Конспект по биологии 5 класс параграф 12 животные

Обновлено: 05.07.2024

1. По каким общим признакам всех животных объединяют в одно общее царство?
Они питаются готовыми органическими веществами, подвижны, растут только до определенного периода, имеют органы чувств, сложные отношения между собой и с окружающим миром.

2. Что называют фауной?
Совокупность всех видов животных, обитающих на нашей планете.

3. С какими группами животных вы познакомились? Какая из этих групп наиболее многочисленная?
Протисты, членистоногие, черви, моллюски, иглокожие, хордовые
Самая многочисленная группа – членистоногие.

4. Какова роль животных в природе и жизни человека?
В природе животные являются звеном всех цепей питания.
Животные дают пищу (молоко, мясо, жир). Из шерсти животных также делают одежду. Некоторые животные перевозят груз и людей.
Животные являются сырьем для промышленности, помогают ученым в научных исследованиях.
Есть животные, приносящие вред, вызывающие болезни.


систематика сравнение: растения и животные

ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ

Животные — это эукариотические гетеротрофные организмы. Их описано более 2,0 млн видов. Животные заселили все среды обитания: водную (рыбы, киты, раки, медузы), наземно-воздушную (жуки, бабочки, птицы, звери), почвенную (дождевые черви, кроты). Для многих из них местом жизнедеятельности служат другие животные, растения и человек.

Современная зоология — целая система наук о животных. Одни науки изучают строение, развитие животных, их образ жизни, распространение на Земле, другие — отдельные группы животных.

Животные разнообразны по величине, форме тела, покровам, органам передвижения, внутреннему строению, поведению и другим признакам. Царству Животные присущ ряд отличительных признаков:

  1. Гетеротрофный тип питания. У большинства голозойное, у некоторых осмотрофное, фаго- и пиноцитоз. Некоторые миксотрофы (эвглена зелёная).
  2. Специфические черты в организации животной клетки: не имеет клеточной стенки (поэтому может принимать различную форму), система вакуолей не развита, имеются центриоли, многие клетки снабжены ресничками или жгутиками, основное запасное вещество — гликоген.
  3. Четыре типа тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная.
  4. Ведут в основном подвижный образ жизни, что связано с разви­тием опорно-двигательной и нервной систем.
  5. Имеются экскреторные органы и выделяются азотсодержащие продукты жизнедеятельности (аммиак, мочевина, мочевая кислота и др.).
  6. Для высших характерны сложные поведенческие реакции. Высо­коорганизованные формы способны осуществлять процессы высшей нервной деятельности.
  7. У большинства имеются нервная и гуморальная системы регуля­ции (у растений только гуморальная).
  8. Имеется защитная (иммунная) система.
  9. Рост диффузный (то есть рост всей поверхности, а не за счёт определённых ростовых точек) и ограниченный.
  10. Жизненные циклы проще, чем у растений. Гаплоидная стадия представлена только гаметами (за исключением споровиков и фораминифер). Редукционное деление осуществляется непосредственно в процессе гаметогенеза.

Систематика животных

Систематика животных — наука, занимающаяся распределением животных по группам: тип, класс, отряд, семейство, род, вид. Царство Животные делят на два подцарства: Одно­клеточные (простейшие) и Многоклеточные.

царство животные

— Саркомастигофора (классы Саркодовые и Жгутиконосцы),
— Инфузории (класс Реснич­ные инфузории),
— Апикомплекса (класс Споровики).

Подцарство Многоклеточные включает типы:

— Кишечнополостные (классы Гидроидные, Сцифоидные и Коралловые полипы),
— Плоские черви (классы Сосальщики, Ленточные черви, Ресничные черви),
— Круглые черви (класс Собственно круглые черви, или Нематоды),
— Кольчатые черви (классы Малощетинковые, Многощетинковые и Пиявки),
— Моллюски (классы Брюхоногие, Двустворчатые, Голово­ногие),
— Членистоногие (классы Ракообразные, Паукообразные и На­секомые),
— Хордовые. Тип Хордовые делят на три подтипа: Оболочни­ки (класс Асцидии), Бесчерепные (класс Ланцетники), Позвоночные (классы Хрящевые рыбы, Костные рыбы, Земноводные (Амфибии),
— Пресмыкающиеся (Рептилии),
— Птицы,
— Млекопитающие.

систематика сравнение

Классификация животных

Представители царства Животные очень разнообразны. Они отличаются друг от друга особенностями экологии, индивидуального развития, морфологии и физиологии. В зависимости от того или иного признака животных делят на разные группы.

Среда обитания. Водные — живут на поверхности, в толще воды или на дне пресных и морских водоемов (одноклеточные, кишечнополостные, ракообразные, рыбы, китообразные). Сухопутные — обитают на поверхности суши, на деревьях, в траве, под камнями и т.д. (паукообразные, насекомые, некоторые моллюски, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). Почвенные — живут в толще почвы, в лесной подстилке, в норах и т.д. (одноклеточные, клещи, насекомые, черви, кроты, грызуны). Летающие — приспособлены к полету, имеют крылья (насекомые, птицы, рукокрылые).

Тип питания. Гетеротрофный — используют готовые органические вещества, получаемые с пищей (большинство животных). Миксотрофный — в зависимости от условий среды синтезируют на свету органические вещества из неорганических или питаются готовыми органическими веществами (эвглена зеленая, росинка).

Образ жизни. Свободноживущие — обитают во внешней среде (амеба обыкновенная, инфузория-туфелька, пресноводная гидра, белая планария, паук-крестовик, майский жук, дождевой червь и тд). Паразитические — живут на теле или внутри организма другого животного или растения, используя его как источник пищи (малярийный плазмодий, печеночный сосальщик, аскарида человеческая, таежный клещ, вошь и др.).

Способность перемещаться в пространстве. Прикрепленные — прикреплены к субстрату (коралловые и гидроидные поливы). Свободно-передвигающиеся — передвигаются самостоятельно: активно или пассивно, благодаря течению воды, ветру.

Уровень организации. Одноклеточные — тело состоит из одной клетки, функционально соответствующей целостному организму (саркодовые, жгутиковые, инфузории, споровики). Многоклеточные — тело образовано множеством клеток, которые в большинстве случаев специализированы на выполняемой функции и образуют ткани (кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, хордовые).

Количество зародышевых листков. Двухслойные развиваются из двух слоев клеток: наружного — эктодермы, и внутреннего — энтодермы (кишечнополостные). Трехслойные — развиваются из трех зародышевых листков: наружного — эктодермы, среднего — мезодермы, и внутреннего — энтодермы (большинство многоклеточных).

Симметрия тела. Радиально симметричные (лучистые) — через тело можно провести несколько плоскостей симметрии (кишечнополостные, иглокожие). Билатерально симметричные (двусторонне симметричные) через тело можно провести только одну плоскость симметрии, которая делит тело на правую и левую половину (большинство животных). Ассиметричные — через тело невозможно провести ни одной плоскости симметрии (брюхоногие моллюски).

Тип полости тела. Бесполостные — полость тела отсутствует, промежутки между органами заполнены паренхимой (плоские черви). Первичнополостные — полость тела (псевдоцель) не имеет собственной эпителиальной выстилки, ограничена кожно-мускульным мешком и стенками внутренних органов (круглые черви). Вторичнополостные — полость тела (целом) ограничена однослойным эпителием, выстилающим покровы тела изнутри и покрывающим полые внутренние органы снаружи (кольчатые черви, моллюски и хордовые). Имеющие смешанную полость — полость тела (миксоцель) образована в результате слияния участков первичной и вторичной полости (членистоногие).

Наличие позвоночника. Беспозвоночные — внутренний осевой скелет отсутствует (кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие). Позвоночные — внутренний осевой скелет представлен позвоночником (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

Развитие ротового отверстия. Первичноротые — рот формируется на месте бластопора (кольчатые черви, моллюски и членистоногие). Вторичноротые — бластопор преобразуется в анальное отверстие, рот формируется на противоположном конце зародыша (иглокожие, хордовые).

Интенсивность обменных процессов. Холоднокровные — температура тела непостоянна и зависит от температуры окружающей среды, интенсивность обменных процессов низкая (беспозвоночные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся). Теплокровные — внутренняя температура тела постоянная и относительно не зависит от температуры окружающей среды, интенсивность обменных процессов высокая (птицы, млекопитающие).

Роль животных в природе и жизни человека:

  • животные участвуют в круговороте веществ; консументы 1-3 порядков;
  • геологическая (почво-, породообразующие) деятельность животных;
  • использование ископаемых животных для определения относительного возраста слоев горных пород;
  • участвуют в опылении растений (в Европе 80% покрытосеменных растений опыляется насекомыми);
  • создают условия жизни для внешних и внутренних паразитов;
  • участвуют в распространении растений, грибов, бактерий и вирусов;
  • источник пищи, сырья, медикаментов;
  • некоторые являются возбудителями заболеваний;
  • используются как биологические враги уничтожают вредителей;
  • имеют научное значение как объекты исследований;
  • используются для транспортных, сторожевых, спортивно-оздоровительных и многих других целей;
  • имеют эстетическое и эмоциональное значение.
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни

Образовательные: систематизировать и развить представления об одноклеточных животных

Развивающие: продолжить формирование умение делать выводы, сравнивать, анализировать.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока : Урок формирования новых знаний.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами).

I . Организационный момент

II . Проверка д/з (фронтальный опрос)

-Какова роль растений в природе и жизни человека?

-Каковы основные признаки растений?

-Назовите основные группы растений и охарактеризуйте их?

-Назовите деревья или кустарники , которые растут недалеко от вашего дома?

III. Изучение нового материала

Ребята мы с вами познакомились с несколькими царствами. Давайте вспомним какие царства мы изучили? Какие особенности у каждого царства? Сколько всего царств живой природы? О каком царстве мы многого не знаем? На Земле обитает очень много животных. Одни очень маленькие и их увидеть можно только под микроскопом. Другие достигают гигантских размеров. Среди животных встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные. Одноклеточные еще называют -простейшие. Ребята, вы наверное уже догадались как называется тема урока. Какую цель урока мы поставим перед собой?

Более 300 лет назад, в1675 году, голландский натуралист Антони ван Левенгук при помощи микроскопа рассматривал окружающий его мир. Взяв застоявшуюся воду из бочки, он увидел в ней движущие организмы. Левенгук очень удивился и назвал их ничтожнейшими зверушками. Позднее ученые дали им название простейших.

- Как отличить Простейшие от других организмов? Почему их так назвали? К какому царству живой природы их можно отнести и почему?

Совокупность всех видов животных, обитающих на нашей планете,называют фауной. В царстве животных насчитывают около 1,5 млн видов.

Признаки характерные для животных:

-Они не могут сами создавать органические вещества и поэтому питаются готовыми органическими веществами;

-Большинство ведет активный образ жизни,т.е передвигаются ;

Ребята, как вы думаете чем отличаются одноклеточные от многоклеточных?

Инфузория туфелька - обитатель пресных водоемов. Она в отличии от амебы обыкновенной, имеет постоянную форму тела. Все тело покрыто ресничками, их колебания обеспечивают передвижение.

Малярийный плазмодий - это простейший паразит. Поселяется в организме животных и человека. Он проникает в клетки крови, где питается, растет и размножается. Плазмодий разрушает клетки крови человека, отравляя их ядовитыми веществами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Сформировать общее представление о новом царстве живых организмов – царстве Животные.

- Познакомиться с многообразием животного мира;

-Изучить основные признаки царства;

-Выявить сходства и различия растений и животных.

Виды деятельности: работа с презентацией, текстом учебника, ответы на вопросы учителя.

Определение темы урока

Учитель: Ребята, посмотрите на экран. Перед вами фотографии различных живых организмов (пчела, собака, сова, акула, игуана). Как вы считаете, что объединяет эти организмы?

(Это животные)

С сегодняшнего урока мы нанем изучать новое, очень интересное царство живых организмов – царство Животных.

Записывается тема урока

Учитель: Кто из вас знает, как называется наука, изучающая животных?

Запись в тетради: Зоология – наука, изучающая животных.

1 слово: животное, не имеющее ног. (Змея)

Самая длинная змея – это удав анаконда. Её длина достигает 11 м 43 см.

Бразилии существуют удавы – няньки, которых специально заводят для детей. Эти удавы очень привязываются к детям, любят гулять с ними, а самое главное – защищают детей от ядовитых змей.

2 слово: животное, у которого 8 ног. (Осьминог)

Осьминог – довольно умное животное, он даже использует орудия. Например, он берет в щупальце камень и наблюдает за двустворчатым моллюском. Когда моллюск открывает свою раковину, осьминог быстро вставляет камень между створками, чтобы они не захлопнулись, и съедает моллюска.

4 слово: веселое и умное морское животное. (Дельфин)

В Австралии живет бабочка, размах крыльев которой 26 см. Местные жители употребляют её мясо в пищу. Охотятся на эту бабочку с луком и стрелами.

6 слово: личинка бабочки. (Гусеница)

В Австралии установлен памятник гусенице. Когда-то австралийские поля засоряли кактусы – сорняки. Земледельцам такие сорняки доставляли много неудобств. Но гусеницы, завезенные из Аргентины, уничтожили почти все кактусы, и благодарные земледельцы удостоили гусеницу памятником.

7 слово: поставщик яиц к завтраку. (Курица)

Курицу принято называть глупой птицей. Но на самом деле она не так уж и глупа: курица способна запоминать более 100 лиц и отличать лицо своего хозяина от других людей.

Курица откладывает яйца только при свете. Даже если время снести яйцо уже подошло, курица дождется, пока рассветет или включат освещение.

8 слово: французский деликатес – истребитель комаров. (Лягушка)

Крупнейшая из современных лягушек – лягушка- голиаф. Длина её тела (не считая задние лапы) может достигать 32 см, а вес 3кг 250г.

Читайте также: