Конспект уж небо осенью дышало зимнее утро зимний вечер

Обновлено: 06.07.2024

Цель:
• развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову;
• прививать учащимся художественный вкус и образное мышление;
• воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение искусства;
• формировать у школьников способность воспринимать красоту родной природы;
• совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения.

Задачи:
Предметные:
1) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
2)познакомить с историей возникновения аппликации, видами аппликации. Познакомить учащихся с новым приёмом работы в технике объемной аппликации, формировать умение исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять виды бумаги по цвету и толщине, осваивать приёмы работы с бумагой, правила работы ножницами, разметки деталей по шаблону , правила соединения деталей изделия при помощи клея.

Метапредметные:
• 1) регулятивные: содействовать развитию у детей умения ориентироваться и занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, умение планировать свою работу
• 2) коммуникативные: принимать участие в работе группами, используя речевые средства, строить монологические высказывания, развивать диалогическую речь
• 3) познавательные: создать условия для развития у школьников умения структурировать свои действия, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Личностные:
1) формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Формировать интерес к содержанию занятия, к различным видам конструкторско-технологической деятельности

Коррекционно-развивающие задачи:
1) формирование и закрепление умений и навыков планировании деятельности, самоконтроля, развитие умения воспринимать и использовать информацию из различных источников ( межпредметные связи, радио, телевидение, литература, факультативные занятия) в целях успешного осуществления учебно-позновательной деятельности.
2) индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития учащихся и их потребности в коррекции индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии .

Оборудование: осенние листья, рисунки, иллюстрации художников.

І.Организационный момент. Девиз урока.
ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Федор Тютчев.

Ребята! Давайте и мы с вами создадим музыкальную композицию.

3) Ни одно время года не имеет такой палитры красок, как осень. Какие краски преобладают в осеннем пейзаже?
Подберите выразительные синонимы к словам, обозначающим цвет:

желтый (золотой, лимонный, янтарный)
красный (багровый, багряный, пурпурный, бордовый)
зеленый (изумрудный, малахитовый)
голубой (лазурный, бирюзовый)
Еще в осенней палитре есть медный и бронзовый цвет. Какие оттенки имеют эти цвета? (золотисто-коричневый)

4. Проверка домашнего задания.
Волшебница осень щедро одела каждое дерево в неповторимый наряд. Золотой цвет очень к лицу белокорой березке. Могучие дубы выбрали солидный наряд- коричневые и пурпурные листья. А вот веселые клены получили самый яркий наряд, собрав в него все краски осени.
2. Мальчики должны были найти пословицы и загадки об осени; девочки стихотворения.
1 уч.
Кричит ворона в небе:Карр!
В лесу пожар-р, в лесу пожар-р!
А было просто очень:
В нём поселилась ….

4 уч.
В золотой карете,
Что с конем игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам
Добрая волшебница
Все переиначила,

Ярко-желтым цветом
Землю разукрасила.
Сентябринки, Октябринки,
Ноябринки принесла
Ребятишкам очень милым
Подарила, раздала.

А .С. Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье.
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Физкультминутка

ІУ. Работа по картине
- Мы прослушали очень красивые стихотворения известных поэтов, но о природе пишут стихотворения не только поэты, о ней пишут музыку композиторы, а красоту природы ещё изображают на своих картинах художники. У каждого из этих видов искусства- свой язык. Неповторимые пейзажи, богатство красок передаёт художник-пейзажист И.Левитан.
Пояснительное слово учителя о выдающихся художниках. Рассматривание иллюстраций.
-Что мы видим на картине?
-Какое настроение передаёт эта картина?
Осенние дни рождают у нас разные настроения.Эта картина вызывает светлую радость(мы видим пышную,нарядную, в осеннем убранстве природу.
А в каких cлучаях мы бы увидели,что художник хочет передать печаль или грусть?(холодные цвета, пасмурный день-отзываются в душе тоской и печалью).

7.- Ребята, наша картина – это аппликация.
- Давайте вспомним, что же такое аппликация?
- Аппликация – это рисунок, сделанный с помощью вырезания отдельных частей и наклеивание их на бумагу или другой материал. Аппликация бывает плоская и объёмная. Мы будем выполнять объёмную сюжетную аппликацию. Она будет состоять из нескольких предметов.
8. Планирование трудовой деятельности.
-Дети, работать будем группами и в парах.
Повторим правила работы в группах:
1-ая группа: облака.
-На бархатную бумагу обводим облако по шаблону, затем аккуратно вырезает Гладких Вика.

-Гасамбекова Ирина обводит по своей руке стебель и вырезает.
Работа в парах: трава.
-Надрезаем полоску зелёной бумаги с одной стороны.
2-ая группа: мальчики изготовляют из креповой бумаги листья.
Во время практической части вам поможет ваша память, фантазия, воображение. наблюдательность.
-Самостоятельная работа детей.
( Учитель помогает детям в выполнении работы . Звучит музыка ).
10. Сборка аппликации на полотне.
- Всё готово! Можно приступать к сборке нашей картины.
( Учитель собирает детали картины).
11. – Вот это да! Посмотрите, какая красота получилась!
Молодцы ребята, вы на славу постарались. И, вы, ребята, как осень-художница, проявили творческую фантазию и приложили усилия, чтобы получились такая удивительная работа
12 Рефлексия.
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
- Над чем ещё надо поработать?
- Удалось ли вам сохранить хорошее настроение
В ходе нашей работы я вам давала листочки .Как называется явление ,когда листья опадают осенью с деревьев? Давайте и мы устроим в классе листопад.
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.

13. Уборка рабочих мест.
Подведение итогов урока . Оценки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Стихотворение А.С. Пушкин 'Осень' Унылая пора! Очей очарованье! (Отрывок) (Стихи Русских Поэтов).mp4

Выбранный для просмотра документ 5.zhizn_i_tvorchestvo_pushkina.ppt

Солнце русской поэзии (Жизнь и творчество А.С. Пушкина)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Солнце русской поэзии (Жизнь и творчество А.С. Пушкина)

Солнце русской поэзии (Жизнь и творчество А.С. Пушкина)

Александр Сергеевич Пушкин 1799-1837

Александр Сергеевич Пушкин 1799-1837

6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился маль.

6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России. Пушкин-ребенок. 1800-1802

Отец, Сергей Львович, небогатый помещик, человек образованный, хорошо знал ли.

Отец, Сергей Львович, небогатый помещик, человек образованный, хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал. С.Л. Пушкин. 1824.

Мать, Надежда Осиповна, приходилась внучкой арапу Петра I, впоследствии русск.

Мать, Надежда Осиповна, приходилась внучкой арапу Петра I, впоследствии русскому генералу Ганнибалу. Н.О. Пушкина. 1800-е гг. Прадедушка, Абрам Петрович Ганнибал: "Арап Петра Великого" А.П. Ганнибал

Детей в семье Пушкиных было трое. Старшая -Ольга, второй - Александр и младши.

Детей в семье Пушкиных было трое. Старшая -Ольга, второй - Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи. Ольга Сергеевна Лев Сергеевич Александр Сергеевич

Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Г.

Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски, и няня Арина Родионовна. Ганнибал Мария Алексеевна Яковлева Арина Родионовна

В 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 окт.

В 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских императоров.

В каждой комнате – железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для.

Антон Антонович Дельвиг Иван Иванович Пущин Близкие друзья Пушкина по Лицею.

Антон Антонович Дельвиг Иван Иванович Пущин Близкие друзья Пушкина по Лицею. Пушкин сохранил лицейскую дружбу и культ Лицея на всю жизнь. Вильгельм Карлович Кюхельбекер

В 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение "Воспоминан.

В 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение "Воспоминание в Царском Селе" в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина. Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года. 9 июня состоялись выпускные экзамены. "Пушкин в Царском Селе«.(Картина И. Репина, 1911.)

Лицей заменил Пушкину детство. Лицей был закончен - детство прошло. Началась.

Лицей заменил Пушкину детство. Лицей был закончен - детство прошло. Началась жизнь. Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря, но служба мало интересовала его. Он увлекался театром, балами, стал участником разных литературных обществ, завел много знакомств.

С имением своей матери, селом Михайловским в Псковской губернии, Александр С.

С имением своей матери, селом Михайловским в Псковской губернии, Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни - с 1817 по 1836 г.г. Под вашу сень, Михайловские рощи, Являлся я – когда вы в первый раз Увидели меня, тогда я был – Веселым юношей, беспечно, жадно Я приступал лишь только к жизни; - годы Промчалися - и вы во мне прияли Усталого пришельца. Михайловское

Уж небо осенью дышало

Уж небо осенью дышало

Почему поэт называет лесной покров таинственным?

Почему поэт называет лесной покров таинственным?

СЛОВАРНАЯ РАБОТА сень караван обнажалась освобождалась от покровов (листвы) п.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА сень караван обнажалась освобождалась от покровов (листвы) покров, то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь группа следующих друг за другом объектов

Работа в парах

Уж небо осенью дышало,I Уж реже солнышко блистало,I Короче становился день,I.

Уж небо осенью дышало,I Уж реже солнышко блистало,I Короче становился день,I Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась,I Ложился на поля туман,I Гусей крикливых караван Тянулся к югу:II приближалась Довольно скучная пора;II Стоял ноябрь уж у двора.

Рефлексия Я хвалю себя за ….. Я горжусь собой, потому что: Я хочу себе пожелать

Рефлексия Я хвалю себя за ….. Я горжусь собой, потому что: Я хочу себе пожелать


Утром и днем Пушкин обычно работал, потом уезжал верхом или уходил в село Три.

Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй и самобытно талант.

Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй и самобытно талантливой няни Арины Родионовны. "Он все с ней, коли дома", - вспоминали дворовые люди с. Михайловского. Многие ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок ( в стихах).

Забота и любовь Арины Родионовны скрашивали поэту ссылку. Пушкин по-настоящем.

Чуть более двух лет длилась ссылка в с.Михайловское. Она закончилась в сентяб.

Чуть более двух лет длилась ссылка в с.Михайловское. Она закончилась в сентябре 1826 года. Пушкин вернулся в Москву. В мае 1829 г. он посватался в Москве к юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой.

Не получив определенного ответа от Гончаровой, он без разрешения властей сраз.

Не получив определенного ответа от Гончаровой, он без разрешения властей сразу самовольно уехал на Кавказ.

6 мая 1830 г. состоялась, наконец, помолвка Пушкина с Натальей Гончаровой. От.

6 мая 1830 г. состоялась, наконец, помолвка Пушкина с Натальей Гончаровой. Отец выделил ему деревеньку Кистеневку с 200 душами крестьян, расположенную в Нижегородской губернии, вблизи от отцовского имения- с.Болдино. Поэт отправился туда, однако начавшаяся в Москве эпидемия холеры и расставленные повсюду карантины задержали Пушкина в Болдино с 7 сентября по 2 декабря 1830 г. В Болдинскую осень талант Пушкина достиг полного расцвета.

18 февраля 1831 г. в церкви Вознесения Господня состоялось его венчание с Н.Н.

18 февраля 1831 г. в церкви Вознесения Господня состоялось его венчание с Н.Н.Гончаровой. Первые месяцы семейной жизни он провел с женой в Москве, сняв квартиру на Арбате Квартира Пушкина в Москве на Арбате С середины октября 1831 г. и уже до конца жизни Пушкин с семьей живет в Петербурге. Квартира Пушкина в Петербурге на Набережной Мойки

Старшая дочь Мария Александровна Пушкина (1832-1919г.) Старший сын Александр.

Старшая дочь Мария Александровна Пушкина (1832-1919г.) Старший сын Александр Александрович Пушкин (1833-1914г.) Младший сын Григорий Александрович Пушкин (1835-1913г.) Младшая дочь Наталья Александровна Пушкина (1836-1913г.) У А.С.Пушкина и Натальи Гончаровой было четверо детей.

В начале 1834 г. в Петербурге появился француз барон Дантес. Он влюбился в же.

В начале 1834 г. в Петербурге появился француз барон Дантес. Он влюбился в жену Пушкина и стал за ней ухаживать. Ж. Дантес-Геккерн. 1830-е гг. 8 февраля 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в Петербурге состоялась роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен.

Прожив 2 дня в страшных мучениях, Пушкин скончался 10 февраля 1837 г. "Солнце.

Прожив 2 дня в страшных мучениях, Пушкин скончался 10 февраля 1837 г. "Солнце русской поэзии закатилось",- написал В. Жуковский.

Выбранный для просмотра документ Уж небо осенью дышало.docx

Тема: Великие русские писатели .

познакомить с некоторыми страницами биографии великого поэта;

Планируемые результаты:

пробудить интерес к творчеству поэта;

раскрыть идейное содержание стихотворения, его эмоциональное и эстетическое содержание;

развивать навыки выразительного чтения;

развивать эмоциональный и духовный мир учащихся;

воспитывать любовь к природе.

Организационный момент.

Здравствуйте, те, кто грустит,

Здравствуйте, те, кто общается с радостью,

Здравствуйте, те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей.

2 Установка на художественное восприятие текста.

Составление ассоциативного ряда, музыкальное оформление.

-я буду называть слово, а вы молча записывайте поэтические ассоциации .(Дети записывают под музыку Вивальди)

Слова для ассоциаций: осень природа весна

-Прочитайте записи вслух.

-Сравнивая ваши ответы, мы увидим, что у многих учеников названия времён года вызывают сходные мысли, образы, воспоминания.

-В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели образы связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали. Природа изображалась не просто фоном, на котором происходит жизнь человека, но частью его души

II .Актуализация знаний.

(прослушивание произведения с закрытыми глазами)
Какие чувства возникли при прослушивании?

Что обьединяет эти две мелодии?
В какое время года приглашает нас это чудесное мелодия?
Почему вы так думаете?

- Как еще можно изобразить настроение?

-С помощью каких средств (музыка, краски, слово)

-Как называются люди, которые словами передают чувства , настроение, переживания? (писатели и поэты)

- Перечислите тех поэтов , чьи стихи вы уже выучили

_ У кого из поэтов любимое время года было –Осень

-Мы с вами прослушали мелодию об осени,

- Определите о чем сегодня пойдёт речь на уроке.

-Когда вы впервые услышали Пушкина?

- Что вам уже известно о нём

А) Биография Пушкина

Рассмотрите его портрет? Каким вы представляете себе поэта? (задумчивым , сосредоточенным)

Что можете сказать о его внутренних качествах?

Биография А.С. Пушкина ( читает подготовленный ученик) Слайд2

ученик-Перед нашими глазами

Слайд3 маленький

Ученик В тот день

Ученик в семье говорили

Слайд4 отец

- Ученик отец Саши

Слайд5 мать

Слайд6 брат

Ученик Саша рано

Ученик Стихи он начал…

Слайд7бабушка и няня

Ученик Когда Саше исполнилось

Чтение текста до конца

Слайд8лицей

Слайд9 комната

Слайд10 друзья

Слайд11 выпускной

Слайд12 Михайловское

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод…

Проверка качества первичного восприятия

Какой изобразил осень Пушкин в своём произведении? Почему вы так считаете? - Какие картины осени представили при слушании?

- Какое чувство, настроение возникло, когда вы его слушали? Созвучно ли оно с вашим настроением? - Захотелось ли перечитать?

VI. Вторичное восприятие стихотворения

- напомните правила. Как научиться читать стихи

- Давайте перечитаем стихотворение ещё раз и поразмыслим

_как поэту удалось передать картину поздней осени.

Словарная работа. Слайд

При чтении стихотворения нам встретились трудные слова. Давайте объясним их значение. Для этого соедините стрелочкой слово и его значение

Сень лесов - Посмотрите в словарь учебника! Что означает слово сень?

Караван гусей - Посмотрите в словарь учебника! Что означает слово караван?

- Что же со всем этим происходит?

Осенью дышало Что значит осенью дышало? (употреблено в переносном значении: насупает осень, падают листья…)

- А какое оно дыхание осени? (свежесть, прелые листья, сырая земля …)

Блистало реже - Что значит блистало? (меньше солнечного света и тепла)

Становился короче

Таинственная, обнажалась ( на деревьях нет листьев, обнажится, значит раздеться)

Крикливый, тянулся к югу ( гуси улетали)

Довольно скучная ( скучно, но не очень )

Стоял у двора (это происходило в ноябре)

Чтение произведения учащимися и анализ. - Прочитайте первую строку? О ком обычно говорят:дышал…? ( о человеке)

- Чему приписывает поэт это действие ? ( небу) Как называется это изобразительное средство языка?

- Как вы себе представляете это осеннее небо?( пасмурные холодные дни , моросящий дождь)

Прочитайте строки, в которых Пушкин изобразил леc.

Почему поэт называет его покров таинственным ? (зеленый покров и делает лес тёмным, как бы хранящий некую тайну)

- Как вы думаете, о чём кричат гуси, покидая родные края? ( боятся отбиться от стаи, прощаются с родными местами, сейчас они будут оторваны от своих родных мест)

- Каким словом поэт определяет осень? (Скучная пора)

- Почему так спокойно говорит автор о приближении скучной поры? (Это неизбежно. Так всегда бывает в ноябре.)

- Найдите метафору в этих строчках. (стоял ноябрь)

- Замените это выражение близкими по смыслу словами. (скоро наступит)

- Как ещё называют ноябрь? (предзимник)

- Значит, какую пору осени описывает Пушкин?

- Как будем читать стихотворение – быстро или медленно, неторопливо? (Неторопливо)

Совместная работа над текстом стихов.в парах

- Будем читать по строчке, и решать какое из слов выделим голосом.

Уж небо осенью дышало,/

Уж реже солнышко блистало,/

Короче становился день,/

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,/

Ложился на поля туман ,/

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: /приближалась

Довольно скучная пора;/

Стоял ноябрь уж у двора .

IX. Выразительное чтение стихотворения Оценочный лист

7. Обобщение.
Да, поздняя осень вызывает у человека чувства торжественного и величавого. Природа вечна жива , а её увядание – тоже часть жизни.
Постараемся и мы почувствовать себя в роли поэта.

- Самостоятельно поработайте над текстом. Приготовьтесь выразительно читать.

( Прослушивание нескольких учеников ).

- Смог (ла) ли в своём чтении передать слушателям чувства и настроение рассказчика?

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и понимать красоту родной природы, прививать любовь к поэзии.

развивать образное мышление, воссоздающее творческое воображение, умение анализировать, обобщать, сопоставлять;

Оборудование:

аудиозапись чтения стих-я профессионального артиста;

1.Организационный момент.(Слайд №1)

-Мне приятно видеть вас всех на уроке литературного чтения.

-Улыбнемся друг другу, мысленно пожелаем хорошего настроения, удачной работы и новых знаний.

2. Актуализация опорных знаний

-Определите тему нашего урока.

Листьям - время опадать.

Птицам - время улетать.

Грибникам - блуждать в тумане,

Ветру - в трубах завывать,

Нам с тобой - Идти учиться.

-О каком времени года говорится? (об осени) (слайд №2- осень)

-Придумайте красивые предложения об осени.

Подбирается поздняя осень..Не слышно поющих птиц, мало цветущих растений. Идут дожди, реже светит солнце. Улетают перелётные птицы. Голые и прозрачные становятся сады и леса. ---)

Учитель: Изображению разных времён года, особенно осени, посвящено много произведений и живописи, и музыки, и литературы.

3. Постановка учебной проблемы (слайд №3- проблема)

-Работая на уроке, мы должны решить проблему:

Осень - это грустное время года или радостное?

4.Работа с рисунками уч-ся (на доске вывешены )

-Своё отношение к этому времени года вы выразили в своих рисунках. Посмотрите на них. Это время года вы изобразили как сумели.

- И много известных художников посвятили свои работы этому времени года. Рассмотрите одну из картин известного художника Исаака Ильича Левитана

-Все, кто видел его картины, признавали, что еще никто не умел изображать природу так, как он!

-Что чувствуете, глядя на картину?

-Можно ли почувствовать, какая вода в речке?

-Какие краски показывают красоту этой картины?

-Левитан любил природу и умел её показать так, что мы ощущаем ее поэтическую красоту. Природа живет в полотнах художников, но она живет и в стихах поэтов.

6.Подготовка к первичному восприятию стихотворения (слайд № 5)

- Ребята, давайте, совершим небольшое путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил А.С. Пушкин (обращение к портрету) .О жизни и творчестве этого замечательного человека мы уже с вами знакомы.

7.Работа над стихотворением А. С. Пушкина.

Задание перед слушанием:Слушайте внимательно и постарайтесь представить картины, которые рисует поэт.

-Поделитесь своими впечатлениями.

-Какие картины представили?

-К какому жанру относится произведение?

9.Самостоятельное чтение. Работа с толковым словарём

Задание:-А теперь откройте учебники на стр. 108 и прочитайте произведение ещё раз шёпотом.

-Выясните значение непонятных вам слов по словарю.

(работа со словарём)

10.СЛОВАРНАЯ РАБОТА (слайд № 7)

- Как понимаете слово сень?(Сень – то, что покрывает кого-нибудь, что-нибудь)

- Как понимаете слово караван?(Караван – группа кого, чего-нибудь, двигающихся друг за другом)

- обнажалась ?

11.Чтение стих-я уч-ся

Цель: -Давайте прочтём это произведение и найдём слова, которые указывают, о какой осени идёт речь?

(читают вслух)

- О какой осени идёт речь?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд №8)

(Звучит мелодия вальсового характера)

Осенние листья по ветру летят,

Друг с другом они попрощаться хотят.

Осенние листья кружатся,

Ковром разноцветным ложатся.

-И мы с вами побывали в роли листочков.

12.Анализ произведения. Выборочное чтение. Работа в парах

Уч-ль: - А сейчас вы самостоятельно поработаете в парах над этим произведением.

(эти вопросы раздаю на листочках уч-ся, по 1 вопросу на парту)

- Что это значит? (деревья сбрасывают последние листья)

- Какой это шум? (шорох листьев, шуршание сухих листьев под ногами)

- Что это значит? Что мы представляем? (птицы улетают на юг)

- Мы только видим это? (нет, мы еще слышим крики гусей)

-Как вы думаете, кричат они радостно или грустно? (грустно, они покидают родину, прощаются с родными местами)

- Как вы это представляете? ( небо серое, затянутое тяжелыми облаками)

7..- Как поэт изображает осеннее небо? (как живое существо)

8..- Еще о каких признаках осени поэт говорит, как о живых существах? (солнышко блистало, леса обнажились, караван гусей тянулся)

Уч-ль:- Этот прием в литературе называется олицетворением, когда неживым предметам приписываются свойства или качества живых существ.

13. Работа с картинами других художников (показ презентации 4-х картин). Выборочное чтение. (слайды № 9,10, 11,12)

-Посмотрите, какие картины увидели художники в его стихах

-Какие строки подходят к этим картинам? Прочитайте.

14.Работа с иллюстрацией в учебнике

-А теперь посмотрим, как в учебнике нарисовали иллюстрацию к этому произведению.

-Прочитайте строки из произведения, которые относятся к этому рисунку.

15.. Отработка выразительного чтения стих-я

-Какое по настроению стих-е?

- Как будем читать его: быстро или медленно? (неторопливо)

-Почему? (Природа засыпает…………)

- Достаньте свои памятки-таблицы и пользуйтесь ими при чтении.

-Поэт предложил нам слова, а мы постараемся при чтении вложить душу!

16.Чтение стих-я учащимися

- Чьё чтение понравилось? Почему? (читала неторопливо, соблюдала паузы)

17Прослушивание аудиозаписи стихотворения (слайд № 13)

18.Отработка выразительного чтения стих-я уч-ся (повторно)

- Давайте ещё раз прочитаем это произведение красиво, чтобы все мы ещё раз увидели картины осени.

( читают уч-ся)

-А сейчас чьё чтение вам понравилось больше всех? Почему?

(слушают музыку и выполняют рисование в воздухе)

--Какая музыка по своему характеру? (тихая, печальная, задумчивая)

-Какие картины вы нарисовали?

20. Итог урока (слайд №16-проблема)

-К какому жанру относится это произведение? (стих-е, написано в рифму, соблюдается ритм при чтении)

-Какова тема? (осень)

-В начале урока был поставлен проблемный вопрос:

Уч-ль: (слайд № 17) Осень – это красота: разноцветные листья, горы фруктов, прозрачный ароматный утренний воздух…

- Да, поздняя осень вызывает у человека чувство торжественного и величавого. Природа вечно жива, а её увядание – тоже часть постоянной жизни, необходимый строгий обряд изменения, не нарушающий, а придающий природе особенную красоту.

21. Рефлексия. (слайд № 18)

1. На уроке я научилась (ся)….

2.Самым интересным сегодня было….

3.Самым трудным для меня было….

(слайд № 19) - У вас у каждого на партах разноцветные осенние листья. Оцените своё настроение на уроке: если оно у вас радостное – возьмите зелёный листочек, если у вас настроение менялось в течение урока: было то радостное , то грустное – жёлтый листик, а если после нашего урока вам стало совсем грустно и хочется плакать, то возьмите красный листочек.

- Я очень рада, что наш листопад состоит из зелёных и жёлтых листьев.

Спасибо за интересную работу.

-И хочется закончить наш урок такими прекрасными словами:

У природы нет плохой погоды

Каждая погода благодать!

Дождь ли, снег

Любое время года

Надо благодатно принимать.

22.Выставка книг (произведения об осени)

23.Домашнее задание: (слайд № 20)

-Сегодня домашнее задание по выбору:

2)или выучить другое стих-е об осени, подготовиться к конкурсу стих-й, которое мы проведём завтра

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Тип деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.

Тип НОД интегрированный.

Цель: систематизировать и обобщить знание детей об осени;

научить детей нетрадиционной технике художественной

деятельности - выдуванию из трубочки.

Образовательные: закрепить знания детей о периодах осени, осенних месяцах, явлениях природы, умение составлять предложения, отражать впечатления от увиденных произведений искусств (репродукции картин).

Формировать эстетическое представление о красоте поэзии;

Совершенствовать выразительное чтение стихотворений, умение высказывать свои впечатления.

Развивающие: развивать познавательный интерес, внимание, память, умение логически мыслить, рассуждать, анализировать. Развивать фантазию, воображение, чувство композиции, цветовосприятие, мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию, чувству красоты, гармонии, любви к окружающему миру средствами живописи, поэзии, музыки. Воспитывать любовь к родной природе.

Воспитывать навыки коллективной работы.

Развивать творчество, чувство и умение выражать своё эмоциональное настроение через нетрадиционные рисунки.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, изобразительная.

Методы: наглядные, словесные, игровые, поисково-исследовательские, практические.

Приёмы: загадка, вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, поощряющая оценка.

Материалы для работы: гуашь, крашеная соль трёх цветов в контейнерах, трубочки, нарезанные шерстяные нитки в мешочке, клей, кисточки.

Предшествующая работа: рассматривание картин, чтение рассказов и беседы об осени, наблюдения на прогулках, заучивание стихотворений об осени, знакомство с приметами осени, рисование осени в свободной деятельности.

Мотивация: прощание с осенью; нетрадиционные техники рисования.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Пришла без красок

Да, ребята, осень -время года, следующее за летом, предшествующее зиме.

А какие признаки осени вы знаете?

Дети: солнце уже не так хорошо согревает землю своими лучами, как летом; дни становятся короче, а ночи длиннее; часто идёт дождь; перелётные птицы улетают в тёплые края; опадают листья с деревьев; в лесу поспевает брусника, клюква, появляются грибы, созревает урожай овощей и фруктов.

С помощью мнемотаблицы рассказывают стихотворение.

Ещё раз про осень.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дожлик льётся,

Это время года осенью зовётся.

-Ребята, давайте вспомним, какие месяцы осени вы знаете?

Ответы детей (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Да, действительно в самом слове осень спрятаны эти три месяца:

СЕ- сентябрь, О- октябрь, Н- ноябрь.

Осень- самое короткое и удивительное время года и самое поэтическое. Многие поэты, писатели, музыканты и художники в своих произведениях воспевали красоту осенней природы. Давайте и мы с вами посмотрим на эту красоту глазами художников.

Перед вами три репродукции картин. Вам нужно расставить эти картины по периодам осени.

На какой картине вы видите первый период осени и как он называется?

Полные ответы детей:

На этой картине первый период осени- ранняя осень.

Воспитатель: Какая она эта ранняя осень?

Ответы детей: Дивная, чудная, обворожительная, чарующая, фантастическая.

По-разному описывают осень наши поэты. И вот Ф.И.Тютчев называл этот период осени первоначальным. Давайте послушаем это стихотворение в исполнении ребят.

Дети читают стихотворение.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.

Ребята, а на какой картине изображён второй период осени? Как она называется?

Дети: Это середина осени или золотая осень.

Да, ребята, это репродукция картины известного художника Исаака Ильича Левитана. Он очень любил писать картины осеннего периода времени. Какая осень на этой картине?

Полные ответы детей. волшебная, сказочная, красивая, прелестная, праздничная.

Как ярко представляет этот период осени, удивляющий своей красотой Иван Бунин. Послушаем ребят.

Дети читают стихотворение:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пёструю стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой .

Воспитатель: Ребята, а как можно назвать последний период осени?

Ответы детей: поздняя осень.

На этой картине , тот же художник, И.И.Левитан изобразил позднюю осень.

Ответы детей. грустная, дождливая, холодная, ветреная, хмурая, печальная, прощальная.

Воспитатель: Как точно передал последний период осени А.С.Пушкин. Давайте ребята послушаем.

Дети читают стихотворение:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

- Ребята, помогите, наведите, пожалуйста, порядок в лесу.

Ответы детей: хозяин леса-лесовичок.

чтобы в лесу оказаться, закрываем глазки, возьмёмся за руки и представим, что мы с вами листочки. Мы лёгкие, воздушные, дующий ветер кружит нас по воздуху. Мы летим и тихонько ложимся на землю.

Открываем глазки, и вот мы с вами в лесу. Как здесь грязно, сколько мусора.

Давайте уберём мусор и расскажем

о правилах поведения в лесу.

мусорить (дети убирают разбросанный мусор);

разжигать огонь в лесу.

Воспитатель: Почему?(Ответы детей).

разорять птичьи гнёзда, рвать паутину и убивать пауков;

рвать цветы, занесённые в красную книгу;

рубить деревья и ломать ветки;

убивать лягушек и жаб;

ловить диких животных и уносить домой;

ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых;

Воспитатель: Молодцы , ребята! Мы с вами не только вспомнили правила поведения в лесу но и помогли лесовичку навести порядок в лесу.

А что такое лес? Ответы детей: (лес-это место, где много-много разных деревьев)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, а какие деревья растут в лесу?

Ответы детей: (сосны. ели, дубы, берёзы, осины, липы, каштаны).

Воспитатель: А как их можно разделить на две группы?

Ответы детей:(деревья бывают хвойные и лиственные).

Воспитатель: Ребята, мы с вами навели порядок в лесу, стало чисто, и теперь мы сможем поиграть в подвижную игру.

Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо

И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо, влево.)

Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)

Во время игры звучит музыка: шум ветра, шелест листьев. Падают на землю листочки.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, сколько листочков нападало вокруг. Давайте возмём по одному и вы мне расскажите кто какой листочек для себя выбрал. Ребята отвечают по очереди:

лист берёзы - берёзовый лист;

лист осины - осиновый лист;

лист дуба - дубовый лист;

лист рябины - рябиновый лист;

лист клёна - кленовый лист;

лист липы - липовый лист;

лист каштана - каштановый лист;

Воспитатель: Какие вы молодцы! Вы ответили на мои вопросы. А теперь, нам пора возвращаться в детский сад.

Закрываем глазки, возьмёмся за руки и представим, что мы с вами листочки. Мы лёгкие, воздушные, дующий ветер кружит нас по воздуху. Мы летим и тихонько ложимся на землю.

Открываем глазки, и вот мы снова в группе. Давайте вспомним и изобразим на ватмане,что мы видели в лесу?

Читайте также: