Конспект урока некрасов русские женщины 10 класс

Обновлено: 08.07.2024

(Интегрированный урок включает в себя не только литературный материал, но какой-либо еще, например, живопись, музыку, историю, географию, т. е. те сферы деятельности человека, которые тесно перекликаются с литературой.

Наш сегодняшний урок - это урок литературы и истории.

Прежде чем прозвучат тема и цели урока, я хотела бы совершить небольшой экскурс в историю (экскурс – экскурсия, путешествие) и рассказать об одной из самых ярких страниц российской истории, но вместе с тем трагической.

2. Историческая справка

Учитель. В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая.

14 декабря 1825 года несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиниться новому царю. Во главе их стояли молодые офицеры-дворяне, цвет столичного высшего общества. Этих людей позднее стали называть декабристами.

Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. К следствию было привлечено 570 человек, более ста были осуждены на каторгу и поселение в Сибирь, многие офицеры разжалованы в рядовые и высланы в разные губернии под надзор полиции. Заключенных лишали дворянства, званий и почестей. Солдат приказали прогнать сквозь строй и направили на Кавказ в действующую армию. Пять декабристов – поэт Константин Федорович Рылеев, Павел Иванович Пестель, Сергей Иванович Муравьёв-Апостол, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин и Петр Григорьевич Каховский – были повешены в Петропавловской крепости.

- Каким образом связаны этот трагический эпизод истории и творчество А.Н. Некрасова?

Цель урока: проанализировать поэму, познакомиться с историческим материалом, положенным в основу поэмы.

Задачи урока:

Познакомить учащихся с одной из самых светлых, самых лирических и в то же время самых трагических страниц русской истории – декабристским движением и роли женщин в судьбе мужчин – замечательных людей, истинных героев своего Отечества.

Пленительные образы! Едва ли

В истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыться не должны.

3. Основная часть урока.

Слово учителя

Под маской либерального царя скрывался мстительный и жестокий человек: было сделано всё возможное и невозможное, чтобы остановить женщин, желавших разделить, а более всего облегчить участь своих мужей, отправленных на каторгу: запреты, угрозы, законы о лишении их всех прав состояния.

Екатерина Трубецкая первой поехала за мужем в Сибирь.

Вопрос классу.

- А теперь представим, что могла ответить эта героическая женщина на те доводы, которые приводились с целью остановить ее?

4. Инсценировка двух обучающихся.

- Жена, следуя за своим мужем, становится причастной к его судьбе, теряет прежние звания, делается женой ссыльнокаторжного.

Княгиня Трубецкая. Согласна.

- Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в заводские крестьяне.

Княгиня Трубецкая . Согласна.

- Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собой взять не дозволено.

Княгиня Трубецкая . Согласна.

- Не искать свиданий с мужем, за исключением двух раз в неделю, не передавать мужу никаких вещей, денег, бумаг, чернил. Никому не писать, не отправлять и не получать писем.

Княгиня Трубецкая . Согласна.

- Свидание с мужем лишь в арестантском платье.

Княгиня Трубецкая .. Согласна.

- Ежели преступники уголовные, жуткие люди, погрязшие в пороке, надругаются над вами или же, не дай бог, убьют, власти ответственности не несут.

Княгиня Трубецкая . Согласна. Я готова пройти семьсот верст, которые отделяют меня от мужа, по этапу плечом к плечу с каторжниками. Прошу - отправьте меня сегодня же!

5. История создания поэмы.

Учитель. Тюрьму, каторгу и ссылку пережили только 8 из них. После указа об амнистии декабристов 28 августа 1856 года вместе с мужьями вернулись только пятеро. (Мария Волконская, Полина Анненкова, Елизавета Нарышкина, Анна Розен, Наталья Фонвизина). Трое вернулись из Сибири вдовами (Мария Юшневская, Александра Ентальцева, Александра Давыдова). Александра Муравьева, Камилла Ивашева, Екатерина Трубецкая умерли и похоронены в Сибири.

После возвращения декабристов в России намечается очередной общественный подъем. Многие русские поэты и писатели откликаются на это общественное движение и пишут свои литературные произведения, в центре которых социальные проблемы. Так, Н.А. Некрасов обращается к теме подвига жен декабристов.

Подготовленный ученик 1.

Узнав, что у Михаила Сергеевича Волконского, сына декабриста, хранятся записки матери, поэт выпросил разрешение прочесть их. Поскольку Волконская писала по-французски, а Некрасов французский знал плохо, записки читал и переводил М.С. Волконский.

Здесь же, у Волконского, поэт набросал для себя краткое изложение записок. Эти наброски были использованы при работе над поэмой.

Быть может, мы, рассказ свой продолжая,

Когда-нибудь коснемся и других,

Которые, отчизну покидая,

Шли умирать в пустынях снеговых.

Третья часть поэмы должна была быть посвящена Александре Григорьевне Муравьевой.

6. Опрос по домашнему заданию. Беседа с классом.

- К какому жанру относится произведение? Дайте определение поэмы как жанра.

( Поэма – большая форма лиро-эпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным и эпическим сюжетом…)

- Какова его основная идея?

- Какова ее композиция?

7. Основная часть урока.

1) Анализ 1-ой части.

1.1. Слушаем в записи отрывок из 1-ой части поэмы.

1.2. Словарная работа:

Медвежья полость – покрывало на ноги в санях, экипаже, карете.

1.3. Беседа по содержанию.

- Как начинается 1-я часть поэмы? Что описывается в ней?

- Зачем граф-отец повесил в правый уголок возка икону?

- Какие чувства испытывает он в этот момент?

- Как объясняет княгиня Трубецкая свой отъезд? Найдите в тексте эти слова.

- Что просит она у отца?

( Благословления в дальний путь).

- Какое чувство у отца, по мнению княгини Трубецкой, должен вызвать поступок дочери?

(Чувство гордости…)

Вывод учителя…

2). Анализ 2-ой части.

2.1. Словарная работа:

Мощи – высохшие останки людей, почитаемые церковью как святые.

Доха - шуба мехом и внутрь и наружу.

Кресты – ордена.

Клеймо – печать, знак; здесь: клеймо каторжника.

Варнак – лжец, буян, каторжник.

2.2. Чтение отрывка из поэмы учениками.

Цейдлер . Позвольте -с.

Что дорог каждый час.

Но хорошо ль известно вам,

Что ожидает вас?

Бесплодна наша сторона,

А та - еще бедней.

Короче нашей там весна,

В казарме общей надо жить,

А пища: хлеб да квас.

Пять тысяч каторжников там,

Заводят драки по ночам,

Убийства и разбой.

Поверьте, вас не пощадят,

Не сжалится никто!

Княгиня Трубецкая. Ужасна будет, знаю я,

Жизнь мужа моего.

Пускай же будет и моя

Не радостней его!

Цейдлер . Но вы не будете там жить:

Тот климат вас убьет!

Я вас обязан убедить,

Не ездите вперед!

Княгиня Трубецкая . Живут же люди в том краю,

Привыкну я шутя.

Цейдлер. Живут? Но молодость свою

Княгиня Трубецкая . Пусть смерть мне суждена-

Мне нечего жалеть.

Я должна Близ мужа умереть.

Цейдлер . Да. Вы умрете, но сперва

Чья безвозвратно голова

Погибла. Для него

Прошу: не ездите туда!

Княгиня Трубецкая . Покинув Родину, друзей,

Приняв обет в душе моей

Исполнить до конца

Мой долг,- я слез не принесу

В проклятую тюрьму-

Я гордость, гордость в нем спасу,

Цейдлер. Да. Откровенно говорю

Вернитесь лучше в свет.

Княгиня Трубецкая . Благодарю, благодарю

За добрый ваш совет!

Цейдлер. Но он же вас не пощадил?

Подумайте, дитя: О ком тоска?

Увлекся призраком пустым

И - вот судьба. И что ж.

Бежите вы за ним,

Как жалкая раба.

Княгиня Трубецкая . Нет! Я не жалкая раба,

Пускай горька моя судьба-

Я буду ей верна!

О, если б он меня забыл

Для женщины другой,

В моей душе достало б сил

Не быть его рабой!

Но знаю: к родине любовь

И если б нужно было, вновь

Ему простила б я.

Пусть смерть мне суждена-

Я еду! Еду! Я должна

Близ мужа умереть!

2.3. Беседа по содержанию.

Основная часть построена в форме диалога между княгиней Трубецкой и губернатором Иркутской губернии, который пытается уговорить княгиню вернуться домой.

- Почему Некрасов выбрал именно такую форму повествования?

- Сколько времени провела княгиня в пути до встречи с губернатором?

( Два месяца).

- Какой художественный прием использует Некрасов, чтобы показать, что путь действительно был очень тяжел?

(Прием сопоставления: спутник княгини так устал, что тяжело заболел, и дальнейший путь княгиня Трубецкая продолжала одна).

- Почему лично сам губернатор встретил княгиню?

(Губернатору пришла бумага с просьбой любыми средствами вернуть княгиню назад домой).

- Какие доводы приводит губернатор, говоря о том, что княгиня немедленно должна вернуться домой?

(Путь верст до восьмисот, восемь месяцев зимы, люди душой черствы, жизнь в общей казарме, что ее ждет смерть, потеря всех прав, имущества…).

- Сколько дней уговаривал княгиню губернатор?

- Какой довод он приводит последним, самый страшный?

- Что значит идти по этапу? (Текст стр. 242-243).

- Почему Трубецкая на все доводы отвечает отказом?

- Кто оказывается морально более стойким в этом диалоге?

- Какие черты характера проявила героиня в этой сцене?

- Каков финал этой части поэмы?

(Губернатор осознает моральное превосходство княгини и обещает в три дня довезти ее на место, даже если за это его снимут с должности)

Все доводы губернатора о тяготах жизни в Сибири мельчают и теряют свою силу перед мужеством героини, ее горячей готовностью быть верной своему мужу и долгу. Служение высшей цели, исполнение святого долга для нее выше всего сугубо личного:

2.5. Вопрос классу.

(Главное для поэта в поэме – показать подвиг не просто представительницы дворянского класса, а русской женщины).

8. Заключительное слово учителя.

А теперь давайте вернемся к эпиграфу нашего урока и вспомним имена этих героических женщин, пленительных образов нашей истории.

План урока:

Факты биографии Н. А. Некрасова

Екатерина Трубецкая родилась в 1800 г. в семье француза Жана де Лаваля, поселившегося в России и женившегося на богатой владелице золотых приисков и уральских заводов Александре Козицкой. В Париже в 1819 г. Екатерине Лаваль был представлен князь Сергей Трубецкой. Он уже прошел войну с Наполеоном, дослужился до полковника, был красив, богат и прекрасно образован. Трубецкой, очарованный Екатериной, вскоре сделал ей предложение. Венчание состоялось в небольшой православной церкви в Париже в 1821 г. Из церкви 20-летняя графиня Лаваль вышла княгиней Трубецкой.Мужа княгини ждала прекрасная карьера, ее беззаботная жизнь протекала в роскоши, балах, путешествиях.

Трубецкая с мужем (кадр из фильма)

Волконская с мужем (кадр из фильма)

Проживать стала в крестьянской избе вместе с Екатериной Трубецкой, спать приходилось на ледяном полу. Волконская и Трубецкая переписывались с родными всех декабристов, каторжанам была запрещена переписка. Благодаря им заключенные стали получать известия от родных и передачи. Несмотря на скудное собственное питание, женщины старались передавать еду каторжанам. В 1845 г. семье Волконских было разрешено проживать в Иркутске. В доме Волконских часто устраивались музыкальные и литературные вечера. В 1856 г. Волконским было разрешено переехать в Москву. Умерла княгиня Волконская в 1963 г. У нее было 4 детей, двое умерли. Сын Михаил сохранил написанные матерью воспоминания о ее пребывании в Сибири. Записки княгини Волконской он прочитал Некрасову, они растрогали поэта до слез.

Краткое изложение содержания. Образ княгини Трубецкой. Анализ эпизода с иркутским губернатором

Трубецкая у губернатора

Основная мысль эпизода – свобода выбора человека в соответствии с его верой и понятием долга. Екатерина Трубецкая свободна в своем выборе, она не раба общепринятых правил, своим отказом от всех светских благ она бросает вызов власти и существующим порядкам. Не разделяя полностью политических убеждений мужа, она осознанно готова стать ему опорой. Княгиня не считает мужа государственным преступником, он для нее близкий человек, достойный сострадания за то, что осужден за свои взгляды. Она понимает, что в основе поступков мужа лежала любовь к Отечеству, желание сделать жизнь народа достойнее.

Краткое изложение содержания. Образ княгини Волконской. Воспоминания княгини, отражающие ее нравственное становление

Волконская с сыном

Заложив драгоценности, Мария Николаевна купила кибитку и теплые вещи. За три дня собравшись в дорогу, княгиня провела последнюю ночь у колыбели малыша. Родные до последней минуты не верили в отъезд Марии. Отец, прощаясь, пообещал проклясть ее, если она не вернется через год. Проезжая Москву, княгиня остановилась у родственницы мужа, простилась со многими знакомыми, в том числе и с Пушкиным, у которого было много друзей среди декабристов.

Волконская в руднике (кадр из фильма)

Словарь

1. Амнистия – полное или частичное освобождение от наказания

2. Каземат – тюремное помещение в подвале крепости

В материалах урока использованы кадры из к/ф "Русские женщины", 1975


Вид урока : урок- путешествие в прошлое.

Цели:

Ход урока:

Учитель литературы А теперь обратимся к тексту поэмы. * Какие слова свидетельствуют о том, что решение княгини не временный порыв, а результат твёрдого убеждения в своей правоте?

Содержимое разработки

Автор: Ислентьева Тамара Александровна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 19 г. Тулуна, Иркутской области.

Пленительные образы!

Едва ли в истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыться не должны.

Высок и свят их подвиг незабвенный.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока : урок- путешествие в прошлое.

Учитель литературы
А теперь обратимся к тексту поэмы.
* Какие слова свидетельствуют о том, что решение княгини не временный порыв, а результат твёрдого убеждения в своей правоте?

I группа: Проследить по тексту, какие доводы против продолжения пути излагает губернатор княгине:

- наращивание психологического давления с целью заставить вернуться Трубецкую домой.

Дорога наша так дурна,

Вам нужно отдохнуть…

Покуда я не прикажу,

Княгиня ! здесь я- царь!

С последней почтой прислана

Но хорошо ль известно вам,

Что ожидает вас?

-невозможность вернуться к прежней жизни, возможные угрызения совести мужа, ставшего виновником её горькой судьбы.

… с вами не знавать

Ему счастливых грёз…

-напоминание о славе и знатности рода.

Когда б не доблестная кровь

Текла в вас – я б молчал.

- обращение к женской гордости.

И что ж. бежите вы за ним ,

Как жалкая раба.

Вас по этапу поведут

II группа: Проследите по тексту, как укрепляется мужество женщины, как крепнет в её душе порыв к свершению героического деяния.

-княгиня наивно полагает, что губернатор, как друг её отца, ускорит встречу с мужем

Так прикажите ж! Я прошу…

-княгиня выдерживает напоминание о горе отца.

Но долг другой…меня зовёт…

-она морально готова к жизни на каторге.

Ужасно будет , знаю я…

Живут же люди в том краю,

Пусть смерть мне суждена

Мне нечего жалеть.

-тверда и мужественна

Всем вашим пыткам не извлечь

Слезы из глаз моих!

-на разрыв с прежней жизнью решается осознанно, разделяя убеждения мужа.

Там места нет, там друга нет

Тому, кто раз прозрел!

-высота гражданских чувств княгини Трубецкой.

Но знаю: к родине любовь

-готовность к героическому поступку:

Велите ж партию сбирать

Иду, мне всё равно…

Какова же роль драматургического варианта изображения разговора Губернатора и Княгини?: - сцена позволяет полнее раскрыть характеры и чувства, представить спор живых людей.

- Как воспринимается финал этого поединка?

(Нравственная победа беззащитной женщины. Характер её уже сложившийся, мужественный и сильный, несет силу и поддержку своему мужу.)

Ученики делают выводы:

-Не удалось иркутскому губернатору И.Б. Цейдлеру запугать ужасами ссылки и бесправия, угрозами насилия и смерти, предупреждением о несчастье будущих детей эту, казалось, хрупкую, а на самом деле несгибаемую женщину.

Что ожидало её впереди? (слайд 11, 12 – зачитать воспоминания М. Волконской)

- Как вы думаете, можно ли назвать поездку жён декабристов в Сибирь подвигом? (Да, это был настоящий подвиг для них, привыкших жить в неге и беззаботности. Когда же наступил час испытаний, эти женщины оказались сильными и стойкими, потому что они любили своих мужей, считали своим долгом разделить их судьбу). Жены декабристов совершили не только своей гражданский долг, но и подвиг любви бескорыстной.

- Идейный смысл поэмы, созданной Н.А.Некрасовым, - подвиг русских женщин во имя святого долга жен. Величие духа русской женщины. Какие черты характера выступают на первый план? (Самопожертвование, достоинство, терпение.)

Слово учителя. Закончив работу над поэмой “Княгиня Трубецкая “, Некрасов вскоре начал новую поэму - “Княгиня Волконская…”, которая являлась продолжением рассказа о женах декабристах. (слайд 13)

Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся в Сибирь. Он написал только о двух из них — Е.И. Трубецкой и М.Н. Волконской. Трубецкой не довелось вернуться из Сибири и встретиться с родными. Она, как и А.Г. Муравьёва, похоронена там.

Учитель. А вот М.Н. Волконская вернулась и даже написала воспоминания. Ими и воспользовался Некрасов для создания второй главы поэмы.

Каждая из этих женщин, достойна того, чтобы о ней помнили. Согласны ли вы, что их можно назвать героинями?

Так о чем поэма Н.А. Некрасова “Русские женщины”?

Выводы учащихся:

- О мужественном и благородном подвиге жен первых русских революционеров-декабристов, которые, невзирая на все трудности и лишения, пошли за своими мужьями в ссылку, в далекую Сибирь, в суровые необжитые места их заключения. Они отказались от богатства, удобства привычной жизни, от всех гражданских прав и обрекли себя на тяжелое положение ссыльных, на мучительные и тягостные условия жизни. В этих испытаниях проявилась сила их характеров, решительность и смелость.

- Главное для поэта в поэме – показать подвиг не просто представительницы дворянского класса, а русской женщины. Русской женщине, независимо от того, живёт ли она в крестьянской избе или в барской усадьбе, одета в холщовый сарафан или в бальное платье. Поэт видит в настоящей русской женщине такие качества, которые роднят княгиню с крестьянкой, которая “коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт” – ЭТО героизм, сила духа, нравственная красота. Сам Некрасов объяснил это так: “Самоотвержение, выказанное ими, остаётся навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине”


-75%


Цель урока: познакомить с поэмой русские женщины; создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; определить нравственные понятия, духовные возможности человека; способствовать развитию аналитического и выразительного чтения, построению логических высказываний.

1) формировать навык анализа произведения, умения выделять главное через анализ поступков героев;

2) создать условия для формирования у учащихся интереса к истории и географии нашей Родины; способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма; развивать речь учащихся, умение размышлять на заданную тему, умение работать с географической картой;

3)воспитывать чувство уважения к женщине, способной совершить самоотверженный подвиг во имя любви.

1. Вступительное слово учителя

В седьмом классе учимся

Всё у нас получится!

- Наш урок сегодня мне бы хотелось начать с кроссенса.


- Что зашифровано на слайде?


- Как вы думаете, о чем эта поэма? О каких женщинах?

- Русская женщина, она какая? Охарактеризуйте русскую женщину с помощью прилагательных.

Трубецкая Екатерина Ивановна ( 21 ноября 1800 — 14 октября 1854 , Иркутск ) — урождённая графиня Лаваль. Жена декабриста С. П. Трубецкого . Последовала за ним в Сибирь Дочь французского эмигранта, члена Главного правления училищ, позднее — управляющего 3-й экспедицией особой канцелярии Министерства иностранных дел Ивана Степановича Лаваля и Александры Григорьевны Лаваль . Екатерина и её сестры ни в чем не нуждались и не ведали отказа.

По отзывам современников, Екатерина Лаваль не была красавицей – невысокая, полноватая, зато обаятельная, веселая резвушка с прекрасным голосом. В Париже в 1819 году Екатерина Лаваль познакомилась с князем Сергеем Петровичем Трубецким, а в мае 1821 года вышла за него замуж. Спустя пять лет после свадьбы вдруг выяснилось, что Сергей Трубецкой вместе с друзьями готовил восстание.

- Как вы думаете, о каком восстании идет речь?

- Кто такие декабристы, что мы о них знаем?

- Что вы знаете о восстании декабристов?

3. Историческая справка .

Выступление учащегося (предварительная подготовка)
В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая.

14 декабря 1825 года несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиниться новому царю. Во главе их стояли молодые офицеры-дворяне, цвет столичного высшего общества. Этих людей позднее стали называть декабристами.

Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. К следствию было привлечено 570 человек, более ста были осуждены на каторгу и поселение в Сибирь, многие офицеры разжалованы в рядовые и высланы в разные губернии под надзор полиции. Заключенных лишали дворянства, званий и почестей. Солдат приказали прогнать сквозь строй и направили на Кавказ в действующую армию. Пять декабристов – поэт Константин Федорович Рылеев, Павел Иванович Пестель, Сергей Иванович Муравьёв-Апостол, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин и Петр Григорьевич Каховский – были повешены в Петропавловской крепости.

- “. Опять бесконечная дорога, та страшная, которую народ прозвал проторенной цепями, и по ней под холодной лунной, в мерзлой кибитке, спешит к своему изгнаннику-мужу русская женщина , от роскоши и неги в холод и проклятие”, - так о поэме Н.А.Некрасова, которую мы будем рассматривать сегодня, писал поэт начала 20 века К.Д.Бальмонт в своей статье “Горные вершины” (1904г.).

- Сегодня вместе с княгиней – героиней поэмы - мы отправляемся в дорогу.

А начался путь княгини Трубецкой из Санкт-Петербурга

- Найдите этот город на географической карте. Путь ее проходил по Московско – Сибирскому тракту. Это была единственная дорога, соединяющая европейскую часть России с Сибирью. Что же такое ТРАКТ? Давайте посмотрим значение этого слова в словаре (работа со словарем)

Не близок был путь от Санкт – Петербурга до Иркутска, места ссылки декабристов, но отважная женщина 25 июля 1826 года двинулась в путь. Сколько же километров предстояло проехать Трубецкой, чтобы увидеть своего мужа?

Посмотрите на карту. Через какие города проходил Московско – Сибирский тракт (зачитывают названия городов). Найдите на географической карте города Санкт – Петербурга, Москва, Казань, Пермь, Екатеринбург. Какое расстояние должна была проехать княгиня Трубецкая от места событий (город Санкт – Петербург) до столицы уральского края (город Екатеринбург)?

Переехав Уральские горы, княгиня оказывается в Сибири, и 16 сентября 1826 года она приезжает в город Иркутск. Посчитайте, какое расстояние проехала Трубецкая от Екатеринбурга до Иркутска? Сколько всего километров преодолела эта смелая и отважная женщина? Проследим по тексту поэмы в учебнике.

Уже два месяца почти

Бессменно день и ночь в пути.

На диво слаженный возок,

А всё конец пути далёк!

Княгинин спутник так устал,

Что под Иркутском захворал,

Два дня прождав его, она

Помчалась далее одна…

Её в Иркутске встретил сам

Как мощи сух, как палка прям,

Высокий и седой.

Сползла с плеча его доха,

Под ней - кресты, мундир,

На шляпе - перья петуха.

Ругнув за что-то ямщика,

И дверцы прочного возка

В Нерчинск! Закладывать скорей!

Путь княгини лежал дальше на восток в городок Нерчинск, где в 1825 году было построено первое деревянное здание Зерентуйской каторжной тюрьмы . Первыми в новую тюрьму поступили политические каторжане — декабристы .

Этап исследования (групповая работа) - ВКЛЮЧИТЬ МУЗЫКУ НА ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

- Предлагаю обратиться к тексту поэмы в учебнике и поработать в группах, проанализировать отрывок.

Подчеркните в тексте строки, в которых говорится о климатических условиях и природе Восточной Сибири и Забайкалья.

Все ж будет верст до восьмисот,
А главная беда:
Дорога хуже тут пойдет,
Опасная езда.

Бесплодна наша сторона,
А та — еще бедней,
Короче нашей там весна,
Зима — еще длинней.
Да-с, восемь месяцев зима
Там — знаете ли вы?

Но вы не будете там жить:
Тот климат вас убьет!

Ах! вам ли жить в стране такой,
Где воздух у людей
Не паром — пылью ледяной
Выходит из ноздрей?
Где мрак и холод круглый год,
А в краткие жары -
Непросыхающих болот
Зловредные пары?
Да. страшный край! Оттуда прочь
Бежит и зверь лесной,
Когда стосуточная ночь
Повиснет над страной.

Здесь мать — водицей снеговой,
Родив, омоет дочь,
Малютку грозной бури вой
Баюкает всю ночь,
А будит дикий зверь, рыча
Близ хижины лесной,
Да пурга, бешено стуча
В окно, как домовой.
С глухих лесов, с пустынных рек
Сбирая дань свою,
Окреп туземный человек
С природою в бою,

Да, весной
В Нерчинск придете, если вас
Дорога не убьет.
Навряд версты четыре в час
Закованный идет;
Посередине дня — привал,
С закатом дня — ночлег,
А ураган в степи застал -
Закапывайся в снег!

Проследите по тексту, какие доводы против продолжения пути излагает губернатор княгине:

- наращивание психологического давления с целью заставить вернуться Трубецкую домой.

Дорога наша так дурна,

Вам нужно отдохнуть…

Покуда я не прикажу,

Княгиня ! здесь я- царь!

С последней почтой прислана

Но хорошо ль известно вам,

Что ожидает вас?

-невозможность вернуться к прежней жизни, возможные угрызения совести мужа, ставшего виновником её горькой судьбы.

… с вами не знавать

Ему счастливых грёз…

-напоминание о славе и знатности рода.

Когда б не доблестная кровь

Текла в вас – я б молчал.

- обращение к женской гордости.

И что ж. бежите вы за ним ,

Как жалкая раба.

Вас по этапу поведут

Проследите по тексту, как укрепляется мужество княгини Трубецкой, как крепнет в её душе порыв к свершению героического деяния (продолжению пути в Иркутск, вслед за мужем).

-княгиня наивно полагает, что губернатор, как друг её отца, ускорит встречу с мужем

Так прикажите ж! Я прошу…

-княгиня выдерживает напоминание о горе отца.

Но долг другой…меня зовёт…

-она морально готова к жизни на каторге.

Ужасно будет , знаю я…

Живут же люди в том краю,

Пусть смерть мне суждена

Мне нечего жалеть.

-тверда и мужественна

Всем вашим пыткам не извлечь

Слезы из глаз моих!

-на разрыв с прежней жизнью решается осознанно, разделяя убеждения мужа.

Там места нет, там друга нет

Тому, кто раз прозрел!

-высота гражданских чувств княгини Трубецкой.

Но знаю: к родине любовь

-готовность к героическому поступку:

Велите ж партию сбирать

Иду, мне всё равно…

Прав ли был Н.А. Некрасов, назвав все-таки поэму “Русские женщины”? П очему поэма называется "Русские женщины ", а не "Декабристки" или "Русские княгини"?

Первоначально поэма называлась “Декабристки”. Это название, написанное карандашом, сохранилось в рукописном варианте в архивах. Исследователи отмечают, что “это заглавие гораздо точнее, чем “Русские женщины”, потому что среди декабристок были три француженки и одна полька: Анненкова (урожденная Гебль), Трубецкая (Лаваль), Ивашева (Ле-Дантю) и Юшневская.

Среди отважных женщин, решившихся разделить судьбу опальных своих мужей, первой была Екатерина Ивановна Трубецкая. Её примеру последовала Мария Николаевна Волконская, а затем ещё десять жён декабристов. Имена и фамилии женщин, последовавших за своими мужьями в далекую неизвестную Сибирь.
Их было одиннадцать - незнатные, как Александра Васильевна Ентальцева и Александра Ивановна Давыдова, или жестоко бедствовавшая в детстве Полина Гебль, невеста декабриста Анненкова. Но большая часть - княгини Мария Николаевна Волконская и Екатерина Ивановна Трубецкая, Александра Григорьевна Муравьева - дочь графа Чернышева, Елизавета Петровна Нарышкина, урожденная графиня Коновницына, баронесса Анна Васильевна Розен, генеральские жены - Наталья Дмитриевна Юшневская и Камилла Ивашева.
Немногие декабристы дожили до амнистии, пришедшей в 1856 году, после 30 – летней ссылки. Из 11 женщин, последовавших за мужьями в Сибирь, трое остались здесь навечно. Александрина Муравьева, Камилла Ивашева, Екатерина Трубецкая.

Первоначально поэма называлась “Декабристки”. Это название, написанное карандашом, сохранилось в рукописном варианте в архивах. Исследователи отмечают, что “это заглавие гораздо точнее, чем “Русские женщины”, потому что среди декабристок были три француженки и одна полька: Анненкова (урожденная Гебль), Трубецкая (Лаваль), Ивашева (Ле-Дантю) и Юшневская.

Заключительное слово учителя.

Все доводы губернатора о тяготах жизни в Сибири мельчают и теряют свою силу перед мужеством героини, ее горячей готовностью быть верной своему мужу и долгу. Служение высшей цели, исполнение святого долга для нее выше всего сугубо личного.

- Подведем итог нашему разговору. Составьте синквейн по теме сегодняшнего урока.

Все бросила, доехала, выстояла.

Настоящая русская женщина.

Читайте также: