Конспект занятия в подготовительной группе органы дыхания

Обновлено: 05.07.2024

Продолжать развивать умение детей расс уждать, анали зировать, делать выводы.

Воспитывать у детей умение работать в подгруппах, в парах.

Продолжать воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.

Оборудование: схема с изображением дыхательной системы человека; карточки с

органами дыхания человека на каждого ребе нка; стаканы с водой; трубочки для коктейля;

ненадутые воздушные шарики; схема проведения опыта; листы бумаги, карандаши на

каждого ребенка; ноутбук; диск с презентацией правильного дыхания; значки на каждого

- Ребята, как вы думаете, какая сейча с погода на улице?

- Все верно вы сказали. Вы знаете, в последнее вре мя я стала замечать необычное явление.

Выхожу утром из дома, вздохну полной грудью, выдохну, и передо мной появляется

неизвестно откуда небольшое облачко. Вот и сегодня, когда я шла к вам, передо мной все

время было это облачко. Как вы думаете, что это за облачко? Откуда оно взялось?

- Интересные у вас предположения. Оказывается, что внутри человека есть воздух. Как вы

- Положите руку на грудь, почувствуйте свое дыхание. А теперь подумайте и ответьте мне,

- Молодцы, правильно ответили. Человек – это живое существо, а все живое дышит.

Дыхание нужно для жизни. Человеку важен кислород, который находится в воздухе. Мы

- Как вы думаете, с помощью каких органов осуществляется дыхание челове ка?

- Для того чтобы дышать у человека есть органы. Дава йте обратим внимание на плакат.

Это легкие. На что они похожи? Верно, они похожи на два мешочка и находятся справа и

слева. Покажите, где у вас легкие. Правильно. Когда мы с вами вдыхаем, наша грудь

поднимается – легкие расширяются и свежий воздух наполняет их, и по нашем у телу

разносится кислород. Когда мы делаем выдох – легкие выпускают воздух и сжимаются.

Легкие, как и наше сердце, работают и днем, и ночью, никогда не отдыхая.

- Правильно. Потому что без кислорода человеческий организм не может жить. Ребята, а

- Посмотрите, прежде всего, воздух попадает в нос. Там он очищае тся от пыли, грязи и

согревается. Затем через горло попадает в трахею и бронхи – это специальные трубочки –

- Ребята, кто запомнил? Кто может рассказать сам о том, ка к воздух попадает к нам в

- Молодец. Все правильно рассказал. А сейчас я предлагаю каждому разложить по порядку

- Молодцы. Правильно выложили. Ребята, вместе вс е эти органы называются дыхательной

системой человека. Как вы думаете, почему они так называются? Для че го они нам

- Умницы вы мои. А сейчас я хочу пригласить вас в одно очень интересное место. Именно

там ученые экспериментируют, проводят различные исследова ния и опыты. Как вы

- Правильно, это лаборатория. И сейчас мы с вами тоже будем как настоящие уче ные

проводить опыты, наблюдать, делать выводы. Проходите в нашу лабораторию. У всех

ученых есть отличительные значки – бейджики. Выберите себе бейджик и закрепите его.

- Посмотрите вокруг, что вы видите на столах? Как вы думаете, для чего нужно все это

- Все это оборудование нужно для наших опытов. Вспомните, что происходит с легкими

при дыхании? Правильно, при вдохе они наполняются воздухом и расширяются, а при

выдохе воздух выходит из легких и они сжимаются. Сейчас я вам предлагаю взять

воздушные шарики и надуть их. Представьте себе, что это легкие человека. Что

произошло с ними? А сейчас сдуйте шарики. Что сейчас произошло с легкими? Вывод:

наши легкие, как воздушные шарики, при вдохе наполняются воздухом и становятся

больше, а при выдохе воздух выходит из легких и они сдуваются.

- Следующий опыт я предлагаю вам провести самостоятельно. У каждого из вас есть

схема проведения опыта. Посм отрите на нее. Какое оборудование вам понадобится для

этого опыта? Возьмите стакан с водой и трубочку. Что вы будете делать дальше?

- Что у вас получилось? Какой можно сделать вывод? Вывод: мы выдыхаем воздух,

- Как вы думаете, для чего человеку нужен воздух? Кто запомнил, как воздух попадает к

- Как можно еще узнать, что в нашем орга низме есть воздух?

- Интересные предположения. Я предлагаю вам подуть на ладошку. Что вы

почувствовали? А как вы думаете, почему мы выдохнули теплый воздух, ведь мы вдыхаем

холодный? Вывод: попадая в организм, холодный воздух нагревае тся и, поэтому мы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1.Дать детям первичные представления об органах дыхания, отметить их важное значение для человека.

2.Расширить представления о строении и функционировании дыхательной системы.

3.Понаблюдать, как происходит вдох и выдох.

4.Продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные полученные с помощью сенсорного восприятия.

5.Расширить кругозор детей, пополнить их словарный запас (ноздри, дыхательная трубка, трахея, грудная клетка, рёбра).

(Дети стоят в кругу)

Вос-ль : Сегодня поговорим о том, как человек дышит. Но сначала поиграем ( разминка : закрепление знаний о расположении органов человека)

- Я буду называть органы человека, а вы показывать их на себе:

Вос-ль: Поиграем ещё раз, я буду называть разные органы - вы стоите, как только назову органы дыхания – вы присядете:

(Дети присаживаются на стульчики)

Вос-ль: Скажите, что нас окружает?

А воздух окружает нас?

Мы его можем увидеть?

Я сейчас покажу вам, как можно увидеть воздух.

Воспитатель берёт целлофановый мешочек, набирает воздух и зажимает его. А теперь повторите вы.

-Воздух имеет запах, цвет?

-Чем мы дышим, что вдыхаем? (Воздух)

Вос-ль: А теперь рассмотрим все органы дыхания по порядку. Закрыли рты. Сделайте глубокий-глубокий вдох через нос и почувствуйте, как и куда движется воздух. Выдох. Ещё вдох (с зеркалом). Куда сначала попадает воздух? (в нос)

- Может ли воздух попасть в рот? Сделайте вдох через нос, а выдохните через рот. Может.

- В носу есть два отверстия. Потрогайте их пальчиками. Они называются ноздрями. Повторите хором название.

- Воздух попал в нос и рот, а дальше у него длинный путь. Куда же он идёт? (в дыхательную трубку). Пощупайте на себе. Как она устроена? Погладьте её. На что она похожа? Что напоминает?

- В этой трубке много твёрдых колечек. Посмотрите, что было бы, если бы дыхательная трубка была мягкой. (Воспитатель дует в полиэтиленовый мешочек без дна, его стенки слипаются)

- А теперь попробуйте вы (дети выполняют опыт).

- Так что было бы, если бы дыхательная трубка была мягкой? (Мы не могли бы дышать)

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево-вправо повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали.

Вос-ль: Куда воздух бежит из дыхательной трубки? (В легкие)

-В начале прощупайте, как устроена грудная клетка. (Дети обследуют свою грудную клетку, убеждаются, что она ребристая.)

-Вы чувствуете под руками рёбра? Это такие косточки, которые защищают лёгкие. Их много.

-Положите себе ладошки на грудную клетку так, чтобы они находились на боках, как можно выше и ближе к спине. Вот так. (Вос-ль показывает, большие пальцы направлены назад). Сделайте глубокий-глубокий вдох и почувствуйте, что делается с рёбрами. (Ответы детей)

-А теперь сдавите рёбра сильно-сильно, но так, чтобы их не сломать. Делайте вдох. Легко ли теперь дышать? (Ответы детей)

-Внутри грудной клетки есть особые органы, которые называются лёгкими.

Нос, рот, дыхательную трубку, рёбра мы можем увидеть или почувствовать, а лёгкие не можем, они находятся внутри. Давайте рассмотрим их на картинке. (Можно на интерактивной доске)

-Их два. В них воздух, то заходит, то выходит. Сделайте из ладошки колпачок. Подставьте ладошку к носу, поближе к ноздрям. Вдохните и выдохните. Когда воздух заходит, а когда выходит? (Ответы детей). Слышите, как он щекочет ладошку?

-Сделайте из ладошки чашечку и прикройте ею носик. Прижмите ладошку к лицу, накройте ноздри. Попробуйте делать глубокие вдохи и выдохи. Что чувствуете? (Дышать стало труднее). Слышите, как ходит воздух.

Психогимнастика: Воздушный шарик (мяч)

Опыт 3: Наблюдение, как дышит человек

Вос-ль: Давайте повторим, какие органы входят в дыхательную систему: нос, рот, дыхательная трубка, лёгкие.

-Мы посмотрим, как происходит дыхание. Артём, подойди сюда, сними футболку. Дыши спокойно. Мы видим, как поднимается грудная клетка? (Ответы детей)

-А теперь подыши глубоко и часто. Что мы видим? (Ответы).

-Теперь все так подышите. Значит, мы приходим к выводу: дыхание бывает разным. Когда вы так часто дышите в жизни? (Когда бегаем, занимаемся физкультурой, играем)

(Определение частоты дыхания)

Вос-ль: Сейчас я засеку время, а вы будете считать, сколько вдохов сделаете за 1 минуту. Приготовились. Считайте. (Дети считают). Стоп. Кто сколько насчитал? (Чтобы детям не надоело считать целую минуту, подсчёт ведётся за 15 сек. И полученная цифра умножается на 4)

-Вот сколько раз вы вдыхаете за минуту. А теперь подышим часто. (Методика подсчёта та же)

- Сколько получилось? При каком дыхании вы сделали больше вдохов?

Опыт 4: Определение силы дыхательных мышц

Вос-ль: Будем определять силу вашего дыхания. Постройтесь на одной линии. Подставьте ладошки. Я каждому положу на ладошки лёгкое пёрышко. Поднесите ладошки ко рту и изо всей силы подуйте на пёрышко. Посмотрим, чьё пёрышко улетит дальше всех.

-Если пёрышко летит далеко, значит дыхание сильное.

-А теперь положим на ладони лист бумаги и подуем на него.

Свернём лист бумаги и снова подуем.

-Когда проходится дуть сильнее, когда лист бумаги свёрнут или развёрнут?(Ответы детей)

Опыт 5: Сколько времени человек может прожить без дыхания

Вос-ль: Может ли человек прожить без дыхания? Катя подойди ко мне. Закрой рот. Зажми нос пальцами и не дыши столько, сколько сможешь. Мы будем считать хором. (Первым вызывается ребёнок со слабой физической подготовкой)

-Теперь ко мне подойдёт Саша. (Последним приглашается ребёнок, хорошо развит физически)

-Видите, хоть Саша не дышал дольше остальных, всё равно прошло всего половина минуты. Может человек прожить без дыхания? (Ответы)

-Для облегчения счёта выберем двое судей: по одному от каждой команды.

Первый судья считает, сколько раз кораблики 1ой команды толкнули кораблики 2ой команды. Второй судья - сколько раз кораблики 2ой команды толкнули кораблики 1ой команды. За каждое столкновение команда получает фишку. По количеству фишек выявим победителя.

Итог занятия:

Вос-ль: И так, что нового вы сегодня узнали на занятии? Чем занимались? Что понравилось?

Цель: - Сформировать представления об органах дыхания человека, дыхательном процессе.
- Расширять представления о факторах положительно и отрицательно влияющих на процесс дыхания. Научить приемам выполнения дыхательной гимнастики.
- Развивать сообразительность, самостоятельность, логическое мышление, внимание.
- Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.

Оценить 796 0

Детям о дыхании.

Цель: - Сформировать представления об органах дыхания человека, дыхательном процессе.

- Расширять представления о факторах положительно и отрицательно влияющих на процесс дыхания. Научить приемам выполнения дыхательной гимнастики.

- Развивать сообразительность, самостоятельность, логическое мышление, внимание.

- Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.

Ход занятия:

Дети стоят полукругом возле воспитателя, воспитатель загадывает загадку:

Через нос проходит в грудь,

и обратный держит путь,

он невидимый и все же

без него мы жить не можем (воздух)

Воспитатель: Правильно, ребята. Это воздух. Человек без сна проживет несколько дней, без воды неделю, без питания месяц, но через несколько минут его жизнь остановится, если он перестанет дышать. Давайте вместе сегодня попробуемузнать о дыхании много нового.

Воспитатель: Давайте, мы с вами подумаем, как мы вдыхаем воздух?

Дети: Носом, ртом.

Воспитатель: Правильно. Мы можем дышать и через нос и через рот. Но как правильно дышать, мы с вами сейчас определим. Для этого возьмите зеркала и посмотрите, внимательно на свой носик. Что вы видите внутри своего носика?

(Рассуждения детей с последующим выводом, что: проходя через нос,

воздух увлажняется, согревается и очищается.)

Воспитатель: А теперь рассмотрим все органы дыхания по порядку. Сделайте глубокий вдох через нос и почувствуйте, куда движется воздух. Выдох. Вдох - выдох. Куда сначала попадает воздух? (Показывает на плакате)
- Воздух попал в нос, а дальше он попадает в дыхательную трубку (Педагог показывает на себе дыхательную трубку) Эта трубка называется трахея.
- Куда воздух бежит из дыхательной трубки? (Дети: в грудь) (Воспитатель выставляет плакат с изображением грудины)
- Итак, мы сказали, что воздух из дыхательной трубки бежит в грудь. Давайте ее обследуем.
- Какая на ощупь грудная клетка? (Твердая, ребристая.)
Воспитатель: Грудная клетка состоит из косточек. Их много (показывать на плакате) Найдите их у себя. Эти косточки очень твердые. Значит их назначение защитить то, что находиться за ними. А это лёгкие и бронхи. (Показывает плакат)

Лёгкие - это мешочки внутри грудной клетки, в которых и содержится вдыхаемый воздух и через которые затем, попавший вместе с воздухом кислород всасывается в кровь и поступает ко всем важным для нашей жизни органам. Легких два – правое и левое. Повторите хором название.

Встаньте, положите руки на грудную клетку так, чтобы пальцы правой руки и левой ладоней касались друг друга. Глубоко вдохните, задержите дыхание, выдохните.

( Дети выполняют задание).

Воспитатель: Что произошло, когда вы вдохнули?
Дети. При вдохе грудная клетка стала шире. Пальцы ладоней, лежащих на груди, слегка приподнялись и раздвинулись в стороны. Между пальцами правой и левой ладони появилось расстояние. Во время выдоха пальцы снова коснулись друг друга.

Воспитатель: Правильно. При вдохе половинки легких как два крыла бабочки раскрылись, а при выдохе опять сложились. Количество воздуха, которое попадает при вдохе в ваши легкие разное.
Вы можете сами определить примерный объем ваших легких.

(раздает детям воздушные шары).

Воспитатель: Для этого сделайте глубокий вдох, выдохните в отверстие шара и зажмите его, чтобы воздух не выходил. Шар увеличится в размере, и вы увидите, какой объем занимает выдыхаемый вами воздух.
( Дети сравнивают размеры шаров).

Воспитатель: Объем выдыхаемого воздуха у всех разный. Ванечка, у тебя самый большой шар. Как ты думаешь почему? Правильно, ты занимаешься спортом. И вам помогут развить ваши легкие занятия спортом и здоровый образ жизни.
Вот мы и познакомились с дыхательной системой. Давайте повторим. Какие органы в неё входят.

Дети: . (Называют и показывают на себе: нос, рот, дыхательная трубка- трахея, бронхи легкие.)

Воспитатель: А сейчас, чтобы определить, на сколько вы были внимательны, давайте поиграем в игру.

Воспитатель: Дети, а если дыхание очень важно для человека, то наверно его надо охранять и заботиться о нем? Как Вы думаете, как нужно заботиться о них? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, разделитесь на две команды. Одна команда должна подобрать карточки к синему кругу – то, что помогает дыханию, а вторая команда должна собрать красный круг – то, что затрудняет и мешает дыханию.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы правильно определили факторы, влияющие положительно и отрицательно на наше дыхание. А в детском саду, что мы делаем, чтобы помочь нашему дыханию?

Дети: массаж, дышим чесноком и луком, чаще бываем на свежем воздухе, проветриваем помещение и няня делает влажную уборку.

- воздух набирать через нос;

- плечи не поднимать;

- выдох должен быть длительным и плавным;

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).

1.Большой и маленький
Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький.

2. Подыши одной ноздрей

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

3. Воздушный шар (дышим животом, нижнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной по­лости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концен­трировать внимание на нижнем дыхании.

Исходное положение - лежа на спине, ноги свободно вытя­нуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцен­трировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночно­му столбу, пупок как бы опускается.

Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий - жи­вот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.

Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивает­ся к спине.

Повторить 4-10 раз.

4. Воздушный шар поднимается вверх (верхнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние ды­хательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лег­ких.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Одну руку поло­жить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным под­нятием и опусканием ключиц и плеч.

Повторить 4-8 раз.

5. Ветер (очистительное, полное дыхание)

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей ды­хательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаб­лено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух нескольки­ми отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает(вентили­рует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает ус­талость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической на­грузки как можно чаще.

Воспитатель: Ну, что ж ребята, а сейчас, т.к. вы все-таки еще не очень взрослые люди и очень любите поиграть, то и игры наши будут на дыхание.

Ребенок на выдохе закрывает ноздрю одной рукой и произносит звук М-М-м-м

Детям выдаются ленточки. Сделав глубокий вдох через нос, дети выполняют долгий выдох на ленточку. Выигрывает тот, у кого дольше колышется ленточка.

Воспитатель:Ну, что ж вот и подошло к концу наше занятие. Сегодня мы узнали много нового о дыхании, его важности в нашей жизни и об органах, участвующих в дыхании. И в заключении я хочу вам сказать: Воздух – это та окружающая нас среда, которая несет жизнь. Цените каждый вдох, провожайте с любовью каждый выдох, и ваша жизнь будет наполнена любовью бесконечно.

- Ребята, у меня сегодня радостное настроение, и я хочу передать его вам (тактильное общение с детьми - прикосновение к ладоням каждого ребенка).

- А теперь и вы поделитесь хорошим настроением друг с другом - ласково и приветливо посмотрите в глаза, улыбнитесь (дети выполняют).

2 ч. Сегодня я с вами хочу поговорить про органы дыхания.

- Вы знаете, для чего нам нужен нос? (чтобы дышать, различать запахи).

- А чем мы дышим? (воздухом).

- Ребята, а вы хотите узнать, как воздух путешествует по нашему организму? (хотим).

- Кто мне подскажет откуда воздух начинает путешествие по организму? (из носа).

(Выставляю картинку с изображением носа) - Воздух попадает в нос. Множество тончайших кровеносных сосудов, имеющихся в носу согревают воздух. Чтобы он мог продолжить свое путешествие.

- Если вы случайно ударитесь носом, то что происходит? (сосудики лопаются - появляется кровь).

- А что мы видим в полости носа? (волосики - реснички).

- Для чего они нужны носу?

- Ну, конечно же, реснички в носу и специальная слизь помогают очистить воздух от пыли и микробов. Слизистая оболочка носа приклеивает к себе микробов и уничтожает их.

(Выставляю картинку с изображением гортани.)

- Дальше воздух движется по гортани, (дети повторяют новое слово). -Ему помогают двигаться связки, (о них вы узнаете попозже, когда пойдете в школу).

- Затем воздух попадает в трахею, (выставляю картинку, дети повторяют новое слово).

- Затем в бронхи и наконец в легкие (правое и левое, выставляю картинки).

- В легких есть маленькие пузырьки, их называют альвеолы, они забирают из воздуха кислород - это самое нужное для организма вещество и потом отдают его крови.

Я буду показывать дорожку, по которой бежит воздух на картинке, а вы - у себя (поощрять за правильный ответ).

3 ч. - Ребята, а вы чувствуете, как вы дышите? (надуваю шарик).

- Ваши легкие расширяются, как этот шарик, когда вы вдыхаете воздух. (выпускаю воздух из шарика).

- Ребята, хотите посмотреть на свое дыхание? (да) (раздаю зеркала).

- Поднесите зеркальце поближе и подышите на него. От теплого дыхания зеркало затуманится (выполняют задание).

- Ребята, когда вы выдыхаете, вы видите сколько воздуха вы выдохнули? (нет)

- А хотите увидеть? (да)

(правила игры: вдохнуть носом как можно больше воздуха, а выдохнуть его через рот в трубочку, и тогда можно увидеть сколько воздуха мы выдыхаем. Проводится игра).

- Ребята, вы увидели сколько воздуха вы выдыхаете?

- Что вам помогло увидеть воздух?

- У кого было больше воздуха?

Дети вдыхают носом воздух, а выдыхают через рот, направляя струю

воздуха на кораблик, (игра повторяется 2-3 раза).

Поднимают красные сигнальчики, если полезно, черный - если вредно.

5 ч. Беседа о носовом платке: для чего нужен? (пользоваться при кашле, прочищать нос).

Читайте также: