Простое предложение грамматическая основа предложения конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательные: систематизировать знания по теме “Предложение. Грамматическая основа”: формировать умение различать простые предложения; формировать умения выделять грамматическую основу в предложениях;

дать понятие о видах предложений по наличию главных членов (односоставные, двусоставные); разграничивать односоставные и двусоставные предложения, определять способ выражения главного члена в односоставных предложениях;

Развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Развитие творческих способностей на основе практической работы.

Воспитательные: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместной работы и выполнения самостоятельных заданий; развитие навыка работы в паре, развивать мотивацию изучения русского языка, используя разнообразные приёмы деятельности.

1. Организационный момент.

- Я хочу вам пожелать

2. Речевая разминка.

- Чтобы настроиться на урок, давайте повторим правила, которые вы должны соблюдать на уроке:

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнем

И сами до всего дойдем.

3. Орфографическая разминка.

- Откройте тетради, запишите число.

- Какое было домашнее задание?

Ученикам раздаются карточки с названиями частей речи. Каждый объясняет орфограмму своей части речи

(Не)друг, а враг; (не) сделанный; (не)объятный; вовсе (не) интересен; (не) выполнен; (не)взлюбить; (не) зависевший от обстоятельств; (не) рисуя; (не)широкий, а узкий; (не) собрать; (не)чаянность; (не)медленно.

Словарная работа.

Необъятный – огромный по размерам.

-Подберите к этому слову синонимы.

Необъятный - безграничный, огромный, безбрежный.

- Составьте с этими словами словосочетания, предложения.

4. Повторение изученного.

Простое предложение – это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа.

В сложном предложении две или несколько грамматических основ.

Предложение состоит из главных и второстепенных членов.

Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое .

Главные члены предложения составляют грамматическую основу .

Подлежащее – это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы кто? или что?

Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? , каков предмет?

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Мы будем говорить о простом предложении, грамматической основе предложения.

6. Работа над темой урока.

1). Работа с текстом.

- Прочитайте текст. Определите вид предложения по количеству грамматических основ.

1.Люблю зиму. 2.Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке парка и любуешься огромными елями, которые покрыты удивительными снежными шапками. 4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев. 6. Хочется нарисовать всё это!

-Назовите простые предложения. Докажите.

Простые предложения: 1, 2, 4, 5, 6, потому что одна грамматическая основа.

-Назовите сложные предложения.

Сложные предложения: 3, потому что две грамматические основы.

Простое предложение – это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа.

В сложном предложении две или несколько грамматических основ.

2). Исследовательская работа.

Работа с карточками .

Задание: Подчеркните грамматические основы. Заполните таблицу.

1.Люблю зиму. 2.Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке. 4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев. 6. Хочется нарисовать всё это!

Предложения с двумя главными членами.

1. Люблю зиму. 2.Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке. 6. Хочется нарисовать всё это!

4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Яне могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев.

1. Предложения, в которых грамматическая основа выражена двумя главными членами (подлежащим и сказуемым), называются двусоставными.

2. Предложения с одним главным членом называются односоставными .

(чтение теоретического материала по учебнику стр.46)

7. Закрепление материала.

- Распределите простые предложения по кармашкам. Назовите грамматическую основу.

2. Пугачёв смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз.

6. Поздний вечер.

8.Ходите осторожно во время гололёда.

-Исправьте ошибки, запишите предложения (работа у доски и в тетрадях).

На уроке будь внимательным.

Зимой холодная вода.

Сонливый да ленивый – два брата .

Поздним вечером поставили палатку.

Мать с дочерью поехали в гости.

3)Чтение и анализ стихотворения.

Зима! Скорее на коньки!

Но выходить на лёд нельзя,

Пока непрочен он, друзья,

Когда есть трещины на нём,

Когда вдруг потеплело днём …

Провалишься – придёт беда:

Зимой холодная вода …

- О чём говорится в стихотворении?

(В стихотворении говорится о правилах поведения на реке).

- О каких правилах поведения на реке говорится в стихотворении?

Выходить на лёд нельзя, …

Выходить на лёд нельзя, …

Выходить на лёд нельзя, …

-Запишите предложения, выполните их синтаксический разбор.

(Один ученик работает у доски, остальные – на местах).

8. Итог урока. Рефлексия.

Предложение с одной грамматической основой называется простым предложением.

Главные члены составляют его грамматическую (предикативную) основу.

Предложения, в которых грамматическая основа выражена двумя главными членами (подлежащим и сказуемым), называются двусоставными.

Предложения с одним главным членом называются односоставными .

Мы научились различать односоставные и двусоставные предложения.

Мы упражнялись в умении определять грамматическую основу предложения.

-Ребята, оцените свою работу на уроке.

(по листам самооценки).

8.Домашнее задание.

Выучить правило на стр.46.

учебная: отработка умений находить простые предложения, грамматическую основу простого предложения, способы выражения подлежащего.

воспитательная: в оспитывать любознательность, наблюдательность, внимание, честность.

развивающая: развивать познавательную активность обучающихся; развивать умения определять способы выражения подлежащего.

  1. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. -6-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

Наглядные пособия: мультимедийная презентация

Раздаточный материал: таблицы

Технические средства обучения: компьютер, телевизор

I. Организационный момент

2. Проверка состава группы

4. Критерии оценивания

II. Актуализация опорных знаний

1. Ответьте на вопросы:

- Что называется словосочетанием? ( Словосочетанием называются два или несколько самостоятельных слов, объединённых по смыслу и грамматически. Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия, признаки, но только более точно, так как зависимое слово уточняет смысл главного).

- Из чего состоит словосочетание? ( Словосочетание состоит из главного и зависимого слов, например: лесной воздух, построить дом, кабинет начальника, по-весеннему свежий. В роли главного слова выступают все самостоятельные части речи.)

- Какие виды связи слов в словосочетании вы знаете? Приведите примеры каждого вида связи. ( В словосочетании слова связываются тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением и примыканием.

Согласование – такая связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного. Н.: липовая аллея, моя комната, опустевшая школа, вторая перчатка. При согласовании с изменением формы главного слова изменяются и все формы зависимого слова.

Управление – связь слов, при которой зависимое слово – имя существительное и все слова с признаками существительного. Н.: поговорить с другом, думаю о вас, встретил знакомого. При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется.

Примыкание – такой вид связи, при котором зависимое слово – наречие, деепричастие и неопределённая форма глагола. Н.: говорил улыбаясь, очень надеялся, почти незаметно, уехал учиться, совсем неинтересный. )

2. Проверочная работа со взаимопроверкой.

Составьте словосочетания, определите вид каждого словосочетания.

(Громкий) ш..потом – согл.

ш..рох (деревья) – управл.

говорил (улыбаться) – примык .

поймать (медвеж..нок) – управл.

(рыб..ловный) крюч..ка– согл.

(холщ..вый) мешка – согл.

ноч..вка (в) (лес) – управл.

(золоч..ный ) кольцо – согл.

спорить (горяч..) – примык .

ягоды (крыж..вник) – управл.

уехал (учи…ся) – примык .

III. Изучение нового материала

1. Простое предложение.

а) Предложения по цели высказывания.

б) Эмоциональная окраска предложений.

в) Порядок слов в предложении.

2. Структура простого предложения.

3. Способы выражения подлежащего.

1. Простое предложение.

а) В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные.

- Кто скажет, какой знак препинания ставится в конце повествовательного предложения?

- Приведите примеры таких предложений.

В побудительных предложениях содержится просьба, приказ, побуждение к действию. В таких предложениях чаще всего бывает только один главный член – глагол в форме повелительного наклонения. Часто в такое предложение вводится обращение.

- Приведите примеры таких предложений.

В вопросительных предложениях содержится вопрос.

- Кто скажет, какой знак препинания ставится в конце вопросительного предложения?

- Приведите примеры таких предложений.

б) По эмоциональной окраске все типы предложений делятся на восклицательные и невосклицательные .

Восклицательные предложения передают чувства говорящего. В зависимости от того, утверждается или отрицается высказываемая мысль, предложения делятся на утвердительные и отрицательные. Все остальные предложения – невосклицательные.

- Кто скажет, какой знак препинания ставится в конце восклицательного предложения?

- Приведите примеры таких предложений.

в) Большое значение в предложении имеет порядок слов, который помогает говорящему выделить наиболее важное в смысловом отношении слово.

Различают обычный , прямой порядок слов, и обратный (инверсию) . При прямом порядке слов каждый член предложения занимает своё определённое место:

  • подлежащее перед сказуемым (Весна наступила);
  • согласованное определение перед опред.словом (весенний день);
  • несогласованное определение – после опред.слова (дом на набережной);
  • обстоятельство образа действия – перед сказуемым (громко говорил);
  • дополн-е и др виды обст-в – после сказуемого (читать книгу, въехать в город, приготовиться к бою, вернуться на закате).

Обратный порядок слов (инверсия) – это изобразительное средство языка, которое используется, чтобы обратить внимание читателя на слово, стоящее в необычном месте, подчеркнуть его значение:

Уж верба вся пушистая

Опять весна душистая

2. Структура простого предложения.

По своему строению простые предложения очень разнообразны. Простые предложения по строению грамматической основы делятся на двусоставные (с двумя главными членами) и односоставные (с одним главным членом). Например: Дорога уходит вдаль. – Зимняя дорога. Холодно.

Простые предложения в зависимости от наличия второстепенных членов делятся на распространённые и нераспространенные.

Нераспространенные предложения состоят только из главных членов: Наступила осень. В распространенных предложениях есть второстепенные члены: Поздней осенью мы вернулись в город.

Нераспространенными и распространенными могут быть как односоставные, так и двусоставные предложения.

Главные члены предложения – основа предложения.

Подлежащее - главный член предложения, который связан со сказуемым. Отвечает на вопросы Кто? Что?

Сказуемое – главный член предложения, который обычно связан с подлежащим и отвечает на вопросы Что делает предмет ? Какой он ? Каков он ? Что он такое? Кто он такой? И др.

3. Способы выражения подлежащего.

Чаще всего подлежащее выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.

  1. Высоко в небе сияло солнце .- сущ.
  2. Мы ехали по широкому лугу.- мест.

А также другими частями речи в значении имени существительного .

  1. Большие сидели на балконе. – прил.
  2. Присутствующие говорили о науке. – причастие
  3. Десять делится на два. – числит.
  4. Завтра не будет похоже на сегодня. – нареч.
  5. Далече грянуло ура . – междом.
  6. Учиться всегда пригодится. - неопред. форма глаг.

IV. Закрепление материала

Решение тренировочных упражнений.

Задание. Найти и подчеркнуть подлежащее. Указать, чем выражено.

И вот наступило долгожданное послезавтра (наречие). Поезд мчался в неясную даль (сущ.). Кто не заключал таких условий со своей совестью? (мест). Несколько человек оглянулось (словосочет.). Но является сочинительным союзом (междомет.). Жить – Родине служить (неопр. форма глагола)! Замедленно падал пятый (числит.). Отдыхающие расположились в домиках (прич.). Старшие ушли купаться (прил.).

V. Итоговый этап

1. Какое предложение называется простым?

2. Какие предложения по цели высказывания вы знаете?

3. Какие бывают предложения по эмоциональной окраске?

4. Что является грамматической основой предложения?

5. Чем может быть выражено подлежащее?

VI. Домашнее задание: /1/ § 42-43, стр. 271-275, табл. 46, упр. 164

Предварительный просмотр:

УД,МДК: ОУД. б. 01 Русский язык

Тема урока: Простое предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего.

_______ 1 час _____

Вид занятия: комбинированный урок

Тип урока; применяемая современная образовательная технология : технология развития критического мышления

учебная: отработка умений находить простые предложения, грамматическую основу простого предложения, способы его выражения подлежащего .

воспитательная: в оспитывать любознательность, наблюдательность, внимание, честность.

развивающая: развивать познавательную активность обучающихся; развивать умения определять способы выражения подлежащего.

деятельностная: (ОК, ПК) ОК6. работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК4.Осуществлять поиски использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

обеспечивающие: обществознание, литература

Наглядные пособия: мультимедийная презентация

Раздаточный материал: таблицы

Технические средства обучения компьютер, мультимедийное оборудование

Учебные места (для ПЗ, ЛЗ):_ аудитория 33

  1. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. -6-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  2. Словари СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Элементы занятия, учебные вопросы

формы и методы обучения

1.2 Проверка состава группы

1.4 Критерии оценивания

Актуализация опорных знаний

1. Ответьте на вопросы:

- Что называется словосочетанием?

- Из чего состоит словосочетание?

- Какие виды связи слов в словосочетании вы знаете?

- Приведите примеры каждого вида связи.

2. Составьте словосочетания, определите вид каждого словосочетания.

(Громкий) ш..потом – согласование

ш..рох (деревья) – управление

говорил (улыбаться) – примыкание

поймать (медвеж..нок) – управление

(рыб..ловный) крюч..ка– согласование

(холщ..вый) мешка – согласование

ноч..вка (в) (лес) – управление

(золоч..ный ) кольцо – согласование

спорить (горяч..) – примыкание

ягоды (крыж..вник) – управление

уехал (учи…ся) – примыкание

проверочная работа со взаимопроверкой.

Изучение нового материала

1. Простое предложение.

а) Предложения по цели высказывания.

б) Эмоциональная окраска предложений.

в) Порядок слов в предложении.

2. Структура простого предложения.

3. Способы выражения подлежащего.

лекция с элементами технологии развития критическо мышления; заполнение таблицы

Решение тренировочных упражнений.

1. Какое предложение называется простым?

2. Какие предложения по цели высказывания вы знаете?

3. Какие бывают предложения по эмоцио-нальной окраске?

4. Что является грамматической основой пред-ложения?

5. Чем может быть выражено подлежащее?

опрос, заполнение таблицы

Подведение итогов урока

/1/ § 42-43, стр. 271-275, табл. 46, упр. 164

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Цели: учебная : отработка умений находить простые предложения, грамматическую основу простого предложения, распознавать способы выражения подлежащего . воспитательная: воспитывать любознатель-ность , наблюдательность, внимание, честность. развивающая: развивать познавательную активность обучающихся; развивать умения определять способы выражения подлежащего.

1. Ответьте на вопросы: Что называется словосочетанием ? Из чего состоит словосочетание? Какие виды связи слов в словосочетании вы знаете? Приведите примеры каждого вида связи.

Ответы. Словосочетанием называются два или несколько самостоятельных слов, объединённых по смыслу и грамматически. Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия, признаки, но только более точно, так как зависимое слово уточняет смысл главного. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов, например: лесной воздух, построить дом, кабинет начальника, по-весеннему свежий. В роли главного слова выступают все самостоятельные части речи. В словосочетании слова связываются тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением и примыканием.

Согласование – такая связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного. Н.: липовая аллея, моя комната, опустевшая школа, вторая перчатка. При согласовании с изменением формы главного слова изменяются и все формы зависимого слова. Управление – связь слов, при которой зависимое слово – имя существительное и все слова с признаками существительного. Н.: поговорить с другом, думаю о вас, встретил знакомого. При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется. Примыкание – такой вид связи, при котором зависимое слово – наречие, деепричастие и неопределённая форма глагола. Н.: говорил улыбаясь, очень надеялся, почти незаметно, уехал учиться, совсем неинтересный.)

2. Проверочная работа Составьте словосочетания, определите вид каждого словосочетания. ( Громкий) ш..потом ш .. рох (деревья) говорил (улыбаться) поймать ( медвеж ..нок) ( рыб.. ловный ) крюч .. ка ( холщ ..вый) мешка ноч .. вка (в) (лес) ( золоч .. ный ) кольцо спорить (горяч ..) ягоды ( крыж..вник ) уехал (учи… ся ) ( вскипяч .. ный )молоко

Проверьте друг друга Согласование У правление Примык ание У правление Согласование Согласование У правление Согласование Примык ание У правление Примык ание Согласование

Изучение нового материала План занятия: 1. Простое предложение. а) Предложения по цели высказывания. б) Эмоциональная окраска предложений. в) Порядок слов в предложении. 2 . Структура простого предложения. 3. Способы выражения подлежащего.

б) По эмоциональной окраске все типы предложений делятся на восклицательные и невосклицательные . Восклицательные предложения передают чувства говорящего. В зависимости от того, утверждается или отрицается высказываемая мысль, предложения делятся на утвердительные и отрицательные. Все остальные предложения – невосклицательные . - Кто скажет, какой знак препинания ставится в конце восклицательного предложения? - Приведите примеры таких предложений.

в) Большое значение в предложении имеет порядок слов, который помогает говорящему выделить наиболее важное в смысловом отношении слово. Различают обычный , прямой порядок слов, и обратный (инверсию) . При прямом порядке слов каждый член предложения занимает своё определённое место: подлежащее перед сказуемым (Весна наступила); согласованное определение перед опред.словом (весенний день); несогласованное определение – после опред.слова (дом на набережной); обстоятельство образа действия – перед сказуемым (громко говорил); дополн -е и др виды обст -в – после сказуемого (читать книгу, въехать в город, приготовиться к бою, вернуться на закате).

Обратный порядок слов (инверсия) – это изобразительное средство языка, которое используется, чтобы обратить внимание читателя на слово, стоящее в необычном месте, подчеркнуть его значение : Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом Опять весна душистая Повеяла крылом.

2. Структура простого предложения. По своему строению простые предложения очень разнообразны. Простые предложения по строению грамматической основы делятся на двусоставные (с двумя главными членами) и односоставные (с одним главным членом). Например : Дорога уходит вдаль. – Зимняя дорога. Холодно.

Простые предложения в зависимости от наличия второстепенных членов делятся на распространённые и нераспространенные. Нераспространенные предложения состоят только из главных членов: Наступила осень. В распространенных предложениях есть второстепенные члены: Поздней осенью мы вернулись в город. Нераспространенными и распространенными могут быть как односоставные, так и двусоставные предложения.

Главные члены предложения – основа предложения. Подлежащее - главный член предложения, который связан со сказуемым. Отвечает на вопросы Кто? Что? Сказуемое – главный член предложения, который обычно связан с подлежащим и отвечает на вопросы Что делает предмет ? Какой он ? Каков он ? Что он такое? Кто он такой? И др.

3. Способы выражения подлежащего. Чаще всего подлежащее выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже. Высоко в небе сияло солнце .- сущ. Мы ехали по широкому лугу.- мест.

Закрепление материала Задание . Найти и подчеркнуть подлежащее. Указать, чем выражено. И вот наступило долгождан-ное послезавтра. Поезд мчался в неясную даль. Кто не заключал таких условий со своей совестью? Несколь -ко человек оглянулось.

Но является сочинитель- ным союзом. Жить – Родине служить! Замедленно падал пятый. Отдыхающие распо -ложились в домиках. Старшие ушли купаться.

Итоговый этап 1 . Какое предложение называется простым? 2. Какие предложения по цели высказывания вы знаете? 3. Какие бывают предложения по эмоциональной окраске? 4. Что является грамматической основой предложения? 5. Чем может быть выражено подлежащее?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: научить производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений; обучать умению интонационно выразительно читать предложения; обобщить ранее изученное о простом предложении.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Лексическая работа по вариантам.

Задание: расставить ударения в следующих словах:

I вариант. Выкрашенный, обеспечение, досуг, диспансер, чистильщик, импорт, медикаменты, цемент, щавель.

II вариант. Поняла, договор, языковое явление, приняла, дефис, торты, квартал, аристократия, баловать, газопровод .

Объяснить лексическое значение слов:

I вариант – диспансер;

II вариант – языковое явление.

III. Беседа с классом. Повторение изученного .

1. Что называется простым предложением?

2. Где заключено грамматическое значение предложения?

3. Что называется подлежащим? Чем может быть выражено подлежащее?

4. Что называется сказуемым? Какие типы сказуемых вам известны?

IV. Анализ предложений. Работа в группах.

1-я группа. Задание. Записать предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы.

1. Солнце взошло.

2. День будет жарким.

3. Стемнело.

4. Река была глубока.

5. Сын – выпускник школы.

6. Поздний вечер.

8. Настала ночь.

9. День был морозным.

2-я группа. Задание. Записать предложения, подчеркнуть подлежащие, указать способ выражения подлежащего.

1. Редела тень. сущ.

2.Провожающие собрались на перроне. прич. в знач. сущ.

3. Восемь делится на два. числ. в знач. сущ.

4. Трое вышли на улицу. числ.

6. Я помню чудное мгновенье. (А. С. Пушкин) местоим

7. Жить – Родине служить. (Пословица) н.ф.гл.

8. Стаи воробьев купались в луже. словосочет

9. Многие из нас видели этот фильм.

10. Мы с родителями побывали в музее.

11. Млечный Путь ярко выделялся на ночном небе.

12. На уборку урожая вышли от мала до велика.

3-я группа. Задание. Записать предложения, подчеркнуть сказуемые, указать способ выражения сказуемого.

1. Деревья быстро пожелтели.

2. Мальчик начал волноваться сильнее.

3. Преподаватель словесности строг.

4. Кинофильм очень интересный.

6. Утро было раннее.

7. Озеро как зеркало.

8. Два плюс три будет пять.

9. Вечером море было черного цвета.

V. Анализ текста. Повторение.

Задание. Записать текст, вставить пропущенные буквы. Озаглавить текст, определить стиль и тип речи, расставить знаки препинания.

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо л..тели по ветру то отвес(?)но л..жились на сырую траву. Часто осенью я прист..льно сл..дил за падающими листьями чтобы поймать ту (не) заметную долю с..кунды когда лист о..деляется от ветк.. и нач..нает падать на землю. Я посм..трел на клен и увид..л как ..сторожно о..делился от ветк.. красный лист вздрогнул на одно мгн..вение ост..новился в воздух.. и косо нач..л падать к моим ногам ш..лестя и кол..хаясь… Каждый лист был ш..девром тончайш..им слитком из золота и бронзы обрызг..нный киноварью* и чернью каждый лист был соверше(н, нн)ым тв..рением природы произв..дением ее таинстве(н, нн)ого иску(с, сс)тва. (К. Г. Паустовский)

Текст посвящен описанию листопада. Писатель пробуждает в воображении читателя чувство восхищения творениями природы. Стиль данного текста художественный, поэтому речь образная. В ней используется конкретная лексика листопад, дни, ночи, лист, посмотрел, отделяется и т. д., слова с переносным значением слитком из золота и бронзы, изобразительно-выразительные средства языка лист вздрогнул – олицетворе-

Тип речи – описание, так как цель автора – описать красоту осеннего листа. Организующая роль принадлежит глаголам (начался, падать, отделяется, посмотрел) и глагольным формам (падающими, шелестя, колыхаясь). В небольшом тексте слово падать (падающий) повторяется четыре раза. Это придает тексту динамизм, живое восприятие картины листопада.

В тексте слово употреблено в переносном значении: обрызганный киноварью – метафора. По стилистической окраске слово принадлежит к книжной лексике, в художественном тексте служит для создания образа, передачи авторского отношения к описываемому предмету. Заимствовано из греческого языка.

VI. Итог урока.

Домашнее задание.

1. Повторить материал о восклицательных и невосклицательных предложениях, двусоставных и односоставных.

3. Составить и записать односоставные предложения, охарактеризовать их.

Тема: ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЕГО ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Цели: научить производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений; обучать умению интонационно выразительно читать предложения; обобщить ранее изученное о простом предложении.

I. Организационный момент.

II. Лексическая работа по вариантам.

Задание: расставить ударения в следующих словах:

I вариант. Выкрашенный, обеспечение, досуг, диспансер, чистильщик, импорт, медикаменты, цемент, щавель.

II вариант. Поняла, договор, языковое явление, приняла, дефис, торты, квартал, аристократия, баловать, газопровод .

Объяснить лексическое значение слов:

I вариант – диспансер;

II вариант – языковое явление.

III. Беседа с классом. Повторение изученного мтериала.

1. Что называется простым предложением?

2. Где заключено грамматическое значение предложения?

3. Что называется подлежащим? Чем может быть выражено подлежащее?

4. Что называется сказуемым? Какие типы сказуемых вам известны?

IV. Анализ предложений. Работа в группах.

1-я группа. Задание. Записать предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы.

2. День будет жарким.

4. Река была глубока.

5. Сынвыпускник школы.

6. Поздний вечер.

9. День был морозным.

2-я группа. Задание. Записать предложения, подчеркнуть подлежащие, указать способ выражения подлежащего.

1. Редела тень. сущ.

2.Провожающие собрались на перроне. прич. в знач. сущ.

3. Восемь делится на два. числ. в знач. сущ.

4. Трое вышли на улицу. числ.

6. Я помню чудное мгновенье. (А. С. Пушкин) местоим

7. Жить – Родине служить. (Пословица) н.ф.гл.

8. Стаи воробьев купались в луже. словосочет

9. Многие из нас видели этот фильм.

10. Мы с родителями побывали в музее.

11. Млечный Путь ярко выделялся на ночном небе.

12. На уборку урожая вышли от мала до велика.

3-я группа. Задание. Записать предложения, подчеркнуть сказуемые, указать способ выражения сказуемого.

1. Деревья быстро пожелтели.

2. Мальчик начал волноваться сильнее.

3. Преподаватель словесности строг.

4. Кинофильм очень интересный.

6. Утро было раннее.

7. Озеро как зеркало.

8. Два плюс три будет пять.

9. Вечером море было черного цвета.

V. Анализ текста. Повторение.

Задание. Записать текст, вставить пропущенные буквы. Озаглавить текст, определить стиль и тип речи, расставить знаки препинания.

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо л..тели по ветру то отвес(?)но л..жились на сырую траву. Часто осенью я прист..льно сл..дил за падающими листьями чтобы поймать ту (не) заметную долю с..кунды когда лист о..деляется от ветк.. и нач..нает падать на землю. Я посм..трел на клен и увид..л как ..сторожно о..делился от ветк.. красный лист вздрогнул на одно мгн..вение ост..новился в воздух.. и косо нач..л падать к моим ногам ш..лестя и кол..хаясь… Каждый лист был ш..девром тончайш..им слитком из золота и бронзы обрызг..нный киноварью * и чернью каждый лист был соверше(н, нн)ым тв..рением природы произв..дением ее таинстве(н, нн)ого иску(с, сс)тва. (К. Г. Паустовский)

Текст посвящен описанию листопада. Писатель пробуждает в воображении читателя чувство восхищения творениями природы. Стиль данного текста художественный, поэтому речь образная. В ней используется конкретная лексика листопад, дни, ночи, лист, посмотрел, отделяется и т. д., слова с переносным значением слитком из золота и бронзы, изобразительно-выразительные средства языка лист вздрогнул – олицетворе-

Тип речи – описание, так как цель автора – описать красоту осеннего листа. Организующая роль принадлежит глаголам (начался, падать, отделяется, посмотрел) и глагольным формам (падающими, шелестя, колыхаясь). В небольшом тексте слово падать (падающий) повторяется четыре раза. Это придает тексту динамизм, живое восприятие картины листопада.

В тексте слово употреблено в переносном значении: обрызганный киноварью – метафора. По стилистической окраске слово принадлежит к книжной лексике, в художественном тексте служит для создания образа, передачи авторского отношения к описываемому предмету. Заимствовано из греческого языка.

VI. Итог урока.

Домашнее задание.

1. Повторить материал о восклицательных и невосклицательных предложениях, двусоставных и односоставных.


В этом уроке-повторении мы обобщим и систематизируем все, что мы знаем о простом предложении. Вспомним об односоставных и неполных предложениях. И поговорим о главных членах предложения.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Простое предложение и его грамматическая основа"

· Сегодня мы вспомним все, что мы знаем о простом предложении.

· Обновим в памяти понятия односоставных и неполных предложений.

· Систематизируем знания об основе простого предложения.

Предложение – это основная единица синтаксиса.

Предложения выполняют коммуникативную функцию.

− То есть, мы общаемся при помощи предложений?

− Молодец! Ты все-таки догадался.

Перед нами – три предложения: первое – вопросительное, второе – повествовательное восклицательное, и третье – повествовательное невосклицательное.

Предложение является законченным по смыслу и интонационно.


Каждое предложение имеет грамматическую основу, то есть, основную часть, состоящую из главных членов предложения.

В предложении может быть одна основа, а может быть больше одной основы.

Я играю на гитаре. Это простое предложение. В нем одна грамматическая основа: я играю.

Я играю на гитаре, а моя сестра рисует. Сложное предложение, потому что в нем две грамматические основы: я играю и сестра рисует.

Грамматической основой предложения являются подлежащее и сказуемое.

Рассмотрим простое предложение Дождь идет.

Дождьподлежащее, то, о чем говорится в предложении.

Идетсказуемое. Сказуемое обозначает действие и состояние подлежащего.

Рассмотрим главные члены предложения подробнее. Начнем с подлежащего.

Подлежащее – главный член предложения.

Оно отвечает на вопросы кто? что?

Подлежащее обозначает предмет, действие которого выражается сказуемым.

Подлежащее обычно выражается именем существительным в форме именительного падежа.

София улыбнулась. Девушка пошутила.

Обратите внимание: подлежащим может быть как собственное, так и нарицательное имя существительное.

В роли подлежащего также часто выступают местоимения.

Он искал ключи. Что-то еще потерялось.

Наиболее часто подлежащими бывают личные, неопределенные, вопросительные и отрицательные местоимения.

Числительное также может выступать в роли подлежащего.

Трое шли по улице.

Достаточно часто подлежащее выражается неопределенной формой глагола.

Сочинять – великий дар.

Наконец, подлежащее может быть выражено любой субстантивированной, то есть перешедшей в разряд существительных частью речи.

Читающие быстрее развиваются.

В данном случае подлежащее выражено отглагольным прилагательным.

Подлежащие могут также выражаться лексически или синтаксически неделимыми сочетаниями.

Рассмотрим предложение Бабье лето в этом году наступило рано.


Поэтому подлежащее в этом предложении – бабье лето.

Представим, что во всех приведенных предложениях подлежащим является только одно слово. Посмотрите на них внимательно. Разве может такое быть?


Есть большая разница между понятием дорога и сочетанием железная дорога. В первом предложении подлежащее – железная дорога.

Разве могла прийти на вечеринку куча? Нет, конечно, подлежащее – куча народа.

Какое-то много почему-то улетает весной на юг. Нет, подлежащее – много птиц.

Кто был награжден? Какой-то лучший? Лучший – кто? Подлежащее – лучший из учеников, иначе основа предложения лексически не полна.

Что-то было в его поведении. Что именно? Подлежащее – что-то странное.

Подлежащее в двусоставных предложениях выступает вместе со сказуемым.

Мы помним, что сказуемое поясняет, что делает лицо или предмет или что происходит с лицом или предметом.

Выделяется три типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.

Так, в предложении Я читаю книгу будет простое глагольное сказуемое – читаю.

В предложении Я начал читать книгу – составное глагольное сказуемое – начал читать.

В предложении Я любитель книг – составное именное сказуемое – любитель книг.


Рассмотрим типы сказуемого подробнее и начнем с простого глагольного сказуемого.


Простое глагольное сказуемое – и правда простое. Потому что в его роли выступает в основном глагол во всех его формах. В том числе и в сложных формах, поэтому нужно быть внимательными.

В роли простого глагольного сказуемого может также выступать все, что по смыслу равняется одному глаголу.

Я поехал бы на экскурсию. Подлежащее – я. Сказуемое – поехал бы. Это форма условного наклонения глагола. То есть, одна форма глагола. Это – простое глагольное сказуемое.

Мы будем повторять орфографию. Будем повторять – сложная форма будущего времени глагола повторять. Так как это одна глагольная форма, то сказуемое – простое глагольное.

Она взяла себя в руки. Взять себя в руки – фразеологизм, который можно заменить одним глаголом: успокоиться. Значит, сказуемое – простое глагольное.

Я пойду узнаю расписание. В таких сочетаниях подразумевается как бы одно цельное, неразрывное действие. Перед нами практически один глагол. Это сказуемое простое глагольное.

Составное глагольное сказуемое запоминается нам тем, что в игру вступают так называемые связки. Действительно, это сказуемое состоит из вспомогательной части, которая выражает грамматическое значение, и инфинитива, который выражает основной смысл сказуемого.


В роли связок могут выступать слова начать, стать, продолжать, закончить, хотеть, мечтать, бояться, пытаться, ненавидеть. И так далее.

Он начал рассказывать о походе. Сказуемое – начал рассказывать. Без инфинитива сказуемое теряет смысл. Это составное глагольное сказуемое.

Я хотел рассмотреть эту картину. Хотел рассмотреть – составное глагольное сказуемое. Без инфинитива нам непонятно, что хотел сделать субъект.

Мы пытались до вас дозвониться. Сказуемое пытались дозвониться – составное глагольное, поскольку без инфинитива теряет смысл. Заметьте, что части составного глагольного сказуемого не всегда стоят вместе, они могут разделяться другими членами предложения.

Он рад с нами познакомиться. Сказуемое – рад познакомиться. В качестве связки иногда выступают не только глаголы, но и краткие формы прилагательных. Сказуемое составное глагольное, потому что без инфинитива теряет смысл. Здесь части сказуемого тоже разделены.

Составное именное сказуемое достаточно легко определить. В нем действительно должно быть имя. Точнее – глагол-связка (который, правда, может отсутствовать) плюс именная часть. При этом значение сказуемого непременно выражается именной частью.


Она стала студенткой. Сказуемое – стала студенткой. Без именной части сказуемое не имеет смысла.

Семью семь – сорок девять. Сказуемое – сорок девять, связка отсутствует.

Это озеро прекрасно. Сказуемое – прекрасно, связка отсутствует.

Её дочь давно замужем. Сказуемое здесь выражено наречием – замужем. Оно составное именное.

Предложения также различаются по составу грамматической основы.

Это значит, что в предложении могут быть и подлежащее, и сказуемое, а может – только подлежащее или только сказуемое.

Солнце светит ярко. Это предложение – двусоставное, поскольку в нем есть подлежащее солнце и сказуемое светит.

Осень. Листопад. Эти предложения – односоставные. В них есть только один главный член, который похож с виду на подлежащее, потому что выражается формой именительного падежа имени существительного.

Холодает. Оденься! Эти предложения – тоже односоставные. Главный член в них похож на сказуемое, поскольку выражается при помощи форм глаголов.

Вспомним то, что мы знаем о типах односоставных предложений.

Определенно-личные предложения. В этих предложениях мы всегда можем определить, кто совершает указанные действия: их совершает конкретная личность.


В такие предложения на место подлежащего можно легко подставить местоимения я, ты, мы, вы.

Неопределенно-личные предложения, в отличие от определенно-личных, не дают указания на конкретное лицо. Нам непонятно, кто совершает действие.


Тебе только что звонили. Кто конкретно звонил? Непонятно. Это неопределенно-личное предложение.

На полях начали жатву. Кто начал? Неопределенно-личное предложение.

Безличные предложения.

В них вообще нет указания ни на какое лицо. Действие или состояние не зависит ни от каких лиц.

Не так давно рассвело. Действие выполняется само по себе, без участия лица.

Ребятам было весело. Состояние проявилось вне зависимости от лица, это безличное предложение.


Однако главный член в таких предложениях может выражаться, например, и инфинитивом.

Ну как не улыбнуться в ответ? Указание на лицо отсутствует. Предложение безличное.

Назывные предложения выделяются в отдельную группу.

Они просто описывают то, что есть, то есть, сообщают о событии действии.


Главный член в назывном предложении обычно выражается формой именительного падежа существительных или местоимений.

Тихий дождик. Это предложение назывное и распространенное, оно содержит определение.

Вот и осень. Предложение содержит указание. Но оно все равно назывное.

Вспомним также о том, что позиции главных и второстепенных членов предложения могут быть замещёнными и незамещёнными. То есть, в предложении мы можем пропустить один или несколько членов, потому что они понятны нам из контекста.

На заборе сидит крупная ворона. Это предложение полное, в нем замещены все позиции.

На заборе – крупная ворона. Это предложение неполное. В нем пропущено сказуемое.

− Где сидит крупная ворона?

Второе предложение является неполным, так как в нем незамещёнными будут позиции подлежащего, сказуемого и определения.

Неполные предложения – это предложения, в которых пропущен главный или второстепенный член, необходимый для выражения мысли.

Читайте также: