Конспект урока лиственные деревья 1 класс

Обновлено: 06.07.2024

показать роль человека в жизни дерева (обратить внимание на положительные и отрицательные воздействия и возможные меры, которые необходимо предпринимать для сохранения красоты и создания благоприятных условий для жизни деревьев);

развивать эмоциональное и эстетическое восприятие природы;

Оборудование: конверт с письмом, презентация, сигналы экологического светофора, пиктограммы, резиновые сапоги, нож, магнитофон, пластмассовое ведро, пакет с крупой, зажигалка, ветки сосны и ели, бумажные листья, ноутбук, проектор, желтый и зеленый карандаши.

Форма урока: урок - презентация, урок - поход.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Слайд 2.

-Все такого мнения?

-Все без исключения!

-Может вы устали?

-Мы с собой таких не брали!

-Может ляжем, отдохнем?

-Лучше мы урок начнем!

-Ребята, а что это за необычное послание у меня на столе? От кого оно? Сейчас я вам его зачитаю.

«Знаю лес и лес люблю,

В гости вас к себе зову.

Пусть на солнечной опушке

Раздается звонкий смех.

Разгадать лесные тайны

А в конце этого приглашения подпись:

- Ну, что, ребята, примем приглашение веселого Старичка-Лесовичка? И вместе с ним отправимся в лес, в наш мордовский. Слайд 3. Старичок-Лесовичок.

3. Определение темы урока.

Какое коротенькое слово, а как много значит. Сможем ли мы со всем этим

познакомиться за один урок? С чего начнем? (С деревьев). Да, сегодня мы обратим

внимание на разнообразие деревьев в нашем лесу.

- Мудрый знаток леса советует нам прежде, чем идти, заслушать сводку бюро погоды. Слайд 4. Погода.

-Опишите сегодняшний день. (Дети описывают погоду дня).

Слайд 5. Идем в поход. Экологический светофор.

-Что же мы возьмем с собой в поход? Ребята будут предлагать вам разные

предметы, а вы с помощью сигналов покажите, с чем можно (показываю

зеленый сигнал), а с чем нельзя (показываю красный сигнал) ходить в лес.

Если при этом необходимо проявить осторожность, зажгите желтый свет

Красный свет - природе вред!

Свет зеленый - как красиво!

• Нож. (Выходит ученик и показывает нож)

-Я хотел ножом содрать кору с березы, чтобы разжечь костер. (Красный

свет) (На доску вешаю запрещающий знак)

-Я решил, когда устану, посидеть у костра, (Красный свет) (На доске запрещающий знак)

• Небольшое пластмассовое ведро.

- Я бы хотела полить слабые побеги, кустики. (Зеленый свет)

• Пакет с крошками хлеба, крупой.

-Это для птичек. Они в лесу живут. Я их часто подкармливаю. (Зеленый свет)

Молодцы! Вы разбираетесь, что полезно делать в лесу, а чем можно очень сильно навредить природе.

- Ребята скажите, пожалуйста! Каких птиц вы встречали в нашем лесу?

Итак, отправляемся в путь.

( Дети под музыку шагают около своих парт)

Слайд 7. Картина леса. (Звучат звуки леса).

З. Изучение новой темы:

1. - Ребята, а что вы уже знаете о лесе? Напомните всем, пожалуйста, какие группы растений существуют?

Слайд 8, 9. Группы растений. (Картинки выходят по очереди по щелчку мыши)

Если забыли, позовем на помощь Лесовика и отгадаем его загадки:

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

Две сестрицы летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Смородина).

Что не сеяно родится? (Трава)

По какому признаку поделены растения? (По форме ствола)

К какой группе можно отнести эти растения:

Не пустили в огород, оттого она и жжет? (Крапива)

Весной зеленела, летом загорала, осенью надела красные кораллы. (Рябина)

Я на розу так похож, разве что не так хорош, но зато мои плоды всем пригодны для еды. (Шиповник)

В белых платьицах подружки на мордовской выросли земле. На лесной стоят опушке, листья в косы заплели. (Березы)

С этих шариков пушистых полетят парашютисты.(Одуванчик)

Слайд 10. Деревья. (На столах карточки с изображением деревьев)

2.-У вас на столах карточки с изображением деревьев. Подумайте, что необходимо с ними сделать? (Разделить на группы).

- Разделите на две группы: хвойные и лиственные.

-Покажите группу деревьев, имеющих иголки (хвою) вместо листьев. Как

назовем эту группу деревьев?

- Покажите группу лиственных деревьев. Назовем эту группу деревьев?

А теперь опишите существенные признаки лиственных пород деревьев. (Наличие листьев и кроны)

- Разделите деревья на две группы: первая группа деревья, которые растут в нашем лесу, вторая группа, деревья, которые у нас не прорастают.

Отложите в сторону карточки.

Слайд 11. Хвойные растения.

З.Практическая работа с хвойными растениями.

-Какие хвойные растения вы знаете? Что вы о них знаете? (Листья- хвоинки; нет цветка, вместо цветка шишка; дерево стоит зеленым круглый год.) Хотите знать еще больше? В этом поможет Лесовичок. Он разрешил сорвать по веточке ели и сосны. Как вы думаете, почему он не разрешил сорвать много веточек? (Это может погубить дерево).

Работа в паре. - Рассмотрите и сравните веточки ели и сосны. (Веточки

заранее приготовлены и лежат на парте).Выделите отличительные признаки ели.

Вывод: Ель - иголки короткие, колючие, сидят по одной, деревья меняют их через 5-6 лет.

-Назовите отличительные признаки сосны.

Вывод: Сосна - иголки длинные, мягкие, сидят парами, живут 2-3 года.

Особенность сосны давно была подмечена людьми и отражена в народных загадках. (Ученица рассказывает).

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту - в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна)

В сосновых и еловых лесах воздух очень чистый. Он убивает вредные бактерии.

А посмотрите на это дерево. На что похоже? (Возвращаюсь к слайду 10. Деревья)

Не сосна я и не елка.

Только осень на порог - (Выделяю лиственницу)

До единой все иголки

Скину с веток точно в срок.

Найдите в учебнике на стр. 38 деревце, похожее на ель, но без хвои в зимнее время. Прочитайте, как оно называется. Кто догадался, почему так?

Слайд 12. Лиственница.

Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю, отсюда и произошло название дерева.

-К какой группе деревьев относится лиственница? (Лиственница опускается к хвойным деревьям).

Слайд 13. Хвойные деревья

Слайд 14. Лиственные деревья.

-А теперь посмотрите на группу оставшихся деревьев.

-Напомните Лесовичку, как они называются? (Лиственные)

Это одни и те же деревья или разные? Как узнали? (Они разные по высоте, толщине стволов, форме и окраске листьев).

-Что их объединяет? (Осенью сбрасывают листву).

Мы по лесу прогулялись

И немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем. Руки дружно разведем, (развели руки в стороны),

А теперь вперед поставим и немного поиграем.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети (присели)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали. (Встали)

Дружно хлопаем, (хлопаем в ладоши)

Ногами топаем! (топаем ногами)

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал -

Не споткнулся, не упал.

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте)

-Вы убедились, как много деревьев вокруг? А задумывались ли вы, как они себя чувствуют?

4. Самостоятельная работа в тетради. Задание 1. Стр.38. Слайд 15.

Взаимопроверка по слайду 15.

5. Творческая работа детей.

-Каждый из вас дома рисовал свое любимое дерево. Готовы показать свои рисунки? (Рисунки прикрепляются на доску.)

- Посмотрите, какой замечательный лес у нас получился. Я уверена, что Старичку-Лесовичку очень понравиться жить здесь.

-Ребята, мы уже долго путешествуем по нашему лесу. Вам понравилось? Что нового узнали? Кого нужно поблагодарить за эту прогулку?


Цель урока: создать условия для усвоения обучающимися новых знаний по теме “В гости к деревьям”.

Задачи урока.

Образовательные:

- расширить знания о деревьях;

- сформировать понятия: хвойные и лиственные растения;

- познакомить со строение дерева;

- обратить внимание на разницу сезонных изменений в жизни этой группы растений;

- познакомить с представителями этой группы растений, произрастающими в родном крае.

Воспитательные:

- воспитывать волю, настойчивость для достижения результатов;

- формировать интерес к природе;

- расширить представление о многообразии деревьев;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие:

- развивать эмоциональное и эстетическое восприятие природы, речь обучающихся;

- способствовать развитию самостоятельности, самоконтроля.

Тип урока: урок введения нового материала.

Оборудование: веер цифр; рисунки деревьев (тополь, береза, лиственница, сосна, ива, ель, дуб, рябина, клен, яблоня); картинки со сказочными героями (Умная Ворона, Сова, Ежик Всезнайка); видеосюжет “Как растет дерево”; разрезные карточки с изображением растений.

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

2. Проверка домашнего задания.

1) Почему растения являются предметами живой природы? Где мы можем встретить растения?

2) Рассказы учащихся “История жизни одуванчика”.

3) На какие группы делятся растения?

Сегодня на уроке вместе с учениками Лесной школы отправимся в гости. А к кому мы отправимся в гости, узнаем, отгадав загадку Умный Вороны.

Нам в дождь и в зной
Поможет друг
Зеленый и хороший –
Протянет к нам десятки рук
И тысячи ладошек.

4. Новая тема.

- К кому мы отправимся в гости?

- Где можно встретить деревья?

1) Мы отправляемся в лес. Только не за грибами, не за ягодами, не за цветами, а за … знаниями! Даже взрослые и те встречаются на лесных тропинках с неведомым, таинственным, удивительным. А уж нам то, ребята, что ни шаг, то для нас новое.

Приоткроем страничку. Перед нами лес. Презентация Ворона просит нас внимательно рассмотреть картинку и показать деревья, изображенные на ней. Будьте внимательны, задания Вороны всегда с хитринкой. (Ребята показывают соответствующую цифру)

По каким признакам мы деревья отличаем от других растений?

Поработайте с разрезными карточками и найдите картинки с изображением деревьев. (Ребята работают с разрезными карточками)

Карточки с какими деревьями вы нашли?

2) Познакомимся с этими деревьями поближе. (На доску вывешиваются рисунки деревьев: дуб, лиственница, сосна, ель, рябина, береза, клен, яблоня, тополь)

Какие деревья в нашем крае встречаются очень редко?

Посмотрим: Чем различаются деревья в нашем крае?

Деревья различаются формой листа. У одних пластина листа большая резная, у других – видоизменена, похожа на иголку. По форме листа деревья делятся на хвойные и лиственные.

Разделим карточки деревьев на лиственные и хвойные.

3) Чем еще могут различаться деревья?

Работа с учебником стр. 63. О.Т. Поглазова “Окружающий мир”.

4) Что у деревьев общее?

5) Рассмотрим строение дерева.

Как растет дерево? Какие части есть у дерева? На этот вопрос нам поможет ответить Сова. Она нам расскажет о строении дерева. (Рассказ Совы о строении дерева. Просмотр видеосюжета).

6) Сравнение кроны разных деревьев.

Что образуют ветки и листья дерева?

Сравним кроны деревьев. Кроны деревьев имеют разные формы и похожи на геометрические фигуры.

На какие геометрические фигуры похожи кроны наших деревьев?

Сопоставим геометрические фигуры с кронами деревьев.

Подумайте, какое место называют дубравой, ельником, берёзовой рощей?

5. Закрепление.

Сегодня на уроке мы побывали в гостях у деревьев и многое о них

узнали. Вместе с Ежиком Всезнайкой повторим, что мы узнали о деревьях.

“Рабочая тетрадь” стр. 20 задание 4 или 6. (Выбирают ребята сами)

Что общего у всех деревьев?

Чем могут отличаться стволы?

Чем могут отличаться кроны деревьев?

На какие 2 группы по форме листа делятся деревья?

6. Чтение вывода в учебнике на стр. 65.

Наше путешествие по лесу подошло к концу.

7. Рефлексия.

- Какое задание больше всего понравилось?

- Давайте оденем дерево. Если вы считаете, что очень хорошо поработали на уроке, на отлично, то возьмите красный лист, если на хорошо и вы считаете, что надо еще над чем-то поработать, то желтый лист.


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Лиственные и хвойные растения конспект урока.docx

Подготовила
учитель начальных классов
II квалификационной категории
Наливайко В.Н.

Тема: Лиственные и хвойные растения

Цель: познакомить детей с особенностями хвойных и лиственных растений
зимой; расширить и углубить знания детей о многообразии деревьев,
встречающихся в нашей местности; воспитывать бережное отношение к
природе, культуру поведения в лесу.
Тип урока: комбинированный

І. Организация класса

- Настроение каково?
- Во!
- Все такого мнения?
- Все без исключения?
- Или может вы устали?
- Только мы таких не брали!
- Может ляжем, отдохнём?
- Лучше мы урок начнём!

Резиновые сапоги. Я собираюсь походить по кромке озера, насобирать ракушек (жёлтый свет)

Нож. Я хотел ножом содрать кору с берёзы, чтобы разжечь костёр (красный свет)

Зажигалка. Я решил, когда устану, посидеть у костра (красный)

Аудио-диск с песнями. Я собираюсь послушать новые записи – хиты (красный потому, что нельзя шуметь в лесу). Дело в том, что из-за громкого шума потревоженные звери и птицы могут покидать свои места, оставляя своих детёнышей одних. Те, в свою очередь, тоже могут разбежаться по сторонам, оставшись без родительской поддержки. В таком случае они зачастую гибнут.

Небольшое пластмассовое ведро. Я бы хотел полить слабые побеги, кустики (зелёный)

Пакет с крошками хлеба, крупой. Это для уток. Они на озере живут. Я их часто подкармливаю (зелёный)

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает (Дерево)

Две сестрицы летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет (Смородина)

Что не сеяно родится? (Трава)

- К каким группам относятся растения-отгадки?
- А к какой группе отнесём эти растения:

Не пустили в огород, оттого она и жжёт? (Крапива)

Весной зеленела, летом загорала, осенью надела красные кораллы (Рябина)

Я на розу так похож, разве что не так хорош, но зато мои плоды всем пригодны для еды (Шиповник)

В белых платьицах подружки из русской выросли земли. На лесной стоят опушке, листья в косы заплели (Берёзы)

С этих шариков пушистых полетят парашютисты (Одуванчик)

hello_html_24fba66e.jpg


Ель – иголки короткие, колючие, сидят по одной, деревья меняют их через 5-6 лет.
Сосна – иголки длинные, мягкие, сидят парами, живут 2-3 года.
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту – в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)
- В сосновых и еловых лесах воздух очень чистый. Он убивает вредные бактерии.
- Сравните шишку ели и сосны (демонстрация шишек)
- А посмотрите на это растение (демонстрация гербария лиственницы). Это ветка дерева. На что похоже?
Не сосна я и не ёлка.
Только осень на порог -
До единой все иголки
Скину с веток точно в срок. (Лиственница)
- Это лиственница. Деревце, похожее на ель, но без хвои в зимнее время. Кто догадался, почему оно так называется?
- Потому, что осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю, отсюда и произошло название дерева.

- К какой же группе деревьев относится лиственница? (К хвойным деревьям)
- Какие хвойные растения можно встретить в нашей местности? В нашем городе? (Сосну, ель в парке и т.д.)
- А вот лиственницу вы у нас не встретите. Ей по душе холодный климат, поэтому её называют королевой сибирских лесов.

- А теперь посмотрите на группу оставшихся растений и скажите, как они называются? (Лиственные)
- Это одни и те же деревья или разные? Как узнали? (Они разные по высоте, толщине стволов, форме и окраске листьев)
- Что их объединяет? (Листья)
- Все эти деревья осенью сбрасывают листья.
- Как называется этот период у лиственных деревьев? (Листопад)
- Что такое листопад?(Листопад – это приспособление растений к суровым условиям зимы)
- Зачем деревьям нужен листопад?
- Это защита дерева от зимней засухи (листья много испаряют влаги); избавление дерева от ядовитых веществ из земли и воздуха; защита тонких и хрупких веток от тяжести выпадающего снега.
Физминутка
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вдохнём,
Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети, (присели)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: 1.Научить различать и классифицировать по внешним признакам в природном окружении и окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения.

Уметь сравнивать стебли растений, различать их по форме, приводить примеры деревьев, кустарников, трав, сравнивать ель, сосну, приводить примеры хвойных и лиственных деревьев, пользоваться справочником.

Определять принадлежность растений к деревьям, кустарникам, трава

Расширить и углубить исходные представления о природных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира, заложить основы экологической грамотности.

Формы организации урока:

1. Актуализация знаний

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, разгадайте ребус. (Слайд 1)

Что относится к природе?

Что не относится к природе? (что сделал человек)

Природа бывает…? (живая и неживая)

Назовите признаки живой природы? (дышит, питается, растет, размножается, умирает)

Что относится к живой природе?

Назовите признаки неживой природы? ( не дышит, не питается, не растет, не умирает, не размножается)

Что относится к неживой природе?

Может ли живая природа существовать без неживой? (живая природа может существовать только используя объекты неживой природы. Эти объекты обеспечивают живую природу пищей, водой, воздухом, теплом, дают ей кров)

Благодаря чему в воздухе становится меньше углекислого газа? (растениям)

Нас окружает огромное количество растений. И все они разные. У каждого растения свой век. Одни живут несколько дней, а другие – до 100 лет. Одни вырастают в высоту до несколько см, а другие – до несколько метров. И место обитания у них разное. Одни растут в лесу, другие на болоте, или в воде, или на лугу. И среди всего этого разнообразия есть особенные растения. Как вы понимаете, что значит особенные? (ответы). Какие особенные растения вам известны? (ответы).

Сегодня мы познакомимся с 2 интересными представителями живой природы.

(слайд 3) Туле – это дерево, самое толстое на планете. В обхвате ствола оно около 12 м, высота дерева более 35 м .Есть версии, что деревья этим от 1500 до 6000 лет. Произрастают деревья в Мексике.

(слайд 4) Мафусаил сосна - очень старое дерево на планете. Ему около 5000 лет. И название своё оно получило от Библейского персонажа, который был основным долгожителем на земле. Дерево вроде мёртвое, но на самом деле каждая веточка его жива. Растет оно в горах США

2.Работа по теме урока

(слайд 5) Что объединяет эти фотографии? (это растения).

На какие группы их можно разбить? (деревья, кустарники, цветы и трава).

По какому признаку вы смогли отличить группы растений друг от друга? (ответы).

Все деревья имеют общее строение. У них есть корни, твердый ствол, покрытый корой, ветви образуют крону дерева . У кустарников нет главного ствола, они имеет несколько твердых стволиков, покрытых корой . Травянистые растения не имеют твердого ствола, Стебель у них мягкий, сочный и зеленый.

3.Закрепление

Распределите рисунки по группам: деревья, кустарники, травянистые растения (слайд 7).


Л ист оценки индивидуальных достижений.

Читайте также: