Русский алфавит или азбука конспект урока 2 класс школа россии

Обновлено: 07.07.2024

Цели урока: совершенствование умений правильно называть буквы алфавита; формирование умения анализировать звукобуквенный состав слова.

Ход урока

С неба падали пушинки
На замёршие поля.
Ель закутали косынкой,
Жаркой шубой – тополя.
И укрыли дом да площадь
Необычным одеялом.
“Как же их зовут?” – ты спросишь.
Имя здесь я написала.

– Назовите буквы, с которых начинается первое слово каждой строки. Какое слово можно составить из этих букв?

– Какая орфограмма встретилась вам в этом слове? (Жи – пиши с буквой И.)

– Сегодня на уроке мы продолжаем работать с алфавитом: будем учиться правильно называть буквы и звуки, которые эти буквы обозначают.

II. Проверка домашнего задания

– Что такое алфавит? Чем азбука отличается от алфавита? (Азбука и алфавит – это буквы, расположенные по порядку. Азбука русское слово, алфавит – греческое слово.)

– Назовите восьмую букву алфавита, придумайте слово на эту букву.

– Назовите букву, которая стоит перед ней и после неё. Придумайте слова на эти буквы.

III. Чистописание

– Сегодня на урок к нам пришло интересное письмо.

Добрый день, дорогие дети!

Должен доложить вам, что я давно живу на улице Достоевского в доме двадцать девять, вход со двора.

В нашем доме живут разные дяди, домохозяйки, дедушки, девушки, дети, дворник Дормидонтыч и две собаки – добродушная дворняжка Дружок и доберман-пинчер Джульбарс.

Есть у нас долгожитель – дедушка Дудочкин. Он дожил до 99 лет.

Все жители нашего дома живут дружно, относятся друг к другу доброжелательно, даже к двоечнику Диме (в те дни, когда он не дерётся и не дразнит добермана-пинчера).

– Вы, наверное, уже догадались, что мы добрались до буквы Д.

– Какие слова в письме начинались на эту букву?

– Сегодня на уроке мы будем работать над строчной и заглавной буквами Д, д.

– Спишите: Д д Д д

Обратить внимание на овальность и округлость буквы.

Строчную букву д сопоставить со строчной буквой у.

Ди Де До Дм Дв дл дв др ду

– Запишите название рек, в которых встречается буква Д;

Двина, Днепр, Дунай, Дон – реки.

– А теперь давайте поработаем со скороговоркой:

Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.

IV. Работа по теме урока

– Спишите названия видов транспорта в алфавитном порядке.

Троллейбус, машина, автобус, самолёт, вертолёт, поезд, катер.

(Автобус, вертолёт, катер, машина, поезд, самолёт, троллейбус.)

– Прочитайте слова – названия спортивных игр. Спишите их в алфавитном порядке.

Футбол, хоккей, волейбол, городки, лапта, баскетбол, теннис.

(Баскетбол, волейбол, городки, лапта, теннис, футбол, хоккей.)

– Напишите слова в алфавитном порядке. I ряд – овощи, II ряд – фрукты.

Абрикос, помидор, капуста, груша, огурец, слива.

– Прочитайте слова, близкие по значению. Расположите их в алфавитном порядке.

Буря, ураган, шторм.
Пурга, метель, вьюга, буран.
Зной, жара, пекло.

– Выполните упр. 94, 95.

V. Физкультминутка

VI. Словарно-орфографическая работа

1. Звукобуквенный разбор слова: лось

2. Работа над фразеологическими оборотами.

“Голодный как собака”
“В один присест”

– Сравнение с собакой встречается в нашем языке очень часто, вспомните – “продрог как собака”, “собачий холод” и т.д. Быть “голодным как собака” – это значит очень-очень проголодаться, сильно хотеть есть. Этот фразеологизм подчёркивает острейшее чувство голода. “В один присест” – значит сразу, в один раз.

Я – голодный как собака:
Съел бы целого слона!
Вермишель и булку с маком,
Кашу, творог, два блина!
Колбасу, сосиски, рыбу,
И, конечно, на десерт-
Я б мороженого глыбу
Уписал в один присест!

VII. Закрепление изученного материала

– Давайте поиграем в игру “Кто больше составит слов”.

Буквы разуму верны.
И за это им даны
Высочайшие права
Образовывать слова.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка

Тема : Русский алфавит или Азбука

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный момент) – 2 минуты

Проверка готовности и подготовка класса к работе. Настрой на дальнейшую работу.

Проверьте, пожалуйста, Ваше рабочее место, у Вас на столе должен лежать учебник, тетрадь и пенал.

- Для того, что бы мы узнали новое на уроке, как Вам нужно работать? Сколько голов столько умов.

- Как мы это понимаем? Все должны трудиться.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии –4 минуты

Подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения

- Ребята, скажите, из чего составляют слова? (из звуков и записывают с помощью букв)

- На прошлом уроке вы изучали звукоград и буквоград. Скажите , на каких улицах живут буквы? (гласные, согласные)

- Какие буквы не попали не на одну улицу? (ь, ъ)

- Почему? (это знаки)

-Что мы слышим и произносим? (звуки)

- Что мы записываем и читаем? (буквы)

- Где записаны все буквы? (в алфавите)

- Как вы думаете, с какой темой мы сегодня познакомимся? (Алфавит) (1 слайд)

3. Выявление места и причины затруднения (постановка учебной задачи) – 2 минут

Постановка проблемного вопроса.

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами должны будем узнать: (2 слайд) Составление плана работы на уроке. Составление плана на доске из карточек

1. Что такое Алфавит? Азбука?

2. Как появилось слово Алфавит?

3. Вспомнить буквы русского алфавита и назвать их правильно.

4. Чем удобен алфавит?

4.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 15 минут

Решение исходной задачи:

-обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала;

- содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору

- Откройте учебник на странице 81, прочитайте, что говорит учебник об Алфавите? (3 слайд)

Статья СОВЕНКА для прочтения на листочке

Эти слова: "азбука" и "алфавит" пришли к нам, как это известно, из двух разных языков.

Слово: "азбука", пришло из славянского языка, это слово произошло от названия двух первых славянских букв: "аз" и "буки".

Слово: "алфавит", пришло к нам из греческого языка, это слово тоже произошло от названия двух первых уже греческих букв, греческого алфавита: "альфа" и "бэта".

Эти слова: "азбука" и "алфавит" не всегда имеют одно и то же значение.

Потому, что например, слово: "азбука" это ещё также и букварь, то есть это книга для изучения алфавита.

- Можем ли мы менять местами буквы в алфавите?

- А как же появилось слово алфавит? Азбука? (4 слайд)

-Послушайте пословицу ( Сначала АЗ да БУКИ, а там и науки) Объясните её смысл. (Что сначала выучи азбуку, а уж только потом берись за остальные науки).
- Упражнение 121. Прочитайте алфавит.

Упражнение 122 Назовите пропущенные буквы. Запишите буквы русского алфавита

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - Что бы легче запомнить буквы русского алфавита, пропойте стихотворение под музыку Подмосковные вечера…
А Б В Г Д

К Л М Н О П Р С

ТВЕРДЫЙ Ы МЫГКИЙ Э Ю Я

- Значит сколько букв в русском алфавите? (33)

- упр. 124 Назовите правильно буквы русского алфавита. (5 слайд)

- Докажите, что алфавит помогает людям. - Где ещё может быть использован алфавит? (Слова в словарях расположены в алфавитном порядке, книги в библиотеке, карточки в больнице, быстро найти фамилии друзей в записной книжк, список класса в дневнике и журнале)

5. Применение изученного на практике – 7 минут

- У Вас на столах лежат листочки с названиями сказок Корнея Чуковского. Укажите названия сказок в Алфавитном порядке. Перед названием поставьте порядковую цифру.

- Приступайте к выполнению задания.

- А теперь поменяйтесь с соседом листочком и проверьте его.(7 слайд)

Напротив правильного ответа поставьте знак +,

напротив неправильного знак -.

1.Обучающие: познакомить с русским алфавитом и объяснить его значение, формировать умение пользоваться алфавитом, называть буквы в алфавитном порядке.

2.Развивающие: развитие внимания, мышления, памяти; фонематического слуха, умение работать в малых группах; развитие познавательной активности, расширение кругозора, развитие интереса к учению;

3.Воспитывающие: воспитание взаимовыручки, бережного и заботливого отношения к окружающему миру, к своему здоровью, воспитание самооценки учебной деятельности.

1.познавательные:

общеучебные – самостоятельное формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование, логические – анализ, синтез, классификация, знаково-символическое моделирование

2. регулятивные:

Определять цель деятельности; прогнозирование результата, самооценка учебной деятельности.

3. личностные:

.смыслообразование (мотивация уч. д-ти) - понимать причины успеха; установка на здоровый образ жизни

4. коммуникативные:

постановка вопросов, речевых высказываний, учет разных мнений, умение правильно построить и аргументировать свое мнение, слушать и понимать речь других.

Методы: практический, проблемный, словесный, деятельностный, игровой, частично-поисковый, наблюдение

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент

В одном далеком селении жили счастливые люди. Они умели дарить друг другу счастье, доброту. Они протягивали друг другу руки. И их ладони встречались. Давайте протянем ладони, посмотрим в глаза друзей с теплотой, улыбкой.

Потрите ладони – почувствуйте тепло. Прижмите их к ушам, глазам, голове.

-наши глаза внимательно смотрят

-наши уши внимательно слушают

-наша голова хорошо думает.

Я уверена, вы обязательно справитесь со всеми заданиями. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Проверьте свою готовность к уроку.

Оцените готовность к уроку

Дети устно говорят вслух

Оценивают по критериям:

-их порядок расположения на парте;

-эмоциональный настрой на урок: я полностью готов к уроку, потому что у меня на парте все вещи…. лежат на парте

Личностные: смыслообразование (мотивация к учебной деятельности, интерес к новому)

2.Актуализация знаний

Оцените работу по критериям

1.)Запись числа.

2.)Повторим, что мы знаем о буквах русского языка.

Хлопните в ладоши те ребята, кто уверен, что знает буквы и справится с заданием.

-Что записано на доске?

-Что за обозначения вы видите?

-Исключи лишнее (звуки) Почему? (Гл б. – видим, пишем

Гл.зв. - слышим и произносим.)

-Раздели на 2 группы (гласные согласн; Согл звонкие

-Как их различить? Чем буква отличается от звука?

Сможем ли мы их упорядочить, написать по порядку? (записывают)

3.)Минутка чистописания.

абвгдеежз + -

-Как выдумаете, о чем пойдет речь? Какова цель урока?

-Давайте проверим, правильно ли мы определили тему и цель урока.

Прочитай вопрос, на который мы должны ответить.

-Сможете ли вы сказать, что такое Алфавит?

Пометки на полях (инсерт, маркировка)

Оцените на полях тетради + - правильность выполнения данного задания. По каким критериям будете оценивать? (правильность написания букв, аккуратность)

Познавательные: общеучебные – самостоятельное формулирование познавательной цели.

Регулятивные: прогнозирование результата учебной деятельности, умение применять и сохранять учебную задачу.

Предметные: находить гласные

3.Открытие детьми нового знания

Оцените работу по критериям

Алгоритм- порядок действий исполнителя для достижения резул.

1.Работа в паре. Правила работы в паре. Вспомнить правила работы в паре. Задание. Какие буквы пропущены?

Аа ? Вв ? Дд Ее ? Жж Зз

Ии ? Кк Лл ? Нн ? Пп Рр Сс ? Уу ? Хх ? Чч Шш ? ъ ы ? Ээ Юю ?

Проверка CD - Что такое Алфавит?

2.Анимация CD

3.Составление алгоритма.

-Как расположены буквы в алфавите?

А)Буквы расположены в строго определенном порядке

-Что такое буквы?

Б)Буквы - это знаки, которые служат для обозначения звуков речи на письме

-Сколько букв в Алфавите?

В) В алфавите 33 буквы (10 гласных, 21 согласная, Ь,Ъ)

Правило стр.52

слова. Доказывают. Делают вывод: результаты получились разные. Высказывают способы решения проблемы.

Устно отвечают на вопрос.

Самостоятельная работа: записывают слова, выделяют приставку, корень, подчеркивают орфограмму

Личностные: учебно-познавательный интерес на уровне реакции на новизну.

Регул: переопределять практическую задачу в познавательную с помощью учителя (самостоятельно)

Коммуникативные: формулировать собственное мнение в ходе выполнения задания

Правила игры: я буду называть разные звуки. Если вы услышите гласный звук – присядьте на корточки, согласный подпрыгните и хлопните в ладоши. ЪЬ - тихо стоим

Первичное закрепление

1. Работа в группе. Правила работы в группе.

Для чего нужно знать алфавит? (Библиотека, поликлиника, классный журнал…).

Сейчас вы будете исполнять роль библиотекаря. Разложить правильно карточки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомить с алфавитом (азбукой) и его ролью в жизни людей; формировать умения использовать алфавит на практике; способствовать развитию орфографической зоркости; расширять кругозор учащихся; развивать мышление, речь.

1.Калиграфическая минутка.

Загадка. На странице букваря 33 богатыря.

Мудрецов – богатырей знает каждый грамотей.

- На какую букву начинается слово АЛФАВИТ? (А)

- Из каких элементов состоит буква А? а?

- Напишите ряд букв Аа в соединении красивым почерком.

- Ребята, дед – буквоед съел буквы в этом слове: …лф…вит.

- Какие орфограммы съел дед?

- Пропишите это слово правильно на втором ряду.

- Звуковой анализ слова.

- Составьте предложение со словом АЛФАВИТ и запишите в тетрадях.

- Какое предложение вы записали? (проверка)

- Ребята! А кто может назвать тему нашего урока?

- Правильно. Сегодня мы будем говорить об алфавите. И вы узнаете, для чего он нужен и откуда произошло его название.

Работа над новым материалом.

- Расшифровать и записать слова, записанные цифрами.

4. упр. 10 – ответь на вопросы.

Работа с буквами разных алфавитов.

Учитель: Для чего же нужен алфавит?

2)Анализ ситуаций. – упр.12.

Ситуация 1.При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке. Попробуйте поставить слова по алфавиту:

Мяч, кеды, бег, скакалка, эстафета, кроссовки, прыжки.

Ситуация 2.Ребята, а если мы не знаем, как правильно пишется слово? Как поступить в этом случае? (Обратиться за помощью к словарю).

Физкультминутка.

Задание: назовите фамилии наших учеников в алфавитном порядке:

Кузнецов, Арутюнян, Азаров. Проблемная ситуация: две фамилии начинаются на одну букву. (Предположения учащихся, объяснение учителя).

Самостоятельная работа по вариантам. Взаимопроверка.

Ситуация 4.Ребята, посещая библиотеку, вы заметили, что библиотекари быстро находят ту или иную книгу. Почему?

- Сейчас, вы будете исполнять роль библиотекаря. Вам нужно поставить книги в алфавитном порядке. (У детей на парте карточки с фамилиями авторов. Карточки правильно разложить С.Маршак,В.Бианки,А.Пушкин,Ш.Перро). (Проверка с доски).

3)Беседа: Для чего нужны книги? (Читать - много знать.)

4) Самостоятельная разноуровневая работа. (Учащиеся выбирают и выполняют задание, которое им доступно.)

Учитель:

1 уровень: У Бориса Заходера есть такие строки (записаны на доске)

Мне нужны такие вещи:

Молоток, напильник, клещи.

Названия инструментов запишите в алфавитном порядке.

2 уровень: на доске картинки с изображением инструментов:

шило, игла, ножницы.

Написать названия инструментов в алфавитном порядке.

4.Итог урока.

Что нового узнали на уроке? ( Опираясь на план, подводят итог урока.) С каким настроением вы уйдете с урока? Почему? Оцените свою работу. В тетради на полях учащиеся оценивают свою работу. Ставят знаки: +, -,? + доволен работой, - не доволен, ? что-то не получилось.

Читайте также: