Конспект внеклассного мероприятия по экологии

Обновлено: 06.07.2024

Современные условия жизни требуют от учителя начальных классов поиск новых форм обучения и воспитания. Для организации эффективного обучения младших школьников необходимо осуществлять нестандартный подход к общим педагогическим положениям. На обострение проблем массовая практика отреагировала так называемыми нетрадиционными формами проведения уроков, и идеи современной комплексной экологии начали активно внедряться в образовательную практику школы. Нам представляется вполне целесообразным использовать для решения проблем экологического воспитания и образования именно эти, новые формы работы с детьми — нестандартные уроки в виде игровых занятий по экологии. Нетрадиционные формы — это импровизированные занятия, имеющие нестандартную структуру, и основным содержанием их является игра.

Предлагаемые вашему вниманию материалы (конспекты внеклассных мероприятий, конкурсы, игровые программы, стихи, рассказы…) помогут конструктивно организовать такие занятия и пополнить знания детей обо всем комплексе современных экологических вопросов.

Экологические праздники, игры, занятия для младших школьников

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Вода - залог здоровья". Начальная школаПояснительная записка Важнейшей ценностью для человека является здоровье. Оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом общес.

Стихотворение о правилах поведения в природе для детей 7-10 лет

Стихотворение о правилах поведения в природе для детей начальной школыАвтор: Михайлова Вероника Викторовна, учитель математики, МБОУ "Быстрянская СОШ им. О.Суртаева", с.Быстрянка, Алтайский край Описание: данное стихотворение было написано к уроку окружающего мира для выступления учащимся. Назначение: представленное авторское стихотворение может быть полезно учителям начального звена и воспитателям при проведении уроков и внеклассных мероприятий экологического направления. Цель:Напомнить уча.

Сценарий экологического квеста


Эко-квест для младших школьников Какой мир ждет наших детей, если оставить без внимания вопросы экологии? Команда юных исследователей встречает ХРАНИМИРОВ. Это таинственный народ, который чтил природу и оберегал нашу планету, помогал зарождающемуся человечеству. А когда технический прогресс увёл людей в шумные и закопчённые города, хранимиры ушли в ещё чистые горы, степи и леса. Мы никогда бы не узнали о них, но над нашей планетой нависла экологическая катастрофа! Теперь то.


Экологическая беседа о лесном пожаре для учащихся начальной школыЦель: помочь детям понять и осознать, что состояние природы зависит от поступков каждого человека и что каждый в ответе за тот мир, в котором мы живем. Задачи: - учить детей бережно относиться к родной природе. - прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать ее, понимать закономерности происходящего в ней; - развивать познавательный интерес к природе; - напомнить правила поведения при пожаре. Ход беседыПредстав.


Формирование умения работать с различными источниками информации способствует развитию познавательной компетенции учащихся.

Данные материалы адресованы учителям начальной школы, библиотекарям, студентам педагогических учебных заведений, организаторам воспитательной работы с младшими школьниками.

Внеклассная работа по экологии для младших школьников


Экологический классный час в начальной школе. Устный журнал





Игровые формы экологического воспитания во внеклассной работеПравильно организованная внеклассная работа играет важную роль в реализации задач экологического воспитания младших школьников. В начальной школе в силу возрастных особенностей детей большим успехом пользуются внеклассные мероприятия экологической тематики, имеющие игровой характер. Экологические игры подводят учеников к осознанию своего места и роли в окружающей среде, ставят ребенка в положение исследователя, открывателя существующих.

Сценарий для конкурса

Кроссворд

Кроссворд "Растения Красной книги ЯНАО"Автор: Достокорая Т.В., педагог дополнительного образования МБОУ ДО Дом детского творчества г.Новый Уренгой Описание: Кроссворд предназначен для ознакомления и закрепления знаний о лекарственных растениях тундры, занесённых в Красную книгу учащимися 3-х классов и старше. Цель кроссворда: Закрепление знаний о лекарственных растениях тундры, занесённых в Красную книгу. Задачи: 1. Познакомить учащихся с растениями тундры, занесёнными в Красную книгу, закрепить.


Сценарий внеклассного мероприятия для детей младшего школьного возраста (1-4 классы) "Берегите землю, берегите!"Автор: Рыжкова Любовь Владимировна Место работы: МКОУ Никольская СОШ Межевского муниципального района Костромской области село Никола Описание: Данное мероприятие проводится в рамках Международного дня леса- 21 марта с детьми младшего школьного возраста (1-4 классы) в рамках большой систематической воспитательной работы с классом по экологическому воспитанию, направленному на формирова.

Сценарий внеклассного мероприятия для младших школьников "Берегите землю, берегите!"Описание: Данное мероприятие было реализовано в рамках Международного дня леса - 21 марта 2019 года с детьми младшего школьного возраста (1-4 классы) в рамках большой систематической воспитательной работы с классом по экологическому воспитанию, направленному на формирование ответственного отношения к окружающей среде, воспитание экологической культуры, создание ярких эмоциональных представлений о своем крае, бере.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Задачи:

-обогащать представления об окружающем мире;

-показать значимость окружающей нас действительности;

-привлечь внимание ребят к проблемам охраны окружающей среды;

-формировать у учащихся представление о планете Земля, как общем доме для всего человечества, где нужно правильно и разумно распоряжаться имеющимися богатствами;

-активизировать познавательную деятельность к происходящим событиям в окружающем обществе;

-предоставить возможность реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Форма проведения: экологический турнир знатоков природы с элементами инсценировки.

Внеклассное мероприятие

Зубарева Наталья Викторовна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

Внеклассное экологическое мероприятие

Турнир Знатоков природы

"Берегите Землю, берегите!"

Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

-обогащать представления об окружающем мире;

-показать значимость окружающей нас действительности;

-привлечь внимание ребят к проблемам охраны окружающей среды;

-формировать у учащихся представление о планете Земля, как общем доме для всего человечества, где нужно правильно и разумно распоряжаться имеющимися богатствами;

-активизировать познавательную деятельность к происходящим событиям в окружающем обществе;

-предоставить возможность реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Форма проведения: экологический турнир знатоков природы с элементами инсценировки.

Методика проведения турнира:

1. Игра проводится в форме соревнования 2 команд.

2. Время 45-55 минут.

3. Возраст участников – 4 класс.

4. Ход игры отражается на доске.

5. Игра проводится в 4 тура.

6. В конце игры выявляется команда – победительница, набравшая наибольшее количество баллов.

7. Отдельно отмечаются активные и эрудированные дети.

Дидактический материал:

-таблица по учету заработанных победных баллов (маршрутный лист);

-карточки с заданиями;

-детские рисунки; плакаты на экологическую тему;

Оборудование:

-выставка книг: энциклопедии животных и растений, Красная книга России;

-чай из лекарственных трав;

-реквизит, декорации для сценки;

Предварительная подготовка:

-на протяжении месяца организуются тематический показ диафильмов, выставка книг о природе,

конкурсы на лучший рисунок, на лучшее стихотворение о природе.

-на уроках чтения, на экологических классных часах читаются рассказы о природе, об охране ее

проводятся беседы по таким телевизионным передачам, как: “Клуб путешественников”, “Команда

-группа детей изготавливают декорации и костюмы для представления;

Место проведения внеклассного мероприятия – школьный кабинет. Кабинет красочно оформляется, звучит музыка.

-выставка книг экологической направленности;

План-структура мероприятия:

1) Организационный момент (2 минуты)

2) Вступительное слово учителя (3 минуты)

2) Чтение стихотворения учеником (2 минуты)

3) Представление команд (3 минуты)

3) Разминка (5 минут)

4) Основная часть (25-30 минут)

5)Слово учителя, о том, как сохранить природу, и что для этого может сделать каждый человек.(2 минуты).

6)Путешествие в будущее (музей вымершей флоры и фауны (5 минут)

7) Заключительное исполнение экологических частушек (Участники выходят на сцену и поют экологические частушки). (5 минут)

8) Подведение итогов, награждение победителей и участников конкурса (3 минуты)

Ход занятия

Звучит космическая музыка

Учитель: Когда-то, миллиарды лет назад, в беспокойном и холодном космосе произошла вспышка яркого света.

Это вся любовь и теплота вселенной, собравшись вместе, создали наш с вами дом - планету Земля.

В те далёкие времена она совсем не походила на ту, которую мы видим и знаем сейчас.

Представьте себе! (закройте глазки).

Кругом темнота, повсюду вода и грязь, неприятный запах. В небе сверкают молнии, грохочет гром. Днем - нестерпимая жара, а ночью ужасный холод.

Земля была беззащитна. И ничто не могло защитить землю от жгучих солнечных лучей, от ледяного космического холода. Только спустя миллионы лет Землю постепенно окутает нежный, тонкий слой атмосферы.

В апреле 1961 г. русский космонавт Ю.А.Гагарин окинул взором нашу землю, именно он впервые заметил то, как она прекрасна. Если посмотреть на нашу планету из космоса, то она выглядит вот так - (показать на экран). Слайд 2 Бело-зелёно-голубая, такая хрупкая, красивейшая из планет.

Наша планета и теперь еще продолжает оставаться величайшей тайной и чудом. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества. Как планета, она существует уже несколько миллионов лет. И всего около 2 миллионов лет назад на ней появился человек.

Говоря о Земле, мы сегодня будем иметь в виду в основном её биосферу или живую природу.

Обратите внимание на экологический календарь, который размещён на стене. Здесь вы не увидите таких праздников, как 23 февраля или 8 марта, но есть масса других дат, посвящённых природе. О некоторых вы, наверное, даже не слышали. Мы с вами каждую весну отмечаем такие праздники, как День птиц, День Земли. А вот в предновогодней суете забываем, что 29 декабря отмечается Международный День биологического разнообразия (День Флоры и Фауны). Эта дата стала знаменательной в 1992 году, после того, как в Рио- де –Жанейро на конференции по окружающей среде был принят первый документ о сохранении биологического разнообразия, которую подписали представители 150 государств. Мы посвящаем наше мероприятие именно этому дню.

На планете Земля предположительно живет 11 млн. видов организмов, из которых пока описано только 1 млн. 550 тыс. Каждый из них занимает своё место в природе.

Чтение стихотворения учеником.

“Берегите Землю, берегите”

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба.

Над пустыней тень от баобаба.

Ястреба парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите-

Берегите Землю, берегите!

А сейчас, представляем команды, которые принимают участие в нашем познавательном экологическом турнире знатоков природы. Наш турнир - это интересные конкурсы, вопросы, сюрпризы, это ваши знания, эрудиция и находчивость. Отсчитывать время будут песочные часы. Как только весь песок опустится вниз - ваше время истекло.

Просим команды (названия команд) приготовиться. Повторить правила работы в команде.

Представление команд

Разминка слайд 4,5,6,7

Мы знаем, как разнообразен мир живой природы. Попробуйте по описанию определить, о ком идет речь:

1. Они откладывают яйца и покрыты перьями. Большинство из них умеют летать. (Птицы).

2. Они живут в воде и покрыты чешуей, дышать могут только под водой. (Рыбы).

3. Они обладают крыльями и тремя парами ног. (Насекомые).

4. Они кормят своих детей молоком. Обычно покрыты шерстью. (Млекопитающие).

Задаются 2 вопроса 1 команде, 2 вопроса 2 команде. За каждый правильный ответ жетон.

Слайд 8 Раздать карточки с вопросами. На подготовку 1 минута. Выходит представитель от команды. Перед ним картинки на слайдах, найти правильный ответ и показать. Вопросы для 1 команды.

Какое млекопитающее строит дом с бассейном? (Бобр)

Кто выводит птенцов в феврале? (Клёст)

Какая бабочка "носит" воинское звание? (Бабочка – адмирал)

Если одна команда не смогла ответить, на этот же вопрос отвечает следующая команда:

Слайд 9 Вопросы для 2 команды. Выходит представитель от команды

Если дети не знают ответа и не могут показать картинку, может помочь команда-соперница.

1.Этого дикого зверя можно встретить и на небе. (Большая медведица)

2. 3.Какая птичка бегает под водой по дну ручьев и рек в поисках пищи? (оляпка)

3.Кто бежит ногами вперёд? (Заяц)

Тур 1. Лесная почта Слайд 10,11,12 Очень часто из лесной школы к нам в школу приходят жалобные письма от животных, растений, которые просят у вас совета, помощи. Вам нужно внимательно прочитать их (3 письма), дать ответ и помочь им. Каждой группе дается 1 письмо- задание. Капитаны разбирают письма. Посовещавшись, они зачитывают письмо-описание и называют отгаданное животное.

Учитель: Ребята, из этих жалоб мы можем сделать вывод: Живой природе грозит опасность! Потеря любого вида растений или животных – глубокая трещина в биологическом разнообразии Земли. До появления человека один вид животных вымирал за1000 лет. В настоящее время на Земле исчезает один вид животных в год. Зоологи подсчитали, что из-за деятельности человека в исторический период исчезли 150 видов птиц, 106 видов млекопитающих. В основном это касается охотничьих и промысловых животных.

Человечество давно осознало эту проблему и поставило перед собой одну из важнейших задач – сохранение биологического разнообразия (флоры и фауны).

Первым шагом к этому явилось создание Красных книг различного ранга. Слайд 13 В 1963 году появилась первая Красная книга МСОП (Международного союза охраны природы). Первая Красная книга бывшего СССР была опубликована в 1978 году, а Красная книга России - в 1982г. Ребята, в Красной книге указаны не только редкие животные, которых мы должны беречь и охранять. В Красной книге также говорится о тех животных, которые уже исчезли. Послушайте одну печальную историю о странствующем голубе. Слайд 14 Выступает учащийся с докладом о странствующем голубе.

В Северной Америке в конце 19 века был полностью истреблён странствующий голубь. Эта птица считалась самой многочисленной. Люди убивали птиц всеми возможными способами: ружьями, палками, шестами и даже сетями, т.к. стаи этих птиц пролетали очень низко. Мясо убитых в огромных количествах птиц засаливали в бочках, скармливали свиньям, использовали как удобрение. Никто в те времена не допускал мысли, что голуби могут исчезнуть. Но к началу 80-х годов многочисленные стаи заметно поредели и странствующий голубь исчез.

Физминутка. «Раз, два, три, выросли цветы! К солнцу потянулись – высоко. Стало им приятно и тепло! Ветерок пролетал, стебелёчки качал. Влево качнулись, низко пригнулись. Вправо нагнулись, низко пригнулись. Ветерок, убегай! Ты цветочки не сломай! Пусть они цветут, растут!

Учитель: У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько из них занесено в Красную книгу.

Тур 2. Цветик – семицветик Слайд 15, 16, 17 Капитаны команд получают по конверту с буквами, из которых нужно собрать названия трех цветов, занесенных в Красную книгу. Время на составление – 2 минуты. За каждый правильный ответ – 5 баллов.

Предлагаются названия трех цветков, занесенных в Красную книгу: ветреница, ландыш, колокольчик.

Выступает учащийся с докладом.

Ветреница! Она уменьшает содержание пыли в воздухе в 3 раза, а газов и дыма в 2 раза.

А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновение 25 тысяч видов растений.

Да и площадь лесов ежеминутно сокращается на 20 га.

Знаете ли вы? Один гектар леса вырабатывает за 1 час кислорода столько, сколько нужно для дыхания двухсот человек

Тур 3 Мы любим природу

От чего березка плачет?

Не пойму, что это значит?

Кто б ответить нам помог?

Почему березка плачет?

Кто её обидеть мог? Сейчас мы это узнаем.

Учитель: Группа ребят, озабоченных состоянием нашей Земли, сейчас покажут вам сказку про Ивана - удальца, но не обычную, а экологическую. Инсценировка.

Учитель: Что же ещё делает человек для спасения живой природы? Ответы детей

Создаются заповедники (в России их – 99), заказники, национальные парки, где подлежат охране не только отдельные виды, но и целые природные сообщества. Для разведения отдельных видов создаются питомники, где разводят, например, журавлей, крупных соколов, дроф, а затем их потомство выпускается на волю.

Создаются организации, которые также включаются в борьбу за сохранение флоры и фауны.

Тур 4. Найди ошибки Слайд 18, 19, 20

Слон – плотоядное млекопитающее.

Флора - древнеримская богиня полей и лесов, покровительница животных.

Выходной день друзья решили провести в лесу. Целый день они резвились, играли, бегали по лесу, кричали, слушали музыку, плели венки. Потом разожгли костер, приготовили еду. То, что не доели, оставили в упаковке голодным лесным животным. А когда нашли маленького ежонка, то взяли его с собой, чтобы ему не было так одиноко.

Такое поведение в природе недопустимо! Вот что может случиться в недалеком будущем, если мы вовремя не остановимся и не задумаемся.

Путешествие в будущее (Музей вымершей флоры и фауны)

Правда, людям в своё время тоже пришлось поломать голову над одним растением, которое знал ещё Пушкин, а до нас оно не дошло. Название его – полба.

Ну, не будем грустить; видимо, этот процесс закономерен. Я прошу взглянуть на эти чудесные искусственные цветы. Когда-то они росли на планете Земля и исчезли, но, благодаря умельцам, мы можем любоваться ими сейчас.

Фауна в нашем музее представлена более полно, чем флора. И здесь нас ожидают интересные находки. Посмотрите на эту птицу, это петух. К сожалению, до нас дошёл единственный игрушечный экземпляр, т.к. люди были беспечными и не думали о будущем. По утрам их будил крик живого петуха, и они думали, что так будет продолжаться вечно.

Вот другой экспонат – свинья-копилка. Люди относились к ней любовно, но уже к концу XX в. свиней становилось всё меньше и меньше. Посмотрите на этих забавных лягушку, медведя и зайца. Прошу бережно обращаться с игрушками, надо думать о наших потомках; им и этого может не достаться.

Что касается птиц, то из уцелевших письменных источников нам известно, что была какая-то кукушка, какой-то соловей. Мы вам можем показать только картинку вороны. Предлагаем записи птиц, которые когда-то населяли Землю.

Учитель: Музей вымершей флоры и фауны – фантазия. Страшная фантазия! Но она тем и страшна, что может стать реальностью.

Чтобы не допустить подобной ситуации, мы предлагаем вам еще раз вспомнить правила поведения в природе. И озвучим мы эти правила в необычной форме.

Дети поют экологические частушки.

В заключение произносят хором клятву юного эколога.

Подведение итогов (команды подсчитывают жетоны)

И очень хотелось бы, чтобы эта работа была бы потребностью вашей души, вашего характера.

Наша планета Земля очень большая. И она отблагодарит вас за то, что хотя бы на маленьком участке вы сумели стать добрыми хозяевами. Но дело в том, что нам уже сейчас нельзя терять время. Уже сегодня, сейчас, наша планета, этот хрупкий голубой шарик в космическом пространстве, и в ваших руках. Будьте добрыми хозяевами Земли!

А теперь, - награждение лучших. Команда – победитель (название команды, аплодисменты). Ей вручаются призы - сюрпризы (призы упакованы, прилагаются только аннотации).

Награждение команд

Ну, а наших гостей мы угощаем чаем из лекарственных трав, и желаем Вам здоровья!

Приложение к внеклассному мероприятию

Жалобы животных

Ох и не любят меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым без хлеба сидеть. Так вот подумайте, обижать или любить меня.________________________________________________________

Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая. ____________________________________________________

Я красивая грациозная кошка – одно из наиболее редких животных. У нас очень ценится пятнистая шкура и кости, которые широко используются в народной медицине. Поэтому человек безжалостно истребляет нас.___________________________________

1.Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот побежит ветерок – и над поляной послышится тихий серебряный перезвон. Что это за растение?______________________________________________________

2 Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое-где ещё лежит снег, когда ветрено и холодно. И как будто дрожит цветок на ветру.__________________________________________________________

3 Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков появляется красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовита.________________________________________________________

__________________________________________________________________

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи мероприятия познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии; обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу.

Конспект внеклассного воспитательного мероприятия по экологическому воспитанию на тему:

Задачи мероприятия: познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии; обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу.

Цели мероприятия:

Образовательные: сформировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении;

Развивающие: формировать речевые навыки, умения анализировать действия персонажей, что развивает логику, умения высказывать свои мысли,

Воспитательные: воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, воспитывать коммуникативные умения.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: формировать у учащихся младшего школьного возраста целостный взгляд на современный мир и место человека в нем.

Познавательные УУД: научатся устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы, проверять информацию

Регулятивные УУД: научатся действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения

Коммуникативные УУД: формирование навыка речевых действий; формирование умения участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Личностные результаты: формирование личного эмоционального отношения к себе и окружающему миру; формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы.

Форма занятия: урок-путешествие

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Ход мероприятия

1. Чтение стихотворения

Держа в руке глобус, ученик рассказывает:

Самая прекрасная, родная,
Разноцветная, веселая, живая,
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети.

Но порой, под нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают.

Где бы мы ни жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья,
Мы, Земля, с тобой одна семья.

Звучит голос Земли:

- Мне радостно слышать вас и обидно .

Учитель: Ребята, нас услышала наша Земля, но что-то голос у неё грустный. Что случилось?

Голос Земли:

Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда-то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать любит своего ребенка.

Как же я была прекрасна в то время!

Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг оказался направлен не только на создание, но на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животных. Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами. Во что превратилась некогда прекрасная Земля? Неужели я создала и вскормила собственного губителя! У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.

Учитель:Ребята, что же случилось с нашей планетой? Почему она жалуется?

(С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность).

Презентация.

СЛАЙД № 1

Тема нашего занятия так и звучит "Планета в опасности".

Человек наносит природе большие и маленькие раны. И сегодня мы поговорим об этих тревожных сигналах природы, а также совершим путешествие по станциям и поработаем в группах

- Какие же задачи мы поставим перед собой, чтобы решить проблему с болезнью нашей планеты?

И что угрожает нашей планете Земля?

На все эти вопросы ответите вы сами.

- Сегодня вы окажетесь в роли ученых - специалистов: ботаников, зоологов, географов, которые помогут спасти планету. Что они изучают?

Задания для групп.

1. Ботаники расскажут, что угрожает "легким нашей планеты " - растениям.

2. Зоологи расскажут о состоянии "братьев наших меньших" - животных.

3. Географы расскажут о том, что угрожает "крови", т.е. почве, воде и воздуху.

(Учащиеся читают, затем от каждой группы выступает представитель с отчетом)

Выступают ботаники

- У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько из них занесено в Красную книгу: колокольчики, подснежники, ряд видов тюльпанов и пионов, зверобой.

Ветреница алтайская! Они уменьшают содержание пыли в воздухе в 3 раза, а газов и дыма в 2 раза. А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновение 25 тысяч видов высших растений. Да и площадь лесов ежеминутно сокращается на 20 га.

Выступают зоологи

Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби!

Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, волки!

Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим - люди уничтожили их.

Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить больше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу - развлекается. Иногда слышишь: "Человек - царь природы!"

Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы?

Представить себе это невозможно. без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро дает природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить.

Выступают географы

Без воды и не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода работает на гидроэлектростанциях - добывает ток. И моет всех тоже вода. А ещё вода самая широкая и удобная дорога, по ней плывут суда и везут тяжелые грузы и пассажиров. Но почти вся вода содержит значительное число солей, что делает ее непригодной к употреблению.

Пресных вод приходится очень мало.
Поэтому воду нужно беречь.
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле - вода!
Экономь её и береги -
Мы ведь на планете не одни!

СЛАЙД № 2

Признаки грозной беды.

1. Вырубка лесов. Ботаники

2. Гибель животных. Зоологи

3. Загрязнение воды. Географы

4. Загрязнение воздуха.

5. Накопление мусора.

6. Отравление почвы.

Учитель: Кто виноват во всех причинах болезни планеты ? (Человек )

- Видно, люди забыли о том , что мы навсегда в ответе за всех, кого приручили. за тех животных, растениях, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем селе, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить.

Ведь у каждого из нас только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший : " Все мы пассажиры большого корабля по имени " Земля ", значит пересесть из него просто некуда.

- Что имел в виду автор этих строк ? (Ответы детей )

- Следовательно, болезнь планеты угрожает здоровью и жизни самого человека. Как же добиться гармонии человека и его планеты?

- Я думаю, что нам следует прислушаться и придерживаться такого правила: "Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету."

- Я уверена, что первые три пункта этого правила вы выполняете.

Интересно, а как вы приводите себя в порядок ?

- Прежде, чем заботиться о здоровье планеты, мы сами должны быть здоровыми, крепкими.

- Вспомним правила гигиены здоровья.

- А какие меры охраны природы вам известны в нашей стране?

(Заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга)

Итак, отправляемся в путешествие. СЛАЙД №3

1. Станция "Лесная почта"

Каждой группе дается задание.

На эту станцию часто приходят письма от животных, растений, которые просят у вас совета. Вам нужно внимательно прочитать их и дать ответ устно на некоторые из них и помочь им.

На день рождения Кате подарили щенка. Наконец- то сбылась ее мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у нее появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла. А потом ей подарили говорящую куклу, о щенке Катя вспоминала все реже, а когда он заболел, сказала маме: "Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице".

Правильно ли поступила девочка?

Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

- Что ты делаешь?- спросила бабушка. Пчел прогоняю, они жалят цветы.

Бабушка улыбнулась и, позвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

- А я и не знал об этом.

Что сказала бабушка внуку?

Сережа, гуляя с папой в лесу, развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал.

Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя?

Ответ: Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет: полиэтиленового пакета 200 лет.

- Наша природа богата лекарственными растениями, которыми лечатся люди и животные

СЛАЙД № 4

2. Станция "Лесная Аптека" на службе человека.

Добрый врач, бывалый врач
Чуть услышит стон и плач
В ранний час и полночь
Поспешит на помощь.

- Какая группа больше напишет лекарственных растений? (Рассказывает ученик)

Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни. СЛАЙД № 5

Физкультминутка

Игра "Это я, это я, это все мои друзья!"

Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет нашу природу
От коварного огня?

Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?

Кто из вас в реке купался
И на пляже загорал?
А когда домой собрался
Мусор за собой убрал?

На привале кто в лесу
Жег засохшую сосну?
А потом так поспешил
Что костер не затушил?

Кто, гуляя на лугу,
Зря не топчет там траву,
Насекомых кто не лови
И цветы совсем не рвет?

Кто животных, птичек любит?
Кто кормушки мастерит
Кто природу охраняет?
За порядком кто следит?

СЛАЙД № 6

3. Станция "Маленькие тайны природы"

Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую).

Почему крапива сильно "жжется"? (В волосках ее листьев есть муравьиная кислота, при прикосновении к коже кончик волоска ломается, сок выделяется в ранку, вызывает жжение).

Какой зверь на земле самый чистоплотный? (Барсук. Около норы чисто, туалет - глубокая ямка устраивается в нескольких метрах от норы, чистит шерсть).

На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны, посидел некоторое время, для чего? (Принимая "муравьиную ванну", птица освобождается от паразитов, муравьи опрыскивают тело птицы пахнущей муравьиной кислотой).

Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость, раз попробовав, птица запоминает яркого жучка).

Назовите самого прожорливого хищника планеты (Стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама).

Куда исчезают лягушки, жабы зимой? (Спят).

Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).

Если случится тебе простудиться, появится кашель, поднимется жар. Подвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый душистый отвар. (Ромашка) Чтение примет на плакате. СЛАЙД № 7

4. Станция " Музыкальный калейдоскоп".

Наши ученые вспомнят песню: зоологи - песни, в которых поётся о животных

Ботаники - о цветах, растениях,

Географы - о погоде, воде, воздухе

Спойте строчку, а можно и 1 куплет, песни.

("У природы нет плохой погоды"; "Что мне снег, что мне зной"; "Снег кружится, летает, летает"; "Мороз снежком укутывал, смотри, не замерзай"; "От улыбки в небе радуга проснётся. СЛАЙД № 8 *

5. Станция "Природные синоптики".

На заранее разрезанных листочках записаны приметы. Нужно их "собрать". За быстроту - 1 балл, за правильность - 2 балла.

В январе/ к вечеру/ потеплело - к осадкам. (3 листка)

В феврале усилился ветер к вечеру - к осадкам.

В январе к вечеру усилился мороз - к ясной погоде.

Экология - наука, изучающая, как растения, животные и человек взаимодействуют между собой и с окружающей их неживой природой

Игра "Закончи чистоговорку на экологическую тему".

Ять-ять-ять - Природу нужно охранять.
Ля-ля-ля - Мы спасём тебя, Земля.
Ождь-ождь-ождь - Не нужен нам кислотный дождь.
Я-я-я - Наука экология.

Итог занятия

Что угрожает нашей планете?

Как решить проблему с болезнью нашей планеты?

Как вы должны заботиться о природе? (о птицах, о чистоте, на речке - мусор, битые стекла)

Какие экологические катастрофы вы видите в нашем селе? (асф. завод)

Как их можно устранить?

Я уверена, что вы уже сейчас начнете заботиться о своей планете.

СЛАЙД № 9

Земля - наш дом

(3 ученика рассказывают стихотворения)

Я речь свою веду о том,
Что вся Земля - наш общий дом, -
Наш добрый дом, просторный дом, -
Мы все с рожденья в нем живем.
Земля не спит и каждый день
Глядит в глаза своих детей.
Тебе и мне глядит в глаза,
И нам с тобой молчать нельзя.
Ещё о том веду я речь,
Что мы наш дом должны сберечь.
И мы докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Ребята понравилось вам мероприятие?
Давайте украсим нашу планету цветами!
Вы хорошо работали, Спасибо вам!

Читайте также: