эры охватывала земли от современной Великобритании до Судана и от Португалии до Ирака.

Архитектура

История римской архитектуры и искусства – это история заимствований. В архитектуре Древнего Рима прослеживаются элементы архитектуры едва ли не всех завоеванных территорий, но самое сильное влияние оказали традиции эллинизма. В частности, римляне высоко оценили пространственные решения, принятые в его архитектуре.

Однако римская архитектура была более прикладной, чем у греков, и архитектор был, в первую очередь, инженером, и уже потом дизайнером. Большого успеха римляне достигли в строительстве крепостей, водопроводов, очистных сооружений, мостов, акведуков и прочего. Параллельно появляются новые типы сооружений: виллы, библиотеки, архивы.

Ввиду прикладного характера архитектуры и ограниченного количества времени на строительство фортификационных сооружений в условиях бесконечных войн, римляне работали над усовершенствованием технологий строительства и строительных материалов. Так, именно римляне изобрели бетон.

Колизей

Скульптура

Скульптура Древнего Рима была заметно ближе к реализму, чем это было принято в прочих культурах. Так, скульптурные и портретные композиции стремятся передать реальность настолько, что даже не исправляют некоторые изъяны и асимметрию во внешности человека. В итоге римский скульптурный портрет стал своего рода хранителем истории, благодаря чему мы понимаем, как в реальности выглядели правители и прочие политические деятели Древнего Рима.

Мальчик, вынимающий занозу

Живопись

Бытовые сюжеты распространены и в живописи Древнего Рима, в основном, на фресках. И, в целом, древнеримская живопись известна нам преимущественно по настенным росписям. Искусство стенописи развивалось бурными темпами, что привело к формированию четырех самостоятельных стилей в стенописи:

Стенопись: основные стили

Письменность и литература

Латинский язык, на котором говорили в Древнем Риме, сформировался примерно в 4 веке до нашей эры, хотя появился намного раньше, ориентировочно в 8 столетии до нашей эры. Словарь латинских слов содержит множество заимствований из языков разных народов мира, в том числе греческого.

Его ученик Тит Макций Плавт стал известным комедиографом и профессиональным актером, игравшим в своих же комедиях. До сегодняшних дней дошли два десятка его комедий. В целом, его творчество стало началом национальной римской литературы и театра.

Помимо собственно художественных произведений, в Древнем Риме были популярны философские трактаты Сенеки, Плиния-старшего и Плиния-младшего, исторические очерки Юлия Цезаря, Тацита, Антония Юлиана и многих других.

Музыка и зрелищные искусства

Театр в Древнем Риме долгое время был на вторых ролях. Спектакли шли на специально сооруженных для этого деревянных подмостках, которые после мероприятий уничтожались. Первый стационарный деревянный театр появился в 179 году до нашей эры, первый каменный театр – в 178 году до нашей эры.

Спектакли в Древнем Риме, в отличие от Греции, носили преимущественно развлекательный характер. Было не принято использовать сцену для восхваления богов и правителей. Возможно, именно поэтому театр в Древнем Риме не пользовался поддержкой государства.

Такой же и даже больший ажиотаж вызывали бои гладиаторов. Это эксклюзивное явление в древнеримской культуре: таким способом рабы могли получить свободу, если победят в турнире. Нередко кандидаты в магистраты использовали всенародную любовь к гладиаторским боям в качестве предвыборной агитации, организовывая такие зрелища для своих потенциальных избирателей.

Музыкальная культура Древнего Рима впитала в себя традиции многих народов, однако наибольшее развитие получила инструментальная музыка. Представители высших слоев древнеримского общества имели собственные оркестры, где на музыкальных инструментах играли рабы, а сольные исполнители практиковали турне по различным городам, где показывали свое мастерство на концертах. У знати стало трендом обучать своих детей музыке, нанимая действующих музыкантов и преподавателей.

И даже высшие правители, такие, как, к примеру, император Нерон, были не чужды музыки. Так, Нерон писал стихи, пьесы и увлекался пением. Нотных записей древнеримского периода нет, о развитии музыкальной культуры можно судить лишь по упоминаниям в литературе и сохранившимся изображениям. Например, на вилле в Боскореале найдена фреска, изображающая даму с кифарой:

Дама с кифарой

Обратим внимание на еще один аспект, повлиявший на развитие искусства в Древнем Риме. Там издревле серьезное внимание уделялось культуре публичных выступлений. Например, Марк Цицерон известен не только как политический деятель, но и как блестящий оратор. Понятно, что для декламации стихов и постановки спектаклей ораторское мастерство имело большое значение, и развитие культуры публичных выступлений было на руку развитию искусства в целом.

Мы в общих чертах изучили развитие искусства в период Античности, познакомились с основными трендами в искусстве Древней Греции и Древнего Рима, и теперь вы точно готовы пройти проверочный тест.

Проверьте свои знания


Греческая цивилизация

Предысторией античности следует считать крито-микенский период истории Древней Греции, а именно всю Минойскую цивилизацию с XXX до XII веков до н. э. Своё название она получила от царя Миноса.

Античная цивилизация

Рис. 1. Античная цивилизация.

Датой начала периода античности следует считать 776 год до н. э., то есть проведение первых Олимпийских игр. Это событие совпало с закатом бронзового века. Для Греции VIII–VI веков характерно:

  • Начало великой греческой колонизации. Греки стали первым народом после финикийцев, который создал колонии за пределами своих основных земель.
  • Рост производства железа, а значит, и экономики.
  • Формирование полисных структур и существование тираний.

V–IV века до н. э. считаются периодом классической Греции. На эти годы пришёлся расцвет полисной организации. Ведущим полисом стали Афины, они создали Делосский союз и вступили в борьбу со Спартой за гегемонию в Греции — Пелопоннесскую войну 431–404 годов до н. э. Афины проиграли её. Наибольший период их расцвета пришёлся на правление полководца Перикла в 443–429 годах до н. э. В V веке до н. э. греки смогли остановить экспансию огромной Персидской империи, простиравшейся от Эгейского моря до Инда.

Период с IV по I век до н. э. считается эллинистическим. С ним связано создание империи Александра Македонского и её экспансия на восток до реки Инд и создание государств с греческими правителями на территории Египта (династия Птолемеев) и на Ближнем Востоке (династия Селевкидов).

Мир эллинизма пришёл в упадок к середине II века до н. э. и был поглощён римлянами к 27 году до н. э.

Древняя Греция

Рис. 2. Древняя Греция.

Римская цивилизация

Её история началась с основания Рима в 753 году до н. э. До 509 года до н. э. им управляли цари, а далее был республиканский период, который завершился в 27 году до н. э. В республиканском строе сосуществовали демократические, олигархические и монархические черты.

Римская империя просуществовала с 27 года до н. э. и до 476 года н. э. Территория империи достигла максимальных пределов к началу II века н. э. при императоре Траяне: от Междуречья на востоке и до Иберийского полуострова на западе, от Ливийской пустыни на юге и до реки Дунай и Англии на севере. С 324 года императором Константином в качестве основной религии было введено христианство. В 330 году столицу из Рима перенесли в Константинополь. В 395 году она была разделена на Западную и Восточную примерно по линии Адриатического моря и северо-восточной Ливии.

Древний Рим

Рис. 3. Древний Рим.

Что мы узнали?

Античные цивилизации, а именно Древнюю Грецию и Древний Рим, кратко проходят в школьном курсе по истории Древнего мира в 5 классе. Они имели ряд отличий друг от друга, например, Рим всегда был одним государством, а Греция состояла из полисов, а в период эллинизма — из нескольких крупных царств.

Читайте также: