Б в заходер птичья школа конспект урока 1 класс

Обновлено: 29.06.2024

Развивать моторные навыки, интеллект, логическое мышление, творческое воображение, способствовать формированию эстетической культуры, пробуждать добрые чувства, развивать внимание, наблюдательность.

Воспитательная:

Воспитывать интерес к учебе, прививать любовь к родной природе и

бережное отношение к ней.

Оборудование: компьютер, экран, загадки о птицах, стихотворение Б. Заходера, тетрадь по математике, калька, гелевые ручки, листочки со словами-названиями птиц, рябинка (красная, зелёная).

- Ребята, давайте представим себе, что сегодня вы не ребятишки, а маленькие птички. А каких птичек вы знаете? А как птички разговаривают?

Давайте прочитаем про нас, про птичек небольшое стихотворение:

Птички в гнёздышке сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

- Давайте узнаем, куда тихонько полетели птички. Перед вами лежат домики с пустыми окошками. Эти окна нам нужно заполнить буквами и прочитать слово, тогда мы и узнаем, куда же полетели птицы?

- А буквы мы будем выбирать из отгадок. Послушайте загадки:

1. Маленький мальчишка в сером армячишке,

По дворам шныряет, крошки собирает. (воробей) слайд 2

- Вторую букву из слова воробей запишите в окошко, которое посередине.

2. Повсюду я летаю, животиком жёлтым мелькаю.

Я птичка – невеличка,

А зовут меня… (синичка) слайд 3

- Последнюю букву в слове синичка запишите в последнее окошко.

А что пора? Такая с ней морока, когда трещит… (сорока) слайд 4

- Пятую по счёту букву в слове сорока запишите во второе окошко.

4. Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё по дереву стучит (дятел). слайд 5

- Последнюю букву в слове дятел запишите между третьим и пятым окошком.

- А сейчас мы узнаем, отгадав загадку, кого боятся все птички, послушайте:

5. У неё глазищи, усищи, хвостище.

Она моется всех чище.

Её боятся птицы, и даже маленькая мошка.

Угадали? Это… (кошка) слайд 6

- Третью букву в слове кошка запишите в первое окошко. Что же за слово у нас получилось? Куда полетели маленькие птички? (ШКОЛА) слайд 7

- Обвести через кальку птичек

Птички в гнёздышке сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

- Итак, кто же ученики в этой школе? Что за птички там учились?

ФИЗМИНУТКА (глаза, шея)

Работа с калькой (дети обводят слова (названия птиц из стихотворения Б. Заходера) через кальку).

- А какая профессия у Старого Воробья в этой школе? (учитель) слайд 8

- В слове учитель назовите буквы, которые можно протянуть, пропеть. Как называются эти буквы? (поём буквы у, и, е)

Читаем слово на листочке, обводим через кальку.

- А сейчас давайте откроем красивую тетрадь и рассмотрим картинки. Составьте математический рассказ. Какой пример подходит к этому рассказу? Аналогично со следующей картинкой.

- Замечательно! Какую отметку поставил Старый воробей своим ученикам? Давайте и мы с вами тоже поставим пятёрку (в тетради прописать цифру пять, показ учителя)

- Молодцы! А сейчас настало время покормить птичек. Если вам понравилось сегодня на уроке, возьмите красную рябинку, а если нет – зелёную.

Дети крепят рябинку на доску.


Слайд 1


Слайд 2


Слайд 3


Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10


Полный текст материала Интегрированный урок (чтение+математика+письмо) по произведению Б. Заходера "Птичья школа"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

4. Воспитание любви к чтению.

Оборудование. Портрет Б Заходера, учебник
Словарь: объявление.

I. Организационный момент

II. Психологический настрой

Громко прозвенел звонок-

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Вы на парты поглядите,

Все в порядок приведите.

А теперь тихонько сели

И на доску посмотрели

III. Разминка.

1. Упражнения для глаз

На доске таблица


1) Чтение с убыстрением текста.

2. Упражнение для тренировки речевого аппарата.

1) Чтение гласных:

А а у е и у и е ю я а а о о ы

2) Чтение по таблице:

Простого слога, более сложного

3) Чтение сложных слогов

3. Работа над скороговоркой.

Мы будем разговаривать, Мы будем выговаривать,

Так правильно и внятно, Чтоб было все понятно.

IV. Работа над стихотворением.

1 . Подготовка учащихся к восприятию стихотворения.
а) Беседа.

На доску вывешивается портрет Бориса Владимировича Заходера. Учитель кратко сообщает биографию Владимира Дурова (Борис Владимирович Заходера — писал в основном свои стихи о мире животных. Он наблюдал за повадками животных и писал о них стихи).

Прочитайте, что написано на доске.

Кто из вас догадался, о чем мы будем читать сегодня стихотворение?

Ребята, а разве бывает птичья школа? А как мог поэт придумать это стихотворение? (наблюдение). Ребята, а вы когда-нибудь наблюдали за птицами? Бывало такое, что они очень громко галдели? Ребята рассказывают о своих впечатлениях, учитель актуализирует словарь: громко чирикали, перелетали с ветки на ветку, дрались, шумно.

Гимнастика для глаз

Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)
Птичка улетела вправо (смотрят вправо)
Птичка улетела влево (смотрят влево)
И спряталась на полу (смотрят на пол)

2. Чтение и работа над содержанием стихотворения.
1. Чтение стихотворения учителем.
2. Повторное чтение стихотворение учителем.
Задание для учеников: ответьте на вопросы после рассказа.

Физкультурная минутка

3. Подготовка детей к самостоятельному чтению стихотворения.
3.1. Словарная работа. Цель: работа над словами, трудными для прочтения и понимания.
Слова, трудные для прочтения, учитель пишет на доске в послоговой разрядке. Эти слова разбираются непосредственно перед чтением:

те пте птен птен-цы ри три стри стри-жи объ-яв-ле-ние пти-чья сле-те-лись

Слова, трудные для понимания, учитель объясняет в ходе работы над текстом.
Комментарий для учителя: объявление - официальное извещение о чем-нибудь

1 часть: повесили объявление 2 часть: текст объявления.

3 часть: птенцы прилетели на урок. 6. Чтение рассказа цепочкой по логически завершенным частям —предложениям.
7. Чтение детьми (по желанию) рассказ содержимого стихотворения по памяти.
Домашнее задание: Научиться читать стихотворение без ошибок, отвечать на вопросы учебника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты

Предметные: выявляют авторское отношение
к герою; замечают эмоционально-оценочные слова, ярко описывающие героя

познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; строят речевые высказывания; осуществляют анализ, синтез, сравнение; самостоятельно создают способы решения проблем творческого характера;

регулятивные: оценивают результат работы;

коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи

Личностные: задаются вопросом о том, какое значение, смысл имеет для них учение, и умеют находить ответ на него

Образовательные ресурсы: карточки, иллюстрации с изображением птиц, портрет Б. Заходера, выставка книг о животных

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Прозвенел веселый звонок,

Пригласил на очередной урок

Улыбаются, приветствуют друг друга и настраиваются на работу

Имеют учебно-познава-тельную мотивацию, осуществляют планирование учебного сотрудничества

II. Постановка учебной задачи

– Мы продолжаем читать произведения о весенней природе. Сегодня познакомимся со стихотворением Бориса Владимировича Заходера.

– Какую цель перед собой поставим?

На уроке литературного чтения

Мы продолжаем с пернатыми дружбу,

И этим окажем им добрую службу

– Познакомиться с новым произведением, научиться выразительно читать его
и сравнить с другими произведениями автора

Проявляют активность
в решении познавательной задачи.

Аргументируют свою позицию и выделяют необходимую информацию, анализируют результаты.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Дополняют высказанные мнения по существу полученного задания.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Делают выводы в результате работы

III. Работа по теме урока.

1. Организация выставки книг
Б. Заходера

– Какие произведения этого автора вы знаете?

– В нашей библиотеке есть книги Б. Заходера. Посмотрите на ваши рисунки о животных, размещенные на выставке

2. Рассказ учителя о Б. Заходере

Рассказывает о Б. Заходере (см. ресурсный материал)

3. Работа над произведением.

1) Прогнозирование содержания произведения

– О чем будет данное произведение?

– Стихотворение, так как Заходер писал стихи. (Сказка, потому что у птиц нет школы, как у людей. Это вымысел автора, значит, сказка. Рассказ, так как птицы учат своих птенцов премудростям жизни, у них есть школа.)

– О том, как птенцы учатся жизни

2) Чтение стихо-творения учителем

Читает стихотворение

3) Беседа по со-держанию

– Какое настроение вызвало стихотворение?

– Какое время года описывает поэт?

– Почему вы так решили?

Отвечают на вопросы по содержанию

Физкультми-
нутка

Птички на веточках сидят

И на улицу глядят.

Погулять они ходят

И тихонько все летят.

Вот звенит опять звонок.

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

4) Выборочное чтение

– Для кого открыта школа?

– Кто прилетел учиться?

– Как описан учитель?

Мякина – отходы при обмолоте и очистке зерна.

– Какие уроки были у птенцов?

– Какие оценки получили птенцы?

– Старого воробья на мякине не проведешь.

– Чистописание, родной язык, чтение, естествознание (окружающий мир)
и пение

Проявляют активность
в решении познавательной задачи, аргументируют свою позицию и выделяют необходимую информацию, анализируют результаты.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу,

дополняют высказанные мнения по существу полученного задания.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

5) Деление текста на части

– Сейчас нам надо разделить текст на части.

– Что узнаем в 1-й части?

Рассказывает о птицах. (См. ресурсный материал.)

– Как озаглавим 1-ю часть?

– Мы узнаем о том, что на старой липе
во дворе появилось объявление о школе.

6) Обобщающая беседа

– Где открылась птичья школа?

– Когда работает птичья школа?

– Во сколько начинаются школьные занятия?

– Как вы понимаете слово оживление?

– Что узнаем из 2-й части?

– Как озаглавим 2-ю часть?

– Прочитайте, как ведут себя будущие ученики.

– Как вы думаете, почему они так себя ведут?

– Что узнаем из 3-й части?

– Как можно озаглавить эту часть?

– Кто работает учителем в этой школе?

– Почему именно Старый Воробей выбран
на роль учителя?

– Чему учатся в птичьей школе?

– Какими показаны ученики? Прочитайте.

– Употребляем ли мы эту фразу в нашей речи
и когда?

– Как называются такие выражения?

– Как вы думаете, нужна ли птицам школа?

– А в реальной жизни как проходит обучение птенцов?

– Зачем Б. Заходер придумал птичью школу?

– Какие уроки вы бы еще порекомендовали для птичьей школы и почему?

– Представьте, что вы стали учеником птичьей школы. Какой бы птицей вы хотели быть?

– Как вы думаете, какую отметку вам поставил бы Старый Воробей за этот урок?

– Школа открылась на старой липе
во дворе.

– Школа работает летом.

– Занятия начинаются в пять часов.

Один из учеников выразительно читает 2-ю часть.

– Мы узнаем, какие ученики прилетели
в школу.

Зачитывают нужный отрывок.

– Они еще не учились в школе и поэтому
не знают, что так себя вести нельзя. Птенцы очень волнуются.

– В третьей части мы узнаем, какие уроки проводились в птичьей школе.

– Учитель в птичьей школе – Старый
Воробей. Он опытный и справедливый, поэтому может передать птенцам свои знания.

Зачитывают отрывки про каждый урок.

– Птенцы очень стараются.

– Заморить червячка – значит съесть червячка (буквальный смысл).

– Когда очень хочется есть.

Высказывают свою точку зрения.

– У птиц обучением занимаются родители или опытная птица.

– Автор хотел показать, что обучение нужно всем: и людям, и птицам; что человек тоже часть живой природы.

– изобразительное искусство (рисунки при помощи отпечатков лапок);

– птицеведение (различение видов птиц);

– математика (сколько раз родители летают за кормом для своих птенцов, сколько надо съедать в день, расстояние до теплых стран) и т. д.

Анализируют и высказывают свое мнение о результате своей работы на уроке

IV. Итог урока. Рефлексия

– Чем понравился урок?

– Что нового узнали?

– Подведем итог урока и своей работе. Выскажите свое мнение:

• Мне захотелось узнать …

Отвечают на вопросы учителя

Осознают качество и уровень усвоения учебного материала, выделяют
и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить

Подготовить выразительное чтение (с. 133–
135); по желанию выучить наизусть; выполнить задания 1, 2 в тетради (с. 78)

Записывают задание на дом, задают
вопросы

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что нужно еще усвоить

Рассказ учителя о Б. В. Заходере

Заходер Борис Владимирович родился в 9 сентября 1918 г., умер в 2000 г. Сколько лет он прожил? (82 года.)

У Бориса Заходера множество произведений совсем-совсем разных, непохожих одно на другое. Есть у него стихи и смешные, и грустные, и сердитые. Он очень рано начал писать стихи, еще до школы. Его любили слушать друзья. Он не дрался, не хулиганил, а всегда читал. Много читал и сам много сочинял о животных. Мечтал стать писателем.

Кроме того, Борис Заходер – прозаик, то есть писал не стихотворные произведения, например рассказы. Он еще и драматург. Его пьесы идут в детских и кукольных театрах.

Он всегда понимает тех, кого, казалось бы, понять невозможно. Вот, например, киску:

Плачет Киска в коридоре –

Он смотрит на этот случай ее глазами, и все сразу становится непривычным и смешным. Это свойство настоящих писателей – уметь взглянуть на все не своими глазами.

Рассказ учителя о птицах

Галка похожа на грача, но заметно меньше. Строит жилье на каменных домах, колокольнях, поэтому ее чаще можно увидеть в городе, чем в селе. Улетает на юг в ноябре.

Щегол – веселая, подвижная, ловкая птица с ярким оперением. Часть головы ярко-красного цвета, затылок черный, крылья желтоватые. У щеглов бывает 4–5 птенцов.

Стриж все время проводит в воздухе (и ест, и спит). Его еще называют пилотом. Птица очень вынослива: преодолевает огромные расстояния, улетая на зимовку в Африку. Имеет длинные крылья и короткий хвост. Внешне похож на ласточку.

Чиж – певчая птица, сообразительная и доверчивая. Чижей часто содержат в клетках. Вследствие своей общительности чижи часто попадаются в ловушки. Они довольно хорошо переносят неволю, становятся ручными, учатся разным фокусам и даже могут приносить потомство.

В Санкт-Петербурге в 1994 году был установлен миниатюрный (25 см) бронзовый памятник Чижику-Пыжику.


Воспитательная: Воспитывать интерес детей к чтению и обогащать их читательский опыт через систему упражнений с литературным произведением; прививать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

познакомить учащихся с Б.В Заходером, совершенствовать умение работать с текстом;

формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу;

регулятивные

формировать умения учащихся ставить учебную задачу;

познавательные

познакомить учащихся с новым произведением, формировать устойчивый интерес к чтению;

коммуникативные

формировать умение отстаивать свою точку зрения, выслушивать других;

Оборудование и материалы: учебник: Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс.

Рабочая тетрадь № 2: Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности (орг.момент)

-Прозвенел звонок! Начинается урок!

Начнём урок с пятиминутки чтения (читают 5-6 человек в течении 5 минут)

-Назовите автора? О чём прочитал каждый?

Эмоционально настраиваются на урок

Проверка домашнего задания

Сейчас мы проверим как вы справились с домашним заданием

-С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке

-Какое было домашнее задание?

(9 учащихся краткий пересказ)

Кратко пересказывают по одной из трех частей произведения М. Пришвина "Ребята и утята"

Формирование темы и цели урока

На доске карточки: В.Жуковский - "Жаворонок"

Б.Заходер - "Птичья школа"

-Прочитайте карточки на доске.

Один учащийся выполняет у доски

Сформулируйте задания к карточкам

-Соедините автора с его произведением

-Проанализируйте выполненное задание и определите автора и произведение с которым мы будем сегодня знакомиться на уроке

-Какую цель перед собой поставим?

Выполняют задание на доске

Предметные, коммуникативные, личностные

Открытие нового знания

Познакомившись с произведением, мы выясним, насколько были верны ваши гипотезы. И напоследок выскажите свой прогноз, о чём будет же данное произведение?

Читаю произведение Б. Заходера "Птичья школа"

- Каково ваше впечатление по прочитанному?

- Теперь определим жанр прочитанного.

Ученики: - Это сказка в стихах.

- Откройте учебник на с.135 прочитайте задание 1

-Предлагаю прочитать произведение по ролям (Автор, Воробей, Чиж)

Теперь поработает с текстом произведения

- Где же открылась птичья школа?

- Когда работает птичья школа?

Учитель: - Во сколько начинаются школьные занятия?

Ученики: - Занятия начнутся в пять часов.

- Перечитайте, как ведут себя будущие ученики.

- Как вы думаете, почему они так себя ведут?

- Кто работает учителем в этой школе?

: - Почему именно Старый Воробей выбран на роль учителя?

Учитель: - Какие уроки проходят в школе, перечислите.

Ученики перечитывают названия уроков.

Учитель: - Чему же учатся в птичьей школе?

Ученики зачитывают отрывки про каждый урок.

- Какими показаны ученики?

Учитель: - Прочитаем на с.136 задание 3.

Ученики: - Заморить червячка, значит, птенцы съели реального червячка.

Учитель: - Употребляем ли мы эту фразу в нашей речи и когда?

Ученики: - Когда очень хочется есть, часто говорят надо заморить червячка.

Читайте также: