Из русской литературы 19 века конспект 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

XIX век начинался стремительно и ярко. В великосветских салонах обсуждали Наполеона, которым многие восхищались и с которым Россия готовилась воевать. Политика стала модной темой.

История, героическая и трагическая одновременно, история ближайшая и отдалённая — движение Степана Разина, бунт Емельяна Пугачёва, времена Ивана Грозного — привлекала писателей не менее, чем события сиюминутные. В истории искали ответы на проблемные вопросы современности.

Вообще литература в зти годы, как никогда внимавшая истории и постигавшая её законы и перипетии, служанкой истории не стала. Прошлое было поводом говорить о настоящем, в дружеском послании и элегии, повести и романе, драме и трагедии, говорить образно, ярко, убедительно.

Литература стремительно развивалась. Ещё не ушёл в прошлое классицизм с его нормативной системой и канонами, как рядом с ним появились неожиданные произведения, ломающие эти каноны. Появилось новое явление — сентиментализм, затем романтизм яркое, как вспышка молнии, литературное направление. Вслед за ним — реализм, ставший в XIX веке главным художественным направлением в России.

Литературный авторитет перестал зависеть от возраста. Василий Жуковский, один из основателей русского романтизма, имел мужество назвать себя побеждённым учителем вчерашнего лицеиста Александра Пушкина.

Столкновение и взаимообогащение различных идей, направлений, стилей, литературных жанров стали характерной чертой XIX века. Так рождалось подлинное искусство.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ БАСНИ.

Цели деятельности учителя: расширить представления о басне как одном из старейших жанров литературы; ознакомить с жанрами классической литературы ХIХ века; развивать умение составлять рассказ с опорой на план.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: уметь сравнивать и анализировать поэтические тексты разных авторов, самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия басен.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : демонстрирует желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные : принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные : строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

I. Вступительное слово учителя.

Одним из старейших жанров ( ganre (фр.) — вид ) литературы является басня. Она широко представлена в литературе разных народов планеты. Так, в древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп, много позже во Франции появится такой острослов, как Лафонтен, которого будут преследовать французские власти.

В России в жанре басни писали: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев, И. А. Крылов. В наши дни в этом жанре продолжают работать С. Михалков, Л. Филатов и другие поэты.

Детство Ивана Андреевича Крылова прошло в бедности. Отец, через службу получивший дворянство, рано ушел из жизни, после чего скудные доходы семьи стали еще меньше. Учиться маленькому Ванюше приходилось самостоятельно. Желание читать в мальчишке росло. Позднее он с благодарностью вспоминал отца, который научил его читать и писать. Образ матери сохранился в памяти мальчика на всю жизнь — именно она, из-за нехватки средств, составила план его образования и чем могла поддерживала сына. С 8 лет Крылов работал переписчиком, нужно было содержать мать и брата.

При жизни писатель добился большой известности. В 1838 г. в Петербурге был широко отпразднован 70-й день рождения писателя и 50-летие его творческой деятельности.

В возрасте 75 лет Иван Андреевич Крылов скончался от паралича легких, что явилось следствием пневмонии.

V . Закрепление материала по вопросам:

1. Беседа по содержанию биографической статьи.

— Где родился писатель? Назовите дату рождения.

— В каком возрасте и где пришлось писателю начать свой трудовой путь?

— Какие произведения приносят известность И. А. Крылову?

— Расскажите о басне. Когда зародился этот жанр? Как композиционно строится басня?

— Какие басни Крылова вы уже читали? Какие знаете наизусть?

VI . Рассказ о жизни писателя. Работа по группам.

2-я группа – составление рассказа по плану.

(План можно заранее записать на доске или составить вместе с учащимися, читая статью.)

1. Дата и место И. А. Крылова.

2. Отставка отца. Жизнь в Твери.

3. План образования сына, составленный матерью.

4. Тяжелая жизнь семьи после ухода отца из жизни.

5. Работа Крылова переписчиком бумаг.

6. Неудачные литературные опыты (первые трагедии).

7. Большая известность (комедии, басни).

8. Работа в журналах.

9. Жизненный и творческий успех баснописца.

10. Празднование 70-летия со дня рождения и 50-летия творческой деятельности.

11. Выход книги басен незадолго до смерти автора.

12. Смерть баснописца Ивана Крылова в 1844 г.

13. Установка памятника в Летнем саду (скульптор П. К. Клодт).

VII . Обобщение.

Жизнь писателя и его творчество известны всем образованным читателям. У любого человека басни Крылова вызывают интерес. Фразы из его басен давно вошли в нашу речь как пословицы и крылатые выражения. Доброта, лукавство, ясность мысли, зоркая наблюдательность, безобидная насмешливость — эти черты характера баснописца нашли отражение в его творчестве. Крылов смог расширить возможности басенного жанра, возвысил басню, довел ее до совершенства.

Домашнее задание: подготовить чтение ( наизусть ) одной из полюбившихся басен; знать биографию писателя.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Литература XIX века"

XIX век был временем постоянных перемен – в обществе, политике, экономике. Менялась окружающая человека действительность. Лучше понять происходившие события помогает изучение культуры, которая во все времена была своеобразным зеркалом эпохи.

В ходе урока вы узнаете о литературе XIX века, её основных направлениях, познакомитесь с творчеством выдающихся писателей этого периода.

В первую очередь, рассмотрим основные литературные направления.

Для начала XIX века характерно такое направление как романтизм.

Великая французская революция дала людям надежду на прекрасное будущее, в котором все будут равны и счастливы. Для писателей-романтиков этого времени характерна мечтательность, некоторая восторженность.

Они создавали идеальных героев, борцов за справедливость.

Настоящим потрясением для них стало то, что надежды не оправдались.

Вскоре людей вновь захватила жажда наживы, деньги вышли на первое место в жизни общества. Тогда романтики обратились к прошлому, ведь в настоящем их героям не было места. Они создавали выдуманный идеальный мир.

В это время было написано много сказок. Яркий тому пример – творчество Ханса Кристиана Андерсена. Романтические герои жили по велению сердца, в произведениях раскрывался их богатый духовный мир.

В 30-е годы XIX века появилось новое направление – критический реализм. Писатели-реалисты отображали общество таким как оно есть. В их творчестве не было идеализации.

Все некрасивые и, порою, страшные стороны жизни описывались очень достоверно и подробно. Реалистов интересовало настоящее, а не прошлое или выдуманный мир представителей романтизма. Их герои совмещали в себе черты, характерные для той социальной среды, к которой они относились.

Во второй половине XIX века зародилось ещё одно направление – натурализм. Произошло это благодаря открытиям в области естествознания, медицины.

Они дали людям возможность взглянуть на человека и его поступки с точки зрения науки. Для натурализма характерно детальное и бесстрастное отображение действительности. Писатели словно делали фото из жизни.

На поступки их героев влияла окружающая среда, наследственность. Выходило так, что человек не нёс никакой ответственности за свою жизнь, ведь им управляли природа и общество.

А сейчас давайте рассмотрим творчество самых выдающихся писателей XIX века.

Начнём с Джорджа Го̀рдона Ба̀йрона. Он родился в 1788 году в Лондоне. Предки поэта были очень знатными людьми, но ко времени рождения Джорджа состояние оказалось растрачено, остался только титул.

Уже в 10 лет будущий поэт стал пэром Англии. Он учился в Кембридже, был весьма умён. Байрон любил развлечения, но ещё больше его привлекали путешествия. Он побывал во многих европейских странах, где столкнулся с национально-освободительными движениями.

Позже эти впечатления были отражены в творчестве поэта. В 36 лет он снарядил на свои средства 500 солдат, купил корабль и отправился в Грецию, чтобы участвовать в борьбе против турецких завоевателей. Там он вскоре и умер от лихорадки.

В его образе было отражено все молодое поколение, недовольное результатами Великой Французской революции. Чайльд Гарольд хорошо воспитан, образован. Он, как и все герои писателей-романтиков, ищет новые миры, где удалось воплотить в жизнь высокие идеалы.

Гарольд участвует в национально-освободительной борьбе народов Европы. Испанцы сражались против наполеоновской армии, итальянцы боролись с австрийским игом, В Греции шла война против Турции. Чайльд Гарольд верит в то, что идеи Великой французской революции все равно победят.

Одним из выдающихся представителей романтизма был Викто̀р Гюго̀. Он родился в 1802 году во Франции. Долгое время Гюго писал пьесы для театра, в которых уделял большое внимание революционным событиям.

В это же время он работал над романами, которые принесли Гюго всемирную славу.

Все события разворачиваются вокруг собора. Дело в том, что в XIX веке его собирались снести и Гюго привлёк внимание к архитектурному памятнику. После выхода романа возникло движение за сохранение памятников архитектуры.

В своём произведении Гюго противопоставляет представителей разных слоёв общества. Танцовщица, звонарь, нищие наделены благородством, высокими моральными качествами. В то время как дворянин, аббат, прокурор жестоки и беспринципны.

Произведения Гюго не теряют своей популярности и сейчас. По их мотивам снимают фильмы и ставят мюзиклы.

Последним поэтом романтизма стал Генрих Гѐйне. Он родился в 1757 году в Дюссельдорфе в семье разорившегося купца.

Его родители хотели, чтобы Гейне стал финансистом. Однако в нем очень рано проснулся интерес к поэзии, который и принёс Гейне известность.

Основоположником реализма стал Онорѐ дэ Бальза̀к. Он родился в 1799 году в городе Тур, в семье крестьянина, которому удалось накопить денег и впоследствии стать мэром города.

Бальзак изобразил жизнь всех сословий. Показал, как усиление роли денег в обществе сказалось на ослаблении нравов. Герои его рассказов женятся ради получения богатства, предают, совершают самые ужасные поступки.

Это кусочек кожи, который исполняет любые желания, но в обмен за каждое отнимает время жизни. В романе отражена проблема столкновения неопытного юноши с обществом, наполненным пороками.

Вершиной реализма стало творчество Чарльза Дѝккенса. Писатель родился в 1812 году в Портсмуте. Его отец был чиновником, но позже разорился и оказался в долговой тюрьме.

Чарльз работал на фабрике, затем клерком в конторе адвоката. Понять, что его призвание литература, Диккенсу помогла работа свободным репортёром.

Его поведение многим кажется странным, но внутри это очень добрый человек. Вместе с друзьями он отправляется в путешествие и наблюдает за поведением людей.

Оливер попадает в самые разные неприятности, но в результате все заканчивается благополучно. В этом романе Диккенс показал всё английское общество, от аристократов до городских низов, преступников, которые были неотъемлемой частью городской жизни. Изобразил ужасающее положение людей в работных домах. Писатель выступил против использования детского труда.

Эмиль Золя̀ родился в 1840 году в Париже. Он стал одним из первых, кто писал в стиле натурализма. Родился писатель в семье инженера, работал журналистом. Начал свою литературную деятельность с небольших фельетонов.

Это 20 романов, посвящённых жизни двух семей. Золя на примерах показал действие законов наследственности, к которому обращались натуралисты. Так, для семьи Ругон были характерны стремление к власти и богатству. Для Маккаров – вспыльчивость и тяга к алкоголю.

С фотографической точностью автор изобразил повседневную жизнь Франции. Небольшой городок, откуда происходит семейство Ругонов. Здесь аристократы пытаются сохранить обычаи. Вокруг предпринимателей крутится жизнь общества – они создают салоны, утраивают праздники. Ремесленники проводят свои дни в нищих кварталах, а крестьяне на полях.

Показана жизнь шахтёрского городка, тяготы работы, которые приводят к забастовке и голоду.

Насыщено деталями описание Центрального рынка Парижа. Золя проводит параллель между жизнью рынка и жизнью французской столицы.

Таким образом, можем сделать следующие выводы о литературе XIX века.

В этот период сложились три основных направления:

Романтизм. Его представителями являются Джордж Гордон Байрон, Виктор Гюго, Генрих Гейне. Для писателей-романтиков характерна мечтательность, восторженность, идеализация прошлого.

Реализм. Его представители – Оноре дэ Бальзак, Чарльз Диккенс. Писатели-реалисты отображали общество таким как оно есть. Реалистов больше интересовало настоящее.

Натурализм. Его теоретиком стал Эмиль Золя. Для натурализма характерно детальное и бесстрастное отображение действительности. На поступки героев влияет окружающая среда и наследственность.


XIX столетие является одним из самых знаменательных в русской литературе. Именно эта эпоха подарила миру имена великих классиков, которые оказали влияние не только на русскую, но и на всемирную культуру. Основными идеями, свойственными литературе этого времени, является рост человеческой души, борьба добра со злом, торжество нравственности и чистоты.

общая характеристика русской литературы 19 века

Отличие от предыдущего столетия

общая характеристика развития русской литературы 19 века

Причины расцвета

общая характеристика русской классической литературы 19 века

Стилевые направления русской литературы XIX века:

Стилевые направления русской литературы 19 века

В конце 19 столетия на пике популярности был Чехов. В самом начале его деятельности критики неоднократно замечали, что он был равнодушен к острым социальным темам. Но его шедевры пользовались огромной популярностью. Он следовал принципам Пушкина. Каждый представитель русской литературы 19 века создал небольшой художественный мир. Их герои хотели добиться большего, боролись, переживали… Одни хотели быть нужными и счастливыми. Другие задавались целью искоренить социальную несостоятельность. Третьи переживали свою собственную трагедию. Но каждое произведение примечательно тем, что отражает реалии века.

© Vsevolod Sakharov . All rights reserved.

На главную страницу

Феномен эпохи

общая характеристика русской литературы начала 19 века

Роль литературы в обществе

общая характеристика русской литературы 19 века таблица

общая характеристика русской литературы 19 века кратко

Александр Сергеевич Пушкин

Произведения Пушкина

Пушкин родился 6 июня 1799 года (по старому стилю — 26 мая) в Москве. Рождение великого поэта зафиксировано в метрической книге церкви Богоявления в Елохове. В царскосельском лицее дар будущего поэта был замечен. Сам Пушкин признавался, что наибольшее влияние на его творчество оказали Жуковский, Батюшков (мастер лёгкой поэзии) и Карамзин, а из зарубежных авторов — Вольтер, Мольер, Руссо и Лафонтен.

Лучшие произведения Пушкина

Скончался великий поэт в результате дуэли с приёмным сыном нидерландского посланника Дантесом (Жоржем де Геккерном) 10 февраля 1837 года в Санкт-Петербурге. По подсчётам историков, это была минимум 21-я дуэль в жизни поэта и вторая по счёту с Дантесом. Пушкин получил смертельное ранение (пуля перебила шейку бедра и проникла в живот) и умер в течение двух дней. На месте дуэли установлен памятник.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Произведения Лермонтова

Лермонтов родился 15 октября 1814 года (по старому стилю — 3 октября) в Москве. Будущий великий поэт и современник Пушкина с детства характеризовался как человек вспыльчивый, мечтательный, своевольный, во многих отношениях жестокий и очень гордый. Михаила воспитывала преимущественно бабушка в селе Тарханы, однако мальчика тяготили излишние заботы и внимание.

Лермонтов рано пристрастился к чтению и уже к 15 годам он читал французских, английских и немецких литераторов только в оригинале. Более всего поэт предпочитал русскую литературу, особенно сказки. Во время обучения в пансионе Лермонтов проявил свою склонность к воспоминаниям. В его ранних стихах наметились основные черты эмоционального характера — чувство одиночества, разочарования в мире, безутешный поиск близкого по духу человека, разлад с окружающей действительностью. К этому периоду относятся следующие произведения:

Самые знаменитые произведения русских поэтов

Лермонтов повторил судьбу Пушкина и скончался в результате дуэли с Николаем Мартыновым 27 июля 1841 года в Пятигорске. Многие исследователи убеждены, что главным виновником и инициатором поединка являлся именно Лермонтов, который, имея желчный и невыносимый характер, спровоцировал самолюбивого отставного майора на выяснение отношений.

Существует легенда, будто поэту на дуэли выпала честь стрелять первым. Лермонтов взвёл курок и выстрелил в небо, показывая тем самым, что лично он не имеет претензий к сопернику. Мартынов же использовал свой шанс и одним выстрелом в грудь убил поэта.

Фёдор Михайлович Достоевский

Фёдор Михайлович Достоевский

Один из самых значительных русских писателей, философов, публицистов и мыслителей родился 11 ноября 1821 года в семье бедного врача-ординатора в Москве. На семейных вечерах Достоевские читали произведения Пушкина, Карамзина, Державина, а также Анны Радклиф — писательницы, которая основала жанр готического романа.

Во многих биографиях писателей чтение книг и сказок играло огромную роль для подрастающих гениев. Так происходило и в семье Достоевских. По воспоминаниям Фёдора Михайловича, его детские годы проходили в атмосфере постоянных слушаний различных поэм и рассказов. В сентябре 1834 года будущий писатель поступает в частный пансион, где проявляет себя как вдумчивый, глубокий и любознательный ученик.

С возрастом, поступив в инженерное училище и продолжая свою литературную деятельность, Фёдор стал посещать различные кружки (к примеру, С. Ф. Дурова, Петрашева и коммуниста Спешнева), читал запрещённую литературу, за что попал в ссылку на каторгу (первоначальный приговор — смертная казнь).

В последних произведениях в полной мере проявились основные характерные черты творчества Достоевского — острый психологизм, реализм, многолюдность (бо́льшая часть его повестей и романов содержит множество персонажей, среди которых сложно выделить главных и второстепенных). Особое внимание писатель уделял сюжету и детективной тематике. Умер Достоевский 28 января 1881 года от туберкулёза лёгких.

Иван Сергеевич Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев

Лев Николаевич Толстой

Лев Николаевич Толстой

Величайший российский романист, просветитель и один из самых выдающихся писателей и мыслителей XIX века родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской области. Его фамилия была известна во многих странах мира. На протяжении четырёх лет подряд он номинировался на Нобелевскую премию по литературе (с 1902 по 1905 год), а впоследствии отказался от номинаций.

Творчество Толстого является переходным мостом между русской литературой XIX и XX веков. Помимо этого, писатель оказал влияние на эволюцию европейского гуманизма и на развитие реализма в общемировой литературе.

Основной целью творчества Толстого становится жизнь человеческой души, её реакции на социальные противоречия, а также нравственное совершенствование человека и переосмысление своего места в жизни. Религиозно-философская позиция писателя проявляется в осуждении духовенства и пышных религиозных обрядов.

Толстого также возмущало разное отношение священнослужителей к людям с различным достатком. В двадцатых числах февраля 1901 года Лев Николаевич Толстой был отлучён от Православной церкви. Скончался писатель 20 ноября 1910 года в рязанской деревне на станции Астапово, которая теперь носит его имя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с творчеством поэтов: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова ,организации и проведения работы над проектом и его защитой; способствовать формированию представления о поэзии XIX века.

Р.Р. ( 2 ч.) Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова

Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с творчеством поэтов: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова ,организации и проведения работы над проектом и его защитой; способствовать формированию представления о поэзии XIX века.

Тип урока: урок развития речи.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познавательная сфера: владеть знаниями о творчестве русских поэтов

XIX века: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова ; выявлять в поэтическом тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; уметь различать образ лирического героя и автора в лирике; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; делать устный и письменный анализ стихотворения; видеть разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике; понимать настроения, чувства поэтов; определять способы создания образов;

ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к стихотворениям русских поэтов XIX века: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова ;приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников; закрепить навыки выразительного чтения; анализировать формы выражения авторской позиции в стихотворении;

коммуникативная сфера: осмысленно читать и адекватно воспринимать литературные произведения; выполнять творческие работы;

эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные: познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока ,оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его

мнению, гражданской позиции.

I. Организационный этап

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм-

С лесами тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Не оскверняй его святынь. С.Смирнов

- Эпиграф урока я выбрала неслучайно. Что вы видите общего между эпиграфом и нашим уроком?

- Как вы понимаете эти строки?

19 век – золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.Пушкин, М.Лермонтов, Ф.Тютчев, А. Фет, Я.Полонский, И.Никитин, А.Майков, И.Суриков, и др. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Неяркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь, всякий раз по – новому, волнует и удивляет нас.

- Но только ли о природе говорят их стихи, может быть через описание пейзажа, леса, луга поэт передает настроение, чувства, мысли человека? Как вы думаете?

Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишенная ярких, броских, экзотических красок. Со стихами о природе поэтов первой половины XIX века А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова вы хорошо знакомы, а вот стихи Ф. И. Тютчева, А.А.Фета и А. Н. Майкова (поэтов второй половины XIX венка) вы только начинаете узнавать.

У каждого из нас есть свое любимое время года. Хотя в каждой поре есть своя неповторимая прелесть, свое очарование. И сегодня мы с вами перенесемся в мир звуков, красок чувств, связанных с наступлением того или иного времени года.

III. Актуализация знаний

- Как вы думаете, какой вид искусства может передать динамику чувств?

(Музыка, литература, живопись)

- Что объединяет эти картины?

- Как называется описание природы?

Пейзаж- жанр или отдельное произведение искусства, предметом которого является изображение природы.

-Посмотрите, как не похожи эти картины одна на другую, хотя каждый художник изображал разные времена года – зиму, весну, лето, осень. Следовательно, у каждого человека свое видение окружающей его природы.

-Художники изображают пейзаж с помощью красок, а поэты рисуют словами

- Что привлекало поэтов в русской природе? (Милая прелесть и скромная простота, внутренняя красота, спокойствие, величие, степенность).

- Какую еще роль играет природа в жизни человека?

IV. Усвоение новых знаний. ( В ходе работы заполняется таблица )

Автор и стихотворение

Год создания

Изобразительно-выразительные средства языка

Рассказ о лирике Пушкина.

3Работа с вопросами:

- С какой порой связано это стихотворения? (Осень)

- Каким чувством пронизаны строки? (Грусть, уныние, предчувствие зимы, холодов, бурь).

- Какие выразительные средства использует Пушкин? (Эпитеты)

Обратимся к словарю литературоведческих терминов.

- Как вы думаете, почему последние цветы кажутся поэту милей?

- Какая мысль поэта воплощена в стихотворении? (Мнение каждого)

Мы провели исследование узнали, что происходило в судьбе поэта в эти осенние дни.

Рассказ о лирике М.Ю. Лермонтова

3. Работа с вопросами:

- Как ритм, рифмы стихотворения помогают нам передать настроения поэта?

- Какие выразительные средства использует Лермонтов? (эпитеты)

- Как ведут себя люди и звери? Передает ли все это вместе настроение поэта?

- Какое же оно? Угадывается ли оно в связи с тем, как М.Ю. Лермонтов описывает окружающий мир природы?

- Какая мысль поэта воплощена в стихотворении? (Мнение каждого)

Рассказ о лирике Ф.И. Тютчева

3. Работа с вопросами:

- Какие чувства передает Ф.И.Тютчев, описывая осенний вечер (умиления, грусти, радости)?

- Как вы объясните слова: умильная, таинственная, ущерб, изнеможение, кроткая? подберите однокоренные слова – умиляться, милый. То есть любимый. То, что вызывает восторг, восхищение.

- Какие выразительные средства использует Тютчев? (эпитеты, олицетворение).

— метафоры томный шелест, сиротеющая земля – что они означают?

ТОМНЫЙ – взгляд, голос. Подберём синонимы – волнующий, нежный, ласкающий. У Тютчева -томный шелест листьев. Почему земля СИРОТЕЮЩАЯ? ( всё кругом пустеет, деревья сбрасывают свой летний убор, трава увядает, сохнет, поля тоже пустеют). Всё кругом умирает, земля сиротеет.

— Почему ТАИНСТВЕННАЯ прелесть? Потому что картина вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, тихий, прелестный осенний вечер и вдруг…

- Найдите в стихотворении место, где настроение меняется. С чем это связано? Что происходит вдруг? – порывистый ветер. Который привносит тревогу, настроение безысходности, усталости… Недаром говорят, ветер перемен. Ветер – всегда к изменению погоды. Погода осенью очень переменчивая – то солнце, то дождь, то ветер… Осень – промежуточное время года между ярким, пёстрым, шумным летом и суровой зимой. Природа осенью готовится к долгой зиме. Это как затишье перед бурей. Вот откуда эта тайна – неизвестно, что будет завтра.

- Найдите ещё одну метафору, в которой ясно выражено это противоречие. Зловещий блеск – эпитет ЗЛОВЕЩИЙ предвещает что-то злое, страшное. Этот приём называется оксиморон – стилистическая фигура, сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие. Например, живой труп, жестокий ангел, честный вор и т.д. Определение нового слова ученики записывают в тетради.

— УВЯДАНЬЕ – подберите синонимы: угасание, старение, исчезновение, умирание. Природа осенью умирает, краски блекнут, всё становится бледным, зыбким, ненадёжным.

Природа у Тютчева живёт, страдает, как и человек. Это стихотворение о природе, но не только. Подумайте, о чём ещё? О человеческой жизни. О старости. О стыдливом, божественном страдании. Так мог писать очень мудрый человек. Говорят, осень жизни наступила. Это когда человек прожил жизнь, всё позади, впереди только смерть. И тогда становится понятно, откуда эта щемящая грусть, откуда это страдание.

- Как вы думаете, от чего страдают старые люди? ( от одиночества, от непонимания, от немощи, от того, что не хватает внимания, заботы…) Но страдают они молча. Они как бы стыдятся своей старости. Вот откуда это стыдливое, божественное страдание.

- В чём же особенность тютчевского изображения природы? Как он её показывает? (Он показывает её как живое существо, он пытается понять её душу, услышать её голос. Природа у Тютчева – живое существо). В этом мы видим философский характер стихотворения. Оно о природе, и в то же время о человеческой жизни.

- Можно ли сказать, что, рисуя, осенний вечер, поэт открывает нам собственные переживания тихой радости, грусти, умиления, спокойствия, умиротворения перед тем, что он видит вокруг?

- Что, по мнению Тютчева, происходит с приходом осени?

Рассказ о лирике А.А.Фета.

3. Работа с вопросами:

- Как оживает природа весной? Как это отражается на настроении человека?

- Какие сравнения использует А.Фет при описании первого ландыша?

- Какие интонации сопровождают слова и словосочетания: девственная нега, первый луч, воспламеняющей весны, избыток жизни молодой?

Рассказ о лирике А.Н. Майкова .

3. Работа с вопросами:

- С какой порой связано это стихотворения? (Весна)

- Каким чувством пронизаны строки?

- Как оживает природа весной у Майкова? Как это отражается на настроении человека?

- Какие выразительные средства использует Майков?(метафоры, эпитеты)


- Какая мысль поэта воплощена в стихотворении? (Мнение каждого)

- Какой можно сделать вывод? Что объединяет все эти стихи? Как называется описание природы?

Описание природы и чувства, вызванные описанием таких разных времен года.

Пейзаж- (франц. paysage, от pays — "местность, страна"; лат. pagus — "село, деревня") — жанр или отдельное произведение искусства, предметом которого является изображение природы, ее преображение и выражение отношения художника к окружающей его среде.

Вывод: художники изображают пейзаж с помощью красок, а поэты рисуют словами.

Работа с таблицей. Сравнительный анализ стихотворений.

Какие выразительные средства использованы в текстах?

Сравнить выразительные средства языка во всех стихотворениях и сделать вывод, что же хотели показать авторы этих стихотворений, когда писали данные стихи.

Читайте также: