Мир наших вещей натюрморт 6 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

настроение на вес ь урок. Загадки о жанрах изобраз ительного ис кусства.

2. Объяснение материала. Беседа о жанре натюрморта с использованием

- Ребята, обрати те внимание на оформление. Что в них общег о? ( Это

- Что же такое натюрморт? (Жанр ИЗО, в котором изображаются предметы

неживой природы, р азмещенные в единой сред е . Это мож ет быть 1 или

– Давай те с вами в спомним, как переводится слово натюрморт? «Мертвая

Беседа. Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в XVII в. в

Голландии. Замечате льные школы натюрморт а сложились также во

Франции, Ис пании, России . Посмотрим, как менялся натю рморт.

- Как ж е возник и развивался этот жанр? ( С D «Энциклопедия зарубежн ого

- Особенно яркие, заметные изменения начинают проявляться в конце XIX

века. Художники преображали предме ты, передавали свое впечатление,

свое восприя тие к расоты. Мир вещей для них был одной из основных тем.

- А что вы можете сказать о характере этого натюр морта? Что он

- Ставил ли себ е художник цель п ередать с ходство с натурой, точн о

изобразит ь предметы? ( Нет, художник перед ал свое впечатление ).

французски й художник Анри Матисс, выразивш ий красоту и радость бытия в

- А теперь перед нами натюрморты, созданные в XX веке. Здес ь мы видим

еще больший уход от естественности. Натюрморт стал более декоративным .

Натюрморт выполнен в манер е авангарда. Авангард - у словное название

всех новейших, экспериментальных взглядов, течений, школ, творчества

отдельных художник ов ХХ в. Авангардизм – это отрицания тради ций и

эксперименталь ный поиск новых форм и путей творчества, проявляющихся в

самых различны х художественных тече ниях . (Натюрмо рт Пикасс о)

- В XXI веке, когда технический прогресс идет стремительными темпами,

появляются совершенно друг ие виды натюрморт ов. С помощью

компьютерны х программ можно изобр азить трехмерную гр афику. Появились

фотонатюрморт ы. (Векторный, трехмерный, фотонатюр морт)

Художники экспер иментируют с цветом, формой и фактурой, создавая

великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но

вместе с те м и мир человека, ег о мысли и чувства. У каждог о свой стиль.

Натюрморты выполняютс я и в строгой реалистической, и в декоративной

- Сегодня на время мы превращаем ся в художников да нных стилей.

Задача урока изобраз ить предмет в т ом ст иле, который понравился

именно вам. Выбранный вами стиль позволить проя вить творческую

позицию, тем самым постарайтесь передать свое настроение, выразить

мысли и чувства ра зными выразите льными средствами .

Каждый из вас дела ет выбор, какому стилю отдать пред почтение.

- Рисовать мы буд ем с натуры. К акие вещи мы здесь видим? Кому он и

принадлежат? Выставка пре дметов для сост авления натюрм орта

- Что могут вещи рассказать о человеке? ( Вещи могут рассказать о профессии

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспекта урока

Аттестуемый педагог (ФИО) Самошина Светлана Анатольевна

Предмет Изобразительное искусство

(При написании конспекта урока на каждом из его этапов необходимо отразить цели и задачи деятельности учителя и ученика, методы и способы достижения поставленных целей, основное предметное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей класса, в котором проводился данный урок в предшествующий период)

Познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, расширить знания учащихся о жанре натюрморта. Развивать умение понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства.

Задачи урока:

учить анализировать произведения искусства в жанре натюрморта;

развивать творческую и познавательную активность.

На уроке ученикам предлагается новый материал и творческие задания по жанру натюрморт.

Тип урока: урок освоения новых знаний .

Вид урока: комбинированный

Методы, используемые на уроке:

алгоритмический метод – учитель даёт инструкции, а ученики сами выполняют работу в практической работе: декоративное рисование

Приёмы, используемые на уроке:

словесный (рассказ, беседа)

наглядный (презентация, демонстрация)

практический ( декоративное рисование )

Форма организации:

- работа в группах

.Образовательные ресурсы:

информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности:

- Неменская ,Л .А. Изобразительное искусство. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л. А. Неменская ; под ред. Б.М.Неменского – М.; Просвещение, 2011;

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, Интернет, мольберт, фломастеры, карандаши, восковые мелки, акварель, гуашь, ластики, альбомы, кисточки, баночки с водой

Музыкальный ряд: классическое произведение.

Раздаточный дидактический материал:

Межпредметные связи на уроке :

МХК, киноискусство, музыка.

Планируемые образовательные результаты :

-создает самостоятельно изображение натюрморта в том стиле, который ему понравился, передает его настроение используя выразительные свой ства акварели, гуаши и других материалов для достижения своих творческих замыслов; анализирует художественные произведения искусства; оцени вает результат своего труда.

- развивать навыки работы с акварелью и гуашью, навыки работы с блопенами и фломастерами;

- закрепить знания о роли мира вещей в истории искусства, в жизни человека;

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия).

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу, планируя свои действия в соответствии с ней.

Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

Личностные: имеют мотивацию учебной и творческой деятельности, сориентированы на эстетическое восприятие произведений живописи.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

Организационный момент.

Цель: Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствует учащихся.

- Здравствуйте, дорогие ребята!

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

На доске размещены репродукции картин с изображением натюрмортов.

Учитель зачитывает эпиграф к уроку:

Дело художника – рождать радость.

К. Г. Паустовский

Проверяют готовность к уроку

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на эсте­ тическое восприятие про­изведений живописи. Регулятивные: принима­ ют и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулиро-

вать ответы на вопросы

Актуализация знаний

- Послушайте описание картины и определите ее жанр. Правильное выполнение этого задания подскажет вам тему нашего урока.

Две девочки на выставке остановились перед картиной с буке­том цветов сирени. Казалось бы, в такой картине нет ничего осо­бенно увлекательного. Но как мастерски написал цветы художник! Они стоят в высокой прозрачной вазе, и стекло, освещенное ярким солнцем, так и искрится, так и горит веселыми золотистыми и красными огоньками. Рядом с вазой, на узорчатой скатерти, - блю­до с фруктами. Одно яблоко скатилось на скатерть. Оно такое соч­ное, такое спелое, кожица блестит, словно натертая воском; а ря­дом персик - так и чувствуешь, какая у него мохнатая шкурка. На­до быть большим мастером, чтобы так живо написать фрукты.

- Знаком ли вам жанр искусства, к которому относится эта картина?

- Что объединяет представленные на доске произведения?

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с одним из красивейших жанров изобразительного искусства – натюрмортом. Вам предстоит самим нарисовать натюрморт в выбранном вами стиле.

- Как вы думаете, что нам нужно знать для выполнения задания? Определите задачи нашего урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок формирования знаний, умений и навыков. Урок традиционный, с использованием ИКТ.

Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе.

Тип урока: Урок формирования знаний, умений и навыков.

Вид урока: традиционный с использованием ИКТ.

Цель урока: расширить знания учащихся о жанре натюрморта, формировать художественно – образное мышления как основу творческой личности.

Задачи урока:

Образовательные:

Усвоить понятие натюрморт;

Познакомить с разнообразным миром натюрморта;

Поддерживать интерес к предмету;

Создать условия для наблюдения и проникновения учащихся в сущность предметного мира, для понимания его значимости в жизни человека, его символики, одухотворённости и красоты;

Закреплять у шестиклассников навыки составления и исполнения композиции натюрморта аппликативными средствами и в цвете, с передачей конструктивного строения предметов, их пропорций;

Сформировать умения в создании композиции натюрморта в ходе практической работы.

Воспитательные:

Воспитывать, внимательность, наблюдательность;

Воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие предметного мира.

Развивающие:

Развивать творческий потенциал;

Научить видеть изменение картины мира и образа человека;

Расширять кругозор учащихся;

Активизировать наблюдательность детей, развивать у них глазомер, образное мышление.

Познавательная:

Развивать приемы работы в технике аппликация.

Оборудование:

Зрительный ряд: репродукции картин натюрмортов (презентация); схема последовательности рисования натюрморта.

Для учащихся: альбом (А4); графитный карандаш, ластик, цветная бумага или картон, клей, тряпочка или салфетки.

Ожидаемые результаты:

усвоение понятия натюрморт;

умение сопоставлять и сравнивать произведения живописи, находить образную связь искусства с жизнью;

в процессе творческого поиска через ассоциативное мышление умение находить художественные образы в произведении;

умение ориентироваться в художественном языке произведений, средствах выразительности, приёмах изображения, способах выполнения самостоятельной работы;

умение соотносить собственное эмоциональное состояние с эмоциональным состоянием натюрморта;

способность передавать свои впечатления в словесной и изобразительной форме;

понимание связи: жизнь – искусство;

убеждение, что удивление – источник вдохновения;

предъявление себя в разнообразных формах деятельности, раскрытие в себе творца.

План урока.

Изучение нового материала.

Закрепление нового материала.

Самостоятельная работа учащихся.

а) выставка работ учащихся

б) обобщение материала

Ход урока.

Организационный момент.

Приветствие класса.

Учитель: Художники всегда любили и любят изображать что-то необычное и неожиданное. В них всегда живет желание удивлять других людей. Как разнообразен мир вокруг нас! Какое множество явлений и предметов! Какое множество материалов и способов создания картины! Как научиться рисовать и радоваться тому, что у тебя получилось!?

Есть удивительно простой способ познать все это: уроки изобразительного искусства, терпение, запастись необходимым материалом и не лениться.

Проверка готовности к уроку.

Постановка темы урока.

Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить о жанре изобразительного искусства – натюрморте и изобразим натюрморт из осенних овощей и фруктов.

Вводная беседа.

Вспомним жанры изобразительного искусства. В этом нам помогут слайды.

Предполагаемые ответы учащихся:

Изобразительное искусство делится на различные жанры по темам, которые изображает художник. А именно:

Тематическая картина – изображение сцен из жизни людей;

Портрет – изображение человека;

Интерьер – изображение внутреннего убранства помещений;

Натюрморт – изображение предметов.

Изучение нового материала: натюрморт, как жанр. История возникновения и развития натюрморта.

Учитель: посмотрите, пожалуйста, на экран. Здесь дано определение натюрморта.

Предполагаемый ответ: Замечательные пышные пионы как - будто благоухают и приманивают к себе бабочек, которые вьются над ароматными цветами.

Предполагаемые ответы: Потому что на китайских картинах изображены отдельные части мира природы - цветы, бабочки, птицы в различных сочетаниях.

Предполагаемые ответы: Он был добрым, щедрым, весёлым и т.д.

Предполагаемые ответы: Он хотел не только показать богатство, но и возвеличить его.

Учитель: Какие выводы можно сделать о смысле и сущности натюрмортов? Какие замыслы реализуют художники в своих работах?

С помощью учителя ученики приходят у выводу: Через натюрморт художник выражает своё отношение к природе. Свой внутренний мир он доносит до нас посредством создания различных образов вещей. И все предметы в натюрморте несут нам какую-то информацию, о чём-то рассказывают.

Учитель: Давайте посмотрим на другие натюрморты и вы увидите, насколько разнообразен мир изображения неживой природы – мир натюрморта и какие разные идеи авторы пытались донести до нас.

Закрепление нового материала.

Сравнение двух натюрмортов.

Предполагаемые ответы: Нежная, хрупкая, изящная…

Художник изобразил её одну, как драгоценную избранницу своей души. Окружающие предметы для него совсем не важны. Мы не видим обстановки комнаты, даже очертаний стола, на котором стоит стакан с розой. И это позволяет ещё сильнее почувствовать трепетную красоту одинокого прекрасного цветка. Роза у Врубеля – это почти мечта розы у Машкова – это тоже символ души, над которой одержал победу мир материальный (мир сорняков). Вот такое внутреннее содержание несут в себе эти работы.

Давайте посмотрим на две эти работы и ответим на вопрос - Какая работа вам понравилась больше и почему?

Самостоятельная работа учащихся.

Учитель: практическую работу сегодня вы будете выполнять с натуры в технике аппликации. Перед вами два натюрморта. Композиция натюрмортов, которые вам предстоит сделать в технике аппликации, должны быть выполнены в чёрно – белых вариантах.

Натюрморты состоят из 3-х предметов по принципу контраста.

1-я постановка: тыква, огурец, помидор.

2-я постановка: тыква, яблоко, груша.

Последовательность выполнения работы: прорисовка и вырезание силуэтов предметов, размещение и фиксирование их в формате при помощи клея.

Возможный вариант выполнения задания. Индивидуальная работа – работа над натюрмортом по памяти из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм.

Во время практической работы учитель проводит инструктаж по ТБ (работа с ножницами) и ведется текущий контроль:

1. Организация рабочего места.

2. Правильность выполнения приемов работы и соблюдения правил безопасности.

3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

4. Контроль объема и качества выполненной работы.

Итог урока: Экспресс – выставка работ учащихся.

Учитель: Благодарю всех за работу на уроке. Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания и умения, узнали новое, а самое главное создали картину своими руками, которая обязательно украсит интерьер вашей комнаты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Изображение предметного мира - натюрморт" открывает большую тему четверти "Мир наших вещей. Натюрморт" в 6 классе по программе Б.Неменского. На уроке обучающиеся расширяют представление о натюрморте как жанре изобразительного искусства, знакомятся с историей возникновения и развития жанра, творчеством отдельных художников - мастеров натюрморта, учатся самостоятельно изображать натюрморт в технике аппликации, используя различные выразительные средства: цветовое пятно, композицию, пропорции.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Ролдугина Ирина Алексеевна, учитель изобразительного искусства

Цели урока: дать представление о натюрморте как жанре изобразительного искусства, развивать композиционное мышление обучающихся, формировать эстетический вкус, умение активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра.

Методы и приемы работы:

Наглядный (демонстрация изображений натюрмортов)

Анализ изображений натюрмортов

Словесный (рассказ учителя)

Практический (выполнение практического задания по составлению натюрморта)

Приемы вырезания из бумаги, ткани.

Оборудование: 1) для учителя: мультимедиа, репродукции картин;

2) для учащихся: цветная бумага, картон, ткань, ножницы, клей ПВА.

Учитель устанавливает дисциплину в классе, проверяет готовность учащихся к уроку.

Класс оформляется по зал музея. На стенах висят репродукции картин с изображением натюрмортов.

Слово учителя:

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

-Что же это за жанр? Когда он появился? В чем его особенности? Кто из художников был мастером натюрморта? Об этом и многом другом вы узнаете из нашего урока, также сами научитесь составлять различные натюрморты в технике аппликации, вспомните основные принципы композиции и ритмической организации картины. Давайте обратимся к истории возникновения натюрморта.

Рассказ учителя:

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Натюрморты этого периода часто содержат скрытую аллегорию. Это значение передаётся посредством использования предметов — в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением: погасшая свеча — символ окончившейся жизни; серебряная посуда означает земное богатство; ветчина — чувственные радости; лимон — внешнюю красоту, внутри которой скрывается горечь.

Нидерландский натюрморт представлял собой уникальное культурное явление XVII века, оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи.



Рассказ учителя:



В 30-40-е годы ХХ столетия развитие этого жанра приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъем и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.

Одним из художников, работающих в жанре натюрморт, был Иван Фомич Хруцкий (1810-1885 гг.). Для России именно этот художник являлся родоначальником академического натюрморта. Хруцкого называли живописцем “цветов и плодов”. Художник очень внимательно относится к деталям, тщательно прописывает фактуру каждого предмета: прозрачное стекло, блестящий металл, бархатистые фрукты. В чем-то Хруцкий, конечно, подражал голландцам. Но все же в полотнах художника нет той пышности и изысканности, которые присущи работам голландских мастеров. Хруцкий любуется и наслаждается окружающими предметами. Работы мастера излучают яркий жизненный оптимизм

.

Слово учителя:

3. Практическая работа

- Сейчас вы приступите к созданию собственных натюрмортов. Работать будете в технике аппликации. Аппликацию можно сделать из цветной бумаги или ткани. (Демонстрируются образцы детских работ).

Объяснение последовательности работы:

Подберите красиво бумагу по цвету, определите, каким будет фон.

Вырежьте несколько силуэтов простых домашних предметов (ваза, кувшин, тарелка и др.), а также силуэты нескольких фруктов. Составьте из них натюрморт.

Определите, какой предмет будет центром композиции.

Вспомните, что такое ритм? (Чередование одинаковых элементов)

Где в построении вашего натюрморта будет пауза?

Попробуйте различные варианты расположения предметов. Предметы могут перекрывать друг друга.

Когда все детали найдут свое место, аккуратно приклейте их.

При выполнении работы помните об осторожном обращении с ножницами и клеем.

Самостоятельная работа учащихся.

Учитель следит за ходом работы и помогает отдельным ученикам, испытывающим затруднение в работе.

Читайте также: