Конспект занятия по пластилинографии в старшей группе

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Развитие художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства.
Задачи:

ü Вызвать интерес к созданию картины "Веточка рябины с кистью ягод";

ü Развивать мелкую моторику рук;

ü Воспитывает у детей терпение, усидчивость и фантазию.

Материалы: Цветной картон, пластилин, стека, доска для лепки, образец работы.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю несколько загадок, а вы попробуйте догадаться, что станет темой нашего занятия.

В том лесу, не в огороде,

Только осень на подходе,

Новый у нее наряд,

Бусы красные висят. (Рябина)

Дрозд, снегирь, другая птица,

Могут ею угоститься,

Как усилится мороз,

Возрастёт на пищу спрос. (Рябина)

Что за дерево такое

Украшает лес зимою?

Грозди красные на ветках

Ну-ка угадайте детки:

Не ольха и не осина,

А красавица … (Рябина)

Воспитатель: Правильно ребята. Тема нашего занятия рябина.

Рябину мы легко узнаем по узорным листочкам, по гроздьям ягод, которые краснеют осенью. Ягоды рябины считается осенними ягодами, потому-то созревают поздней осенью. Снимают рябину с дерева только после первых заморозков. Вкус у рябины горьковатый. Еще ягоды рябины любят зимой клевать снегири. На тех рябинках, что растут в лесу или в парке, ягоды остаются до зимы, а и иногда и зимой сохраняются на ветках. Любят рябинкой, полакомится не только снегири, но и белочки.

Воспитатель: Перед началом работы, немного разомнемся.

На холме стоит рябина

Держит прямо, ровно спинку (Подтягивая – руки вверх).

Ей не просто жить на свете

Ветер крутит, вертит ветер (Вращение туловищем вправо, влево).

Но рябинка только гнется

Не печалится - смеется (Наклоны в стороны)

Вольный ветер грозно дует

На рябинку молодую (Дети машут руками, изображая ветер)

Воспитатель: А сейчас ребята я предлагаю вам начать делать картину.

1 этап. Веточку делаем в виде тонкого жгутика, аккуратно примазываем ее к фону, слегка нажимая, чтобы ветка не расплющилась, осталась тонкой и выпуклой.

2 этап. Также поступаем с зеленым листом рябины. Посмотрите еще раз на форму листа: к сердцевине крепятся тонкие вытянутые листочки. Небольшую пластилиновую колбаску надо расплющить так, чтобы она приобрела форму лодочки. Проследите за тем, чтобы листья хорошо прикрепились (примазались) к фону, не потеряв при этом своей формы.

3 этап. Теперь самая главная часть нашей картины - кисть ягод рябины. Ягоды в виде маленьких шариков осторожно крепим к фону, легонько на них нажимая, очень осторожно – они должны быть выпуклыми.

- Пластилин графия развивает детское творчество, в первую очередь изобразительное, – ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ, обладающий яркой выразительностью. Техника пластилиновой графики является необычной, привлекающей к себе внимание и интерес. Дети с удовольствием придумывают новые, интересные темы для картин.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная.

Актуальность: - Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.

- Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Цель занятия :

Формирование креативности и способов самостоятельной творческой деятельности дошкольников с помощью применения нетрадиционных художественных техник изобразительного искусства.

- Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой лепки – пластилин графией;

- Обучать приемам выполнения изобразительных работ в данной технике на основе совершенствования навыков применения традиционных приемов;

- Закрепить представление детей о зимующих птицах, их особенностей.

- Развивать речь через художественное слово, расширять словарный запас, творческое воображение, развивать интерес к наблюдению за птицами.

- Способствовать познавательно-творческому и сенсомоторному развитию, социализации детей;

- Развивать мелкую моторику рук;

- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к пернатым друзьям.

Материалы, необходимые для работы:

- иллюстрации и фотографии синиц;

- картон с контурным рисунком, схема;

- набор пластилина;

- салфетка для рук; стека.

- доска для раскатывания пластилина;

С детьми проводится беседа о зимующих птицах (синица, снегирь, воробей); ознакомление с внешним видом синицы и образом ее жизни, наблюдение за синицами на прогулке, рисование птиц. Загадывание загадок.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку о лесной птице:

Меж деревьев я летаю,

Разных мошек собираю.

В кустиках еду ищу,

Крошки хлеба подберу.

И зовут меня… Ответ: Синичка!

Воспитатель: Ребятки, посмотрите кто это у нас в окошке? Да это же синичка, она прилетела к нам в гости.

Воспитатель показывает детям игрушечную синичку.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать откуда к нам прилетела синица? Где она живет? Чем питается? Дети: Да.

2. Основная часть.

Беседа. - Как выглядит синица? (Ответы детей).

Воспитатель показывают иллюстрацию с изображением птиц.

Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Спинка у нее желтовато-зеленого цвета, брюшко желтое с широкой черной полосой - кажется, будто синичка нарядилась в желтую кофточку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. Крылья серовато-голубого цвета со светлой поперечной полосой, а хвост черноватый с голубым налетом. Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким коническим клювом. Бегать по земле синицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать. Гнёзда синицы любят закрытые. Особенно им нравятся те, которые выдолбили дятлы. Питаются синицы насекомыми, зернами, очень любят сало.

Подвижная игра «Шустрая синица"

Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)

Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)

Вот присела на минутку, (присели)

Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)

Тири – тири, (прыжки на месте на правой ноге)

Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)

- Сегодня мы с вами нарисуем с помощью пластилина свою синичку, и в нашей группе будет жить целая стая этих удивительных птиц.

Воспитатель раздает картон с изображение силуэта птицы и обращает внимание детей на схему соответствия цифр и цвета.

Для того, чтобы наши поделки получились красивыми, нам необходимо подготовить наши пальчики к работе.

Синичка, синичка, (Дети скрещивают кисти рук, машут ими) Воробью сестричка. (Делают ритмические хлопки)

Залез в амбаришко клевать просо (Указательными пальцами стучат)

Своим носом. по столу.

Воспитатель, в пошаговом объяснении, изготавливает свой собственный рисунок (наглядный образец) и объясняет детям задание.

- Сначала необходимо изобразить голову, со всеми ее составными частями (глаза, клюв, перья).

-Затем переходим к туловищу птицы и грудки, которая состоит из нескольких рядов плотно сомкнутых маленьких шариков, напоминающих перья. Потом изображаем крылья и лапки.

3. Итогом занятия становится выставка готовых работ детей.

-Воспитатель: Ребята, давайте полюбуемся, какие замечательные синички у нас получились! И моя синичка-сестричка очень рада, что у нее появилось много друзей!

- Воспитатель: Как мы можем помочь этим птицам зимой? (Ответы детей).

-Правильно, ребята! Зимой обязательно надо подкармливать птиц, чтобы они не голодали. Самое главное правило для человека – не вмешиваться в природу и беречь маленьких пернатых друзей! Без них наша жизнь станет скучной и однообразной. Готовые работы смотрите в фотографиях.



Ход ОД
1. Организационная часть
Воспитатель: – Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, кого мы сегодня будем лепить:
Загадка:
Она любит в луже купаться,
В водичку пятачок свой окунуть.
Она любит в грязи поваляться,
На солнышке погреться и заснуть.
Она живет в сарае у хозяйки.
Стоит корыто у нее с едой.
Бока ее чисты и гладки;




Свинья очень похожа на -. (кабана)
Тело свиньи покрыто -..(редкими волосками, щетиной)
Питается свинья -. (всеядные животные, в основном питаются комбикормом, также любят овощи, например тыкву, кабачки, капусту, картошку, могут есть мясо, ну и от травы не откажутся)




Глаза у свиньи -. (маленькие, похожие на черные бусинки)
Воспитатель поясняет: Да, у свиньи маленькие ,подслеповатые глазки, зато у нее слух и обоняние прекрасные.
Хвост у свиньи -. (колечком)
Свинья очень . животное (чистоплотное)
Воспитатель поясняет: - хоть свиньи и любят поваляться в грязи, но все же они очень чистоплотные животные. В жаркую погоду свиньи ложатся в грязь, чтобы охладить свою кожу и избавиться от надоедливых насекомых.


Воспитатель: - Как много интересного мы узнали о жизни свиней!
А теперь давайте проведем физкультминутку.

Но уже на левый бок. (Руки на поясе. Встать, руки вверх и потянуться)

2. Практическая часть.
Воспитатель:
- На картоне я уже отметила расположение головы и туловища.



- Теперь раскатываем длинные жгутики (колбаски) из пластилина розового цвета, прямыми движениями рук.



Туловище поросенка
- Начинаем с туловища поросенка: берем длинный жгутик розового пластилина и выкладываем по контуру карандаша ,немного придавливая пластилин пальцами и скручиваем по спирали до тех пор, пока не заполните весь круг туловища.



Голова поросенка
- Голова делается точно так же как и туловище: берем длинный жгутик розового пластилина и выкладываем по контуру карандаша ,немного придавливая пластилин пальцами и скручиваем по спирали до тех пор , пока не заполните весь круг головы поросенка.
Ушки
-Для изготовления ушек необходимо раскатать небольшие жгутики и выполнить из них треугольник, затем соединить с головой.
Конечности с копытцами
- Делаем из небольших жгутиков розового цвета, скручиваем по кругу спиралькой и соединяем с туловищем.




Пятачок
- Делаем из небольшого жгутика красного цвета, скручиваем по кругу спиралькой и прикладываем на место, немного придавливаем пальцем.



Глазки
- Глазки делаем из пластилина черного цвета,скатываем небольшие шарики, и ставим их над пятачком.



Хвостик
- Хвостик мы сделаем из небольшого жгутика розового цвета, скручиваем один завиток.
Во время работы желательно провести разминку для пальчиков.



Пальчиковая гимнастика
(Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков)
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
(Мизинцы)
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
(Безымянные)
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
("Фонарики")
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(Сжимаем и разжимаем кулачки)
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
(Средние)
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
(Указательные)
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(Сжимаем и разжимаем кулачки)
3. Заключительная часть
Воспитатель: – Вы замечательно сегодня поработали, очень старались и у всех получились замечательные поросята.
В заключении, я хочу вам рассказать стихотворение про поросенка Михаила Яснова.


Поросенок был красив собою:
Был костюмчик в клеточку на нем.
Он вертел довольно головою,
Вместе с головой вертел рулем.

На копытцах белые перчатки.
И панамка вышита цветами:
Ехал он на травке поваляться,
Или же в деревню в гости к маме…

Ехал Поросенок на рассвете,
Розовый, похожий на зарю…
И предупреждая всех на свете,
Нажимал на пятачок:
— ХРЮ-ХРЮ!


Познавательное развитие: расширить представление детей о зимующих птицах. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией, учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску). Развивать познавательные и творческие способности, фантазию, мелкую моторику рук.

Художественно-эстетическое развитие: закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином - раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей; развивать художественный вкус.

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать бережное отношение к природе, птицам. Продолжать учить детей работать в коллективе, воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи. Воспитывать эмоциональный отклик на результаты творческой деятельности. Воспитывать интерес к пластилинографии, умение доводить дело до конца, добиваясь поставленной цели.

Речевое развитие: продолжать пополнять словарный запас детей.
Активизация словаря: зимующие, снегирь, туловище, клюв, крылья.
Физическое развитие: развивать общую моторику, мелкую моторику рук, продолжать развивать умение координировать речь с движением, развивать глазомер.

Раздаточный материал: бумажные снежинки, заготовки птицы из картона, пластилин, досочки для лепки, влажная салфетка для рук.

Ход: Организационная часть: дети стоят в кругу.

Вышел на просторы погулять мороз,
Белые узоры в косах у берёз.
Снежные тропинки, голые кусты
Падают снежинки тихо с высоты. (Е. Авдиенко).

О каком времени года написано это стихотворение? (О зиме).

Вопросы:

- Зима какая? (морозная, холодная, вьюжная, метельная,

-Снег какой? (холодный, пушистый,белый)

-Снежинка какая? (красивая, белая).

-Сугробы какие? (большие, глубокие)

- Горка какая? (скользкая, ледяная,высокая)

-Деревья какие? (белые, пушистые. )

-Елочка какая? (зеленая, нарядная)

Дети садяться на стулья перед интерактивной доской

Воспитатель: Ребята, а каких птиц мы можем встретить зимой на улице? (Снегиря, синицу, воробья, голубя, ворону, сороку) Правильно, молодцы!

Загадки
1.Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червячков.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает. (Воробей).

2.Мерзнет желтенькая пташка,

Накорми ее, бедняжку.

Дай и семечек, и сала,

Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)

3.Во дворе я - королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна. (Ворона)

4. Непоседа пестрая,

5. Это птица - символ мира

Чердоки ее квартира

Там где площади фантаны

Ищет крошки постоянно.(голубь)

6. Я вчера гулял в пургу,

Видел веточку в снегу,

А на ветке красный шарик.

Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)

.-Как всех этих птиц можно назвать, одним словом? Совершенно верно, это зимующие птицы. А, как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны) круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать себе еду даже в самые холодные зимы. Ребята, как вы думаете, какая из этих птиц прилетает к нам только зимой?

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…(Снегири)

Каждый год я к вам лечу-

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко – красный галстук мой.

Снегири – северяни, они появляются в наших краях с первым снегом, и получили свое название за это, и живут у нас всю зиму. Снегири – это пролетные птицы, то есть перемещаются с одного места на другое на недалекое расстояние в поисках пищи, зимовки, отдыха? Зимой снегирей можно встретить в парках, особенно любят снегиря красоваться на рябине. Давайте посмотрим небольшой фильм о снегире и послушаем свист снегиря? Свист снегиря похож на звук флейты: нежный, грустный. Послушайте.

Вам понравился снегирь? Какой он? (красивый, неторопливый)

Посмотрите на внешний вид снегиря.

-Назовите части тела:

Ответы детей: (туловище, голова, клюв крылья)

-Какое по форме туловище снегиря?

Ответы детей (туловище у снегиря овальной формы).

-Какого цвета грудь?

Ответы детей (грудь у снегиря красная)

-Какая по форме голова птицы?

Ответы детей (голова у снегиря круглая, черная)

-А что есть на голове?

Ответы детей (на голове есть глаза, клюв короткий и толстый)

-Крылья, какого цвета?

Ответы детей (крылья черного цвета)

Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири.( Показывают грудки)
Распустили перышки,( Руки слегка в стороны, )
Греются на солнышке.( Шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели!

Воспитатель обращает внимание детей на картину на доске.

Практическая часть.

- Ребята, посмотрите, на картину? Что здесь нарисовано?

Ответы детей (на ветке рябины сидит снегирь)

- Как вы думаете, кокое настроение у снегиря?

Ответы детей (грустное, потому, что он один, и ему скучно)

-Как же мы можем помощь снегирю ?

Ответы детей (нарисовать ему друзей)

- Да, дети, скучно ему одному без друзей, мы с вами нарисуем с помощью пластилина снегирей, и посадим на наше дерево, и в нашей группе будет жить целая стая этих удивительных птиц.

Объяснение этапов выполнения работы: Вспоминаем порядок наших действий. (Отщипываем маленький кусочек пластилина, скатываем пальцами колбаску, прижимаем к контуру, размазываем аккуратно тонким слоем по поверхности). Показ педагога.

В. У вас на столах заготовки снегирей из картона, которые мы будем раскрашивать. Голову, крылышко и хвостик каким цветом будем раскрашивать?

В. Верно, берем черный пластилин, отщипываем маленький кусочек и растираем пальчиками по заготовке, не выходя за края контура. Грудку каким цветом будем раскрашивать?
Д. Красным.
В. Правильно, берем пластилин красного цвета и так же растираем пальчиками по заготовке. А глаза какого цвета?
Д. Белого.
В. Берем белый пластилин, скатываем шарик и примазываем.

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две сороки, воробей, (На каждое название птицы загибают по одному пальчику.)
Шесть синиц и снегирей,
Ворон в серых перышках.
Всем хватило зернышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Дети садятся за столы:

Воспитатель: Ребята, давайте проверим всё ли готово к занятию. Нам понадобятся , заготовки птицы из картона, пластилин, клеенка, салфетка.

Самостоятельное выполнение работы - дети рисуют по готовым заготовкам. По окончании дети подходят к доске и наклеивают своих снегирей на ватман с изображением дерева.

Вот на ветке, посмотри
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Нежатся на солнышке.

Итог: - Молодцы! Удивительные работы получились у вас! Как праздничные фонарики светятся в ветвях ваши снегири. Расскажите, чем они вам понравились? (Дети рассказывают, делятся впечатлениями).


-75%

Читайте также: