И с никитин встреча зимы конспект урока 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

I. Организационный момент

С раннего детства нам запоминаются стихи о весенней, летней, зимней природе. Читая, их мы словно открываем, книгу природы. Давайте вспомним стихи о зимней природе, где природа оживает, где она нарисована в образах, близких к миру сказок и песен.

(Подготовленные дети читают стихи А. С. Пушкина)

Вы прослушали пушкинские строки, которые дали глубже понять и увидеть красоту зимней природы. А сегодня мы с вами посмотрим, как изобразил зиму в своём стихотворении И. С. Никитин. Мы совершим путешествие в мир поэзии, искусства , музыки, и увидим как поэты, художники, музыканты изображают в своих произведениях зиму. А поможет нам в этом маленькая снежинка.

II. Работа над темой урока

Маленькая снежинка с неба упала,
И на бумагу к поэту попала

2. Чтение стихотворения учителем

(После чтения учитель выдерживает паузу.)

Встреча зимы

Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, Бог знает о чём,
Плакал сумрачный лес.

В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.

На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей,

Словно рад он чему, —
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, —
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

Да и нам ли подчас
Смерть не встретить шутя,
Если к бурям у нас
Привыкает дитя?

Когда мать в колыбель
На ночь сына кладёт,
Под окном для него
Песни вьюга поёт.

И разгул непогод
С ранних лет ему люб,
И растёт богатырь,
Что под бурями дуб.

Рассыпай же, зима,
До весны золотой
Серебро по полям
Нашей Руси святой!

И случится ли, к нам
Гость незваный придёт
И за наше добро
С нами спор заведёт —

Уж прими ты его
На сторонке чужой,
Хмельный пир приготовь,
Гостю песню пропой;

3. Первичное понимание текста

– Понравилось вам стихотворение?
– Какие чувства вы испытывали при чтении этого стихотворения? (В начале мне было грустно, шёл осенний холодный дождь, веял холод в лицо и плакал лес. А потом природа меняется: упал белый пушистый снежок на грязную землю, воздух стал чистым, лес весело смотреть. И мои чувства менялись. Стало радостно, светло на душе. )

5. Выборочное чтение

6. Выразительное чтение в классе

– Подготовьтесь читать выразительно. Прочитайте друг другу.

III. Физкультминутка

Мы белые снежинки
Летим, летим, летим
Дорожки и тропинки
Мы все запорошим.

IV. Зима в картинах русских художниках

Маленькая снежинка с неба упала,
И на холст художнику попала

– Очарованию первого снега, ещё нежного, робкого, посвящена картина русского художника Пластова.
– Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину? (Радостное, весёлое, хочется выбежать во двор, протянуть руки и поймать первые снежинки)



На картине мы видим деревянный сарай с поредевшей за зиму поленницей дров, ребят собравшихся на лыжную прогулку, домашнюю птицу, копошащихся в снегу. Вдали заснеженный лес.


(На столах у ребят лежат вырезанные из бумаги снежинки, дети прекрепляют их под картины художников)

V. Зима в картинах русских композиторов

Маленькая снежинка с неба упала,
И на ноты к композитору попала.

(Звучит музыка советского композитора С. Прокофьева. В это время детям предлагается нарисовать красивую снежинку.)

Информация для детей: А знаете ли вы, что в природе в одном снегопаде снежинки могут быть различными по форме (от 8 до 40 форм). А всего люди насчитывают 246 различных форм снежинок. Но у всех шесть лучей.

VI. Итог урока

– С какими произведениями мы познакомились на уроке ?
– Завершая наше путешествие, я хочу, чтобы музыка зимы звучала в вашей душе и прибавляла вам бодрости, здоровья и хорошего настроения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УРОК ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

Совершенствовать навык выразительного чтения, развивать умение ориентироваться в тексте, делить произведение на смысловые части, сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию, связно рассказывать о своих впечатлениях.

Воспитывать желание увидеть в поэзии, музыке, картинах художников красоту родной природы.

ОБОРУДОВАНИЕ:

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

-Что было задано на дом? (стр.82. Новогодние загадки. и вырезать снежинки)

-Прочитайте 1-ю загадку.

-Кто это: парень молодой?

-А кто старик седой?

-Что означает 1-я ступенька?

-А что означает 12-я ступенька?

-Прочитайте 2-ю загадку.

-Так кто же эта красавица?

- А почему красавица пышно убрана?

Да, ребята! Приближается зима, новогодние праздники. И сегодня на уроке мы познакомимся с стих-м Ивана Савича Никитина. Будем совершенствовать навыки выразительного чтения, работать над содержанием стих-я, делиться своими впечатлениями. Надеюсь, что урок вам понравится, вы будете внимательными и активными.

IV . ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Вначале хочу немного рассказать вам о самом поэте.

И.С.Никитин (вывешиваю на доску портрет) родился в 1824 г. В г.Воронеже в семье небогатого торговца. Отец мечтал, что сын станет врачом, но эта мечта не сбылась. Дела отца пошли очень плохо, и чтобы не разориться, он завел постоялый двор, где останавливались люди на ночлег. Ваня помогал отцу, ему приходилось даже торговать на базаре. Но все свободное время Иван отдавал чтению, начал писать стихи. С годами любовь к поэзии росла в его сердце. И в дальнейшем Ивану Никитину с помощью друзей удалось открыть в Воронеже книжную лавку, т.е. маленький магазин. Для бедных людей, к-е не могли купить книгу, Иван устроил библиотеку. Здесь он мог читать гостям свои стихи.

Главная тема стихов И.С.Никитина - родная природа. Всю свою жизнь Никитин прожил в маленьком городке Воронеже и в возрасте 37 лет умер от чахотки.

Но замечательные стихи этого поэта до сих пор мы помним и любим.

И сегодня я с удовольствием познакомлю вас с одним из этих стих-ий.

А поможет мне в этом снежинка.

Маленькая снежинка с неба упала

И на бумагу к поэту попала.

(вывешиваю на доску тему урока)

-Прочитайте название стихотворения.

-Как вы думаете, о чём оно?

-Поднимите руку, кто из вас любит это время года.

-А как вы встречаете зиму, расскажите.

а). Словарная работа.

Прежде, чем мы будем читать стих-е, вспомним уроки русского языка и выполним следующие задания:

Подберите к этим словам близкие по значению прилагательные:

Сумрачный (холодный, темный, светлый)

Угрюмый (веселый, большой, хмурый)

Это задание вам поможет правильно понять смысл некоторых выражений в стих-ии.

При чтении поставьте ударение на выделенную букву:

поутр у вчера дождь;

облак а ми вставал;

в п о лдень дождь перестал;

нет нигде облачк а .

3.Чтение стих-я учителем.

-Какое время года описывается в стих-ии?

-А какая пора зимы?

4.Самостоятельное чтение стих-я уч-ся.

-Какие картины вы представили, когда читали это стих-е?

V . БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ.

-Подумайте, какие 3 части можно выделить в этом стих-ии.

(вчера, сегодня, приветствие зиме)

-Прочитайте 1-ю часть стих-я. Не забывайте правильно ставить ударение.

-Что происходило утром? Зачитайте.

-Как изменилась погода в полдень? Прочитайте.

-Какое чувство у вас вызывает 1-я часть стих-я?

-Давайте проследим, как меняется все вокруг на рассвете.

-Какое чувство вызывает 2-я часть?

-А теперь прочитайте приветствие зиме, 3-ю часть.

-Как вы думаете, рады ли люди приходу зимы? Почему?

-С кем автор сравнивает зиму?

-Как он к ней обращается?

Да, поэт называет зиму гостьей, приглашает к себе.

Давайте и мы позовем к нам в гости зимушку.

Домашним заданием вам было еще дано- вырезать снежинки. Я разрешаю вам немного пошалить, чтобы вы чуть-чуть отдохнули и расслабились. Я включу музыку, а вы представьте, что пошел белый, пушистый снежок. Вокруг вас закружились красивые резные снежинки. Вы можете из ваших снежинок устроить у нас в классе небольшой снегопад, можете даже покружиться в этом снежном вихре.

Маленькая снежинка с неба упала

И к нам в класс попала…

VII . Выборочное чтение.

А теперь продолжим работать по содержанию стих-я.

-Ребята, а что еще, кроме зимы, поэт сравнивает с живым существом? Подтвердите свой ответ строками стих-я.

(ЛЕС плакал, смотрит весело

ДОЖДЬ стучал, перестал

ХОЛОД веял в лицо

БЕРЕЗЫ плачут, у них слезы, черные кудри…)

-А с чем автор сравнивает снег? Приведите примеры из текста.

Это говорит о том, что И.С.Никитин очень любил природу, сравнивал ее с живым существом, восхищался любой погодой и тем самым призывает нас, читателей, чтобы мы тоже увидели эту красоту, радовались ей, берегли ее и ценили то, что мы имеем возможность жить и любоваться нашей природой.

VIII . ЗНАКОМСТВО С КАРТИНАМИ.

Читая стихи замечательного поэта, словно наяву перед нашим взором встают заснеженные просторы, замерзшая река, стройные березки с ледяными капельками на ветках, дома в снеговых шапках… И все это так и просится на полотна живописцев.

Маленькая снежинка с неба упала

И на холст художнику попала…

СЛАЙД №6-8 (картины)

-Рассмотрите картины известных художников:

-Что изображено на этой картине?

Здесь художник изобразил очарование первого снега, еще нежного и робкого.

-Как вы думаете, что чувствуют дети?

-А какое настроение вызывает у вас эта картина?

-Что вы видите на этой картине?

-Как вы думаете, это какая пора зимы? Почему?

На картине мы видим обычный деревенский пейзаж: деревянный сарай, дети на лыжах, домашнюю птицу, которая копается в снегу, вдали- заснеженный лес.

-Что изобразил художник на этой картине?

Я предлагаю вам сделать выбор и прикрепить под картиной свою снежинку.

-Почему вы выбрали эту картину?

-Зачитайте строки стих-я, которые соответствуют этой картине.

X . ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ УЧ-СЯ:

1) по цепочке

2) всего стихотворения

Стихи И.С.Никитина напевны, мелодичны. Композиторы написали на его слова свыше 60 песен и романсов. Многие стих-я Никитина стали народными песнями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

корригировать и развивать логическое и образное мышление, речь, расширять и активизировать словарный запас обучающихся;

воспитывать эстетические чувства и любовь к предмету.

Тип урока: комбинированный.

Метапредметные связи: русский язык, музыка, изобразительное искусство.

Организационный момент.

Чтение – интересный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стихотворение, сказка, рассказ –

Пусть это будет сюрпризом для вас

Сегодня необычный урок. К нам пришли гости.

Улыбнитесь друг другу, мне, гостям!

И садитесь по местам.

Сегодня главными на уроке будут такие слова:

Внимательно слушай – и всё услышишь.

Внимательно смотри – и всё увидишь.

Думай – и всё поймёшь!

- А символом урока будет волшебная снежинка.

2. Дыхательная гимнастика.

- Перед тем, как приступить непосредственно к уроку, давайте выполним следующее упражнение:

набираем воздух носом и выдыхаем через рот сильной струей. Давайте потренируемся: поставьте ладонь перед собой, наберите воздух, сильной струей выдыхайте, воздух должен быть холодным.

- А теперь сдуйте снежинки, лежащие у вас на партах.

- А почему именно снежинки, а не осенние листья?

3. Речевая разминка. (На доске скороговорка).

Ши - ши - ши, все снежинки хороши.

Жу - жу – жу - на снежинку я гляжу.

- Прочитайте про себя. А теперь все вместе громко, вполголоса, тихо.

- Громко и быстро (2 раза).

4. Проверка домашнего задания.

- Какой рассказ вы читали дома?

- Откройте учебники на стр. 81.

- Как меняется природа с приходом декабря?

- Прочитайте о дне рождения солнца.

- Почему декабрь называют – студень?

- Что происходит с реками зимой?

- Какого числа день рождения солнца?

Вывод: - О каком времени года говорится в рассказе В.Бианки?

5. Актуализация опорных знаний.

- Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями, посвященными этому прекрасному времени года и увидим как поэты, художники, музыканты изображают в своих произведениях зиму.

- Ребята, я думаю, каждый из вас любит это время года.

- За что вы любите зиму?

На доске карточки со словами.

- Назовите только правильные ответы.

(сосульки, листопад, мороз, гроза, снег, дождь, иней, град, снежинки).

Неправильные ответы снять с доски. Все хором читают правильные.

Волшебная снежинка с неба упала,

И на холст художнику попала

– Очарованию первого снега, ещё нежного, робкого, посвящена картина русского художника Аркадия Пластова.

– Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину? (Радостное, весёлое, хочется выбежать во двор, протянуть руки и поймать).

- Давайте попробуем описать, что изображено на картине?

Перед нами порог деревянного дома, за ним - береза. Вдали виднеется еще изба. Падает снег. Видимо, он начал падать давно, потому что вся земля покрыта снегом, намело уже довольно большие сугробы.

На картине дети - мальчик лет шести и девочка чуть старше. Скорее всего, они с опозданием выглянули в окно, увидели, что идет снег, и стали поспешно одеваться. Ярко-желтый платок девочки, впопыхах накинутый и прикрывающий почти всю ее фигурку, вносит в картину искру неожиданной радости.

Наверное, дети торопились играть, кинуться в снег, бросаться снежками, но, выскочив на порог, остановились, завороженные снегопадом. Хлопья снега плавно опускаются перед ними. Замерев на пороге, дети в восторге озираются вокруг и не решаются пока что двинуться дальше, на первый снег, пушистый, ослепительно-белый.

Вывод: - Какое событие изображено на картине А.Пластова?

Волшебная снежинка с неба упала,

И на бумагу к поэту попала.

А теперь посмотрим как это событие описывают поэты.

(на доске – портрет И. С. Никитина).

б) словарная работа.

- Прежде, чем познакомиться со стихотворением, давайте прочитаем слова, которые вам могут быть непонятны. Давайте их разберем

Полотно – гладкая льняная ткань.

Простор – свободное, обширное пространство.

Алмазы – твёрдый прозрачный драгоценный камень.

Раздолье – широкое свободное пространство.

- А вы ничего не заметили?

- Перечитайте еще раз значение слов простор и раздолье. Пишутся эти слова по-разному, но обозначают одно и то же. Такие слова называются синонимы.

в) чтение учителем стихотворения;

- Я прочитаю вам стихотворение, а вы ответите на вопрос:

- Когда перестал идти дождь?

Физ. Минутка

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка,

головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть

8. Закрепление.

А) Работа по тексту с пояснениями (чтение по цепочке):

Поутру вчера дождь

В стекла окон стучал; - Когда шел дождь? Куда он стучал?

Над землею туман

Облаками вставал.- Над чем вставал туман?

Веял холод в лицо

От угрюмых небес, - От чего веяло холодом? (Угрюмый – хмурый, неприветливый)

И, бог знает о чем,

Плакал сумрачный лес. - Почему автор говорит, что лес плачет? (Сумрачный – полутемный, унылый)

3 столбик: - С чем сравнивает падающий снег? На что он падал?

4 столбик: - Какие изменения в природе произошли с утра? От чего замерзла река?

5 столбик:- С чем сравнивает снег? Почему он разноцветный?

8 столбик: - Как вы думаете, автор рад приходу зимы? Почему? Для чего приглашают зиму? Какие песни может петь зима?

- Волшебная снежинка с неба упала,

И на ноты к композитору попала.

- А сейчас мы узнаем, как это событие передают музыканты.

Звучит музыка.

- Можно сказать, что это зимняя мелодия?

Г) Ответы на вопросы по тексту.

– Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? (Да, он называет зиму гостей, приглашает к себе.)

- Как поэт называет ветви деревьев? (чёрные кудри) Почему?

- А теперь найдите в тексте еще слова, которые рисуют явления и предметы природы, как живых существ:

Д) Проверочное чтение (хоровое)

9. Итог урока

– С каким произведением мы познакомились на уроке?

- Кто его автор? - О чем оно?

- Все внимательно слушали, смотрели?

- А теперь вспомните и скажите, что мы делали на уроке?

- Вы сегодня молодцы. Все внимательно слушали, все увидели, все поняли. У кого-то, может, есть вопросы по теме урока?

10. Домашнее задание

- А скажите, кто хочет выучить стихотворение или, может быть, несколько куплетов на память?

Ведь скоро новогодний праздник и это стихотворение можно рассказать на утреннике. Вы бы меня очень порадовали, если бы выучили его. Но это, конечно, по желанию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

Задачи:

  • работать над выразительным чтением стихотворения, умением видеть и понимать настроение, мысли поэта;
  • способствовать развитию познавательного интереса,

умения анализировать поэтическое произведение,

развитию навыка выразительного чтения (сила, тембр голоса, логические паузы),

расширять и активизировать словарный запас обучающихся,

корригировать и развивать логическое и образное мышление, внимание, долговременную память, связную монологическую и диалогическую речь;

  • воспитывать эстетические чувства и любовь к поэзии.

Тип урока: комбинированный.

Метапредметные связи: русский язык, музыка, изобразительное искусство.

Ход урока

I. Подготовительный этап

Чтение – интересный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стихотворение, сказка, рассказ –

Пусть это будет сюрпризом для вас

- Сегодня необычный урок. К нам пришли гости.

Улыбнитесь друг другу, мне, гостям!

И садитесь по местам.

- Девизом нашего урока будут такие слова:

Внимательно слушай – и всё услышишь.

Внимательно смотри – и всё увидишь.

Думай – и всё поймёшь!

- Вы принимаете такой девиз?

- А символом урока будет волшебная снежинка.

II. Основной этап

1. Дыхательная гимнастика.

- Перед тем, как приступить непосредственно к уроку, проведем дыхательную гимнастику:

набираем воздух носом и выдыхаем через рот сильной струей. Давайте потренируемся: поставьте ладонь перед собой, наберите воздух, сильной струей выдыхайте, воздух должен быть холодным.

- А теперь сдуйте снежинки, лежащие у вас на партах.

- А почему именно снежинки, а не осенние листья?

2. Речевая разминка

(На доске скороговорка).

Ши - ши - ши, все снежинки хороши.

Жу - жу - жу на снежинку я гляжу.

- Прочитайте про себя. А теперь все вместе громко, вполголоса, тихо.

- Громко и быстро (2 раза).

3. Проверка домашнего задания.

- Ребята, на прошлом уроке мы начали изучать новую тему. Как называется тема?

- Какой рассказ вы читали дома?

- Как меняется природа с приходом декабря?

- Саша, перескажи прочитанное.

- Егор, прочитай о дне рождения солнца.

- Саша, Почему декабрь называют – студень?

- Что происходит с реками зимой?

- Какого числа день рождения солнца?

Оценки за домашнее задание.

- На уроке мы совершим путешествие в мир поэзии, искусства, музыки, и увидим как поэты, художники, музыканты изображают в своих произведениях зиму. Мы будем стараться выразительно читать стихотворение, будем учиться понимать настроение и мысли поэта. А также наша задача - находить те слова и выражения, которые помогают поэту передавать красоту этого времени года, понаблюдаем, как сам поэт относится к зиме.

5. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, я думаю, каждый из вас любит это время года.

- За что вы любите зиму?

На доске карточки со словами.

- Назовите только правильные ответы.

(сосульки, листопад, мороз, гроза, снег, дождь, иней, град, снежинки).

Неправильные ответы снять с доски. Все хором читают правильные.

Волшебная снежинка с неба упала,

И на холст художнику попала

– Очарованию первого снега, ещё нежного, робкого, посвящена картина русского художника Пластова.

– Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину? (Радостное, весёлое, хочется выбежать во двор, протянуть руки и поймать).

- Давайте попробуем описать, что изображено на картине?

Перед нами порог деревянного дома, за ним - береза. Вдали виднеется еще изба. Падает снег. Видимо, он начал падать давно, потому что вся земля покрыта снегом, намело уже довольно большие сугробы.

На картине дети - мальчик лет шести и девочка чуть старше. Скорее всего, они с опозданием выглянули в окно, увидели, что идет снег, и стали поспешно одеваться. Ярко-желтый платок девочки, впопыхах накинутый и прикрывающий почти всю ее фигурку, вносит в картину искру неожиданной радости.

Наверное, дети торопились играть, кинуться в снег, бросаться снежками, но, выскочив на порог, остановились, завороженные снегопадом. Хлопья снега плавно опускаются перед ними. Замерев на пороге, дети в восторге озираются вокруг и не решаются пока что двинуться дальше, на первый снег, пушистый, ослепительно-белый.

7. Изучение нового материала:

а) рассказ учителя о поэте.

Волшебная снежинка с неба упала,

И на бумагу к поэту попала

(на доске – портрет И. С. Никитина).

- Перед вами портрет русского поэта Ивана Саввича Никитина. Родился Иван Саввич 192 года назад (осенью 1824г) в семье Саввы Никитина, воронежского помещика. С ранних лет будущий поэт подружился с природой. Дом его отца стоял в живописном месте. В душу ребенка навсегда вошла с той поры несказанная прелесть родных воронежских пейзажей.

Никитин всего несколько лет учился в школе. Закончить образование ему не удалось – надо было самому зарабатывать на жизнь, помогать семье. Но он много читал и ещё в школе стал писать стихи.

б) чтение учителем стихотворения полностью;

в) гимнастика для глаз;

г) Графический разбор стихотворения.

- Вы будете читать отрывок из стихотворения.

- Сейчас я буду читать стихотворение, а вы карандашом поставите стрелочки, чтобы потом выразительно прочитать.

Стрелочка вверх – читаем с усилением голоса.

Стрелочка прямо – читаем ровным голосом, плавно.

Стрелочка вниз – читаем с понижением, уменьшаем силу голоса.

Если стоит запятая, делаем маленькую паузу (остановку)

Если стоит точка, делаем паузу (остановку) длиннее.

д) выразительное чтение отрывка (хором), опираясь на стрелочки (вместе с учителем);

е) словарная работа.

- В стихотворении встречаются слова, которые вам могут быть непонятны. Давайте их разберем

Полотно – гладкая льняная ткань.

Простор – свободное, обширное пространство.

Алмазы – твёрдый прозрачный драгоценный камень.

Раздолье – широкое свободное пространство.

- А вы ничего не заметили?

- Перечитайте еще раз значение слов простор и раздолье. Пишутся эти слова по-разному, но обозначают одно и то же. Такие слова называются синонимы.

Как вы понимаете:

Смотрит весело лес

Из-под чёрных кудрей – черные кудри – это ветви деревьев.

Капли сдержанных слёз – замерзшие капли дождя.

ж) запись слов в тетрадь.

- Откройте тетради, запишите число и тему урока. Запишите слова и их определения.

8. Физ. минутка

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка,

головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть

9. Выборочное чтение

– Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? (Да, он называет зиму гостей, приглашает к себе.)

- Как поэт называет ветви деревьев? (чёрные кудри) Почему?

- А теперь найдите в тексте еще слова, которые рисуют явления и предметы природы, как живых существ.

Индивидуальная работа______________________________________________

12. Проверочное чтение (по куплету)

- Когда будете читать, следите за силой голоса, тембром, соблюдайте паузы.

13. Анализ стихотворения

- Понравилось ли вам это стихотворение?

- Почему автор так назвал свое стихотворение?

- С каким чувством поэт пишет о наступившей зиме?

- Как вы думаете, поэту нравится зима?

- От чьего имени идёт обращение к зиме?

- В чём основная мысль этого стихотворения?

С. Прокофьева.

- Волшебная снежинка с неба упала,

И на ноты к композитору попала.

- Можно сказать, что это зимняя мелодия?

III. Заключительный этап

1. Итог урока

– С каким произведением мы познакомились на уроке?

- Кто его автор? - О чем оно?

- Завершая наш урок, давайте вернемся к нашему девизу.

- Прочитайте его еще раз. Все внимательно слушали, смотрели?

- А теперь вспомните и скажите, что мы делали на уроке? Как вы считаете, мы выполнили наши задачи?

- Вы сегодня молодцы. Все внимательно слушали, все увидели, думали и, я надеюсь, что все поняли на уроке. У кого-то, может, есть вопросы по теме урока

2. Домашнее задание

- А скажите, кто хочет выучить стихотворение или, может быть, несколько куплетов на память?

Ведь скоро новогодний праздник и это стих. можно рассказать на утреннике. Вы бы меня очень порадовали, если бы выучили стих. Но это, конечно, по желанию.

Всем остальным подготовить выразительное чтение стихотворения и нарисовать снежинки в тетради.

3. Оценивание работы обучающихся на уроке (с комментариями).

Читайте также: