Чтобы уши слышали конспект занятия

Обновлено: 05.07.2024

Задать детям ряд вопросов:
1. Какая у вас любимая песня?
2. Чей голос тебе нравится больше всего?
3. Нравится тебе собственный голос? А может быть мамин, папин, или лучшего друга.

Незнайка – Здравствуйте, ребята! Я поссорился с доктором Пилюлькиным. Рассудите нас. Я спрашиваю:
– Доктор, доктор, как мне быть?
Уши мыть или не мыть?
А он мне отвечает:
–Лень вам мыть, или не лень,
Мойте уши каждый день!
А мне Знайка рассказывал, что у меня в ушах есть сера, которая защищает их от пыли.

Воспитатель
– Незнайка, не волнуйся. Оставайся с нами и нам все расскажет и покажет наш друг Ушастик. А Знайка тебе сказал правильно, что сера, которая образуется у нас в ушах, полезна, но если ее скапливается, слишком много, она будет мешать тебе слышать.
Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой. За ней в глубине расположено среднее ухо.
Когда ушная раковина улавливает какой-то звук и по наружному слуховому проходу передает его в ухо, барабанная перепонка под действием этого звука начинает вибрировать и передает его дальше во внутреннее ухо. Через него звук передается дальше во внутреннее. Через него звук передается мозгу. Там превращаются в слова.
Воспитатель – Ребята, вспомните, почему мы с вами делаем самомассаж ушных раковин?
Ответы детей.
Но, оказывается, уши – не только орган слуха. На ушной раковине находится много-много точек, которые невидимыми ниточками связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок и др.) Поэтому хорошо делать самомассаж ушных раковин, вот мы и ответили на вопрос.

Воспитатель – На земле есть люди, которые по каким-то причинам ничего не слышат, они глухие. Как вы думаете, легко ли жить таким людям? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель – Правильно, ребята. Этим людям очень трудно научиться говорить, ведь своего голоса они тоже не слышат.
Слабослышащие и глухие люди используют для общения язык жестов. В каждой стране этот язык свой.
Незнайка предлагает закрыть уши руками.
Дети говорят, что ничего не слышно.

Воспитатель – Да, сразу исчезли все звуки. Вы перестали слышать. С помощью органов слуха нам подвластен весь мир звуков: шум дождя, журчание ручейка, музыка, речь окружающих людей.
Незнайка предлагает подойти к плакату.
Воспитатель – Мы с вами видим только наружное ухо. Оно образуется ушной раковиной вместе с наружным слуховым аппаратом.
Незнайка – Ребята, какие вы все умные, много знаете! Но мне пора уходить. Ой, что это у меня здесь шуршит? А-а, это правила, чтобы сберечь органы слуха. Мне их Знайка подарил, вот я и дома повесил, чтобы не забыть и вам принес.

ПРАВИЛА.
Чтобы сберечь органы слуха, необходимо:
1. Защищать уши от сильного шума.
2. Защищать уши от ветра.
3. Не ковырять в ушах.
4. Не сморкаться сильно.
5. Не допускать попадания воды в уши.
6. Если уши заболели, обратиться к врачу.
7. Правильно чистить уши намыленным пальцем.
8. Мыть уши каждый день.
9. Каждое утро разминать ушную раковину.

Воспитатель – Давайте, напомним Незнайке, для чего нужны уши?
Дети прощаются с Незнайкой, приглашают еще в гости.
Незнайка – Спасибо вам, ребята, за знания! Пойду всем малышкам расскажу, для чего нам нужны уши! До свидания, ребята!
Дети прощаются с Незнайкой, приглашают еще в гости.
Незнайка – До свидания, ребята! Спасибо вам! Пойду всем малышкам расскажу! А что? (потирает затылок)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка познакомит обучающихся со строением органов слуха и правилами ухода за ушами, научит бережно относиться к своим ушам, разовьёт и расширит знания о правилах личной гигиены.

Цель: 1. познакомить со строением органов слуха и правилами ухода за ушами,

2. воспитывать бережное отношение к своим ушам ,

3. развивать и расширять знания о правилах личной гигиены .

Оборудование:

Плакат с органом слуха

Принадлежности для проведения опытов с ушами

Плакат с правилом массажа ушей

Организационный момент.

Беседа по теме.

Прослушайте диалог двух детей . ( К доске выходят заранее подготовленные дети )

- Здравствуйте, тётя Катерина!

- У меня яиц корзина.

- Как поживают домашние?

Яйца свежие, вчерашние.

Ничего себе вышла беседа.

Авось распродам до обеда.

— Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга?
Речь, звуки помогают нам слышать органы слуха — уши.

На предыдущем уроке мы узнали об органах зрения, сегодня уз-

Слух — большая ценность для человека.

Проведение опытов.


Опыт 1

— Заткните уши ватой. Что произошло? (Ответы детей.)
Сразу исчезли все звуки. Вы перестали слышать. С помощью

органов слуха нам подвластен целый мир звуков: шум дождя, журчание
ручейка, музыка и речь окружающих людей.

— При проведении этого опыта глаза должны быть закрыты.
Возьмите часы и медленно приближайте их к уху до момен­та,
когда станет слышно едва заметное тиканье. Измерьте
расстояние от часов до уха.

Чем больше расстояние от звучащего предмета до уха, тем выше слуховая чувствительность. Далее можно показать рисунок с изобра­жением строения уха.

Ухо состоит как бы из трех частей. Ушная раковина вместе с на­ружным слуховым аппаратом образует наружное ухо. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой. За ней, в глубине черепа, расположено среднее ухо. Когда ушная раковина улавливает какой-то звук и по наружному слуховому проходу пере­дает его в ухо, барабанная перепонка под действием этого звука на­чинает вибрировать и передает его дальше во внутреннее ухо. Внут­реннее ухо — сложное устройство. Через него звук передается мозгу. Там превращается в слова.

От среднего уха проходит тонкий канал в носоглотку. Он называ­ется евстахиевой трубой по имени итальянского ученого Бартоломео Евстахиа, который открыл этот канал. Через евстахиеву трубу по­лость среднего уха соединяется с наружным воздухом. При сильном насморке, ангине инфекция проникает по евстахиевой трубе из но­соглотки в среднее ухо. Воспаление нужно лечить.

III. Это интересно!

Самые чувствительные уши у летучей мыши. Если человеческое ухо может воспринимать колебания в пределах от 16 до 20 тыс. колебаний в секунду , то у летучих мышей – около 1 млн. в секунду , но оказывается , уши- не только орган слуха . На ушной раковине находится много точек , которые невидимым ми ниточками связаны со всеми нашими органами ( сердце, печень, желудок и др.) Поэтому хорошо делать самомассаж ушных раковин .

Оборудование. Музыкальные инструменты, ширма, схема уха.

Ход занятия.

I Орг. момент:

На столе у педагога за ширмой лежат музыкальные инструменты. Воспитатель предлагает детям узнать, какой инструмент звучит.

20181112_090614.jpg

20181112_090441.jpg

20181112_090552.jpg

- Ребята, вы видели инструменты? А как вы узнали, какой из них звучит?

- Правильно, вы их услышали. Чем слышит человек? Сегодня мы поговорим о строении уха.

II

20181112_090643.jpg

1.– А вот как получается, что человек слышит. Как устроено наше ухо. Мы сейчас познакомимся - рассмотрим.

- Видимая часть органа слуха - наружная ушная раковина. Она определяет, откуда, т.е. с какой стороны поступает звук или звуки. Дальше слуховые сигналы поступают во внешний слуховой проход. Ушная раковина и слуховой проход образуют наружное ухо. Дальше сигналы попадают в среднее ухо, состоящее из барабанной перепонки - это плотная кожистая перепонка, и трех косточек. Затем звуки поступают во внутреннее ухо. От внутреннего уха сигналы поступают в нервы и потом в мозг. Там сигналы превращаются в понятные для человека слова и звуки.

"Вокруг домика хожу
И в окошечки гляжу.
К одному я подойду
И тихонько позову.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя, узнай!"

- Как же вы узнали голоса детей, к какому предмету относится звук? (мы услышали). Что же вам помогло узнать? (уши). Уши - это орган слуха. (дети повторяют)

- Вы слушали, услышали, и вам помогал слух!

- Какую же пользу приносит человеку слух, где какие звуки слух помогает услышать? (например, дома, на улице. )

- Да, ребята, с помощью слуха человек слышит все те звуки, которыми наполнен наш мир (окружающий)

- А особенно важно для человека слышать речь других людей. Ведь с помощью слов мы общаемся друг с другом, передаем свои мысли, знания.

3 Оздоровительная минутка.

- Ребята, на ушной раковине находится много точек, которые невидимыми ниточками связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок, и т.д.).

Взяли ушки за макушки.

(самомассаж ушной раковины выполняется большим и

указательными пальцами – большой палец находится сзади)

Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих

Потянули… (несильно потянуть вверх)

Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным

Вниз до мочек добежали. продвижением вниз)

Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и

И к макушкам вновь придём. указательным пальцами)

  1. Поиграем в игру “Закончи предложение”.Вам нужно одним словом “уши”

закончить предложения, но сказать в нужной форме. Кто правильно ответит, тот садится на своё место.

У человека есть (уши) .

У рыбы нет (ушей) .

На морозе холодно (ушам) .

Я грею свои (уши) .

Некоторые умеют шевелить (ушами) .

Девочки носят серёжки (в ушах)

III Чтобы уши не болели, и слух всегда оставался хорошим, нужно знать и выполнять основные правила. Что это за правила? Вы сейчас, глядя на картинки, сами расскажите.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи. Закрепить знания детей о зрении; познакомить детей со строением уха и с основными правилами ухода за ушами; расширить и активизировать словарь детей по данной теме; совершенствовать речь в форме диалога (при показе детьми сценки) работа над выразительностью исполнения; развивать память, слуховое внимание, речевой слух, остроту слуха.

Материал. Нарисованный Незнайка; иллюстрации по уходу за ушами на каждого ребенка; предметы, игрушки, ширма, косынка для игр; плакат с картинками; схема уха.

Ход занятия

1. - Ребята, у нас сегодня гости. И вместе с гостями пришел кто? Конечно это Незнайка

Задачи. Закрепить знания детей о зрении; познакомить детей со строением уха и с основными правилами ухода за ушами; расширить и активизировать словарь детей по данной теме; совершенствовать речь в форме диалога (при показе детьми сценки) работа над выразительностью исполнения; развивать память, слуховое внимание, речевой слух, остроту слуха.

Материал. Нарисованный Незнайка; иллюстрации по уходу за ушами на каждого ребенка; предметы, игрушки, ширма, косынка для игр; плакат с картинками; схема уха.

1. - Ребята, у нас сегодня гости. И вместе с гостями пришел кто? Конечно это Незнайка! Ребята, у Незнайки есть друзья, и они живут в стране Здоровячков. А вы знаете, что это за страна? (ответы детей) А наш Незнайка пока не может жить в такой стране. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Конечно, ребята, Незнайка ничего не знает о своем организме и не умеет заботиться о своем здоровье. Но мне, кажется, что мы с вами сможем помочь незнайке. Согласны, или нет? (ответы детей)

2. - Незнайка, на прошлом занятии мы с ребятами узнали, что главными помощниками человека являются (глаза). Глаза - орган чего? (зрения). Давайте вспомним и расскажем Незнайке, что же мы можем благодаря зрению? (ответы детей). А какого цвета глаза у Незнайки? (синие). По какой части глаза вы определили цвет? (по радужке)

- Ребята, Незнайкины друзья подарили ему вот такой плакат с картинками, но он не знает, для чего его подарили. Давайте мы посмотрим на плакат и попробуем объяснить Незнайке. (дети рассказывают). Этот плакат и картинки подсказывают Незнайке, что надо беречь зрение. С помощью хорошего зрения мы воспринимаем большую часть окружающего мира. Не забывай про этот плакат и береги зрение!

3. - А сейчас мы с вами будем снова играть, и узнавать других помощников человека.

- А ты, незнайка, внимательно смотри, что дети будут делать, слушай и запоминай, о чем будут говорить.

Игра "Назови, не ошибись"

- Я буду подходить к вам и дотрагиваться до разных частей тела, кто правильно назовет часть тела и количество, тот сядет на стульчик.

Игра "Узнай предмет по звуку"

- Вот ширма, за нею спрятались предметы. Их мы будем узнавать по звукам. Должно быть тихо - тихо, чтобы лучше услышать и определить к какому предмету относится звук.

- Кто догадается, руки в замочек сложите. (Можно вызвать несколько детей сказать воспитателю тихо, чей звук они услышали).

Игра "Угадай, чей голосок?"

"Вокруг домика хожу

И в окошечки гляжу.
К одному я подойду
И тихонько позову.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя, узнай!"

- Как же вы узнали голоса детей, к какому предмету относится звук? (мы услышали). Что же вам помогло узнать? (уши). Уши - это орган слуха. (дети повторяют)

- Вы слушали, услышали, и вам помогал слух!

- Какую же пользу приносит человеку слух, где какие звуки слух помогает услышать? (например, дома, на улице. )

- Да, ребята, с помощью слуха человек слышит все те звуки, которыми наполнен наш мир (окружающий)

- А особенно важно для человека слышать речь других людей. Ведь с помощью слов мы общаемся друг с другом, передаем свои мысли, знания.

Физминутка.

4. - А вот как получается, что человек слышит. Как устроено наше ухо. Мы сейчас познакомимся - рассмотрим.

- Видимая часть органа слуха - наружная ушная раковина. Она определяет, откуда, т.е. с какой стороны поступает звук или звуки. Дальше слуховые сигналы поступают во внешний слуховой проход. Ушная раковина и слуховой проход образуют наружное ухо. Дальше сигналы попадают в среднее ухо, состоящее из барабанной перепонки - это плотная кожистая перепонка, и трех косточек. Затем звуки поступают во внутреннее ухо. От внутреннего уха сигналы поступают в нервы и потом в мозг. Там сигналы превращаются в понятные для человека слова и звуки.

- Ребята, на ушной раковине находится много точек, которые невидимыми ниточками связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок, и т.д.).

- Поэтому хорошо делать самомассаж ушных раковин. Мы с вами умеем делать, давайте Незнайку научим.

Оздоровительная минутка. (самомассаж ушей)

"Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу."

5. - Орган слуха - это уши. С помощью ушей мы различаем голоса животных, шум дождя, журчание ручейка, музыку и человеческую речь.

- Заткните уши ватой. Что произошло? (ответы детей). Сразу исчезли все звуки, вы перестали слышать.

- Чтобы уши не болели, и слух всегда оставался хорошим, нужно знать и выполнять основные правила. Что это за правила? Вы сейчас, глядя на картинки, сами расскажите.

Защищать уши от холода и сильного ветра;

Защищать уши от шума;

Не ковырять в ушах;

Не допускать попадания воды в уши;

Не сморкаться сильно;

Если уши заболели - обращайся к врачу!

- А еще, ребята, чтобы слух был хорошим, надо уметь правильно чистить уши. Сейчас подойдите к этому столу и выберите те предметы, которыми можно чистить уши (дети объясняют).

- Если вы, ребята, за своими ушами будете ухаживать правильно, тогда вам не придется обращаться к врачу.

6. - Ребята, ваш слух улавливает громкие звуки, тихую, спокойную речь, а может ли ваш слух улавливать шепот? Мы с Незнайкой сейчас проверим остроту вашего слуха.

Игра "Глухой телефон"

(слова: игрушка, мышка:)

- Молодцы, ребята, хороший у вас слух. Правда, Незнайка? (да) Слух большая ценность для человека. Не забывайте и берегите его.

7. - Ребята, кроме человека, у кого еще есть орган слуха? (у животных) А зачем животным хороший слух? Уши помогают животным поймать добычу, спастись от врагов, найти друг друга. А вы знаете у кого из животных хороший слух? (ответы детей). Конечно, известно, что лучше слышат звери, у которых большие уши. (Заяц, олени, лоси, косули)

- Вот видите, как важно иметь хороший слух не только человеку, но и животным.

- А теперь скажите, с какими помощниками человека мы познакомились? (зрение и слух)

- Правильно. Незнайка, на следующем занятии мы с детьми продолжим знакомство с нашим организмом. И тебя приглашаем.

Читайте также: