Конспект урока прошедшее время глагола 3 класс

Обновлено: 05.07.2024

Род глагола прошедшего времени единственного числа в предложении зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 121–124.
  2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  3. Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 3 класс. – М.: Просвещение, 2018.

Открытый электронный ресурс по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Род глагола прошедшего времени единственного числа в предложении зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан.

Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам.

Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются.

Род глагола прошедшего времени единственного числа в предложении зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу.

Молния (ж.р.) сверкала (ж.р.)

Гром (м.р.) гремел (м.р.)

Солнце (ср.р.) светило (ср.р.)

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Род глаголов в прошедшем времени.

В каждой строчке найдите лишнее и зачеркните.

1) Автомобиль ехал, слон пришёл, гнездо упало, пёс лаял;

2) Солнце взошло, молоко убежало, яблоко укатилось, собака завыла;

3) Сорока застрекотала, зяблик запел, учительница подписала, музыка заиграла.

Подсказка: Определите род каждого глагола прошедшего времени.

1) Автомобиль ехал, слон пришёл, гнездо упало, пёс лаял;

2) Солнце взошло, молоко убежало, яблоко укатилось, собака завыла;

3) Сорока застрекотала, зяблик запел, учительница подписала, музыка заиграла.

Цели урока: расширять представление учащихся о прошедшем времени глагола; развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять.

  • Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Тип урока: урок закрепления знаний и выработки умений

Этап урока. Методы и приемы

Планируемые результаты (УУД)

самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

- Здравствуйте, начнём урок русского языка.

Открываем свои рабочие тетради и записываем число и Классная работа.

- проверять готовность к уроку.

- садиться на места.

Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.

знаний и мотивация

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

Валенки, капитан, морковь, картина, октябрь, солома, столица, топор, север, фонтан.

Ребята, чем мы занимались на прошлом уроке? (изучали глагол в настоящем времени)

Что обозначает глагол в настоящем времени?

На какие вопросы отвечает?

Какой глагол не может употребляться в настоящем времени? ( отвечающий на вопрос что сделать?)

Как изменяется глагол в настоящем времени? (лица и числа)

- отвечать на вопросы

Л: самоопределение и смыслообразование

П :воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

К: аргументация своего мнения и позиции

Словесный: слово учителя,

Перед вами глаголы (Пить, рисует, посмотрел, смеётся)

какой глагол здесь лишний? (посмотрел)

Какова же тема нашего урока?

Поставим цели на урок.

прочитаем правило на странице 66.

- отвечать на вопросы

- формулировать тему урока

-определять цели урока

К: при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

П: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

строить речевое высказывание в устной форме.

IV. Открытие нового знания

работа с учебником.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Прочитаем упражнение 118.

Что нужно сделать?

- выпишите глаголы прошедшего времени.

Родился, жил, учился, обучались, стали, начал писать.

- выполнять задание в учебнике.

- отвечать на вопросы

К.: - договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности

Динамическая пауза Практический: выполнение двигательных упражнений

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Прочитаем упражнение 119

-что нужно сделать?

- выписать из загадок глаголы прошедшего времени.

Поборола, подняла, покрыл, рассыпались.

- работать с учебником

П: высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме.

Самостоятельно выполните упражнение 120.

-Поставить глаголы в прошедшее время по образцу и выделить суффикс.

Уважать - (что делал?) уваж ал .

Помогать – (что делал?) помог ал .

Ухаживать – (что делал?) ухажив ал .

Узнавать – (что делал?) узнав ал .

Смотреть – (что делал?) смотр ел.

Спрашивать – (что делал?) спрашив ал .

Ходить – (что делал?) ход ил .

- выполнять самостоятельную работу

К: при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

деятельности Словесный: самоанализ.

-Оцените свою работу на уроке.

Где были затруднения?

- оценивать свои достижения -

Р: анализировать проделанную работу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


План-конспект урока: "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"

План-конспект урока: "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам".

Конспект урока. Тема: "Глаголы будущего времени". 3 класс. УМК "Перспектива".


Конспект урока. Тема: "Глаголы будущего времени". 3 класс. УМК "Перспектива".
Конспект урока. Тема: "Глаголы настоящего времени". 3 класс. УМК "Перспектива"


Конспект урока "Изменение глаголов прошедшего времени по родам" ("Перспектива", 3 класс)


Конспект урока "Изменение глаголов прошедшего времени по родам" ("Перспектива",3 класс)

Цель деятельности учителя: создание условий для закрепления первичных знаний изменения глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые результаты Предметные:- знать определен.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА..pptx.ppt

на урок русского языка

Описание презентации по отдельным слайдам:

на урок русского языка

на урок русского языка


Чему будете учиться на уроке?

Чему будете учиться на уроке?

*

* Будем учиться выделять глаголы прошедшего времени

* Будем учиться выделять глаголы прошедшего времени

Двенадцатое декабря. Классная работа. Минутка чистописания

Двенадцатое декабря. Классная работа. Минутка чистописания

 ЧИТАЛ


Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница-зима, Пр.

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница-зима, Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз, и рады мы Проказам матушки-зимы.

 Дохнул, завыл, пришла, рассыпалась, повисла, легла, сравняла, блеснул.

Дохнул, завыл, пришла, рассыпалась, повисла, легла, сравняла, блеснул.

прошедшее время глагола указывает на действие которое уже произошло имеет – л.

прошедшее время глагола указывает на действие которое уже произошло имеет – л – ^

 Ветер прилетел. Метель прилетел. Облако прилетел. Птицы прилетел.

Ветер прилетел. Метель прилетел. Облако прилетел. Птицы прилетел.

*

* Как изменяются глаголы прошедшего времени

* Как изменяются глаголы прошедшего времени

Ветер прилетел . Метель прилетел Облако прилетел Птицы прилетел  а.  о . .

Ветер прилетел . Метель прилетел Облако прилетел Птицы прилетел  а.  о .  и . 

прилетел  прилетел  и Глаголы в прошедшем времени изменяются с.р. прилетел.

прилетел  прилетел  и Глаголы в прошедшем времени изменяются с.р. прилетел ж.р. прилетел м.р. прилетел  а о

 Упр. 241. РАБОТА В УЧЕБНИКЕ С. 144.

Упр. 241. РАБОТА В УЧЕБНИКЕ С. 144.

 время, снег, зима, осадки. Шёл … . Шла … . Шло … . Шли … .

время, снег, зима, осадки. Шёл … . Шла … . Шло … . Шли … .

Проверь себя. Наступи… зима. Солнце встава… поздно. На земле лежа… снег. Берё.

Проверь себя. Наступи… зима. Солнце встава… поздно. На земле лежа… снег. Берёзки сверка… серебром.

Наступила зима. Солнце вставало поздно. На земле лежал снег. Берёзки сверкал.

Наступила зима. Солнце вставало поздно. На земле лежал снег. Берёзки сверкали серебром. Проверка


Глаголы прошедшего времени Отвечают на вопросы Изменяются по Что делал? Что д.

Глаголы прошедшего времени Отвечают на вопросы Изменяются по Что делал? Что делала? Что делало? Что делали? числам родам в ед.ч. Ед.ч. Мн.ч. ж.р. м.р. с.р. Что делала? Что делал? Что делало? -а -о -

Тест. 1.Ученики изучали глаголы. 2. Природа заснула крепким сном. 3. Воробей.

Тест. 1.Ученики изучали глаголы. 2. Природа заснула крепким сном. 3. Воробей сидел на ветке. 4. Ярко светило солнце. 5. Ворона каркала в гнезде. 6. Ученик делал уроки. 7. Гости пришли на урок. М О Л О Д Е Ц

Портфель знаний Что нового, интересного вы вынесите с собой с урока в этом по.

Портфель знаний Что нового, интересного вы вынесите с собой с урока в этом портфеле?

Мы узнали… На уроке было трудно… Мы научились… Мне понравилось…

Мы узнали… На уроке было трудно… Мы научились… Мне понравилось…



Выбранный для просмотра документ техн. карта урока и конспект урока.doc

Предмет: русский язык Класс: 3

Громова Любовь Викторовна, учитель начальных классов высшей категории, МОУ «Лихославльская СОШ №2

Учебное пособие: учебник русского языка для 3 класса Н.В. Нечаевой

Тип урока: объяснение нового материала.

познакомить детей с особенностями глаголов в прошедшем времени, формообразующим суффиксом –л - , с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.

1.Познакомить учащихся с изменением глаголов в прошедшем времени по родам.

2.Продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.

1.Развивать мышление, память, монологическую речь, воображение.

2.Развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.

3.Совершенствовать орфографические навыки.

1.Воспитывать любовь к родному языку

2.Воспитывать внимание, усидчивость.

3.Приучать к аккуратности и самостоятельности в работе.

Формы работы: фронтальная, парная.

Планируемые результаты:

- находить суффикс - л -, определять число и род у глаголов прошедшего времени

проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу

понимает причины успеха в учебной деятельности

Метапредметные:

Универсальные учебные действия:

регулятивные

определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

познавательные

использует знако-символические средства при выделении суффикса;

делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные

слушает и понимает речь других;

учится работать в паре, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник по русскому языку, презентация, карточки с заданиями для парной работы.

План урока:

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Словарно- орфографическая работа.

Первичное закрепление изученного материала.

Подведение итогов, рефлексия.

Технологическая карта урока русского языка

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1. Самоопределение к деятельности

Учитель формирует интерес к предмету, получению знаний.

Мотивирует учащихся на работу.

Проверка готовности к уроку.

Настройка на плодотворную работу.

личностные: самоопределение

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявляет уровень знаний в блиц – опросе.

Читают и определяют лишнее слово в данном ряду, доказывают по каким признакам исключают.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

регулятивные: целеполагание

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи ( 6 мин)

Создаёт проблемную ситуацию.

Определяют особенность глаголов прошедшего времени: суффикс –л-.

познавательные:общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения

Постановка познавательной задачи.

Подготовка к выполнению исследования в парах:

инструктаж о последовательности работы;

Учитель управляет поисковой деятельностью, н аблюдает со стороны за ходом работы в парах, помогает.

Чтение правила в учебнике и сравнение с выводом.

Сотрудничество в паре: дописывают окончания в глаголах прошедшего времени, обсуждают изменение глаголов.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия в парах делают вывод о изменении глаголов прошедшего времени по родам.

регулятивные: планирование, прогнозирование

познавательные – моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство

коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух, выделяют суффиксы и окончания глаголов прошедшего времени.

регулятивные: контроль, оценка, коррекция

познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция

6. Самостоятельная работа ( 10 мин)

с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний.

Осуществляют самопроверку, пошагового сравнения с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

7. Рефлексия деятельности

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия

1.Орг. момент.

-Мы продолжаем изучать, открывать тайны нашего великого могучего русского языка.

Итак, Друзья, начнём урок!

Затей у нас большой мешок.

Скажем друг другу:

- Как вы думаете, можно знать всё на свете?

-А если нельзя знать, может быть не стоит и учиться?

- Чтобы много знать, нужно каждый день узнавать что-то новое.

2.Актуализация знаний.

- С какой частью речи мы работали на последних уроках? (Глагол).

- Сейчас ребята давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

Блиц – опрос (работа в парах)

Глаголы отвечают на вопросы…….

Глаголы изменяются по…….

В настоящем времени обозначает действие которое …

В прошедшем времени обозначает действие которое …

В будущем времени обозначает действие которое …

Назовите грамматическое значение глагола? ( глагол обозначает действие)

Назовите грамматические признаки глагола7. (форма числа и форма времени)

Читает, читаю, читал.

— Что общего и чем различаются эти слова? ( Все слова – глаголы, родственные слова. Два глагола в форме настоящего времени. А один глагол – в форме прошедшего времени.)

-Какое лишнее слово?

— Кто назовёт тему урока? (Глаголы прошедшего времени).( Слайд 3)

- Чему будем учиться на уроке?( корзина идей) ( Слайд 4, 5, 6)

( Будем учиться выделять глаголы прошедшего времени.)

Открываем тетради, пишем число, классная работа.

Минутка чистописания.( Слайд 7,8, 9)

- Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в лишнем глаголе и обозначает в нем непарный звонкий твёрдый согласный звук.

- Чтобы подготовить наши руки к дальнейшему письму, на минутке чистописания мы пропишем эту букву.

3.Постановка проблемы.

— Можете ли вы представить нашу речь без глаголов? Почему?

Смогли бы поэты и писатели создать свои произведения?

Посмотрите, как радует нас природа! Прочитайте стих.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

Кто автор этого стих.?

- Какое задание можно предложить к тексту ? ( Выписать глаголы прошедшего времени.)

Проверка. ( Слайд 11)

( Ставим вопросы и доказываем . что глаголы прошедшего времени.

(Дохнул, завыл, пришла,рассыпалась,повисла,легла,сравняла,блеснул.

- Какую особенность заметили у всех глаголов прошедшего времени.( суффикс Л)

Это суффикс прошедшего времени глагола. ( Слайд 12)

- Сделайте вывод: для чего служит суффикс л? (Образует форму прошедшего времени. Если в глаголе есть –л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени. Такой суффикс называется формообразующий суффикс, т. к. образует форму глагола и в основу слова не входит. Выделите основу в словах стих.

А вот ещё одна загадка глаголов прошедшего времени. ( Слайд 13)

На доске сочетания слов:

Проблемный диалог.

-Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием?

-Чего не хватает? (-Окончаний.)

- С чем познакомимся ещё на уроке? ( Слайд 14, 15)

( С изменением глаголов прошедшего времени)

-Для чего нам это нужно знать? ( Чтобы их правильно писать)

5.Первичное закрепление изученного материала.

Работа в парах. Допишите и выделите окончания и суффиксы, определите ещё одну особенность формы глаголов прошедшего времени.

Проверка. ( слайд 16 )

-Какой вывод можно сделать?

Д . - Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам.( Слайд 17)

- В каких предложениях глаголы стоят в переносном значении?

Давайте посмотрим на схему.

- Какие окончания вы выделите у глаголов прошедшего времени? (Дополнения в схему).

У.- Такие окончания можно назвать родовыми.

Откроем учебник с. 144 . прочитаем сведения о языке. ( Слайд 18)

Какое задание можно предложить к данным словам.

время, снег, зима, осадки.

Шёл … . Шла … . Шло … . Шли … . Выделите окончания. Кто поработает на доске?

- Проверим, что получилось. (Шёл снег. Шла зима. Шло время. Шли осадки.)

6.Самостоятельная работа. ( слайд 20, 21)

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Проверим прочность наших знаний.

А теперь вы можете поработать самостоятельно.

Допишите суффиксы и родовые окончания глаголов прошедшего времени. Выделите окончания. Желаю успеха.

Наступи.. зима. Солнце встава.. поздно. На земле лежа… снег. Берёзки сверка.. серебром.

Проведите самопроверку.

У кого нет ошибок? Молодцы.

Что значит выражение – берёзки сверкали серебром. ( ярко блестеть)

В каком смысле стоит глагол сверкали7

Тест. ( Слайд 24)

Обвести в кружок букву правильного ответа.

1. Ученики изучал.. глаголы.

2. Природа заснул.. крепким сном..

3. Воробей сидел… на ветке.

4. Ярко светил.. солнце.

5. Ворона каркал… в гнезде.

6. Ученик делал… уроки.

7. Гости пришл… на урок.

7.Подведение итога. Рефлексия. ( Слайд 25, 26)

Краткое описание документа:

"Описание материала:

Это постановка проблемы, совместный поиск их решения, когда новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования. Уроки строились таким образом, чтобы осваивая новый материал ученики старались сами приходить к выводу, а затем сопоставлять его с выводами учебника.

"Значит продуктивные задания – главное средство достижения результата. Ведь продуктивные задания - это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике. Одной из эффективных технологий в плане формирования УУД является технология проблемного обучения.

Постоянно требующее творческого подхода, не терпящего стандарта, оно способствует наиболее полному использованию мыслительных способностей учащихся. На этом уроке я использовала проблемно - познавательные задания, которые являются одной из форм проблемного обучения.

Одной из наиболее действенных технологий, которые я использовала на уроке считаю ИКТ.

«Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

- И я хочу вам сегодня пожелать хорошего настроения, удачи!

Здороваются, садятся на свои места

- Когда нам интересно, мы всё понимаем, тогда и урок, как праздник.

- Когда у нас всё получается и, когда мы сами хотим узнавать что-то новое!

- С какой частью речи мы работали на последних уроках? (Глагол)

- Сейчас ребята давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

Блиц – опрос (работа в парах)

Глаголы отвечают на вопросы…

Глаголы изменяются по …

В настоящем времени обозначает действие которое …

В прошедшем времени обозначает действие которое …

В будущем времени обозначает действие которое …

Назовите грамматическое значение глагола?

Назовите грамматические признаки глагола?

Отвечают на вопросы.

Глагол обозначает действие.

Форма числа и форма времени.

Выявление места и причины затруднения

- Какое лишнее слово?
- Кто назовёт тему урока?

- Чему будем учиться на уроке?

Открываем тетради, пишем число, классная работа.

Все слова – глаголы, родственные слова. Два глагола в форме настоящего времени. А один глагол в форме прошедшего времени.

Глаголы прошедшего времени.

Будем учиться выделять глаголы прошедшего времени.

Построение проекта выхода из затруднения

Постараемся разобраться. Проведем исследовательскую работу. Прочитайте выразительно четверостишье.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

- Найдите глагол, обозначающий действие, которое уже прошло.

- На какой вопрос отвечает глагол?

Как можно назвать время, если действие уже прошло?

- Да, путешествуя на машине времени мы побывали в прошедшем времени, коротко его мы будем обозначать –прош.вр.

- Работаем дальше. Найдите глаголы, обозначающие действия, которые происходят в то время, когда мы об этом говорим, т.е. сейчас, сегодня.

- Когда происходит действие? Как можно назвать время, если действие происходит сейчас?

Да, теперь мы, путешествуя, открыли настоящее время, коротко его будем обозначать -наст.вр.

Найдите глаголы, обозначающие действия, которые произойдут позже, потом, после нашего разговора. На какие вопросы они отвечают?

- Как можно назвать время, если действие будет происходить в будущем?

- Путешествуя на машине времени мы заглянули в будущее время, кратко обозначаем- буд.вр.

Читайте также: