Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе слова признаки

Обновлено: 03.07.2024

Оценить 321 0

Комитет по образованию Октябрьского района

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Занятие по обучению грамоте

В подготовительной группе

Подготовила: Башева Е.А.

Программные задачи:

Познакомить детей со словами-признаками предметов;

Упражняться в образовании относительных прилагательных;

Расширить и активизировать словарный запас детей по теме;

Развивать речевое и зрительное внимание, память.

Активизация словаря: прилагательные-признаки предметов, овощи, капустный, свекольный, овощной, кабачковая, баклажанная, слово, звук, какой, какая, какие.

Материал: натуральные овощи, ширма, вилка, нож, две тарелки, полоски и квадраты на каждого ребенка; муляжи овощей, домик – Теремок.

Методические приемы:

1. Мимические упражнения. Релаксация.

Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение.

Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку (повторить расслабление).

«Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Сегодня я хочу вам рассказать одну сказку. Сядьте поудобнее и слушайте внимательно. (Воспитатель разыгрывает сказку, используя муляжи овощей)

«Красный Помидорчик с грядки

Раз нарушил все порядки:

Прыг с куста – наутек.

Кто, кто в Теремочке живет?

Зашел в домик – никого, а поселиться решил на крыше. Так привычнее – на свету, на солнышке.

«Нет, - отвечает Морковка, - я к солнышку непривычная, я в домике буду! (поместить в Теремок).

Вопрос к детям: Как вы думаете, почему Морковка к солнцу непривычная? (растет под землей).

Как вы думаете, где его поселить? Почему?

Закатилась Картошка в Теремок. Как вы думаете, где она поселится: на крыше или в домике? А почему?

Живут они дружно. Однажды видят, Горошек зеленый бежит вприпрыжку, на кочках подскакивает, головкой потряхивает. Увидел Теремок.

- Я, красный Помидорчик. (Помогайте мне, ребята).

- Я, оранжева Морковка.

- Я, коричневая Картошка.

- Я, зеленый Огурчик.

- А я зеленый Горошек! Пустите меня к себе жить.

- Ну заходит. Выбирай, где ты будешь жить?

Как вы думаете, какое место выберет зеленый Горошек? Почему?

(Таким же образом приходят еще несколько овощей)

- Как назвать одним словом всех жителей Теремка? (овощи)

Сейчас мы с вами сыграем в игру.

Чем мы обозначаем слова? (полосками)

Поднимите полоску, если вы услышите слово; квадрат, если услышите звук.

«Мы картошку накопали,

Огурцы с гряды сорвали (приседания),

Выдернули всю морковку (наклон),

Срезали капусту ловко

И в корзине от земли

Мы собрали много овощей, а сейчас будем делать салаты. Если мы сделаем салат из нескольких овощей, какой получится салат? (овощной).

Какой салат сделаем из капусты? (капустный). Из свёклы? (свекольный). А из кабачков и баклажан мы сделаем икру. Из кабачков икра как называться будет? (кабачковая). А из баклажан? (баклажанная).

Дети, что нового вы узнали сегодня на занятии? (Познакомились со словами-признаками)

Как нужно задать правильно вопрос, чтобы узнать о признаках предмета?

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Очень хорошая разработка урока! Спасибо! Можно четко проработать все вопросы по данной теме и нацели. Подробнее.

Спасибо большое за интересную разработку! Обязательно проведу библиотечный урок по данному материалу. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

*воспитывать самостоятельность, дружелюбие, взаимопомощь, умение играть в команде.

Оборудование: предметные картинки в конвертах, игрушки, 2 книги с картинками воробья, сюрпризная коробка.

Ход занятия : Ну-ка, все - встали в круг, За руки все взялись вдруг, Будем рядом стоять – на вопросы отвечать. Начинаем заниматься, будем мы стараться, Повторять, не зевать, всё запоминать.

- Ребята, давайте проверим, внимательные ли мы? А какие-то слова нам помогут это сделать. Условия игры : Хлопнуть надо только на слово-действие :

Стол, хороший, мыть, часы, круглый, таять, мести, пробовать, собака, кот, прыгать, пушистый, сидеть. - Какие вы молодцы! А умеете ли вы играть в команде?

Слушайте условия игры : необходимо разбиться на 2 команды. Первая команда должна придумать что-то и показать это, вторая команда называет заданный предмет и его действие. Слово-предмет и слово-действие. Например: Самолет летит.

Рассказ с элементами беседы.

-У меня в руках две книги. Я прочитаю вам два рассказа. Послушайте и скажите, какой рассказ вам понравится больше и почему.

Жил – был воробей. У него лапки, головка, клювик, глазки.

Жил – был маленький, подвижный воробей. У него крохотные лапки, круглая головка, острый, короткий, черный клювик, умненькие черненькие глазки.

-Какой рассказ вам понравился больше?

- Почему 2-й рассказ был интереснее?

-Назовите слова, которые помогли сделать рассказ интереснее?

-Сегодня мы познакомимся с новыми словами, которые помогли описать воробья. Мы узнаем, что обозначают эти слова и на какие вопросы отвечают.

- Воробей какой? Маленький, подвижный. Эти слова называются словами-признаками.

- А для чего же все-таки нужны нам слова-признаки? (чтобы рассказать о цвете, форме, величине описываемого предмета)

- А теперь попробуем угадать предмет и дать ему описание словами-признаками.

В закрытой коробке с прорезанными боковыми окошечками для рук, находятся предметы. Ребенок на ощупь определяет этот предмет, называет, потом достает и передает его по кругу. Каждый должен дать одно определение этому предмету.

Например: машинка – металлическая, красная, тяжелая, чистая, красивая и т. д.

- На какие вопросы отвечают эти слова? (Машинка - какая)

- Как называются эти слова? (слова-признаки)

Кто это? Или что это?

Большой, бурый, косолапый, лохматый (медведь).

Длинноухий, трусливый, быстрый (заяц).

- Попробуйте теперь сами загадать загадку о предмете, используя только слова признаки предмета, а помогут вам картинки, которые находятся на столе, в конверте. Только никому не показывайте эту картинку, пока ребята не отгадают вашу загадку.

Я буду называть слово-признак, а вы называйте слово с противоположным значением.

Например: веселый – грустный.

Мягкий. Высокий. ; Добрый. ; Быстрый. ; Длинный. ; Горячий. ; Глупый. ; Смелый. ; Темный. ; Умный. ; Лысый. ; Молодой. ; Тяжелый. ; Мокрый.

Итог занятия

- С какими словами сегодня мы познакомились?

- На какие вопросы отвечают слова-признаки предметов?

- Молодцы. Всем спасибо.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Закрепить понятия о словах-предметах, словах-действиях и словах-признаках.

Закрепить умение правильно задавать вопросы к этим словам.

Развивать внимание, память, мышление.

Воспитывать навыки организованного поведения.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, фишки, флажок чемпиона, косынка, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

Что нас окружает? (Предметы.)

На какие две главные группы делятся предметы? (Живые — неживые.)

Как мы спрашиваем про живые (неживые) предметы?

Что совершает каждый предмет? (Действие.)

Как мы спрашиваем про действия?

Чем каждый предмет похож на другой (отличается от другого)? (Признаками.)

Как мы спрашиваем про признаки?

Предложить детям рассмотреть предметные картинки с изображениями самолета и лисы и ответить на вопросы:

Что делает? (Летит, взлетает, кружится, мчится, садится; стоит смотрит, прислушивается, охотится и т.д.)

За каждый правильный ответ давать ребенку фишку-поощрение. Подсчитать фишки, определить чемпиона, вручить переходящий приз.

Плывет, плывет кораблик, Ведет кораблик утка,

Кораблик золотой. Испытанный моряк.

Везет, везет подарки. Земля! - сказала утка.

Подарки нам с тобой. - Причаливаем! Кряк!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2941 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 497 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 28.10.2017 2658
  • DOCX 21.3 кбайт
  • 27 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Матвеева Анастасия Олеговна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.



Логопед: Мы не должны забывать о том, что мы предметы можем потрогать руками, пощупать их. Например, какой на ощупь снег? Угли в костре? Кошка? Камень? Вата? Песок? Далее детям предлагаются образцы предметов разной фактуры: наждачная бумага, поролоновая губка, искусственный мех, каменки, шарики Су-джок и т.д.На доске схема "Какой предмет на ощупь".
Логопед: А еще слова-признаки помогают нам узнать вкус предмета. Какие предметы обладают таким качеством, как вкус? – фрукты, овощи, продукты. Сейчас мы попробуем описать вкус некоторых таких предметов. Какие на вкус бывают фрукты? – Сладкие, кислые, кисло-сладкие. А овощи – кислые, горькие, соленые, безвкусные. Опишите лимон. Какой он на вкус? Клубника. Лук. Кабачок. На столе на тарелочках лежат зеленый лук, соленый огурец, кабачок, лимон, банан. В этой последовательности дети пробуют фрукты и овощи, нанизывая кусочки на зубочистки.На доске схема "Вкус предмета".




Логопед: А теперь я посмотрю, как Вы сможете по моему описанию узнать предметы. Каждому ребенку дается картинка, причем у всех картинки разные. Логопед читает описание предмета, а дети должны назвать описанные предмет.



Логопед: А сейчас давайте рассмотрим схему, которая поможет нам описать любой предмет, не забыв назвать все его главные признаки. Каждый ребенок описывает предмет.


Читайте также: