Конспект логопедического занятия 1 класс

Обновлено: 06.07.2024

г) формировать навык составления связного высказывания.

а) развитие зрительного и слухового внимания и памяти;

б) развитие речевого дыхания и просодической стороны речи;

в) развитие мелкой моторики пальцев рук.

а) воспитание речевой активности детей на занятиях;

б) воспитание навыков прогнозирования.

а) развитие фонематического слуха;

б) развитие звуко- буквенного и слогового анализа и синтеза;

в) расширение активного словаря;

г) развитие высших психических функций: слухового внимания, слуховой и зрительной памяти.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1 .Начало урока.

В) Объявление темы урока:

Л.: Дети какие звуки мы свами пропели при гимнастике (д.: а, у, о).

Л.: Молодцы! А если их можно петь, то какие это звуки? (д.: гласные).

2 . Работа с буквами.

Л.: Прежде чем, мы отправимся путешествовать, давайте вспомним правило речи.

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Будем чётко говорить,

И не будем мы спешить.

А) Л.: В чём отличие звуков от букв ( Буквы – пишем и читаем, звуки произносим и слышим ). Всё правильно. Я думаю у нас всё получится. В путь!

Б) Мы попали на улицу Потеряшек. Здесь есть многоэтажные и одноэтажные дома (на доске изображение домов с гласными). Жители многоэтажного дома вышли в лес за грибами и заблудились. Давайте представим, что вы стали сыщиками, и поможем нашим потеряшкам вернуться домой. Для этого вам нужно найти наши гласные (дети собирают гласные из элементов букв). Если кто – то из вас встретит трудности, то друзья всегда окажут помощь. Какие вы молодцы! Назовите гласные буквы и звуки, которым вы помогли вернуться в свои домики (д.: о, а, у, ы, э).

В) Дети, пока вы искали потеряшек, у Тима возникли вопросы:

- чем отличаются гласные звуки от согласных? ( их можно петь)

- каким цветом обозначается гласный ? (красным)

3 . Жители улицы Поретяшек хотят проверить, правильно ли вы находите их в словах. ( Работа с разрезными картинками ).

А) Развитие зрительного внимания и памяти:

- найдите недостающую буквы на карточке (дети собирают разрезные картинки состоящие из трёх карточек, одна из которых – гласная. Но все гласные находятся на прищепке, среди прочих букв. Снять с прищепки нужно только ту, которая подходит).

- какие это буквы (гласные).

4. Двигаемся дальше и приходим на улицу Игровую. Но улица большая, на ней есть и переулки: Хлопушкин и Называйкин ( Развитие фонематического восприятия )

А) Из ряда называемых звуков хлопнуть только на гласный (и, п, г, о, а, д, у, в…)

Б) Дети выходят из-за парт становятся полукругом. Логопед бросает поочерёдно мяч. Его необходимо поймать только на гласный звук. Затем на этот же гласный/ или с этим гласным надо назвать слово (звук может быть в начале, середине, конце).

5 . ( Развитие звуко - буквенного анализа ). Продолжая путешествие, дети наткнулись на препятствие - речушка.

Детям предлагаются картинки: щ ит, у литка, к рот, а рбуз (щука).

- Сколько гласных в моём названии?

Молодца, а вот и мостик.

Наше путешествие продолжается по улице Звуко - Слоговой. Что помогают определять в словах гласные звуки и буквы?

Прослушать слова, определить какие гласные есть в этих словах, записать буквы в тетрадь:

А) КОТ, СЫР, ДОМ, ЖУК

- сколько гласных в этих словах;

- сколько слогов в этих словах;

- как называются такие слова (односложные);

Б) ШАРЫ, ГУСИ, ПОНИ

- какие гласные есть в этих словах;

- сколько слогов в этих словах;

- как называются такие слова (двусложные).

Гласным очень интересно наблюдать за тем, как вы успешно справляетесь с их заданиями. Нам усложнили задачу: жители страны хотят посмотреть, как вы умеете составлять звуковые схемы. Из двусложных разрезных картинок находим шары ( дети по заданию логопеда анализируют слово шары : называем все звуки по порядку [ш],[а], [р],[ы]; выкладываем звуковую схему ).

В) ИНДЮКИ, АВТОБУС, МАЛИНА

- какие гласные есть в этих словах;

- сколько слогов в этих словах;

- как называются такие слова (трёхсложные).

Мы в лес пошли, дети маршируют на месте.

- Ах! Ох! Ух! Их! энергичные наклоны с произношением

слогов на выдохе.

7 .Развитие фонематического восприятия с использованием таблицы гласных

Чудо – юдо великан
На спине везёт фонтан. (Кит)

Они нужны не для красы.

Без них поймать мышонка сложно,

И в темноте споткнуться можно.

Нужны котёночку … (Усы)

Зверь лохматый, косолапый,

Он сосет в берлоге лапу. (Мишка)

Друг на дружке ровно в ряд
Эти кубики стоят,
В каждом есть окно и вход,
В каждом кто-нибудь живет. (Дом)

Глазищи, усищи, хвостище,
А моется - всех чище. (Кот)

Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят. (Осы)

Живет в норке,
грызет корки.
Короткие ножки;
боится кошки. (Мышка)

Данное занятие имеет цель: уточнить представление учащихся о времени, расширить их знания по данной теме и активизировать словарный запас по временным категориям. Возможно использовать данный конспект с целым классом обучающихся во внеурочной деятельности.

ВложениеРазмер
Уточнение и расширение временных представлений у обучающихся 1 класса 17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Закрепить и расширить временные представления младших школьников .

1. Закрепить знание о сутках и их временных периодах.

2. Уточнить представления о днях недели и временах года.

4. Развивать логическое мышление, смысловую память и внимание.

1.Загадка . Вечером умирает, а поутру оживает . (День)

-Что такое сутки? (Это день и ночь)

-Какое время суток вы знаете? (Утро, день, вечер, ночь) – нарисуем горизонт и солнце в разное время суток.

(рисунок в тетради)

-Как называется прием пищи в разное время суток? (Завтрак, обед, полдник, ужин)

-Что вы делаете дома утром?

Что вы делаете вечером?

2.Упражнение. Режим дня . (по картинкам)

-Расположите картинки по порядку их следования в течение дня.

3.Упражнение. Закончи предложения

-Назовите пять дней недели, не употребляя дат и названий дней. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

Золушка шила платье с понедельника по среду. Значит, она работала…дня.

Буратино и Пьеро выступали в театре с четверга по воскресенье. Значит, они выступали…дней.

Чиполлино копал грядку три дня. Если он начал в среду, то закончит в …

5. Беседа о часах и календаре.

-Как измеряют время? Какой прибор служит для измерения времени? (Часы)

Виды часов (показать).

-Как измеряют дни? (Календарь).

-Назовите времена года, которые знаете? (Зима, весна, лето, осень).

6. Загадки о временах года.

Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой)

Запорошила дорожки, разукрасила окошки, радость детям подарила и на санках прокатила. (Зима).

Кончилось время снега и льда. Берег реки затопляет вода. (Весна)

Она приходит с ласкою и со своею сказкою .Волшебной палочкой взмахнет, в лесу подснежник расцветет. (Весна)

Солнце светит и палит, нет уроков в школе. Урожай стеной стоит на широком поле. И понятно детворе по таким приметам, что уже давным-давно наступило… (Лето).

Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает? (Летом)

Пришла без красок и без кисти, а перекрасила все листья. (Осень)

Поля опустели , и ливни рекою. А это, скажи мне, время какое? (Осень).

7.Упражнение. Расположи времена года по порядку, начиная с осени. (Рисуем пиктограммы в тетрадях)

-Из скольки месяцев состоит каждое время года? (Из трех).Назовите их.

-Назовите месяц, когда у вас день рождения?

-Сколько месяцев в году? (12)

И по количеству прожитых лет мы можем определить возраст.

8. Упражнение. Расположи по порядку членов семьи. (по картинкам)

-Кто старше: школьник или студент? Дедушка или малыш?

-У кого есть братья или сестры? Они вас старше или младше?

9. Дополнительные упражнения

-Я буду рассказывать о каком-нибудь времени года, а вы внимательно слушайте и замечайте все верное и неверное в рассказе. Потом скажете: так бывает или нет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация З-З\'-Ж"

На занятии применяются различные виды речевой деятельности: чтение, называние картинок, ответы на вопросы, самостоятельная речь. Для обогащения словаря и развития логического мышления используются заг.

Конспект логопедического занятия. 2 класс

Конспеккт логопедического занятия. Тема: "Связь слов в предложении. Кому? Чему? (дательный падеж).


План-конспект логопедического занятия (2 класс, группа смешанной дисграфии) Тема: Дифференциация мягких и твердых согласных перед буквами А-Я. Приставки пространственного значения.


Развитие интереса к логопедическим занятиям.


Конспект логопедического занятия. 4 класс.

Конспект логопедического занятия 4 класс

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации.

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по логопедии для учителя и ученика.

  • Все 4415
  • Уроки 1437
  • Презентации 626
  • Тесты 19
  • Планирование 195
  • Мероприятия 310
  • Прочее 1828

Нажмите, чтобы узнать подробности




Программа позволяет учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.







Работа по дифференциации звуков [C] и [Ц]" помогает более чёткому, осознанному произношению в целом, а также является основой грамотности письма.


В данной презентации представлен картиннный материал по основным лексическим темам напрвавленный на развитие и обогащение словарного запаса.



Индивидуальное занятие по формированию произношения и развитию речевого слуха в 1 – ом классе с обучающимся, имеющим 3-ю степень тугоухости. Тема «Звук &.


Основная задача учителя-логопеда- развитие полноценной речевой деятельности у обучающихся 1 классов. Коррекционная работа направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путем п.


Тема:Транспорт. Профессии людей на транспорте. Цель:Уточнение представления о транспорте и профессиях .


Цель: продолжить знакомство с творчеством А. Барто, воспитывать добрые чувства, положительные эмоции. Задачи


Цель: продолжить знакомство с творчеством А. Барто, воспитывать добрые чувства, положительные эмоции. Задачи



В данном методическом материале представлены ответы на вопросы: Какое же значение имеет обучение грамоте? Какую роль играет оно в подготовке дошкольника к школе.


Дидактические игры способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки бл.


Уроки по логопедии 1 класс и другие полезные материалы для учителя логопедии, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.


Уроки


Уроки


Уроки


Уроки


Цель: Автоматизировать коррекционную работу по звукопроизношению и развитию связной речи.

  • Развивать фонематический слух.
  • Учить работать со словом: определять позицию звука в слове, образовывать новые слова.
  • Учить составлять предложения и работать с ним.
  • Развивать психические процессы: память, внимание, воображение, мышление.

1. Организационный момент.

Логопед: Дети, сегодня у нас занятие по развитию речи. На занятии наши глаза внимательно смотрят и все (видят). Уши внимательно слушают и все (слышат). Голова хорошо (работает).

2. Дыхательная гимнастика.

Чтобы легче дышалось, я предлагаю сделать дыхательную гимнастику.

Гласные тянутся песенкой звонкой И – И – И – И
Могут заплакать и застонать О – О – О – О
Могут качать в колыбели Аленку А – А – А – А
Могут как эхо в лесу закричать АУ – АУ – АУ – АУ
Могут лететь высоко в синеву АУ – У – И – А – У – И

3. Мимические упражнения.

Посмотрите на эти лица, какие они разные. Какое это лицо (Радостное, грустное, сердитое, и т.д). Изобразите злую бабу ягу, веселого клоуна, печальную Аленушку (дети садятся).

4. Повторение.

Логопед: Ребята, вспомните, из чего состоят слова.

Дети: Из звуков.

Логопед: Из каких звуков?

Дети: Из речевых звуков.

Логопед: Назовите речевые звуки.

Дети: А, О, У, и т.д.

Логопед: А какие еще есть звуки.

Дети: Не речевые.

Логопед: Назовите не речевые звуки.

Дети: Стук в дверь, шум проехавшей машины, хлопок в ладоши, и т.д.

Логопед: Не речевые звуки мы слышим, а речевые слышим и говорим.

5. Изучение нового материала.

Логопед: Как вы думаете, из чего состоит предложение?

Дети: Предложение состоит из слов.

Логопед: Предложения бывают кроткие и длинные. Слова в предложении живут в согласии. Послушайте: рисовать, Саша, стрекозу. Вы, что – то поняли?

Логопед: Как из этих слов правильно составить предложение?

Дети: Саша рисует стрекозу.

Логопед: Чем длиннее предложение, тем больше мы узнаем, о чем либо.

Логопед: Придумайте короткое предложение по этой картине (Приложение 1, картина “В парке”)

Дети: Наступила зима. (Разбор предложения)

Логопед: Придумайте длинное предложение по этой картине (Приложение 1, картина “Зима”).

Дети: В парке дети слепили снеговика. (Разбор предложения.)

Логопед: Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, последнее слово.

6. Физминутка:

Мы топаем ногами
Мы хлопаем руками.
Киваем головой
Мы руки поднимаем
Мы руки опускаем
Мы крутимся потом
Мы топаем ногами
– Топ– топ– топ
Мы руки поднимаем
-Хлоп-хлоп-хлоп
Мы руки разведем
И побежим кругом

7. Работа над лексической темой “Поздняя осень”.

Логопед: Какое сейчас время года? Назовите приметы поздней осени

Дети: Холодно, идет снег. На дорогах гололедица, и т.д..

8. Дыхательная гимнастика.

Дует сильный ветер
Кружатся последние листочки
Пролетают первые снежинки
(выработка воздушной струи)

8. Развитие психических процессов.

Логопед: Давайте немного пофантазируем:

– Что было бы, если бы снег был сладким?

– Снежная баба ожила?

– Снежинки не падали, а висели в воздухе?

– Лед на реках и озерах был разноцветным?

– Что было бы, если не было бы зимы, а всегда было бы лето?

– Вода это хорошо или плохо? Почему?

– Солнце это хорошо или плохо? Почему?

(Дети садятся)

8. Развитие фонематических процессов.

Логопед: Если услышите звук “ Б” хлопните в ладоши: Каша, булавка, молоко, кошка, банка, бубен, пальто, ботинки, школа, банан.

Логопед: А сейчас договорите слово слогом “БА” Шу – ба, гу – ба и т.д.

9. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: Приготовьте свои руки для пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика “Здравствуйте”

Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю –
Всех я вас приветствую!

10. Итог занятия.

Логопед: Дети, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии?

Дети: О звуках, словах, предложениях. О приметах поздней осени. Рассматривали картины, составляли предложения. Делали пальчиковую и дыхательную гимнастики, фантазировали и т.д.

Читайте также: