Конспект логопедического занятия слово и слог 1 класс

Обновлено: 07.07.2024

Ход логопедического занятия.

1. Организационный момент.

– Сядет первым тот, кто назовет лишнюю букву на карточке (среди гласных одна согласная или наоборот).

- Ребята, что вы знаете о звуках? (Звуки слышим и произносим.)
- Какими бывают звуки?
- Назовите гласные.
- Какой звук произносит Федя? (Учащиеся определяют по артикуляции гласные и произносят).

3. Основная часть занятия.

- Сегодня мы будем определять количество слогов в словах, а помогать нам будут гласные.

- Угадайте, что буду называть: слово или слог? Если услышите слово, то поднимите длинную полоску, а если услышите слог, то — короткую.

Палка, ко, лак, са, сани, утка, глаза, вил, вилка, пар.

- Сейчас мы будем заселять животных. На первом этаже будут жить животные, в названии которых 1 слог, на втором этаже – в названии 2 слога, на третьем — в названии 3 слога. /Учащиеся по очереди выходят к доске, выбирают картинку, определяют количество слогов хлопками/.

Мышка, лось, лягушка, собака, лиса, корова, волк, кот.

- У коровы — …(теленок, телята).
-У лягушки — …(лягушонок, лягушата).
- У волка — … и т.д.

4) Работа в тетрадях.

- Определить количество гласных в слове, начертить схему, подписать гласные буквы.

- Какое правило о гласных вы знаете? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

Учащиеся по очереди выходят к доске.

Куры, курица, ток, мыла, горы, лимоны, вата.

5) Пальчиковая гимнастика.

- Наши пальчики устали, сейчас немного отдохнут.

Здравствуй, солнце золотое! /постукивают большими пальцами/
Здравствуй, небо голубое! /указательными пальцами/
Здравствуй, вольный ветерок! /средними пальцами/
Здравствуй, маленький дубок! /безымянными пальцами/
Мы живем в одном краю – /мизинцами/
Всех я вас приветствую!
(Т. Сикачева)

7) Беседа о безопасном поведении на детской площадке (лото для детей и родителей).

Рассматривание картинки, изображающей безопасную ситуацию.

- Ребята, кого видите на картинке?

- Что делают герои?

Затем дети выходят к доске, выбирают маленькие картинки с опасной ситуацией и объясняют, что происходит с героями, почему их поведение может быть опасным, как надо поступать в подобных случаях.

4. Итог занятия логопедического занятия.

- Что учились делать на занятии?

- Какие задания понравились, а какие не понравились?

- Покажи свое настроение на плакате.

Список использованной литературы:

Кочепасова Галина Владимировна, учитель-логопед,
МБОУ СОШ № 3, город Рассказово, Тамбовская область

Показана слогообразующая рольгласных в слове и формирование у детей умения правильно делить слова на слоги, делать слоговой анализ, определять их количество и последовательность слогов в слове.

ВложениеРазмер
slog_slovo_zanyatie.doc 27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Слог. Слоговой состав слова.

Цели: показать слогообразующую роль гласных в слове, учить детей делить слова на слоги, выделяя гласные. Определять порядок слогов в слове. Отметить важность последовательности слогов при чтении и письме.

Оборудование: раздаточный картинный материал, карточки со слогами, мяч.

Орг. Момент – назовите картинки ( лев, лошадь, машина, самолёт, танк ) и разделите эти слова на слоги. Произнести слова по слогам, выделяя голосом гласные. Из односложных слов, из двусложных, из трёхсложных слов. Отхлопать количество слогов.

Что вам помогло определить количество слогов в слове? (Количество гласных в слове).

Вывод: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Выделить гласные из слов. Определить количество слогов в слове. Объяснить почему? Сом, мир, лук, стул, брат, слон, ручка, парта, мука, дыра, крыло, машина, гусята, бумага, сапоги, ребята.

Разделите слова на слоги. Подчеркните красным карандашом гласные буквы.

Муха, рубашка, пузыри, музыка, торт, карп, попугай, муравей.

Составить слова из слогов:

Ка, ней, ли мин, ви, та то, ав, бус ла, ку, а

Ке, ра, та ри, ку, ца ни, пят, ца боч, ба, кА

Бо, ра, та, та, ну, ми

Игра с мячом. Перекидывая мяч друг другу, превратить односложные слова в двусложные, двусложные в трёхсложные. Например: ключ – ключи – ключики.

Мяч, зонт, рот, дом, кот, бант, стол, шар, гвоздь, винт, болт, шарф.

Что за ЛИ? Что за МОН? Никакого в звуках смысла!

А как скажут ЛИМОН – сразу станет кисло!

Что за КИ? Что за НО? Людям вовсе не известно!

А как скажут КИНО – сразу станет интересно!

Что за ХАЛ? Что за ВА? Вот ещё одна загадка!

А как скажут ХАЛВА – сразу станет сладко - сладко!

Из слогов составить слова: мон, ли, но, ки, хал, ва.

Итог занятия: Чему вы сегодня научились? Что узнали нового о гласных звуках?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия по русскому языку "Состав слова"
Конспект логопедического занятия Дифференциация [Ч]-[Ш] в словах.

Данное занятие можно использовать при работе с детьми начальных классов с диагнозом ОНР. У детей данной группы наблюдается недоразвитие основных компонентов языковой системы (фонетико - фонетического.



Развитие интереса к логопедическим занятиям.


Цель: автоматизировать произношение звука [р] в словах и словосочетаниях.Задачи:Коррекционно – развивающие:- корригировать произношение;- корригировать и развивать связную устную речь через форм.


Цель: автоматизировать произношение звука [р] в словах и словосочетаниях.Задачи:Коррекционно – развивающие:- корригировать произношение;- корригировать и развивать связную устную речь через форм.

Психогимнастика. (слайд Зимний лес)
Логопед:
Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? (зимний лес)



-Каких животных мы можем встретить зимой в лесу? (называют)
-Встаньте из-за парт. Ребята представьте, что вы животные, изобразите их повадки.
-Встречайте первого жителя леса:
(Постепенно на доске появляются дикие животные, повадки которых дети изображают, двигаясь по классу)
-Покажите, как прыгает заяц.
-Как белка грызёт орехи?
-Как ходит лось, покажите. (шагают, высоко поднимая ноги)
-А как волк вылизывает лапы?
-Как лиса крадётся, изобразите.
-Покажите, как кабан роет мордой снег.



Логопед:
-Молодцы, ребята, садитесь за парты.
-Дети, кого вы сейчас изображали? (диких животных, зверей)
Деление слов на слоги при помощи хлопков.
Логопед:
-Ребята, давайте разделим слово животные на слоги, при помощи хлопков. Вместе со мной ЖИ-ВОТ-НЫ-Е, сколько в слове слогов?
-А теперь разделим слово звери на слоги: ЗВЕ-РИ, сколько в слове слогов?
-Кто попробует сам разделить на слоги слова, называющие животных.
(дети делят слова - названия животных на слоги)
-Молодцы!
Деление слов с помощью гласных
Логопед:
-Ребята, как ещё можно определить количество слогов в слове? (с помощью каких букв?) (гласных букв)
Слоговые схемы и слова на карточках, на примере названий животных.



Логопед:
-Дети, посмотрите на доску. Нам нужно распределить слова по столбикам.
-Прочитайте первое слово. (барсук)
-В какой столбик поместим это слово? Почему? (во второй, в слове два слога, две гласные)
-Прочитайте второе слово. (куница)
-В какой столбик поместим слово? Почему? (в третий, в слове три слога, три гласные)
-Прочитайте третье слово. (рысь)
-В какой столбик поместим это слово? (в первый, в слове один слог, одна гласная)
Отрабатываем умения в паре:
Логопед:
-Ребята, сейчас вы будите работать в паре за партой.
-У вас на партах карточки со словами. Прочитайте слова, выделите гласные буквы и разложите на парте слова в три столбика, как показано на доске. Слева слова с одним слогом, в середине слова с двумя слогами, справа с тремя.
Набор карточек со словами для каждой пары детей: хвост, голова, нос, морда, лапы, глаза.
Логопед:
-Прочитайте слова с одним слогом, прочитайте слова с двумя слогами, прочитайте слова с тремя слогами.
-Ребята, как вы определяли количество слогов в словах?
-Каким обобщающим понятием можно назвать слова на карточках? (части тела зверей)
-Молодцы!
Образование новых слов (картина зимнего леса с животными):
Логопед:
-Ребята, ответьте на вопросы:
-У лисы лапа чья? (лисья)
-У волка хвост чей? (волчий)
-У белки уши чьи? (беличьи)
-У зайца глаза чьи? (заячьи)
-У кабана морда чья? (кабанья)
-У лисы хвост чей? (лисий)
-У зайца голова чья? (заячья)
-Замечательно!
Физкультурная минутка.
Логопед:
-А чтобы лапы, хвосты, уши животных не уставали выполним звериную зарядку. Повторяйте за мной:
Раз - присядка, (выполняют движения по тексту)
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый, (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало -
Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
А. Барто
Логопед:
-Чтобы восстановить дыхание сделаем дыхательную гимнастику:
вдох носом, длинный выдох через рот. (2-3 раза)
Развитие памяти и образование слов в родительном падеже. (зимний лес с животными)
Логопед:
-Возвращаемся в наш зимний лес. Поиграем в игру "Кого нет?"
-Посмотрите внимательно, кого нет? (нет белки)



-Закройте глаза, откройте, кого нет? (нет кабана)
-Закройте глаза, откройте, кого нет? (нет лисы)
-Закройте глаза, откройте, кого нет? (нет волка)
-Закройте глаза, откройте, кого нет? (нет лося)
-Закройте глаза, откройте, кого нет? (нет зайца)
(Постепенно на слайде исчезают и появляются звери в зимнем лесу.)
-Молодцы, все очень внимательные!
Добавить в слово слог: (на слайде предложения с пропущенным слогом в конце слова)
Логопед:
-А сейчас нужно прочитать предложение и добавить в последнее слово подходящий слог.
(дети читают по одному предложению и добавляют пропущенный слог, который затем появляется на слайде):
-Волк спит в лого (ве).
-Заяц сидит под кус (том).
-Лиса вылезла из но (ры).
-Лось стоит под дере (вом).
-Медведь спит в берло (ге).
-Белка живёт в дуп (ле).
-Хорошо.
3. Итог занятия.
Логопед:
-Ребята, подойдите ко мне. Каждому из вас я даю карточку со слогом ( у каждого ребёнка по одному слогу:Мо, лод, цы!, Спа, си, бо).
-Составьте из этих слогов два слова. Встаньте так, чтобы можно было прочитать слова.
-Какие слова получились? (Спасибо! Молодцы!)
-Ребята, почему вы молодцы? (ответы детей по выполненным заданиям на занятии)
Хвалю детей. Благодарю.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Образовательные: ? закрепление знаний детей о слоге, о гласных и их роли в слогоразделе; ? закрепление навыков определения количества слогов и ударного слога в словах; ? активизация словарного запаса учащихся Коррекционно-развивающие: ? развитие навыков слогового анализа и синтеза. ? развитие внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия ? развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Воспитательные: ? воспитывать умение работать в течение всего занятия; ? воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Образовательные:

закрепление знаний детей о слоге, о гласных и их роли в слогоразделе;

закрепление навыков определения количества слогов и ударного слога в словах;

активизация словарного запаса учащихся

Коррекционно-развивающие:

развитие навыков слогового анализа и синтеза.

развитие внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия

развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные:

воспитывать умение работать в течение всего занятия;

воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Оборудование:

Ход занятия.

Долгожданный дан звонок,

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Приготовьте ваши ручки,

Артикуляционная гимнастика. (Работа с зеркалами)

Прежде чем начать занятие, повторим правила:

Наши ушки внимательно слушают.

Ротик – на замочке.

Наши глазки все замечают и запоминают.

Говорим четко, громко.

Для этого потренируем органы речи (Сказка о «Веселом Язычке)

3. Графическое изображение слогового состава слов.

Записать названия картинок графически:






Как назвать всё это одним словом?

Вспомните, какие слова мы записали?

4. Знакомство со слоговыми домиками.

Детям раздаются карточки с домиком.

- Перед вами необычный домик. В нем живут слоги.


На первом этаже живут слоги, начинающиеся на С.

На втором этаже – с М. С какой буквы начинаются слоги на 3 этаже? 4 этаже?

В первом подъезде живут слоги, заканчивающиеся на А…

- Впишите в окошки слоги.

Дети заполняют таблицу.

- Раскрасьте ваш домик так, как вам нравится.

Примеры работ детей.



Прочитайте по порядку все слоги, живущие на 4 этаже, на 3 этаже, на 2, на 1.

Прочитайте снизу вверх слоги, живущие в 3 подъезде. Назовите слог, который живёт в 4 подъезде на 3 этаже. Найдите слог МУ, назовите его адрес. Какой слог живёт слева от него, над ним?

5. Работа в тетради. Составление слов.

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу.

Я друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу!

Сяду ровно не согнусь,

За работу я возьмусь!

Слоги часто ходят друг к другу в гости. Когда они встречаются, получаются слова. Записываем слова в тетрадь.

Какое получится слово, если встретятся слог из 2 подъезда 4 этажа и слог из 1 подъезда 3 этажа? ( вода)

Какое получится слово, если встретятся слог из 2 подъезда 1 этажа и 1 подъезда 4 этажа? (сова)

Какое получится слово, если встретятся слог из 2 подъезда 3 этажа и 1 подъезда 2 этажа? (дома)

Какое получится слово, если встретятся слог из 2 подъезда 2 этажа и 1 подъезда 3 этажа? (мода)

Какое получится слово, если встретятся слог из 2 подъезда 1 этажа и 1 подъезда 3 этажа? (сода)

Дети составляют слова, называют и записывают их. Сколько слогов в каждом слове?

6. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

И работать продолжаем.

7. Игра “Цепочка слогов”.

Составление слов из слогов по правилу: последний слог в слове будет первым в следующем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательные:

закрепление знаний детей о слоге, о гласных и их роли в слогоразделе;

закрепление навыков определения количества слогов и ударного слога в словах;

активизация словарного запаса учащихся

Коррекционно-развивающие:

развитие навыков слогового анализа и синтеза.

развитие внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия

развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные:

воспитывать умение работать в течение всего занятия;

воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Оборудование:

Ход занятия.

Долгожданный дан звонок,

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Приготовьте ваши ручки,

Артикуляционная гимнастика. (Работа с зеркалами)

Прежде чем начать занятие, повторим правила:

Наши ушки внимательно слушают.

Ротик – на замочке.

Наши глазки все замечают и запоминают.

Говорим четко, громко.

Для этого потренируем органы речи (Сказка о «Веселом Язычке)

3. Графическое изображение слогового состава слов.

Записать названия картинок графически:

hello_html_52767f4.jpg
hello_html_6c8aef1a.jpg

hello_html_6c8aef1a.jpg

Как назвать всё это одним словом?

Вспомните, какие слова мы записали?

4. Знакомство со слоговыми домиками.

Детям раздаются карточки с домиком.

- Перед вами необычный домик. В нем живут слоги.

hello_html_31fc697c.jpg

На первом этаже живут слоги, начинающиеся на С.

На втором этаже – с М. С какой буквы начинаются слоги на 3 этаже? 4 этаже?

В первом подъезде живут слоги, заканчивающиеся на А…

- Впишите в окошки слоги.

Дети заполняют таблицу.

- Раскрасьте ваш домик так, как вам нравится.

Примеры работ детей.

hello_html_m3b0eb1e4.jpg
hello_html_m3408e1e7.jpg

Прочитайте по порядку все слоги, живущие на 4 этаже, на 3 этаже, на 2, на 1.

Прочитайте снизу вверх слоги, живущие в 3 подъезде. Назовите слог, который живёт в 4 подъезде на 3 этаже. Найдите слог МУ, назовите его адрес. Какой слог живёт слева от него, над ним?

5. Работа в тетради. Составление слов.

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу.

Я друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу!

Сяду ровно не согнусь,

За работу я возьмусь!

Слоги часто ходят друг к другу в гости. Когда они встречаются, получаются слова. Записываем слова в тетрадь.

Какое получится слово, если встретятся слог из 2 подъезда 4 этажа и слог из 1 подъезда 3 этажа? ( вода)

Какое получится слово, если встретятся слог из 2 подъезда 1 этажа и 1 подъезда 4 этажа? (сова)

Какое получится слово, если встретятся слог из 2 подъезда 3 этажа и 1 подъезда 2 этажа? (дома)

Какое получится слово, если встретятся слог из 2 подъезда 2 этажа и 1 подъезда 3 этажа? (мода)

Какое получится слово, если встретятся слог из 2 подъезда 1 этажа и 1 подъезда 3 этажа? (сода)

Дети составляют слова, называют и записывают их. Сколько слогов в каждом слове?

6. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

И работать продолжаем.

7. Игра “Цепочка слогов”.

Составление слов из слогов по правилу: последний слог в слове будет первым в следующем.

Распутайте цепочку слов. (Слова составляем устно.)

Получившиеся слова: кора, рано, норы, рыба, баран, ранка, баранка.

Сколько слогов в каждом слове?

Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое.

В каждом окошке вы должны нарисовать картинку, начинающуюся на данный слог.

Есть, ребята, у меня,

Два серебряных коня,

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пойдём искать их днём,

Ищем-ищем, не найдем.

Из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять – так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять.

8. Пальчиковая гимнастика

Ты, утенок, не пищи,

Лучше маму поищи. (Сжимание и разжимание пальцев)

Сели птички. Посидели.

Опять полетели. (Пальцы переплетены, ладони сжаты. Поднимаем и опускаем пальцы в соответствии с ритмом стиха)

Выйду на крылечко,

Я его вместо игрушки

Подарить хочу Валюшке. (Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные отвести в сторону.)

Цель : формировать навыки слогового анализа и синтеза.

Оборудование : предметные картинки с различным слоговым составом, наборная полоска, прищепки.

Перед вами изображены три предметные картинки.

Один из детей – ведущий – загадывает картинку и крепит на наборную полоску столько прищепок, сколько слогов в задуманном слове.

Тот, кто первым отгадает картинку, становится ведущим.

Наборы предметных картинок:

кит, чашка, лопата

Бант, шапка, капуста

Стул, платье, корова

Шкаф, часы, колготки.

Хлеб, банка, телевизор

10. Рефлексия.

-Ребята вам понравился урок?

- Что мы сегодня учились с вами делать?

- Для чего необходимо это умение?

Самооценка. Мишень настроения.

- С каким настроением вы уходите с этого урока? Прикрепите кружочки на мишень в зависимости от того, как вы работали: На зелёный цвет, если сегодня вам было всё понятно, на жёлтый – если в чём-то не разобрались, красным , если на занятии было трудно.

- Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 219 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.02.2018 2812
  • DOCX 4.1 мбайт
  • 84 скачивания
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Тропина Ольга Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: