Чтобы уши слышали конспект занятия
Обновлено: 05.07.2024
Задать детям ряд вопросов:
1. Какая у вас любимая песня?
2. Чей голос тебе нравится больше всего?
3. Нравится тебе собственный голос? А может быть мамин, папин, или лучшего друга.
Незнайка – Здравствуйте, ребята! Я поссорился с доктором Пилюлькиным. Рассудите нас. Я спрашиваю:
– Доктор, доктор, как мне быть?
Уши мыть или не мыть?
А он мне отвечает:
–Лень вам мыть, или не лень,
Мойте уши каждый день!
А мне Знайка рассказывал, что у меня в ушах есть сера, которая защищает их от пыли.
Воспитатель
– Незнайка, не волнуйся. Оставайся с нами и нам все расскажет и покажет наш друг Ушастик. А Знайка тебе сказал правильно, что сера, которая образуется у нас в ушах, полезна, но если ее скапливается, слишком много, она будет мешать тебе слышать.
Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой. За ней в глубине расположено среднее ухо.
Когда ушная раковина улавливает какой-то звук и по наружному слуховому проходу передает его в ухо, барабанная перепонка под действием этого звука начинает вибрировать и передает его дальше во внутреннее ухо. Через него звук передается дальше во внутреннее. Через него звук передается мозгу. Там превращаются в слова.
Воспитатель – Ребята, вспомните, почему мы с вами делаем самомассаж ушных раковин?
Ответы детей.
Но, оказывается, уши – не только орган слуха. На ушной раковине находится много-много точек, которые невидимыми ниточками связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок и др.) Поэтому хорошо делать самомассаж ушных раковин, вот мы и ответили на вопрос.
Воспитатель – На земле есть люди, которые по каким-то причинам ничего не слышат, они глухие. Как вы думаете, легко ли жить таким людям? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель – Правильно, ребята. Этим людям очень трудно научиться говорить, ведь своего голоса они тоже не слышат.
Слабослышащие и глухие люди используют для общения язык жестов. В каждой стране этот язык свой.
Незнайка предлагает закрыть уши руками.
Дети говорят, что ничего не слышно.
Воспитатель – Да, сразу исчезли все звуки. Вы перестали слышать. С помощью органов слуха нам подвластен весь мир звуков: шум дождя, журчание ручейка, музыка, речь окружающих людей.
Незнайка предлагает подойти к плакату.
Воспитатель – Мы с вами видим только наружное ухо. Оно образуется ушной раковиной вместе с наружным слуховым аппаратом.
Незнайка – Ребята, какие вы все умные, много знаете! Но мне пора уходить. Ой, что это у меня здесь шуршит? А-а, это правила, чтобы сберечь органы слуха. Мне их Знайка подарил, вот я и дома повесил, чтобы не забыть и вам принес.
ПРАВИЛА.
Чтобы сберечь органы слуха, необходимо:
1. Защищать уши от сильного шума.
2. Защищать уши от ветра.
3. Не ковырять в ушах.
4. Не сморкаться сильно.
5. Не допускать попадания воды в уши.
6. Если уши заболели, обратиться к врачу.
7. Правильно чистить уши намыленным пальцем.
8. Мыть уши каждый день.
9. Каждое утро разминать ушную раковину.
Воспитатель – Давайте, напомним Незнайке, для чего нужны уши?
Дети прощаются с Незнайкой, приглашают еще в гости.
Незнайка – Спасибо вам, ребята, за знания! Пойду всем малышкам расскажу, для чего нам нужны уши! До свидания, ребята!
Дети прощаются с Незнайкой, приглашают еще в гости.
Незнайка – До свидания, ребята! Спасибо вам! Пойду всем малышкам расскажу! А что? (потирает затылок)
Разработка познакомит обучающихся со строением органов слуха и правилами ухода за ушами, научит бережно относиться к своим ушам, разовьёт и расширит знания о правилах личной гигиены.
Цель: 1. познакомить со строением органов слуха и правилами ухода за ушами,
2. воспитывать бережное отношение к своим ушам ,
3. развивать и расширять знания о правилах личной гигиены .
Оборудование:
Плакат с органом слуха
Принадлежности для проведения опытов с ушами
Плакат с правилом массажа ушей
Организационный момент.
Беседа по теме.
Прослушайте диалог двух детей . ( К доске выходят заранее подготовленные дети )
- Здравствуйте, тётя Катерина!
- У меня яиц корзина.
- Как поживают домашние?
Яйца свежие, вчерашние.
Ничего себе вышла беседа.
Авось распродам до обеда.
— Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга?
Речь, звуки помогают нам слышать органы слуха — уши.
На предыдущем уроке мы узнали об органах зрения, сегодня уз-
Слух — большая ценность для человека.
Проведение опытов.
Опыт 1
— Заткните уши ватой. Что произошло? (Ответы детей.)
Сразу исчезли все звуки. Вы перестали слышать. С помощью
органов слуха нам подвластен целый мир звуков: шум дождя, журчание
ручейка, музыка и речь окружающих людей.
— При проведении этого опыта глаза должны быть закрыты.
Возьмите часы и медленно приближайте их к уху до момента,
когда станет слышно едва заметное тиканье. Измерьте
расстояние от часов до уха.
Чем больше расстояние от звучащего предмета до уха, тем выше слуховая чувствительность. Далее можно показать рисунок с изображением строения уха.
Ухо состоит как бы из трех частей. Ушная раковина вместе с наружным слуховым аппаратом образует наружное ухо. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой. За ней, в глубине черепа, расположено среднее ухо. Когда ушная раковина улавливает какой-то звук и по наружному слуховому проходу передает его в ухо, барабанная перепонка под действием этого звука начинает вибрировать и передает его дальше во внутреннее ухо. Внутреннее ухо — сложное устройство. Через него звук передается мозгу. Там превращается в слова.
От среднего уха проходит тонкий канал в носоглотку. Он называется евстахиевой трубой по имени итальянского ученого Бартоломео Евстахиа, который открыл этот канал. Через евстахиеву трубу полость среднего уха соединяется с наружным воздухом. При сильном насморке, ангине инфекция проникает по евстахиевой трубе из носоглотки в среднее ухо. Воспаление нужно лечить.
III. Это интересно!
Самые чувствительные уши у летучей мыши. Если человеческое ухо может воспринимать колебания в пределах от 16 до 20 тыс. колебаний в секунду , то у летучих мышей – около 1 млн. в секунду , но оказывается , уши- не только орган слуха . На ушной раковине находится много точек , которые невидимым ми ниточками связаны со всеми нашими органами ( сердце, печень, желудок и др.) Поэтому хорошо делать самомассаж ушных раковин .
Оборудование. Музыкальные инструменты, ширма, схема уха.
Ход занятия.
I Орг. момент:
На столе у педагога за ширмой лежат музыкальные инструменты. Воспитатель предлагает детям узнать, какой инструмент звучит.
- Ребята, вы видели инструменты? А как вы узнали, какой из них звучит?
- Правильно, вы их услышали. Чем слышит человек? Сегодня мы поговорим о строении уха.
II
1.– А вот как получается, что человек слышит. Как устроено наше ухо. Мы сейчас познакомимся - рассмотрим.
- Видимая часть органа слуха - наружная ушная раковина. Она определяет, откуда, т.е. с какой стороны поступает звук или звуки. Дальше слуховые сигналы поступают во внешний слуховой проход. Ушная раковина и слуховой проход образуют наружное ухо. Дальше сигналы попадают в среднее ухо, состоящее из барабанной перепонки - это плотная кожистая перепонка, и трех косточек. Затем звуки поступают во внутреннее ухо. От внутреннего уха сигналы поступают в нервы и потом в мозг. Там сигналы превращаются в понятные для человека слова и звуки.
"Вокруг домика хожу
И в окошечки гляжу.
К одному я подойду
И тихонько позову.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя, узнай!"
- Как же вы узнали голоса детей, к какому предмету относится звук? (мы услышали). Что же вам помогло узнать? (уши). Уши - это орган слуха. (дети повторяют)
- Вы слушали, услышали, и вам помогал слух!
- Какую же пользу приносит человеку слух, где какие звуки слух помогает услышать? (например, дома, на улице. )
- Да, ребята, с помощью слуха человек слышит все те звуки, которыми наполнен наш мир (окружающий)
- А особенно важно для человека слышать речь других людей. Ведь с помощью слов мы общаемся друг с другом, передаем свои мысли, знания.
3 Оздоровительная минутка.
- Ребята, на ушной раковине находится много точек, которые невидимыми ниточками связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок, и т.д.).
Взяли ушки за макушки.
(самомассаж ушной раковины выполняется большим и
указательными пальцами – большой палец находится сзади)
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих
Потянули… (несильно потянуть вверх)
Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным
Вниз до мочек добежали. продвижением вниз)
Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и
И к макушкам вновь придём. указательным пальцами)
- Поиграем в игру “Закончи предложение”.Вам нужно одним словом “уши”
закончить предложения, но сказать в нужной форме. Кто правильно ответит, тот садится на своё место.
У человека есть (уши) .
У рыбы нет (ушей) .
На морозе холодно (ушам) .
Я грею свои (уши) .
Некоторые умеют шевелить (ушами) .
Девочки носят серёжки (в ушах)
III Чтобы уши не болели, и слух всегда оставался хорошим, нужно знать и выполнять основные правила. Что это за правила? Вы сейчас, глядя на картинки, сами расскажите.
Задачи. Закрепить знания детей о зрении; познакомить детей со строением уха и с основными правилами ухода за ушами; расширить и активизировать словарь детей по данной теме; совершенствовать речь в форме диалога (при показе детьми сценки) работа над выразительностью исполнения; развивать память, слуховое внимание, речевой слух, остроту слуха.
Материал. Нарисованный Незнайка; иллюстрации по уходу за ушами на каждого ребенка; предметы, игрушки, ширма, косынка для игр; плакат с картинками; схема уха.
Ход занятия
1. - Ребята, у нас сегодня гости. И вместе с гостями пришел кто? Конечно это Незнайка
Задачи. Закрепить знания детей о зрении; познакомить детей со строением уха и с основными правилами ухода за ушами; расширить и активизировать словарь детей по данной теме; совершенствовать речь в форме диалога (при показе детьми сценки) работа над выразительностью исполнения; развивать память, слуховое внимание, речевой слух, остроту слуха.
Материал. Нарисованный Незнайка; иллюстрации по уходу за ушами на каждого ребенка; предметы, игрушки, ширма, косынка для игр; плакат с картинками; схема уха.
1. - Ребята, у нас сегодня гости. И вместе с гостями пришел кто? Конечно это Незнайка! Ребята, у Незнайки есть друзья, и они живут в стране Здоровячков. А вы знаете, что это за страна? (ответы детей) А наш Незнайка пока не может жить в такой стране. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Конечно, ребята, Незнайка ничего не знает о своем организме и не умеет заботиться о своем здоровье. Но мне, кажется, что мы с вами сможем помочь незнайке. Согласны, или нет? (ответы детей)
2. - Незнайка, на прошлом занятии мы с ребятами узнали, что главными помощниками человека являются (глаза). Глаза - орган чего? (зрения). Давайте вспомним и расскажем Незнайке, что же мы можем благодаря зрению? (ответы детей). А какого цвета глаза у Незнайки? (синие). По какой части глаза вы определили цвет? (по радужке)
- Ребята, Незнайкины друзья подарили ему вот такой плакат с картинками, но он не знает, для чего его подарили. Давайте мы посмотрим на плакат и попробуем объяснить Незнайке. (дети рассказывают). Этот плакат и картинки подсказывают Незнайке, что надо беречь зрение. С помощью хорошего зрения мы воспринимаем большую часть окружающего мира. Не забывай про этот плакат и береги зрение!
3. - А сейчас мы с вами будем снова играть, и узнавать других помощников человека.
- А ты, незнайка, внимательно смотри, что дети будут делать, слушай и запоминай, о чем будут говорить.
Игра "Назови, не ошибись"
- Я буду подходить к вам и дотрагиваться до разных частей тела, кто правильно назовет часть тела и количество, тот сядет на стульчик.
Игра "Узнай предмет по звуку"
- Вот ширма, за нею спрятались предметы. Их мы будем узнавать по звукам. Должно быть тихо - тихо, чтобы лучше услышать и определить к какому предмету относится звук.
- Кто догадается, руки в замочек сложите. (Можно вызвать несколько детей сказать воспитателю тихо, чей звук они услышали).
Игра "Угадай, чей голосок?"
"Вокруг домика хожу
И в окошечки гляжу.
К одному я подойду
И тихонько позову.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя, узнай!"
- Как же вы узнали голоса детей, к какому предмету относится звук? (мы услышали). Что же вам помогло узнать? (уши). Уши - это орган слуха. (дети повторяют)
- Вы слушали, услышали, и вам помогал слух!
- Какую же пользу приносит человеку слух, где какие звуки слух помогает услышать? (например, дома, на улице. )
- Да, ребята, с помощью слуха человек слышит все те звуки, которыми наполнен наш мир (окружающий)
- А особенно важно для человека слышать речь других людей. Ведь с помощью слов мы общаемся друг с другом, передаем свои мысли, знания.
Физминутка.
4. - А вот как получается, что человек слышит. Как устроено наше ухо. Мы сейчас познакомимся - рассмотрим.
- Видимая часть органа слуха - наружная ушная раковина. Она определяет, откуда, т.е. с какой стороны поступает звук или звуки. Дальше слуховые сигналы поступают во внешний слуховой проход. Ушная раковина и слуховой проход образуют наружное ухо. Дальше сигналы попадают в среднее ухо, состоящее из барабанной перепонки - это плотная кожистая перепонка, и трех косточек. Затем звуки поступают во внутреннее ухо. От внутреннего уха сигналы поступают в нервы и потом в мозг. Там сигналы превращаются в понятные для человека слова и звуки.
- Ребята, на ушной раковине находится много точек, которые невидимыми ниточками связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок, и т.д.).
- Поэтому хорошо делать самомассаж ушных раковин. Мы с вами умеем делать, давайте Незнайку научим.
Оздоровительная минутка. (самомассаж ушей)
"Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу."
5. - Орган слуха - это уши. С помощью ушей мы различаем голоса животных, шум дождя, журчание ручейка, музыку и человеческую речь.
- Заткните уши ватой. Что произошло? (ответы детей). Сразу исчезли все звуки, вы перестали слышать.
- Чтобы уши не болели, и слух всегда оставался хорошим, нужно знать и выполнять основные правила. Что это за правила? Вы сейчас, глядя на картинки, сами расскажите.
Защищать уши от холода и сильного ветра;
Защищать уши от шума;
Не ковырять в ушах;
Не допускать попадания воды в уши;
Не сморкаться сильно;
Если уши заболели - обращайся к врачу!
- А еще, ребята, чтобы слух был хорошим, надо уметь правильно чистить уши. Сейчас подойдите к этому столу и выберите те предметы, которыми можно чистить уши (дети объясняют).
- Если вы, ребята, за своими ушами будете ухаживать правильно, тогда вам не придется обращаться к врачу.
6. - Ребята, ваш слух улавливает громкие звуки, тихую, спокойную речь, а может ли ваш слух улавливать шепот? Мы с Незнайкой сейчас проверим остроту вашего слуха.
Игра "Глухой телефон"
(слова: игрушка, мышка:)
- Молодцы, ребята, хороший у вас слух. Правда, Незнайка? (да) Слух большая ценность для человека. Не забывайте и берегите его.
7. - Ребята, кроме человека, у кого еще есть орган слуха? (у животных) А зачем животным хороший слух? Уши помогают животным поймать добычу, спастись от врагов, найти друг друга. А вы знаете у кого из животных хороший слух? (ответы детей). Конечно, известно, что лучше слышат звери, у которых большие уши. (Заяц, олени, лоси, косули)
- Вот видите, как важно иметь хороший слух не только человеку, но и животным.
- А теперь скажите, с какими помощниками человека мы познакомились? (зрение и слух)
- Правильно. Незнайка, на следующем занятии мы с детьми продолжим знакомство с нашим организмом. И тебя приглашаем.
Читайте также:
- Сочинение по репродукции картины а с степанова лоси конспект урока
- Используя конспект урока найдите и выделите цветом три понятия составляющих духовную культуру
- Изложение подсолнух 3 класс школа 21 века конспект
- Конспект открытого нод в средней группе по развитию речи
- Конспект урока на котором будет применена технология проблемного обучения