Конспект занятия по литературному чтению в форме игры

Обновлено: 03.07.2024

Содержимое публикации

Внеклассное мероприятие по литературному чтению :

Цель : попытаться привлечь внимание детей к книгам и чтению.

Внеклассное мероприятие для начальной школы.

Составитель – Иванова Наталия Валентиновна.

Учитель начальных классов.

Холмогорский район, Архангельской области.

обобщение знаний учащихся о прочитанных сказках на уроках литературного чтения, дома.

воспитание интереса и любви к сказкам.

развитие умения узнавать сказки и их героев;

умение выделять главную поучительную мысль;

активизировать мыслительную деятельность, речь;

обогащать словарный запас.

Ход мероприятия (конспект):

I. Вступление.

В каждом доме,
В каждой хате –
В городах и на селе.
Начинающий читатель
Держит книгу на столе.
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!

II.Оформление на доске ( ПОСЛОВИЦА“ДОМ БЕЗ КНИГИ – ДЕНЬ БЕЗ СОЛНЦА”).

Учитель: Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)

Велик и разнообразен сказочный мир. Его населяют герои добрые и злые. Попадая в мир сказок, учимся творить добро, помогать людям, быть честными, правдивыми. Сказки осуждают ложь, высмеивают глупость.

Сказка злого человека делает добрым. Скупого – щедрее, скучного – веселее, глупого – умнее.

В сказочный мир попасть не легко
Зажмурь глаза и сделай шаг,
Теперь в ладоши хлопнем так,
Открой глаза и вот – мы у ворот
Сказочного замка. (Ворота, замок)

– Ведущая: Ребята, но замок закрыт на волшебный ключ.

– Попробуем его разгадать 2 сказки.

1. Снесла золотое яичко.

2. Красна девица грустна,

Скоро простое снесу.

Ей не нравится весна.

Как меня зовут?

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка. (СНЕГУРОЧКА)

(На листочках напечатаны отрывки из сказок, ученик подходит к воротам, снимает листок и прочитывает отрывок).

1. “Тут в избушке углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, прямо к царю…”

(“По щучьему велению”.)

Учитель: Вспомните слова Емели. (По щучьему велению, по моему хотенью (прошению)…)

2. “В самую полночь прискакал на пшеницу конь – одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ноздрей пламя пышет..”

(“Сивка-Бурка”)

Учитель: Как позвать Сивку – Бурку? (Сивка – Бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой).

3. “А ты, красна девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони, и никогда не забывай! Каждое утро косточки водой поливай!”

(“Крошечка – Хаврошечка”.)

Учитель: Как звали сестёр Крошечки – Хаврошечки? (Одноглазка, Двуглазка, Триглазка).

4.Рыбка не простая - чешуя сверкает.

Плавает, ныряет, желанье исполняет.

5.Конь ретивый долгогривый.

Скачет полем, скачет нивой.

Конь росточком малый,

Но зато удалый.

6. Лисичка дом себе нашла:

Мышка добрая была.

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов.

7.Был похож на мяч немножко

И катался по дорожкам.

8.Колотил да колотил

По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом. (Журавль) Сказка “Лиса и журавль”.

Учитель: Чем угощала лиса журавля? (Манной кашей)

9. Чья стрела далеко улетает и счастливо судьбу его решает? (Ивана – царевича) Сказка “Царевна-лягушка”.

10. Кто с кем такой делёж устраивал:

“Твои вершки, а мои корешки” (Мужик и медведь)

11.Как мужик без обиды разделил одного гуся семерым: барину, барыне. Их двум сыновьям и двум дочерям и себя не обидел? (Барину- голову, барыне – задок, сыновьям – ножки, дочерям – крылышки, а себе всё туловище).

12.Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (волк) из сказки “Лиса и волк”.

13.Ктов русской народной сказке умудрился находиться в одно и то же время далеко и близко, высоко и низко, всё видеть, всё слышать …, есть не велел.? (медведь)

14.Что слышал медведьиз сказки “Маша и медведь”?

(Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке…)

15. В чём медведь тащил Машеньку с пирожками к бабушке и дедушке? (в коробе)

16. Волшебница, исполнявшая желания сказочного Емели. (щука)

А сейчас немного отдохнём:музыкальнаяФИЗМИНУТКА.

2.Следующее задание “УЗНАЙ ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ” по 7 вопросов каждой команде, вытягивают из шкатулки.

У меня коробка есть
В ней вещей не перечесть
Тяжела и велика, вес её полпуда,
Что в ней и откуда?

- позолоченные орешки (А.С.Пушкин, «Сказка о царе Салтане);

КЛУБОК – “ Царевна – лягушка” (Старый старичок говорит ему: вот тебе клубок: куда он покатится, туда и ты ступай смело).

ЯЙЦО – “Курочка – Ряба” (Снесла курочка яичко не простое, а золотое).

ЯБЛОКО – “Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке” (Катись, катись яблочко по серебряному блюдечку, покажи ты мне на блюдечке…)

РЕПКА – “Репка” (Тянут-потянут вытянуть не могут)

2.Герой внешне совсем не похож на богатыря. Вместо кольчуги у него докторский халат, вместо шлема белая шапочка, на носу – очки, а в руках – саквояж. Но как и богатыри, он совершает настоящие подвиги. Только никого не убивает, а наоборот - лечит. Доктор Айболит. Из одноимённой сказки к. Чуковского.)

3.Этот великан необычный. В отличие от других великанов он освоил немало профессий: был милиционером, моряком, лётчиком… и всегда приходил на помощь маленьким детям. (Дядя Стёпа. С. Михалков.)

4.Этот герой собирался стать артистом, но его карьеру чуть не погубили пять золотых монет. У него есть двойник в сказке писателя Карло Коллоди. (Буратино. А. толстой.)

5.Этот мальчик очень самостоятельный, хозяйственный, любит животных. Уехал из города в деревню и организовал там свою ферму. Его приятель в свободное время занимается фотоохотой. Дядя Фёдор. Э Успенский.)

6. Милая , работящая девушка, которая из замарашки превращается в настоящую принцессу. Золушка Ш. Перро)

7.Банка варенья помогла этому герою, по его собственному утверждению, избавиться от высокой температуры.( Карлсон. А Линдгрен.)

8.Этот маленький мальчик вырос среди волков. У него было много друзей: медведь Балу, пантера Багира, удав Каа и другие. ( Маугли. Р. Киплинг.)

9.Сказочная красавица с необычной внешностью, которая любила всех воспитывать.( Мальвина. А. Толстой.)

10.Этот мальчишка непослушный и любопытный, самый упрямый и самый задиристый. В школу он не ходил, но сам учился писать стихи, играть на трубе и рисовать портреты. ( Незнайка. Н. Носов.)

17.Он может отмыть посуду, грязных людей. (Мойдодыр).

18.Она доставляет пирожки собственной бабушке, идя через темный лес. (Красная Шапочка).

19.Персонаж может поехать даже в жаркие страны, чтобы вылечить животных. (Доктор Айболит).

20.Они отнесут на своих крыльях в любую страну. (Гуси-лебеди).

Загадки для 1 команды.
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)

2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

3. В диких джунглях он живёт,
Волка он отцом зовёт.
А удав, пантера, мишка –
Друзья дикого мальчишки. (Маугли)

4. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его … (Карлсон)

5. Нежная девочка с хвостом
Пеной морскою станет потом.
Всё потеряет, любви не продав,
Жизнь свою за неё отдав. (Русалочка)

Загадки для 2 команды.
1. Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба Яга)

2. Появилась девочка в чашечке цветка,
А размером крошечка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)

4. Живёт в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Спит за семерых. (Балда)

5. Он сына мельника в маркиза превратил,
Затем на дочке короля его женил.
При этом я открою вам секрет,

Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)

Ведущий. А сейчас мы проверим, как вы знаете сказочных героев. Только будьте очень внимательны, загадки очень хитрые. Ну что? Готовы?
1 команда (капитан).
1.Коли есть печка, не нужен диван,

Щукой командует в сказке … (не Иван, а Емеля).

2.Дернуть за веревочку –

Такой для входа код.

Съел бабушку и внучку

Голодный серый … (не Кот, а Волк).

3.В Людоедах знает толк,

Съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах).

4.Толстый хвоста и зазнайка

С Малышом дружил… (не Незнайка, а Карлсон).

5.В пруду, покрытом вязкой тиной,

Пиявок ловит… (не Буратино, а Дуремар).

2 команда (капитан).

1.Найти жену помог клубок,

Был счастлив очень… (не Колобок, а Иван-царевич).

2.Из полена Карло

Он назвал… (не Снегуркой, а Буратино).

Всем беда и горе.

Следует… (не Федоре, а Шапокляк).

4.Крыска Лариска ей дорога,

Ею пугает прохожих … (не Яга, а Шапокляк).

Друзья полюбили за это… (не Антошку, а Гену Крокодила).

5.Знает даже и малыш,

Что Матроскин – это …(не мышь, а кот).

Вопросы 2 команде:

Выдаются карточки (3 класс и 4 класс)

Прочитайте отрывок из сказки, найдите и исправьте ошибки, определите сказку.

“Машенька говорит:

- Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик?

Только волк вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в ящик, а на голову себе корзину с ягодами поставила. Вернулся волк, видит – ящик готов. Взял его на спину и пошёл в деревню ”.

(Русская народная сказка “Маша и медведь”.)

Прочитайте отрывок из сказки, найдите и исправьте ошибки, определите сказку.

“Вот собрался кот на базар. И говорит он петушку:

- Смотри, петушок, в окошечко выглядывай, меня встречай. Ушёл кот на базар, а петушок сел и песенку запел. Пришёл заяц, стал звать петушка, а он откликнулся”.

(Русская народная сказка “Кот, петух и лиса”.)

Прочитайте отрывок из сказки, найдите и исправьте ошибки, определите сказку.

“Шёл дед лесом, а за ним бежала кошечка. Шёл дед, шёл да обронил рукавичку.

Вот бежит лисичка, влезла в эту рукавичку и говорит:

– Тут я буду жить.

А в это время зайчик – скок – скок! – и спрашивает:

– Кто, кто в рукавичке живёт?

(Русская народная сказка “Рукавичка”).

6. Слово “сказка” существует недолго. В древней Руси употреблялось другое слово для обозначения сказок – “басня”, “байка” от сказуемого “баять”. Как и в “басне” в сказке всегда есть мораль – нравоучение, например :“Утро вечера мудренее”.

Лиса и журавль

– Как аукнется, так и откликнется.

По щучьему веленью

– Нет друга, ищи, а нашёл – береги.

Сивка – Бурка

– Доброе дело сто раз возвернётся.

8. ИТОГ (угадать название сказки на рисунке).

– Я вижу, что все вы любите сказки, знаете их. Но ещё много сказок, непрочитанных вами, которые предстоит вам прочитать.

В заключение нашей игры итоги: команда ЛУЧШЕГО ЗНАТОКА СКАЗОК.

Выступлеие жюри.

- Тут и сказке конец, кто слушал молодец!

ДЕНЬ БЕЗ СОЛНЦА”.

“УЗНАЙ ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ”

Лиса и журавль

Как аукнется, так и откликнется.

По щучьему веленью

Нет друга, ищи, а нашёл – береги.

Доброе дело сто раз возвернётся.

Друзья познаются в беде.

Кто добро творит, тому Бог отплатит.

Не всякому верь, закрывай крепче дверь.

В тесноте, да не в обиде.

Скупой платит дважды.

Прочитайте отрывок из сказки, найдите и исправьте ошибки, определите сказку.

- Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик?

Только волк вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в ящик, а на голову себе корзину с ягодами поставила. Вернулся волк, видит – ящик готов. Взял его на спину и пошёл в деревню ”.

Прочитайте отрывок из сказки, найдите и исправьте ошибки, определите сказку.

“Вот собрался кот на базар. И говорит он петушку:

- Смотри, петушок, в окошечко выглядывай, меня встречай. Ушёл кот на базар, а петушок сел и песенку запел. Пришёл заяц, стал звать петушка, а он откликнулся”.

Прочитайте отрывок из сказки, найдите и исправьте ошибки, определите сказку.

“Шёл дед лесом, а за ним бежала кошечка. Шёл дед, шёл да обронил рукавичку.

Вот бежит лисичка, влезла в эту рукавичку и говорит:

– Тут я буду жить.

А в это время зайчик – скок – скок! – и спрашивает:

– Кто, кто в домике живёт? (Русская народная сказка “………………………………………….”).

Конспект урока игры во 2 классе. Литературное чтение

Цели: в игровой форме познакомить учащихся с миром литературного чтения; обобщить знания, полученные на уроках литературного чтения в 1 классе; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь хорошо ориентироваться в учебнике, знать систему условных обозначений, легко находить нужную главу и нужное произведение в учебнике.

Оборудование: жетоны с крестиками и ноликами по количеству учащихся, карточки с заданиями для игры; игровое поле, разделенное на 8 квадратов.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учащиеся вытягивают жетоны, на которых нарисован крестик или нолик. Таким образом все делятся на 2 команды. Садятся за 2 больших стола.)

II. Работа по теме урока. Проведение конкурсов

Задания дают каждой команде по очереди.

Задания для 1-й команды

1. Сели птицы на страницу,

Знают быль и небылицы. (Буквы.)

2. Еду по грядам,

А все цело. (Чтение.)

3. Шея длинная такая,

Любит всех она лентяев,

А ее лентяи — нет! (Двойка.)

4. Белый зайчик прыгает

по черному полю. (Мел и доска.)

5. Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком. (Книга.)

Задания для 2-й команды

1. На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Знает каждый грамотей. (Алфавит.)

2. В школьной сумке я лежу.

Как ты учишься, скажу. (Дневник.)

Семя не всходит,

А плод приносит. (Писать на бумаге.)

4. Скажи: кто дела так боится.

Как камня — птица? (Лентяй.)

5. Страну чудес откроем мы

И встретимся с героями.

Где станции на точках. (Книга.)

— Назовите, кто составил для вас этот учебник. (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина.)

— Назовите условные обозначения учебника, объясните их. (Дети называют, что обозначают голубой, зеленый и розовый прямоутольники, объясняют и другие знаки.)

— Как вы думаете, что можно назвать самым великим чудом на свете? (Ответы детей.)

— А сейчас пришло время для взаимоиспытаний. Ваша задача — прочитать текст на с. 5, рассмотреть иллюстрации, составить 4 вопроса по содержанию для команды соперников.

(Команда, задающая вопрос, выбирает отвечающего и бросает ему мяч.)

— Что такое библиотека? (Это собрание книг, которые один человек или много людей собрали и хранят.)

1. Самая первая книга ученика. (Букварь.)

2. У кого смерть на конце иглы? (У Кощея Бессмертного.)

3. Кто первый тянул репку? (Дед.)

4. Кто любил Красную Шапочку, кроме мамы? В слове-отгадке 3 слога. (Бабушка.)

5. Кто жених Мухи-цокотухи? (Комарик.)

6. Столица нашей Родины. (Москва.)

7. Аппарат, на котором Баба-яга совершает полет. (Ступа.)

8. Продавец лечебных пиявок. (Дуремар.)

(Каждой команде выдается мешочек с контейнерами от киндер-сюрпризов, в которых есть задания.)

Задания для 1-й команды

1. Жилище Бабы-яги. (Избушка.)

2. Сказочная скатерть. (Самобранка.)

3. Где хранится смерть страшного долгожителя, героя русских народных сказок? (На конце иглы.)

4. Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка.)

5. Папа Буратино. (Карло.)

6. Девичья краса — длинная. (коса).

7. Имя мальчика, который стал козленочком. (Иванушка.)

Задания для 2-й команды

1. Сестрица Иванушки. (Аленушка.)

2. Деревянный мальчик. (Буратино.)

3. Необычный вид транспорта, на котором герой русской народной сказки попал к царю во дворец. (Печка Емели.)

4. Что мешало спать принцессе? (Горошина.)

7. Верный друг Гены. (Чебурашка.)

Вам будут предложены ситуации и ответы к ним. Выберите правильный ответ.

Задания для 1-й команды

1. Когда почтальон Печкин постучал в дверь, что ему ответили?

2. Кто появлялся перед солдатом, когда он начинал высекать огонь с помощью огнива?

в) двое из ларца.

3. Что подарили эльфы Дюймовочке?

в) обручальное кольцо.

Задания для 2-й команды

1. Сергей Михалков рассказывал о человеке огромного роста. Как его звали?

3. Как называется одна из сказок Ш. Перро?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - игра на тему "Знатоки сказок" . Форма проведения - командная игра.

Урок – игра по литературному чтению

для учащихся 2,3 классов.

Подготовила учитель Иванова Светлана Николаевна.

Цель: Обобщить знания детей о сказках; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, умение работать в команде.

Предварительная работа: Чтение сказок, просмотр мультфильмов и беседы по содержанию, слушание магнитофонной записи со сказками, выставка книг по теме.

Подготовительный этап: Заранее формируются две команды детей. Название команды должно быть связано с какой-нибудь сказкой. Приглашается жюри.

- Приветствую всех на нашей игре! Сегодня мы определим самых веселых и находчивых знатоков сказок.

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки.

- Представляю наше жюри. (можно привлечь родителей или учащихся других классов)

(Вопросы задаются по очереди каждой команде. За правильный ответ- 1 балл. Если команда отвечает неправильно или не знает ответ, право ответить переходит соперникам.)

1. Жили- были дедушка да бабушка и была у них внучка Машенька. Пошла как-то Маша в лес за грибами, за ягодами. Ходила, ходила да заблудилась. Идет Машенька по лесу, вдруг видит: стоит избушка. Зашла в избушку - никого.

(Русская народная сказка "Маша и медведь".)

2. -Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна -красна - у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому.(Русская народная сказка "Лиса, заяц и петух".)

3. -Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.(Русская народная сказка " По щучьему велению".)

4. -Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет – козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. (Русская народная сказка" Волк и семеро козлят".)

Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисо­ваны красками или карандашами, а описаны словесно. Я сейчас познаком­лю вас со словесными портретами героев ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета - автора сказки, дать полное её название и, конечно же, узнать героя сказки.

- Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?

Княгиня — диво: Под косой луна блестит,

А во лбу звезда горит, А сама - то величава,

Конкурс 3. Конкурс загадок.


1. Красна девица грустна, ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка
(Снегурочка)

3. Ах ты, Петя-простота, сплоховал немножко:
Не послушался кота, выглянул в окошко…
(Петушок – золотой гребешок)

4. Нет ни речки, ни пруда – где воды напиться?
Очень вкусная вода в ямке от копытца…
(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

8. Мышка дом себе нашла. Мышка добрая была:
В доме том в конце концов стало множество жильцов.
(теремок)

9. Скачет лошадь непростая, чудо-грива золотая,
По горам парнишку носит, да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок – удивительный конек
По прозванью…
(Горбунок)

10. Столяр Джузеппе – Сизый нос полено как-то в дом принес.
Он начал что-то мастерить, полено стало говорить.
Кого Джузеппе мастерил?
(Буратино)

11. Многим долго неизвестный
Стал он каждому дружком.
Всем по книжке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто, хоть и длинно
Он зовется…
(Чипполино)

12. Он весел и незлобен, этот милый чудачек.
С ним хозяин, мальчик Робин, и приятель пятачок.
Для него прогулка – праздник, и на мед особый нюх,
Это плюшевый проказник медвежонок…
(Вини-Пух)

Необходимо спеть песенку сказочного героя.

Конкурс 5. Блиц-опрос.

Нужно быстро ответить на 5 вопросов.

- Вопросы 1 команде.

Как в русских народных сказках называют птицу с золотым оперением?

Кого величают по отчеству Патрикеевна?

Как называется волшебная скатерть, на которой само собой появляется кушанье?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: развитие выразительности речи через театрально-игровую деятельность

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.

Задачи:

Систематизировать и обобщить знания о сказках, их видах и особенностях.

Формировать интерес к чтению, развивать воображение, наблюдательность.

Воспитывать уважение к истокам культуры своего народа.

Учить использовать средства выразительности (интонация, пантомимические навыки) для передачи характерных особенностей героев (особенности внешнего вида, повадки).

Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, развивать способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц.

Планируемые результаты образования:

Предметные : уметь сравнивать авторское и фольклорное произведение.

Личностные : развитие интереса к урокам литературного чтения; умение оценивать собственные поступки и поступки героев сказок с моральной точки зрения.

Метапредметные :

Познавательные УУД: умение сравнивать произведения и героев.

Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

hello_html_4f0c049f.jpg

Коммуникативные УУД: умение формулировать свою точку зрения по содержанию прочитанного произведения, участвовать в инсценировке.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Повернитесь лицом к нашим гостям. Это – необыкновенные люди. Они – источник знаний, мудрости, света и доброты. Это – учителя! Давайте поздороваемся с ними.

2. Актуализация знаний, постановка целей урока.

А вот о чём мы будем говорить сегодня на уроке, вы узнаете, расставив книги по порядку.

Давайте вместе прочитаем тему нашего урока. Сказки.

Чтобы хорошо знать свой язык, уметь правильно и красиво говорить, размышлять, анализировать, надо больше читать. А что больше всего любят читать дети? Конечно же, сказки!

Сказка по лесу идёт, сказка за руку ведёт

Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот

Это что за хоровод? Это сказок хоровод!

Сказка - умница и прелесть, с нами рядышком идёт.

Чтобы, чтобы, чтобы снова добрый злого победил!

Чтобы добрый, чтобы злого, стать хорошим убедил.

В сказке солнышко горит, справедливость в нём царит!

Сказка – умница и прелесть, ей повсюду путь открыт!

Михалков С.В.

Сказка занимает особое место в устном народном и литературном творчестве. На протяжении столетий она является самым распространенным, самым любимым жанром и для детей, и для взрослых. Ведь в ней всё так интересно и заманчиво, столько чудес и приключений.

Немало на белом свете прекрасных сказок. Вот сегодня мы и вспомним наши любимые сказки. (Слайд 1)

Нас встречает в жизни сказка

Вместе с материнской лаской,

С добрым бабушкиным взглядом,

Чтоб идти по жизни рядом.

Никогда нам не наскучит.

Быть отважными научит.

В беде научит помогать.

Никогда не унывать

И пусть зло пока хитрее,

Всё равно добро мудрее

Сказка нам поможет жить

И все невзгоды победить.

3. Работа по теме урока. Закрепление знаний и спосо­бов действий.

Что же такое сказка? Давайте обратимся к словарю: (Слайд 2)

Сказка – э то художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического.

Прочтите записанную на доске поговорку. (Слайд 3 )

Сказка – ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок.

Эти слова принадлежат великому русскому сказочнику. Кому?

Почему так говорят? Сказка обязательно чему-то учит.

Урок – это какой-то жизненный опыт, приобретение новых знаний. Чему может научить нас сегодняшний урок?

анализировать,

выразительно читать.

отвечать на вопросы,

внимательно слушать учителя и одноклассников,

активно работать.

Какие бывают сказки по авторской принадлежности? Авторские и народные. (Слайд 4)

ЛИТЕРАТУРНАЯ (авторская) сказка

1. Автор – конкретное лицо (писатель).

2. Создается в письменной форме.

3. Внесение изменений не допускается.

Дар сочинять сказки – дар редкий. Случается так, что появляется человек, открывший свой, ни на что не похожий, сказочный мир. Такие люди называются сказочниками, и у каждого из них свои герои. (Слайд 5-11)

Назовите великих сказочников.

Шарль Перро,

Джанни Родари,

Ханс Кристиан Андерсен,

братья Гримм,

Льюис Кэрролл,

А.С. Пушкин и др.

В мире существует много разных сказочников.

Но самый изобретательный, самый мудрый – это народ.

НАРОДНАЯ сказка

2.Существует в устной форме.

3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах. (Создатель может внести изменения).

Какие бывают сказки по содержанию? Волшебные, бытовые, о животных. (Слайд 12-15)

В сказках о животных всем персонажам приписываются свойства людей. В них медведь сильный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой, кот умный.

В бытовых сказках метко и зло высмеивают людские пороки: лень, зло, глупость, жадность, упрямство.

В них рассказывается о жизни простых людей, солдат, сирот.

Волшебные сказки могут все. Превратить лебедя в девицу, молодца в комара, лягушку в царевну.

В такой сказке обязательно есть главный положительный герой, его помощники и волшебные предметы. Герои волшебных сказок борются со злом и несправедливостью ради добра и любви.

Попробуйте определить вид сказки:

- по рисунку: (Слайд 16)

- по содержанию: (Слайд 17-19)

2. Волшебная.

3. О животных.

1. У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина. Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, пожарил его и понес.

2. Иван-царевич лег спать, а лягушка, прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке, не расскажешь.

3 . Жил-был на поле серенький Зайчик, да жила Лисичка-сестричка.

У меня на столе стоит волшебная шкатулка, благодаря которой мы узнаем кто же самый важный и нужный на нашем уроке. Но чтобы открыть шкатулку необходимо пройти испытания. Готовы? Итак, мы отправляемся в путешествие по сказкам.

(Слайд 21)

Физминутка

Путь в сказку трудный. Давайте встанем и разомнёмся. Герои сказок часто

пробираются через дремучие леса,

поднимаются на высокие горы (вверх-вниз),

переплывают через глубокие моря,

преодолевают непроходимые болота, перепрыгивая с кочки на кочку.

1. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко.

Слезы льет бедняжка . (Снегурочка).

2. В этой сказке птицы унесли мальчика к Бабе – Яге. (Гуси-лебеди).

3. Из какой сказки этот отрывок?

Снег теперь уже не тот,

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи.

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи. (Двенадцать месяцев).

4. Героиня этой сказки появилась на свет из ячменного зернышка и была очень маленького роста. (Дюймовочка).

5. Сказка, рассказывающая о девушке, выполнявшей по дому самую грязную и трудную работу. (Золушка).

6. Героиню этой сказки мачеха приказала отвезти в лес в лютый мороз. (Морозко).

7. Как называется сказка, главный герой которой едет на печке к царю? (По щучьему велению).

8. Колотил да колотил

По тарелке носом

Ничего не проглотил

И остался с носом. (Лиса и журавль).

9. В какой русской народной сказке герой был хлебобулочным изделием? (Колобок)

10. Как называется сказка, главный герой которой маленький мальчик? (Мальчик с пальчик).

11. Героине этой сказки помешала спать обыкновенная горошина. (Принцесса на горошине).

Читайте также: