Конспект занятия логические игры

Обновлено: 03.07.2024

Ход НОД

(У воспитателя солнышко из картона, но без лучиков. Лучики - это прищепки. Детям нужно взять по одной прищепке и прищепнуть к солнышку, при этом сказать: «Доброе утро Маша (назвать свое имя). Таким образом дети представляются.

Сюрпризный момент – письмо от Торопыжки. Воспитатель говорит детям, что утром к нам в группу пришло письмо от Торопыжки. Вы помните его?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете какие бывают виды транспорта, (подвести детей к понятию водный, наземный, воздушный?

Дети берут карточки с изображением видов транспорта и занимают обручи условленного цвета (зеленый обруч - наземный, синий - водный, желтый — воздушный).

Дети слушают загадку и если отгадка соответствует их картинке – выходят из обруча, называют и показывают отгадку и говорят, что делает этот транспорт например: машина едет, корабль плывет, самолет летит и т.д.)

Искры сыплются салютом,
Над проспектом слышен звон.
Это едет по маршруту
Электрический вагон.
Были б рельсы, провода –
Нас прокатит без труда. (Трамвай)

В городах глубокой ночью
Спят автобус и трамвай.
Если транспорт нужен срочно –
Ты машину вызывай.
Та приедет: "Я свободна!
Довезу куда угодно!" (Такси)

Он не лось, но он двурогий,
Важно едет по дороге.
Если рожки вдруг слетают
С двух контактных проводов –
Их водитель поправляет,
И вагончик в путь готов! (Троллейбус)

Пассажиров мы катаем
По маршрутам тут и там,
А туристов доставляем
К историческим местам.
Едем к цели дружно все
По проспектам и шоссе. (Автобусы)

Я машина не простая,
Вся из алюминия.
И на крыльях я взлетаю
В это небо синее.
Пассажирский, грузовой,
Иногда сверхзвуковой. (Самолет)

Я важная машина,
Есть кузов и кабина.
Вожу любые грузы
По ленточкам дорог.
И парты, и арбузы
Я вам доставлю в срок. (Грузовик)

По дороге из железа
Быстро еду мимо леса,
Мимо тундры и песков,
Деревень и городов.
Мне уже немало лет.
Паровозом был мой дед. (Поезд)

Старый пароход не зря
Дедом я зову.
Через реки и моря -
Всюду проплыву.
А по Волге, вверх и вниз,
Отвезу я вас в круиз. (Теплоход)

Поднял в небо я глаза -
Там большая стрекоза,
Неживая, из металла,
Все летала и летала,
Грохотала и парила
И пропеллером крутила. (Вертолет)

Я хорошая машина,
Резво еду без бензина.
Увезу в любые дали,
Только ты крути педали. (Велосипед)

Под водой железный кит -
Днем и ночью кит не спит,
Днем и ночью под водой
Охраняет мой покой. (Подводная лодка)

К лежебоке у реки притащил я две руки;
По руке к бокам приладил,
И поплыл по водной глади. (Вёсла, лодка)

От ветра он не прячется,
А, грудь подставив, Катится. (Парусник)

Паровоз без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел? —
Прямо по морю пошел! (Пароход)

Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд,
Наш народ построил эту Межпланетную . (ракету)

Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю.
Отправляюсь я в полет,
Кто же это? - . (вертолёт)

Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой,
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой. (Мотоцикл)

Игр проводится на ковре, дети садятся удобном месте и удобной позе. У каждого ребенка конверт с набором карточек, с изображением транспорта. Дети слушают звук (поезд, автомобиль, мотоцикл, самолет, вертолет) и поднимают карточку с изображением звучащего транспорта.

Воспитатель продолжает читать письмо Торопыжки: «Ребята, Торопыжка, большой шутник. Посмотрите на каком транспорте он собрался в путешествие.

Что это? (картинка с изображением грузовой машины, из счетных палочек). Можно ли на ней путешествовать? Почему?

Давайте мы с вами выложим из палочек машину, на которой можно путешествовать. (легковая машина)


Ребята, а вы знаете, что во время путешествия могут встретится разные дороги: и прямые, и изогнутые, и ровные, и не очень. А давайте мы выложим разноцветные дорожки из геометрических фигур, по которой Торопыжке приятно было бы путешествовать

Воспитатель предлагает на выбор детям рассмотреть засекреченные картинки, отгадать, что на них изображено и закрасить только тот транспорт, на котором они хотят предложить путешествовать Торопыжке.

Ребята перед вами паровозик. Оцените свою работу на сегодняшнем занятии.

Если вы старались и всё получилось, то посадите своего человечка в первый вагон. А если не всё получалось на занятии, вы испытывали трудности или тревогу, боялись ошибиться, то посадите своего человечка во второй вагон.

Аннотация: Предложенный материал поможет педагогам организовать занятие по развитию умственных способностей детей на дифференцированной основе. Использование интеллектуальных логических тренажеров в игровой, увлекательной форме помогут детям развить способность рассуждать, раскрывать закономерные отношения, делать выводы, аргументировать ответы, находить путь решения той или иной задачи, а также помогут развить необходимые речевые навыки, зрительное восприятие, произвольное внимание.

Цель: Развивать способности логически мыслить на основе использования задач разной сложности.

-Учить высказывать предположения, анализировать, делать простейшие выводы;

-Закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры, составлять слова из заданных букв;

- Продолжать учить детей находить закономерность в размещении предметов и абстрактно-геометрических фигур на дифференцированной основе;

- Упражнять в решении логических задач на поиск недостающей фигуры и доказательстве правильного решения;

-Тренировать в поиске одинаковых и разных элементов среди одиннадцати,

двенадцати похожих изображений;

-Закреплять умение ориентироваться в пространстве;

-Учить согласовывать свои действия с действия партнеров при решении

Развивающие:

-Учить высказывать предположения, анализировать, делать простейшие выводы;

-Формировать умение отстаивать свою точку зрения;

-Развивать умение сравнивать, обобщать делать логические умозаключения.

Воспитывающие:

-Создавать условия для проявления таких личностных качеств, как сочувствие, отзывчивость, желание помочь;

-Формировать умение договариваться, помогать друг другу;

-Воспитывать инициативность, самостоятельность;

-Формировать навыки самоконтроля.

Предварительная работа:

Материал, оборудование:

Ход занятия:

Дети заходят в группу

Воспитатель: Я рада видеть вас таких красивых, здоровых, добрых, с хорошим настроением! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера!

-Раз письмо адресовано нам, тогда мы его прочитаем:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, Смешарики прислали вот такую карту для того, чтобы помочь нам двигаться по улицам Логограда в нужном направлении. На улицах Логограда изображены дома и живут в них. ( геометрические фигуры ).

Карта вывешивается на мольберт

Воспитатель: А вот и волшебный цветок, и на нем висят чудо-конфеты, все красивые, разноцветные. Какую конфету мы сорвем первой ( дети предлагают )

- Первую конфету мы снимаем, куда нам двигаться узнаем.

- Итак, внимание, первый дом находится ближе к прямоугольнику, чем квадрат. Что же это за дом? В нем живет. (круг)

Дети решают примеры, выстраиваются по порядку, двоим из детей предлагается прочитать полученное слово.

Воспитатель: Что же за слово у нас получилось? (квадрат) Ребята, как вы думаете, почему у нас получилось именно это слово ( подсказка для нас).

- Итак, у нас есть три команды: команда желтых, команда зеленых и команда розовых. Каждой команде я буду задавать вопросы, а вы должны подумать и дать на них правильные ответы. Вопросы очень хитрые, будьте внимательны. Вы готовы?

Вопрос для команды желтых: На столе стоит 5 стаканов с компотом. Папа выпил из одного, поставил на стол. Сколько стаканов осталось на столе? (5) Почему вы так решили? (ответы детей )

Вопрос для команды зеленых: На березе 3 толстых ветки. На каждой толстой ветке по 3 тонких веточки. На каждой тоненькой веточке по 1 яблочку. Сколько всего яблок растет на березе? ( нисколько )

Вопрос для команды розовых: Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, потом еще 3 сливы. Сколько деревьев зацвело? (В январе деревья не зацветают ).

Ребята, вы меня очень порадовали! Но это еще не все. Сейчас задание для всех ( воспитатель достает карточку с изображением предметов ). Рассмотрите внимательно карточку, какие предметы и как на ней изображены. Я буду задавать вопросы, а вы при помощи карточки должны на них ответить. Итак, внимание:

1.Коля и Вика раскрашивали картинки. ) Кто-то из них пользовался кисточкой, кто-то карандашом. То, что было у Вики нарисовано ближе к трамваю, чем книга, а то, что было у Коли нарисовано дальше от трамвая, чем книга. Чем ракрашивал картинку Коля, а чем Вика? (Вика - карандашом, Коля - кисточкой)

2. Вера и Костя отправились в гости. Кто-то из них ехал на трамвае, кто-то на автобусе. То, на чем ехал Костя, нарисовано дальше от кисточки, чем тетрадь, а то, на чем ехала Вера, находится ближе к кисточке, чем тетрадь. На чем ехала Вера и на чем Костя? (Костя на трамвае, Вера на автобусе)

- Ребята, посмотрите, у меня есть три конверта разных цветов. Как вы думаете, какая команда какой конверт должна взять? ( дети высказывают предположения, а затем получают конверт соответствующего цвета). Для того, чтобы выполнить это задание, вам необходимо занять место за столом с соответствующим цветом ( дети рассаживаются).

- Ребята, откройте конверты и раздайте каждому члену команды. А теперь слушаем задание: каждой команде нео б ходимо рассмотреть таблицу, найти закономерность, а затем определить недостающую карточку в других таблицах. Внимательно посмотрите, как располагаются изображения по рядам и столбцам ( Приложение2 ) , (дети выполняют задание далее воспитатель предлагает проверить правильность выполнения задания)

- А теперь я предлагаю вам проверить, правильно ли вы выполнили задание. Я раздам вам карточки с правильными ответами, а вы проверьте, все ли у вас получилось.

- Итак, наши команды справились с заданием и за это получают еще одну подсказку ( картинку с полочкой для игрушек).

ребус для команды желтых.

ребус для команды зеленых.

ребус для команды зеленых.

(воспитатель раздает ребусы, дети отгадывают)

Воспитатель: А наше путешествие продолжается. Давайте узнаем, куда же нам идти дальше? ( срываем очередную конфету).

- Ребята, мы сорвали с вами волшебную конфету, и в ней написано, что мы должны немного отдохнуть и размяться.

Воспитатель: Ну что, отдохнули немного? ( да). Продолжим наше путешествие. Давайте сорвем еще одну конфетку. И наш следующий дом находится ближе к треугольнику, чем квадрат. Что это за дом? Кто в нем живет? (овал ).

- Итак, внимание! У каждой команды свое задание. Слушайте внимательно!

( Приложение3)

-Команде желтых необходимо найти на карточке в каждом задании один рисунок, который отличается от других и отметить его галочкой.

-Команде зеленых необходимо найти три одинаковых рисунка в каждом задании и отметить их галочкой.

-Команде розовых необходимо найти две группы одинаковых изображений, одну группу отметить галочкой, а вторую плюсиком. Задание понятно?

Приступайте ( дети выполняют задание, далее воспитатель проверяет правильность выполнения задания командами ).

-А теперь проверьте, правильно ли вы выполнили задание. (воспитатель раздает карточки с правильными ответами) . Все ли у всех получилось?

Воспитатель: Ну что же, нам осталось сходить в гости к последнему дому. Давайте посмотрим на нашу карту, в гостях у какого дома мы еще не были? У дома, в котором живет. ( ромб).

- Ребята, задание одно на команду. Рассмотрите внимательно изображения, как они располагаются по рядам и столбцам, найдите закономерность, а затем среди карточек найдите ту, которой не хватает в пустом кружке. Договоритесь о том, кто у вас будет отвечать. ( дети ищут, затем воспитатель проверяет правильность выполнения задания).

- Все команды нашли недостающую карточку? А теперь давайте проверим, правильно ли было выполнено задание.

-Итак, команда желтых, назовите номер карточки, которая как вы думаете должна находиться в пустом окошке ( дети называют). И это карточка №.

-Команда зеленых, назовите свой вариант ответа ( дети называют). И это карточка №.

-Команда розовых. Это карточка №.

- Молодцы, все команды справились с заданием и за это вы получаете последнюю подсказку ( изображение автомобиля ).

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Если вам понравилось наше путешествие, выберите веселого смайлика, если вы испытывали затруднения, вам было неинтересно, выберите смайлик погрустнее. ( дети выбирают смайликов и прикрепляют к доске ).

- А Смешарики стали очень радостными и благодарят вас за то, что вы показали им, как много знаете и умеете, были внимательными, сообразительными, настойчивыми, преодолели все препятствия и нашли сюрприз, который они для вас приготовили.

Воспитатель: Ребята, давайте скажем спасибо Смешарикам за подарки! А теперь пожелаем нашим гостям и Смешарикам всего самого наилучшего и попрощаемся со всеми.

1.Е.А.Носова, Логика и математика для дошкольников;

2. Тихомирова Л.Ф. Логика.5-7 лет.- Ярославль: Академия,2000.

3. Зак А.З. Интеллектика для дошкольников. Тетради для развития мыслительных способностей, ч. 1 и 2. М., 2004, 2006.

5. Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 6 - 7 лет: ч. 1, 2, 3. М. : Интерпракс, 1994.

6. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6 - 7 лет. М. : Новая школа, 1996.

7. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль: Академия развития, 1998.

8. Зак А.З. Как развивать логическое мышление у детей. М. : Аркти, 2001, 2003.

- умение рисовать прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии при изображении больших и маленьких треугольников в тетрадях.

2. Продолжать знакомство с планами.

3. Развивать мышление с помощью логических игр.

Демонстрационный материал: кукла Буратино; набор многоугольников; обруч; план группы; призы детям.

Раздаточный материал: логические карточки; бумажные круги и ножницы; тетради в клетку; карандаши.

Ход занятия

Дети стоят в кругу. Появляется Буратино.

Буратино. Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть! Я — Буратино, сын папы Карло. Папа Карло купил мне азбуку и коробку с играми.

Буратино достает коробку с геометрическими фигурами (многоугольниками). На пол кладется обруч. Дети встают вокруг обруча.

— Давайте с вами поиграем. Возьмите каждый по одной фигуре и слушайте мое задание:

- встаньте в обруч те, у кого четырехугольники;

- встаньте в обруч те, у кого пятиугольники;

- встаньте в обруч те, у кого шестиугольники;

- встаньте в обруч те, у кого восьмиугольники;

- поднимите карточки те, у кого многоугольники.

— Молодцы! Как хорошо вы знаете геометрические фигуры. Ребята, Пьеро прислал мне какие-то письма с заданиями. Я ничего не могу понять. Помогите мне.

Буратино предлагает детям разбиться на пары и дает каждой паре по 2 карточки с логическими задачами.

— Определите, что лишнее в каждом ряду? Почему вы так считаете?


— Спасибо вам, ребята, за выполненные задания! Сегодня утром мы сели пить чай. Мальвина поставила на стол торт и попросила поделить его на 4 равные части. Нас ведь было четверо: я, Мальвина, Пьеро и Артемон. Я не знаю, как это делается. Пришлось Мальвине самой делить торт.

Воспитатель. Буратино, ты не переживай, наши дети умеют это делать и тебя научат.

Воспитатель предлагает детям пройти за столы, на которых лежат круги из бумаги и ножницы. Дети делят круг на 4 части.

— На сколько равных частей вы разделили торт? Всем ли достанется? Какая часть торта достанется Мальвине? (Одна четвертая.)

Какая часть торта достанется Пьеро? (Одна четвертая.) Какая — Буратино? Какая — Артемону?

Буратино. Спасибо, ребята! В следующий раз я сам смогу правильно разделить торт.

Ой, совсем забыл. Ведь я зашел к вам вот с этим планом. В нем указано место, где лежит мой золотой ключик. Помогите мне его отыскать. Предлагаю разбиться на 2 команды. Какая команда первой найдет золотой ключик, та и получит приз!

План вешается на доску. Обе команды смотрят на план и пытаются отыскать место, где спрятан ключик. После того как дети находят ключик, Буратино благодарит их и вручает призы — маленькие брелочки в виде ключиков.

Воспитатель. Да это мы с ребятами быстро сделаем. Мы и в тетрадях умеем работать. Правда, дети?


Воспитатель предлагает детям пройти за столы.

Дети выполняют в тетрадях задания, предложенные воспитателем: рисуют разные треугольники.

Занятие по математике в детском саду. Подготовительная группа

Задачи:

1. Расширять знание об элементарной экономике.

2. Продолжать учить:

- сложению и вычитанию чисел (по одному);

- создавать предметные изображения, используя прямые и наклонные линии, в тетрадях.

3. Совершенствовать классификацию геометрических фигур.

4. Развивать логическое мышление с помощью логических игр.

Демонстрационный материал: игрушки Красная Шапочка и Волк; геометрические фигуры разного цвета и размера; 6 обручей двух цветов; монеты разного достоинства; пластиковая банковская карточка.

Раздаточный материал: карточки с пирамидками; цветные фломастеры или карандаши; тетради в клеточку.

Ход занятия

Дети стоят полукругом. В группе появляется Красная Шапочка (игрушка).

Красная Шапочка. Здравствуйте, дети! Вы знаете, кто я? Я шла к своей бабушке, увидела ваш детский сад и зашла к вам. Чем вы занимаетесь?


- кольцо, расположенное рядом с синим, но ниже его, было желтым;

- верхушка была красной;

- синее кольцо оказалось между желтым и зеленым;

- между красным и зеленым было кольцо коричневого цвета;

- оставшееся кольцо раскрасьте карандашом по своему усмотрению.

— А теперь сравните свою пирамидку с моей. Правильно ли вы выполнили задание?

Красная Шапочка показывает правильный вариант. Раздается стук в дверь. В группу входит Волк.

Волк. Здравствуйте, дети! Я Волк. А где эта Красная Шапка? Пусть не боится, я не буду ее глотать. Я же знаю из сказки, чем это может кончиться. Вот тут узнал, что у вас идет занятие по математике, и тоже решил с вами поиграть. Можно? Ну тогда давайте выходите из-за столов. Разделитесь на 2 команды: команда Волка и команда Красной Шапочки. Поиграем с двумя обручами и геометрическими фигурами (2 пересекающихся обруча).

1. Положите в красный обруч все квадратные фигуры.

Положите в синий обруч все синие фигуры.

2. Положите в красный обруч все желтые фигуры.

Положите в синий обруч все треугольные фигуры.

— Ну вы молодцы! А задачи решать умеете? Задание такое: составьте задачу про меня и про Красную Шапочку. Потом будете нам ее задавать, а мы будем ее решать.

Один ребенок от каждой команды выходит и рассказывает придуманную командой задачу, в которой упоминается про Волка и Красную Шапочку.

Красная Шапочка. Видишь, Волк, как дети замечательно придумывают и решают задачи. А ты еще не совсем хорошо умеешь решать и считать. Вчера мы пошли с бабушкой в магазин. У нас было с собой 10 рублей. У продавца не оказалось сдачи, и мы вернулись домой, чтобы разменять деньги. Бабушка меняла-меняла, да так и не смогла разменять. Помогите разменять 10 рублей.

Дети командами работают за столами, на которых лежат монеты. Составляют варианты размена монет:

- десять монет по 1 рублю;

- пять монет по 2 рубля;

- две монеты по 5 рублей;

- одна монета по 2 рубля и восемь монет по 1 рублю.

— Вот как по-разному можно, оказывается, разменять 10 рублей. А чем еще можно расплатиться в магазине? (Карточками.)

Воспитатель показывает детям пластиковую банковскую карточку и рассказывает, как удобно ею пользоваться. Можно снять деньги в банкомате, в кассе, расплатиться карточкой в магазине.

Воспитатель. Ребята, Волк и Красная Шапочка остались довольны вами. Вы им все рассказали, замечательно поиграли с ними. А теперь нашим героям пора возвращаться к себе в сказку.


Дети прощаются с героями и проходят за столы, где выполняют в тетрадях задания, предложенные воспитателем: рисуют елки и пеньки.

Читайте также: