Б в заходер птичья школа конспект урока 1 класс
Обновлено: 29.06.2024
Развивать моторные навыки, интеллект, логическое мышление, творческое воображение, способствовать формированию эстетической культуры, пробуждать добрые чувства, развивать внимание, наблюдательность.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к учебе, прививать любовь к родной природе и
бережное отношение к ней.
Оборудование: компьютер, экран, загадки о птицах, стихотворение Б. Заходера, тетрадь по математике, калька, гелевые ручки, листочки со словами-названиями птиц, рябинка (красная, зелёная).
- Ребята, давайте представим себе, что сегодня вы не ребятишки, а маленькие птички. А каких птичек вы знаете? А как птички разговаривают?
Давайте прочитаем про нас, про птичек небольшое стихотворение:
Птички в гнёздышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
- Давайте узнаем, куда тихонько полетели птички. Перед вами лежат домики с пустыми окошками. Эти окна нам нужно заполнить буквами и прочитать слово, тогда мы и узнаем, куда же полетели птицы?
- А буквы мы будем выбирать из отгадок. Послушайте загадки:
1. Маленький мальчишка в сером армячишке,
По дворам шныряет, крошки собирает. (воробей) слайд 2
- Вторую букву из слова воробей запишите в окошко, которое посередине.
2. Повсюду я летаю, животиком жёлтым мелькаю.
Я птичка – невеличка,
А зовут меня… (синичка) слайд 3
- Последнюю букву в слове синичка запишите в последнее окошко.
А что пора? Такая с ней морока, когда трещит… (сорока) слайд 4
- Пятую по счёту букву в слове сорока запишите во второе окошко.
4. Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё по дереву стучит (дятел). слайд 5
- Последнюю букву в слове дятел запишите между третьим и пятым окошком.
- А сейчас мы узнаем, отгадав загадку, кого боятся все птички, послушайте:
5. У неё глазищи, усищи, хвостище.
Она моется всех чище.
Её боятся птицы, и даже маленькая мошка.
Угадали? Это… (кошка) слайд 6
- Третью букву в слове кошка запишите в первое окошко. Что же за слово у нас получилось? Куда полетели маленькие птички? (ШКОЛА) слайд 7
- Обвести через кальку птичек
Птички в гнёздышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
- Итак, кто же ученики в этой школе? Что за птички там учились?
ФИЗМИНУТКА (глаза, шея)
Работа с калькой (дети обводят слова (названия птиц из стихотворения Б. Заходера) через кальку).
- А какая профессия у Старого Воробья в этой школе? (учитель) слайд 8
- В слове учитель назовите буквы, которые можно протянуть, пропеть. Как называются эти буквы? (поём буквы у, и, е)
Читаем слово на листочке, обводим через кальку.
- А сейчас давайте откроем красивую тетрадь и рассмотрим картинки. Составьте математический рассказ. Какой пример подходит к этому рассказу? Аналогично со следующей картинкой.
- Замечательно! Какую отметку поставил Старый воробей своим ученикам? Давайте и мы с вами тоже поставим пятёрку (в тетради прописать цифру пять, показ учителя)
- Молодцы! А сейчас настало время покормить птичек. Если вам понравилось сегодня на уроке, возьмите красную рябинку, а если нет – зелёную.
Дети крепят рябинку на доску.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Полный текст материала Интегрированный урок (чтение+математика+письмо) по произведению Б. Заходера "Птичья школа"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного
Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте
Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
4. Воспитание любви к чтению.
Оборудование. Портрет Б Заходера, учебник
Словарь: объявление.
I. Организационный момент
II. Психологический настрой
Громко прозвенел звонок-
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Вы на парты поглядите,
Все в порядок приведите.
А теперь тихонько сели
И на доску посмотрели
III. Разминка.
1. Упражнения для глаз
На доске таблица
1) Чтение с убыстрением текста.
2. Упражнение для тренировки речевого аппарата.
1) Чтение гласных:
А а у е и у и е ю я а а о о ы
2) Чтение по таблице:
Простого слога, более сложного
3) Чтение сложных слогов
3. Работа над скороговоркой.
Мы будем разговаривать, Мы будем выговаривать,
Так правильно и внятно, Чтоб было все понятно.
IV. Работа над стихотворением.
1 . Подготовка учащихся к восприятию стихотворения.
а) Беседа.
На доску вывешивается портрет Бориса Владимировича Заходера. Учитель кратко сообщает биографию Владимира Дурова (Борис Владимирович Заходера — писал в основном свои стихи о мире животных. Он наблюдал за повадками животных и писал о них стихи).
Прочитайте, что написано на доске.
Кто из вас догадался, о чем мы будем читать сегодня стихотворение?
Ребята, а разве бывает птичья школа? А как мог поэт придумать это стихотворение? (наблюдение). Ребята, а вы когда-нибудь наблюдали за птицами? Бывало такое, что они очень громко галдели? Ребята рассказывают о своих впечатлениях, учитель актуализирует словарь: громко чирикали, перелетали с ветки на ветку, дрались, шумно.
Гимнастика для глаз
Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)
Птичка улетела вправо (смотрят вправо)
Птичка улетела влево (смотрят влево)
И спряталась на полу (смотрят на пол)
2. Чтение и работа над содержанием стихотворения.
1. Чтение стихотворения учителем.
2. Повторное чтение стихотворение учителем. Задание для учеников: ответьте на вопросы после рассказа.
Физкультурная минутка
3. Подготовка детей к самостоятельному чтению стихотворения.
3.1. Словарная работа. Цель: работа над словами, трудными для прочтения и понимания.
Слова, трудные для прочтения, учитель пишет на доске в послоговой разрядке. Эти слова разбираются непосредственно перед чтением:
те пте птен птен-цы ри три стри стри-жи объ-яв-ле-ние пти-чья сле-те-лись
Слова, трудные для понимания, учитель объясняет в ходе работы над текстом.
Комментарий для учителя: объявление - официальное извещение о чем-нибудь
1 часть: повесили объявление 2 часть: текст объявления.
3 часть: птенцы прилетели на урок. 6. Чтение рассказа цепочкой по логически завершенным частям —предложениям.
7. Чтение детьми (по желанию) рассказ содержимого стихотворения по памяти.
Домашнее задание: Научиться читать стихотворение без ошибок, отвечать на вопросы учебника.
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты
Предметные: выявляют авторское отношение
к герою; замечают эмоционально-оценочные слова, ярко описывающие героя
познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; строят речевые высказывания; осуществляют анализ, синтез, сравнение; самостоятельно создают способы решения проблем творческого характера;
регулятивные: оценивают результат работы;
коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи
Личностные: задаются вопросом о том, какое значение, смысл имеет для них учение, и умеют находить ответ на него
Образовательные ресурсы: карточки, иллюстрации с изображением птиц, портрет Б. Заходера, выставка книг о животных
Организационная структура урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
(осуществляемые действия)
Формируемые способы
деятельности
I. Организация начала урока
Прозвенел веселый звонок,
Пригласил на очередной урок
Улыбаются, приветствуют друг друга и настраиваются на работу
Имеют учебно-познава-тельную мотивацию, осуществляют планирование учебного сотрудничества
II. Постановка учебной задачи
– Мы продолжаем читать произведения о весенней природе. Сегодня познакомимся со стихотворением Бориса Владимировича Заходера.
– Какую цель перед собой поставим?
На уроке литературного чтения
Мы продолжаем с пернатыми дружбу,
И этим окажем им добрую службу
– Познакомиться с новым произведением, научиться выразительно читать его
и сравнить с другими произведениями автора
Проявляют активность
в решении познавательной задачи.
Аргументируют свою позицию и выделяют необходимую информацию, анализируют результаты.
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют высказанные мнения по существу полученного задания.
Умеют оформлять свою мысль в устной речи.
Ориентируются в своей системе знаний.
Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.
Делают выводы в результате работы
III. Работа по теме урока.
1. Организация выставки книг
Б. Заходера
– Какие произведения этого автора вы знаете?
– В нашей библиотеке есть книги Б. Заходера. Посмотрите на ваши рисунки о животных, размещенные на выставке
2. Рассказ учителя о Б. Заходере
Рассказывает о Б. Заходере (см. ресурсный материал)
3. Работа над произведением.
1) Прогнозирование содержания произведения
– О чем будет данное произведение?
– Стихотворение, так как Заходер писал стихи. (Сказка, потому что у птиц нет школы, как у людей. Это вымысел автора, значит, сказка. Рассказ, так как птицы учат своих птенцов премудростям жизни, у них есть школа.)
– О том, как птенцы учатся жизни
2) Чтение стихо-творения учителем
Читает стихотворение
3) Беседа по со-держанию
– Какое настроение вызвало стихотворение?
– Какое время года описывает поэт?
– Почему вы так решили?
Отвечают на вопросы по содержанию
Физкультми-
нутка
Птички на веточках сидят
И на улицу глядят.
Погулять они ходят
И тихонько все летят.
Вот звенит опять звонок.
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя
4) Выборочное чтение
– Для кого открыта школа?
– Кто прилетел учиться?
– Как описан учитель?
Мякина – отходы при обмолоте и очистке зерна.
– Какие уроки были у птенцов?
– Какие оценки получили птенцы?
– Старого воробья на мякине не проведешь.
– Чистописание, родной язык, чтение, естествознание (окружающий мир)
и пение
Проявляют активность
в решении познавательной задачи, аргументируют свою позицию и выделяют необходимую информацию, анализируют результаты.
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу,
дополняют высказанные мнения по существу полученного задания.
Умеют оформлять свою мысль в устной речи.
Ориентируются в своей системе знаний.
Делают выводы в результате работы.
Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру
5) Деление текста на части
– Сейчас нам надо разделить текст на части.
– Что узнаем в 1-й части?
Рассказывает о птицах. (См. ресурсный материал.)
– Как озаглавим 1-ю часть?
– Мы узнаем о том, что на старой липе
во дворе появилось объявление о школе.
6) Обобщающая беседа
– Где открылась птичья школа?
– Когда работает птичья школа?
– Во сколько начинаются школьные занятия?
– Как вы понимаете слово оживление?
– Что узнаем из 2-й части?
– Как озаглавим 2-ю часть?
– Прочитайте, как ведут себя будущие ученики.
– Как вы думаете, почему они так себя ведут?
– Что узнаем из 3-й части?
– Как можно озаглавить эту часть?
– Кто работает учителем в этой школе?
– Почему именно Старый Воробей выбран
на роль учителя?
– Чему учатся в птичьей школе?
– Какими показаны ученики? Прочитайте.
– Употребляем ли мы эту фразу в нашей речи
и когда?
– Как называются такие выражения?
– Как вы думаете, нужна ли птицам школа?
– А в реальной жизни как проходит обучение птенцов?
– Зачем Б. Заходер придумал птичью школу?
– Какие уроки вы бы еще порекомендовали для птичьей школы и почему?
– Представьте, что вы стали учеником птичьей школы. Какой бы птицей вы хотели быть?
– Как вы думаете, какую отметку вам поставил бы Старый Воробей за этот урок?
– Школа открылась на старой липе
во дворе.
– Школа работает летом.
– Занятия начинаются в пять часов.
Один из учеников выразительно читает 2-ю часть.
– Мы узнаем, какие ученики прилетели
в школу.
Зачитывают нужный отрывок.
– Они еще не учились в школе и поэтому
не знают, что так себя вести нельзя. Птенцы очень волнуются.
– В третьей части мы узнаем, какие уроки проводились в птичьей школе.
– Учитель в птичьей школе – Старый
Воробей. Он опытный и справедливый, поэтому может передать птенцам свои знания.
Зачитывают отрывки про каждый урок.
– Птенцы очень стараются.
– Заморить червячка – значит съесть червячка (буквальный смысл).
– Когда очень хочется есть.
Высказывают свою точку зрения.
– У птиц обучением занимаются родители или опытная птица.
– Автор хотел показать, что обучение нужно всем: и людям, и птицам; что человек тоже часть живой природы.
– изобразительное искусство (рисунки при помощи отпечатков лапок);
– птицеведение (различение видов птиц);
– математика (сколько раз родители летают за кормом для своих птенцов, сколько надо съедать в день, расстояние до теплых стран) и т. д.
Анализируют и высказывают свое мнение о результате своей работы на уроке
IV. Итог урока. Рефлексия
– Чем понравился урок?
– Что нового узнали?
– Подведем итог урока и своей работе. Выскажите свое мнение:
• Мне захотелось узнать …
Отвечают на вопросы учителя
Осознают качество и уровень усвоения учебного материала, выделяют
и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить
Подготовить выразительное чтение (с. 133–
135); по желанию выучить наизусть; выполнить задания 1, 2 в тетради (с. 78)
Записывают задание на дом, задают
вопросы
Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что нужно еще усвоить
Рассказ учителя о Б. В. Заходере
Заходер Борис Владимирович родился в 9 сентября 1918 г., умер в 2000 г. Сколько лет он прожил? (82 года.)
У Бориса Заходера множество произведений совсем-совсем разных, непохожих одно на другое. Есть у него стихи и смешные, и грустные, и сердитые. Он очень рано начал писать стихи, еще до школы. Его любили слушать друзья. Он не дрался, не хулиганил, а всегда читал. Много читал и сам много сочинял о животных. Мечтал стать писателем.
Кроме того, Борис Заходер – прозаик, то есть писал не стихотворные произведения, например рассказы. Он еще и драматург. Его пьесы идут в детских и кукольных театрах.
Он всегда понимает тех, кого, казалось бы, понять невозможно. Вот, например, киску:
Плачет Киска в коридоре –
Он смотрит на этот случай ее глазами, и все сразу становится непривычным и смешным. Это свойство настоящих писателей – уметь взглянуть на все не своими глазами.
Рассказ учителя о птицах
Галка похожа на грача, но заметно меньше. Строит жилье на каменных домах, колокольнях, поэтому ее чаще можно увидеть в городе, чем в селе. Улетает на юг в ноябре.
Щегол – веселая, подвижная, ловкая птица с ярким оперением. Часть головы ярко-красного цвета, затылок черный, крылья желтоватые. У щеглов бывает 4–5 птенцов.
Стриж все время проводит в воздухе (и ест, и спит). Его еще называют пилотом. Птица очень вынослива: преодолевает огромные расстояния, улетая на зимовку в Африку. Имеет длинные крылья и короткий хвост. Внешне похож на ласточку.
Чиж – певчая птица, сообразительная и доверчивая. Чижей часто содержат в клетках. Вследствие своей общительности чижи часто попадаются в ловушки. Они довольно хорошо переносят неволю, становятся ручными, учатся разным фокусам и даже могут приносить потомство.
В Санкт-Петербурге в 1994 году был установлен миниатюрный (25 см) бронзовый памятник Чижику-Пыжику.
Воспитательная: Воспитывать интерес детей к чтению и обогащать их читательский опыт через систему упражнений с литературным произведением; прививать любовь и бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
познакомить учащихся с Б.В Заходером, совершенствовать умение работать с текстом;
формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу;
регулятивные
формировать умения учащихся ставить учебную задачу;
познавательные
познакомить учащихся с новым произведением, формировать устойчивый интерес к чтению;
коммуникативные
формировать умение отстаивать свою точку зрения, выслушивать других;
Оборудование и материалы: учебник: Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс.
Рабочая тетрадь № 2: Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.Мотивация к учебной деятельности (орг.момент)
-Прозвенел звонок! Начинается урок!
Начнём урок с пятиминутки чтения (читают 5-6 человек в течении 5 минут)
-Назовите автора? О чём прочитал каждый?
Эмоционально настраиваются на урок
Проверка домашнего задания
Сейчас мы проверим как вы справились с домашним заданием
-С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке
-Какое было домашнее задание?
(9 учащихся краткий пересказ)
Кратко пересказывают по одной из трех частей произведения М. Пришвина "Ребята и утята"
Формирование темы и цели урока
На доске карточки: В.Жуковский - "Жаворонок"
Б.Заходер - "Птичья школа"
-Прочитайте карточки на доске.
Один учащийся выполняет у доски
Сформулируйте задания к карточкам
-Соедините автора с его произведением
-Проанализируйте выполненное задание и определите автора и произведение с которым мы будем сегодня знакомиться на уроке
-Какую цель перед собой поставим?
Выполняют задание на доске
Предметные, коммуникативные, личностные
Открытие нового знания
Познакомившись с произведением, мы выясним, насколько были верны ваши гипотезы. И напоследок выскажите свой прогноз, о чём будет же данное произведение?
Читаю произведение Б. Заходера "Птичья школа"
- Каково ваше впечатление по прочитанному?
- Теперь определим жанр прочитанного.
Ученики: - Это сказка в стихах.
- Откройте учебник на с.135 прочитайте задание 1
-Предлагаю прочитать произведение по ролям (Автор, Воробей, Чиж)
Теперь поработает с текстом произведения
- Где же открылась птичья школа?
- Когда работает птичья школа?
Учитель: - Во сколько начинаются школьные занятия?
Ученики: - Занятия начнутся в пять часов.
- Перечитайте, как ведут себя будущие ученики.
- Как вы думаете, почему они так себя ведут?
- Кто работает учителем в этой школе?
: - Почему именно Старый Воробей выбран на роль учителя?
Учитель: - Какие уроки проходят в школе, перечислите.
Ученики перечитывают названия уроков.
Учитель: - Чему же учатся в птичьей школе?
Ученики зачитывают отрывки про каждый урок.
- Какими показаны ученики?
Учитель: - Прочитаем на с.136 задание 3.
Ученики: - Заморить червячка, значит, птенцы съели реального червячка.
Учитель: - Употребляем ли мы эту фразу в нашей речи и когда?
Ученики: - Когда очень хочется есть, часто говорят надо заморить червячка.
Читайте также: