Вся моя биография в моих сочинениях жизнь и творчество и с тургенева конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Литература, 10 класс

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Биография И.С. Тургенева,

Общественные взгляды писателя;

Психологизмом его произведений.

Теоретическая часть для самостоятельного изучения .

И.С. Тургенев принадлежит к числу писателей, внесших значительный вклад в развитие русской литературы второй половины XIX века.

Учебный материал

И.С. Тургенев. Жизнь и судьба.

До 9 лет Иван Тургенев прожил в наследственном имении Спасское-Лутовиново в 10 км от Мценска Орловской губернии.

В 1827 году Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве. Иван учился сначала в пансионе Вейденгаммера; затем его отдали пансионером к директору Лазаревского института Краузе. В 1833 г. 15-летний Иван Тургенев (такой возраст студентовбыл явлением обычным) поступил на словесный факультет Московского университета.

В 1836 году Тургенев окончил курс со степенью действительного студента. Мечтая о научной деятельности, в следующем году он снова держал выпускной экзамен, получил степень кандидата.

В 1838 году Тургенев едет в Германию, чтобы продолжить образование в Берлинском университете. Здесь он изучал римскую и греческую литературу. Иван Сергеевич быстро проникся западноевропейским укладом жизни: через год ненадолго вернулся в Россию, однако уже в 1840 году вновь покинул родину и жил в Италии, Австрии и Германии. В Спасское-Лутовиново Тургенев возвратился в 1841 году.

Летом 1861 года произошла ссора с Л. Н. Толстым, едва не обернувшаяся дуэлью (примирение состоялось в 1878 году).

Психологизм произведений И.С. Тургенева

Человек в литературе представляется как характер, как определенный тип поведения, чувствования и мышления. Разумеется, внутренний мир человека не сводиться к его психологии. Но именно через психологию героя наиболее глубоко и наглядно, убедительно и целостно раскрывается в искусстве его внутренний мир.

Особый тип романа, созданный Тургеневым, связан со способностью подмечать зарождающуюся жизнь, верно угадывать своеобразие поворотных моментов русской общественной истории, когда предельно обостряется борьба между старым и новым. Переход общественной жизни из одного состояния в другое занимает писателя. Ему удалось передать идейно-нравственную атмосферу каждого десятилетия общественной жизни России 1840—1870-х годов, создать художественную летопись идейной жизни "культурного слоя" русского общества этого периода.

Чувства героев романа, их настроения передаются иногда через паузы, иногда просто через взгляды, выражение лица или интонации голоса.Тургенев часто использует недомолвки, показывая отношения Лизы и Лаврецкого.

Теория Базарова вступает в конфликт с его человеческой сущностью, и, не имея возможности отказаться ни от теории, ни от любви, Базаров умирает. Смерть нигилиста Базарова – это смерть его теории.

Основная сюжетная линия сосредоточена вокруг отношений Литвинова и Ирины. На эту канву нанизываются политические и экономические споры о судьбах России, образы представителей знати, дворян, разночинцев. В начале романа монологов разных героев больше, сюжет развивается вяло. Некоторые современники шутили, что засыпали за чтением. Но Тургенев довольно органично соединил сюжет и внесюжетные элементы, многочисленные рассуждения.

Психологическая сторона романов Тургеневараскрывается в их нравственно-эстетическом содержании, общечеловеческой сущности таких категорий и ценностей, как любовь, дружба, отношение человека к природе, к искусству и морали.

Теоретический материал для углубленного изучения:

Личность Тургенева состояла сплошь из противоречий. Например, несмотря на большой рост и борцовское телосложение, Тургенев был удивительно мягким, неконфликтным человеком.

Между тем, писатель был весьма чистоплотен и любил порядок во всем. Два раза в день он менял белье и вытирался губкой с одеколоном, садясь писать, приводил в порядок комнату и бумаги на столе. По свидетельствам современников, он не мог писать, если хотя бы одна вещь на письменном столе лежала не на своем месте.

Творчество И.С. Тургенева – новый этап в развитии русского реализма. Чуткость к актуальным вопросам русской жизни, философское осмысление событий и характеров, правдивость изображения сделали произведения Тургенева своеобразной летописью русской действительности 40 - 80-х годов XIX века.

Он пришёл в литературу с новыми темами, новыми героями: Рудин, Лаврецкий, Базаров.

Все произведения И.С. Тургенева явились откликом на самые важные, злободневные вопросы жизни. Реальная картина современной жизни в произведениях Тургенева овеяна глубоким гуманизмом, верой в творческие и нравственные силы родного народа, в прогрессивное развитие русского общества. Писатель знал, что историческое движение сопровождается борьбой сил, интересов и устремлений, и был убежден, что литература помогает обществу осознать свои цели.

Полный веры в русский народ, И.С. Тургенев в своём творчестве показал его одарённость, душевную красоту, живую силу нации.

Роман – (от франц. roman - первоначально: произведение, написанное на одном из романских (т. е. современных, живых) языков, в противоположность написанному на латыни) - жанр эпоса: большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни. Характерные свойства Р.: многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц; наличие системы равнозначных персонажей; охват большого круга жизненных явлений, постановка общественно значимых проблем; значительная временная протяженность действия. Условно типологию Р. можно представить следующим образом: по темам различаются автобиографический, документальный, политический, социальный; философский, интеллектуальный; эротический, женский, семейно-бытовой; исторический; авантюрный, фантастический; сатирический; сентиментальный и др. Кроме того, выделяется Р.-эпопея - произведение, в центре художественного внимания которого находится судьба народа, а не отдельного человека (Л.Н. Толстой "Война и мир", М.А. Шолохов "Тихий Дон").

Герой – главное или одно из главных действующих лиц в прозаическом или драматургическом произведении, художественный образ человека, являющийся одновременно субъектом действия и объектом авторского исследования.

Образ – обобщенное художественное отражение действительности в конкретной форме, картина человеческой жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала. О. помогает не только воспроизвести то или иное явление действительности, но и выразить его сущность. Двойствен по своей природе: с одной стороны, представляет собою продукт предельно индивидуализированного художественного описания, с другой — обладает функциональностью символа и несет в себе обобщающее начало. О. создается с помощью типизации, обобщения, вымысла (условности) и имеет самостоятельное эстетическое значение.

Сюжет – (от франц. sujet - предмет) - событие или совокупность событий в эпических и драматических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом. В основе С. лежит конфликт. В С. обычно выделяют такие структурные элементы, как завязка, развитие действия, кульминация и развязка.

Фабула – (от лат. fabula - рассказ, повествование) - цепь, череда событий в эпическом или драматическом произведении, положенная в основу сюжета. В отличие от сюжета Ф. можно кратко пересказать. "Ф. - это то, что было на самом деле, сюжет - то, как узнал об этом читатель" (Б.М. Томашевский). Кроме того, одна и та же Ф. может стать основой для множества различных сюжетов (например, история о мнимом ревизоре была использована не только Н.В. Гоголем, но и другими авторами).

Основная литература по теме урока

Тургенев И.С. Произведения (любое издание).

Дополнительная литературапо теме урока

Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм, – М.; Л.: Советский писатель, 1962.– 247 с.

Бялый Г.А. Две школы психологического реализма. (Тургенев и Достоевский). – В кн.: Бялый Г.А. Русский реализм конца XIX века. Л.: Издат-во Ленинградского ун-та, 1973, с.31–53.

Это урок-лекция о страницах жизни и творчества Тургенева.

Основные положения лекции

Задачи урока — выявить особенности жанра романа и причины его развития в середине XIX века, проследить развитие жанра романа в творчестве Тургенева.

Особенности романной формы — большая форма (большое количество действующих лиц, большой интерес к обстоятельствам человеческой жизни, большая экспозиция, нет ограничения во времени и пространстве, но художественная завершенность).

Вопросы для беседы с классом

Молодой русский врач, встретившийся Тургеневу в поезде во время поездки в Германию.

Молодой доктор, с которым Тургенев познакомился в вагоне Николаевской железной дороги.

Молодой провинциальный врач, сосед по имению, Виктор Иванович Якушкин (версия Н. Чернова).

Черты представителей революционной демократии: Чернышевского, Добролюбова.

Черты Белинского, которому посвящен роман.

Вопросы и задания для беседы на уроке

Вопросы и задания для обсуждения на уроке

Надо делать дело. Надо проверять любую истину

Павел Петрович прав:

Нужна связь во времени, т. е. преемственность

Базаров не прав:

В отношении к прошлому; в принципах объяснения жизни через отрицание любви, природы, красоты, мечты (любовь — физиология, природа — мастерская, красота — польза, мечта — гниль)

Павел Петрович не прав:

В отрицании необходимости проверки жизни; в абсолютизации ряда истин; в постановке принципов во главу угла

Общий вывод. В раскрытии социального уровня конфликта Базаров остается один, один и Павел Петрович, так как Николай Петрович в спор почти не вступает. Если говорить об общечеловеческом семейном значении заглавия, то в системе образов обнаруживается противостояние семьи Кирсановых и семьи Базаровых. Дети отцов — это будущее, но только в том случае, если они усваивают традиции прошлого.

В романе четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой, любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке. Урок можно провести, работая в 4 группах.

1-я группа. Павел Петрович и княгиня Р.

  1. Работая над лексикой VII главы, покажите, как изменился Павел Петрович после смерти княгини Р.
  2. Найдите ключевые слова, характеризующие княгиню Р. Подтвердите неопределенность и загадочность героини. Как образ княгини Р. помогает в понимании характера Павла Петровича? Как любовь Павла Петровича к княгине Р. помогает понять образ Базарова?
  3. Используя текст XXIV главы, объясните, почему Павел Петрович интересовался Фенечкой.

2-я группа. Николай Петрович и Фенечка.

  1. Расскажите историю Фенечки, выделите ее основные черты. Какова композиционная роль этого образа?
  2. Сравните переживания Николая Петровича (конец VIII главы) с переживаниями Павла Петровича.
  3. Сопоставьте любовь братьев. Что общего и в чем разница в их чувствах? Какова роль любовных историй братьев в понимании образа Базарова?

Вывод. Любовь Николая Петровича и Фенечки естественна и проста. Если отношения Павла Петровича и княгини Р. не могли воплотиться в брак, семью, они напоминали костер, который вспыхнул, а потом долго тлели угли, то отношения Николая Петровича и Фенечки — это прежде всего семья, сын. Их любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.

3-я группа. Базаров и Одинцова.

4-я группа. Аркадий и Катя.

Вывод. Земная любовь Аркадия и Кати, состоявшаяся любовь без бурь и потрясений, которая естественно перейдет в брак, напоминает любовь Николая Петровича и Фенечки. Таким образом, в отношении к любви похожи отец и сын.

Приступая к анализу образа Базарова в финальной сцене, следует разобраться в трех вопросах:

Работа на уроке проходит в основном на материале XXVII главы, но с обращением к предыдущим главам.

Вопросы и задания для беседы

Двойственное отношение Тургенева к главному герою романа навлекло на писателя упреки и порицание современников. Жестоко бранили и автора, и Базарова. Заключительный урок по роману можно провести в форме диспута, где каждая группа учащихся будет защищать определенную точку зрения.

I группа представляет взгляд самого писателя, который сумел верно почувствовать нарождающийся новый тип героя, но не встал на его сторону.

Тургенев показывает Базарова противоречиво, но он не стремится развенчать его, уничтожить.

Катков отрицает нигилизм, считая его болезнью, с которой нужно бороться, но отмечает, что Тургенев ставит Базарова выше всех.

Основные сведения из биографии поэта

1. Знатное происхождение.

2. Блестящее домашнее воспитание и образование.

3. Ранние литературные способности, любовь к искусству.

4. Впечатления от украинской природы, преданий, поездок в Европу.

5. Изучение древних документов в архиве Министерства иностранных дел, служба в русской миссии при германском сейме и императорской канцелярии Александра II.

6. Равнодушие к царской службе, прошение об отставке.

7. Бурная светская жизнь, веселые розыгрыши, знакомство с писателями.

9. Любовь к Софье Андреевне Миллер и брак с ней.

10. 1850-е гг. — расцвет поэтического таланта Толстого. Лирика, баллады, былины, притчи, исторические поэмы.

13. Расстройство хозяйственных дел, болезни, мрачное настроение последних лет жизни, но продолжение поэтического творчества, создание стихов и сатирических произведений, переводы с английского, немецкого и французского языков.

1. Индивидуальное задание. Составьте к стихотворению историко-культурный комментарий.

2. Какой идейно-эстетический конфликт лежит в основе стихотворения?

3. В чем его метафорический смысл?

4. Какими историческими примерами Толстой доказывает неистребимую веру в прекрасное?

5. Какова авторская концепция красоты? Как с ней соотносятся природа, любовь и искусство?

Вывод. В стихотворении отразилась идейно-эстетическая концепция Толстого о всемогущей силе красоты, в нем звучит отповедь обывателям, непротивленцам, исповедующим утилитарный подход к творчеству. Поэт уверен, что красота — это категория вечная и ее не могут поколебать веяния нового времени. Творческий процесс, движимый силой прекрасного, поэт относит к ценностям сакральным, ставя искусство в один ряд с победами христианства.

1. Какой художественный смысл в том, что песня якобы написана от лица народа?

2. Какую оценку дает Толстой характеру Петровских реформ? Почему такая позиция была положительно встречена в славянофильских кругах? Как это сочеталось с западническими взглядами самого поэта?

3. Докажите, что песня Толстого — символическое выражение всяких преобразований в России.

5. Подтвердите примерами авторскую иронию и горечь в разговоре России с царем Петром Алексеевичем.

6. Подтвердите примерами мысль поэта, что народ — стержень нации и хранитель ее духовных сокровищ. В чем выразилось глубокое сочувствие поэта народу?

7. За что поэт осуждает правление Россией царями-преобразователями?

Итог урока. Для А. Толстого была характерна личная независимость, честность, неподкупность, благородство. Ему были чужды карьеризм, приспособленчество и высказывание мыслей, противных его убеждениям. Будучи по политическим убеждениям монархистом, поэт всегда честно говорил в глаза царю, с которым дружил с детства, о несуразностях власти. Он осуждал державный курс русской бюрократии и искал идеал в истоках русской демократии древнего Новгорода, видя в нем сильные старинные свойства русского народа. Кроме того, он решительно не принимал и русский радикализм революционеров-демократов, находясь вне обоих станов. В споре западников и славянофилов Толстой был на стороне западников, но критиковал и тех и других. Такая непримиримая идейная позиция, любовь к русской культуре и истории, знание русского фольклора объясняли специфику его творчества: сочетание лирики и сатиры, фольклорные мотивы, широту и прямоту воззрений на судьбу Родины.

На лирику природы наложила отпечаток романтизация старины и русской истории. Природа для него и нетленная красота, и исцеляющая сила, дающая человеку и физическую, и нравственную мощь. Для его лирических пейзажей характерны философски-исторические раздумья и о судьбе Родины, и о чувствах влюбленного человека.

В этом ключе могут быть интерпретированы прозвучавшие в литературной композиции стихотворения.

1. Как отразилась в стихотворении идейно-эстетическая концепция красоты?

2. Докажите, что поэт считает природу, любовь и искусство проявлениями идеальной красоты мира.

3. Почему поэт видит несовершенство мира в разобщенности этих проявлений красоты?

Шедевры любовной лирики Толстого десятиклассники могут изучить, работая в группах. Все стихотворения небольшие по объему, что даст возможность для более тщательного анализа их содержания и художественной формы.

Теоретическая часть для самостоятельного изучения.

И.С. Тургенев принадлежит к числу писателей, внесших значительный вклад в развитие русской литературы второй половины XIX века.

И.С. Тургенев. Жизнь и судьба.

До 9 лет Иван Тургенев прожил в наследственном имении Спасское-Лутовиново в 10 км от Мценска Орловской губернии.

В 1827 году Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве. Иван учился сначала в пансионе Вейденгаммера; затем его отдали пансионером к директору Лазаревского института Краузе. В 1833 г. 15-летний Иван Тургенев (такой возраст студентовбыл явлением обычным) поступил на словесный факультет Московского университета.

В 1836 году Тургенев окончил курс со степенью действительного студента. Мечтая о научной деятельности, в следующем году он снова держал выпускной экзамен, получил степень кандидата.

В 1838 году Тургенев едет в Германию, чтобы продолжить образование в Берлинском университете. Здесь он изучал римскую и греческую литературу. Иван Сергеевич быстро проникся западноевропейским укладом жизни: через год ненадолго вернулся в Россию, однако уже в 1840 году вновь покинул родину и жил в Италии, Австрии и Германии. В Спасское-Лутовиново Тургенев возвратился в 1841 году.

Летом 1861 года произошла ссора с Л. Н. Толстым, едва не обернувшаяся дуэлью (примирение состоялось в 1878 году).

Психологизм произведений И.С. Тургенева

Человек в литературе представляется как характер, как определенный тип поведения, чувствования и мышления. Разумеется, внутренний мир человека не сводиться к его психологии. Но именно через психологию героя наиболее глубоко и наглядно, убедительно и целостно раскрывается в искусстве его внутренний мир.

Особый тип романа, созданный Тургеневым, связан со способностью подмечать зарождающуюся жизнь, верно угадывать своеобразие поворотных моментов русской общественной истории, когда предельно обостряется борьба между старым и новым. Переход общественной жизни из одного состояния в другое занимает писателя. Ему удалось передать идейно-нравственную атмосферу каждого десятилетия общественной жизни России 1840—1870-х годов, создать художественную летопись идейной жизни "культурного слоя" русского общества этого периода.

Чувства героев романа, их настроения передаются иногда через паузы, иногда просто через взгляды, выражение лица или интонации голоса.Тургенев часто использует недомолвки, показывая отношения Лизы и Лаврецкого.

Теория Базарова вступает в конфликт с его человеческой сущностью, и, не имея возможности отказаться ни от теории, ни от любви, Базаров умирает. Смерть нигилиста Базарова – это смерть его теории.

Основная сюжетная линия сосредоточена вокруг отношений Литвинова и Ирины. На эту канву нанизываются политические и экономические споры о судьбах России, образы представителей знати, дворян, разночинцев. В начале романа монологов разных героев больше, сюжет развивается вяло. Некоторые современники шутили, что засыпали за чтением. Но Тургенев довольно органично соединил сюжет и внесюжетные элементы, многочисленные рассуждения.

Психологическая сторона романов Тургеневараскрывается в их нравственно-эстетическом содержании, общечеловеческой сущности таких категорий и ценностей, как любовь, дружба, отношение человека к природе, к искусству и морали.

Теоретический материал для углубленного изучения:

Личность Тургенева состояла сплошь из противоречий. Например, несмотря на большой рост и борцовское телосложение, Тургенев был удивительно мягким, неконфликтным человеком.

Между тем, писатель был весьма чистоплотен и любил порядок во всем. Два раза в день он менял белье и вытирался губкой с одеколоном, садясь писать, приводил в порядок комнату и бумаги на столе. По свидетельствам современников, он не мог писать, если хотя бы одна вещь на письменном столе лежала не на своем месте.

Творчество И.С. Тургенева – новый этап в развитии русского реализма. Чуткость к актуальным вопросам русской жизни, философское осмысление событий и характеров, правдивость изображения сделали произведения Тургенева своеобразной летописью русской действительности 40 - 80-х годов XIX века.

Он пришёл в литературу с новыми темами, новыми героями: Рудин, Лаврецкий, Базаров.

Все произведения И.С. Тургенева явились откликом на самые важные, злободневные вопросы жизни. Реальная картина современной жизни в произведениях Тургенева овеяна глубоким гуманизмом, верой в творческие и нравственные силы родного народа, в прогрессивное развитие русского общества. Писатель знал, что историческое движение сопровождается борьбой сил, интересов и устремлений, и был убежден, что литература помогает обществу осознать свои цели.

Полный веры в русский народ, И.С. Тургенев в своём творчестве показал его одарённость, душевную красоту, живую силу нации.

Роман – (от франц. roman - первоначально: произведение, написанное на одном из романских (т. е. современных, живых) языков, в противоположность написанному на латыни) - жанр эпоса: большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни. Характерные свойства Р.: многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц; наличие системы равнозначных персонажей; охват большого круга жизненных явлений, постановка общественно значимых проблем; значительная временная протяженность действия. Условно типологию Р. можно представить следующим образом: по темам различаются автобиографический, документальный, политический, социальный; философский, интеллектуальный; эротический, женский, семейно-бытовой; исторический; авантюрный, фантастический; сатирический; сентиментальный и др. Кроме того, выделяется Р.-эпопея - произведение, в центре художественного внимания которого находится судьба народа, а не отдельного человека (Л.Н. Толстой "Война и мир", М.А. Шолохов "Тихий Дон").

Герой – главное или одно из главных действующих лиц в прозаическом или драматургическом произведении, художественный образ человека, являющийся одновременно субъектом действия и объектом авторского исследования.

Образ – обобщенное художественное отражение действительности в конкретной форме, картина человеческой жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала. О. помогает не только воспроизвести то или иное явление действительности, но и выразить его сущность. Двойствен по своей природе: с одной стороны, представляет собою продукт предельно индивидуализированного художественного описания, с другой — обладает функциональностью символа и несет в себе обобщающее начало. О. создается с помощью типизации, обобщения, вымысла (условности) и имеет самостоятельное эстетическое значение.

Сюжет – (от франц. sujet - предмет) - событие или совокупность событий в эпических и драматических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом. В основе С. лежит конфликт. В С. обычно выделяют такие структурные элементы, как завязка, развитие действия, кульминация и развязка.

Фабула – (от лат. fabula - рассказ, повествование) - цепь, череда событий в эпическом или драматическом произведении, положенная в основу сюжета. В отличие от сюжета Ф. можно кратко пересказать. "Ф. - это то, что было на самом деле, сюжет - то, как узнал об этом читатель" (Б.М. Томашевский). Кроме того, одна и та же Ф. может стать основой для множества различных сюжетов (например, история о мнимом ревизоре была использована не только Н.В. Гоголем, но и другими авторами).

Основная литература по теме урока

Тургенев И.С. Произведения (любое издание).

Дополнительная литературапо теме урока

Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм, – М.; Л.: Советский писатель, 1962.– 247 с.

Бялый Г.А. Две школы психологического реализма. (Тургенев и Достоевский). – В кн.: Бялый Г.А. Русский реализм конца XIX века. Л.: Издат-во Ленинградского ун-та, 1973, с.31–53.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Пример 1. Филворд.

Подсказка: высвечиваются портреты литераторов.

Разбор задания: В обедах принимали участи Гюстав Флобер, Эмиль Золя, Эдмон Гонкур, Альфонс Доде. Следовательно, правильный ответ:

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Расширить знания учащихся о жизненном и творческом пути И.С.Тургенева.

2. Проследить, как меняется жизненная философия писателя и как это отражается в его произведениях.

1. Знакомство с биографическими сведениями об И.С. Тургеневе.

Харебова Светлана Владимировна

Урок литературы в 10 классе.

Расширить знания учащихся о жизненном и творческом пути И.С.Тургенева.

Проследить, как меняется жизненная философия писателя и как это отражается в его произведениях.

Знакомство с биографическими сведениями об И.С. Тургеневе.

Задание: Напишите, каким должен быть, на ваш взгляд, человек, который это написал.

Учащиеся пишут, затем зачитывают свои работы.

Деконструкция. Как вы думаете, через какие испытания должен был пройти писатель, чтобы так думать и так чувствовать.

Ответы учащихся фиксируем на доске (неразделенная любовь, непонимание близких, болезнь, потери близких и дорогих людей и т.д.)

Реконструкция. Какие факты биографии И.С. Тургенева свидетельствуют, что вы правы?

Выдается биографический материал по группам .(Приложение 2-6.) Составляется таблица. (Приложение 7)

События в жизни

Проблемы, которые волнуют писателя, произведения, созданные в эти годы.

По итогам работы группы представляют результат, остальные группы заполняют таблицы.

Анализ (выборочный) одного из рассказов группой. Что нужно проследить в рассказе (Приложение 9):

Год написания. К какому этапу жизненного пути относится. Какие события в это время происходили в жизни писателя. Какие проблемы волновали.

Идея рассказа. Сформулировать, посмотреть, как соотносится с проблемами этого периода.

Кто герои произведения. Каковы образы, создаваемые автором. Какими средствами создается образ.

Афиширование. Ребята зачитывают свои работы.

Выводы по уроку.

Рефлексия. Задание: Составить синквейн о Тургеневе. (Некоторые работы учащихся представлены в Приложении 10)

Ответить на вопросы:

- я сегодня понял или узнал, или открыл…

- мне сегодня на мастерской было трудно (где, когда, в чем)…

- я из этой трудности вышел (как, каким образом)…

- мне сегодня было легко, потому что…

Приложение 1.

Куда мне деться? Что предпринять? Я как одинокая птица без гнезда… Нахохлившись, сидит она на голой, сухой ветке. Оставаться тошно… а куда полететь?

И вот она расправляет свои крылья – и бросается вдаль стремительно и прямо, как голубь, вспугнутый ястребом. Не откроется ли где зеленый, приютный уголок, нельзя ли будет свить где-нибудь хоть временное гнездышко?

Птица летит, летит и внимательно глядит вниз.

Под нею желтая пустыня, безмолвная, недвижная, мертвая.

Птица спешит, перелетает пустыню – и всё глядит вниз, внимательно и тоскливо.

Под нею море, желтое, мертвое, как пустыня. Правда, оно шумит и движется – но в нескончаемом грохоте, в однообразном колебании его валов тоже нет жизни и тоже негде приютиться.

Устала бедная птица… Слабеет взмах ее крыл; ныряет ее полет. Взвилась бы она к небу… но не свить же гнезда в той бездонной пустоте.
Она сложила наконец крылья… и с протяжным станом пала в море.

Волна ее поглотила… и покатилась вперед, по-прежнему бессмысленно шумя.

Куда же деться мне? И не пора ли и мне – упасть в море? Январь, 1878 г.

Приложение 2.

Происхождение и ранние годы.

Приложение 3.

Образование. Начало литературной деятельности.

В 1833 году, в возрасте 15 лет, Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. В то же время здесь обучались Герцен и Белинский. Год спустя, после того, как старший брат Ивана поступил в гвардейскую артиллерию, семья переехала в Санкт-Петербург, где Иван Тургенев перешёл в Петербургский университет на философский факультет.

Разработанный материал ориентирован на возрастные особенности, расписан для 10 класса. По типу запланированный урок, по которому разработан материал, - лекция с ассистированием. Это позволит обучающимся не только выслушать и законспектировать услышанный материал, но и потрудиться совместно с учителем, быть помощником на уроке, дополнять и углублять имеющиеся сведения.


Оценить 1135 0

План-конспект – изучение биографии писателя в 10 классе

Слово о Тургеневе.

Личность и судьба писателя.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: формирование чувства любви и уважения к родине, к культурному и историческому наследию своей страны.

Предметные результаты: 1) понимание роли русской фамильной усадьбы в формировании личности писателя; 2) понимание ключевых проблем творчества; 3)умение формировать свою позицию по отношению к творчеству И.С. Тургенева.

Метапредметные результаты: 1) владение навыками конспектирования необходимого материала; 2) совершенствование устной и письменной речи.

Методы:метод творческого чтения (слово учителя); исследовательский (рекомендации по различным источникам с целью поиска нужной информации); репродуктивный (конспектирование лекции).

Тип урока: лекция с ассистированием.

Оборудование: презентация к уроку.

I .Орг. Момент.

II . ФНЗ

1. Вступительное слово учителя.

Иван Сергеевич Тургенев (1818—1883) принадлежит к числу писателей, внесших значительный вклад в развитие русской литературы второй половины XIX века.

Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года в Орле, но Орлу не суждено было стать городом его детства. Память о первых детских радостях, где он слушал сказки, учился разгадывать загадки, запоминал пословицы и поговорки, была у него неразрывно связана со Спасским. Усадьба Тургенева Спасское-Лутовиново - родное гнездо великого писателя. Здесь прошло его детство, сюда он не раз приезжал и подолгу жил в зрелом возрасте

Варвара Петровна Тургенева (Лутовинова)

Мать Ивана Сергеевича - женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Бала она небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченной оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие.

Рано потеряв отца, Варвара Петровна воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Не выдержав притеснений, она вынуждена была сбежать из дома и нашла приют у своего дяди, Ивана Ивановича Лутовинова, человека сурового и нелюдимого. На свою племянницу он мало обращал внимания, однако держал ее в строгости и за малейшее ослушание грозил выгнать из дома. Внезапная смерть дяди неожиданно превратила забитую приживалку в одну из богатых невест в округе, владелицу ограмных поместий и почти пяти тысяч крепостных крестьян.

В 1879 году Тургенев делает последнюю попытку обзавестись семьей. Молодая актриса Мария Савинова готова стать его спутницей жизни. Девушку не пугает даже огромная разница в возрасте — в тот момент Тургеневу было уже за 60.

В 1882 г. Савинова и Тургенев отправляются в Париж. К сожалению, эта поездка определила конец их отношений. В доме Тургенева каждая мелочь напоминала о Виардо, Мария постоянно чувствовала себя лишней и мучилась ревностью. В том же году Тургенев тяжело заболел.

22 августа 1883 года Иван Сергеевич Тургенев умер от саркомы позвоночника в небольшом городке близ Парижа – Буживале. Перед смертью он просил, чтобы его похоронили в России возле могилы В.Г.Белинского. Покоится в русской земле на Волковом кладбище в Петербурге.

Читайте также: