Конспект занятия осенний марафон

Обновлено: 02.07.2024

Примерно за месяц до праздника ребята под руководством учителей готовят рисунки, фотографии, стихии, поделки на тему “Природа. Лес. Осень. Родной край”. Накануне праздника проводится конкурс рисунков и фотографий на тему "Малый уголок родины", выставка букетов и поделок из природного материала. Лучшие работы представлены на празднике. Библиотекарь школы организует соответствующую выставку книг.

Мероприятие проводится на свежем воздухе (но в зависимости от условий можно организовать мероприятие и в стенах школы). Каждый класс должен пройти пять станций. На каждой станции проводятся соответствующие испытания. Актив школы республики “Школьная страна” под руководством старшего вожатого непосредственно участвует в разработке и проведении данного мероприятия. Ответственные сектора “Друзья малышей” до проведения праздника готовят для каждого класса карту маршрута прохождения марафона и карты баллов. За каждым классом и каждой станцией закреплен вожатый из старших классов.

План подготовки:

  1. Написание и подготовка сценария.
  2. Приглашение зрителей.
  3. Подготовка работ (рисунки, фотографии, поделки).
  4. Организация книжной выставки.
  5. Организация призов, грамот, фотосъемка.
  6. Музыкальное оформление.
  7. Подготовка концертных номеров (выступление учащихся со стихами).
  8. Подготовка материала с применением информационных технологий.

План проведения:

1. Встреча гостей.
2. Проведение конкурсов:

  • Станция “Литературная” (общая, проводится в актовом зале школы).
  • Станция “Дары осени”
  • Станция “Знатоки лесных тайн”
  • Станция “Осенние месяцы”
  • Игровая станция

3. Подведение итогов, награждение.
4. Проведение праздничного чаепития.

Проведение мероприятия

Наш праздник начнём с обращения известного русского писателя Пришвина к вам, ученикам нашей страны.

“Дорогие ребята! Мы хозяева нашей природы, она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать…”

Осенью мы восхищаемся дарами нашей природы. А сегодня мы собрались здесь, чтобы показать эти дары друг другу и поблагодарить природу за ее подарки.

Осень над парком тенистым ложится
Золото кленов на воды пруда
Кружатся листья…Умолкли птицы…
В похолодевшее небо глядится
Астра, лучистая астра – звезда.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся на поиски осени. Путь нам предстоит не близкий, нас ждет много опасностей и приключений. А эта карта поможет нам быстрее найти осень. Итак, в дорогу!

1. Станция “Литературная”.

Учащиеся рассказывают стихи на тему “Природа. Лес. Осень. Родной край”.

2. Станция “Дары осени” (Загадки про грибы, овощи, животных, осень).

В окружающей нас природе немало загадочного. Мы не всегда задумываемся над ответами: все недосуг, дескать. Так в природе устроено. А ведь стоит подумать. Например, почему осенью с деревьев опадают те листья, которые растут на самых концах веток? Вы это замечали. Подумайте и ответьте.

Загадки про грибы.

(Отгадки написаны задом наперед.)

1. Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора – .
(кивороб)

2. Шоколадно-бурый гриб,
К скользкой шляпке лист прилип.
Воротник ажурный тонок –
Гриб такой зовут .
(конелсам)

3. На пеньке сидят братишки,
Все в веснушках, шалунишки.
Эти дружные ребята
Называются .
(атяпо)

4. Под листами на поляне
В прятки девочки играли.
Притаились три сестрички,
Светло-желтые .
(икчисил)

5. В шляпе розовой, мохнатой,
Но не выглядит растяпой.
Будто плюшевое ушко,
Для соления .
(акшунлов)

Загадки про столовую зелень.

(Отгадки написаны задом наперед.)

1. Вот зелёная стрела
К свету, к солнышку взошла.
Мы её положим в суп,
Ведь приправа эта – .
(кул)

2. В огороде хрупкий зонт
Понемногу вверх растёт.
Как зовут тебя? “Прокоп”, –
Громко скажет нам .
(порку)

3. Вот зелёная кокетка,
Сельдереева соседка.
Остроносая старушка,
Знаем мы тебя, .
(акшуртеп)

Загадки про животных.

(Отгадки написаны справа налево.)

Кто живёт в лесу у нас?
Хочешь знать?
Тогда сейчас
Мы загадки отгадаем,
Кто живёт в лесу, узнаем.

1.Зубы остры, хвост – лопатой,
Что за славные ребята?
Строят хаты и плотины,
Валят толстые осины.
(ырбоб)

2. Ну а этот ловкий зверь
Ловит рыбу без сетей,
Портит у бобров плотины
И катается с кручины.
(ардыв)

3. Этот зверь всю зиму спит.
Снег растает – полетит.
Попищит, послушает,
Мотылёчка скушает.
(ьшым яачутел)

4. В пёстрой одежонке,
В красненькой шапчонке
По лесу летает,
В барабан играет.
(летяд)

5. Кошка есть в лесу у нас:
Грозный клюв, огромный глаз,
Острый слух и цепкий коготь.
Побоюсь её я трогать.
(авос)

Осенние загадки.

(Отгадки написаны справа налево.)

1.Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла.
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно.
(дапотсил)

2. Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это -.
(ьджод)

3. Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Кто собрался в стайки? .
(ыцитп)

4. Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(ьрбятнес)

5. Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
(ьрбятко)

6. Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовет к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!
(ьрбяон)

7. Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ!
(ьнесо яяндзоп)

8. Солнце больше нас не греет,
Холодком поземка веет!
Дунул в лужу ветерок
И сковал ее .
(кодел)

9. Дождь и слякоть, грязь и ветер,
Осень, ты за все в ответе!
Мерзнет, мерзнет человек,
Выпал первый белый .
(генс)

Мокрые загадки.

(Отгадки написаны задом наперед.)

1. Слезки капают из тучи –
Плачет мастер невезучий.
Хмурой осени художник,
Хлюпает по лужам.
(киджод)

2. Вот старушка из сторожки
Грязь разводит на дорожке.
Вязнет в топи мокрый лапоть –
Все зовут старушку.
(ьтокялс)

3. Вот на ножке купол-гриб,
Он от ливня защитит.
Не намокнет пешеход,
Если спрячется под.
(тноз)

4. Ранним утром во дворе
Лед улегся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает.
(йени)

3. Станция “Знатоки лесных тайн” (Игра-викторина).

Смотрите, впереди лес. В нем очень много животных, но почему они такие грустные? Давайте поскорее узнаем. Они говорят, что здесь побывал разбойник, он заколдовал всех зверей. Мы сможем им помочь.

1. В словах перепутались все буквы. Если расставить их в правильном порядке, можно прочесть названия животных.

Бруска (барсук)
Аблек (белка)
Путех (петух)
Обкаса (собака)
берза (зебра)
Кута (утка)
Лесо (осел)
Цурика (курица)

2. У белки – бельчонок, у мыши – мышонок, у кукушки – кукушонок, у кошки – котенок, у зайчихи – зайчонок. Давайте продолжим эту игру. Но будьте внимательны.

У вороны – …(вороненок)
У галки – …(галчонок)
У козы – …(козленок)
У лисы – …(лисенок)
У лягушки – …(лягушонок)
У курицы – …(цыпленок)
У лошади – …(жеребенок)
У свиньи – …(поросенок)
У собаки – …(щенок)
У овцы – …(ягненок)
У тюленя – …(белек)
У коровы – …(теленок)

3. Лев – львица, волк – волчицам, тигр – тигрица, слон – слониха, еж – ежиха. Продолжим дальше.

Гусь – …(гусыня)
Заяц – …(зайчиха)
Индюк – …(индейка)
Козел – …(коза)
Кот – …(кошка)
Лось – …(лосиха)
Медведь – … (медведица)
Морж – …(моржиха)
Осел – …(ослица)
Баран – …(овца)
Боров – …(свинья)
Петух – …(курица)
Селезень – …(утка)

4. Куры спят в курятнике, муравьи – в муравейнике, скворцы в скворечнике. А дальше?

Свиньи – в …(свинарнике)
Собаки – в …(конуре, будке)
Лошади – в …(конюшне)
Коровы – …(хлеву)
Пчелы – в …(улье)
Медведи – в …(берлоге)
Лисы – в …(норе)

4. Станция “Осенние месяцы” (Осенние месяцы, приметы про осень).

“В осеннем ненастье шесть погод на дворе: сеет, веет, крутит, рвет, сверху льет, и снизу метет”. Вспомним некоторые приметы осени, которые люди знали с давних пор.

Ясным утром сентября
Хлеб молотят села.
Мчатся птицы за моря,
И открылась школа.
Листьям время опадать,
Птицам – время улетать,
Грибникам – блуждать в тумане,
Ветру в трубах – завывать.
Солнцу – стынуть, тучам литься,
Нам с тобой идти учиться.

Ребята, а что вы знаете обо мне? (Сентябрь – чародей цвета. Сентябрь – отлетная пора для птиц.)

А я месяц первого снега, первых холодов.

Ребята, а что вы знаете обо мне? (Октябрь землю покроет, где листком, где снежком. В октябре и лист на дереве не держится.)

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора:
Стоял ноябрь уж у двора.

Ребята, а что вы знаете обо мне? (Ноябрь – последний месяц осени. Ноябрь – ворота зимы.)

5. Игровая станция (Игры-эстафеты).

Финальная станция, собираются все классы для проведения вместе с учителем физкультуры спортивных эстафет.

Для начала проведем такую небольшую физминутку:

Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так (2 раза головой своей крутим)
Медвежата мед искали
Дружно дерево качали
Вот так (2 раза дружно дерево качали)
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так (2 раза вперевалочку ходили)
Вот так (2 раза и из речки воду пили)
А потом они плясали
Выше лапы поднимали
Вот так (2 раза выше лапы поднимали)

Ну вот теперь вы размялись. Можно приступить к работе.

“Эстафета зверей”.

“Сбор овощей”.

На расстоянии 10м от каждой кладут предметы, обозначающие овощи (яблоки, картофель, лук и т.п.). У первых номеров команд в руках по маленькому мешочку. По сигналу ведущего игроки бегут к овощам и собирают их в мешочек, затем возвращаются обратно и передают мешочек вторым номерам, вторые бегут к финишной черте и выкладывают овощи из мешочка, бегут обратно, передают третьим и т.д. Побеждает команда, раньше завершившая игру.

После проведения всего марафона учащиеся приглашаются в актовый зал для подведения итогов. В роли закрепления подготовлен материал с применением информационных технологий:

1. Презентация “Богатство родного края” (Приложение 1).

2. Информация к слайдам прилагается (Приложение 2).

Можно этот материал представить и в начале проведения мероприятия (на усмотрение организатора).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Осенний марафон.

Внеклассное занятие.

Игра по станциям.

Обобщить знания детей об осенних явлениях в природе.

Формировать устойчивый интерес к природе.

Развивать художественные способности, творческую активность детей.

Воспитывать любознательность, доброжелательность, сплоченность.

Привлекать к здоровому образу жизни.

Формировать чувство командной взаимовыручки.

( Звучит весёлая музыка. Учащиеся, учителя выстраиваются на центральной площадке.)

Ход занятия:

Ведущий:

Добрый день, дорогие друзья!

Золотая осень у порога

Она приходит в гости каждый год

И в честь события такого

Сегодня в нашей школе

Осенний марафон пройдёт.

Бал пора бы открывать,

Но кого-то не хватает –

Надо Осень приглашать.

(Звучит осенняя музыка. Появляется Осень.)

Осень:

Я - Осень Золотая

К вам в гости я пришла,

Корзинку, полную чудес,

Ведущий:

Отлично! Ты пришла к нам очень вовремя!

Мы хотим повеселиться?

А поиграть и порезвиться?

Ну, тогда пора играть

Коль согласье есть в природе,

То к игре мы переходим.

Внимательно послушайте правила игры.

Каждая команда получит маршрутный лист.

Каждой команде нужно пройти 5 станций.

На каждой станции выполнить задание и получить жетоны для создания коллективной творческой работы.

От станции к станции переходить четко по маршрутному листу.

На станции можно находиться не более 10 минут.

В 10 ч.30 мин. все команды снова должны собраться на этой площадке.

Сдать маршрутные листы и представить коллективную творческую работу.

Жюри оценит и наградит победителей.

Разрешите представить наше жюри: (представление жюри)

Разрешите представить наши команды и выдать маршрутные листы:

Во время представления каждая команда поднимает руки , представитель команды выходит и получает маршрутный лист.

Ведущий:

Друзья мои мы начинаем состязание

А сейчас хотим получить ответ: хотите играть или нет?

Дети: Да!

Ведущий: Дайте правильный ответ!

1. Осенью цветут цветы? (Да!)

2. Осенью растут грибы? (Да!)

3. Тучки солнце закрывают? (Да!)

4. Колючий ветер прилетает? (Да!)

5. Туманы осенью плывут? (Да!)

6. Ну а птицы гнезда вьют? (Нет!)

7. А букашки прилетают? (Нет!)

8. Звери норки закрывают? (Да!)

9. Урожай все собирают? (Да!)

10. Птичьи стаи улетают? (Да!)

11. Часто-часто льют дожди? (Да!)

12. Достаем ли сапоги? (Да!)

13. Солнце светит очень жарко? (Нет!)

14. Можно детям загорать? (Нет!)

15. Ну а что же надо делать?

16. Куртки, шапки надевать? (Да!)

Ведущий:

Один, два, три – начало игры!

Дети бегут по станциям.

Задания и вопросы к каждой возрастной группе подбираются отдельно .

Ребятам предлагаются интеллектуальные игры и вопросы.

Ребятам предлагаются разрезанные и перемешанные по буквам

( словам) приметы, пословицы, слова. Нужно правильно собрать слово

( октябрь, ноябрь, сентябрь, урожай, арбуз, листопад, дождь и т. д.), примету, пословицу.

Осень торопит, зима не ждет.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Осень - жируха, зима - злюка.

Осенью и воробей богат.

Осенью скот жиреет, человек добреет.

Осень идет, и дождь за собой ведет.

Осень велика, зима долга.

Осень всех наградила.

Опенки у пня - осень у дверей.

Гуси летят – осень на хвосте тащат.

Синица у дверей - к осенней поре.

Пожелтел листок - осенняя весточка.

Грач улетает - снег пойдет.

Лебеди близко летят - к близкому снегу.

2.Ответьте на вопросы:

Чем заканчиваются сентябрь, октябрь и ноябрь. (Мягким знаком.)

Что едят зимою еж и медведь? (Они спят.

Цветочная композиция. (Букет.)

Мальчик-луковка. (Чиполлино.)

Пчелиный дом. (Улей.)

Плоды какого ягодного кустарника бывают черными, белыми и красными? (Смородины.)

Куда осенью улетают птицы? ( на юг)

Стеклянный дом для овощей ( банка)

3.Командам по очереди задаются приметы осени, которые надо договорить до конца

Дым стелется – быть … (непогоде)

Дым столбом – к … (морозной погоде)

Бабье лето ненастное – осень … (сухая)

Комары в ноябре – быть … (мягкой зиме)

Лягушки квакают – к … (дождю)

Муравьи закрывают ходы в муравейник – к … (ненастью)

Команде выдаются жетоны для создания коллективной творческой работы (картинки животных, листьев, грибов, цветов и т.д.)

2. .Выразительное чтение стихов об осени.(Читают учащиеся)

3 . Викторина по произведениям об осени, загадки .( Задания и вопросы к каждой возрастной группе подбираются отдельно .)

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит…

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,

На зиму для печек.

Загадки для младшей возрастной группы.

Неизвестно, где живёт.
Налетит, деревья гнёт.
Засвистит - по речке дрожь
Озорник, а не уймёшь. ( Ветер )

Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой …( Тучи)

Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья. ( Осень )

Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима! ( Осень )

Опустел в деревне сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? ( Сентябрь )

Всё мрачней лицом природа:
Почернели огороды, оголяются леса,
Мокнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? ( Октябрь )

Поле черно – белым стало;
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? ( Ноябрь )

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? ( Осенью)

Осень в сад
К нам пришла.
Красный факел
Зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют. ( Рябина)

Шёл долговяз,
В землю увяз. ( Дождь)

Команде выдаются жетоны для создания коллективной творческой работы (картинки животных, листьев, грибов, цветов и т.д.)

Он на толстой ножке белой,

В яркой шляпке загорелой,

Кто в лесу его найдет

Тот от радости поет. (Белый гриб.)

Ловко спрятаться умеет,

Там, где лес с березняком,

При засушке он чернеет,

Хоть и бел его излом. (Подберезовик.)

Меж осиновых ветвей

Красной шапочкой своей,

Словно ягодка горит,

И хоть яркий вид имеет,

Срежь — мгновенно посинеет. (Подосиновик.)

Этот гриб смертельно страшен

И не менее опасен.

Бледен, чуть зеленоват

И таит сильнейший яд. (Бледная поганка.)

За семьей семья в сосенках,

Малышата в клейких пленках.

Сжались в желтые комочки,

Словно маленькие кочки. (Маслята.)

Маскируются под мох,

Снизу желт и скромен,

Этот гриб не так уж плох,

С синью на изломе. (Моховик.)

Не тигренок, не лисенок,

Кругл, пластиночками тонок,

С головы до самых ног

Ярко-рыжий паренек. (Рыжик.)

Он меж зелени желтеет,

Хоть и не кусается,

Странно называется. (Лисичка.)

Я сморщен, я весенний гриб.

На вырубках встречаюсь.

И от собратьев всех своих

Я видом отличаюсь. (Сморчок.)

Лета яркие приметы

-Разбрелись в лесу, как стая,

Чудо-радуга грибная, (Сыроежка.)

То светлы, то темноваты,

Розоваты, чуть мохнаты,

Шапочки вороночкой. (Волнушки.)

Этот крепкий Кабальеро

Носит белое сомбреро,

Под листвою и хвоей

Скрыт от взора с головой

Но когда в азарт войдешь —

Целый выводок найдешь! (Груздь.)

С завязанными глазами несколько игроков собирают грибочки в свою корзинку. Кто больше соберёт.

Команде выдаются жетоны для создания коллективной творческой работы (картинки животных, листьев, грибов, цветов и т.д.)

Игра “Зверь, птица, небылица”

Играющие становятся в кружок. Один из играющих, проходя мимо детей, все время повторяет: “Зверь, птица, небылица”. Внезапно он останавливается против кого-либо, громко называет одно из этих слов и считает до пяти. Играющий, против которого остановились, должен назвать (пока не закончен счет) соответственно зверя или птицу, а если требуется сказать небылицу, рассказать, то чего в осеннем лесу не бывает. Кто не сумеет выполнить задание, выбывает из игры. Повторять то, что уже сказано, не разрешается.

Ведущий:

А как животные готовятся к зиме, отгадайте загадки и расскажите о том, что они делают осенью?

Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом.
(Белка)

Бегает по лесу
Хвостиком машет
Рыжая сестричка
Хитрая … (лисичка)

Топтыгин сам себе жилище
Смастерил под корневищем.
(Берлога)

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(Волк)

Хоть верь, хоть не верь -
Пробежал по лесу зверь.
Нёс на лбу он неспроста
Два развесистых куста.
Словно царскую корону,
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга.
(Олень)

Коротышка, слабый с виду,
Но себя не даст в обиду.
Лучше ты его не троясь!
В колкой шубе ходит.
(Ёж)

— Только что на дне речном
Я построил новый дом.
Зубы — острый мой топор.
А фамилия — .
(Бобер)

Под нашим полом шевелит своим хвостом.
В щели глядится, вылезти боится.
(Мышь).

Выпуча глаза сидит,
Не по-русски говорит,
Родилась в воде,
А живёт на земле.(Лягушка)

Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.( Рыба)

2.А вот загадки про птиц. На какие группы можно разделить всех птиц? Почему? Какая главная причина отлёта птиц?. Если птица перелётная, хлопайте в ладоши, если зимующая – соблюдайте тишину.

Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит. ( Дятел )

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. ( Грач )

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли,
Им с ходулей не сойти. ( Журавли)

Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло. ( Сова )

Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни и полёт
Вошли в стихотворения!
Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт. ( Жаворонок )

Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет. ( Кукушка )

Днём молчит,
Ночью кричит,
По лесу летает,
Прохожих пугает. ( Филин)

Как снег бела,
Как сажа черна.
Вертлива, как бес,
Повертелась да в лес.( Сорока )

Кривлён нос - зелён хвост. ( Клест )

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует -
Коноплю ворует.( Воробей )

Молод конь за морем бывал,
Спереди шильце,
Сзади вильце,
На груди белое полотенце. ( Ласточка )

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат. ( Цапля )

На шесте - дворец,
Во дворце - певец. ( Скворец )

Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут!( Снегирь )

Команде выдаются жетоны для создания коллективной творческой работы (картинки животных, листьев, грибов, цветов и т.д.)

По окончании марафона все участники игры снова собираются на центральной площадке. (В руках держат свои работы)

Ведущий:

Все собрались?! Молодцы!

Повеселились видно от души!

Пора маршрутные листы сдавать,

А дети будут танцевать!

Жестовая песня с танцевальным сопровождением.

Жюри подводит итоги.

Осень:

Ай, да детки, молодцы,

И танцоры, и певцы!

На прощанье буду рада

Вам, друзья, вручить награду.

Награждение команд дипломами.

Осень:

За доброе к природе отношение,

К Осени внимание и уважение

Есть для общего стола

Угощенье у меня!

Осень выносит корзинку с яблоками и раздаёт всем участникам игры.

Цель: Закреплять и обобщать знания детей об осенних изменениях в природе, их причинах, обогащать знания о деревьях, об особенностях их жизни в осенний период; развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

повышать уровень двигательной активности детей; воспитывать положительное отношение к прогулкам, любознательность; развивать эстетическое восприятие природы.

Задачи по образовательным областям:

Познавательное развитие

Развивать умение определять дерево по листу.

Формировать пространственное ориентирование.

Закреплять умение считать на слух.

Отличать и находить березу по характерным признакам, стимулируя познавательный интерес в процессе исследовательской деятельности.

Уточнить представления об изменении образа жизни птиц осенью.

Развивать познавательную активность.

Речевое развитие

Развивать умение подбирать прилагательные – характерные признаки предмета

Совершенствовать умение произносить скороговорки.

Социально-коммуникативное развитие

Воспитывать гуманное отношение ко всему живому.

Формировать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками, умение работать в парах.

Физическое развитие

Обеспечивать двигательную деятельность детей на прогулке, развивая внимание, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, ловкость, навыки владения мячом.

Материал: осенние листики с указанием маршрута (кленовый, дубовый, березовый, осиновый, липовый, рябиновый), мяч, , коробка с сюрпризом.

Ход прогулки:

Находимся в группе детского сада.

Ребята, сегодня мы с вами оправимся искать клад. Путешествие наше будет трудным, но интересным. В пути нас будет ждать успех, если мы будем дружными, внимательными и участливыми. Чтобы мы не сбились с пути, нам помогут осенние листочки-указатели. Но получить эти листочки мы сможем только после того, как выполним задание.

Итак, первое задание .

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек. (осень)

Дети одеваются и выходят на прогулку, подходят к воротам детского сада.

2. Беседа об осени.

- Люди всегда отмечали все изменения в природе и вывели много примет и поговорок про осень.

А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?

Никто? Тогда слушайте!

1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).

2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).

3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Птицы на юг улетают:

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали. М. Ивенсен


Интересная поговорка, Помните, как всё лето с утра и до вечера над детским садом и домами летали быстрые стрижи и ласточки?
Как изменилась жизнь птиц с приходом осени? (Корма для птиц становится все меньше, начинает холодать — птицы собираются в стаи, пробуют свои силы и тренируют птенцов, готовят их к отлету.)

- Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц летом и осенью. (Летом для птиц достаточно корма, они выводят и вскармливают птенцов. А осенью птицы ведут себя беспокойно, собираются в стаи и летят в теплые края.)

- Что происходит осенью с кормом для птиц? (Корма для птиц становится все меньше и меньше; сначала пропадают насекомые, затем увядают растения, уменьшается количество плодов и семян.)

- Подумайте, с чем связаны сроки отлета насекомоядных и зерноядных птиц осенью? (Насекомоядные птицы улетают раньше, чем зерноядные, так как исчезают насекомые, а птицам нечем уже питаться; затем улетают те птицы, которые едят плоды, семена, зерно.)

- Почему осенью птиц становится мало? (С конца августа птицы начинают улетать на юг, так как холодает, и исчезают насекомые.)

- Как птицы готовятся к отлету? (Собравшись в стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед дальним полетом.)

- Назовите первый признак приближения осеннего перелета птиц. (Усиливается гомон птиц, они собираются в стаи.)

- Какие птицы позже всех улетают на юг? (Утки, гуси — водоплавающие, улетают последними, так как пока водоемы не замерзли, им есть чем питаться.)

- Знаете ли вы, как выстраиваются птицы при перелете на юг? (Во время перелета птицы придерживаются определенного порядка. Так им удобней и легче лететь. Журавли летят клином — углом. Цапли и гуси — шеренгой. Утки выстраиваются в линию (друг за другом), некоторые стаи уток летят в виде пологой дуги, а мелкие — насекомоядные птицы — летят скученной стаей.)

- А сейчас мы будем считать. Внимательно послушайте стихотворение и посчитайте, сколько листочков разных деревьев я назову:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Лист березы, лист рябины,

Листик тополя, осины,

Листик дуба соберем

И букетик принесем.

Лист (Что делает?) - желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.

Птицы (Что делают?) - улетают, перелетают, курлыкают, поют.

Дождь (Что делает?) – моросит, льет, идет, капает.

Ветер (Что делает?) – тучи разгоняет.

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнёзда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто – часто льют дожди?

Достаём ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

3. Наблюдение за березой. Исследовательская деятельность.

- Ребята, послушайте внимательно, и скажите, что говорится в стихотворении о березе:

Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают. А.Кулагина

- Как нам узнать березу среди других деревьев?

Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами.)

Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, корень.)

Какого цвета ветки?

Зачем корень дереву?

Какого цвета листья березы осенью? (Желтые.)

Какого цвета они были летом? (Зеленые.)

- Ребята, береза выбрана символом России. А как вы думаете, почему? За ее красоту и за то, что береза – это единственное дерево с белой корой, береза и считается символом России. Скажите, почему у березы белый ствол? Оказывается, в коре березы содержится белое вещество - бетулин. Говорят, что если потереть о ствол березы темную ткань, то ткань окрасится в белый цвет. Вы хотите проверить?

- Ну а мы оправляемся дальше, и дорогу нам укажет лист осины .

4. Следующее задание – игровое.

Разучивание считалочки для подвижной игры:

Ветер осенью летал,
Ветер листики считал.
Красный лист, зелёный лист,
Липы лист, клёна лист.
Лист от ветки отрывался,
Ветер злился и сбивался,
Вот попробуй, сосчитай,
Оторвался – улетай!

Цель игры: развитие двигательных и творческих способностей, быстроты реакции, внимания.

Индивидуальная работа

Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.

5. Трудовая деятельность.

Организация трудового десанта с целью лечения деревьев.

учить правильно оказывать помощь деревьям и кустарникам;

воспитывать положительное отношение к труду.

Дерево - это дом для многих живых существ. Взгляните на картинку. Кто живет среди ветвей дерева? В ветвях деревьев вьют гнезда птицы. А кто живет в дупле? В дупле дерева могут жить белки, а еще совы и другие птицы, могут поселиться дикие пчелы. А кто устраивает себе дом среди корней дерева?

Змеи, ежи устраивают себе норы между корнями дерева.

Под корой дерева живут различные насекомые.

Высокие, красивые деревья здесь растут.

(Показываем руками деревья: руки подняты вверх, локти прижаты к столу, пальцы разведены в стороны и напряжены)

А корни под землею для них водичку пьют.

(Показываем руками корни: ладони опущены вниз и прижаты друг к другу тыльной стороной, пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать в таком положении кисти рук, потом встряхнуть) .

6. Сюрпризный момент.

Под скамейкой находится коробочка – клад (дары осени).

- Ребята, вы сегодня были молодцы, дружны, находчивы и внимательны. Этот клад теперь ваш, но не забудьте угостить и наших гостей.

Осень на дворе! Столько всего нужно сделать! В прошлом году я проводила осенний творческий марафон, пришла пора Вам о нем напомнить. Посему в этот пост я собираю все-все задания, которые можно выполнить с ребенком. Пусть ваша осень будет яркой!


Кстати, в нашей копилке есть тематическое занятие "Осенние листья", его можно скачать, если вы его еще не скачивали.

Задание 1. Рябиновые бусы и букет из листьев. Создаем настроение! Для этого предлагаю сделать рябиновые бусы и собрать букет из листьев. С бусами все просто - на прогулке собираем рябину и дома насаживаем ягоды на нить. Вуаля!


Задание 2. Деревья. Осень - это деревья красных, желтых, бурых оттенков. Это очень красиво. Поэтому предлагаю сделать первую осеннюю поделку. Можно сделать аппликацию из листьев, нарисовать рисунок или сделать целый осенний лес!


Задание 3. Выпечка. Продолжаем создавать настроение. Что может быть лучше запаха яблочного пирога с корицей? Осенью лучшего и не придумаешь. Поэтому занимаемся выпечкой и привлекаем ребенка. Рецепт.


Задание 4. Осенняя охота. Задача любой охоты с находилками - найти требуемые объекты, руководствуясь листом с подсказками. Распечатываем находилку, идем на прогулку и ищем все то, что нарисовано на нашей находилке. Находилу можно скачать. Кстати, вы можете подготовить небольшой сюрприз в качестве подарка за все найденные "сокровища".


Задание 5. Осенняя сказка. Существует довольно много осенних сказок. Взять, хотя бы тех же "Трех поросят". Эта сказка не только о том, что нужно строить крепкий дом и не лениться, но также о том, что осенью становится холодно. Собственно затем и нужен дом. Задание простое и сложное одновременно - в сказочной форме мы расскажем ребенку и обыграем приметы осени: становится холодно, идут дожди, животные готовятся к зиме и т.д. Можно пойти простым путем и поиграть в сказку-шумелку. Как играть и текст сказки тут.

Задание 6. Фотосессия. Запланируйте и сделайте это! У меня уйма осенних фотографий, они самые красивые!

Задание 7. Листья. Опосредованно мы этой темы уже касались и во втором, и в четвертом задании. Но давайте остановимся еще раз, на этот раз творчески. Используйте листья в своем творчестве (настоящие). Сделать это можно разными способами. Например, можно ставить отпечатки: берем листья, смазываем их краской и штампуем. Можно листья приклеивать, а потом свободное пространство закрашивать красками.


Можно просто делать аппликации. А можно творить в технике фроттаж. Приклеиваем листы "лицевой" стороной вниз. Приклеиваем, чтобы они прочно держались. Это важно в этой технике. Затем накрываем другим листом, я скрепила листы скрепками. Затем даем ребенку мелок (пастель) и он возит им по листу. Получаем отпечатки листьев. Я просто обвела контур так, чтобы получились деревья. Техника подходит для работы с малышами.


Задание 8. Желуди. Желуди бывают только осенью. Ни в какое другое время года их не добудешь. И осенью они становятся предметом охоты и предметом поделок.

Итак, что делаем. Во-первых, теория. Читаем книжку Марины Аромштам "Желуденок". Дуб можно посадить (просто сажаем в цветочный горшок, он взойдет!). По мотивам книги можно нарисовать собственную книгу о желуденке. Рисуем и творим, конечно, с ребенком.

Задание 9. Палочки. Палочки - отличный материал для творчества, очень много всего можно с ним придумать и, имея палочку, можно в очень многое поиграть. Задание - найдите на прогулке палочки, придумайте и сделайте поделки с их использованием. Можно повторить наши идеи.

В свое время сын очень любил "Человеткина" Дональдсон, так что идея сделать из палочки человеткина не нова. Частенько так баловались. А вот осенние листочки вместо прически прицепили впервые.

И еще одна идея с палочками - аппликация. Все просто - порвал бумагу, приклеил, сам сказал, что это листочки и будет лес. Я дала палочки, сын разложил. Чем не кустик? Палочки потом приклейте на клей-момент.

Задание 11. Урожай. Тыква - самый осенний овощ, без него и осень - не осень.

Задание - сделайте поделку, рисунок и т.д. уборки урожая, или сезонного овоща, и т.д. Это может быть все, что угодно. И приготовьте что-то из сезонных овощей/фруктов и порадуйте себя и близких. Мы искали тыквы акварельной краской. И я делала фаршированную тыкву.


Задание 12. Лужи. Дети любят лужи: по ним можно весело прыгать и пускать кораблики. Итак, одевайте резиновые сапожки и отправляйтесь на прогулку измерять глубину луж. А заодно пустите кораблики. Кстати, совсем необязательно делать кораблики-оригами, можно подобрать листья и запускать их, представляя, что это корабль.

Задание 13. Дождь. Тут полет фантазии. Во-первых, можно заняться теорией и вспомнить, почему идет дождь. Можно повеселиться, устроив дождик в банке.

Можно рисовать акварели как у Марка Алланте. Нарисовать подобное довольно просто. Установите лист вертикально (под наклоном, мы используем мольберт), смочите лист акварельной бумаги водой. Разведите акварель или гуашь, чтобы краска была довольно жидкой. Кисточкой набирайте краску и рисуйте точками вверху листа. "Пойдет дождь" - струйки краски начнут стекать вниз цветными ручейками. Затем можно наклеить изображения людей с зонтиками, когда работа высохнет.


У меня подобралось довольно много "дождевых идей". Например, такая сенсорная игра. Или сказка Эрика Карла про тучки, нарисуйте такую сказку с ребенком.


Задание 14. Фонарики. Праздник фонариков празднуют в Германии в осеннее время года - 11 ноября в день святого Мартина. Очень красивый праздник. Дети задолго до праздника изготавливают бумажные фонарики, вставляют в них свечи или лампочки и шествуют по улице.

Мы ждать ноября не будем, да и день святого Мартина мы не отмечаем. Но вот смастерить фонарик я предлагаю, т.к. это очень хорошая осенняя идея.

Идея №1 - смастерить подсвечник из банки и осенних листьев. Нам понадобится банка, листья и клей-карандаш. Намазываем клеем стекло и клеим листья, можно сами листья тоже промазывать. С этим справляется ребенок.

Идея №2 проста. Помните в задании 11 мы рисовали мокрые акварели? Так вот: берем высохшую работу, скручиваем цилиндром и готово. Чтобы свет лучше проходил через бумагу, промазываем внутреннюю сторону маслом.


Задание 15. Театр. Обычно осенью открывается театральный сезон, выставки и т.д. Запланируйте выход на такое мероприятие.

Задание 16. Темнота.

- смотрим на звездное небо, рассказываем о звездах детям и т.д. Делимся впечатлениями.

- ставим представление в театре теней. Любое.

Можно сделать подсвечник и пить чай при свечах.


Задание 17. Птички.

- покормите птиц, обсудите, что делают птицы осенью;

- сделайте любую творческую работу по теме птичек.

Задание 18. Домашний театр. Если вы еще ни разу не ставили домашнее театральное представление, сделайте это! У меня к вам осенняя сказка. Текст сказки тут.

Итак, в главной роли - листик. Листики я высушила утюгом и заламинировала скотчем.

Героев вырезала из картона, украсила листиками. И с помощью этих героев разыгрываем представление.

Задание 19. Запасики. Белочки, барсуки и прочие лесные животные делают запасы на зиму. Мы тоже не исключение: мы разобрали свои осенние находки, ведь они нам еще понадобятся для зимних поделок. Приводите и вы в порядок свои запасы. У нас так.


Задание 20 - вспоминаем нашу осень. Мы столько всего успели сделать! Об этом и вспоминали: я разобрала фотографии, мы сделали заключительный коллаж.

Читайте также: