Конспект занятия по музыке на тему зима

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад п. Павловский

Музыкальный руководитель: Мирошникова И.А.

(художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное, речевое ,физическое)

Цель : 1Развитие творческих способностей детей с использованием различных видов музыкальной деятельности на примере произведений о зиме.

Программные задачи:

1Образовательные: -закрепить и обобщить знания о зиме и ее признаках ,через эмоциональное восприятие произведений искусства.в т.ч.П.И.Чайковского

2Развивающие: развитие творческой активности детей в музыкально-исполнительской деятельности (игре, танце, песнях, быстроты и ловкости в играх, связной речи, логического мышления.

3.Воспитательные : воспитание у детей эмоционального отношения к классической музыке, поэзии, танцу, интереса к окружающему миру, эмоционального целостного отношения к нему , желания заботиться о своем здоровье.

Предварительная работа: Разучивание стихотворений, песен, танца. Слушание музыки о зиме. Наблюдения за зимними явлениями в природе. Рассматривание морозных узоров на окнах.

Словарная работа : камин, камелёк

Оборудование : зимние деревья, лавочка, иллюстрации о зиме магнитная доска ,снежинки ,проектор, компьютер, парты краски листы для рисования . портрет, презентации к музыке

Ход занятия: .Приветствие

Муз. рук-ль: Здравствуйте ребята!

Дети :Здравствуйте!

Муз.рук :Здравствуй воспитатель

Воспитатель : Здравствуйте

Муз. рук-ль Здравствуйте гости!

Гости : Здравствуйте!

Муз. рук. Придумано кем-то, просто и мудро

Распевка Доброе утро! Улыбнись скорее

И тогда целый день будет веселее

Мы погладим лобик носик и щечки

Будем мы красивыми как в саду цветочки

Разотрем ладошки сильнее, сильнее.

А затем похлопаем быстрее, быстрее.

Ушки мы теперь потрем, и здоровье сбережем

Улыбнемся снова.Будьте все здоровы.

Музрук :Ребята я вам принесла очень хорошую новость .Королева музыки приглашает нас на музыкальный зимнюю прогулку , но чтобы туда попасть нужно быть чутким к музыке, правильно выполнять все движения.

Музыкально-ритмические движения

Давайте сделаем красивый круг

Мы ребята друг за другом

Быстро двигаемся кругом

(Экотез 50, CD 2 №8) руки на поясе Боковой галоп,

А теперь впереди нас большие сугробы.поднимаем выше ноги ручки на поясе носочек тянем, идем дальше…..

А теперь немного пробежимся- бег с захлестом .

Все .музыка остановилась

Дыхательная гимнастика

.А теперь вздохнем (руки вверх поднимают и плавно опускают), морозный ветерок и снежок с веток стряхнем.( и стряхивают )

Слышите вьюга завывает и вместес нами подпевает

Ветер станет завывать ш-ш-шшшшш и мы вместе с ним покружимся .

Ребята мы оказались в волшебном зимнем парке. а чтобы разбудить красоту нам поможет музыка.

О П.И.Чайковском (фото) включить музыку CD 2 №15

Камелек – это камин, печь, очаг. Сейчас не у всех есть дома печи, а есть паровое отопление. У кого есть печи, поднимите руки. Вы видели как там огонек мерцает? Вот в старину не было парового отопления, и вся семья собиралась у камина. В бедных семьях ткали, пряли, вышивали у печи. Бабушки рассказывали сказки своим внукам, сидя у огня. Вообще делали всю вечернюю работу у огня. А почему, как вы думаете? (света не было).

Стихотворение РОМА :

Вечереет за окном темно Только нам уютно и тепло

Может сказка бродит у окна В этот вечер заглянула к нам она.

Ребята скажите какая это музыка (грустная,спокойная)

А теперь приготовьте свои ладошки. Давайте покажем как горит огонек. А вот подул ветерок и наш огонек начал наклонятся то в одну то в другую сторону А сейчас давайте нарисуем с вами то ,о чем мы прослушали мелодию

Раскраска камин огонь

А сейчас Полина и Диана исполнят песню.

Что -то даже прохладно стало. А давайте-ка погреемся и сделаем массаж

Вставайте друг за другом в колонну по одному.

Здоровьесберегающий блок Зимний Массаж

Идет по спинке холодок-ток ток ток (пальцами поднимаются снизу вверх по - спине соседа)

Дует сильный ветерок- ок ок ок (гладят по спине сверху вниз)

Сделаю тебе массаж аж аж аж (пощипывают)

Тебя согрею друг ты наш (стучат ребрами ладошек)

Музрук :Кто на морозе не сидит тот никогда не мерзнет

Муз рук :Снежинки кружитесь кружитесь и в фигуры превратитесь

(дети бегают кружатся .с окончание музыки замирают, воспитатель отгадывает .что за фигуру изображают дети)

Стихотворение Диана

Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце снег лежит

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет

И речка подо льдом блестит

Развитие чувства ритма(подходят к синей ткани на полу, на которой лежат снежинки)

Пусть дети сами создадут рисунок, а затем прохлопают.

А дальше мы поедем на саночках ( бегут с колокольчиками по кругу и поют песню.На припев –хлопают в ладоши)

Смотрите а на дороге стоит елочка, А совсем скоро замечательный праздник -Новый год .Давайте- ка мы ее нарядим.

А теперь по тропинке мы пойдем в детский сад опять придем!!

Вам понравилось наша прогулка?. А чем сегодня занимались?

Теперь давайте попрощаемся с нашими гостями!Ручки подняли .лучик взяли К сердцу прижалиГостям отдали. До свидания!

Данное занятие было запланировано мной в соответствии с тематическим планированием по теме

Дети мне знакомы уже 4 ый год . Для музыкального занятия мной был подготовлен музыкальный материал: песни, музыкальные произведения, презентации снежинки для выстроения ритмических рисунков , зимние деревья лавочка , портрет композитора П.И.Чайковского, обруч с колокольцами, листы для рисования, краски .

Цель : 1Развитие творческих способностей детей с использованием различных видов музыкальной деятельности на примере произведений о зиме.

При планировании занятия мной были поставлены следующие задачи:

1Образовательные: -закрепить и обобщить знания о зиме и ее признаках ,через эмоциональное восприятие музыкальных произведений в т.ч знакомстве с творчеством .П.И.Чайковского

2Развивающие: развитие творческой активности детей в музыкально-исполнительской деятельности (игре, танце, песнях) ,быстроты и ловкости в играх, связной речи, логического мышления.

3.Воспитательные :воспитание у детей эмоционального отношения к классической музыке, поэзии, танцу, интереса к окружающему миру, эмоционального целостного отношения к нему , желания заботиться о своем здоровье. .

Закрепление с детьми основных признаков зимы происходило через все основные виды музыкальной деятельности: рассуждение пение, музыкальное движение, игру импровизация. Наиболее сложным для детей является слушание музыки, поэтому я включила видеопрезентацию чтобы внимание детей было наиболее собрано.Для закрепления услышанного произведения я предложила детям раскрасить камин

Цели: Развитие творческих способностей детей с использованием различных видов музыкальной деятельности на примере произведений о зиме. и поставленным мною задачам. Дети были внимательны, заинтересованы на музыкальном занятии, эмоциональны в силу своих возможностей. Легко идут на контакт. В разных видах музыкальной деятельности они проявляли себя по-разному. Развитие чувства ритма и игры на воображение – были наиболее интересен детям, поэтому нашли больший эмоциональный отклик детей. Мне бы хотелось, чтобы дети больше самовыражались , чувствовали себя уверенней, не боялись выступать на публике. Для этого мной были включены в занятие танец менуэт. Не все с этими задачами справились, но у большинства детей это условие выполнено. Считаю, что музыкальное занятие прошло в оптимальном темпе, в доброжелательной психологической атмосфере, поставленные задачи были мной выполнены на необходимом уровне .Спасибо воспитателям за оказанную помощь и организацию детей

hello_html_7725a252.jpg

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2953 человека из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 112 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы.

План-конспект музыкального занятия.

Тип занятия: интегрированное.

Цель : Углубление восприятия музыки, через интеграцию различных видов искусств, организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ.

  1. Воспитательная - воспитывать в детях чувство прекрасного посредством воздействия музыки, поэзии и изобразительного искусства.
  2. Развивающая - развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии.
  3. Обучающая - продолжать знакомить детей с инновационной деятельностью, которая способствует разностороннему и гармоничному развитию личности.
  1. Чтение и заучивание стихов на зимнюю тематику, заучивание песен и танцев;
  2. Индивидуальная работа с детьми;
  3. Наблюдение за зимними явлениями в природе; рассматривание морозных узоров на окнах.

Оборудование и материалы:

2. Раздаточный материал, ТСО:

  1. Бумажные резные снежинки, свечки, гуашь, листы картона, кисточки для каждого ребенка;
  2. Музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор, фонограммы произведений;

Дети входят в зал.

М.р .: Дети, отгадайте загадку:

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

М.р.: Правильно, сегодня мы отправимся на прогулку в зимний лес. Пойдем по зимней тропинке и посмотрим вокруг, полюбуемся красотой.

М.р .: Посмотрите, мы попали в сказочный зимний лес. Как здесь красиво! А что вы видите вокруг?

Дети : Снег, сугробы, деревья.

М.р.: А как вы думаете, кто здесь живет?

Дети : Медведи, зайцы, лисы и т.д.

М.р .: Я не слышу ответа. А вы?

Дети, по просьбе педагога, присаживаются на палас.

М.р.: Какая это музыка? О чем она вам рассказала? Что вы услышали или увидели? А сейчас мы попробуем выразить характер и настроение музыки словами. Вот снежинка, мы будем передавать её друг другу, и делиться своими впечатлениями.

Цель данной игры: активизация словаря, формирование навыков активного использования детьми всех частей речи.

М.р .: Многие композиторы, поэты, живописцы любили это время года за его волшебную красоту, чистые, яркие, сверкающие краски.

Белым снегом нас покрыло:

И деревья и дома.

Свищет ветер легкокрылый -

Вьется след замысловатый

От полянки до холма.

Это заяц напечатал -

Мы для птиц кормушки ставим,

Насыпаем в них корма,

И поют пичуги в стаях -

- Зимушка, дети про тебя такую добрую песенку знают! Слушай ее и подпевай нашим деткам.

Затем Кирилл Д. читает стихотворение :

Легким облачком над лесом

И снежинками касалась

Веток елок ласково

Намела кругом сугробы

Спрятав все ходы и норы,

И дорожки быстрые,

Одарила белой шубкой

Растворилась тайной хрупкой

Чистым зимним праздником.

Зима: По лесам и по полям

Я спешила в гости к вам.

По горам и тропинкам

Уложила я снежинки,

Соткала из них ковёр,

От моря до самых гор!

Вокруг снег лежит

Да мороз трещит.

- Замерзли? А давайте, ребятишки, девчонки и мальчишки, погреемся немного! Повторяйте за мной!

( Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез).

Зима: Согрелись, мои ребятушки? Молодцы! Кто на морозе не сидит, тот никогда не замерзнет!

М.Р .: Ух, Зимушка! Отогрелись мы с ребятами! Давайте все сядем, отдохнем.

Зима: Какая красивая музыка, правда? (Ответы детей)

- Ребята, а вы не будете против, если я приглашу вас в гости к себе в избушку?

Ребята заходят в деревянный домик.

М.р .: Посмотрите, ребята, у Зимушки в избушке на окошке узоры.

Зима: Кто же это на окне нарисовал узоры мне?

Не рисовал ни я, ни ты, откуда ж на окне цветы?

Пока я спал, пока он спал,

Их Дед Мороз нарисовал.

На окно старик Мороз

Льдинкой росписи нанес.

Зима : Сейчас, ребята, мы посмотрим, какие узоры умеет Мороз рисовать.

М.р. показывает иллюстрации через мультимедиа. (Приложение №3)

М.р .: Давайте мы все вместе украсим узорами свои окна. А музыка поможет нам нарисовать красивые узоры.

Цель:Обобщение знаний детей о зиме через интеграцию разныхвидов искусств (поэзия, музыка) и в разных видах музыкальной деятельности.

- формировать умение детей передавать зимнее настроение в разных видах музыкальной деятельности : слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах и т. д.

- активизировать действия детей в музыкальной и художественно-речевой деятельности (отрабатывать навыки пространственной организации движений, координировать движения в соответствии с текстом и музыкальным материалом,работать над чувством ритма).

2. развивающие :

- развивать воображение, внимание, фантазию и память в процессе музыкальной и художественно-речевой деятельности.

-способствовать развитию диафрагмального дыхания, а также продолжительности, силы и правильного распределения выдоха в процессе музыкальной деятельности.

- продолжить работу над развитием коммуникативных умений и навыков детей.

- воспитывать чувство красоты и любви к зимней природе.

- создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие и отзывчивость каждого ребенкав процессе музыкальной и художественно-речевой деятельности.

Оборудование:Мультимедийный экран, компьютер,фортепиано, музыкальный центр,вырезанные из салфеток снежинки для дыхательной гимнастики, снежок для игры, музыкальные инструменты (бубны, колокольчики, металлофон, ложки).

Ход НОД:

1. Музыкальное приветствие :

Муз. руководитель:Здравствуйте, мои друзья!

Муз. руководитель:Всех вас рада видеть я!

Муз. руководитель:В зале сегодня гости у нас,

Поприветствуем дружно мы их сейчас.

Дети поют:Здравствуйте, гости,

В зал проходите.

В зал проходите,

На нас посмотрите!

Муз. руководитель: Поздоровались вы дружно,

Познакомиться нам нужно!

Муз. руководитель:Познакомились с гостями,

Настроение всем подняли!

По дорожке мы пойдём

И друзей скорей найдём!

Муз. руководитель:По дорожкам все вы шли,

Сколько вы друзей нашли? Дети отвечают:

Муз. руководитель:Каждый из вас по дорожкам гулял,

И каждый троих друзей повстречал!

1. Мотивационный момент:

Муз. руководитель:Отвечали все вы дружно!

Отдохнуть немножко нужно. (Дети садятся)

Попрошу я вас, ребятки,

Отгадать мою загадку:

Звонкая погода, снега кутерьма,

Это время года мы зовем… (зима)Слайд №2 Звук на AUX - 1

Муз. руководитель:Давайте все вместе закроем глаза

Муз. руководитель:Какие слова и словосочетания возникли у вас в памяти?

Ответы детей:Снег, пурга, мороз, снежная горка, коньки, лыжи и т. д.

Муз. руководитель:Уже давно вступила Зима в свои права.

Какими звуками наполнена она?

Ответы детей:Воем ветра, скрипом снега, шумом метели и т. д.

Муз. руководитель: Гуляет за окошком зимушка-зима,

Послушайте, ребята… Идёт она сама….Видео-Слайд №3

Муз. руководитель: Дайте, ребята, вы мне ответы –Слайд №4

Какая зима в музыке этой? Ответы детей:

Муз. руководитель: Лежали тихие снега.

Вдруг, как пошла крутить пурга!

Всё замело, заволокло,

Исчез мой дом, моё село…

И только снег передо мной

Встаёт расплывчатой стеной. (А. Барто)

Муз. руководитель: Да, не всегда зима весёлая инежная,

Бывает она вьюжная и снежная!

Кто из вас музыку эту узнал? Ответы детей:Слайд №5

А кто эту музыку написал? Ответы детей:

Муз. руководитель: А, теперь представьте,дети, -Слайд № 6

В уютном доме зимний вечер.

Снег спускается на землю.

За окошком воет ветер.

У камина сядем рядом,

Никуда спешить не надо,

Бросим дров, заварим чай,

Слушай сказку, не скучай.

Тихо. Притаились дети,

Сказку слушают, не дремлют.

Пахнет волшебством и чудом,

Тени ползают по стенам. Видео-Слайд №7

Муз. руководитель:Какая волшебная музыка эта!Слайд №8

Услышав её, что представили, дети? Ответы детей:

Муз. руководитель:Уютно нам было под музыку эту,

Мечтать, слушать сказки почти до рассвета? Ответы детей:

Камелёк - это русское название камина в доме или какого-либо очага в жилище. В долгие зимние вечера у очага собиралась вся семья. В крестьянских избах, где жили бедные семьи, плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни. *В дворянских богатых семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали.

Многие композиторы сочиняли музыку о зиме, но музыка получалась разная и по характеру, и по настроению, как в музыкальных произведенияхА. Вивальди и П. И. Чайковского.

А утром… посмотри в окно:Слайд №10

Всё покрыто белым пухом, вся земля сейчас в снегу.

Как красиво! Что за прелесть! Наглядеться не могу!Слайд №11

Кружатся снежинки в воздухе морозном.

Падают на землю кружевные звёзды.

Вы, ребята, не сидите,

Ко мне ближе подходите…

Вы снежинку выбирайте,

Со снежинкой поиграйте.

Носом воздух набираем,

Ртом постепенно выдыхаем.

Как правильно дышать, друзья,

Покажу сейчас вам я. (Демонстрация дыхательного упражнения педагогом)

Начинаю я считать,

А вы будете дышать…

На раз – вдох, и долгий выдох…

Молодцы! Теперь чуть-чуть (Упражнение повторяется)

Надо всем нам отдохнуть…

Как хорошо вы подышали,

А снежинки полетали…

Муз. руководитель:Мы о зимушке споём?

А с чего же мы начнём?

Чтобы песню петь начать,

Надо голосок размять…

На экран вы посмотрите

И за мною повторите!Видео-Слайд №12

Муз. руководитель:Голосок чуть-чуть размяли,Слайд №13

Но ещё не поиграли.

Будем мы сейчас играть,

За мной, как эхо, повторять.

Муз. руководитель:Вот теперь готовы все. Слайд №14Звук на USB

Спеть о зимушке-зиме.

Муз. руководитель:Песню спели очень дружно!

В гости зиму звать нам нужно!

А где зимы избушка?

У леса на опушке!Слайд №15

Муз. руководитель: Что за танец - просто диво!Звук на AUX

Станцевали так красиво!

Ой, ребята, тише… тише…

Кто-то к нам идёт, я слышу…

Звучит волшебная музыка, на экране появляется Зима.

Зима:Здравствуйте, ребята! Я снова к вам пришла,Слайд №16

С собой снега и стужу в подарок принесла!

Дети:Мы не боимся стужи,

Не страшен нам мороз.

С тобой, Зима, мы дружим,

Не будем прятать нос.

Мы любим, зимушка, тебя, твой иней и ледок.

И снег пушистый на ветвях, и санки, и каток.

Восторг и радость ты несёшь ребятам каждый год,

Ты превращаешь в сказку всё, когда твой снег идёт.

Зима: К вам приходила я уже

На зимний праздник в декабре!

Что же праздновал народ?

Что за праздник?

И внимательно играйте!Видео-Слайд №17

Зима: Спасибо вам, мои друзья, Слайд №18

Порадовали вы меня!Звуки метели.

Муз. руководитель: Кружит снега карусель.

В гости к нам идёт… Дети: Метель.

Снег кружится за окном в хороводе дружно.

За дровами в лес поехать нам сегодня нужно.

Муз. руководитель: Мы метели не боимся,

На морозе веселимся!Слайд №19

Зима: Я за это вас хвалю!

Снежок волшебный подарю!

Вы обо мне не забывайте,

К вам снова через год приду!

Муз. руководитель: Мы сегодня с вами пели, танцевали,

Музыку о зимушке слушали, играли.

Хочу спросить у вас, друзья,

Понравилось в гостях вам у меня? Ответы детей:

Что вы сегодня нового узнали? Ответы детей:

Зима всегда ли одинаковой бывает? Ответы детей:

Муз. руководитель:Зима бывает разная -Слайд №20

И просто без прикрас.

Зима бывает разная -

Но каждый год знакомая,

Такая, как cейчас…

Снег да снежные узоры,

В поле — вьюги, разговоры,

День - коньки, гора, салазки,

Вечер — бабушкины сказки…

Вот она — зима (А. Фет)

Муз. руководитель: Пора нам с вами попрощаться,

Да и в группу возвращаться. Слайд №21

Муз. руководитель (импровизирует в пении) : До свидания!

Дети повторяют интонацию в пении и выходят из зала. (трек №1)





Динамическое упражнение.
По дорожке, по дорожке
Скачут, скачут наши ножки
Поскоки.
Не сутультесь, грудь вперед.
Замечательный народ!
Выравнивание осанки.
А сейчас протопчем тропинку в снегу.
Дробный шаг.
А теперь легко бежим, за носочками следим
Бег с захлёстом голени назад.
Вот по снегу мы шагаем и колени поднимаем.
Движения по тексту.


А вот как описал зиму великий русский поэт А.С.Пушкин:
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волшебными коврами
Среди полей, вокруг холмов.



Музыкальный руководитель : Хорошо в зимнем лесу присядем , отдохнем после длинной дороги. .Дети садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель :( читает стихотворение)
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.



Музыкальный руководитель : А вы знаете песню про снежинку? Споем? Но чтобы петь нам нужно спеть распевку. А для чего нам нужна распевка?
(Чтобы разогреть голосовые связки).



Распевка на легато, кантилену в голосе :"Зи-и ма-а да". Ноты:"ми-фа-ре-ми-до". И поднимаемся каждый раз на пол тона. А теперь споём её шёпотом.
Исполняют песню " Как на тоненький ледок" русская народная.
Музыкальный руководитель : Давайте вместе с вами сами придумаем и станцуем танец снежинок. А поможет нам музыка композитора П.И.Чайковского.
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И. Суриков
Музыкальный руководитель:предлагаю девочкам станцевать.
Танец - импровизация "Снежинки".
Музыкальный руководитель : (берет снежинку)
Посмотрите, ко мне прилетела снежинка.
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
К.Бальмонт





Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать эмоциональную отзывчивость и реагирование на классическую музыку. Знакомить учащихся с музыкальными произведениями о зиме.

Образовательные

Продолжать формировать у учащихся представление о временах года.

Знакомить учащихся с музыкальными произведениями о зиме.

Учить детей слушать классическую музыку.

Совершенствовать певческие навыки воспитанников.

Коррекционно-развивающие

Развивать эмоциональную отзывчивость и реагирование на классическую музыку.

Развивать слуховое и зрительное восприятие.

Корригировать и развивать произвольное устойчивое внимание путём выполнения творческих заданий.

Корригировать и развивать долговременную память.

Корригировать и развивать мыслительную деятельность через операции анализа, выявление главной мысли, установление логических связей.

Корригировать и развивать связную устную речь учащихся, пополнять и обогащать пассивный и активный словарь детей.

Развивать и активизировать творческие способности учащихся.

Воспитательные

Воспитывать эстетический вкус и чувство прекрасного.

Воспитывать любовь к музыке.

Стимулировать проявление лучших качеств и черт характера воспитанников.

Воспитывать чувство коллективизма и взаимопонимания.

Тип урока – комбинированный

Оборудование:

- портрет П.И. Чайковского, портрет А. Вивальди;

- конверт с табличками со словами: зима, белый, вьюга,

снежинки, завывает, холодно, уснули, злится, громко, замёрзли,

хрустальные, покрывало, стучит, метель, летят, кружатся;

- фонограммы названных произведений.

Организационный момент

Настрой учащихся на работу.

Проверка готовности к уроку: рабочее место, рабочая поза, внешний вид.

Чтение под музыку стихотворения о зиме педагогом.

У: О каком времени года это стихотворение?

По каким признакам вы узнали это время года?

II. Объяснение нового материала

а) выявление личного опыта учащихся

У: Кто из вас любит зиму?

Почему, за что вы её любите? Какая она?

Д: Холодная, морозная, студеная, снежная, белая, красивая,

колючая, пушистая, искрящаяся, серебристая, волшебная.

У: Да, зима бывает очень разной, погода часто меняется, порой

даже в течение одной недели: то солнечная, то пасмурная, может

быть легкий снежок, морозец, а может бушевать вьюга и

метель. А если бы вы были художниками, - какими бы красками

вы нарисовали зиму?

Д: Голубой, белой, серебристой.

Д: Белый, пушистый, искристый, сверкающий, хрустящий.

У: Какие звуки можно услышать зимой?

Д: Скрип снега, треск и звон льда, шум ветра, вой вьюги.

У: Отличаются звуки зимы от звуков весны, лета, осени?

А теперь для вас вот такое творческое задание: представьте,

что вы стали композиторами, какую музыку вы написали бы

для изображения зимы?

Д: Быструю, весёлую, медленную, грустную, спокойную,

неторопливую и др.

У: Объясните, почему именно такую музыку вы бы написали.

Д: Весёлую - для игр, зимних забав, катания на санках; медленную

и спокойную -для описания тишины и безмолвия зимнего леса,

У: Каждый из вас по-своему представляет и рисует музыкой

зимушку-зиму. Как вы думаете, почему?

Назовите, пожалуйста, по порядку зимние месяцы.

(уточняем сколько месяцев в каждом времени года и сколько времен года)

б) уточнение образовательного объекта

У:История музыки знает четырёх композиторов, которые своей

музыкой описали все четыре времени года. Их произведения так

Чайковский и Глазунов, итальянский композитор Вивальди и

австрийский композитор Гайдн.

Как вы считаете, из скольких частей может состоять

У: Мы с вами сейчас прослушаем одну из двенадцати пьес,

(показ портрета композитора)

в) слушание и анализ музыкальных произведений

У: В исполнении какого музыкального инструмента звучит это

Д: фортепьяно.

У: Какой характер музыки?

Д: спокойный, светлый.

У: В каком ладу написана музыка, в мажорном или минорном?

Д: Мажорной музыки мы услышали больше.

У: В каком темпе написано это произведение?

Д: Неторопливом.

У: Что, по вашему, выражает музыка?

Д: Настроение человека, его чувства при виде красот зимы;

спокойствие, радость, размышление.

У: Хотелось бы у вас спросить: какое утро вы видите зимой, когда

просыпаетесь? А сегодня?

г) рисование устных картин зимнего утра

У: А какое зимнее утро нарисовал своей музыкой Петр Ильич

У: Какое утро увидел Чайковский из своего окна?

Д:хмурое, вьюжное, тёмное, тревожное, метельное, ненастное,

У:Какими музыкальными красками Чайковский это сделал?

Каков характер музыки?

Д: характер музыки тревожный.

Д: И быстрый, и медленный.

У: Как бы вы назвали это утро?

(ПРОВОДИТСЯ ФИЗМИНУТКА)

У: Сегодня мы познакомимся с творчеством еще одного

композитора, итальянского скрипача и дирижера Антонио

Вивальди. (показ портрета).

состоит из трёх частей. Мы прослушаем первую часть этой

У: Как композитор передаёт настроение зимы? Какую вы

Д: Музыка тревожная.

У: Зима бывает не только яркой, красочной, волшебно красивой, спокойной, тихой, но и морозной, ветреной, вьюжной.

У: Что бы вы нарисовали под эту музыку? С помощью какого инструмента Вивальди изобразил картины зимы?

У: Да, этот человек сам был великим мастером-скрипачом.

ВЫВОД: Вот так русский и итальянский композиторы своей

музыкой изобразили картины зимы.

Одинаково или по-разному передали настроение зимы Чайковский и Вивальди? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

д) творческое задание

У: В конверте вы найдёте несколько слов. Я предлагаю вам составить из этих слов одно или несколько предложений о зиме. А музыка Чайковского вам в этом поможет.

(СЛОВА: зима, белый, вьюга, снежинки, завывает, холодно, уснули, злится, громко, замёрзли, хрустальные, покрывало, стучит, метель, летят, кружатся)

(ПОКА ДЕТИ СОСТАВЛЯЮТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЗВУЧИТ МУЗЫКА)

(Все составленные учащимися предложения зачитываются под тихую музыку П. И. Чайковского).

Повторение изученных ранее песен

У: Но мы знаем зиму ещё и с другой стороны…

ПРИШЛА ЗИМА ВЕСЁЛАЯ, С КОНЬКАМИ И САЛАЗКАМИ,

С ЛЫЖНЁЮПРИПОРОШЕННОЙ, С ВОЛШЕБНОЙ СТАРОЙ СКАЗКОЮ…

НА ЁЛКЕ РАЗУКРАШЕННОЙ ФОНАРИКИ КАЧАЮТСЯ,

ПУСТЬ ЗИМУШКА ВЕСЁЛАЯ ПОДОЛЬШЕ НЕ КОНЧАЕТСЯ!

У: Почему зиму можно назвать весёлой? Да, наша зима – это ещё

и новогоднее веселье, игры, песни. Вот и я вам предлагаю

исполнить уже известную нам песню «ПРИШЛА ВЕСЁЛАЯ

(ОТМЕЧАЮТСЯ ЛУЧШИЕ ИСПОЛНИТЕЛИ ПЕСНИ)

IV. Рефлексия деятельности учащихся

У: Какова была тема нашего урока? (МУЗЫКА ЗИМЫ)

Что каждый из вас сегодня делал на уроке?

Д: Слушал, фантазировал, представлял, сравнивал, пел.

У: Что каждый из вас понял? Что запомнил? Чему каждый научился? Что нового узнал?

Оценка деятельности учащихся на уроке.

Д/З: подобрать стихотворение о зиме, соответствующее музыке П. И. Чайковского и А. Вивальди.

Читайте также: