Конспект что такое ответственность

Обновлено: 07.07.2024

Класс делится на 3 группы “случайным” образом (по цветам, по частям одной картинки и т.д.).

1. Самоопределение к деятельности.

- Добрый день. Очень приятно вас видеть в хорошем настроении, и я надеюсь, что оно сохранится у вас в процессе нашей работы и после неё.

- А сейчас, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, я вам предлагаю небольшую разминку.

2. Актуализация знаний.

– На доске вывешены слова: 1) юридическая;

– Работая в группах, найдите закономерность и расшифруйте слово.

(Таблица – в каждой группе, на доске закрыта тема – расшифрованное слово (первая цифра – номер слова, вторая – номер буквы этого слова))

- Что у вас получилось? (каждая группа говорит полученный результат).

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

– Итак, определилась тема нашего занятия. (на доске открывается тема – “Ответственность”). – К этой теме есть очень хорошие высказывания.

(учитель вывешивает на доску таблички с высказываниями:

1) “Задуманное, хотя и не осуществлённое преступление есть всё же преступление”.

2) “Поступки умных людей продиктованы умом, людей менее сообразительных – опытом, самых невежественных – необходимостью, животных – природой”.

3) “В том и состоит пагубность дурного поступка, что он таит в себе зародыш новых мерзостей”.

- А сейчас каждая группа через 1 минуту попробует ответить на вопрос: “Что такое ответственность?”

(выслушиваются ответы каждой группы)

- Сформулируйте цель занятия, которой мы постараемся достичь. (разобраться, что такое ответственность).

- Итак, в литературе даётся такое определение юридической ответственности (на доске – табличка с определением):

Юридическая ответственность – это государственное принуждение к исполнению требований права, когда лицо, нарушившее закон, обязано отвечать за свои поступки перед государством, обществом.

4. Первичное закрепление.

- Я вам предлагаю сейчас в каждой группе в течение 5 минут обсудить следующие вопросы (вопросы выписаны на доске):

1. Каких видов бывает юридическая ответственность?

3. Почему на вопрос ответить легко, а за поступок трудно? Какие чувства мешают человеку взять на себя ответственность? Чего он боится?

- Что вы можете сказать по первому вопросу? (выслушиваются варианты каждой группы).

- Если мы обратимся к началу нашего занятия, то слова, с которыми вы работали – это и есть виды юридической ответственности (уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная).

- Итак, жизнь человека состоит из больших и малых событий. Одни оказывают решающее влияние на человека и его судьбу, другие проходят почти бесследно.

(Каждая группа называет, а учитель записывает на доске. Например, непоправимые - убийство, казнь, отречение, предательство, неверное лечение; житейские – опоздание, шалость, порча вещей, потеря чего-либо.)

- Обсудим третий вопрос. (Группы высказывают своё мнение. Например, чувства, мешающие взять на себя ответственность – чувство стыда, страх перед наказанием, боязнь унижения, опасение, что люди не смогут понять провинившегося).

- Есть очень хорошая пословица (она записана на доске): “Не ошибается тот, кто ничего не делает”.

- Как вы понимаете эту пословицу? (Выслушать несколько мнений)

- Возможно ли избежать ошибок в жизни? Что хуже: ничегонеделание или ошибка?

- Есть мнение, что совершившего ошибку человека можно не только осуждать, но в некоторых

случаях – даже уважать. Например, фильм “Кавказская пленница”, где Шурик по ошибке украл Нину, затем исправил эту ошибку. Назовите ещё примеры.

- Так достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признаёт свои ошибки? (Выслушиваются мнения).

- Таким образом, для признания ошибки требуется мужество, такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а поэтому они достойны уважения.

5. Самоконтроль.

- А сейчас я предлагаю каждой группе выполнить задания в течение 5 минут и затем мы вместе обсудим ваши результаты. (у каждой группы лежат карточки с заданиями, на доске – таблички со случаями)

1. Определить вид ответственности, наступившей в следующих случаях:

а) рабочий опоздал на работу; (дисциплинарная)

б) суд признал вину подростка, укравшего вещи из автомобиля; (уголовная)

в) суд удовлетворил иск гражданина к соседям, залившим его квартиру; (гражданско-правовая)

г) пешеход перешёл улицу в запрещённом месте. (Административная)

2. Какие чувства побудили к данным поступкам:

а). Из – за чего братец Иванушка стал козлёночком? (из-за непослушания)

б). Что заставило царя в сказке “Конёк-горбунок” прыгнуть в кипящий котёл?

(зависть к красоте и молодости Ивана)

в). Что погубило раджу-героя мультфильма “Золотая антилопа”? (жадность, жажда наживы)

- Итак, что у вас получилось в первом задании? (представитель от каждой группы на доске располагает ситуации под видами ответственности)

6. Включение в систему знаний и повторение.

- А в заключении предлагаю каждому из вас выполнить небольшой тест. (Тесты на каждого лежат на столах и к ним даны интерпретации и рекомендации)

Тест “Ваше чувство ответственности”.

1. Что бы Вы предпочли, если бы Вам понадобилась красивая одежда для выхода на дискотеку:

а) одолжить у друзей;
б) идти в том, что имеется;
в) не ходить на дискотеку вообще.

2. Если Вы увидите драку с участием Ваших знакомых, то Вы постараетесь:

а) помочь своим;
б) остановить драку;
в) остаться незамеченным.

3. Какую форму времяпрепровождения (из предложенных) Вы бы предпочли, если бы пришлось коротать время в поезде:

а) игра в карты;
б) чтение и кроссворды;
в) разговаривать и смотреть в окно.

4. Если бы Вы задолжали деньги, а их не было, но от Вас требовали срочно вернуть долг, то Вы:

а) перезаняли бы у друзей;
б) попросили бы у родителей, объяснив причины;
в) попросили бы у родителей, скрыв причины, или добыли бы деньги другим способом.

5. Если бы Вам предложили крупную сумму денег только за то, чтобы вечером Вы постояли 2 часа в определённом месте, то Вы бы:

а) согласились;
б) отказались;
в) попытались бы получить дополнительную информацию о цели действия.

6. В подъезде дома Вы находите красивый нож и:

а) забираете его себе;
б) показываете родителям, звоните в милицию;
в) не прикасаетесь к нему.

7. Если Вы видите на ком – то или у кого – то очень красивую или интересную вещь, то Вы:

а) чувствуете желание иметь такую же;
б) чувствуете удовольствие или интерес;
в) стараетесь показать своё равнодушие.

8. Когда Вас обижают, к Вам пристают, Вы:

а) чувствуете желание уничтожить “негодяя”;
б) ведёте себя решительно, но стараетесь не обострять отношения;
в) пытаетесь задобрить.

Если в Ваших ответах преобладает вариант “А”, это означает, что над Вами нависла серьёзная опасность, поскольку чувство ответственности у Вас практически отсутствует. Вы можете принять необдуманное решение и потом горько об этом сожалеть. Вы очень любите делать только то, что Вам нравится. В ближайшем будущем это может превратиться в проблему.

Рекомендации. Учитесь представлять последствия того, что Вы собираетесь сделать. Для этого надо давать себе немного времени на раздумье. Если же Вы убедитесь, что Ваше решение чревато неприятными последствиями и всё равно его примете – что ж, по крайней мере, Вы никого не должны винить в своих неприятностях. Философ Г.Спенсер писал для таких, как Вы: “Самообладание, как все качества, развивается через упражнение. Кто хочет управлять страстями в зрелом возрасте, должен учиться этому в юности”.

Если в Ваших ответах чаще встречается вариант “Б”, то за Вас близкие могут не беспокоиться. Вы сможете трезво оценить ситуацию и выбрать тот путь, который чреват наименьшими потерями для Вас, Вашей души, всей последующей жизни.

Рекомендации. Постарайтесь не растерять то, что у Вас уже есть. Запомните высказывание восточного мудреца Саади: “Мужество – не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество – в том, чтобы владеть собой и быть справедливым”.

Рекомендации. Встряхнитесь, одёрните себя. Перестаньте попусту тратить время и коптить небо. Прежде всего, нужно избавиться от навязчивых идей вроде “лучше не высовываться”, “все так делают” и т.д. Не пытайтесь скрыться от неприятностей, если Вы их заслужили. Старайтесь не порождать их своими действиями. Вот что сказал французский учёный А.Жювье: “Несчастье походит на труса; оно преследует людей, которых видит трепещущими, и бежит, когда смело идут ему навстречу”.

7. Рефлексия деятельности.

- Давайте подведём итог нашей деятельности.

- Какова была цель нашего занятия? Как вы считаете, мы её достигли?

- Что нового вы узнали?

- Что вам понравилось? Что не понравилось?

- Какие трудности встретились в работе? У кого остались неразрешённые вопросы?

- Я думаю, что вы все хорошо поработали и сохранили отличное настроение. Оцените свою деятельность по пятибалльной шкале. (Учащиеся на листах бумаги пишут балл и поднимают, показывая учителю и друг другу)

Отве́тственность — объективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

Отве́тственность — определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований. По характеру санкций за совершаемые действия выделяют следующие виды ответственности: юридическую, материальную, моральную, политическую.

Отве́тственность — личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия (весь комплекс следствий) своих действий или бездействий в данной ситуации и делать выбор формы своих поступков с готовностью принять последствия выбора, как неизбежные свершившиеся факты.

Ответственность - необходимость терпеть ущерб, в случае невыполнения взятых на себя обязательств. Ущерб может быть физическим, моральным или материальным. Ответственность как понятие, часто в смысловом значении путается с психиатрическим понятием "невменяемость". Ответственность невозможна без свободы.

Содержание

В праве

В этике

Ответственность — это определённость, надёжность, честность в отношении себя и других; это осознание и готовность признать, что результат(реакции), который ты получаешь в ходе твоих поступков и действий, и есть следствие твоих поступков(действий). Ответственность — это не вина, это уверенность. Ответственность, скорее, включает в себя личную подотчетность и способность действовать в рамках этических норм на благо себя и окружающих. Ответственность — это умение объяснить и показать, как ты добился этого результата.

Классификация

Литература

1. Введение в философию ответственности. Монография / А. И. Ореховский [и др.]; под общ. ред. А. И. Ореховского. — Новосибирск: СибГУТИ, 2005.- 186 с.
2. Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. / Перевод с нем., предисловие, примечания И. И. Маханькова. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 480 с.
3. Назаров Б. Л. Ответственность юридическая// Юридический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1984—415 с.
4. McKeon R. The development and the significance of the concept of responsibility // Revue Internationale de Philosophic — Bruxelles, 1957. — An 11 n. 39 — P. 3.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час может быть проведен как в 1, так и во 2 классе.

Цель: Воспитание ответственного поведения

1.способствовать развитию у школьников чувства ответственности;

2.содействовать формированию у детей умения анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий:

3. убедить учеников в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Орг. момент.

2.Эмоциональный настрой.

(Образуем круг радости, взявшись за руки стоя у парт)

Здравствуйте, все, кто к нам пришёл сегодня.

Здравствуйте, все, кто верит доброте.

Здравствуйте, все, кто, не жалея сил,

Делится счастьем своим.

Прошу вас, ребята, повернуться лицом друг к другу, взяться за руки и передать своё душевное тепло по кругу всем одноклассникам. Оно умножится в несколько раз и вернётся вам теплом, нежностью, хорошим настроением. Садимся за парты.

3.Работа над темой.

Побеседуем

Общество людей делится на детей и взрослых.

-Скажите, чем отличаются взрослые от детей?

(дети отвечают, что у взрослых больше ответственности за детей, они отвечают за воспитание детей, они образованные люди, мудрые и опытные, у них больше прав, взрослые стараются, чтобы у детей было счастливое детство).

-А ваше детство вы считаете счастливым?

(Дети доказательно утверждают, что они счастливы, что живут в таком доме, здесь о них заботятся, здесь их любят, воспитывают, красиво одевают, вкусно кормят, имеются занятия по интересам, много бывает в детском доме гостей, которые не равнодушны к детям…) , т.е. взрослые, заботясь о детях, отвечают за свои поступки.

- "Я отвечаю за свои поступки". Как вы понимаете эти слова? ( Каждый может высказаться по теме, в зависимости от того, как он это понимает).

а) Я (акцент на этом слове) и никто другой.

б) Акцент на слове отвечаю (значит, думаю, принимаю решение, поступаю так, как обдумала и несу ответственность за свои поступки).

в) За свои и ничьи другие.

г) Отвечаю за поступки, значит осознанно делаю выбор, понимаю, что будет в результате, какие будут последствия моих действий.

Ответ - отвечаю - ответственность.

- Что такое вообще ответственность?

Ответственность – это значит выполнять свой долг, совершать свои поступки, думать, прежде чем что-либо сделать, стараться делать всё как можно лучше.

Ответственность – обязанность и готовность отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия.

- Сейчас я попрошу вспомнить случай из вашей жизни, когда вы поступили ответственно и неответственно…

Расскажите о случае, когда вы поступали ответственно с вашей точки зрения.

Какие чувства вы испытывали ?

Соотнесите это чувство с цветом.

(предположите то же самое только с противоположной ситуации)

- Какой вывод можно сделать об ваших ответственных поступках?

– проявляя ответственность, мы получаем благодарность, подарки, мир кажется светлым и ярким.

-А какой вывод можно сделать о безответственности?

-когда ведем себя безответственно, вызываем порицание, наказание, мир представляется в темных красках.

-Молодцы! Все с заданием справились, значит, отнеслись к заданию ответственно.

4. Игра на внимание (Дети становятся в круг или около парт.)

- Наводить порядок дома или в школе (+)

- Свалить вину на других за свой поступок (-)

- Вначале закончить работу, а потом играть. (+)

- Вы продолжаете работать, даже если работа очень трудная. (+)

- Оставляете вещи в беспорядке, чтобы за вами убрали другие (-)

- Сначала думаете, а потом делаете. (+)

-Не обращать на прозвеневший звонок на урок, играть (-)

-Поднимать руку, если хочешь спросить или ответить (+)

-Не убирать со стола и не мыть посуду, мама всё сама сделает (-)

-Быть внимательным, активным на уроке (+)

-Молодцы! Все с заданием справились, значит, отнеслись к игре ответственно.

5.Определение СЕКРЕТА ЖИЗНИ

Вы, наверное, заметили, что выбор может быть различным в разных ситуациях.

Есть поступки, которые мы уже настолько выработали в своей жизни, что даже не замечаем, что поступаем всегда правильно:

1)например, здороваемся со старшими, знакомыми, друг с другом;

2)говорим "спасибо" и "пожалуйста" и т.д.

Это стало нашей привычкой, воспитанной с детства.

Но даже эти хорошие поступки постоянно проявляются в каждом из нас, если мы этого хотим, если мы отвечаем за них. Это и есть проявление доброй воли. Но всегда ли мы правильно пользуемся этим выбором?

Мы сегодня начали сложный разговор о том, как правильно поступать, почему нужно всегда, в любой ситуации обдумывать свои решения и не торопиться совершать поступки, чтобы потом не было мучительно больно, стыдно за свой выбор.

Давайте проанализируем, что может случиться в итоге в нашей повседневной жизни, если руководствоваться принципом: “Хочу и могу”, “Не хочу, но надо”.

“Хочу и могу”. (доскажи словечко)

1)хочу "отлично" учиться – … выучу;

2)хочу помочь маме - …. уберу комнату;

3)хочу много знать – …. буду читать книги;

4)хочу быть здоровым –…. буду закаляться;

5)хочу быть сильным – …. буду заниматься спортом;

6)хочу научиться плести из бисера – …. буду посещать кружок;

7) хочу стать уважаемым человеком- … делать правильный выбор своих поступках

"Не хочу, но надо" – выступление от лица родителей.

Папа Димы – шофер.

Я работаю водителем автобуса. Мне приходится каждое утро рано вставать и идти на работу. Иногда так хочется поспать, но я прекрасно понимаю, что если я не выйду на работу или опоздаю, то … Как вы думаете, что тогда будет?

Мама Алёны – врач.

Я работаю врачом на “Скорой помощи”. Мне приходится работать не только днем, но и ночью. Наша бригада выезжает к больным сразу же, как только поступит вызов. Мы знаем, что нам надо торопиться, чтобы скорее оказать помощь больному. А как вы думаете, что было бы, если бы мы сказали, что не хотим ехать?

-Молодцы! Работали активно, с заданием справились, значит, вы делаете всё ответственно.

А сейчас ребята представят вашему вниманию сценку

АЛИНА: мама, можно я пойду с девчонками на каток.

МАМА: Нет, Алина! Я не разрешаю тебе себе сегодня пойти с подружками на каток.

АЛИНА: мама, ты мне не доверяешь?

МАМА: Ты права, Алина. Я тебе не доверяю. Почему? Подумай сама, Алина. Подумай. (Мама уходит, качая головой).

АЛИНА (сама с собой). Что это она имеет в виду? Мне 10 лет. Я её дочь. Она должна мне доверять.

СОВЕСТЬ-ГОЛОС 1: Эй, Алина! Это я, твоя совесть!

Помнишь, на прошлой неделе пропустила занятия в школе без уважительной причины, а учителю сказала, что болела. Если человек может солгать, то он может совершать и другие поступки. Где была твоя честность?

СОВЕСТЬ-ГОЛОС 2: Эй, Алина! Это я, твоя совесть! А помнишь, как твоей старшей сестре попало за сломанную тобой настольную лампу, и ты ничего не сказала. Где была твоя порядочность?

СОВЕСТЬ-ГОЛОС 3: Эй, Алина! Это я, твоя совесть! Раз уж ты начала вспоминать, то вспомни-ка, как ты сдерживаешь свои обещания. Сколько раз ты обещала прибрать в своей комнате и просто все спихивала под свою кровать. И все бы ничего, если бы твоя мама не нашла там семейство обживающихся мышат.

Сколько раз ты обещала вовремя возвращаться с прогулки, и каждый раз опаздывала на две временные зоны. Где твоя аккуратность и настойчивость?

СОВЕСТЬ-ГОЛОС 4: Эй, Алина! Это я, твоя совесть! Что случилось с твоей ответственностью. Когда ты ушла к подружке и оставила своего трёхлетнего брата без присмотра, а ты обещала поиграть с ним, пока мамы нет дома. Где твоя ответственность? Где твоя надёжность и заботливость?

АЛИНА: Ну, ладно, ладно, хватит на этом. Может быть, я, правда, не всегда была честна, порядочна, ответственна, надёжна. Никто не совершенен. С сегодняшнего дня я начну быть достойной маминого доверия. Буду делать хорошо и не буду плохо!

- Как вы считаете? Удастся ли Алине быть достойной маминого доверия?

- Что для этого надо ей делать?

-Когда это может произойти?

Отвечай за свои поступки перед своей совестью и другими людьми

-Молодцы, вы ответственно подготовили это задание.

Ребята называют опасные ситуации, в которые попали дети на рисунках.

- Какой вывод можно сделать?

Отвечай за свои поступки перед самим собой

8. Таблица возрастающей ответственности

С годами ответственность человека не уменьшается, а только растет

Ответственность перед собой

Ответственность перед совестью, другими людьми
Ответственность перед законом, государством

9. Двустишия собственного сочинения об ответственном поведении (читают вслух сами)

1.Бумажку бросил- убирай,

Школьный двор не засоряй!

2. Я поливаю цветочки, чтобы не завяли в горшочках!

1.Сделал дело- потом играй

Маме по дому всегда помогай!

2. Бросил бумажку- убирай,

Другим пример показывай!

1.Сам ошибки исправляй и соседу помогай!

2.Трудное дело всегда выполняй и за работу ты приступай!

3.Не бросай свою работу,

Коли начал ты её!

4.За собой порядок наводи, а потом гулять иди!

1.Сам ошибки исправляй и других не совершай!

2.Трудное дело всегда выполняй, не ошибайся и не унывай.

3. Сделал дело, потом играй и гуляй смело

4.Школьную парту не обдирай, не рисуй, а вытирай!

Деревянченко Я.

1.Помогай с большой охотой,

Не бросай свою работу!

1.Если мама заболела,

Всё вокруг тебя верх дном,

Принимайся-ка за дело,

Без тебя не может дом.

1.Сам ошибки исправляй

Допиши и дочитай.

2.За собой порядок наводи

Убирай и вымывай.

10. Счастье - град

14 человек вывешивают части радуги на доске ( или рисуют) с правилами

Р (красный) Не подводить никого.

А (оранжев.) Соблюдать правила поведения.

Д (желтый) Уметь отвечать за свои дела, поступки.

У (зеленый) Хорошо выполнять обязанности.

Г (голубой) Быть надежным, исполнительным.

А (синий) Выполнять обещанное.

(фиолет) Не ждать напоминаний, проверок.

-Молодцы! Все с заданием справились, значит, отнеслись к игре ответственно.

- Что случилось бы, если бы, ученик, у которого красный и зеленый карандаши отказался повесить свою полоску.

(Радуга бы не получилась)

- Как поступил бы ученик?

Над радугой прикрепляется солнце (1 ученик), на котором написано: “Правила ответственности”.

-Уметь отвечать за свои поступки… Что это значит?

(читаем правила ответственности)

Дополнительно прикрепить облака (3 ученика):

1.Применять в своей жизни опыт других.

2.Понимать, что необдуманные действия могут принести вред мне и другим.

3.Понимать, что с плохими привычками надо постоянно бороться, так как плохое прививается быстро, а хорошее только через усилие воли.

-Посмотрите на нашу доску.

Солнце, радугу и облака мы можем назвать “Счастьеграммой”, потому что, когда помогаешь окружающим, делаешь добро людям, тогда и на душе становится тепло и радостно.

НАШ СЕКРЕТ: СЕРДЦЕ

Наш секрет - это сердце, которое подскажет вам, как надо поступить, какой выбор сделать в том или ином случае, потому что, я думаю, вы поняли, что, прежде чем совершать какой-либо поступок, надо хорошенько подумать о его последствиях.

И уж если вы окончательно решили сделать что-либо хорошее, то делайте все с душой, с чистым сердцем. И вот сейчас мне вспомнились слова С.Я. Маршака

Пусть каждый день

Вам новое добудет.

Пусть будет добрым ум у вас,

А сердце умным будет.

Мир, мир, мир везде,

Мир в тебе, мир во мне!

Свет, свет, свет везде.

Свет в тебе, свет во мне!

Любовь, любовь, любовь везде,

Любовь в тебе, любовь во мне!

(сердца ответственности раздать)

-Когда вы будете совершать какой-то поступок, раскрывайте свои сердца для лучших поступков задавайте себе вопросы, которые написаны на ваших сердцах ответственности: ЧТО? ЗАЧЕМ? КАК?

11.Итог занятия. ( 2 ученика читают стихотворение)

Очень нужно любому.

Важно оно очень

Без него - никуда.

Забыл, что ответственен -

Ты помни, дружочек,

Все время об этом.

С другим поделись

Этим важным секретом.

Итогом нашего разговора будут не только наши правильные слова, но и дела. Пусть народная мудрость “Семь раз отмерь, а один раз отрежь” будет для вас постоянным ориентиром.

Раздел ЕГЭ: 5.3. Понятие и виды юридической ответственности

Юридическая ответственность выступает необходимой составляющей любого государства, поскольку она содействует поддержанию порядка в обществе.

Юридическая ответственность — применение мер государственного принуждения к нарушителю. За совершение противоправного деяния человек отвечает перед законом и судом. Юридическая ответственность всегда оценивает прошлое, так как является ответственностью за действие либо бездействие, которое уже имело место, и устанавливается за нарушение правовых требований.

ЧЕРТЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Юридическая ответственность отличается от других видов социальной ответственности, поскольку ей присущи следующие черты:

  • оценка исключительно прошедших событий;
  • применяется за нарушение правовых норм;
  • основанием для наступления юридической ответственности выступает сам факт правонарушения;
  • должно иметь отрицательные последствия для правонарушителя;
  • поведение правонарушителя подлежит официальному государственному осуждению;
  • наказание правонарушителя регулируется юридическими нормами;
  • к правонарушителю применяется мера государственного принуждения со стороны соответствующих государственных органов согласно установленному законом порядку.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ

Поскольку государство является носителем власти в стране и гарантирует своим гражданам соблюдение их прав и свобод, правонарушитель наказывается также государством в ходе правоприменительной деятельности компетентных органов в строго определённых законом порядке и формах.

Государственное принуждение — карательные меры, применяемые к правонарушителям с целью их наказания. Виды государственного принуждения:

  • уголовное;
  • административное;
  • гражданско-правовое;
  • дисциплинарное.

ФУНКЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Юридическая ответственность связана в основном с охранительной деятельностью государства и выполняет следующие функции:

  • карательная (штрафная) — наказывает правонарушителей за нарушение общественных норм и причинённый ущерб;
  • предупредительная (превентивная) — наказывает правонарушителя для того, чтобы не дать ему совершить новые правонарушения;
  • воспитательная — видя пример наказанных правонарушителей, остальные граждане повышают свой уровень сознательности, становятся более ответственными и дисциплинированными, что содействует укреплению закона и порядка;
  • правовосстановительная (компенсационная) — восстановление нарушенных противоправным поведением общественных отношений;
  • организующая (регулятивная) — поскольку каждый член общества знает, что за совершение противоправных действий последует наказание, это приводит к установлению порядка в обществе.

ПРИНЦИПЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Поскольку юридическая ответственность подразумевает под собой применение санкций по отношению к людям, она должна следовать ряду принципов, для того чтобы избежать ошибок и полностью выполнять свои функции.


ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Юридическая ответственность наступает после нарушения кем-либо (человеком или организацией) прав и свобод граждан. Выделяют пять основных видов юридической ответственности.

⇒ Дисциплинарная. Нарушение дисциплины по месту работы, учёбы или службы. Форма реализации: предупреждение, выговор, увольнение.

⇒ Гражданская. Нарушение имущественных обязательств согласно договору или причинение материального вреда вне договора. Возмещение убытков осуществляется в форме, предусмотренной государственными санкциями. Форма реализации: штраф, возмещение убытков. •

⇒ Административная. Нарушение правовых норм согласно административному кодексу. Форма реализации: предупреждение, штраф, административный арест.

⇒ Уголовная. Совершение преступления согласно уголовному кодексу. Реальное или условное лишение свободы. Форма реализации: лишение свободы, конфискация имущества, исправительные работы.

⇒ Материальная. Причинение материального ущерба физическому или юридическому лицу. Форма реализации: возмещение имущественного вреда, штраф.

Вне зависимости от видовой специфики любая юридическая ответственность преследует цели:

  • наказать виновного;
  • перевоспитать правонарушителя;
  • восстановить положение потерпевшего;
  • предупредить правонарушения в будущем.

ИСКЛЮЧЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Обстоятельства, в некоторых случаях освобождающие от юридической ответственности и наказания:

  • деятельное раскаяние виновного лица;
  • примирение правонарушителя с потерпевшим;
  • изменение обстановки — лицо или совершённое им деяние перестали быть общественно опасными;
  • изменение сроков давности;
  • условно-досрочное освобождение виновного лица от отбывания наказания;
  • замена неотбытой части наказания более мягким видом;
  • освобождение от наказания в связи с болезнью лица;
  • в связи с отсрочкой отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей;
  • в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора.

При некоторых обстоятельствах юридическая ответственность может быть отменена полностью.

⊕ Возраст. Юридическая ответственность наступает с 16 лет (за некоторые преступления — с 14), административная — с 16, гражданская — с 18 лет.

⊕ Невменяемость. Нарушение психического здоровья.

⊕ Крайняя необходимость. Опасность непосредственно жизни и здоровью данного лица при условии, что других средств устранения опасности не существовало.

⊕ Необходимая оборона.

⊕ Исполнение приказа. В таком случае ответственность переходит на лицо, отдавшее приказ или распоряжение.

⊕ Физическое или психическое принуждение. Правонарушитель не мог руководить своими действиями (бездействием).

Юридическая ответственность определяется степенью вины человека или организации.

Вина — психическое отношение правонарушителя к совершённому деянию и его последствиям. Вина может возникнуть в зависимости от различных обстоятельств.

  • Неосторожность. Противоправные действия были совершены при неумышленном нарушении некоторых правил поведения. Признаётся виной в зависимости от тяжести последствий, если это предусмотрено законом. Пример: Человек упал со стремянки из-за того, что его напарник отвлёкся на разговор по телефону.
  • Небрежность. Правонарушение было совершено из-за недостаточного соблюдения правил безопасности. Пример: Курение на заправке привело к пожару.
  • Самонадеянность. Правонарушение было совершено из-за того, что человек понадеялся, что неприятные последствия не наступят. Пример: Автомобилист превысил скорость, что привело к аварии.
  • Умысел. Намеренное нарушение правил поведения с осознанием того, что это приведёт к правонарушению с плохими последствиями. Пример: Кража.

ВИДЫ ВРЕДА

При совершении противоправных действий наносится вред отдельным людям и обществу в целом.


ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

В зависимости от тяжести совершённого правонарушения и наступивших последствий выделяют два вида правонарушений.

  • ⇒ Преступление. Опасное действие, запрещённое уголовным кодексом государства. При рассмотрении преступления учитываются его: тяжесть, способ совершения, последствия, характеристика правонарушителя. Пример: Продажа психотропных веществ.
  • ⇒ Проступок. Противоправное действие, нарушающее общественный порядок, но не входящее в уголовный кодекс. Выделяют несколько видов проступков:
  • Гражданский. Нарушение прав физических и юридических лиц. Пример: Нарушение норм контракта.
  • Дисциплинарный. Нарушение трудовой, учебной, воинской дисциплины. Пример: Прогул уроков.
  • Административный. Нарушение общественного порядка, установленного государством. Пример: Переход проезжей части в неположенном месте.

Читайте также: