Конспект урока безличные глаголы и их употребление 7 класс

Обновлено: 06.07.2024

Тема: Как сказать о действии, которое совершается само по себе, без действующего лица? Безличные глаголы.

Обучающие: Познакомить учащихся с глаголами, служащими для обозначения действия, которое совершается само по себе, без действующего лица; дать понятия о безличных глаголах;

Развивающие: Сформировать понятие безличный глагол и определить его роль в тексте; развить навыки составления текстов – описаний природных явлений; обогатить словарный запас учащихся;

Воспитательные: Привить любовь к природе; развить такие качества характера человека, как наблюдательность, способность делать выводы, заботиться о своем здоровье;

Тип урока: Объяснение нового материала

Ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор. Экран, слайды; цветные картинки по теме, раздаточные материалы, таблица;

Опрос пройденного материала

Объяснение нового материала

- Объявить тему и цель урока;

- Проверить готовность класса к уроку;

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим говорить о глаголах. Назовите слова, которые обозначают действие? Ученики отвечают: петь, танцевать, дарить, видеть и т.д. Сегодня мы будем говорить о новой категории глаголов. Вы узнаете, о действии, которое совершается само по себе, без действующего лица. Задача нашего урока заключается понять, какие глаголы называются безличными и почему; какими формами может быть выражен безличный глагол, значение безличных глаголов и их роль в тексте.

  1. Опрос пройденного материала. А теперь ребята давайте вспомним правила нашего прошлого урока.

O’timli va o’timsiz fe’llar

Переходные глаголы сочетаются с именем существительным, числительным, местоимением в винительном падеже без предлога:

оставить (что?) яблоки;

приглашать (кого?) гостей;

несет (что?) мешок;

носить (что?) шапку;

ждут (кого?) Деда Мороза;

Непереходные глаголы – остальные:

Строить (где?) в лесу,

Вылить (куда?) в кастрюлю.

Переходные глаголы - действие, направленное на другой объект: (действие, которое переходит на другой предмет)

  1. Объяснение нового материала начинается с проецирования на экран слайдов

Давайте представим себе картины зимнего леса .

Это – множество деревьев, растущих на большом пространстве (katta kenglikda) или срубленные деревья для строительного материала. А как звучит это слово на родном языке? (o’rmon) Правильно. На экране проецируются слайды, с изображением зимнего леса.

C:\Users\Userz\Downloads\zimnyaya_priroda_zimoy_07.jpg

1. Морозит. 2. Мы выходим из дома. 3. Нам легко дышится. 4. Мы не спеша прогуливаемся по зимнему лесу. 5 . Пахнет хвоей. 6 . Стоит тишина. 7. Вдруг тишину нарушил снег, упавший с ветки ели. 8. И снова стихло. 9. Хорошо прогуливаться по зимнему лесу. ( Текст сопровождается показом слайдов под тихую спокойную музыку.)

- Давайте теперь поработаем с данным текстом . (Листочки с текстом лежат на парте, Можно данный текст записать под диктовку) Подчеркните в каждом предложении глаголы.

Обратите внимание на следующие глаголы

Определите у данных глаголов время, род. Число и лицо.

Морозит - наст, вр., ед. ч.

Дышится - наст, вр., ед. ч.

Пахнет - наст, вр., ед. ч

Стихло - пр. вр., ед. ч., ср. р.

Прогуливаться - неоп. ф. гл. (fe’lning noaniq shakli)

-Какой признак мы так и не смогли определить у этих глаголов? (Лицо.)

- Почему? Проведем сравнительный анализ предложений.

Свежая листва пахнет приятно. В воздухе пахнет весной.

Ель темнеет вдали. В лесу темнеет.

Я дышу свежим воздухом. Мне дышится легко.

-В чем разница между этими предложениями?

Сделаем вывод по первой части: В данных предложениях мы можем найти слова, которые отвечают на вопросы И. п . что? или кто? Например: листва (что?), ель (что?), я (кто?)

Сделаем вывод по второй части: В данных предложениях мы не можем найти слова, которые отвечают на вопросы И. п . что? или кто? В таких предложениях нельзя подобрать личное местоимение в именительном падеже, так как у безличных глаголов нет лица (shaxsi) как категории. Например: в воздухе (где?), в лесу (где?), мне (кому?).

Для обозначения действий и состояний, которые совершаются сами по себе, без действующего лица или предмета, употребляются безличные глаголы (shaxssiz fe’llar). При безличных глаголах употребление подлежащего (gapning egasi) невозможно.

Например: Морозит. Вокруг потемнело. Ему нездоровится.

А теперь ребята мы с вами займемся, исследовательской работой.

Упражнение №114. Стр. 41Данное задание мы будем выполнять по вариантам. Прочитайте текст, озаглавте его. Первый вариант выписывает предложения, с безличными глаголами, описывающие состояние человека. А второй вариант с безличными глаголами, описывающие, природные явления.

C:\Users\Userz\Downloads\игра в футбол.jpg

Ему не сиделось дома. Его знобило. Ему нездоровилось.

Сделаем вывод, что глагол безличный имеет свои значения. Указывает на:

  • Явления природы.
  • Физическое и душевное состояние человека.
  • Неосознанное, неясное желание человека.
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Безличные глаголы

Цель: сформировать у учащихся понятие о безличных глаголах, их значениях и грамматических особенностях, выработать умение отличать безличные глаголы от личных, использовать глаголы безличные в своей речи, содействовать активному расширению словарного запаса.

1 Орг. момент

2 Проверка Д.З.

3 Повторение изученного материала

Для игры кубик и игровое поле. Учащиеся работают в группах, в каждой из них есть консультанты. Нужно бросить кубик, сделать несколько шагов на игровом поле, сколько выпало точек на кубике, назвать глаголы с тем местоимением, которое выпало на кубике.

4 Мотивационный этап

-Сегодня нам предстоит знакомство с группой очень интересных глаголов. Чем они интересны и как они называются - пока это секрет, который нам с вами предстоит разгадать. Представьте, что они потеряли имя, а мы с вами можем его найти. Действительно, вернув глаголам потерянное имя, мы выясним и тему нашего урока. Кроме того, вы научитесь эти глаголы отличать от других, находить их в предложении, а также составлять с ними предложения.

5 Операционно-познавательный этап

5.1. Наблюдение над языковым материалом

-Выполните действие, обозначаемое глаголами: АПЛОДИРОВАТЬ, УЛЫБАТЬСЯ, ЧИТАТЬ.

-А теперь попробуйте выполнить следующее действие: ЗНОБИТ, НЕ СПИТСЯ, ВЗГРУСТНОЛОСЬ. Можете ли вы выполнить эти действия? Какое значение имеют эти глаголы? Кто их выполняет? (действие происходит само по себе, глаголы называют состояние человека)

-Проанализируйте состав грамматической основы в предложениях. В каких предложениях есть только сказуемые. Какие действия обозначают сказуемые?

1 Морозит. 2 Мы выходим из дома. 3 Нам легко дышится. 4 Мы не спеша прогуливаемся по зимнему лесу. 5 Пахнет хвоей. 6 Стоит тишина. 7 Вдруг тишину нарушил снег, упавший с ветки на ели. 8 И снова стихло. 9 Хорошо в зимнем лесу.

(Действие происходит само по себе, без действующего лица. Глаголы обозначают состояние природы или человека)

-А что можно сказать о подлежащем? Требуется ли оно в таких предложениях? (его нет и быть не может) Есть ли здесь действующее лицо? (нет) Какие это глаголы? (без лица) Значит имя у них ….(безличные глаголы)

-ВЫВОД: у безличных глаголов нет лица и категории

РАБОТА НАД ЛЕКСИЧЕСКОЙ НОРМОЙ

В чем разница между словами? А можно назвать глаголы безликими? Тогда почему глаголы названы безличными, а не безликими? Раз их нельзя назвать безликими, значит, они несут смысловую нагрузку в себе. Давайте понаблюдаем за безличными глаголами в текстах.

5.2. Закрепление изученного

РАБОТА НАД ТЕОРЕТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ НА СТР. 83-84

-Составьте по теоретической информации 3 вопроса, задайте их соседу по парте?

-Что нового вы узнали о безличных глаголах? (значение, формы употребления)

-Превратите личные глаголы в безличные из упр. 156

Овал - безличные глаголы, смайлик – личные

В зависимости от глаголов учащиеся показывают нужную сторону карточки

Приближался рассвет. Вечерело. Весь день идет дождь. Как быстро рассвело! Мне долго не спалось. Сегодня все хорошо работали! В ушах зазвенело.

-Составьте по 3 предложения о явлениях природы (в.1), о своем самочувствии (в.2), УПОТРЕБЛЯЯ БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ. При затруднении используйте слова для справок: подморозило, смеркается, вечереет, стемнело, рассветает, темнеет, похолодало, посвежело (вариант 1) ,не хочется , думается, мечтается, знобит, нездоровится, становится, лихорадит (вариант 2)

6 Контрольно-оценочный

1 Укажите верные утверждения

А) к непостоянным морфологическим признакам глагола относятся: наклонение, время, лицо, число, род;

Б) глаголы совершенного вида имеют только 2 формы времени: прошедшее и будущее простое;

В) возвратные глаголы всегда переходные;

2 В каком ряду все глаголы совершенного вида

А) грустить, летать, вырастить, Б) узнать, одолеть, сознаться, в) вылить, пришить, оглядываться

3В каком ряду все глаголы несовершенного вида

А) грустить, летать, вырастать, Б) узнать, одолеть, сознаться, в) выливать, пришить, оглядываться

4 Какие глаголы являются переходными?

А) Располагаться возле школы б) выпить квасу, в) загорать на пляже, г) коснуться стены, д) представить проект, е) не читал книг

5 Какие глаголы относятся к 1 спряжению?

А) посадить, б) колоть, в) видеть, г) греть, д) стелить, е) захотеть

6 В каких предложениях есть безличные глаголы?

А) Уже совсем стемнело и начало холодать. Б) В роще звучно щелкал соловей В) Нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука. Г) В воздухе уже не так пахло, в нем снова как будто разлилась сырость. Д) Уже совсем завечерело, когда мы возвращались домой. Е) Рассвело.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Безличные глаголы.

Цель урока: дать понятие безличных глаголо, их лексическое значение, формы употребления, привитие умения отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи;

Воспитательная цель: способствовать формированию экологической грамотности, духовно-нравственных качеств и расширению кругозора.

Развивающая цель: развивать языковые и лингвистические компетенции, способствовать формированию компонентов информационной культуры;

Метод проведениия урока: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, репродуктивный, проблемный.

Оснащения урока: учебник, слайды, тетрадь.

Ход урока:

І. Организационый момент:

б) готовность группы к уроку

в) обеспечение условий для работы на уроке

г) формулировка целевых установок

1. Какая часть речи называется глаголом?

2. Назовите вопросы глагола.

3. Как изменяются глаголы?

4. Назовите наклонения глаголов.

5. Приведите примеры на каждый из них.

6. Назовите времена глагола.

7. Приведите примеры на каждый из них.

ІІІ. Актуализация опорного материала:

1. Определение лица глаголов.

– Определите лицо данных глаголов, подписав к ним местоимения:

– Почему эти глаголы называются личными?

2. Лингвистическая задача.

– Прослушайте диалог и скажите, какие глаголы называются безличными.

– Что-то целый день меня знобит, – пожаловалась она.

– Бабушка, кто тебя знобит? – заинтересовалась внучка.

– Никто, просто знобит.

– А разве так может быть?

– В жизни не бывает, – отвечала бабушка, – а в языке есть такие глаголы, которые так нам представляют действие, как будто оно делается само собой. Мы не знаем, кто действует, и используем безличные глаголы.

– Превратите личные глаголы в безличные.

Личные глаголы

Безличные глаголы

Ветер дует в окно.

В окно сильно дует.

Гроза зажгла дерево.

Дождь льет как из ведра.

Липы сладко пахнут.

Ветер сломал осину.

IV. Закрепление нового материала

Работа с сигнальными карточками. (да – нет)

Учитель читает тезисы. Если тезис верный, учащиеся поднимают зеленую карточку. Если нет – красную.

Тезисы:

1. Безличные глаголы – это глаголы, не изменяющиеся по лицам.

2. В предложении безличные глаголы зависят от подлежащего.

3. Личный глагол может стать безличным.

4. Безличный глагол не может употребляться в форме условного наклонения.

5. Безличный глагол не может употребляться в форме повелительного наклонения.

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока

Домашнее задание:

Морфологичексий разбор выделенных глаголов в тексте

Кансейтова Лаура Абдуалиевна Казахстан ЮКО Ордабасинский район

Тема урока: Безличные глаголы.

Цель урока: дать понятие безличных глаголо, их лексическое значение, формы употребления, привитие умения отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи;

Воспитательная цель: способствовать формированию экологической грамотности, духовно-нравственных качеств и расширению кругозора.

Развивающая цель: развивать языковые и лингвистические компетенции, способствовать формированию компонентов информационной культуры;

Метод проведениия урока: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, репродуктивный, проблемный.

Оснащения урока: учебник, слайды, тетрадь.

Ход урока:

І. Организационый момент:

б) готовность группы к уроку

в) обеспечение условий для работы на уроке

г) формулировка целевых установок

1. Какая часть речи называется глаголом?

2. Назовите вопросы глагола.

3. Как изменяются глаголы?

4. Назовите наклонения глаголов.

5. Приведите примеры на каждый из них.

6. Назовите времена глагола.

7. Приведите примеры на каждый из них.

ІІІ. Актуализация опорного материала:

1. Определение лица глаголов.

– Определите лицо данных глаголов, подписав к ним местоимения:

– Почему эти глаголы называются личными?

2. Лингвистическая задача.

– Прослушайте диалог и скажите, какие глаголы называются безличными.

– Что-то целый день меня знобит, – пожаловалась она.

– Бабушка, кто тебя знобит? – заинтересовалась внучка.

– Никто, просто знобит.

– А разве так может быть?

– В жизни не бывает, – отвечала бабушка, – а в языке есть такие глаголы, которые так нам представляют действие, как будто оно делается само собой. Мы не знаем, кто действует, и используем безличные глаголы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности учителя: Создание условий для решения учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

- образовательные: ознакомить учащихся с понятием безличного глагола, морфологическими, словообразовательными, синтаксическими особенностями безличного глагола, сформировать умение находить безличные глаголы, использовать их в речи;

- развивающие: развивать коммуникативную компетенцию, информационную компетенцию, рефлексивную компетенцию, творческие способности, личностно-смысловое отношение к учебному процессу, развитие речи; развивать познавательный интерес через создание проблемной ситуации, общеучебные навыки (работа с книгой, самоконтроль, самооценка учебной деятельности, умение применять и намечать задачи деятельности, планировать свою деятельность);

- воспитательные: воспитание эстетического восприятия – нравственной активности (любви к родному языку, краю), самостоятельности через организацию разных видов деятельности.

Планируемые результаты и уровень усвоения (в соответствии с ФГОС):

Предметные: Распознают безличные глаголы; приводят соответствующие примеры

Метапредметные:

Умеют заменять термины определениями. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона;

Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения, взаимопонимание.

Тип урока: урок усвоения нового материала

Методы: частично-поисковый, творческий, ИКТ.

Ресурсы: учебник, электронный учебник, дидактический материал.

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Проверка домашнего задания (проверка теории)

Стадия вызова.

1. Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? … (глагол)

2. Какая группа слов (после имён существительных) занимает второе место? … (глагол).

3. Как называется начальная форма глагола? . (инфинитив).

4. Какого вида бывают глаголы? … (несовершенного и совершенного)

5. Как называются глаголы, которые имеют или могут иметь при себе имя существительное в винительном падеже без предлога? … (переходные).

6. Какие три наклонения есть в русском языке? … (условное, повелительное, изъявительное).

(Взаимопроверка).

Задание №2. На доске записаны слова: время, род, падеж, число, вид, возвратность, наклонение, склонение, переходность, спряжение, разряд по значению. Задание: Выберите глагольные категории, укажите, какие из них постоянные, какие непостоянные.

ΙΙΙ. Орфографическая минутка.

Цель: повторить правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов, гласных перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени. Один учащийся работает у доски (пишет маркером), остальные - в тетрадях.

Стро…ли, рассвета…т, слыш…л, увид…т, вечере…т, смерка…тся.

(Строили (несов.в., ΙΙ спр., прош.вр.), рассветает (несов.в., Ι спр., наст. вр.), слышал (несов.в., ΙΙ спр., прош.вр.), увидит (сов.в, ΙΙ спр., будущ.вр.), вечереет (несов.в., Ι спр., наст. вр.), смеркается (несов.в., Ι спр., наст. вр.)).

Вопрос учащемуся, работавшему у доски: "Над какими орфограммами вы работали?"

(Правописание безударной гласной в личных окончаниях глаголов.)

ΙV. Подготовка учащихся к работе на основном этапе (тема урока, цели урока)

Стадия осмысления.

Введение нового материала (у каждого учащегося - тексты в распечатанном виде для работы).

Учитель: Перед вами текст ("Родимая степь" по Михаилу Александровичу Шолохову).

Учитель: Предположите, о чём данный текст.

Учащиеся (обращают внимание на название, фамилию автора): О степи.

Учитель: Как, по-вашему, автор относится к степи?

Учащиеся: С любовью, уважением: называет её "родимая".

Учитель: Какой предстаёт перед нами степь в этом тексте?

Учащиеся: Красивой, нарядной, живой.

Учитель: Докажите это. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор изображает степь как живое существо.

Учащиеся: Ласковая земля, нарядная степь, степь дышит:

Учитель: Найдите в этом тексте глаголы, которые были использованы в орфографической минутке.

Учащиеся: Рассветает, вечереет, смеркается.

Учитель: (Создание проблемной ситуации. Учебная проблема как вопрос) Как вы думаете, изменяются ли они по лицам?

Учащиеся: высказывают свои мнения. Одни считают, что изменяются, другие - что не изменяются, приводят свои примеры. Испытывают удивление.

Учитель: (Побуждение к осознанию противоречия) Сколько мнений у вас возникло?

Учащиеся: Два мнения. (Осознание противоречия).

Учитель (организация поиска решения): Кто же прав? Давайте рассуждать: найдите грамматические основы предложений с этими глаголами. В чём особенность этих основ?

Учащиеся: Нет подлежащих. Это односоставные предложения.

Учитель: Что обозначает подлежащее в предложении?

Учащиеся: Действующее лицо или предмет.

Учитель: Попробуйте представить себе воображаемое действующее лицо в этих предложениях. Кто или что может совершать эти действия? Получилось что-нибудь?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Значит, как происходит действие в этих предложениях?

Учащиеся: Без действующего лица, как бы само по себе.

Учитель: Значит, могут ли они изменяться по лицам?

Учащиеся: Не могут.

Подготовленный ученик.

Историческая справка: в древности люди верили в существование сверхъестественных сил. И когда они говорили: лихорадит, знобит, светает, морозит, то имели в виду, что эти действия производит какое-то сверхъестественное существо, которое люди боялись называть. Поэтому при подобных глаголах подлежащее не употреблялось (Мурашова Анжела).


Учитель: Как вы думаете, как называются эти глаголы, если они обозначают действие, происходящее без действующего лица? Вам поможет эта схема (на доске изображена схема морфемного состава слова безличные - ).

Учащиеся: Безличные. (Запись слова на доске одним из учащихся.)

Учитель: Что означает приставка без-?

Учащиеся: Отсутствие чего-либо, в данном случае - отсутствие лица.

Толковый словарь Ожегова


БЕЗЛИЧНЫЙ, -ая, -ое. В грамматике: не допускающий употребления подлежащего. Б. глагол. Безличное предложение (Швецов Дима).

Учитель: Предположите, какова будет сегодня тема урока?

Учащиеся: Безличные глаголы. (Запись на доске и в тетрадях).


V. Целеполагание.

Учитель: Как вы считаете, каковы цели урока?

Учащиеся: Уметь находить в предложении и тексте безличные глаголы, определять их синтаксическую роль и связи в предложении, учиться правильно употреблять их в собственной речи.

Учитель: Верно. Вы правы.


Учитель: А как можно изобразить безличный глагол? (Как правило, большинство учащихся предлагает овал лица человека без глаз, рта и т.д., но могут быть и другие варианты).

Учитель: Итак, с работой справились, молодцы. Для вас я подготовила рисунки, далеко их не убираем, они нам ещё потребуются. Как вы думаете, для чего Вам понадобятся знания по изучаемой теме?

VΙ. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Продолжим наши исследования. Разноуровневые задания.

- первый вариант работает по учебнику теории под ред. Бабайцевой (5-9 класс) – стр.127 (составление опорной схемы).

- второй вариант – синтаксический разбор предложения.

Предл. Прил. Сущ. Глаг. Нар.

На морском берегу дышится легко. (Повеств., невоскл., простое, распр., не осложнено).

Сопоставительный анализ текстов.

* Вечереет. Мне не сидится дома, и я отправляюсь к Белому морю. Заходящее солнце окрасило горизонт в золотисто-огненный цвет. Постепенно свежеет.

* Вот и море. Вода кажется прохладной. Но как хочется выкупаться. Однако меня пугает вечерняя прохлада. Зато как легко дышится! Какой чудесный вечер!

* Вечереет. Я не могу сидеть дома и отправляюсь к Белому морю. Заходящее солнце окрасило горизонт в золотисто-огненный цвет. Постепенно появляется свежесть.

* Вот и море. Вода кажется прохладной. Но как я хочу выкупаться. Однако меня пугает вечерняя прохлада. Зато как легко я дышу! Какой чудесный вечер!

- Сравните тексты. Что их объединяет? В чем различие? (разные формы глагола).

- В каком из текстов нельзя установить действующее лицо? Названо ли лицо, которое выполняет его?

Задание: Внимательно рассмотрите таблицу, в которой содержится новая информация. Ваша цель - извлечь эту информацию из таблицы.

Читайте также: